Моск. Син. Типогр. «Последовании во св. и вел. нед. Пасхи и во всю Свет. седм.». По Служебнику, «возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания» (сн. 6, 71 и 648 стр. печатного оригинала). В дни отдания указанных Господских праздников произносятся те же отпусты, что и в самые праздники, но к ним присоединяется воспоминание дневного святого; так, во вторник на отдание Пасхи на вечерне «обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресый из мертвых и святого дне поминает»; в день отдания Пятидесятницы на утрене «на отпусте поминает иерей святого, егоже есть день» (см. Уст.). Если дни попразднства и отдания праздников случатся в неделю (воскресенье), то отпусты обыкновенно произносятся воскресные, а не бывшего праздника. – «Конечным» или «совершенным» отпустом называется отпуст последней службы, когда они хотя и следуют одна за другой, но после каждой из них положен отпуст (см. Уст. 1, 2, 9 гл.). – При произнесении отпуста иерей, обыкновенно, благословляет народ рукою (см. 636, 637, 644, 647, 648 стр. печатного оригинала, на 851 стр. 50, 53, 56 прим., на 787 стр. 4 прим. и ниже, прим. к следующ. таблицам). 50) После многолетия (см. на 853 стр. 56 прим.) следует (без возгласа) 1-й час. V. Часы вседневные VI. Изобразительные Примечания к таблице вседневных часов 1) См. 761, 765, 767, а также 596 к 616 стр. печатного оригинала. – Возглас 9-го часа перед вечернею произносится пред царскими дверьми (Уст., 7, 8 гл., Служебн.). – Если 9-й час следует за 6-м (см. 596 и 616 стр. печатного оригинала), то он не предваряется возгласом священника, а прямо начинается с воззвания: «Приидите поклонимся». – Согласно указанию Устава (см. 23 гл.), во время чтения часов завеса не открывается и царские врата не отверзаются (за исключением царских часов и часов в первые 3 дня Страстной седмицы, когда положено чтение Евангелия). 2) От недели ап. Фомы до Вознесения (см. Уст., понед. Антипасхи) «на часех» «глаголем начало: Христос воскресе, трижды» (причем некоторые это указание Устава относят только к тем часам, которые начинаются возгласом священника, т.е., к 6-му и 9-му).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

868), VI «Помяни, Господи, в вере скончавшихся», VII пропущена, VIII «От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице» (молитва утренняя) и «Благодарим Тя, Господи Боже наш, возставившаго нас от ложей наших и вложившаго в уста моя слово хваления». Две полунощницы Син. 865, подобно ночному последованию в Син. 868, заключают в себе 13 молитв, по большей части, тех же, что и в указанном последовании. Каждая из четырех частей первой полунощницы содержит по две молитвы, а второй – по одной, за исключением третьей ее части, имеющей две молитвы; первая, вступительная часть как первой, так и второй полунощницы молитв не имеет. Из восьми молитв первой полунощницы 2-я, 4-я и 7-я молитвы соответствуют 1-й, 8-й и 2-й молитвам ночных часов по Син. 868; 1-я молитва («Тя благословим»), 5-я («Господи Вседержителю»), 6-я («Владыко Боже Отче») и 8-я («Величая величаю Тя») читаются на нынешней полунощнице; наконец, 3-ей поставлена молитва: «Господи Боже наш, сонную ленностъ отгнавый от нас и призвавый нас званием святым». Из пяти молитв второй полунощницы 1-я, 3-я и 5-я молитвы соответствуют молитвам 9-го, 10-го и 11-го часа по Син. 868; 4-я совпадает с 6-й молитвой предыдущей полун-цы, а 2-я – особенная; «Согреших на небо и пред Тобою, Владыко, прости ми многая моя прегрешения». – На «почасии ночи» положена молитва 3-го часа ночи, по Син. 868. Древнеславянские чины «великого мефимона» и «ночных часов» в отношении молитв совершенно расходятся с нынешним чином 12-ти псалмов и, кроме предначинательных молитв «Боже святый ныне Владыко небесный царю, И. Христе» – в первом чине – и «Господи И. Христе Сыне Бога живаго, Имже вся створена суть» – во втором, назначают еще по одной молитве для каждого трипсалмия: I «Господи Боже наш, Отче истиньнаго Света» (см. Ватоп. 350), ІI «Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благых» (6 каф.), III «Господи мой, Спасе мой, Вскую мя еси оставил» (см. 3 поч. Син. 868), IV «Господи, видиши беду мою, принуди мя, Господи, любо хощю, любо не хощю, спаси мя» (в Спб. 57 вырвана).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Конец утрени удерживает характер вседневной: «Славословие» читается, после просительной ектеньи положены стихиры на стиховни из Триоди (но на «И ныне» стихира праздника); заканчивается утреня сугубой ектеньей и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. На первом часе полагается кафизма, а в конце его – молитва св. Ефрема Сирина . В день праздника на часах 3-м, 6-м и 9-м полагается чтение рядовых кафизм, на 6-м часе читается обычная паремия (Триоди), после 9-го часа следует чтение изобразительных, заканчивающихся молитвой св. Ефрема Сирина , затем – молитва «Всесвятая Троице» и отпуст часов, как пред литургией Преждеосвященных Даров. Литургия (св. И. Златоуста) начинается вечерней; на вечерне кафизма не читается, к стихирам Триоди присоединяются стихиры праздника, по вход (с Евангелием) читаются две паремии дня и две праздника, затем следуют: малая ектенья, возглас «Трисвятого», а далее отправляется обычно литургия св. И. Златоуста; 2) Если Благовещение случится в один из субботних дней 3 и 4 седм. Великого поста, тогда всенощное бдение тоже состоит из великого повечерия и утрени, и великое повечерие отправляется так же, как сказано выше (см. 1). Но на утрени «бывает служба вся праздника, ниже четверопеснец (который поется в четверток), ни ино что субботное поется, но все праздника, поем же (а не читаем) и славословие великое». «Такожде и на литургии (св. И. Златоуста) все праздника». Лигурия предваряется совершением обычных трехпсалмных часов 3-го и 6-го и «изобразительный» не полагаются; 3) Если Благовещение случится в понедельник какой-либо седмицы Великого поста (не исключая и понедельника Страстной седмицы), тогда накануне праздника отправляется малая вечерня с малым повечерием; всенощное бдение состоит из великой вечерни в соединении с утреней. Великая вечерня начинается пением предначинательного псалма и 1-го антифона «Блажен муж»; на «Господи воззвах» поются стихиры Триоди и праздника, вход, прокимен дня, паремии праздника 3, ектенья: «Рцем вси», «Сподоби Господи», ектенья: «Исполним вечернюю», обычные возгласы и затем лития; вообще вечерня в эти дни имеет характер совершенно праздничный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Древние памятники трипсалмного строя обычно придерживаются нынешнего состава часовых тропарей – седальнов, и лишь изредка допускают некоторые отступления. Так, в Афоно-Андр. 12, при полном сходстве в остальном, на 1-м часе указывается вместо трех тропарей один тропарь «Скоро предвари», а на 9-м часе на место тропаря «Посреде двою разбойнику» поставлен тропарь междочасия «Яко разбойник». – Затем, Син. 866, в отличие от нынешних часов, назначает на 3-м часе тропарь «Егда снишед языки слия» вместо тропаря «Скорое и известное». – Больше особенностей представляет Син. 865. На 1-м часе здесь положен один тропарь «Премудрости наставниче», на 3-м – три особых тропаря: «Царю небесный», «Яко посреде учеников» (сед. 6 гл.) и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; на 6-м часе опущен крестобогородичен «Препрославленна еси», а на 9-м допущена та же перестановка, что и в Афоно-Андр. 12. – В Син. 867 на 1-м часе положены тропари: «Премудрости наставниче», «Яко милосерд Господи» и «Преславную Божию Матерь». – Те же тропари приведены и в Афоно-Пант. 71; кроме того, здесь и на 3-м часе указываются особые тропари; второй – «Егда снишед» и третий – «Взбранной воеводе». Древнеславянские рукописи содержат в себе частью нынешние часовые тропари-седальны, частью особые. Между прочим, в Типогр. 46 и 48 для каждого часа указывается по два тропаря; при чем для 6-го и 9-го часа назначаются их обычные тропари – первый и последний (крестобогородичен), а для 1-го часа – два особых тропаря: «Свету быти повелевый по всей твари» и «Господи, мы есмы людие Твои»; на 3-м часе положен обычный тропарь «Благословен еси» и особый богородичен – «Тя град и станище имамы». – Типогр. 45, излагая последование часов близкое к нынешнему, в составе тропарей делает некоторые отступления, и на 1-м часе, вместо «Яко начатки», приводит тропарь «Премудрости наставниче», а на 3-м часе указывает тропари, встречавшиеся уже в Афоно-Пант. 71. – Наконец, Хлуд. 123 объединяет в себе особенности и первых двух Часословов, и последнего, – а именно – сначала назначает тропари согласно Типогр. 45, а затем приводит и тропари по Типогр. 46 и 48, но с такими оговорками: «иние ж си глаголют» (на 1-м часе), или – «сиа приложихом по типику иерусалимьскому, аще кто волит пети их» (на 3-м часе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«Извещен я, что преосвященный Черногорский возвратится (из Лавры) сегодня в 9 часов. Не соблаговолите ли отправить за ним ваш экипаж с 4-мя конями в шорах, в 7 3/4 ч. Затем, если вам экипаж нужен, – карета парою к вашим услугам; я же думаю в 3 часа отправиться (в другой карете) в Симонов к вечерне. Как изволите находить мои предложения и намерения?» На другой день, 10-го числа, в 11 часов вечера снова пишет: «Мои кони были в хомуте от 7-ми утра до 10-ти вечера. Не одолжите ли ваших на смену – часам к 9-ти утра. К трем прошу вас, по данному уже вами согласию, пожаловать ко мне откушать». Во-вторых, высокопреосвященный митрополит от 15-го июня писал мне, между прочим: «Скажите Чудовскому наместнику, что он не исполняет свои обязанности. До сих пор не знаю я о пребывании в Москве преосвященного Черногорского и возвращении из Лавры, и о времени отбытия его». Июня 15-го – день памяти св. Ионы митрополита Московского. Памятуя, что рассказ о жизни сего святителя на последнем академическом экзамене, в присутствии Московского владыки Филарета, дал неожиданное для меня направление моей службы в Москве, я пожелал совершить в этот день литургию в Успенском соборе, тогда как располагался служить там и преосвященный Леонид. На мою о сем просьбу преосвященный отвечает мне от 13-го числа: «От служения в день св. Ионы в Успенском соборе я готов, ряди вашего утешения, отказаться, но с тем, что, если и в воскресный день надобно быть в Успенском соборе служению архиерейскому, вы и сей день, по великодушию вашему, возьмете на себя: мне же, если что не воспрепятствует, хотелось бы за городом провести его, после нескучной, но и не легкой службы истекающей недели». В последних словах, под нелегкой службой, вероятно, разумеется ухаживанье за черногорским гостем. В субботу, 22-го июня, преосвященный писал мне: «Полагаю, что завтра не ранее 5-ти или 6-ти час. выберусь из города. Прежде, нежели выберусь, имею надобность посоветоваться с вами. Как это устроить? Я буду дома со второго часа. Научите: мне ли приехать к вам и когда; вы ли ко мне пожалуете и когда?»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Охрана его была поручена португальскому полку, я поспешил предупредить его командира о происшедшем и об опасности, угрожавшей им со стороны казачьих отрядов, если на рассвете они обрушатся на них, перейдя за фронт Домбровского. В Наче я встретил генерала Мерля и передал ему поручение Домбровского. Он выразил крайнее удивление по поводу происшествия, которое, по-видимому, не особенно его встревожило и которое даже, кажется, он хотел оставить под сомнением. Впрочем, он сказал, что не получал никакого уведомления, не слышал пушечной стрельбы (сотни пушек на расстоянии 12 верст и в продолжение 11 часов) и будет ожидать распоряжений маршала. Признаюсь, что, если бы у него под командой были не французы, я пожелал бы, чтобы Чичагов появился бы в тот же момент; хороший был бы у нас кавардак. Из Начи я отправился на Бобр, куда прибыл около полуночи. Я не мог увидать маршала, хотя велел передать ему о случившемся в Борисове и настаивал на том, чтобы лично дать ему отчет о положении Домбровского и русских. В 9 часов утра мне пришли сказать, что маршал меня ожидает... Действительно, было уже пора. Я не мог сдержать своего негодования и отвечал, посылая к ... посланного и его начальника. To, что я узнал на Бобре о нашей Великой армии, не позволило мне отправиться дальше; она должна была к тому же прийти на другой день. Она действительно пришла, но в каком виде?.. Я никогда не забуду впечатления, произведенного на меня первыми полками, которые я увидел; это были кирасиры. Эти кавалеристы шли бледные, расстроенные, с трудом передвигая по грязи босые ноги, так как в это время наступила временно оттепель. Они гнали перед собой палками своих лошадей, нагруженных их кирасами и с трудом переносивших эту незначительную ношу. (Воданкур 289 ) Действия 2, 6, и 9-го корпусов 28 октября мы выступили из Витебска. 30-го в 9 часов вечера дивизия двинулась к Чашникам 290 и прибыла сюда утром 31-го. Погода, до тех пор хорошая, вдруг изменилась: наступили сразу такие холода, что почти нельзя было переносить, и скоро все замерзло и затвердело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

На вечерни после Ныне отпущаеши должны петься особые тропари, которые будут петься и в Великом посту. Текст 1-го тропаря нам знаком: Богородице Дево. Но поется он великопостным напевом и сопровождается земным поклоном. Затем на Славу поется: «Крестителю Христов, всех нас помяни…» и на И ныне — «Молите за ны, свв. апостоли…» Затем читаются еще тексты, положенные по Часослову, и после них первый раз произносится молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего с 16-ю поклонами — 3 земных, 12 поясных и еще один земной. На утрени будет петься Аллилуйя, а не Бог Господь. И к каждому Аллилуйя будут припеваться — пока не будем говорить, что это такое — Троичны гласа. Затем — канон. Канон будет построен совершенно уникально: он берется из Октоиха, Минеи и Постной Триоди. Сырная седмица очень сложная. В среду и пятницу Постная Триодь содержит как полный канон — из 9 песен, так и трипеснец. А как строятся трипеснцы на сырной седмице и в Великом посту? Как они распределяются по дням седмицы? В трипеснцы всегда входит 8-я и 9-я песнь, а в зависимости от дня седмицы добавляются еще одна. В понедельник есть 1, 8, 9 песни; во вторник — 2, 8, 9; в среду — 3, 8, 9; в четверг — 4, 8, 9; в пяток — 5, 8, 9 и для субботы Великого поста назначен четверопеснец: 6, 7, 8, 9. В конце утрени также читается молитва Ефрема Сирина с 16 поклонами. На 1-м часе будет читаться постный тропарь часа. Мы упоминали тропари часов, когда говорили о литургических темах часов, но 1-й час остался без внимания. Его тропарь говорит нам о начале дня: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» — выделено то, что это утренняя молитва, начало дня. В Великом Посту тропари часов будут петься, а на сырной они читаются. На 3-м, 6-м, 9-м часах будут тоже читаться тропари часа. 6-й час имеет еще одну особенность. На нем будут читаться тексты, о которых мы раньше не говорили: тропарь пророчества, прокимен, паримия и еще один прокимен. Все эти тексты содержатся в Постной Триоди. В заключение каждого часа будет читаться молитва Ефрема Сирина. Службы похожи на великопостные, но и отличны от них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

  2. Архаические элементы богослужения на часах Тропарями на великопостных часах являются тропарь со стихами после трехпсалмия и группа тропарей после молитвы «Отче наш…». Тропари со стихами являются устойчивым элементом трехпсалмных часов. Большой спектр древних памятников, отражающих трехпсалмный строй часов, содержит указанные тропари, порой допуская их замену на дневной отпустительный тропарь . Прочное положение рассматриваемых тропарей свидетельствует о том, что они относятся к богослужению часа как таковому. Стихи к рассматриваемым тропарям на 1-м и на 3-м часе взяты из 5-го и 50-го псалма соответственно. Данные псалмы являются постоянными псалмами 1-го и 3-го однопсалмного часа , а также неизменямыми псалмами на часах Великой пятницы в разнообразных богослужебных памятниках . Связь стихов тропарей с устойчивыми часовыми псалмами еще раз говорит об их древности в составе часов. Таким образом, появление данных тропарей во время Великого поста является проявлением очередного богослужебного архаизма. Более того, в Часослове ΧV века сохранилось указание на то, что тропари часа исполняются в случае отсутствия тропаря святому . Также и современный часослов предписывает исполнять эти тропари не только в период Великого поста, но и в те дни, когда совершается аллилуйная служба . Таким образом, в историко-литургической ретроспективе рассматриваемые тропари не являются особенностью великопостного богослужения, что сохранилось и в нынешних богослужебных книгах. Группа тропарей после молитвы «Отче наш…» в историческом контексте является неустойчивой. Современный часослов предлагает следующие тропари. На 1-м часе богородичен «Преславную Божию Матерь…», в среду и пятницу он заменяется на другой – «Скоро предвари…». При этом в Часослове имеется указание, что данные гимнографические элементы используются не только в период Четыредесятницы, но и в том случае если нет кондака святому. На 3-м часе после «Отче наш…» положен тропарь Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш…», Слава: «Скорое и известное…», И ныне: «Надеждо и предстательство…». На 6-м часе в рассматриваемую группу богослужебных элементов входят следующие тропари: «Спасение соделал…», Слава: «Пречистому образу Твоему…», И ныне: «Милосердия сущи источник...». На 9-м часе в нынешней богослужебной традиции на месте кондака в великопостный период полагаются следующие молитвословия: «Видя разбойник...», Слава: «Среди двою разбойник…», И ныне: «Агнца и пастыря…» .

http://bogoslov.ru/article/4484655

28-го ч писал я в Кострому Преосвящ. Игнатию: «Братское послание ваше 31-го мая получено мною 3-го июня в Москве на Саввинском подворье, где я нашел, по пути в Тверь, доброе и мирное пристанище и где немало побеседовал с любезным и гостеприимным хозяином 44 , хотя большую часть времени проводил в разъездах по стогнам столицы. 8-го числа, как Вам известно, прибыл я в свой престольный град и был встречен новою паствою по чину церковному. Получив 9-го числа Вашу коллективную с о. Моисеем телеграмму, я на другой и на третий день ожидал к себе путешествующего до Твери гостя, но он только лишь вчера изволил пожаловать ко мне на пути из СПб-га и пробыл у меня с 6-ти часов утра до 3-х пополудни. А сегодня к вечеру жду другого гостя из Москвы А. Е. Викторова . О восстановлении Старицкого викариатства я еще не рассуждал и не знаю будет ли возможность его восстановить 45 при тех условиях, при каких оно существовало. Мой предшественник помышлял об этом и приглашал к себе в помощники известного мне Ректора Витебской Семинарии, архим. Израиля, но о. Израиль в настоящее время, как он пишет мне, предназначен, на вакансию Викария Херсонского». В тот же день приехал ко мне из Москвы добрый товарищ мой по академии А. Е. Викторов и пробыл у меня дня два. 28-го же числа получено было мною письмо из СПб от Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде, Д. С. Сов. А. Гр. Ильинского 46 родного племянника моего предшественника архиеп. Евсевия. Он писал мне от 26-го числа: Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь! «Поздравляю Ваше Преосвященство с перемещением на новую кафедру, которая во всяком случае по своему значению выше и виднее Харьковской, а по своему положению ближе к центру администрации и потому удобнее во многих отношениях. Со времени смерти Преосвящ. Евсевия, моего дяди, меня осаждают некоторые из служивших при нем своими просьбами ходатайствовать пред Вашим Преосвященством об их участи К таковым принадлежат бывший Секретарь Преосвященного Морошкин и келейник Грузин Павел. Я знаю их, но очень мало; Преосвященный же Евсевий, кажется, был ими доволен. Поэтому я долгом считаю покорнейше просить Ваше Преосвященство, если оба названные лица, по ближайшему Вашему усмотрению, заслуживают Вашего внимания, оказать им участие в устроении их судьбы, именно, если Морошкин не может быть оставлен почему либо в прежней должности, то не может ли он быть пристроен на должность столоначальника в Консисторию; а келейник Павел, если также не будет оставлен в своей должности, не может ли быть, определен, к какой-либо должности в епархии, в которой по-видимому желает остаться. Вообще усерднейше прошу Ваше Преосвященство обратить на этих лиц благосклонное внимание и сделать для них все возможное для стройства их судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Священник Белюстин, при личном со мной объяснении, узнавши, что его ожидает запрещение в священнослужении, смутился и высказал мысль о снятии с себя сана, но я отклонил его от этой безрассудной мысли. 28-го ч. писал я в Кострому Преосвящ. Игнатию: „Братское послание ваше от 31-го мая получено мной 3-го июня в Москве на Саввинском подворье, где я нашёл, по пути в Тверь, доброе и мирное пристанище и где немало побеседовал с любезным и гостеприимным хозяином 1173 , хотя большую часть времени проводил в разъездах по стогнам столицы. 8-го числа, как Вам известно, прибыл я в свой престольный град и был встречен новой паствой по чину Церковному. Получив 9-го числа Вашу коллективную с о. Моисеем телеграмму, я на другой и на третий день ожидал к себе путешествующего до Твери гостя, но он только лишь вчера изволил пожаловать ко мне на пути из СПб-га и пробыл у меня с 6-ти часов утра до 3-х пополудни. А сегодня к вечеру жду другого гостя из Москвы А. Е. Викторова . О восстановлении Старицкого викариатства я ещё не рассуждал, и не знаю, будет ли возможность его восстановить 1174 при тех условиях, при каких оно существовало. —20— 1879 г. Мой предшественник помышлял об этом и приглашал к себе в помощники известного мне Ректора Витебской Семинарии, архим. Израиля, но о. Израиль в настоящее время, как он пишет мне, предназначен на вакансию Викария Херсонского“. В тот же день приехал ко мне из Москвы добрый товарищ мой по академии А. Е. Викторов и пробыл у меня дня два. 28-го же числа получено было мной письмо из СПб. от Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде, Д. С. Сов. А. Гр. Ильинского 1175 родного племянника моего предшественника архиеп. Евсевия. Он писал мне от 26-го числа: Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь! „Поздравляю Ваше Преосвященство с перемещением на новую кафедру, которая во всяком случае по своему значению выше и виднее Харьковской, а по своему положению ближе к центру администрации и потому удобнее во многих отношениях. Со времени смерти Преосвящ. Евсевия, моего дяди, меня осаждают некоторые из служивших при нём своими просьбами ходатайствовать пред Вашим Преосвященством об их участи. К таковым принадлежат бывший Секретарь Преосвященного Морошкин и келейник Грузин Павел. Я знаю их, но очень мало; Преосвященный же Евсевий, кажется, был ими доволен. Поэтому я долгом считаю покорнейше просить Ваше Преосвященство, если оба названные лица, по ближайшему Вашему усмотрению, заслуживают Вашего внимания, оказать им участие в устроении их судьбы, именно, если Морошкин не может быть оставлен почему-либо в прежней должности, то не может ли он быть пристроен на должность столоначальника в Консисторию, а келейник Павел, если также не будет оставлен в своей должности, не может ли быть определён к какой-либо должности в епархии, в которой он по-видимому желает остаться. Вообще усерднейше прошу Ваше Преосвященство обратить на этих лиц благо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010