424 Общее (во всех код.) заглавие: « Περ φης » – De tactu. В издании Con. 4-я глава 4-й книги начинается: «De tactu, qui fortitus est totum corpus, et ejus certitudine et subtilitate». 429 В своем учении об осязании Немесий в большой степени подражает Аристотелю, который в трактате «О душе» подробно рассуждает о значении и деятельности этого чувства (см. De anima, lib. II, cap. И). 430 Точнее с греч.: «поскольку в этом случае животное подвергалось опасности быть животным или не быть " … и т. д. Эти рассуждения о преимущественном жизненном значении осязания для всех одушевленных существ находим у Аристотеля: De anima, lib. II, cap. 2, §§ 5, 11; lib. III, cap. 12, §§ 1, 6, 7; cap. 13, §§ 1, 2; cp. De sensu et sensilibus, cap. 1, pag. 682. 435 Т.е., осязательные ощущения глаз испытывает как тело вообще, а цвета воспринимает исключительно (у пер.: специально – ред.) как зрительный орган. 440 Эта мысль взята у Галена: см. Evangelides Zwei Kapitel aus einer Monograph über Nemesius, S. 30. 441 Буквально: «некоторое сочувствие, соощущелие ( συνασθησιν τνα); лат. – аналогия восприятия. 443 Точнее: «специальным объектом чувственного восприятия для осязания является " … То διου αισθητο означает «специальный объект чувственного восприятия». 444 У Немесия, как и у его учителей – древних философов и физиологов, мы не встречаем еще разграничения собственно осязательных и мускульных ощущений. Для последних было придумано специальное чувство – мускульное – английским психологом Бэном. Все, перечисленные здесь объекты осязательных ощущений указаны Галеном в De natur. facult., 1, 6; ср. De temperam. II, 3 (цит. по Domanski, S. 109, прим. 2); ср. Aristotle De anima II, 11, § 10. 445 Т.е., легко обхватываемых рукой. Некоторые из перечисленных «общих» (осязанию и зрению) ощущений указывает Аристотель, Op. cit. II, б, § 2; «De sensu et sensillbus», cap. 4. 448 Немесий здесь, как видно, имеет в виду живописные изображения человеческого лица; вместо «на картине» в наше время можно было бы сказать «на карточке» (фотографии).

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

11. Сеп.(Катены на Осмокнижие) 1:26 (М. 45.1233С). 12. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.119. 13. Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь. C.74,75. 14. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.168. 15. Цит. по: Позов А. Сын человеческий. С.31. 16. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. С.82. 17. Ириней Лионский, святитель. Творения. С.455. 18. Добротолюбие. Т.5. С.186. 19. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. С.159. 20. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. С.166. 21. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. С.578. 22. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. С.74,75. 23. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.142. 24. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.145. 25. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.318. 26. Творения аскетические и богословские трактаты. С.83. 27. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.45. 28. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.76. 29. Несмелов В.И. Наука о человеке. С.27. 30. Позов А. Сын человеческий. С.45. 31. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С.287. 32. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. С.125. 33. Зарин С.М. Указ. соч. С.577. 34. Там же. С.578. 35. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.343. 36. Слова подвижнические. С.5. 37. Зарин С.М. Указ. соч. С.591. 38. Там же. С.592. 39. Там же. С.590 (прим.) Глава 8. Образ Божий 8.1. Традиция Священного Писания По сравнению с предыдущими эта тема позволяет говорить о целостном человеческом естестве. Однако мы не будем касаться отдельных и специфических его качеств и особенностей. Нас интересует общий план человеческого бытия. Каким человеку надлежит быть? Выражаясь обыденно: каков идеал человека? И есть ли он вообще? Да, такой " идеал " существует. И существует именно в христианской перспективе. Последняя имеет две точки, два полюса, так сказать " альфу " и " омегу " , начало и конец. Начало есть Адам, первозданный человек, " конец " есть Богочеловек, божественней которого нет и не будет на земле Человека. Но и Адам - не идеал в собственном смысле слова, ибо идеал есть только умозрительное понятие. Понятие образа Божьего - таков " идеал " в антропологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

  11. Сеп.(Катены на Осмокнижие) 1:26 (М. 45.1233С).   12. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.119.   13. Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь. C.74,75.   14. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.168.   15. Цит. по: Позов А. Сын человеческий. С.31.   16. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. С.82.   17. Ириней Лионский, святитель. Творения. С.455.   18. Добротолюбие. Т.5. С.186.   19. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. С.159.   20. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. С.166.   21. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. С.578.   22. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. С.74,75.   23. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.142.   24. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.145.   25. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.318.   26. Творения аскетические и богословские трактаты. С.83.   27. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.45.   28. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.76.   29. Несмелов В.И. Наука о человеке. С.27.   30. Позов А. Сын человеческий. С.45.   31. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С.287.   32. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. С.125.   33. Зарин С.М. Указ. соч. С.577.   34. Там же. С.578.   35. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.343.   36. Слова подвижнические. С.5.   37. Зарин С.М. Указ. соч. С.591.   38. Там же. С.592.   39. Там же. С.590 (прим.) Глава 8. Образ Божий 8.1. Традиция Священного Писания По сравнению с предыдущими эта тема позволяет говорить о целостном человеческом естестве. Однако мы не будем касаться отдельных и специфических его качеств и особенностей. Нас интересует общий план человеческого бытия. Каким человеку надлежит быть? Выражаясь обыденно: каков идеал человека? И есть ли он вообще? Да, такой " идеал " существует. И существует именно в христианской перспективе. Последняя имеет две точки, два полюса, так сказать " альфу " и " омегу " , начало и конец. Начало есть Адам, первозданный человек, " конец " есть Богочеловек, божественней которого нет и не будет на земле Человека. Но и Адам - не идеал в собственном смысле слова, ибо идеал есть только умозрительное понятие. Понятие образа Божьего - таков " идеал " в антропологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

7 Григорий Нис., In Eccl. [ Точное истолкование Екклесиаста Соломонова], Беседа 7 (PG 44, 729С). 8 См. удивительные слова в одной из приписываемых св. Макарию Великому (Египетскому) апофтегм (PG 34, 229–264): «Однажды, проходя пустыней, нашел я череп какого–то мертвеца, валявшийся на земле. Когда ударил я череп пальмовой палкой, он что–то проговорил мне. Я спросил его: «Кто ты?» Череп отвечал мне: «Я был главным жрецом идолов и язычников, которые жили на этом месте, а ты – Макарий–духоносец. Когда ты, сжалившись о страждущих в мучении, начинаешь молиться за них, они чувствуют некоторую отраду». Старец спросил его: «Какая это отрада? И какое мучение?» Череп говорит ему: «Насколько небо отстоит от земли, настолько под нами огня, и мы от ног до головы стоим среди огня. Нельзя никому из нас видеть другого лицом к лицу (πρσωπον προς πρσωπον). У нас лицо одного обращено к спине другого. Но когда ты помолишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада!» Старец заплакал и сказал: «Несчастный день, в который родился человек! " » (цит. по: Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2009, с. 216–217). 10 Ср. Василий Вел., Adv. Еип. [Против Евномия] 1.19 (PG 29, 556В), а также Максим Исп., Ер. [Письма] 15 (PG 91, 553D): διαφορ προσωπικ [различие Лиц]. 11 Т. е. подразумевающее отношение с кем–то, основывающееся на отношении к кому–либо. – Прим. пер. 13 М. Theunissen, The Other (English trans. by C. Macann), 1986, p. 1: «Несомненно, проблема Иного никогда не проникала так глубоко в основания философской мысли, как сегодня». 14 Я подробно обсуждаю это в моей книге Being as Communion, 1985, passim [рус. пер.: Митр. Иоанн Зизиулас . Бытие как общение. Очерки о личности и церкви. Пер. с англ. Д. М. Гзгзяна. М.: Свято–Филаретовский православнохристианский институт, 2006]. 15 Эту точку зрения разделяли все древнегреческие философы. «…Из несущего ничто не может возникнуть, ибо [при возникновении] что–нибудь да должно лежать в основе» (Аристотель, Phys. [Физика] 191 А, 30–31 [цит. по: Аристотель, Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1981]); в отношении принципа, что всё возникает из чего–либо, Аристотель в целом согласен с Парменидом. Если мы не соблюдаем этот Парменидов принцип, мы производим бытие из небытия. См. Аристотель, De Gen. et Corrupt. [ О возникновении и уничтожении] 317А, 34; 319А, 12 сл. Ср. J. Rist, The Mind of Aristotle, 1989, p. 208, а также EM. Cornford, Plato and Parmenides, 1939, p. 31: все греки согласились бы, что из ничего не может ничего произойти, и «утверждение, что все сущее однажды было в состоянии не–существования или что не–сущее может существовать, ни к чему не ведет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

СПб., 1895–1906. 12 т. При цитировании римскими цифрами обозначены номера томов, арабскими – страницы. – Прим. ред. (Все сноски, за исключением особенно оговоренных, принадлежат автору, митрополиту Вениамину (Федченкову)) . 28 См.: Св. Иоанна Лествичника . Слово особенное к пастырю. Здесь и далее цит. по: Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец//Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы Лествица: В рус. пер. с алф. указ. и примеч. Козельск. Введен. Оптина пустынь. М., 1862. С. 252–273. Неоднократно переиздавалась; арабскими цифрами обозначены номера глав и статей внутри них. По этому изданию автор также цитирует другие Слова преподобного (1–30), при этом арабскими цифрами обозначены номера статей внутри каждого Слова. – Прим. ред. 29 В грубой форме это беспочвенное, в сущности, антипсихологическое возражение повторяется и теперь – в частности, у нас разного рода невежественными и изуверными сектантами и неверующими: «Это все попы повыдумали ради карманов». 30 Известно, например, что Фетлер в Санкт-Петербурге на своих баптистских собраниях «разрешает» от грехов «братьев» младших, протягивая при этом руку по направлению к кающемуся пред ним; известно, что сектанты «чуриковцы» почитают своего наставника очень горячо и несравненно более слепо подчиняются ему, чем истинно православные своим пастырям, и т.п. 31 Недавно пришлось услышать отзыв одного ученого татарина, что и у них при выборе муллы руководятся прежде всего именно этим соображением – чистоты, даже, как он заявлял, считались с этим будто более, чем «у вас, у христиан»; конечно, здесь преувеличение, притом же принимаются во внимание печальные факты наличной действительности, а не идеальное требование христианства. 32 А отсюда уже быть для других проводниками благодати в виде молитвенного заступничества, духовного руководства, исцелений и пр., но в некоторых сторонах духовной жизни, особенно в совершении таинств, они все же не имели полномочий – например, старцы несвященного сана не могли разрешать грехов; это объясняется и точкой зрения «икономии» Церкви, о чем речь будет далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

462 Ibid., л. 142 об.–143. Эти правила те же самые, что и в ркп. собр. Хитрово (Румянц. муз. 893). 465 Принимая во внимание, что наш номоканон при Б. требнике был известен в переводе южным славянам еще в XVI в. (см. Павлов А ., Номоканон при б. требн. Одесса, 1872, стр. 10–11) нужно бы думать, что в юго-славянской исповедной практике (до XVII в.) имел значение и современный русский чин исповеди, связанный с этим номоканоном, – однако, положительных данных для того пока не имеется. 467 Исключение, по-видимому, составляет помянутый выше евхологий в ркп. Румянц. муз. 1449, но пред-исповедное поучение настолько совпадает здесь с понятием руководственной для исповеди духовнику статьи, что в данном случае оно скорее может быть названо последнею. 472 Именно по чину в ркп. Московск. Синод, библ. 455, л. 1–3; ср. современный греческий чин по изд. Морина . 473 Это издание когда-то имелось в числе книг Одесской Славянской библиотеки (см. у Павлова А . – Номоканон при большом требнике, Одесса, 1872, стр. 28, цит. 2), но теперь оно уже не обретается там; в других же библиотеках, к крайнему нашему сожалению, мы не нашли его. Впрочем, нет никакого сомнения в том, что оно было совершенно тожественное с последующими известными нам изданиями. 479 Говорим так согласно мнению, сообщенному нам лично проф. А.А. Кочубинским , за что и считаем долгом выразить ему свою признательность. 484 См. выше, (стр. 80–81 печатного издания. Прим эл. ред.). Собственно первая из этих молитв вносилась в юго-славянский чин – в переделке. 485 Требник, изд. Долгополье, 1635 г., л. 39–47 об.; изд. Бузео, 1702 г., л. 42–50 (на молдавском наречии). 491 В числе этих редакций мы не считаем сокращенного Постникова устава исповеди. Неспорно, списки его были очень распространены ка Руси (См. Номокан., ркп. – собр. Погодина л. 1 об.–7; 246, л. 1–12; собр. Ундольского 35, л. 1–22; 36, л. 1–7; Сборн. ркп. Волокол. библ. л. 1–7; то же, ркп. (XVII) библ. Моск. Дух. Акад. 191, л. 1–12 об.; Требн., ркп. Соф. библ. л. 123–135 (Везде надписан «Иже во св. отца нашего Иоанна архиепископа Константина града. О исповедех различна различия»... и пр.; во всех них разрешительною по исповеди колитною приводится одна – «Боже, простивый Нафаном»... – всегда в том же переводе, какой есть в списке Кормчей, ркп. (XIII в.) Румянц. муз. 230); Сборн., ркп. Волокол. библ. 542, л. 30 об.–37 (надписание: «Иоанна мниха, чада великаго Василиа номоканон Постников Василиа великаго , списан Иоанном учеником его, иже наречен бысть чядо послушаниа о исповедании тайных грехов поучение»; молитва по-исповедная хотя та же, но в другом изложении. Такой же список см. еще в Кормч., ркп. собр. А.И. Хлудова, 76, л. 13 об.–16). Но во всех этих случаях устав Постника вносился во имя его канонического значения, но не для практического употребления в литургическом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Но поскольку это речь Восприявшего (что значит слово: „снисшедый“), а не воспринятого, то дадим следующий ответ: это говорится не потому, что собственная воля Сына действительно есть отличается от воли Отца, но потому, что нет такой воли, и смысл заключающийся в словах таков: „не да творю волю Мою; потому что у Меня нет воли, отдельной от Твоей воли, но есть только воля общая и Мне и Тебе. Как Божество у Нас одно, так и воля одна“» (Gr. Naz. de filio. 2. or. 30.12. 6–12, пер. цит. по: Григорий Богослов 1994. Т. 1, с. 436; курсив наш. – Г. Б.). В действительности свт. Григорий в контексте полемики с арианами толкует в первую очередь Ин.6:38 , настаивая на том, что речь идет о том, что у Сына единая – Божественная – воля с Отцом. Прп. Максим, однако, из того же самого топоса, обращая внимание на некоторые его выражения (см. прим. 205, 256 и 266 и текст к ним), делает иные выводы, сохраняя, впрочем, учение о единстве Божественной воли Сына с Отцом, на чем делал акцент свт. Григорий. 1036 Желание (или: «воление») (θλησις) есть конкретизация природной воли. Прп. Максим настаивает, что воля человеческой природы во Христе никогда не «конкретизировалась» в отказе принять страдание ради нашего спасения, ибо это уже означало бы отсутствие «сращения» и обожения – греховное противление Божией воле. Моление о Чаше так толковать нельзя. Вместе с тем, слова, свидетельствующие о «сжатии» перед лицом смерти, не могли быть произнесены Христом по Божеству, как и продолжающие их слова, в которых выражается решимость принять волю Божию ради нашего спасения, сказаны Христом «человекоприлично» (см. 68С). Это служит для прп. Максима доказательством наличия во Христе человеческой воли, не только проявляющей себя в своем отличии от Божественной (перед лицом смерти), но и «запечатляемой» ею и принимающей то, что желает она – наше спасение. В этом контексте следовало бы уточнить высказывание иером. Дионисия (Шленова) по поводу «открытия» прп. Максима в его трактовке Гефсиманского моления: «Спаситель по Своему человечеству жаждет нашего спасения, и, чтобы спасти нас, свободно принимает смерть» (Шленов 2004, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1020 Святой заключает предыдущие слова объяснением, почему делам не придается значения при награждении грешника: «Прощение грехов каждого грешника не бывает за какие-либо дела, чтобы не возгордился кто по этому поводу, но по человеколюбию Божию и благодати» (преп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 274–275. Слово 32). 1022 Обратить внимание, что все перечисленные подвиги – не телесного, а духовного характера, именно те, что составляют путь к смирению. 1024 Нужно не упускать из виду, что брат этот был уже довольно высокой духовной жизни. Просить себе скорбей новоначальный не в силах, и не будет это для него разумным. Как мы видели несколько выше, Марк Подвижник советует не просить, а терпеть (с благодарностью: Великий Варсонофий) скорби. Тому же учат и другие святые. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 6. Очистительное действие страданий. 1025 О таинстве покаяния. М.: Издание Московской Синодальной Типографии, 1907. С. 26–30. (Общедоступная религиозно-нравственная библиотека.) 1026 Житие преп. Таисии, написанное ее современником (не позже 340 г.), см. в славянском переводе: Великие Четьи-Минеи, 8 октября. Стб. 1987. Цит. по: Смирнов С. Духовный отец... С. 135. Прим. 1. 1027 См. выше раздел «Епитимии» и цитаты из Симеона Нового Богослова (Слова. Вып. 1. С. 276). Подвиг великий нужен, но для сильных телом. Слабые должны упирать на возделывание у себя плача и добродетели смирения. Телесный же подвигпо силе (но совсем не оставлять). Тогда не будет отчаяния от невозможности понести труды при их обязательности. 1028 Что же, скажут, неужели даже плач и сокрушение, которым расточают столько похвал и которые указаны как единственные средства покаяния и спасения в самом Священном Писании, недействительны? К чему же был весь предшествующий разговор? За разрешением этого противоречия отсылаю читателя к св. Иоанну Златоусту (Творения. Т. 12. СПб., 1906. С. 254 и след. Толкование на Послание к Евреям. Беседа XXXI, 2). 1031 О «радостотворном» плаче подробно см. в: «Основы» Отдел III.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И тем не менее, будучи поверженной в самую пучину смерти. Церковь продолжает ожидать воскресения мертвых. Как православная литургическая традиция сохранилась и живет, пусть даже скрыто, в безвестных приходах и диоцезах; как богословское свидетельство не умолкает благодаря сбереженному в культе образу истинного бытия - так и культура, противоположная западной цивилизации, продолжает подспудно жить, и универсальное Слово, спасительное для человека, готовится прозвучать со всей силой. Примечания 1. ... wretched generation of enlightened men... T.-S. ELIOT, Choruses from " The Rock " , III. 2. Последняя цитата - из преподобного СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА: Biblos ton ethikon. - Sources chretiennes, 129, p.68-70. 3. Оба термина, природа и сущность, обыкновенно употребляются как синонимы. 4. Греческим словом eikona (образ, икона) переводчики Септуагинты (перевода Ветхого Завета на греч. язык) передают еврейский термин tselen, означающий буквально: явление, представительство, замена, равнозначность. 5. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Scholia eis to Peri theion onomaton, 4, 17. - P.G. 4, 268-269; CORPUS AREOPAGITICUM. Peri theion onomaton, IV. - P.G. 3, 712 AB; Ibid., 709 С; ЛЕСТВИЦА, слово 26, 31; НИЛ СИНАЙСКИЙ. Письма. - P.G. 79, 464; ЛЕСТВИЦА, слово 30, 5. 6. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Ambigua. - P.G. 91, 1308 ВС; Scholia eis to Peri theion onomaton. - P.G. 4, 268 CD - 269 A; CORPUS AREOPAGITICUM. Peri theion onomaton. - P.G. 3, 720 ВС. 7. Цит. по: преподобный НИКОДИМ АГИОРИТ. Symboyleytikon Encheiridion, с. 183, прим. 1. (на греч. яз.) 8. Преподобный ИСААК СИРИН. Та eyrethenta asketika, слово 58. 9. Ibid., слово 58-60. 10. По-гречески theomenia (стихийное бедствие) означает буквально гнев Божий. 11. Основатель - Несторий, патриарх Константинопольский (380-451). 12. Основатель - Евтихии, константинопольский священник (378-454). 13. Греч. kenosis означает в этом случае то смирение и самоуничижение - вплоть до смерти, - которому Бог, воплотившись, подвергся добровольно. 14. Преподобный ИОАНН ДАМАСКИН. Точное изложение православной веры, III, 47.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

Strom. III,4. PG. T.8. Col.1129A. 34 Cfr.: R. Liechtenhan. Op. cit. S.81–83. 35 Tertull. De praescr. 30: " Marcion Novum Testamentum a Vetere separavit " . PL. T.2. Col.50A. Adv. Магс. I,19: " Separatio Legis et Evangelii proprium et principale opus est Marcionis " . Ibid. Col.293A. 36 " Ea sola derelinquunt, quae adversa sibi esse non intellexerunt " . Disputatio Origenis cum Megethio Manichaeo. II,18. - С. P. Caspari. Kirchenhistorische Anecdota. l. P.57. 37 Dillmann форму hitnabbe объясняет в смысле - " являть себя пророком " , быть вдохновенным. Handbuch der Alttestamentliche Theologie. S.475. Ф. Владимирский. Цит. соч. С.39–40. Прим. 38 Там же. С.18. 39 См.: Dr. Iosiph Stier. Op. cit. S.17–19. Vitringa. Op. cit. S.77–357–358. А.П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Т.2. СПб., 1890. С.680 и след. 40 М. Вержболович. Цит. соч. С.255. 41 Так, Элер, Кейль, Майбаум, Кнобель, Богородский и др. См.: М. Вержболович. Цит. соч. С.254. Прим.1. 42 Кроме научных целей, по мнению ученых из деистов, пророческие школы преследовали еще цели политической оппозиции. Другие считают пророческие школы рассадниками ягвеизма; в них выработалась система ягвеизма, и они же ввели ее в ветхозаветный канон. См.: Herzog. RE2. Bd.12. S.271. Anm. Взгляд на пророческие школы как на учебно-философские учреждения решительно высказывает Vitringa: " Certe hi prophetarum filli fuerunt philosophi, vel, si, vis, theologi et theologiae candidati ac alumni, scientiae rerum divinarum sedulo incumbentes sub duetu unius alicujus exercitati doctoris " . Op. cit. P.350. Так же Tenneman, Meiners, Winer и др. 43 См.: Проф. свящ. А.А. Глаголев. Книга Притчей Соломоновых. - Толковая Библия. Т.4. СПб., 1907. С.423. 44 Epist. ad Rusticum: " ...quos monachos in Vetere Testamento legimus " . Epist. ad Paulinum: " Noster (monachorum) princeps Heliaz, noster Heliseus, nostri duces filii prophetarum " . 45 " Sieht man auf Zweck und Ziel des Mцnchmhums, so steht dasselbe in directem Widerspruche mit dem Berufe des Prophetenthums " . Keil. Op. cit. S.148. 46

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010