«Ты немного имеешь силы» – малое значение в жизни народов Христианской религии и незначительное внешнее значение Церкви в общественной жизни. «Вот Я сделаю, что (гонители) придут и поклонятся пред ногами твоими». Лживое якобы признание Церкви и затем переход на тонкия формы борьбы с Нею. «Се, гряду скоро» – ты почти доживешь до конца мира, твое время предпоследнее. (Откров. III, 7–11). 177. Почему Символ Веры называет Церковь единой? Потому что Церковь есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа, и оживляется единым Духом Божиим . " Одно тело, один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение« ( Eф. IV, 4–6 ). Церковь , которой назначено жить до конца времен, должна иметь во главе вечно пребывающаго. Это Иисус Христос. Господь говорил об одном стаде, одной виноградной лозе, одной церкви. « Церковь разселена по всей вселенной, но соблюдает веру, как будто занимает она один дом» (Св. Ириней Лионский ). 178. Может ли Церковь не быть единой и разделиться в существе православной веры и вытекающого из нея учения? Церковь всегда остается единой и нераздельной, потому что глава ее Иисус Христос и потому, что едина Истина дома Божия. " Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?« ( 1Kop. I, 13 ). ». . если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может« ( 2Tuм. II, 13 ). »... Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины« ( 1Tuм. III, 15 ). 179. Нарушалось ли все-же единство в истории Церкви? Единство Церкви не может быть утрачено . Но от Церкви отпадали еретики и тоже отделялись раскольники; также отдалялись единичные грешники. 180. Что такое ересь и что раскол? Ересью называется учение, искажающее православную веру и которому Церковь провозгласила осуждение. Расколом называется отделение какой-то части от общения с Церковью и отказ от послушания ей, о чем, после увещаний, Церковь объявила . Отдаление единичных грешников, главным образом по гордости ума, имеет разныя формы; возвращение их в лоно Церкви всегда возможно через покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3. Научение Церкви Кроме свойств Церкви, по которым можно узнать истинное общество Христово среди множества разных сект, есть еще признаки истинной Церкви Божией. Первым таким признаком является то, что Церковь Божия имеет истинное научение от Христа и Духа Божия – истинное слово Божие. Этим Церковь Божия выделяется из всех лживых вер, имеющих ложное научение. Христос передал Свое научение св. Апостолам, а Апостолы и составили первоначальную Церковь : «Я передал им слово Твое» ( Ин.17:14 ). Дух Святой напоминает Церкви Христово учение, умудряет Церковь и не дает ей погрешать в истине: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). «Дух истины наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ) Христос передал Церкви истину не письменно, но устно: Спасение, «быв сначала проповедано (а не написано) Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). Господь повелел распространять Свое научение не письменно, но чрез проповедь : «Идите, научите все народы»... «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Только в Церкви и есть истина, потому что она есть: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины« (не Писание есть столп и утверждение истины, но Церковь ) ( 1Тим.3:15 ). Без Церкви нельзя узнать истину, потому что даже на небе премудрость Божия узнается чрез Церковь : «ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). Даже особым избранникам Божиим: ап. Павлу и Корнилию Сотнику Господь известил истину не лично, а чрез Церковь , чрез служителей Церкви – Апп. Петра и Ананию ( Деян.9:10 ; Деян.22 ). Учение Церкви сохранилось в Священном Писании и в Священном Предании. Писания – наследство от Ветхого Завета: Ветхозаветные Писания признавал и требовал Сам Спаситель ( Лк.24:25–27, 44–45 ; Ин.5:46 ). Ветхозаветные Писания признавали необходимыми Апостолы: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим.3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

И, конечно, если мы поверим протестантам, что созданная Христом Церковь осквернилась языческими практиками, потеряла истину и уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолели. И через это мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом, показывая, что Он обещал, но не сдержал Своего обещания. Есть и другое обещание, которое дал Господь. Он сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Господь не только обещает, что сама по себе Церковь будет устойчива, Он обещает, что Сам будет с Церковью Своей во все дни до скончания века. Здесь, как мы видим, нет ни слова о том, что Господь собирается сделать паузу со II по XVI век. Или, тем более, по XIX век. Уверения протестантов, что Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат библейским словам. И апостол Павел со своей стороны пишет, что Богу будет воздаваться «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф.3:21 ). То есть созданная Христом и распространенная через апостолов Церковь будет существовать на протяжении всех последующих поколений и прославлять Бога. Уверения протестантов в том, что эта Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат этим библейским словам. Также стоит напомнить, что Христос обещал апостолам дать Духа Святого и сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ), «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Когда пришел к апостолам Дух Святой, мы знаем – в день Пятидесятницы, который и считается днем рождения Церкви. То есть Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет Церковь . Сохраняет ее от искажения, от того, чтобы она уклонилась от истины. Поэтому апостол Павел и называет Церковь «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:15 ). Потому что Дух истины наставляет ее и Сам Христос, Который есть Истина ( Ин.14:6 ), невидимо пребывает в ней. Отдельный человек или даже группа людей, конечно, могут уклониться в заблуждение, и так всегда было. Еще апостолы об этом предупреждали (см.: 2Пет.2:1 ; Гал.1:6–9 ). Но чтобы вся Церковь уклонилась в заблуждение – такое невозможно, поскольку это означает, что она перестала существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Как видно из контекста, сначала речь идет о том, как наставить брата, если он впал в согрешение, а затем говорится, что если будете о чем-то просить в молитве, то получите. Но если соберетесь «двое или трое» в молитве, то и Я буду посреди вас. Здесь речь идет о важности церковной, соборной молитвы и нет ни слова, что на этом основании будет устроена Церковь . Интересно заметить также в словах Христа учение о том, что Церковь видима: «если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18, 18 ). Это говорит о том, что Церковь видима. Иначе, как исполнить слова Христа «скажи Церкви». Церковь это не «двое, трое», потому что не сказано: «скажи двоим или троим», а «скажи Церкви». Церковь видима, иначе слова Господа невыполнимы. Если предположить, что Церковь невидима, то выходит, что необходимо прибегать к адвентистам, баптистам, харизматам и прочим конфессиям и выяснять, где у них невидимая церковь или невидимый остаток и как ее (его) увидеть, чтобы исполнить слова Христа «скажи Церкви». Получается какой-то абсурд. Церковь собрана и создана на земле Самим Христом и в никакую невидимость она не устранилась. Не достаточно одной веры, чтобы соединиться со Христом, как об этом пишет евангелист Иоанн Богослов: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им» ( Ин. 2, 23–24 ). Кого же Он избрал и кому вверил Себя? «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк. 3, 13–14 ). «Не вы меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас» ( Ин. 15, 16 ). Таковыми избранными стали Апостолы. На основании исповедания Апостолом Петром, от лица всех собравшихся Апостолов: «Ты Христос – Сын Бога Живого» ( Мф. 16, 17 ), Спаситель произносит пророчество: «На сем камне (камне исповедания – А. С.) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее» ( Мф. 16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Но о чем же именно? – На этот вопрос он не дает никакого ответа. Очевидно, что он еще не придумал, как исказить эти евангельские места, это изречения Самого Спасителя, о Его намерении основать церковь и о предоставленном ей суде над согрешившими членами. Толстой требует, чтобы просто на слово поверили ему, что в этих изречениях Христос разумеет под словом « церковь » не церковь, а «что-то другое». Но он выпустил из виду, что в Евангелиях кроме самого слова « церковь » есть еще прямые указания на существенные признаки церкви, таковы: избрание апостолов, данная им власть учить и совершать таинства, производить суд ( Мф. 10:1 ; Марк. 3:33–14 ; Лук. 6:12–13 ; Мф. 28:19–20; 16:19; 18:17 ; Ин. 20:23 и др.). Толстой не обратил внимания своих читателей и на то, что кроме Евангелий, написанных апостолами, и во многих местах апостольских посланий ясно говорится о том, что церковь на земле основана именно Иисусом Христом, освящена Его страданиями и смертью. Вот важнейшие из этих изречений: «Иных Бог поставил в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления» ( 1Кор. 12:28 ). В другом месте вместо слова Бог говорится Христос. «Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Ефес. 4:11–13 ). «Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Ефес. 5:25–27 ). В книгах Св. Писания Нового Завета слово « церковь » употреблено в 98 местах. И по Толстому выходит, что во всех этих местах под «церковью» нужно разуметь не церковь, а «что-то другое»... Толстой, по-видимому, не находит достаточного количества слов на русском языке для того, чтобы выразить всю свою враждебность к христианской церкви и потому обращается за помощью даже к Вольтеру, вместе с которым обзывает 111 церковь еще и французским словом – 1’infame (бесчестною).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

О. Непрерывность Церкви состоит в том, что Церковь Христова, как началась со дня со шествия Св. Духа, так существовала, существует и будет существовать, не прерываясь, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века. В. Почему Церковь Христова не может прерваться? О. Потому, что Христос Спаситель сказал Апостолам, составившим первоначальную Церковь Его: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Если Христос Бог пребудет с Церковью во все дни, значит, она ни на один день не прервется. Так и Апостол Павел говорит: «Богу слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф.3:21 ). Значит, Церковь должна быть во все роды, то есть, всегда, когда люди будут на земле. В. Какое третье свойство Церкви Христовой? О. Третье свойство Церкви то, что она никогда сокрыться не может; Спаситель сказал: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Мф.5:14 ). Не может и Церковь быть невидимой. В. Какое четвертое свойство Церкви Христовой? О. Четвертое свойство Церкви Христовой то, что она только одна. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою " – одну , а не много ( Мф.16:18 ). 3. Единая истинная Церковь и погибельные секты В. Из всех существующих теперь религий, какая единая истинная? О. Единая истинная вера или Церковь – Православная. В. Почему она одна истинна? О. Потому, что она одна основана Господом Иисусом Христом, и, как началась она в день сошествия Св. Духа, так и идет непрерывно, никогда не скрываясь, до наших дней, и будет она существовать до скончания века. Только одна Церковь Православная имеет свойства истинной Церкви Божией: только одна она сохранила истинную веру и имеет благодатное священноначалие, благодатные таинства и священнодействия. В. Почему же все другие веры, кроме Православия, не могут называться Церквами Божиими? О. Потому, что они не имеют свойств истинной Церкви Божией: они основаны не Христом, а людьми, появились много позже Православия, веруют лживо и не имеют благодати Духа Святого, поэтому они и называются ересями или сектами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Один единственный хлеб и одну единственную чашу преломляют и благословляют ученики Христовы. «Так как один хлеб, то мы многие одно тело» ( 1Кор. 10:17 ). Хлеб, о котором здесь идет речь, есть евхаристический хлеб, а мы многие означает у Павла христиан, собранных на Евхаристию, т. к. мысль об евхаристическом хлебе естественно вызывает мысль об Евхаристическом собрании, на котором хлеб преломляется. Это соответствие между евхаристическим хлебом и телом еще яснее выступает из другого места того же послания: «И вы тело Христово…» ( 1Кор. 12:27 ). «Сие есть тело Мое». Мы все или мы многие одно тело Христово, потому что один хлеб, от которого мы все причащаемся ( 1Кор. 10:17 ). Через хлеб и вино на Евхаристии мы становимся телом Христовым. Причащение создает «κοινωνα» ( 1Кор. 10:16 ), которая есть реальное «со-единение» с телом и кровью Христа. Реальность хлеба выявляет полную реальность тела Христова, а единство хлеба – один хлеб – выявляет единство тела. Через Евхаристию ученики, которые впервые соберутся на нее после Пятидесятницы будут «во Христе», т. к. они будут в Его теле, и Он будет в них, т. к. Его тело неотделимо от Него самого, а через Него они будут в Отце. «Да будут все одно, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас» ( Ин. 17:21 ). Земное «общество» Христа становится Его телом – оно становится Церковью . « Церковь Божия – во Христе», т. к. народ Божий собирается Богом «во Христе», а потому он принадлежит Богу так, как принадлежит Ему Христос. Отсюда следует тождественность Церкви и Евхаристии, и тождественность местной церкви и Церкви Божьей, являемой всякий раз в ее Евхаристическом собрании. В силу этой двойной тождественности члены местной церкви, собранные на Евхаристическом собрании, выявляют Церковь Божию. Члены местной церкви являются членами тела Христова, а собранные вместе на Евхаристическом собрании они – «Церковь Божия во Христе». Поэтому собираться вместе на Евхаристическое собрание означает собираться «в церковь». «Когда вы собираетесь в Церковь …» В Евхаристии Христос присутствует в полноте Своего тела – один хлеб и одна чаша, – но тело Его есть Церковь, Церковь там, где совершается Евхаристия, и где совершается Евхаристия, там – Церковь. Это есть основное положение евхаристической эклезиологии, раскрытое Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова «ευχαριστα» — благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом. Когда мы приступаем к святому крещению, во взрослом ли возрасте или в младенчестве, священник спрашивает у нас или у наших восприемников: «А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли со Христом?» И мы отвечаем, что со Христом сочетались и веруем Ему, как Царю и Богу. Так мы присягаем служить Господу. Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» . Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия — «вера в Церковь». По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/1783 — 1867), Церковь — это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском. К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан. Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. Церковь для христиан — это не только место, где они общаются с Богом, потому что с Ним можно общаться и дома, и в метро, и в лесу — в любом месте и в любое время. Веровать в Церковь — означает исповедовать, что она — есть Тело Христово, часть которой — мы с вами. Апостол Павел так пишет об этом: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12: 12–13) и добавляет: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12: 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Ради их злословилось самое православие, порицалась истина, возводилась клевета на Церковь Православную. Враги православия клеветали на Церковь Православную подобно тому, как некогда сатана клеветал перед Богом и Ангелами на праведного Иова, ибо когда Господь говорил об Иове, что он человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, то сатана говорил на это: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? ( Иов.1:9–11 ). Чтобы обнаружить клевету этого вечного врага правды, Господь подвергает праведника страшному испытанию. А последствием этого испытания было посрамление клеветавшего и вящшее прославление праведного. Нечто подобное нам видится и в настоящем положении Святой Православной Церкви. Не клеветали ли и на нее, что, не будь внешней силы закона, не поддерживай земная власть Церкви Православной, дайте свободу проповедникам сектантства, – и Церковь распадется, останутся от нее одни клочки, как выразился один из лжеучителей. И вот Церковь совлачается от всего, что, казалось, сплотило и объединило ее: она лишается всех внешних опор, она предоставляется самой себе. Вратам (силам) ада 83 – служителям исконного врага Церкви – дается свобода вредить ей всячески; сатана, древний клеветник, развязан. Горе живущим на земле, горе сынам Церкви! Что же? Не падет ли в самом деле этот столп, не разрушится ли Церковь и не останутся ли от нее только обломки? Было бы так, если бы Церковь была делом рук человеческих, если бы она действительно создалась человеками, хотя бы то столь сильными, как цари и правители, столь умными, как мудрые отцы и учители Церкви, и столь крепкими, как святые подвижники. Нет, Церковь – создание Божие, как и вселенная; она непоколебима, как и вселенная, ибо имеет обетование от Создавшего ее: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Итак, чада Церкви Православной, будем тверды, будем спокойны относительно судеб этой матери нашей. Она, подобно кораблю, обуревалась, волновалась и будет волноваться, но никогда не потонет, ибо ею управляет Божественный Кормчий. Нам нет пути отходить от нее куда-либо, как бы это ни было приманчиво, ибо в Церкви – истина, в ней – спасение, с нею – Христос. Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго, что Церковь – Твоя Невеста, Тобою искупленная, Тобою очищенная, и Ты благоволил сочетать ее с Собою навеки. Она – мать наша. О, даруй нам, Господи, пребывать в лоне ее во все дни жизни нашей, даже до последнего издыхания нашего! Речь, произнесенная пред панихидой о царе-освободителе по случаю пятидесятилетнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости, 18 февраля 1911 года

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Скачать epub pdf Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь ( Символ Веры ). Догматами называются основныя истины Веры Христовой. Они изложены Вселенскими Соборами в « Символе Веры ». Всякий, нарушающий хотя один из догматов Веры, сам собою отпадает от Православной Церкви в ересь. В каждый период церковной жизни Промысл Божий ставит церковному сознанию для точного уяснения очередной догмат Веры. Так в свое время были освоены церковным сознанием догматы о Боге-Творце и Промыслителе, о Святой Троице, о Воплощении Сына Божия, о Спасении, о Святом Духе, об Иконопочитании и др. В настоящее время Промыслом Божиим на очередь ставится догмат о Церкви Христовой, и мы не имеем права обойти молчанием этот вопрос в виду положения нашей Русской Православной Церкви в СССР и предъявляемых ея нынешними возглавителями к нам претензий о лояльности. В « Символе Веры » догмат этот изложен в таких словах: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь ». Что же есть Церковь ? По Божию Слову, Церковь есть Тело Христово ( Puм. XII. 5 ; 1Kop. XII. 27 ; Eфec. I, 22–23 ; Koл. II. 19 ). Церковь есть созданный Спасителем небесно-земной организм: на небесах – торжествующая Церковь спасеных праведников, на земли – воинствующая Церковь грешников, кающихся и совершенствующихся «в меру полного возраста Христова» ( Eфec. IV, 13 ). Какое назначение, цель, задача Церкви? Церковь основал Господь Иисус Христос Своею Честною Кровию затем, чтобы чрез Нее возраждать падших людей, из грешников возсоздавать «новую тварь», предназначенную на дела добрыя ( 2Kop. V, 17 ; Гaл. VI, 15 ; Eфec. II, 10 ). Вот как ап. Павел в послании к Ефесеям изображает Церковь Христову: «Вы уже не странники и не пришельцы, но сограждане святым и присные Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Eфec. II, 19–21 ). И еще: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, для совершения святых, на дело служения, для созидания тела Христова... дабы истинною любовию все возращали в Того, который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Eфec IV, 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010