Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 3-122; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895; Е. Н. Старые синодики Антониево-Сийского мон-ря Архангельской губернии Холмогорского уезда//Арханг. ЕВ. 1896. 1. С. 9-17; 2. С. 29-37; 3. С. 66-74; Никодим [ Кононов] , иером. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития. СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского мон-ря 1598 года и летописные заметки//Древности: Тр. Археогр. комис. МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 1. С. 373-384; Перовский В. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 75-204; Сибирцев И. М. Памятники древности в Сийском мон-ре (к 300-летию соборного храма)//Арханг. ЕВ. 1907. 18; Православные русские обители. СПб., 1910. С. 59-65; Образцов Г. Н. Оброчные и порядные записи Антониеву Сийскому мон-рю XVI-XVII вв.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 180-197; Кукушкина М. В. Описи книг XVI-XVII вв. б-ки Антониево-Сийского мон-ря//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 122-142; Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского мон-ря//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 276-283; он же. Сотные грамоты Антониево-Сийскому мон-рю 1578 и 1593 гг.//Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 207-236; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 104; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской б-ки//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги. Л., 1978. С. 154-187; Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского мон-ря 1745 года как ист. источник//Северный археогр. сб. Вологда, 1978. Вып. 4. С. 50-79; Белкин В. А., Овсянников О. В. Антониев-Сийский мон-рь//Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 85-93; Толкачев В. Ф. Жаждущий пусть приходит//Волна. 1993. 6 нояб.; Егорова Л. В. Сийская обитель//Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. С. 407-439; Залесский А. М. Малые Соловки//Держава. 1997. 2(9). С. 72-74; Трифон (Плотников), игум. Братство по духу//Вера (Эскöм). Сыктывкар, 1998. Вып. 1. 301. С. 10-11; Два крыла//Там же. Вып. 3. 303. С. 11-13; Сизов М. С сийских подлинников//Там же. 1998.Вып. 20. 322. С. 8.

http://pravenc.ru/text/115850.html

6 Обычай постригаться в иноческий чин заимствован от греков и начался в России с XI в. И первая, последовавшая этому обычаю, была супруга Ярослава Индегерда (в крещ. Ирина), постригшаяся после того в Новгороде под именем Анны. Тело ее положено в Новгородском Соф. Соборе. После нее постриглась 1086 г. дочь Всеволода Ярославича – Анна. Из князей первый постригся в иноки – Игорь в 1146 г., а за тем, как замечает Татищев, до XVII в., почти все князья постригались пред кончиной (История Иер. ч. II, стран. 7). 9 Иногда даже окрестные жители раззоряли новоустроившиеся у них обители, опасаясь, чтобы пришедшим инокам не были отданы их земли (Библ. Уваров. II, Солов. т. IV, пр. 595). 12 В XV в. подобный переход сделали Троицко-Сергиев, Спасокаменный на Кубенском озере, Варлаамов Хутынский монаст. и др. (Ист. Иер. Амвр. ч. II, стр. 23). 14 В вельможах и сановниках обнаруживались постоянные примеры необузданности, пронырства, своекорыстия и предательства (повествование о России Арцыбашева т. II, кн. стр. 44, 130, 147, 158, 159, 161, 167, 169, 214, 217, 224, 225, 296 и др.). Тоже и в других классах общества. 19 О порче книг упоминает Стоглав (Карамз. IX, пр. 830). В статье о книгах истинных, ложных и еретических, перечисляются целые десятки разных подложных книг и здесь же есть общие замечания, в роде следующего: «суть же между Божественными писаниями ложное писание посеяно от еретик на пакость невежам попам и диаконам, толстые сборники сельские и худые маноканонцы, по молитвенником лживые молитвы»... (Сборник Н. Соф. Библ. Кир. кн. 452 стр. 264). 20 В рукописях XIV, XV и XVI в., которые носят назвавия «сборников, пчел, исмарагдов», весьма часто встречаются нелепые астрономы, чаровники, волховники, звездочетцы и др. легенды. Такими легендами богата Кириловская Библиотека, перевез. в Спб. Дух. Ак., см. напр. 10, 11, 21, 22 и др. Читать далее Источник: Преподобный Иосиф Волоколамский : Церк.-ист. исслед. придвор. свящ. Н.А. Булгакова. - Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и К°, 1865. - 215 с.; 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Арх.: Письма разных лиц к Корнилию, архиеп. Сибирскому. 1677//РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Приказной стол. Д. 519. Стб. 223-225. Ист.: АИ. Т. 5. С. 49-51; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 730, 733, 737, 756-758, 761, 769, 773, 780, 789; ДАИ. Т. 5. С. 127-128, 492; Т. 6. С. 268-269 [Отписка К. Енисейскому воеводе К. Яковлеву относительно раскола, 1673, 2 февр.]; Т. 7. С. 103; Т. 8. С. 192-194, 203-205; Мелетий [Якимов], архим. Древние церк. грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875. 4. С. 6-7 [грамота К. о построении в Иркутске Вознесенского мон-ря, 1673, 2 дек.]; 5. С. 7-8 [грамота К. «о бытии в Троицкой Киренской пустыни строителем казначею старцу Иосифу»]; Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263-1881 гг. Пермь, 1884. Период 3: С. 1645-1676 гг. С. 784, 785-787; Ионин А. А. Новые данные к истории Вост. Сибири XVII в. Иркутск, 1895. С. 39-40 [Благословенная грамота К. боярскому сыну Ивану Максимову на построение мон-ря на берегу р. Ангары, 8 дек. 1672]; ПСРЛ. Т. 36. С. 161-164, 166-168, 170. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 110; Абрамов Н. А. Мат-лы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 г. до нач. XIX ст.//ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 5. 2. С. 15-38; 3. С. 39-56; Строев. Списки иерархов. Стб. 50, 317, 616; Д[урново] Н. Девятисотлетие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 53; Зверинский. Кн. 2. С. 139. 809; Овчинников П. Сибирская церковь до XVIII в.//ВиР. 1896. Т. 1. Ч. 2. 19. С. 439-462; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1. С. 520; Юрьевский А. И., свящ. Редкий памятник сибирской духовной письменности 1-й пол. XVII в.//Тобольские ЕВ. 1902. 24. Отд. неофиц. С. 449; РБС. Т. 9. С. 258-259; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 12, 14-20; Преображенский А. А. Урал и Зап. Сибирь в кон. XVI - нач. XVIII в. М., 1972. С. 88; Ромодановская Е. К. Легенда о Василии Мангазейском//Новые мат-лы по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1986. С. 190-210; она же. Есипов Савва//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 314-318; Солодкин Я. Г. Тобольские летописцы сер.- 2-й пол. XVII в.: Редакции и виды Сибирского летописного свода. Нижневартовск, 2012. С. 8, 10.

http://pravenc.ru/text/2458703.html

Награжден орденами св. Владимира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. В 1996 г. еп. (ныне архиеп.) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) передал архив И. в ОР РГБ. Впервые в новейшей истории в гос. архивохранилище был создан личный архивный фонд священнослужителя (862. Картоны 1-99). Соч.: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири//ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; Схиархим. Севастиан (Фомин)//Там же. 1966. 6. С. 37-39; Св. мч. Трифон//Там же. С. 59-63; Равноап. вел. кнг. Российская Ольга//Там же. 7. С. 56-66; Хранитель Церкви Русской: (Прп. Сергий Радонежский)//Там же. 1969. 9. С. 76-79; Заступник и светильник Отечества: (В связи с 750-летием со дня рожд. св. блгв. вел. кн. Александра Невского)//Там же. 1970. 9. С. 62-74; Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец//Там же. 1971. 9. С. 69-78; Иеросхим. Амвросий (Гренков)//Там же. 1971. 11. С. 61-67; Библиогафия трудов архим. Леонида (Кавелина)//БТ. 1972. Сб. 9. С. 226-240; Памяти Лаврского духовника: К годовщине со дня кончины схиархим. Серафима (Семеновых)//ЖМП. 1972. 1. С. 24-27; Памяти еп. Виссариона Нечаева: (К 150-летию со дня рожд.)//Там же. 2. С. 70-78; О Таинстве Евхаристии//Там же. 3. С. 64-73 (псевд.: А. Вольгин); Из Жития свт. Григория Паламы//Там же. 10. С. 65-66; Схиархим. Паисий Величковский: (К 250-летию со дня рождения. 1722-1972)//Там же. 1972. 12. С. 62-64; Митр. Макарий (Булгаков) и акад. Е. Е. Голубинский: (Из истории рус. церк.-ист. науки)//Там же. 1973. 6. С. 66-78; В похвалу прп. Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу//БТ. 1973. Сб. 11. С. 210-215; Афон и Русская Церковь: Исслед.//ЖМП. 1974. 3. С. 2-25; 4. С. 5-15; 5. С. 8-12; 6. С. 12-28; На пути к диалогу с Древними Вост. Церквами//ЖМП. 1975. 2. С. 18-20; Пасхальные дни в Русском Пантелеимоновом мон-ре на Афоне//Там же. 8. С. 20-27; В Афонском Пантелеимоновом подворье в с. Лукино под Москвой//Там же. 10. С. 23-24; Афон и Русская Церковь: Библиография//БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; Св. блж. Николай Псковский//ЖМП. 1976. 1. С. 70-71; Свт.

http://pravenc.ru/text/468751.html

1925. 4(4). С. 28-32; Три первые канонич. Евангелия как ист. свидетельства об Иисусе Христе: (По поводу мифологической теории Древса)//Там же. 1926. 3(7). С. 16-20; Как понимать развитие догматов//Там же. 3/4(8/9). С. 17-18; Итоги пленума Свящ. Синода 16-21 апр. 1926 г. и грядущий Вселенский Собор//Там же. 6(10). С. 13-16; Чего ожидают и чего можно ожидать от грядущего Вселенского Собора//Там же. 7(11). С. 4-8; Различные формы осуществления нравственного идеала соответственно индивидуальным различиям людей//Там же. 1927. 1(14). С. 19-21; Доклад о положении богосл. школ//Там же. 2(15) С. 10; Подготовка обновленческого движения в Петербургской ДА//Там же. 4(17). С. 18-21; Указания на ап. Иоанна Богослова, как на писателя 4-го евангелия, в самом Евангелии//Там же. 7/8 (20/21). С. 10-14; Идеология обновленчества: Лекции//Там же. 7/8 (20/21). С. 32-41; 9/10 (22/23). С. 35-37; Новости библейской литературы: I. Новый папирус, содержащий отрывок Деяний Апостольских; II. Вопрос о происхождении Апокалипсиса в современной литературе//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Церквей в СССР. 1928. C. 22-24; Из истории новозаветного канона//Там же. 2(25). С. 17-21; 1-й период истории канона: Век мужей апостольских (гг. 70-120)//Там же. С. 21-22; Собр. посланий св. ап. Павла: (К истории новозаветного канона) по А. Гарнаку//Там же. 3/4(26/27). С. 8-10; Правосл. учение о спасении: (По произведениям преосв. Феофана Говорова)//Там же. 8/9(31/32). С. 2-7; Патриаршая и Синодальная Церкви в СССР: (Информ. доклад Всел. Патриарху)//Там же. 1930. 5/6(48/49). С. 10-11; Речь на XVII заседании//Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.)/Общ. ред.: С. М. Половинкин. М., 2005. С. 367-369. Лит.: Троицкий С. Магист. коллоквиум С. М. Зарина//ЦВ. 1907. 15. Стб. 487-489; 17. Стб. 555-558; Тареев М. М. О кн. г. Зарина «Аскетизм»//БВ. 1908. 5. С. 141-150; 6. С. 305-339; Глубоковский Н. Н. Проф. С. М. Зарин. Заповеди блаженства. Пг., 1915: [Рец.]//Приходский листок. 1915. 258. С. 4; он же. Проф. С. М. Зарин. Закон и Евангелие по учению Господа в Евангелии Матфея. Пг., 1915: [Рец.]//Там же. 278. С. 4; Сидоров А. И. Монументальный труд по святоотеческой аскетике С. М. Зарина// Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996р. С. III-XXXII; Исповедник: Церк.-просветительная деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 568; Тарасова В. А. Высш. духовная школа в России в кон. XIX - нач. XX в.: История имп. правосл. духовных академий. М., 2005. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182635.html

Изложение содержания послания для последовательного чтения. Приветствие христианам и благодарность Богу, призвавшему нас к святой жизни (1:1–12). Апостол Пётр приветствует христиан Малой Азии, которых Бог, по превечному совету, избрал к Искуплению кровью Иисуса Христа ( 1Пет.1:1–2 ). Верующие должны благодарить Бога за упование, которое они имеют во Христе на получение нетленного наследства на Небе. Как награда за испытанные искушения, оно дано будет им в явление Иисуса Христа ( 1Пет.1:3–9 ). Пророки Ветхого Завета желали узнать предназначенную христианам благодать, но открытое им Духом Христовым послужило только нам, а не им. Даже ангелы с Небес желают проникнуть в тайны нашего спасения ( 1Пет.1:10–12 ). Стих 1. Апостол пишет избранным пришельцам рассеяния. Избранными здесь называются христиане, потому что Бог избрал нас в Иисусе Христе прежде сложения мира (Еф.1:4). Под пришельцами нужно разуметь не только иудеев рассеяния и не только прозелитов – то есть язычников, принявших сначала иудейскую веру и потом обратившихся ко Христу – но и христиан из язычников, живших в этих областях и вместе с христианами из иудеев, составлявших одно общество. Из самого Послания видно, что апостол имел в виду и таких христиан из язычников ( 1Пет.4:3 ). В Понте, Галатии, Капподокии и прочих областях. Между свидетелями чуда сошествия Святого Духа на апостолов были уже многие пришельцы (прозелиты) из упоминаемых здесь областей Малой Азии ( Деян.2:9–10 ). Апостол Павел, по свидетельству Евангелиста Луки, проходил по Галатии, но не был допущен Духом проповедовать в Асии и Вифинии ( Деян.16:6–7 ), так что христианство насаждено было там апостолом Петром (Евсев. Церк. Ист. 3:1,4). Стих 2. Кропление крове Иисус Христовы. В Ветхом Завете кропление кровью служило знаком вступления в завет с Богом ( Исх.24:8 ), и повторялось неоднократно при заклании жертв. Особенно в этом отношении замечательно кропление кровью, совершавшееся в день очищения самих первосвященников во Святом Святых ( Лев.16:14 →) и служившее знаком очищения всего народа от грехов и обновления завета, заключённого Господом с народом Израильским при Синае ( Исх.24:6–8 ). Апостол Павел, изъясняя Ветхозаветное кропление в приложении к Иисусу Христу и к Новому Завету, говорит, что Христос, Первосвященник будущих благ, со Своей кровью вошёл в самое небо и приобрел нам вечное Искупление ( Евр.9:12; 12:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

216 Вопреки непреложному правилу первенствующей Церкви, подтвержденному первым Вселенск.Собором (См. пр.13). Собор.Карфаг.прав.7. Григор.Нисск.2, 5. – Также св.Дионис Александр, в письме о некот. Серапионе (См. у Евсевия, Цepk.Ucm.Kh.IV. гл.44). «Всякий отходящий от сего жития должен сподобляться Причащения», гласят правила Соборов даже и о находящихся под запрещением. 217 Писаны Лютером в 1537. См. Libri Symbolici Eccl.Lutheranae, Titmanni pag. 266, 267, 268. 1817 г. 219 Деян.20:7. 11 . Кор.1:16, 2. Св.Иустин в 1 Аполог. гл.10. (См. выше стр.149). Слич. Plinii L.X. epist.97 Tertull. de coron. milit. c.III. Св.Кипрган, письм.24, 37. Евсевий, Церк.Ист. Kh.IV. гл.15. Соб.Лаодик. прав.49. Кан.Отв. Тимофея Александрийского, Отв.13. – 6 Всел.Соб. прав.52. и проч. 224 Когда Апостол Петр известнаго Симона Волхва, по Крещении уже, впавшего в грех святокупства, убеждал прибегнуть к покаянию: то Симон, конечно, достаточно знавший порядок Хрнстианских правил ( Евр.6:1 ), изъяснился прп сем случае, чтобы помолились о нем Апостолы. Видно, что Симон в настоящем случае разумел Покаяние за средство отпущения грехов не иначе, как при посредстве Служителей Христовых. 240 Lid. de Poenitent. с.4.9 u 10. В 4-й главе сей книги, Тертуллиан называет Покаяние спасительной декой, которая потерпевшего кораблекрушение (после Крещения) выносит безопасно из бурного моря страстей на пристань божественного милосердия. – За сим Тертуллиан увещавает исповедываться во всех грехах душевных и meлechыx.–sev came sev spiritu, sev facto sev voluntate commissa delicta confiteanlur. – Во главе 9-й говорит: «Для покаяния не довольно того, чтобы раскаяние, как при Крещении, было ее совести; надобно еще, чтобы оно засвидетельствовано было внешним действием, которое мы обыкновенно называем по-гречески ξομολγησις – исповедью, посредством которой мы исповедуем пред Богом грехи свои, не потому чтобы Он не знал их; но потому, что исповедь сия есть начало исправления и удовлетворения за грехи», и пр. 242 Socrat.Hist.Eccles. L.V. с.19. Sozomen. Hist. Ecclesiast. Lib.VII. с.16. Духовники сии назывались Presbyteri poenilentiarii.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

2.  И. Флавий. Арх. XVI, 11, 2. О людях, которые (искренне или притворно) называли Ирода Мессией, писал св. Епифаний (Панарий. О иродианах. — Творения, т. 1,с. 91). Основным источником по истории правления Ирода служат труды Флавия, который пользовался записками самого царя и книгой его придворного летописца Николая Дамасского. Эти сведения дополняются археологическими раскопками. См.: Ироды, происхождение их династии и их историческая судьба. СПб., 1901; M. Stern. The Reign of Herod and Herodian Dynasty. — JPFC, р. 216-307, S. Perowne. The Life and Times of Herod the Great, 1959; M. Grant. Herod the Great. New York, 1971. 3.  И. Флавий. Арх. XV, 8, 1. 4.  Macrobius. Samurnalia, П, 4, 11. Шутка, основанная на сходстве греческих слов «сын» и «поросенок». 5. См.: ТК, I, с. 395-396. 6. Гимны, III, 7-10. 7. Что кумранцы отождествляли себя с «бедняками Господними», явствует из ряда текстов. В частности, комментарий на 37-й псалом (II, 10) прямо называет секту общиной эбионим, т. е. бедняков. См.: И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с. 179 сл. 8. Толкование на пр. Исайю, 38. 9. Аггей 2, 9. 10. См.: иером. Иосиф (Петровых). История Иудейского народа по «Археологии» Иосифа Флавия. Серг. Пос., 1903, с. 18. 11. Евангелие Луки было написано раньше Деяний, между тем Деяния останавливаются на 61-62 гг. и, очевидно, были написаны ок. 70 г. Таково широко распространенное мнение специалистов См.: Х. Leon-Dufour. Les Evangiles Synoptiques — RFIB, II, р. 257. О том, что родные Иисуса до 66 г. продолжали жить в Назарете, свидетельствуют два церковных писателя II b., связанные с евреями-христианами: Егезипп и Юлий Африкан . См.: Евсевий. Церк. Ист., I, 7, III, 20. Вопрос о происхождении евангелий рассмотрен нами в книге «Сын Человеческий». 12. Можно предположить, что гимны Захарии и девы Марии не были во всем своем объеме импровизацией, а сложились раньше в кругу людей, «ожидавших Царства Божия» (См.: J. Galot. Marie dans l " Evangile. 1958, р. 87). В этих гимнах господствуют мотивы, родственные воззрениям «бедняков Господних» (см.: A. Gelin. Les pauvres de Yahve. Paris, 1953, р. 129).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

М., 1891; Два мнения по поводу нового Устава духовных академий 1869 г.//ТКДА. 1906. 1. С. 112-141; Проект об улучшении учебной части в духовных семинариях/Публ. и коммент: Н. Ю. Сухова//Рус. богословие: Исслед. и мат-лы. М., 2015. Вып. 2. С. 135-154. Переписка: Письма к прот. С. Серафимову//ЦВ. 1883. Ч. неофиц. 8. С. 6-9; 9. С. 9-10; 10. С. 6-8; Письма Филарета, митр. Московского, к Макарию, митр. Московскому//Там же. 13. С. 10-11; Письма Иннокентия, архиеп. Харьковского и затем Херсонского, к Макарию, митр. Московскому//Там же. 17/18. С. 6-7; 24. С. 3-5; 26. С. 7-10. Лит.: Общий отчет о 23-м присуждении Демидовских наград за 1853 г.//ЖМНП. 1854. Ч. 84. Нояб. Отд. 3. С. 1-6; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857; он же. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888). СПб., 1889; Крыжановский Е. «Русская духовная литература в период домонгольский» преосв. Макария, архиеп. Харьковского//ТКДА. 1862. 12. С. 518-552; Демидов В. Высокопреосв. Макарий, митр. Московский и Коломенский: Его жизнь, деятельность и взгляды на гос-во, об-во, науку и религию. СПб., 1879; Коптев В. И. Новый архипастырь Москвы высокопреосв. митр. Макарий. М., 1879; Лесков Н. С. Церк. интриганы: Ист. картины//ИВ. 1881. Т. 8. 5. С. 364-390; Лебедев Н. А. Макарий, бывш. митр. Московский: Биогр. очерк. СПб., 1882; Памяти в Бозе почившего высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского: [Некр. и речи]. М., 1882; Смирнов С. К., прот. Кончина и погребение высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского. М., 1882; Николаевский П., прот. «История Русской Церкви» Макария, митр. Московского и Коломенского. Том 12//ЦВ. 1883. Ч. неофиц. 12. С. 7-8; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. На память о высокопреосв. митр. Московском Макарии. М., 1888; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1891. Вып. 1: Собр. рукописей Моск. митр. Макария (Булгакова), Мелецкого мон-ря на Волыни, Киево-Братского мон-ря и Киевской ДС; Кипарисов В. Ф. Митр. Московский Макарий (Булгаков) как проповедник.

http://pravenc.ru/text/2561378.html

2) Церк. ист. Евсевия кн. 3 гл. 25. Пер. Спб. 1848 г. стр. 155–156. 3) Ниегоп. De viris illustr. сар. 9. В новейшее время этого мнения держались: Grotius (proem). J. D. Beck, (observ. crit. – exeget. specim. И), Fritzsche (Bemerkumen über die Briefe Joh. in Henke’s Museum f. Religions – Wissenschaft. Band 3 Sf. И), Breitschneider (probabilia p. 164 sgg.), Ammon (Leben Jesu Bd. 1. S. 45 ff.). Credner (Einleit. in d N T.) преимущественно же Ebrard (in Kommentar). 4) Церк. ист. Евс. кн. 3 гл. 39. 5) Ibid. 6) Jren, Advers. haer. 5, 33. 7) Церк. ист. Евс. кн. 5. гл. 24. 8) Евс. цер. ист. кн. 3 гл. 39 стр. 181. 9) Ниегоп. De viris illustr. cap. 9. 10) Церк. ист. Евс. кн. 7 гл. 25. 11) Ibid. стр. 442. 12) Церк. ист. Евс. кн. 7, гл. 25, стр. 440. 13) У Евс. цер. ист. кн. 6, гл. 25 стр. 362. 14) Johannis in epistola sua posuit dicens. Opp. Cyprian, de haer. bapt. Церк. ист. Евс. кн. 6, гл. 14. ν τ μεζονι πιστολ Clemю Alex. Strom. 2, 15. Adumbrat. Opp. Clem. ed. Venet. 10. 11. Orig. hom. in libr. Jesu Nav. Opp. T. 2. p. 412 ed. de la Rue. Assemoni. Bibliothec. Orient. tom. 2. Düsterdieck и Ebrard, Ср. Гэрике Введ, в Η. З, к. 2 ч. стр. 201–202. и 17-е примеч. на 203 Стр. 1 ч, стр. 268–269 прим. 9. Jren. Adv. haer Lib 3, с. 16, § 8. Lib. 1. c. 16, § 3. Отсюда надпись в некоторых древних списках послания «πρς παρϑνους»; надпись эта по ошибке переписчиков изменилась после в «τρς πρϑους» т, е. к Парфянам, и в таком виде в более поздних рукописях отнесена к первому посланию Иоанна (Whiston, Hug. Thiersch. Die Kirche im apostol. Zeitalter und Entsf, der Neutestament Schriften 1852, S. 256). Cp. § 3 о 1-м посл. Иоан. Adumbratt. Opp. Clem. Ed. Venet. 10. 11. Gerlach, Neander, Steiger. Brückner, Wiescler, Weiss, Guericke и др. В новейшее время символическое значение названия «госпожа» но 2-м посл. принимали Calov, Whiston Michaelis, Augusti, Hofmann, (Wiessagung. underfullung 2 S. 321. Schriftbeweis 1, 5. 216). Baur (Die Johann, Briefe in d. Theol. Иангв. 1848 3). Hilgenfeld (d. Ioh. Briefe in den Tub th. lahrb, 1855. Heft 4). и Meyer (собственно Huther в Kommentar Meyer, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010