28 февр. 1748 г. Г. удалился на покой по болезни. Пребывал первоначально в московском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре , где на свои средства устроил при кельях ц. во имя ап. Иакова Зеведеева. 12 марта 1751 г. переведен в данковский Покровский мон-рь. На средства Г. были перестроены старые здания, возведена каменная Архангельская ц. в с. Ерославы (Ярославы) (после смерти Г.). Г. был похоронен 1 февр. 1753 г. в Архангельском соборе Рязанского кремля. Гробница установлена в склепе, у сев.-зап. аркосолии храма (погребение 15). Арх.: Науч. арх. РИАМЗ. Ш-3114/1. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Суворов Н. И. Неск. мат-лов для первонач. истории Вологодской семинарии в XVIII ст. с 1730 по 1754 г.//Вологодские ЕВ. 1865. 9. С. 297-309; 10. С. 380-391; он же. Ист. сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархий//Там же. 1866. 9. С. 348-362; Добролюбов И. , свящ. Ист.-стат. описание Рязанской епархии. Рязань, 1880. Ч. 3. С. 274-310; Иероним (Алякринский), архим. Дополнительные о Рязанской епархии сведения//ТРУАК за 1891 г. Рязань, 1892. Т. 6. 2. С. 17; Духовные деятели Рязанского края//Рязанские ЕВ. 1897. 12. С. 374-375; Переписка моск. главнокомандующего гр. С. А. Салтыкова с Феофаном Прокоповичем, 1733-1735//РА. 1900. Кн. 2. 8. С. 410-411; Отчет Рязанского епарх. древлехранилища за 1914 г. Рязань, 1915; Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Иконография Уникальный портрет-«персона» Г. был написан между 1761 и 1779 гг. прот. В. А. Аленевым масляными красками на сев. стене Успенского собора в Вел. Устюге в ряду надгробных портретов др. местных иерархов (хотя Г. не был там погребен): это поясной образ вполоборота вправо (в отличие от др. изображений голова и взгляд Г. обращены немного влево), в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей, в левой руке - высокий жезл с навершием типа посоха; лик с характерными индивидуальными особенностями, длинной раздвоенной седой бородой и волнистыми волосами; под изображением текст: «Персона преосвященного Гabpiuлa apxienuckona Великоустюжского и Тотемского иже бысть по степени архиереевъ осмый… Возведенъ на престолъ архиерейский въ Москве… изъ архимандритовъ Володимерского Рождественского монастыря во градъ Суждаль 1731 году ноября въ 24 день.

http://pravenc.ru/text/161311.html

В К-поле на берегу бухты Золотой Рог имп. Юстиниан I построил храм во имя А. (Прокопий О постройках. I 6), имп. Лев I построил в честь А. храм около Ксирокерка. В Минологии Василия II говорится, что глава А. находилась в Никомидии, где на ней не переставали расти волосы и от нее происходило множество чудес. Память А. отмечена 3 сент. в большинстве греч. календарей. По Типикону Великой ц . IX-X вв. служба его совершается в храме сщмч. Анфима на берегу Золотого Рога (Mateos. Typicon. P. 12). Согласно редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 14-15) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259-260) - на утрене 3 сент. полагалось читать житие А., написанное Симеоном Метафрастом. Служба А. включена в Иерусалимский устав , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 29). Краткое житие А. помещено в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 25) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 9). Память и стих А. указываются в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 327) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 93). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси являются упоминания его в рукописях кон. XI в. Память А. отмечена в месяцеслове Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 124 об.), служба святого содержится в Минее 1095-1096 гг. (РГАДА. Син. тип. 84.- Ягич. Служебные Минеи. С. 022). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А. (BHG, N 134y) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10 (1-я паг.)). Ист.: BHG, N 134-135; Евсевий. Церк. ист. VIII 6. 6; 13. 1; ActaSS. Apr. T. 3. P. 487-491; PG. 115. Col. 172-184; ЖСв. Сент. С. 61-72. Лит.: Janin R. Anthime (6)//DHGE. T. 3. Col. 530; Mara M. G. Contributo allo studio della «Passio Anthimi». R., 1964; Janin. Églises et monastères. P. 33-34; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 770; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 42.

http://pravenc.ru/text/114104.html

Лит.: Наречение и хиротония архим. Кассиана//ЖМП. 1961. 5. С. 33-37; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному еп. Угличскому Кассиану, викарию Ярославской епархии, в Троице-Сергиевой лавре 26 марта 1961 г.//Там же. С. 32-33; он же. Указ [архиеп. Новосибирскому и Барнаульскому Кассиану]//ЖМП. 1963. 10. С. 3; Из жизни епархий: Костромская епархия//ЖМП. 1966. 1. С. 34; 3. С. 27; 9. С. 24; 1967. 3. С. 38; 8. С. 36; 1968. 9. С. 26; 11. С. 11-12; 1973. 10. С. 27-28; 1975. 2. С. 28; 3. С. 15; 1978. 2. С. 23; 11. С. 37; 1979. 12. С. 43-44; 1980. 3. С. 21-22; 1981. 1. С. 12-13; 9. С. 33; 1982. 7. С. 29-30; 1983. 12. С. 19; Награждение иерархов: [Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени]//ЖМП. 1979. 10. С. 2; Карягин А., иерей. Вручение Почетной медали архиеп. Кассиану//Там же. 12. С. 43-44; Лисицина А. Из жизни епархий: Костромская епархия: лет служения в архиерейском сане архиеп. Костромского и Галичского Кассиана]//ЖМП. 1981. 9. С. 33; Из жизни епархий: Костромская епархия: (Юбилей архипастыря)//ЖМП. 1983. 12. С. 19; Из жизни епархий: Костромская епархия: (Юбилей архипастыря)//ЖМП. 1986. 9. С. 22; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 92-93; ИБ ОВЦС МП. 1988. 10/11. С. 9; Памяти Преосв. Кассиана//Благовест. Кострома, 1990. 2; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Ярославль. 1995. Т. 3. С. 473; Дамаскин. Т. 2. С. 226; Ильчевский К., прот. «Поминайте наставников ваших»: К 100-летнему юбилею архиеп. Костромского и Галичского Кассиана//Благовест. Кострома, 1999. 6(48); Дамаскин. Кн. 2. С. 226; Александр (Могилев), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 7, 285, 290, 307; он же. Свидетель эпохи//Церк. вестн. 2005. 15/16(316/317); Кострома: Ист. энцикл. Кострома. 2002. С. 40; Колганова В., Куликова Е. Миротворец//Ярославские ЕВ. 2005. 3/4. С. 31; Тихон (Степанов), еп. Воспоминания об архиеп. Кассиане//Благовест. Кострома, 2005. 6(100); Новосибирская епархия: история и современность. Новосиб., 2006.

http://pravenc.ru/text/1681271.html

Судьба мощей Д. С. после Октябрьской революции 1917 г. неизвестна. В частности, в публикации, освещающей результаты вскрытия 17 февр. 1919 г. гробницы св. кн. Святослава Всеволодовича, о мощах Д. С. ничего не сообщается (Отчет VIII (ликвидационного) отдела Народ. комиссариата юстиции VIII Всерос. съезду советов: Мощи//РиЦ. 1920. 9/12. С. 75). Гробницы Д. С. и кн. Святослава в Георгиевском соборе Юрьева-Польского не сохранились. Почитание Д. С. возобновилось в кон. XX в. Его имя включено в Собор Владимирских святых (праздн. установлено в 1982). Не позднее XVII в. память Д. С. 3(16) февр. начала праздноваться в Юрьеве-Польском. Иконография Изображения Д. С. в виде средовека встречаются на нек-рых миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в.: в рассказе о совместном походе на Новгород с блгв. вел. кн. Александром Невским, пострижение в схиму и преставление Д. С. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 5 об., 53). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 450, 469, 472, 474, 521, 525; Т. 4. Ч. 1. С. 221, 236, 475; Т. 6. Вып. 1. Стб. 298, 348; Т. 10. С. 137, 147; Т. 23. С. 87-88; Т. 25. С. 129, 141, 148; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 323, 325, 329-330; Правосл. церк. календарь, 2000 г.: Владимирская епархия. СПб., 1999. С. V; ПЦК, 2002 г. М., 2001. С. 76. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 162-163; Описание о российских святых. С. 213; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 166-167, 174; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1889. Т. 1. С. 23-24, 35, 285. 1891. Т. 2. С. 156, 257-259, 449; Голубинский. Канонизация святых. С. 322; Знаменский А. Г. , прот. Георгиевский собор 1152-1234 гг. в г. Юрьеве-Польском Владимирской губ.: Реставрация его и построение нового соборного храма. Юрьев-Польской, 1907. С. 4, 11; Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 19-26; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 109, 137, 175, 178; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 112; Житие св. блгв. кн. Святослава III Всеволодовича и сына его блгв. кн. Димитрия Святославовича, Юрьевских чудотворцев//Вестник Ополья: Газ. Юрьев-Польской, 1998. 3 февр. С. 3; Маштафаров А. В. Вкладная кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря г. Юрьева-Польского XVI - 1-й четв. XVII вв.//RM. 2001. T. 10. Fasc. 1. S. 224-225; Минин С. , свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 129.

http://pravenc.ru/text/178227.html

В сент. 1930 г. В. был арестован по делу «Ленинградского филиала Истинно-Православной церкви». Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. 8 окт. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 10 годам лагерей, отбывал срок в Беломоро-Балтийском и Сибирском ИТЛ сначала на общих работах, после окончания фельдшерских курсов работал фельдшером. Освобожден досрочно 7 дек. 1936 г. Поселился на хут. Гнёздышко Оксочского сельсовета Окуловского р-на Ленинградской (ныне Новгородской ) обл., работал в областном детском интернате им. Ушинского в с. Оксочи. Совершал тайные богослужения, на к-рые приезжали иосифляне в т. ч. из Ленинграда. Вновь арестован 6 авг. 1937 г., обвинен в членстве в «контрреволюционной монархической организации» и в «антисоветской пропаганде» среди работников интерната, содержался в Боровичской тюрьме. В Боровичскую тюрьму по данному делу был помещен 31 «член контрреволюционной организации», от арестованных пытками добивались признания в «антисоветской деятельности». Один обвиняемый умер во время следствия, 24 признали вину, шестеро, в т. ч. В., ее категорически отвергли. Священномученик был расстрелян по приговору особой тройки УНКВД по Ленинградской обл. от 15 дек. 1937 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ 25 марта 2004 г. В 1981 г. В. был канонизирован Русской православной Церковью за границей . Арх.: Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-77463, П-83017; ЦГА СПб. Ф. 151. Оп. 2. Д. 102-104; Андреева М. Ф. , Можанская А. Ф. По прочтении «Синодика». СПб., 2000. Ркп. С. 7, 8, 13, 14. Ист.: Предсмертный дневник прот. Иоанна Смолина. Джорд., 2000. С. 1, 18-20, 31; «Я иду только за Христом…»: Митр. Иосиф (Петровых), 1930 г./Публ. А. Мазырина//Богосл. сб./ПСТБИ. 2002. 9. С. 388-390, 399, 412, 422. Лит.: Житие сщмч. прот. Викторина Добронравова. Сидней, 1991; Житие сщмч. прот. Викторина Добронравова//Правосл. Русь. 1991. 8. С. 3-8; Антонов В. В. Два петроградских исповедника//Рус. пастырь. 1996. 2. С. 21-27; Синодик СПб. епархии. С. 46; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 8, 15, 143, 161-164, 177, 306, 307, 372; Черепенина Н. Ю. , Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 168-169; Цыпин. История РЦ. С. 168, 170-172; Сщмч. прот. Викторин Добронравов (1889-1937): Память 15/28 дек.//Церк. вестн. СПб., 2004. 4.

http://pravenc.ru/text/158574.html

Соч.: Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой б-ки: (Прил. к Описанию соловецких рукописей)//ПС. 1910. Ч. 2. Июль/авг. Прил. (отд. отт.: Каз., 1910); Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й пол. XVII в.//Там же. Т. 2. Окт. С. 433-475 (отд. отт.: Каз., 1910); Ив. Сем. Морев: Регент хора Богоявленской ц. в г. Казани (1888-1893)//Музыка и пение. 1913. 11; Придворный распев//Вятские ЕВ. 1913. 38. С. 1132; Регент Вятского архиерейского хора и местный церк. композитор архим. Анатолий [Луппов]//Там же. 1914. Отд. неофиц. 5. С. 89-98; А. А. Осокин: Регент Вятского архиерейского хора и церк. композитор//Там же. 6. С. 117-123; Прот. А. А. Попов: Ключарь Вятского кафедр. собора и духовный композитор//Там же. 8/9. С. 200-203; Н. Д. Дмитриев: бывший член Вятского окружного суда и местный композитор//Там же. 10. С. 255-261 (отд. отт.: Вятка, 1914); Рус. церк. музыка в ее ист. развитии за посл. сто лет своего существования//Там же. 14. С. 394-409; Духовный композитор А. Е. Космачевский и бывш. секретарь Вятской духовной консистории//Там же. 20. С. 612-616; Член Вятского церковно-певч. об-ва и местный духовный композитор свящ. А. Н. Чистяков//Там же. 21; Православное пастырство и современность//Там же. 45. С. 1413-1424; Вятское церк.-певч. об-во в 1914 г.//Там же. 1915. 4. С. 84-88; А. Н. Карасев//Там же. 6/7. С. 176-179; «Спутник псаломщика»: Библиогр. очерк//Там же. 12. С. 359-363; Народные хоры//Там же. 30. С. 951-955; Епархиальный регент-инструктор//Там же. 46. С. 1350-1352; Духовно-музыкально-певческая школа в Чернигове//Там же. 47. С. 1378-1379; Азбука знаменного пения//Тр. Вятской арх. комис. Вятка, 1915. Вып. 1. С. 1-16; М. А. Гольтисон: К годовщине со дня смерти//Музыка и пение. 1915. 4; Совр. война и народная песня//РМГ. 1915. 37/38. С. 553-555; Воспоминания о С. В. Смоленском//Там же. 43. Стб. 672-675; Указатель книг религиозно-нравственного и вообще воспитательного характера. Вятка, 1915; Церк.-певч. дело в г. Вятке и Вятской епархии//Вятские ЕВ. Отд. неофиц. 1916. 5. С. 85-92; 7. С. 150-157; 8. С. 183-189; 9/10. С. 223-227; 11. С. 271-274; 12. С. 285-290; 13. С. 402-406; 14. С. 430-438; 16/17. С. 470-475; 18/19. С. 503-508; 20/21. С. 522-525; 22/23. С. 565-574; 24. С. 594-599; 25. С. 612-618; 26/27. С. 632-638 (отд. отт.: Вятка, 1916); Вятское церк.-певч. курсы: Отчет//Там же. 1916. 28/29, 30/31; Священник Е. Ф. Сосунцов и его лит.-пед. деятельность. Каз., 1917; Священник И. В. Шестаков: Очерк жизни и тр. Сарапул, 1917 (обл. 1918).

http://pravenc.ru/text/293509.html

Порядок причащения упоминается в письмах свт. Дионисия Александрийского: священнослужители предстоят престолу, верные протягивают руки для принятия Св. Даров и отвечают: «Аминь» (Евсевий. Церк. ист. VI 43; VII 7). Распространена была практика хранения преждеосвященных Даров дома; допускалось самопричащение, считалось необходимым причаститься перед смертью (Там же. VI 45). В Египте долго сохранялись агапы - по свидетельству Сократа Схоластика , еще в V в. христиане Египта (но не Александрии) по субботам принимали Св. Таины после совместной трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22). Основной источник, описывающий александрийские агапы в III в.,- творения Климента Александрийского (Педагог. II 1; Строматы. III 2). Он обличал христиан в злоупотреблениях на агапах и, в частности, сообщал о том, что «после пищи Слова глупо удивляться предложенным кушаньям» (Педагог. II 1. 11). Это выражение можно истолковать как факт, свидетельствующий о том, что в Александрии в кон. II в. Евхаристия уже предваряла агапу. У Климента впервые упоминаются частные агапы, организуемые богатыми благотворителями (Там же. II 1. 10). К обычаю поминальных агап, вероятно заимствованному у христиан Рима, он относился с осуждением (Там же. II 1. 8-9). Ориген также говорил об агапах и защищал их перед язычниками (Против Цельса. I 1). В отличие от Климента Ориген одобрял поминальные трапезы (Беседы на Иова 3). Климент Александрийский указывал на существование общепринятого обычая молиться в 3, 6 и 9-й часы дня, считая его недостаточным и настаивая на том, что христианин должен молиться непрестанно (Строматы. VII 7. 40); кроме того, он говорил о молитве при пробуждении, до, во время и после трапезы, перед сном и среди ночи (Строматы. VII 7. 49; Педагог. II 9-10) и упоминал об обычае молиться, повернувшись на восток (Строматы. VII 7. 43). Ориген также описывал обычай преклонять колени и воздевать руки для молитвы, обратясь на восток (О молитве. 31-32) и называл 4 часа молитвы: 3 дневных (утром, в 6-й ч. и вечером) и ночной (Там же. 12). Вечернюю молитву Ориген связывал со словами Пс 140 ( «Господи воззвах» ), неотъемлемого компонента вечерни практически всех литургических традиций; ночную - со словами Пс 118. 62 и сейчас входящего в будничную полунощницу . Он писал и о христ. гимнах Отцу и Единородному Сыну (Против Цельса. VIII 67). Тем не менее нек-рые исследователи (Taft. Liturgy of the Hours. P. 14-17) видят в сообщениях Климента и Оригена не описание суточного круга богослужений, а аллегорическое изображение молитвы во всякое время суток.

http://pravenc.ru/text/64464.html

Изд. (в скобках указаны номера сочинений по вышеприведенному списку; первыми следуют те, для к-рых издание является лучшим): Духовно-муз. сочинения. СПб., 1900. [изд. П. К. Селиверстова] (18); Церковно-певч. сб. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 2 (29); Ист. хрестоматия церк. пения/Под ред. свящ. М. А. Лисицына. СПб., изд. П. К. Селиверстова]. Вып. 1 (12, c-moll; 8, 14). Вып. 4 (35, c-moll; 2, 22); Ист. хрестоматия церк. пения/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб., гг., изд. ж. «Музыка и пение»]. Вып. 7 (35, F-dur), Вып. 8 (5), Вып. 11 (9, 30); Музыка и пение. 1906. 12 (34); 1907-1908. 1-4 (3); 1915. 2-4 (15); Духовно-муз. хрестоматия/Под. ред. М. А. Лагунова. СПб., 1911. [Изд. П. М. Киреева] Вып. 2: Из Всенощного бдения (37), Вып. 3 (31, F-dur), Вып. 4 (13); Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. СПб., 1913. [Изд. П. М. Киреева] Вып. 5: Из Цветной Триоди/Под ред. Н. Д. Лебедева. (25, 33); Вып. 6: Кондаки на акафистах, припевы. Концерты двунадесятым праздникам/Под ред. С. Панченко (41); Вып. 7: Рождественские песнопения/Под ред. Н. Д. Лебедева (40); 1915. Вып. 11: На литургии/Под ред. И. Г. Ельцова (16), Вып. 13: Всенощное бдение (24), Вып. 15: Всенощное бдение (37); 1916. Вып. 16: Венчание/Под ред. Н. Д. Лебедева (32, D-dur); Избр. духовно-муз. произв. А. Л. Веделя/Ред. В. Г. Петрушевский. К., 1911. Вып. 1 (31, a-moll), Вып. 2 (34, 28); Сб. духовно-муз. произв./Сост. В. Г. Петрушевский. К., 1913 (26, 36), 1914 (12, a-moll), 1915 (31, B-dur, g-moll); Сб. концертов А. Веделя и С. Дегтярева/Под ред. И. В. С. и К. И. К. СПб., 1917. 27 (3; 4, 5, 7, 12, c-moll), 28 (14; 11, 19); Сб. церковни песнопения. За тригласен хор/Наредил П. Динев. София, 1954 (38); Велика субота i Пасха/Упоряд. В. Зabimhebuч. Н.-Й., 1964 (39, 1-я ред.; 33); Хоровые концерты XVIII - нач. XIX в.: М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель: Сб./Сост. и ред. В. М. Иконник. К., 1988 (7; 4, 8); Лimypriя/Упоряд. I. Трухлий. Чikaro, 1991 (32, f-moll); Украïнська духовна музика: Христос воскрес: Тропар Великодня: Для мiшahoro хору. К., 1991 (39, 2-я ред.); Музика. К., 1992. 2 (23, 27); Божественна Лimypriя святого Ioahha Золотоустого та 12 духовних хорових kohцepmib/Ред. В. Колесник, вступ. ст. Т. Гусарчук. К.; Едмонтон; Торонто, 2000 (1, 4, 6, 10, 15, 17, 20; 2, 8, 14, 22, 28).

http://pravenc.ru/text/150013.html

Б. всегда писал о том, что непосредственно видел и знал. Отсюда страстность и острокритич. характер его публицистики, но и определ. ограниченность кругозора. Иногда, основываясь лишь на личных наблюдениях, он судил о вещах однобоко. Пример – его выступление против предоставления всем желающим права обучать грамоте (ст. «Теория и опыт» – ЖМНП, 1860, No 10), воспринятое как вылазка противника нар. просвещения (см. «Свисток», ук.). Выходя за пределы близких ему тем, Б. нередко оказывался беспомощным. Во время петерб. пожаров 1862 он поддался обыват. панике и в корреспонденции «Из Петербурга» («Совр. летопись», 1862, No 23) готов был признать, что в слухах, будто Петербург жгут студенты, есть «доля правды». Письмо Б. было ловко использовано M. H. Катковым как фон для своего выступления против А. И. Герцена (в том же номере). В ряде книг и брошюр («О церк. богослужении», СПб., 1862; 6-е изд.– СПБ, 1897; «О божеств. литургии», СПб., 1863:5-е изд.– СПБ, 1886) Б. разъяснял происхождение и смысл обрядов правосл. церкви. Кн. Б. «Страстная неделя» была в 1865 запрещена Синодом за реально-ист. изложение еванг. событий (в духе кн. Ж. Э. Ренана «Жизнь Иисуса»); в перераб. виде – СПб., 1869. Б. принадлежат также кн. «Вечерние беседы с крестьянами» (кн. 1–2, СПб., 1865–67; 2-е изд.– СПБ, 1886) и «Сельское духовенство во Франции» (СПб., 1871), б. ч. к-рой – пересказ романа либерального франц. писателя аббата Ж. Мишона «Сельский священник». Б. избирался гласным калязин. уездного земства, был чл. Тверской губ. археографич. комиссии. Собр. им коллекция ист. док-тов, гл. обр. по монастырскому землевладению 15–17 в. (ЛОИИ, ф. 20),– своего рода обличит, материал против монашества, в к-ром он видел паразитич. корпорацию лицемеров, узурпировавших власть в церкви (ср. его ст. «Нравств. значение монастырей», «Беседа», 1872, No 9). Лит.: Белое духовенство и его интересы, СПб., 1881, с. 4:101, 106:108–09; Собр. мнений и отзывов Филарета, митрополита моск., т. 5, ч. 2, М., 1888, с. 842–46; Ступин А. Д., Совр. календарь на 1897, М., 1896, с. 30–31; Воропонов Ф., 40 лет тому назад.– ВЕ, 1904, No 7, с. 26–27: Архив К. Д. Ушинского , т. 1, М., 1959, с. 59 – 84. + Некрологи, 1890: СО, 5 июня; «Риж. вест.», 5 июня. Межов; Березин; Брокгауз; РБС; Венгеров (Сл., Источ., Рус. кн.); Языков; Масанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

1601. Сергеева Н. Н. Религиозное сознание и средства массовой информации//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 94–105. 1602. Соколов М. Новый опыт христианской апологетики//АиО. 1998. 2(16). С. 390–392. Рец. на кн.: Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). М., 1997. 1603. Сэйерс Д. Разум Творца/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 91–103. Эссе: совр. о-во в его равнодушии к истинам Божественного Откровения. 1604. Ушакова Ю. В . В какие времена живем мы?//АиО. 1998. 4(18). С. 272–282. 1605. Ушакова Ю. В. Религиозная ситуация: начало XX – канун XXI вв.//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 214–224. Распространение сект в нач. ХХ в.; насильственная атеизация о-ва после 1917 г.; новая волна сектантства как следствие миссионерства из-за рубежа в 1990-х гг. 1606. Франк С. Л. Основные принципы общественной жизни/Подгот. текста: А. Л. Доброхотов//АиО. 1998. 1(15). С. 176–188; 2(16). С. 173–190. Ср. 1579, 1582. 1607. Шпиллер В. Д., прот. Суд над Церковью: (По поводу одной статьи)//БСб. 1999. 3. С. 21–23. О возможности достижения добра в реальной церк. жизни. См. также 634, 1991,2036,2631,2632,2635,2648,2662, 2674, 2675, 2714, 2974, 3096. Богословие истории 1608. Асмус В. В., прот. Принципы богословского подхода к истории//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 167–176. 1609. Иванов М. С. Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 177–185. 1610. Мусин А., диак. Богословие истории и его отражение в православном сознании//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 113–122. 1611. Раушенбах Б. В. Судьбы христианства за две тысячи лет: Надежды и опасения на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 15–17. 1612. Энеева Н. Т. Проблема богословия истории по прот. Сергию Булгакову //ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 123–131. См. также 1445. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010