Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Морача. XIII в., сер. XVI в. Муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится в горном каньоне над р. Морача, рядом с водопадом Светигора (40 м), между городами Колашин и Подгорица (Черногория). М. основал как задужбину в 1251-1252 гг. кн. Стефан (в ней он и был похоронен), сын великого жупана Вукана , внук серб. великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ). Серб. кор. Милутин (1282-1321) обновил мон-рь. В XV в. обитель сильно обеднела. Известно о покупке в 1444 г. настоятелем М. Никодимом книг для «оскудевшей» б-ки мон-ря с целью их копирования. В 1505 г. турки сняли крышу и подожгли кровельные конструкции Успенского собора. Почти 70 лет собор стоял без крыши, что нанесло урон его убранству и фрескам; он был отремонтирован в 1574 г. игум. Фомой при помощи кн. Вукича Вучетича. В 1577-1578 гг. при игум. Моисее продолжилось восстановление собора, была построена и расписана трапезная, при обители открылся скрипторий. В этот период М. стала национально-освободительным, образовательным и культурным центром Черногории, здесь проводились народные соборы (вече), строились планы по освобождению от османского ига. Ок. 1639 г. при патриархе Печском Паисии (Яневаце) , митр. Герцеговинском Лонгине и игум. Антонии были отремонтированы соборная и Никольская церкви, в 1642 г. расписана капелла первомч. Стефана с припратой. В 1648 г. в М. состоялись выборы Печского патриарха, которым стал Гавриил I (Раич) . Обитель поддерживала тесные отношения с афонским мон-рем Хиландар , поэтому хиландарские мастера участвовали в росписи собора в XVII в. В 1691-1699 гг., во время австро-турецкой войны, М. находилась в запустении. Впосл. она уступила свое лидирующее положение Цетинскому монастырю, но ее насельники продолжали координировать борьбу местного населения против турок. В 1712 г. поменяли крышу собора, в 1742 г. он был отремонтирован. В XVIII в. морачские монахи возродили неск. обителей в Сербии, опустевших после великого переселения сербов ( Каленич , Каменац и Манасию ). В этот период в М. продолжали действовать иконописная мастерская и школа, а ее насельники неск. раз приезжали в Россию за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2564158.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

(Любиша Василий; 14.01.1823, о-в Свети-Стефан, Черногория - 14.04.1884, Цетине), митр. Черногорский Сербской Православной Церкви. В детстве, оставшись без отца, воспитывался дедом, архим. Саввой (Любишей), в мон-ре Прасквица . Учился в г. Рисан, затем с 1839 г. в правосл. школе в Шибенике, к-рая в 1841 г. была переведена в Задар и получила ранг богословии (семинарии). Вернулся в Прасквицу, был пострижен в монашество, в 1844 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. Был учителем в школах при мон-рях Прасквица, Режевичи (1854-1856), Савина (1856-1858) и др. Затем проживал в мон-ре Баня во имя вмч. Георгия близ г. Рисан. В кон. 1867 г. перешел из клира Бока-Которской епархии в клир Черногорской митрополии. В 1868-1870 гг. игумен мон-ря Морача . В 1870 г. возведен в сан архимандрита, назначен управляющим Цетинского мон-ря , преподавал в богословско-учительской школе (буд. Цетинская семинария), в 1872-1875 гг. был ее директором. Во время сербско-тур. войны 1876 г. и русско-тур. 1877-1878 гг. служил штабным священником при черногорской армии. Его проповеди имели большое влияние на бойцов и даже упоминаются в народной песне о победе черногорцев 28 июля 1876 г. в битве в местности Вучьи-До. Был избран председателем черногорского Красного Креста. За активную деятельность был отмечен черногорскими, серб. и рус. наградами. 3 дек. 1877 г. назначен администратором новообразованной Захумско-Рашской епархии с резиденцией в мон-ре Острог , хиротонисан 8 сент. 1878 г. в Цетинском мон-ре Черногорским митр. Иларионом (Рогановичем) и Бока-Которским еп. Герасимом (Петрановичем) . Захумско-Рашская епархия в то время насчитывала 60 приходов, где служили 80 священников, и 10 мон-рей. В. отреставрировал и расширил Острог, улучшил материальное обеспечение священнослужителей. После смерти митр. Илариона черногорский кн. Никола I Петрович Негош 20 нояб. 1882 г. назначил В. на Черногорскую кафедру. Одним из первых указов В. стало постановление о венчании только после 3-кратного объявления в церкви о планируемом заключении брака, что было сделано с целью воспрепятствовать бракам между родственниками и без благословения родителей. В. был членом Государственного совета Черногории и первым министром просвещения и церковных дел (с дек. 1882). Помогал министру юстиции в сборе материалов для составления черногорских имущественных законов. Похоронен у Влашской ц. в Цетине. Свой дом завещал сиротам.

http://pravenc.ru/text/158782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Пурич Младен; род. 6.06.1965, с. Миячи, близ г. Валево), еп. Диоклийский, вик. Черногорской и Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1985 г. окончил Белградскую семинарию св. Саввы, затем Белградский Богословский фак-т. Во время обучения пел в хоре Богословского фак-та и в хоре Музыковедческого ин-та Академии наук и искусств Сербии. В 1996 г. в СПбДА защитил канд. дис. «Литургическая символика и иконопочитание» ( Jobah Лumyprujcka бorocлobuja. 2002. С. 395-404). С 1990 г. преподаватель Белградской семинарии св. Саввы. С 1991 г. послушник в мон-ре Троноша и Тврдош. 17 июля 1992 г. в мон-ре Острог пострижен в монашество еп. Захумско-Герцеговинским Афанасием (Евтичем) , на следующий день рукоположен во диакона. С 13 сент. 1992 г. преподаватель догматики в Цетинской семинарии, до 2001 г. оставался главным воспитателем семинарии. 14 мая 1995 г. в мон-ре Милешева рукоположен во иерея патриархом Сербским Павлом (Стойчевичем) . 6 дек. 1999 г. возведен в сан протосинкелла. 18 янв. 2001 г. назначен настоятелем мон-ря Острог вместо почившего архим. Лазаря (Аджича). 19 мая 2004 г. избран епископом Диоклийским, викарием Черногорской и Приморской митрополии, хиротонисан во епископа 4 июля того же года. И. занимается научной и издательской деятельностью, принимает участие в различных богословских симпозиумах как в Сербии и Черногории, так и за рубежом. Вместе с В. Никчевич подготовил издание свидетельств чудес свт. Василия Острожского «Чудесные исцеления и явления св. Василия Острожского» (Чудесна и св. Bacuлuja Острошкога. 2001. 1: Чуда до 1950 г.; 2002. 2: Чуда до 1968 г.; 20052. 1-2; 2005. 3. Чуда после 1968 г.), позже издал книгу о святом (Св. Bacuлuje Острошки чудотворац. Подгорица, 2001; Београд, 20072). На основе трудов прп. Иустина (Поповича) составил сб. «Тайна спасения: Антология молитвенного предания» (Tajha Ahmoлoruja молитвеног Као подлога иконографског програма храма и параклиса манастира и храма св. мч. Станка. Београд; 2004). Перевел творения святых на серб. язык, напр. нек-рые сочинения свт. Иоанна Златоуста (Богословске основе neдaroruje св. Jobaha Златоустог. Београд, 2009; и по св. Jobahy Златоустом. Београд, 2009). Подготовил трехтомник избранных бесед под названием «Святая служба» (Света служба. Нови Сад, 2007, 20082. 1: Глас у 2: Извор у 3: Член редакционного совета журнала Черногорской и Приморской митрополии «Светогора». Записал неск. видео- и аудиодисков церковных песнопений.

http://pravenc.ru/text/469534.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Митрофан (Бан), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Митрофан (Бан), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (Бан Марко; 15.03. 1841, с. Главати близ г. Котор, Черногория - 30.09.1920, Цетине, там же), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Учился в начальных школах в с. Врановичи, в сербской и итальянской школах в Которе. В 1865 г. принял монашеский постриг в монастыре Савина . В том же году 27 июня рукоположен во диакона, 2 окт. 1866 г.- во иерея. В 1867 г. назначен настоятелем мон-ря Подластва , с 1869 г. настоятель монастыря Морача . 7 сент. 1870 г. возведен в сан игумена, 7 сент. 1877 г.- в сан архимандрита. В 1878-1879 гг. был настоятелем Цетинского мон-ря , потом вернулся в Морачу. С 1882 г. являлся временным администратором Рашско-Захумской епархии, с 27 мая 1884 г.- Черногорской митрополии. В 1884 г. по желанию кн. Черногории Николы I Петровича избран митрополитом Черногорским. Был хиротонисан во епископа Цетинского 6 апр. 1885 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Чин его хиротонии, состоявшейся в присутствии имп. Александра III, совершили митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский), архиеп. Тверской Савва (Тихомиров), архиеп. Волынский и Житомирский Палладий (Ганкевич), еп. Ладожский Арсений (Брянцев), еп. Выборгский Сергий (Серафимов) и еп. Екатеринославский Серапион (Маевский). 27 окт. 1885 г. в Цетине черногорский кн. Никола провозгласил его митрополитом Черногории, Брды и Приморья. В мае-июле 1888 г. М. в Киеве участвовал в торжествах, посвященных 900-летию Крещения Руси. Во время пребывания в Киеве встречался со мн. рус. иерархами, а также с митр. Белградским Михаилом (Йовановичем) . После торжеств посетил Троице-Сергиеву лавру и совершил в Москве литургию в храме Христа Спасителя. М. провел ряд важных церковных реформ в Черногорской митрополии. В 1893 г. он предписал священникам носить рясу и мантию, а не национальные костюмы, как это было принято ранее. Многие священники отказывались следовать этому предписанию, даже были случаи отставок с приходов. 24 февр. 1900 г. с одобрения черногорских властей М. издал окружное послание о введении церковного налога. Все православные жители Черногории в зависимости от их доходов были разделены на 3 класса: представители 1-го класса должны были выплачивать 2 фиорина 80 новчичей в год, 2-го - 2 фиорина 30 новчичей, а 3-го - фиорин. Этот церковный налог вместе с гос. налогами собирался чиновниками. Собранные средства шли на содержание священников. При этом им запрещалось брать с верующих плату за совершение треб. Также был организован фонд для содержания старых и немощных священников, их вдов и сирот. Эти меры способствовали улучшению положения белого духовенства, ранее нередко бедствовавшего.

http://pravenc.ru/text/2563432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Расположен на острове на Скадарском оз. близ с. Голубовци (Черногория). К. был основан как задужбина черногорских правителей Джурдже и Алексы (Леши) Черноевичей (нач. XV в.). Однонефный храм (длина 7,12 м, ширина 4,57 м, высота свода 3,9 м) из известкового туфа был возведен в 1415-1427 гг. Позже к храму были пристроены 2 придела, а вокруг возведена каменная стена. В К. находилась кафедра Зетской митрополии, перенесенная из разрушенного в 1453 г. мон-ря св. Михаила на Превлаке. После захвата турками столицы владений Черноевичей г. Жабляк (1478) земли К., согласно грамоте правителя Ивана Черноевича об основании Цетинского мон-ря, были переданы ц. Пресв. Богородицы в Цетине. В сер. XIX в., в день Успения Пресв. Богородицы, в К. проходили народные Соборы. В февр. 1831 г. в К., чтобы подчеркнуть преемственность Рашско-Призренской митрополии от Зетской, был возведен в сан архимандрита иером. Петр (Петрович Негош; впосл. митрополит Черногорский) (см. Петр II ). Во 2-й пол. XIX в. К. владел виноградниками, пашнями и земельными участками. В храме частично сохранилось 2 слоя росписи. Композиция «Пресв. Богородица с Христом» (ок. 1470) находится в апсиде северного придела. В 80-х гг. XVI в. храм расписали мастера, работавшие в 1566-1567 гг. в монастыре Брезовица под Плавом (Черногория), в 70-х гг. XVI в. в ц. вмч. Георгия Победоносца в Подгорице и в монастыре Морача. В 80-х гг. ХХ в. фрески были отреставрированы. В наосе храма находятся украшенные богатой резьбой надгробные плиты членов династии Черноевичей: Джурдже и Алексы, Стефана и его жены Мары (родителей правителя Ивана). Но в 1986 г. останки были обнаружены только под плитой Алексы Черноевича и в расположенных рядом монашеских могилах. Мон-рь был возобновлен в 1998 г. иером. Давидом (Милешичем; † 2004) и мон. Хризостомом (Нешичем). К 2005 г. были восстановлены жилые и хозяйственные строения, возведена колокольня. В наст. время в К. проживают 2 насельника; игумен - Хризостом (Нешич). Лит.: Blago na putevima Jugoslavije. Beograd, 1983. S. 520; В., Б., Маркуш J. и др. у Цphoj гори. 2006. С. 99. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje, (Мичович; род. 20.04. 1959, с. Велимле, близ г. Никшич, Черногория), архиеп. Цетиньский, митр. Черногорско-Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский. Окончил гимназию в Никшиче, в 1990 г.- Богословский фак-т Белградского ун-та, прослушал полный курс философии на философском фак-те Белградского ун-та. 30 окт. 1990 г. пострижен в монашество в мон-ре Челия Пиперска. 7 февр. 1991 г. рукоположен во диакона, 17 февр. того же года - во иерея и назначен настоятелем мон-ря Савина . С 1 сент. 1992 г. настоятель Цетинского мон-ря, воспитатель и преподаватель возобновленной ДС (богословии) в Цетине. В сент. 1995 г. назначен протосинкеллом и исполняющим обязанности ректора Цетинской богословии. В мае 1999 г. Св. Архиерейский Собор СПЦ избрал И. викарием митр. Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) с титулом «епископ Будимлянский». Хиротонисан 3 июня 1999 г. в Цетине Патриархом Сербским Павлом (Стойчевичем) в сослужении митр. Амфилохия и 12 иерархов СПЦ. В мае 2001 г. назначен администратором, а в мае следующего года - правящим архиереем Будимлянско-Никшичской епархии , интронизация состоялась 4 авг. 2002 г. в мон-ре Джурджеви Ступови. В 2005-2007 гг. член Св. Архиерейского Синода СПЦ. И. инициировал в епархии восстановление и строительство более 50 храмов и монастырей, в которых ввел общежительный или скитский устав. Основал епархиальный ж. «Свевидже» Возглавил проведение многочисленных культурных и общественных мероприятий, в т. ч. для детей и молодежи. Неоднократно посещал Россию, дважды встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (17 апр. 2001 вместе с учащимися Цетинской богословии и во время визита в Москву с 27 февр. по 3 марта 2006 делегации Синода СПЦ). Сопровождал десницу св. Иоанна Предтечи во время ее принесения в Россию в июле 2006 г. Автор ряда исследований и статей по богословию, истории СПЦ и серб. лит-ры, опубликованных в церковных и светских журналах. Принимал участие в международных и научных симпозиумах, посвященных анализу церковно-гос. отношений. 23 мая 2015 г. назначен управляющим Милешевской епархией. 29 мая 2021 г. избран архиеп. Цетинским, митрополитом Черногорско-Приморским, Зетско-Брдским и Скендерийским. Настолован 5 сент. того же года патриархом Сербским Порфирием в сослужении еп. Крушевацкого Давида (Перовича) и собора духовенства в Цетинском монастыре. Лит.: бorocлobuja: 1992-2002. 2002. С. 232-233. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/577976.html

Имп. Елизавета Петровна установила ежегодный «пенсион в 15 000 рублей» черногорскому об-ву и отправила российского представителя полковника С. Пучкова в Цетине для контроля за распределением выделенных средств. В марте 1760 г. Пучков писал о Черногорском гос-ве как о дикой стране, где правят деньги, кровная месть и сила, священство сребролюбиво, церкви пустуют, правосудия нет. Далее он отмечал, что «добрым предводительством и нравоучительным наставлением можно из него со временем (хотя и с трудом) нечто доброе сделать, к чему никто более способствовать не может, как их два архиерея, так называемые черногорские повелители, с тою токмо кондициею, чтоб архиерей Василий, от естества человек неспокойный, невместно честолюбивый, сребролюбивый и возмутительный клеветник, между ими не был». В 1762 г. митр. Савва и В. с целью оправдания послали через доверенных лиц в С.-Петербург на имя царицы и в Коллегию иностранных дел письма, в них содержались также просьбы о защите Черногории и разрешении В. посетить С.-Петербург. В ответе был совет соблюдать мир с турками, а в приезде В. было отказано. Он смирился, призвал соплеменников выплачивать харач и не вступать в столкновения с турками и венецианцами. По примеру митр. Саввы стал скупать землю для Цетинского мон-ря, только с сент. 1763 по март 1764 г. он приобрел 14 участков. В окт. 1765 г. В. прибыл в Россию поздравить имп. Екатерину Алексеевну со вступлением на престол и изложить прошения черногорского народа в организации адм. управления и установлении рус. протектората над страной, чтобы от «частаго турецкаго нападения и тиранства вечно освободить», упоминалось и об ожидании экономической помощи от России. Вскоре В. тяжело заболел. В завещании, составленном в день кончины, он просил царицу «не оставить народ черногорский без внимания и милостивой защиты». По имп. распоряжению В. был похоронен за гос. счет в усыпальнице Благовещенской ц. Александро-Невской лавры. В. писал стихи об истории черногорского и серб. народов. Одно из них посвящено Иван-бегу Црноевичу, строителю Цетинского мон-ря, и Пресв. Богородице, защитнице обители. Ист.: Полит. и культурные отношения России с югослав. землями в XVIII в.: Док-ты. М., 1984. Лит.: Каманин И. М. Письмо черногорского владыки Василия Петровича 1757 г.//Изборник киевский. К., 1904. С. 148-161; Мартинович Н. С. Черногорский писатель Василий Петрович Негош и его значение в истории лит-ры//Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и яз. М., 1968. Вып. 3. С. 109-131; Гл. Митр. Bacuлuje и доба (1740-1766). Београд, 1978; Р. и др. Срби у XVIII в.//Ucmopuja српског народа. Београд, 1980. 4. Т. 1. С. 501-510; Записи. 5. С. 110, 114-115; Ucmopuja. 2. С. 220, 228-230, 236; C. Capaлuja «Ucmopuja Црне Горе». 1997. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/150731.html

Из текста «Печского сказания» известно, что тур. власти обвинили Г. в подстрекательстве рус. царя начать войну против Османской империи, в крещении неск. иудеев и турок. Г. «неправедным судом был осужден и повешен, как жертва мира», некий пресв. Павел похоронил его. О мученической кончине Г. и чудесах от его мощей сообщается в приписке в богослужебной книге Печского мон-ря. О посмертных чудесах невнятно и в самой общей форме говорится в записи XIX в. на старопечатной книге из б-ки Печской Патриархии ( Записи. 3. С. 60. 4992). Г. прославляется как «законный первопрестольник Сербской Церкви... и заступник многострадального народа сербского». Г. любил и собирал книги, постоянно делал книжные вклады в различные мон-ри и церкви. В мае 1649 г. Г. дал «в подержание» Нишскому митр. Лонгину Требник из мон-ря Грачаница (Там же. 1. С. 369. 1471). В 1649-1650 г. выменял в Овчарско-Кабларском Сретенском мон-ре Типик и вложил его в патриарший собор в Пече (Там же. С. 364. 1446), в Цетинском мон-ре получил Служебник венецианской печати, к-рым благословил Скопского митр. Филиппа (Там же. С. 378. 1515). В 1650-1651 гг. вложил рукописное Евангелие (САНУ, 65) в новую Никольскую ц. мон-ря Ковилье (Там же. С. 352. 1389). В Москве Г. обратился к патриарху Никону с просьбой издать на Московском печатном дворе и отправить в Сербию привезенные им книги: «Типик, избрание многое от 34-х книг на латынскую ересь цареградского патриарха Михаила Кавасила» (!) и «Житие и повесть святых царей сербских и патриархов» (сочинение серб. архиеп. Даниила II и его продолжателей - своеобразный серб. аналог XIV в. «Книги степенной царского родословия»). Это прошение не было удовлетворено (РГАДА. Ф. 52. 1654 г. 15. Л. 11). Патриарху Никону Г. лично поднес 3 книги (Там же): «Свиток жития всех святых сербских архиепископов, откуды изыде царствие и патриаршество», «Тетради Кирила Философа, учителя словенского» и «Книгу Василия Великого, а в ней напечатано три литоргии» (Служебник. Венеция, 1519: ГИМ. Син. печ. 112 - см.: Иванова Ж. Н. Записи на старопечатных книгах Синодального собрания ГИМ//Рус. книжность: Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 378). Судьба этих книг, кроме Служебника, неизвестна.

http://pravenc.ru/text/161337.html

В обители действовала монашеская школа, где преподавали и народные ремесла. До открытия народных школ О. был одним из важнейших центров распространения грамотности на черногорских землях. Расцвет школы пришелся на 1805-1836 гг., игуменство Иосифа (Павичевича). Франц. полковник Луи Вьялла де Сомьер, губернатор обл. Котор в 1807-1813 гг., отмечал высокий уровень образования братии О., он писал, что неск. монахов имели европ. образование. Игумены О. занимали высокое положение в иерархии настоятелей черногорских мон-рей: именно острожский архим. Иосиф (Павичевич) на гравюре 1830 г. представлен принимающим присягу черногорских предводителей в Цетинском монастыре . Из братии О. вышли неск. епископов и митрополитов Черногорских, напр. Иларион (Роганович) и Митрофан (Бан) . Но во 2-й пол. XIX в. в О. наблюдался упадок монашества, обителью иногда управляли местные священники. Из игуменов ХХ в. наиболее известен архим. Леонтий (Митрович), который управлял обителью с 1921 по 1952 г. с перерывами. При нем в монастырском комплексе размещались почтовое отд-ние, начальная школа, квартиры для священников из близлежащих приходов и учителей. В 1940 г. игум. Леонтий построил здания для начальной школы в с. Црно-Врло. В кон. 40-х гг. ХХ в. игуменом О. был рус. монах из Киево-Печерской лавры Даниил (Маров). После нападения Германии на Югославию, в апр. 1941 г., в О. несколько дней провел перед эмиграцией кор. Петр II (см. в ст. Карагеоргиевичи ). Вместе с патриархом Сербским Гавриилом V (Дожичем) он передал архим. Леонтию на хранение ценные предметы, в т. ч. святыни из часовни ап. Андрея, находившейся в королевском дворце в Белграде,- десницу Иоанна Крестителя, частицу Животворящего Креста Господня и чудотворную Филермскую икону Божией Матери . Архим. Леонтий раздал местному населению автомобили, оружие и ценности, оставленные королевской свитой, а деньги и ювелирные драгоценности спрятал под кивотом с мощами свт. Василия Острожского. В том же году фашисты изъяли из мон-ря 10 сундуков с золотом, посуду из драгоценных металлов и неск.

http://pravenc.ru/text/2581665.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010