17 «Вот система моей книги, – резюмирует он, – которая заимствована у Кассиана». – [F е n е I о nF.) Instruction Pastorale de Messire Franc, de Salignac de la Mothe Fenelon... touchant son Livre des Maximes des Saints. Ed. Nouvelle, corrigi et augmente. Amsterdam, 1698, p. 91. См. также: G о r e J.-L. La notion d’indifference chez Fenelon et ses sources. Paris, 1956. 19 Одно только «Доказательство бытия Бога» под разными названиями переводилось многократно. Сокращённый вариант – Николаем Хлоповым («Зрелище природы М., 1766) и Корнилием Ниловым («Позорище природы...», Тамбов, 1793); полный текст первой части – Александром Павловым, переводчиком Баумейстера («Доказательство бытия Бога, взятое из познания натуры...», М., 1788), а также Дм. Ив[а]н[о]в[ым] (?) и Г. С[о]л[о]вк[о]в[ым] (?) в 1809 г. (цит. в прим. 18). 20 См.: Краткое описание жизней древних философов, с присовокуплением отборнейших их мнений, систем и нравоучений, сочинённое г. Фенелоном, архиепископом Камбрийским. Переведено с французского в Московской академии 1787 г. М., 1788. 21 Известно, например, что А.Д. Кантемир пользовался такими книгами, как «Зрелище природы» А.Н. Плюша (1688–1761) и «Доказательство бытия Бога с помощью чудес природы» Б. Ниувентита (1654–1718), которые находились в его парижской библиотеке. – См.: GrasshoffH. Op. cit., S. 239. 22 См.: Аничков Д. Рассуждение о бессмертии души человеческой//«Полезное увеселение», 1761, июль, 4, с. 25–37. 23 См.: Давыдовский Л. Рассуждение о истинном человеческом благе, выведенное и доказанное из самой человеческой природы. М., 1782 (то же в журнале «Вечерняя Заря», 1782, ч. I, март). 27 Достоевский Ф. М. Письмо к М.М. Достоевскому от 30 января – 22 февраля 1854 г.//Полн. собр. соч., т. 28, кн. I, с. 173. 29 Г а л и ч А. Картина человека. Опыт наставительского чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. СПб., 1834, с. 64. 38 К а р п о в В. Вступительная лекция в психологию//«Христианское Чтение». 1868. ч. 195–196. 43 Высокоостровский А. О характере и значении научных трудов и воз¬зрений проф. А.Е. Светилина//«Церковный вестник». 1887, 41 (отд. отт., с. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Демиург» по–греч. означает «мастер», «ремесленник», «строитель»; у Платона — «Творец», «Бог». «Бог, — говорит Платон в «Тимее», — пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом «(Платон. Соч. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 471: «Тимей», 30—31а). См. также «речь Демиурга» (41 a–d) (там же. С. 481—482). 292 Ср. Φυσ., 1245 b 17 сл.30 (цит. по: О. Gilbert. Griechische Religionsphilosophie, 1911, стр. 381, прим. 2). 293 Ср. перевод А. В. Кубицкого: Аристотель. Соч. М., 1975. Т. 1. С. 311. 294 Ср.: Аристотель. Соч. М., 1975. Т. 1. С. 316. 295 На это справедливо указывает, напр., Schwarz. Der Gottesgedanke in der Geschichte der Philosophie, I Theil. 1913, стр. 58—59. 296 «Эннеады» Плотина до сих пор не переведены полностью на русский язык Библиографию русских переводов отдельных трактатов из «Эннеад» см.: Лосек А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. С. 743. Сюда следует присовокупить еще два позднейших перевода: «О природе и источнике зла» (I, 8), перевод Т. Ю. Бородай//Историко–философский ежегодник. 1989. М., 1989. С. 161—178; «О благе или едином» (VI, 9, 9), перевод М. Гарнцева ,/Логос. Философско–литературный журнал. М., 1992. 3. С. 217—227. 297 Эманация (позднелат. emanatio — истечение, исхождение) — термин античной философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших. 298 Zeller. Philosophie der Griechen. 4 Aufl. B. III. Abt.2, стр. 561.  299 Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами. 300 Такое смешение (притом тенденциозное) делает Древе в своем исследовании о Плотине: Л. Drews: Plotin und der Untergang der antiken Weltanschauung, 1906. 301 Акциденция (от лат. accidentia — случай) — нечто случайное, несущественное (свойство, признак и т. п.). 302 Букв.: по ту сторону, за (греч.); Булгаков чаще всего переводит как «трансцен–дентно», иногда — «выше». 303

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Скачать epub pdf Вместо предисловия Среди мыслящих людей нередко ведутся разговоры о том, что все ученые – неверующие. Конечно, это чистейшая ложь. Многие из нас знают иные, здравые суждения тех или иных ученых и писателей. Автору настоящих выписок давно хотелось собрать воедино эти драгоценные крупицы, и только сейчас он приводит в исполнение свой скромный замысел. Выписки будут даваться в алфавитном порядке фамилий ученых и деятелей культуры, чтобы легче было при случае найти нужную справку. Итак, с Божьей помощью приступаем к делу. В некоторых случаях будут даны пояснительные подстрочные примечания. Люботрудный читатель восполнит недостающее. Белинский В.Г. (1811–1848), литературный критик, публицист. Цит. по: В.Г. Белинский. Собр. соч., М., 1948, т. I: «Человек одарен бессмертной душой» (с. 15). «Бог создал человека и дал ему ум и чувство» (с. 30). «Поэт должен быть с умом мужа, сердцем младенца, ибо только они наследят царствие небесное» (с. 32). «Глинка (великий русский композитор; 1806–1857. – Прим. ред.) лучшими своими произведениями обязан религиозному вдохновению» (с. 76). «Когда материю ставят выше духа, то это ведет человечество к скептицизму, материализму, безверию, разврату и совершенному неверию истине при обширных познаниях» (с. 287). «Древний мир одряхлел; содержание его жизни было истощено... изнеможенное человечество алкало и жаждало обновления или смерти. А между тем в забытом углу мира (в Палестине) давно уже раздавался Божественный голос, кротко и любовно взывавший: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И пришел час – народы познали глас Пастыря, положившего душу Свою за овцы, и мир осенился знамением креста. Настал новый период человечества, период религиозный. Христианская религия дала обновленному миру такое богатое содержание жизни, которого не нажить ему в вечность; потому что все, что ни есть теперь, чем ни гордится, чем ни наслаждается современное человечество, – все это вышло из плодотворного семени вечных, непреходящих глаголов Божественной книги Нового Завета» (с. 458 – 459). «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомненья; книга бессмертия, святая, книга вечной истины, – это Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги, в сознании ее живых непреходящих глаголов». (Из книги «Откуда пошла наука»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/k...

202 Cl. Baeumker, цит. соч., p. 31: Deus est sphaera infinita, cuius centrum est ubique, circumferentia nusquam [Бог есть бесконечная сфера, центр которой – повсюду, а окружность – нигде]. Цитируя это 2-е положение 24-х мудрецов, Мейстер Экхарт иногда соединяет его с 18-м (там же, p. 37): Deus est sphaera, cuius tot sunt circumferentiae, quot sunt puncta [Бог есть сфера, у которой столько окружностей, сколько точек]. (Exp. in Eccli., Den. 571 – Cus., f. 80ra, ll. 10–14; Exp. in Io., Cus., f. 124vb, ll. 30–32). Он объединяет также эти два положения с 3-м (там же, p. 31): Deus est totus in quolibet sui [Во всем Своем Бог – весь] (Exp. in Gen., Ia ed., LW I, p. 79, n. 155 – Cus., f. 14vb, ll. 2–7); Exp. in Ex., Cus., f. 47va, ll. 30–35). – О символе бесконечной сферы в древней, средневековой и современной философии см. превосходный труд Д. Манке «Бесконечная сфера и точка везде в центре. – К генеалогии математической мистики» (Галле 1937); об образе бесконечной сферы у Мейстера Экхарта см. ниже и в др. местах. 204 Как указывалось выше, и в славянском, и в русском переводе вместо «Всемогущий» употреблено «Иегова». – Прим. перев. 205 Exp. in Ex., Cus., f. 43 va , ll. 4–19: «Omnipotens» duo dicit: «omnia» et «potentia». «Potens omnia», «potens omnium», que ergo sunt de numero omnium ille potest... ergo non potest nichil, tum quia nichil non est de numero omnium, sed est. oppositio et exclusio omnium, tum etiam quia nichil posse est non posse, universalis negatio potentie... nihil enim et omnia se totis sibimet mutuo opponuntur [«Всемогущий» заключает в себе два значения: «всяческая» и «возможность». «Могущий все», «могущество всех», следовательно, кто из числа всяческих, тот может... следовательно, «ничто» ничего не может, как потому, что «ничто» не есть из числа всяческих, но есть противоположность и исключение всяческих, так и потому, что «ничто мочь» – значит ничего не мочь – универсальное отрицание возможности... ведь «ничто» и всяческая взаимно противопоставляются друг другу].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Усилие это похвально, но оно приводит к катастрофическому результату, который влечет за собой разрушение индивидуальности, и личность погружается в безличностную нирвану. И потому следует искать другой принцип единства, не разрушающий того, что он соединяет. Итак, любовь – единственная реальность, которая соединяет то, что разделено, сохраняя при этом соединяемое в его собственном бытии. Следовательно, любовь преодолевает пропасть между познающим субъектом и познаваемым объектом; это необходимо, ибо познание должно быть цельным. Ведь для того, чтобы достичь абсолютной истины, – а именно к такой истине мы стремимся, – мы должны подняться до познания, которым Бог обладает о Себе Самом. Он троичен: Отец познается в Сыне, Сын – в Отце, а их вечная любовь ипостазирована и персонализирована в Св. Духе 291 . Лев Карсавин сформулировал то же самое в следующем афоризме: «Истина есть Пресвятая Троица, и Пресвятая Троица есть Истина» 292 . 13 Л. Шестов, Скованный Парменид. Об источниках метафизических истин. Париж, без указания года издания, (YMKA-PRESS). 15 P. Evdokimov, Gogol et Dostoïevski ои la descente aux enfers. Bruges, 1961. P. 192 (цит. по фр. изданию. – Прим. Пер.)., 17 Ср.: P. Leskovec, Basilio Rosanov е la sua concezione religiosa//ОСА 151. Roma, 1958. P. 218 ff. Так произошло, например, в Тирасполе в 1896 году, где «старообрядцы» боялись всеобщей переписи населения, ибо считали ее делом Антихриста. Ср.: Н. Лосский, История русской философии. Москва, 1991. С. 436–437. 26 Ф. Достоевский, Братья Карамазовы. Ч. II. Кн. 6, гл. 1//Полное собр. соч. в 30-ти тт. Т. 14. Ленинград, 1976. С. 259; Там же. Ч. IV. Кн. 11, гл. 10. Т. 15. С. 85, 87. Ср.: P. Evdokimov, Gogol... Р. 282. 30 Т. Špidlík, La Spiritualité de lOrient chrétien. Manuel systematique//OCA 206. Roma, 1978. P. 257. 31 G. Podskalsky, Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus (988–1237). München, 1982. S. 146 ff. 33 Т. Špidlík, La doctrine spirituelle de Théophane le Rectus. Le C o_eur et lEsprit//OCA 172. Roma, 1965. P. 3 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

3002 И. Златоуст. Ad populum Antiochenum Homil. III, c. IV. T. XLIX. col. 51. Cp. Sermo, cum presbyter fuit ordinatus, c. III, col. 698. Василий B. Homil. I de jejunio c. I. T. XXXI, col. 164: пост называется здесь φα’ρμακον υαρτι’ας ναιρετικο’ν. Cp. ibid., c. III, col. 168A. У препод. И. Кассиана пост вызывается inediae medicina. Colla t. XXI, c. XV, col. 1190. 3003 Ad populum Antiochenum, lib. cit. col. 51–52. Cp. И. Кассиан. Coli at. XXI, c. XVII, col. 1192B: tunc demum id (jejunium) nobis congruum noverimus, si in eo temporum ratio, si qualitas, si mensura servetur. De coenobior. instit. lib. V, c. IX, col. 224. 3004 Ρα’θομος – ρα’διος и θομο’ς, корень vra=быть легким: санскр. dliumas – сл.-рус.–дума, душа. В противоположность κνιρο’ς (не имеющий ни к чему охоты, неподвижный, ленивый) α’θυμο’ς отмечает свойство души весьма неустойчивой. Основной смысл этого слова точнее усматривается через сравнение его с κνηρο’ς и γκρατη’ς. Это – две крайности со стороны духовной, нравственной состоятельности, – как бы полное отсутствие и обилие духовных дарований. Средину между ними занимают α’θυμοι – самый огромный процент человечества с посредственными нравственными силами (ср. Рим.7:19 ). Все хорошее они понимают и его любят, но их легкая душа не имеет силы крепко держаться за него, чтобы осуществить его в своей жизни ( Мф.13:19 ). Ср. проф. М. Л. Орлов. Ст. цит., стр. 493, 43 прим. 3006 от σκιρτα’ω – прыгать; в русских переводах творений Святителя слово σκιρτματα передается выражениями: – «взыграния», «похотения», «вожделения» и под. 3009 Василий B. Lib. cit, interrogatio CXXXIX. T. XXXI, col. 1176А. Cp. И. Кассисн. Coliat. I. c. X. col. 494AB. 3010 σιτι’α – означает вообще воздержание от пищи – как добровольное, так и по необходимости. (Употребляется у Геродота, Еврипида, И. Флавия) σιτι’α πολλ (продолжительное воздержание) Деян.27:33 . Grimm, p. 55. 3011 Inst. mon. c. IV, § 7. T. XXXI, col. 1357CD. Cp. И. Кассиан. Collat II, c. XVII–XXII, col. 550A–554A. 3012 Cp. И. Златоуст. In. cap. I Genes. Homil. X. T. LIII, col. 84. Исаак C. Λ. XXIII, σ. 139; Λ. XXVI, σ. 161–162; Λ. XXXIV, σ. 216; Λ. LXXXV, σ. 492– 495. Древний Патерик. Гл. II, § 13, стр. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф ( Быт 4 и след.,25; Быт. 5:4 ). А. умер в возрасте 930 лет ( Быт. 5:5 ). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (⇒ Летосчисление ); 4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу ( Рим 5 и след.; 1Кор 15 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей – не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: «... потому что все согрешили» ( Рим. 5 – цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза «потому что» стоит «в нем», что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, «для многих», создав «правдою одного всем человекам оправдание». Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. ( Рим 5 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена «последним А.», т.е. Христом ( 1Кор. 15:45–58 ). Христианин – как и всякий человек – все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас – в «совлечении» старого и «облечении» в нового человека ( Кол 3 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: «...все и во всем Христос». II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ «Красное место», город на Иорданской равнине под Цартаном ( Нав. 3:16 ; Ос. 6:7 ); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению – в 30 км юж. А., у г. Иерихона. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

(Прим. Ф.А.Степуна): По проблеме христианской истины ср. мою статью «Истина как учение и лик» ( " Die Wahrheit als Lehre und Antlitz»//Hochland 1947/8), возражение Йозефа Бернхарта и мое заключительное слово к дискуссии. В этих трех статьях разъясняется различие между двумя понятиями истины и также между римско-католическим христианством и русским православием. 280 Из письма В.С.Соловьева к В. Л. Величко. 281 Из стихотворения В.С.Соловьева «Панмонголизм». 282 Из стихотворения В.С.Соловьева «Ex oriente lux». 283 С некоторыми искажениями цит. из: Иванов Вяч. О русской идее. См. в совр. изд.: Иванов Вяч. Родное и вселенское. М: Республика. 1994. С. 361. 284   Из стихотворения Вяч.Иванова «Месть мечная». 285 Из стихотворения А.Блока «Русь моя, жизнь моя, вечно ль нам маяться?» 286 Анри Масси — современный Степуну французский мыслитель и общественный деятель. Чтобы дать более подробное представление об этой его книге, стоит привести отрывок из рецензии Бердяева (Massis Henri. Defense de l " occident.Le roseau d " or 1927. Защита запада. Тростник из золота): «Масси обоготворяет латинскую цивилизацию, пределы бытия совпадают с пределами этой цивилизации, и за ее пределами начинается царство хаоса, темный и страшный Восток. Масси — правый католик. Для Масси Европа кончается у Рейна. Германия для него Азия и столь же страшна, как Россия и Индия» (Бердяев Н.А. Обвинение Запада//Путъ (Париж, 1927. 8. Август. С. 145)). 287 Порядок. 288 В этих словах, приписанных Степуном Достоевскому, тем не менее содержится резюме поздней историософской позиции писателя. См. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1881 г.//Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1984. Т. 27. С. 32—40. 289 Из стихотворения Н. Клюева, начатого этими словами. 290 См. указанную статью Н. С. Трубецкого в кн.: Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 141—161. 291 См.: Кириллов И. Третий Рим. М, 1914. 292 «Логос» — международный ежегодник, издававшийся с 1910 по 1914 г. русскими философами — С.Гессеном, Э. Метнером, Ф. Степуном, Б. Яковенко. 293

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Пса увести из Эреба от страшного бога Аида (Uл.IV,368). Вышел он в путь, будто житель нагорный - лев, силою гордый (Oд.VI,130), Быстро чрез город; его провожали все близкие сердцу (Uл.XXIV,327), Девы младые, и юноши, многострадальные старцы (Oд.XI,38), Плача по нем неутешно, как будто на смерть отходящем (Uл.XXIV,328). Подали ж помощь и Эрмий, и светлая взором Афина (Oд.XI,625), Зная любезного брата, и как он в душе озабочен (Uл.II,409). Кто из бесхитростных не увлечется этими стихами и не подумает, что так сложил их Гомер на ту же самую тему? Но знающий Гомеровы песни стихи эти признает, а содержания не признает; ибо ему известно, что из них один сказан об Одиссее, другой - о самом Геракле, иной - о Приаме, а другой - о Менелае и Агамемноне " . - Contra haer. I,9,4. PG. T.7. Col.544B–548A. Сочинения. С.48. Все эти примеры и рассуждения буквально заимствует у Иринея и Епифаний. Haer. 31,26,31. Творения. Ч.1. С.325–326,336–338. 30. Центоны (от. лат. centones, т. е. плащ, сделанный из лоскутов) были очень распространены в Средние века в эпоху упадка поэтического творчества. - Прим. ред. De praescr.39: " Можно еще и теперь видеть, как составляется из Вергилия совершенно другой рассказ, причем содержание применяется к стихам, а стихи - к содержанию. Так, например, Озидий Гета высосал (exsuxit, другое чтение expressit) из Вергилия всю свою трагедию " Медея " . Один мой родственник заимствовал из того же поэта между другими произведениями своего пера " Картину Кебета " (Pinacem Cebetis). Гомероцентонами обыкновенно называют таких людей, которые из стихов Гомера составляют свои произведения, подобно центонариям (more centonario), из многих расположенных там и сям собирая одно тело (ex multis hinc inde compositis in unum sarciunt corpus) " . PL. T.2. Col.64–65. 31. См.: Thomasius. Op. cit. S.81; Friedrich Bцhringer. Die Kirche Christi und ihre Zeugen oder die Kirchengeschichte in Biographien. 2-te Aufl. Bd.2: Die alte Kirche. 2-er Teil; Ireneus, der Bischof von Bugdunum, oder die Bildung der altkatholischen Kirche und Kirchen-lehre im Kampfe mit dem Gnostizismus. Stuttgart, 1873. S.371; Th. Zahn. Op. cit. 1,2. S.586 flgg.; R. Liechtenhan. Op. cit. S.34; F. Loofs. Op. cit. §17,1. S.111–112; В.В. Болотов. Цит. соч. Вып.2. С.226–227; А. Harnack. Op. cit. I, S.292.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

71 Записки Чеботарева, стр. 7. 72 Сергиевский Н. Цит. соч., стр. 14. 73 Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 62. 74 Евгений (Болховитинов), митр. Цит. соч., стр. 14. 75 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 19. 76 Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889, стр. 121—123. 77 “Воронежская старина”, вып. X, стр. 152. 78 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 19. См. также: Казанский П.С. Цит. соч., стр. 17; Сергиевский Н. Цит. соч., стр. 95. 79 Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 70. 80 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1932, стр 124. 81 Записки Чеботарева, стр. 4—5. 82 Там же. 83 Записки Чеботарева, стр. 5—6. Указ о назначении св. Тихона епископом Кексгольмским и Ладожским находится в ЦГИА СССР (ньше РГИА. — Прим. изд.), Рукописный архив Синода. Ф. 796. Оп. 42. Дело 126. Л. 3. 84 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 22. В Центральном государственном историческом архиве СССР сохранился текст архиерейской присяги, принятой святителем Тихоном во время наречения во епископа (см. ЦГИА СССР. Ф. 834. Оп. 1. 1125. Л. 1—10). 85 Кратиров П. Цит. соч., стр. 204. 86 Записки Чеботарева, стр. 6. 87 Записки Чеботарева, стр. 6. 88 Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 63. 89 Евгений (Болховитинов), митр. Цит. соч., стр. 16. 90 ЦГИА СССР. Рукописный архив Синода. Ф. 796. Оп. 42. Дело 126. Л. 30. 91 Попов М. С, свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912, стр. 424. Екатерина II была сторонницей секуляризации монастырских имуществ, разработанной еще Петром Великим. Теперь, когда власть была в ее руках, она открыто высказала мысль о противоречии между монашеским обетом и собственностью, которая принадлежит монастырям. Не терпящая никаких возражений, она приказала арестовать и предать суду Владыку Ростовского Арсения Мацеевича, который осмелился выступить против ее церковной политики. Лишенный сана и священства, простым монахом он был отправлен в отдаленный монастырь, в Карелию, а впоследствии расстрижен и под мирским именем Андрей сослан в Ревельскую крепость (Там же. Стр. 545).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010