Наконец, совершенно исключительный состав междочасных тропарей содержится в Син. 870. На 1-м междочасии здесь положены тропари: «В беззакониях зачався аз блудный» (сед. 1 гл.), «Богатство видев добродетелей Иовлих», «Нерушимую стену стяжавше вернии», «Яко волны морския» (сед. 2 гл.), «Аз есмь древо неплодное» (сед. 2 гл.) и «Милосердия сущи источник» (см. 6 час); в первой части двучастного 3-го почасия указаны тропари «Царю небесный» и «Милосердия двери», во второй – «Смиренную мою душу призри, Господи» (сед. 4 гл.) и «Преплавая пучину настоящего жития» (сед. 4 гл.); из двух частей 6-го почасия в первой положен нынешний первый тропарь 6-го часа, первый тропарь 9-го почасия и крестобогородичен 6-го часа, а во второй части указываются три обычных тропаря 9-го часа; наконец, в сложном 9-м междочасии приводятся следующие тропари: в первой части – «Имущи, душе моя, врачевство покаяния» (сед. 7 гл.), «Блудницы слезы и Петровы приемый» (сед. 7 гл.) и «Господи, мы есмы людие Твои»; в первом отделении второй части – «Не отрини мене, Спасе мой, леностию греховною обдержимого», «Аще праведник едва спасается» (по l-й каф.) и «Грешников моления»; во втором отделении той же части – «Оком благоутробным» (13 каф.), «Благодарственное хваление по долгу, яко вдовица оная две лепты приношу» и «Яко блудница припадаю» (14 каф.). Наши славянские Часословы в отношении междочасных тропарей представляют один только вариант указывающий, между прочим, на материальную связь часов с междочасиями. Этот вариант мы встречаем в трех древнеславянских Часословах – Син. 12, Спб. 57 и Соф. 1052 , имеющих часы с междочасиями. В Син. 12 и Спб. 57 на 1-м междочасии, после псалмов и двух молитв, положен богородичен «Славная Приснодева владычице Богородице»; в Соф, 1052 этого богородична нет. А по «Отче наш» все три Часослова согласно указывают по два седальных тропаря, вполне совпадающих с теми тропарями, которые в Типогр. 46 и 48 положены на часах. Значительные особенности в отношении тропарей представляют и многопсалмные часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Однако не везде и не всегда допускалось подобное смещение состава службы 12-ти тропарей с молитвословиями утрени и часов; иногда они вполне обособлялись. Для примера можно указать на грузинскую рукопись Спб. Имп. Публ. б-кп 11, IX в.: в ней последование св. страстей содержит только семь антифонов, и в их состав не входит ни один из 12-ти тропарей; все эти тропари, за исключением 4-го («Емшым Тя»), исполняются в свое время, т. е. «в полдень», на часах, или же – точнее – вместо часов, образуя вполне самостоятельную службу 379 . Соединение их с утреней и часами нужно признать явлением случайным тем более, что самостоятельность полуденной службы, существенное содержание которой составляют 12 тропарей, засвидетельствована уже паломницей 4-го века. Из ее слов видно, что служба эта совершалась в полдень независимо от прочих служб и, по-видимому, заменяла часы 3-й и 6-й; по крайней мере, 9-й час, по словам паломницы, совершался в свое время обычным порядком, а об остальных часах она совсем умалчивает (см. выше, гл. 6, часть 8 «Святогробский чин»). – Соединение чина 12-ти тропарей с другими последованиями в. пятницы, утомительно удлиняя и без того продолжительное богослужение этого дня и вызывая вместе с тем неудобное повторение одних и тех же песнопений на рядом стоящих службах, по всей вероятности, и побуждало в древности переносить последование 12-ти тропарей с пятницы на вторник, а, может быть, и на среду, – как о том говорят древнеславянские памятники 380 . Что касается пасхальной службы часов, то, за недостатком данных, нельзя пока определить, где, когда и при каких обстоятельствах она сложилась. Нынешняя основа ее не имеет ничего общего ни с царскими, ни с повседневными часами, и состоит из нескольких песнопений, неизменно повторяющихся на всех часах. Связующим звеном между повседневными и пасхальными часами служит древнеславянское пасхальное последование; в нем удерживаются все богородичны часов («Что тя наречем» и друг.) и, кроме того, на каждом часе положено Трисвятое – Отче наш, а затем приводятся особые пасхальные молитвы, усвояемыя св. Василию Великому (К.-Печ. 8). В свою очередь, «почасие особное на св. пасху» сближает между собою древнеславянские и нынешние пасхальные часы, соединяя в своем чине составные элементы тех и других; а именно, первую половину своего состава оно заимствует от нынешних часов, а вторую – от древнеславянских. Таким образом является возможность установить взаимную связь между всеми видами часовых служб. 17. Состав и характер царских и пасхальных часов

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

На 1-м часе, который присоединяется к утрене, начального возгласа нет (сразу следует пение «Христос воскресе…», о чем ясно говорится в 50-й главе Типикона), тогда как малый отпуст обязателен. 3-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», но отпуста не имеет (по аналогии с другими видами часов). В этом случае после возгласа священника «Молитвами святых отец наших…» сразу поется «Христос воскресе…» и последование 6-го часа. На 6-м часе, который всегда следует сразу за 3-м часом, начального возгласа никогда не бывает, но отпуст на практике творится 237 . В пользу этого говорит то обстоятельство, что после вседневного 6-го часа также уместен отпуст (хотя на практике не совершается), так как литургия, совершаемая после 6-го часа, занимает исключительное место среди служб суточного круга 238 . Еще один аргумент в пользу отпуста на 6-м часе (любом, не только пасхальном) можно увидеть в 49-й главе Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы, где предписывается творить отпуст на 6-м великопостном часе (хотя далее в тексте Типикона допускается и совершение 6-го великопостного часа без отпуста). Наконец, 9-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…» и совершается на практике с отпустом 239 (хотя вседневный 9-й час, совершаемый в храме, а не в притворе, отпуста не имеет). Для наглядности представим наши выводы в виде таблицы. Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час Начальный возглас Малый отпуст Глава 6. Изобразительны Прежде чем перейти к рассмотрению важнейшего христианского богослужения – литургии, необходимо завершить изучение служб суточного круга, в который, как мы указали в I части книги, литургия не входит. Потому рассмотрим здесь чин изобразительных, которые могут быть причислены к суточному кругу богослужения, однако не являются его непременной частью, а совершаются после часов только тогда, когда не служится литургия в назначенное для нее время. Это может быть или в те дни, когда литургия совершается в соединении с вечерней, или когда отменяется по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Почему? Потому что в это время священник творит проскомидию, и в некоторых старых уставах говорится, что этот возглас говорит не священник, который в это время читает проскомидийные молитвы, а, скажем, уставщик с клироса и т. д., т. е. лицо не обязательно иерейского сана. Некий след этого в современном уставе остался. Великим Постом этого нет, потому что нет проскомидии. Поэтому на всех Часах возглас иерейский: «Боже, ущедри ны». Между прочим, в тех случаях, когда Литургия начинается вечерней (скажем, в Великий Четверток, Великую Субботу, когда Литургия полная, с проскомидией), на всех Часах возглас: «Боже, ущедри ны», потому что проскомидия совершается по уставу во время вечерни, начинается на «Господи, воззвах» и продолжается на паремиях. Поэтому если Часы не сопровождаются проскомидией, то возглас на всех Часах – «Боже, ущедри ны». Так же и если мы по какой-то причине не служим Литургию. Есть еще частные особенности великопостных Часов – не всех, а 1-го и 6-го. На 1-м Часе особым образом поется «Стопы моя исправи». Предполагается вот что: правый лик начинает: «Стопы моя исправи....», а второй поет то же самое. Потом правый лик продолжает: «Избави мя от клеветы...» – левый лик поет то же самое. И так далее. И, наконец, на сходке оба лика в третий раз поют последний стих: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи...» Это тоже можно отнести к особенностям великопостного 1-го Часа. Другая особенность 1-го Часа (она неоднократно встретится нам в других службах): так называемое конечное Трисвятое. Ни для кого не секрет, что 1-й Час замыкает собой утренний ряд Богослужений. «Именем Господним благослови, отче», «Боже, ущедри ны», молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. По восстании от последнего поклона еще раз читается Трисвятое по «Отче наш». Затем – возглас священника, «Господи помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», молитва «Христе свете Истинный...» и только потом – отпуст. Эта вставочка перед заключительной молитвой и называется конечным Трисвятым. Следующая особенность относится уже к 6-му Часу. Здесь после Богородична идет тропарь пророчества (дважды) через «Славу, и ныне», прокимен, паремия, второй прокимен, а дальше последование Часа продолжается с прерванного места, хотя, строго говоря, там еще должно быть чтение «Лествицы». Впрочем, чтение «Лествицы» положено на каждом великопостном Часе после Богородична, кроме 1-го и 2-го Часа – т.е. на всех 3-х, 6-х и 9-х Часах Великим Постом идет чтение из «Лествицы», причем «Лествица» разделяется так, что за Четыредесятницу она прочитывается вся. Есть Великим Постом еще одна краткая служба, которая имеет название «Последование изобразительных». Откуда она появляется? Поскольку не служится Божественная литургия, получается, что в суточном круге образуется некая неполнота, недостаточность. Последование изобразительных как раз и восполняет эту недостаточность. Совершаются Изобразительны после 9-го Часа, перед вечерней. Коротко разберем это последование. Последование Изобразительных

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По-видимому, в эти часы предполагается частная молитва, но аналогия этих часов с утренними и вечерними богослужебными собраниями, равно как наименование у Тертуллиана ночных молитв «собраниями» (convocationes) позволяет думать, что кое-где и кое-когда в эти часы делались и небольшие молитвенные собрания. Таким образом, писатели первой половины III в. знают уже, не считая утрени с литургией и вечерни, до 6 молитвенных часов (а с этими службами – 8): утренняя молитва, 3-й, 6-й и 9-й часы, вечерняя молитва и ночная молитва, может быть, даже не одна (св. Киприан: «ночные часы»). Молитвы 3-го, 6-го и 9-го часов имели следовательно, такой приблизительно характер, как утренние и вечерние молитвы. Отсюда и ныне у некоторых восточных христиан (например, армян), сохранивших весьма древнюю церковную практику, утренние и вечерние молитвы считаются церковной службой наравне с другими (как и в некоторых древних греческих и славянских Часословах). Замечательно свидетельство св. Киприана, что «ныне и времена моления и таинства возросли»: на его глазах как бы происходило и умножение и усложнение этих второстепенных церковных служб. Молитвенные часы по каноническим памятникам III в. Естественно, что канонические памятники III в., которые относятся скорее к его второй половине, чем к первой (на каковую падают вышеупомянутые свидетельства), знают уже и несколько большее количество молитвенных часов и более общественно-богослужебный характер за ними. Свидетельства канонических памятников о молитвенных часах важны для нас и тем, что они говорят о практике разных Церквей: сирской, египетской, римской – и тем не менее указывают однообразную практику. Небольшая же разница в этой практике у разных церквей может говорить за то, что эта практика вырабатывалась независимо. Ввиду особой важности этой эпохи для выработки ритуала богослужебных часов, которому теперь клались первые основы, мы приведем параллельно все предписания этого рода в канонических памятниках III в. Начнем с «Завещания», как дающего более краткие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Служба каждого часа по Син. 863 оканчивается «стихом часа» и Трисвятым (на 1-м часе сверх того добавляется «Верую» и «Отче наш»), а потому здесь нет ни тропарей по «Отче наш», ни молитв. Из представленного обзора часовых и междочасных тропарей вполне выясняется коренное различие их свойств. Собственно-часовые тропари, обнаруживая известное тяготение к псалмам и сохраняя отчасти характер антифонных песнопений (как, напр., тропари-прокимны и стихи часа), проявляют вместе с тем и устойчивость, свойственную часовым псалмам; допускается только обычная замена тропарей-прокимнов тропарями дня, при чем в древнеславянских Часословах, как исключение, приводятся еще особые субботние тропари. Безусловно несменяемыми оказываются библейские тропари-стихи: «Стопы моя направи», «Господь Бог благословен» и другие. Не так устойчивы преимущественно-междочасные тропари-седальны. На часах нередко их вовсе не бывает; даже и теперь в непостные дни они обычно заменяются кондаками. Кроме того, среди них особенно много тропарей междочасно-передвижных. К таким тропарям относятся, например, тропарь 1-го почасия «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и богородичен того же почасия «Милосердия двери», которые в Син. 868 положены на 9-м почасии, – тропарь 3-го почасия «Боже отец наших», по Син. 865 являющийся тропарем 1-го и 6-го почасий, – тропарь 9-го почасия «Просветивый земныя», усвояемый также и 6-му почасию (Син. 865 и 868), и мн. др. Но особенно частый взаимообмен происходит между седальными тропарями часов и их почасий. Не перечисляя всех случаев этого рода, укажем только на пример наших древнеславянских Часословов, в которых одни и те же тропари-седальны в полном своем составе, встречаются и на часах, и на почасиях. Такая неопределенность в выборе седальных тропарей существовала довольно долго. По свидетельству одного греческого Устава, даже в XIII веке не было еще «никакого единства (οδ σóτητα)» в этом отношении, и каждый выбирал тропари-седальны часов по своему усмотрению 250 . А как далеко могла простираться свобода подобного выбора, наглядное представление об этом дает нам предыдущий обзор: в нем указывается около 120-ти седальных тропарей, т. е. в пять раз больше обычного их числа; и таким образом являлась возможность составить пять полных и множество частичных смен, по 24 тропаря в каждой. 15. Молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По 1-й песни – малая ектения. По возгласе: «Ты бо еси Царь мира...» – кондак дня: «Иаков рыдаше...» Пред 9-й песнью – каждение. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды) 34 . После ексапостилария чтец – хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры самогласны, глас 1-й. «Слава, и ныне» – глас 5-й: «Господи, грядый ко страданию...» Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним...» Стихиры на стиховне, глас 5-й. «Слава, и ныне», глас 8-й: «Вторую Еву...» Чтец: «Благо есть...» и прочее по обычаю, с 16 поклонами. 1-й час , без кафизмы, но с постовыми тропарями, молитвой св. Ефрема Сирина и с 16-ю поклонами. По «Отче наш» – кондак: «Иаков рыдаше...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» (святые храма и дня не поминаются). Часы и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с постовыми тропарями и поклонами. На всех часах и изобразительных после «Отче наш...» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше...» Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения псалмов 3-го часа открывают Царские врата, и иерей, облаченный в епитрахиль и фелонь, в преднесении свещеносцем свечи, выносит на средину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, иерей полагает начало часов обычным возгласом: «Благословен Бог наш...» После «Приидите, поклонимся...» совершает каждение окрест Святого Евангелия, потом алтаря, иконостаса, молящихся и всего храма. Вынесенное Евангелие остается на средине храма на время чтения всех часов. Иерей стоит перед Святым Евангелием и здесь же произносит тропари часовые и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (до поклонов в конце 9-го часа). Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадят только окрест Евангелия 35 . На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4-го   апреля. Вторник Дивный весенний день — 12° в тени. Утром погулял почти час. Днём продолжали ломать лёд, и толпа по-прежнему смотрела из-за решётки с улицы. Начал читать “Историю Византийской империи” Успенского;  очень интересная книга. Вечер провёл, как последние. 5-го апреля. Среда Ночью шёл дождь, отчего весь снег почти исчез. День простоял серый и прохладный. Спал плохо и встал поздно. Утром погулял. Днём поработал с Алексеем и его штатом на обоих местах. Смотрело на нас немного народу. Воды было очень много, она переливалась через каменные плиты. До обеда читал свою книгу, а вечером Татьяне вслух. 6-го апреля. Четверг Стало совсем холодно, погода простояла серая. Гулял одновременно с Алексеем, а днём колол лёд в шлюзе под мостом и затем у ручейка, при этом неизвестно почему нас всюду сопровождало 6 стрелков кроме офицера! Вечер провел по обыкновению. 7-го апреля. Пятница Погода поправилась и потеплела. Долго гулял утром, т. к. было хорошо. Днём с Татьяной и Алексеем на работе. Лица солдат и их развязная выправка произвели на всех отвратительное впечатление. Много читал. С 10 ч. веч[ера] у себя внизу. 8-го апреля. Суббота Тихо справляли 23-ю годовщину нашей помолвки! Погода простояла весенняя и тёплая. Утром долго гулял с Алексеем. Узнали, почему вчерашний караул был такой пакостный: он был весь из состава солдатских депутатов. Зато его сменил хороший караул от запас[ного] бат[альона] 4-го стрелкового полка. Работали у пристани из-за толпы и наслаждались тёплым солнцем. В 61/2 пошли ко всенощной с Т.[атьяной], Ан.[астасией] и Ал.[ексеем]. Вечер провели по-прежнему. 9-го апреля. Воскресенье Чудный весенний день. Погулял утром полчаса. Ходили к обедне. От 2 час. до 41/2 ч. работали и ломали лёд между двумя мостами против середины дома. Читал много после чая. К вечеру собрались тучи, было очень тепло; у Аликс вынули зимние рамы. 10-го апреля. Понедельник День простоял прохладный. У Алексея немного заболело горло, его уложили в постель. Ольга ещё лежит, а Мария встает на несколько часов. Днём поработал с Татьяной между мостами. Вечер провел по-прежнему.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

4-го   апреля. Вторник Дивный весенний день — 12° в тени. Утром погулял почти час. Днём продолжали ломать лёд, и толпа по-прежнему смотрела из-за решётки с улицы. Начал читать “Историю Византийской империи” Успенского;  очень интересная книга. Вечер провёл, как последние. 5-го апреля. Среда Ночью шёл дождь, отчего весь снег почти исчез. День простоял серый и прохладный. Спал плохо и встал поздно. Утром погулял. Днём поработал с Алексеем и его штатом на обоих местах. Смотрело на нас немного народу. Воды было очень много, она переливалась через каменные плиты. До обеда читал свою книгу, а вечером Татьяне вслух. 6-го апреля. Четверг Стало совсем холодно, погода простояла серая. Гулял одновременно с Алексеем, а днём колол лёд в шлюзе под мостом и затем у ручейка, при этом неизвестно почему нас всюду сопровождало 6 стрелков кроме офицера! Вечер провел по обыкновению. 7-го апреля. Пятница Погода поправилась и потеплела. Долго гулял утром, т. к. было хорошо. Днём с Татьяной и Алексеем на работе. Лица солдат и их развязная выправка произвели на всех отвратительное впечатление. Много читал. С 10 ч. веч[ера] у себя внизу. 8-го апреля. Суббота Тихо справляли 23-ю годовщину нашей помолвки! Погода простояла весенняя и тёплая. Утром долго гулял с Алексеем. Узнали, почему вчерашний караул был такой пакостный: он был весь из состава солдатских депутатов. Зато его сменил хороший караул от запас[ного] бат[альона] 4-го стрелкового полка. Работали у пристани из-за толпы и наслаждались тёплым солнцем. В 61/2 пошли ко всенощной с Т.[атьяной], Ан.[астасией] и Ал.[ексеем]. Вечер провели по-прежнему. 9-го апреля. Воскресенье Чудный весенний день. Погулял утром полчаса. Ходили к обедне. От 2 час. до 41/2 ч. работали и ломали лёд между двумя мостами против середины дома. Читал много после чая. К вечеру собрались тучи, было очень тепло; у Аликс вынули зимние рамы. 10-го апреля. Понедельник День простоял прохладный. У Алексея немного заболело горло, его уложили в постель. Ольга ещё лежит, а Мария встает на несколько часов. Днём поработал с Татьяной между мостами. Вечер провел по-прежнему.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

6. Какое отличие литургии Григория Двоеслова , или преждеосвященных даров? Главное отличие этой литургии состоит в том, что она совершается на дарах, уже освященных прежде (в предшествующее воскресенье), потому и называется литургией преждеосвященных даров. 7. Что должно сказать о составе литургии преждеосвященных даров? Она состоит: 1) из часов , 2) вечерни и 3) литургии . 8. В каком порядке совершается эта литургия? Сначала идут часы, затем вечерня до входа, и наконец, сама литургия, и каждая из этих частей имеет свои особенности. 9. Какие особенности часов преждеосвященной литургии? Первая особенность та, что каждый час имеет свой тропарь, который поется по 3 раза в свое время, при земных поклонах. Вторая особенность часов та, что на всяком из них читается, при земных поклонах, известная великопостная молитва Св. Ефрема Сирина . 10. Прочитайте тропари великопостных часов. 3-го часа. Гди, Иже Пресвтаго Твоего Дха (см. Ист. § 198). 6-го часа. Иже въ шестый день же и часъ (Ист. § 189). 9-го часа. Иже въ девтый часъ (там же). § 14. Молитва великопостная 11. Прочитайте великопостную молитву Св. Ефрема Сирина . Гди и Влко живота моег, дхъ праздности, нынї, любоначалї и празднословї не даждь м. Дхъ же цломдрї, смиренномдрї, терпнї и любв дарй ми, раб Твоем. Ей, Гди, Царю, даруй м зрти мо прегршенї и не сждати брата моего, ко благвенъ ес во вки вковъ, аминь. Праздности – бездеятельности, лености. Уныния – беспечпости о спасении души. Любоначалия – гордости. Празднословия – пустостовия, болтовни. Целомудрия – чистоты тела и души. Смиренномудрия – смирения, скромности. Зрети – видеть. Брата – ближнего, другого человека. 12. Какие особенности вечерни преждеосвященной литургии? Первая особенность та, что между паремиями в царских вратах появляется священник, держа в руках кадило и светильник, который стоял перед Св. Дарами, крестообразно осеняет народ и возглашает: Премдрость, прости. Свтъ Хртовъ просвщаетъ всхъ. Этим указывается на тот свет веры Спасителя, который просвещал ветхозаветных праотцев и пророков. При этом молящиеся повергаются на землю, в знак благоговения к сему свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010