Некоторые впрочем понимали это древо только в смысле духовном, напр. Григорий Б., – в сл. на Богоявление – III ч. 200–201 стр. по изд. 1889 г., – Дамаскин. Точн. изл. в. II, 11, хотя самого рая и не представляли исключительно духовным. 328 Сын Сирахов в таких выразительных чертах изображает попечение Божие о первозданном человеке: Бог исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. От положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дам им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их (17:6–11). 331 Филарета митр. Моск. Слова и речи изд. 1848 г. I, 182. См. Городкова. Догм. Бог. по сочин. м. Филарета 104–105 стр. О том же апологетическое рассуждение см. у Эбрарда. Апологетика I т. §§ 132–133. 332 См. Теодоровича. Уч. Тридент. собора о первор. грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете. 1886 г. 4–18 стр. – Ястребова М. проф. Уч. лютеранских символов о первор. грехе. Киев. 1877 г. 1 и 3 гл. – Беляева Н. Я. проф. Полупелаг. принцип в рим. католичестве (Пр. соб. 1871 г. I т). 333 Символическое протестантство не полагает различая между образом и подобием Божиим в человеке. По их мнению, подобие Божие – тот же образ Божий, только взятый в его высшем обнаружении, – это imago simillima, или, что то же, justitia originalis (См. у Ястребова. Уч. лютер. симв. о первор. грехе. 103 стр.). Новейшее протестантское даже ортодоксальное богословие не следует строго символическим книгам в учении о первобытном состоянии человека (напр. известный Мартенсен). 335 Подробный разбор этого довода см. у В. Д. Кудрявцева в ст. Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого. Собр. соч. III т. 2 вып. 336 Вот что именно говорит Катрфаж: «ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенною эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случай свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим» (Antropologie, 1876. р. 251. См. Рождественского, Апологетика II т. 294 стр.). Опровержение материалистического мнения о первобытном состоянии человека на основании данных самого естествознания см. в кн. проф. Глаголева. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но нам, благочестивые слушатели, должна быть известна причина постигшего нас несчастья. Представители науки естествознания, исследуя природу и ее проявления, пришли к тому убежденно, что корень зла заключается в иссякновении рек, упадке грунтовой воды, в недостаточности почвенной влаги, истреблении лесов, в вывозе за границу большего, чем следовало, количества хлеба и т. под. Но если мы устремим свой взгляд в исторические ветхозаветные времена, когда указанных явлений в природе не существовало, когда леса не были тронуты секирою, берега рек не вмещали массы воды, разлитой по лицу земли, когда таких сношений у народов друга с другому не существовало, как ныне, и хлеб не вывозился за границу для сбыта, то увидим, что неурожаи существовали тогда еще в большей мере, чем ныне, и люди испытывали несравненно более бедствий от голода, чем в настоящее время. Обратимся к Слову Божию, единственному истолкователю судеб человеческих, и мы найдем там указания для уяснения таких великих явлений в природе, которые ныне испытываем и переживаем. Оно говорит нам, что мы в этом случае стоим перед тайной мироправления, и эта тайна особенно предстоит перед сознанием целых народов, которые видят в народных тяжких событиях, как например неурожая, проявление могущественной и разумной Божественной силы. Народ Божий, Израильский, неоднократно претерпевал неурожаи: они длились то год, то три года, то даже 7 лет. Божественная цель в явлениях сих бедствий весьма видна в Слове Божьем. «Сын человеческий», говорит Господь к пророку Иезекиилю, «если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души», говорит Господь Бог ( Иез.14 ). В другом месте Господь Бог устами пророка Иеремия говорит так: «Меня ли вы не боитесь», говорит Господь, «предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе» ( Иер.5:22–25 ). Итак, Слово Божие нам ясно показывает, что неурожай со всеми его последствиями, какие испытывает на себе человек, есть кара Божья, посылаемая на него за то, что он забывает Господа своего Создателя и Промыслителя, не исполняет Его повеления, имеет сердце буйное и тяжелое, живет в грехах, по своим похотям. Но мы, чада Божии, неужели дожили до такого нравственного падения, до такого безверия, что заслужили гнев Божий и испытываем его теперь на себе, дабы обратиться к Господу и служить Ему по Слову Божию?

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

о. Александр Березовский: Должно быть всё честно. о. Дмитрий Смирнов: Опять недостаточно. Честно - само собой. Добросовестно - само собой. Нужно хорошо. Есть такие степени качества. Советская градация: первое - для государства. Вторая - как для дяди. Третья - как для самого себя. Четвертая - как для отца родного. Пятая - как для Бога. Все надо делать как для Бога. Тогда это полезно для души. А если для дяди, для отца родного или для себя - это всё низшие степени качества. Это не во славу Божью. Метешь ли улицы, несешь ли телеграмму какому-то жителю, протираешь ли окна, варишь ли трубу, которую прорвало в ЖЭКе, чинишь ли унитаз, который течет - всё делаешь во славу Божию. И тот, кто добросовестно чинит унитаз, который через 20 минут опять не потечет вновь и не вымогает в три конца, и того, что стоит 30 тысяч, не норовит получить за один приход, пользуясь тем, что у людей вода течет на соседей. Делать как для Господа - это совсем не ниже того, что человек в алтаре стоит, записки читает, вот такая важность, такой труд. - Батюшка, здравствуйте. Василий, Москва. Скажите, пожалуйста, в Евангелии от Матфея глава 5, строка 38 и ниже: « Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Здесь показывается не сопротивление злу насилием, а как же Господь говорил, что вы на меня вышли, как на разбойника с мечами и кольями? Т.е. можно выходить с оружием на воров, на разбойников? Так же говорил, если бы подкапывал вор под дом, то хозяин бы принял меры. Как совместить с Евангелием это противление злу насилием? о. Дмитрий Смирнов: Нет никакого противления злу насилием. Понимаете, разные бывают обстоятельства, и разные бывают мотивы людских поступков. Одно дело - когда нападают на твою жену, это один вариант. А другой вариант - он нападает на тебя. Один случай, когда нападают на твой храм, другой случай, когда нападают на твоё Отечество. Совершенно разные могут быть поступки человека, нужно обязательно рассуждать. Нельзя тупо следовать букве закона. Иначе вы обязательно попадете впросак. Жизнь предоставит такую ловушечку, где вы обязательно поступите не по-христиански. В каждом случае нужно напрягать мозги. А если тупо просто будете следовать Писанию, пожалуйста, я вам сейчас наизусть приведу: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его». Вот, давайте, начинайте, а когда второй глаз будет вас соблазнять - вырвите второй.

http://radonezh.ru/text/chto-mozhet-ukre...

Первого человека Господь создал из праха земного; второго Он сотворил из ребра Адама, и в этом заключается глубокий символический смысл, отмечается самая тесная связь между нашими прародителями. Так понял и сам Адам, который, проснувшись от наведенного на него сна и увидев Еву, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2:23). И прозревая своим пророческим взором в будущие времена, он прибавил, указывая на святость брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (2:24). Разбор натуралистических теорий о происхождений мира и человека. Библия и естествознание. А) Сотворение мира во времени и вечность материи. Б) Порядок мироздания. В) Согласие и разногласие между Библией и наукою в вопросе об устройстве земли и появлении ее обитателей. Г) Теория эволюционизма и ее отношение к Библии. Д) Разногласие между Библией и эволюционизмом в вопросе о происхождении человека. Е) О степени древности мира и человека «Природа и Библии», – говорит один естествоиспытатель: «это две книги, написанные Богом и предложенные для чтения человеку». Как произведение единого Виновника, они не могут противоречить одна другой; если-же кажутся иногда противоречащими, то причина этого противоречия в том, что человек неправильно читает или ту, или другую, или обе эти книги. Большинство величайших исследователей в области естественных наук находили возможным совмещать веру и знание: Ньютон, Кеплер, Коперник, Галилей, Фехнер, Либих, Менделеев, Пирогов, Кювье и многие другие были люди верующие, глубоко религиозные. В частности, и к повествованию Библии о творении мира и человека многие ученые относились и относятся с глубоким уважением, как к рассказу изумительному не только в смысле религиозно-нравственном, но и чисто-научном. Известный русский естествоиспытатель, профессор-академик К. Э. Бэр говорит между прочим: «нам ничего не завещано от древнего времени, более возвышенного, чем библейское учение о творении (Studien and dem Gebiete der Naturwissenschaften, 465); а новейшие нападки на библейское повествование о творении он называет «комическими анахронизмами, с которыми давно уже справилась новейшая естественная наука».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

протоиерей М. Вишневецкий Предисловие Всегда, а в настоящее время особенно, вследствие того, что появилось много тайных и явных врагов православной христианской религии, не только священнослужители, но и каждый член православной христианской Церкви, должны считать своей обязанностью защиту истин этой религии, которые получены от Самого Господа Иисуса Христа. Для этого, конечно, необходимо знание своей религии. О необходимости знания оснований своей религии говорит Святой Апостол Павел: «По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь; ибо я знаю в Кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим.1:12 ). Еще: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как ответить каждому» ( Кол.4:6 ). Св. Апост. Петр говорит так: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). При составлении настоящей книги мы имели в виду, прежде всего, законоучителей, которым приходится не только обучать истинам христианской религии, но и разрешать различные вопросы, касающиеся этих истин. Мы также имели в виду и светских образованных читателей, среди которых в настоящее время проявляется немалый интерес к религиозным вопросам. Предлагая только краткое положительное учение о главнейших истинах православной христианской религии, мы обращали особенное внимание на возражения, высказываемые в настоящее время со стороны неверующих, маловерующих и неправомыслящих по поводу этих истин. Мы старались, насколько возможно, показать несостоятельность этих возражений. Мы коснулись также многих вопросов, имеющих отношение к христианской религии, к которым в настоящее время замечается большой интерес в обществе и литературе: говорим о религиях, материализме, пантеизме, о духовности и бессмертии души человеческой, о свободе воли, о чудесах и т. д. О тех истинах нашей религии, на которые особенно сильно нападают неправомыслящие, мы говорим обстоятельнее и пространнее. В таких случаях мы ссылаемся на указания Слова Божия, на свидетельства Св. Предания, на очевидные доказательства здравого разума, на положительные данные естествознания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Разделы портала «Азбука веры» Как Библия трактует форму земли: шарообразная или плоская? 3.67K 26.01.2022 Библия Как в Библии трактуется форма земли: шарообразная или плоская? 5 Ответов Библия не учебник по естествознанию, она про Бога, человека и их отношения. Библия никак не трактует вопрос о форме Земли. В Библии нет единой трактовки формы земли, так как это не относится к вопросам спасения. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: Одни объявляют, что она утверждена и укреплена на водах, как говорит божественный Давид: Утвердившему землю на водах ( Пс. 135, 6 ). Другие же, что – на воздухе. Иной же говорит: Повешаяй землю ни на чем же  ( Иов. 26, 7 ). И опять богоглаголивый Давид, как бы от лица Творца, говорит:  Аз утвердих столпы ея  ( Пс. 74, 4 ), столпами назвав ту силу, которая ее содержит. Изречение же:  на морях основал ю есть  ( Пс. 23, 2 ) показывает, что кругом земли отовсюду разлилось естество воды. Итак, допустим ли, что она утверждена на самой себе, или на воздухе, или на водах, или ни на чем, должно не отступать от благочестивого образа мыслей, но исповедовать, что все вместе сохраняется и содержится силою Творца. Ис 40:22: “22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.” — круг, окружность, шар Библия — книга религиозная, главное в ней — отношения Бога и человека, остальные области служебны. Прямо об этом не сказано. Если Вам желательно узнать учение Церкви о пределах наших знаний в отношении устройства земли, то почитайте “Беседы на Шестоднев” свт. Василия Великого . — круг, окружность, шар Ис 40:22: “22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.” Согласитесь, между кругом и шаром существенная разница. Развернутого учения о форме земли в Библии нет. В Библии нет четкого указания относительно формы земли. Но можно полагать, что подразумевается плоская форма земли в соответствии с представлениями древних людей. Вообще в Бытии земля описывается так, как ее представляли древние люди (твердое небо-купол, вода над куполом и под землей и пр.). Так как суть Библии — богословское содержание, то на эти несовершенства картины мира обращать внимание не следует.

http://azbyka.ru/vopros/kak-biblija-trak...

Раскрываем Новый Завет и читаем в нем глубокопоучительные слова, относящиеся к лицу Того, Кто приходил на землю, чтобы поразить змия и избавить человечество от всех его бед и зол: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, – о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» 4 . Мы слышали, мы видели, мы осязали… – какого еще большего реализма нам нужно? Правда, этот реализм не для нас, а для тех, которые были самовидцами и слугами этого Слова вечной жизни. Но и для нас, да и не для одних нас, а и для совершенно неверующих от этого Слова жизни осталось по крайней мере два факта, которые всеми признаны за несомненные и никем не могут быть оспариваемы, следовательно имеют полнейшую реальность: первый факт исторический, что Христос некогда жил и был распят на кресте, второй факт историко-статистический, что христианство , несмотря на все препятствия, – да и какие препятствия? – распространилось почти по всему земному шару и Распятый на кресте господствует над сотнями миллионов людей, да и каких людей? Людей, составляющих такие общества, которые, несмотря на все свои недостатки, все-таки бесспорно представляют из себя сравнительно лучшие общества на земле, как по духовному своему развитию, так и по внешнему, материальному благосостоянию. Неужели это случайность? Кому угодно, тот может называть это случайностью, но только эта случайность пришла весьма кстати после того, как Основатель Христианства, убеждая своих последователей искать прежде всего Царствия Божия и правды его, обещал им, что все остальное, что для них нужно, будет дано им в придачу. И здесь мы видим полнейший реализм! Но если мы несколько сосредоточим свои взоры и, не рассеиваясь по всему христианскому миру, остановим их по преимуществу на своей родной церкви, то мы найдем здесь еще и другие весьма важные опыты, которые, несмотря на то, что смешиваются с теорией, обладают однако же в высокой степени реализмом. Мы найдем в разных местах иконы, которые пользуются в народе особенно глубоким почтением, как чудотворные, и другие вещи, признаваемые чудотворными. Чудотворные иконы… да неужели это – не предмет веры, а предмет реального знания? – спросят вероятно многие даже из искренно верующих. Такой вопрос будет прямым последствием смешения опыта с теорией. Чтобы отделить их друг от друга и рассеять недоразумения, мы разложим этот предмет на два вопроса; первый вопрос: действительно ли в христианстве до сих пор существуют чудеса? – вопрос очевидно касается опыта. Второй вопрос теоретический: если действительно в христианстве доселе продолжаются чудотворения, то от чего они происходят?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Следующий аргумент преадамистов таков: в родословиях сынов Ноя (Быт. 10) упоминаются только представители белой расы, т. е. семиты и индоевропейцы. Но это мнение тоже не верное, потому что в Быт. 10, 6-7 упоминается некий Хуз — родоначальник эфиопов. В древности Эфиопия так и называлась — земля Хуз. Эфиопы относятся к негроидной расе. Упоминается и некий Магог, которого считают прародителем расы монголоидной. Что касается текста Свщ. Писания, то с ним гипотеза Пеера находится в полном противоречии, ссылками на Писание обосновать ее невозможно. В Быт. 2, 5, говорится: " Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли " , и дальше сразу же идет повествование о сотворении Адама. Очевидно, что до Адама людей на земле не было: " Но для человека не нашлось помощника, подобного ему " (Быт. 2, 20), значит, опять-таки до сотворения Адама никаких других людей не было. " И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих " (Быт. 3, 20). Слова из молитвы Товии: " Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий " (Тов. 8, 6). " От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли " (Деян. 17, 26). Таким образом, Свщ. Писание не дает никаких оснований для гипотез, подобных гипотезе Пеера. Впоследствии, в 18-м веке, в эпоху Просвещения, преадамизм сошел с христианской почвы и трансформировался в небогословское учение, которое называется полигенизм. Сущность его заключается в следующем: на земле существует несколько различных человеческих видов, которые отличны друг от друга так же, как отличны друг от друга различные виды животных, имеющие различное происхождение и различных родоначальников. Адептами таких воззрений в 18-м веке были Руссо, Вольтер, Гельвеции и др. Обосновать эту гипотезу пытаются или с помощью естествознания, ссылаясь на различие анатомических признаков (цвет волос, кожи и т. п.), различие языков, данные палеонтологии и т. д. Однако, убедительных аргументов в пользу этого учения нет, наука свидетельствует, что умственные способности у людей всех рас и национальностей при одинаковых условиях жизни практически не отличаются. Анатомия и физиология тоже у всех людей одинаковы. Представители всех рас и национальностей способны вступать в смешанные браки и давать потомство.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Ст. 10–12. …И благоугодно было Господу прошение Соломоново. И сказал ему Бог: за то, что ты просил... себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так, что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе... И действительно, Соломон получил от Господа столько премудрости, что на все времена его имя – сделалось ее именем, по справедливому замечанию нашего ученейшего богослова 444 . Опыты сей мудрости и пределы ее изъясняет нам само слово Божие, а) Соломоново любомудрие в области естествознания было так обширно и глубоко, что он говорил о деревах от кедра, что в Ливане (наикрупнейший вид растений), до иссопа, вырастающего из стены (мельчайшая порода мхов); говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах 445 ; б) философским плодом Соломонова любомудрия было то, что он «изрек три тысячи притчей» (сжатых и остроумных изречений); в) поэтическим же плодом его религиозного чувста были «тысяча и пять песней» 446 ; г) сравнивая Соломона с современными ему мудрецами, Писание замечает, что он был мудрее «всех сынов востока», т. е. Халдеев и Сирийцев, славившихся своими астрономическими познаниями, и всех «Египтян», известнейших математиков и химиков, и всех мудрецов израильских, напр., Ефана Езрахитянина и Емана (знаменитых псалмопевцев и священных поэтов при Давиде, имена которых стоят в надписании некоторых псалмов – именно, 87 и 88), и Халкола и Дарды 447 , (вероятно, из этой же среды); д) слава о мудрости Соломоновой была так велика, что приходили послушать ее от всех царей земных, которые только слышали о ней 448 . Примечание. При всем том, выражение Писания, что, «как прежде Соломона не было подобного ему, так и после него не восстанет подобный ему по мудрости» – приводит в затруднение некоторых толковников, которым кажется, что и прежде, и после Соломона были люди, равнявшиеся ему, и даже превосходившие его не только в знании вещей божественных (напр. Моисей, пророки и апостолы), но и естественных, и человеческих (последующие философы и естествоведы). Но это затруднение происходит – с одной стороны, от смешения откровенных и сверхъестественных знаний с любомудрием естественным, – каковое, собственно, и даровано от Господа Соломону в превосходнейшей степени; с другой же стороны – от смешения двух различных понятий, – именно, природного глубокомыслия и разумности (что и было, собственно, чрезвычайным даром Соломоновым) с научной образованностью и ученостью, которая, конечно, накопляется с течением веков, и в безраздельной целости своей не может принадлежать ни одному отдельному человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее) — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19-22). Поразительное восприятие ап. Павлом страданий в природе никогда и никем не было выражено в таких словах. Все творение, вся природа — говорит оно — теперь «болеет», хотя и живет надеждой выздоровления… Естество, природа всего в его сущности — natura pura — «как бы закрыто некоей уродующей его оболочкой» ( о. В. Зеньковский ). И к нему, чтобы увидеть его в первозданной красоте, нужно пробиваться сквозь эту оболочку. Может быть, подобно тому, как собиратель наших древних икон, любящий их, стоя по эту сторону покрывающей древнюю икону ужасной глухой черноты, через маленькое окошечко, сделанное им во тьме почерневшей олифы старых «записей», ищет прорваться в какой-нибудь пятнадцатый век, где на иконе было все так ослепительно ярко и так невыразимо прекрасно… Здесь же надо прорываться гораздо дальше, чем в пятнадцатый век. Порча в человеке и за ним во всей природе произошла до времени, в котором существует все. Конечно, можно признать «естественным» и тот порядок бытия, какой находим сейчас. Можно отбросить категорию «болезни» и признать «нормальным» все: и страшную, беспощадную борьбу за существование в животном мире, и разные очень похожие на эту борьбу виды войн и битв, происходящие среди людей. Так и поступает наука о природе: хищническую, например, страсть зверей изучая как «естественный» непреложный факт. Так поступает и социология, иногда совсем недалеко уходящая в этом от естествознания и совершенно запутывающаяся в проблемах добра и зла. Но без предположения о поврежденности самого естества человека — по справедливому замечанию одного из наших современных православных богословов (о. В. Зеньковский) — невозможно даже подойти ни к одной из бесчисленных загадок о человеке; как без признания поврежденности природы невозможно разрешить ни одного из многочисленных противоречий в так называемом естественном порядке вещей, над чем столь безуспешно бьется естествознание.

http://pravmir.ru/odno-serdce-i-odna-dus...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010