Понятие о Церкви Христовой Господь Иисус Христос основал Церковь чтобы приобщить нас к плодам Искупления. Слово «церковь (греч. – экклисия — собрание)» происходит от глагола «созывать». В христианстве под Церковью понимается собрание людей, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших ему, составляю­щих «род избранный» (1 Пт. 2, 9). Иными словами, Церковь – это от Бога установленное общество людей, объединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами и соединённых со Христом как с Единым Главой. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить Её; повиноваться Её учению и заповедям, в уверенности, что в ней пребывает, действует, учит и управляет благодать Христова. Церковь это богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами – все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой. «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12, 27 ). Основав Церковь, Гос­подь реально пребывает в ней. При этом Святой Дух помогает расти ее членам, присоединяя верующих к Церкви и оживотворяя их. Благодать Божия пребывает в Церкви до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» — сказал Сам Христос ( Мф. 16, 18 ). Тема 31. О свойствах Церкви В Символе веры указаны четыре свойства Церкви: единство, святость, собор­ность и апостольство. Единство Церкви Сам Господь основал только количественно од­ну Церковь: «Я создам Церковь Мою…» ( Мф. 16, 18 ) Ап. Павел: «мы многие составляем одно тело во Христе…» ( Рим. 12, 5 ). Однако, Церковь не просто одна, а едина. Единство Церкви налагает на нас обязанность блюсти (сохранять) единение духа в союзе мира ( Еф. 4, 3 ) и имеет свои внешние проявления: Святость Церкви Святость – означает Освящение и святость людей была целью служения Господа Иисуса Христа: «Освяти их истиною Твоею – молится Христос Богу-Отцу, за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин. 17, 17-19 ). В то же время Церковь это собрание не безгрешных, но освящаемых. Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния, через которое грешники примиряются и соединяются с Ней: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи ве­рен и праведен, простит нам грехи наши и очис­тит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1, 9 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Тайна этого Света – это тайна «восьмого дня». Она открывается сейчас во времени для избранных, но при Втором Пришествии Христовом откроется для всех. Для тех, кто не стяжал этот Свет в себе, он, как внешний и чуждый, будет источником страданий, а для имеющих его в себе как внутренний свой, он станет источником нескончаемой радости. Будем помнить, что причастником благодати человек может стать только в Церкви. И далее речь пойдет именно о ней. Глава 18. Церковь Слово «церковь» употребляется в двух очень связанных между собой смыслах. С одной стороны, церковь – это храм, то есть «ieroν», святое место, где приносится жертва. Этот смысл, собственно, и имеет русское слово «церковь», появившееся в X в. и происходящее от готского «цьркы», которое, в свою очередь, происходит от греческого kyriake (oikia), буквально – «Господень дом». С другой стороны, Церковь – это κκλησα (буквально переводится как общее собрание, народная сходка, народное собрание, место или помещение для собраний, наконец, церковь). Также иногда Церковь объясняется исходя из глагола κκαλω – «призываю». То есть Церковь – это общество услышавших Божественный призыв, общество призванных. Близость этих значений состоит в том, что Церковь – это собрание верующих, составляющих единый богочеловеческий организм, который приносится в жертву за Божественной литургией в храме – «ιερον». В этом смысле каждый христианин – «ιερευς», священник, как пишет пророк Моисей: «Вы будете у Меня царственным священством и народом святым» ( Исх.23:22 ). Или как повторяет это апостол Петр: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). В Таинстве Миропомазания человек-христианин восстанавливает в себе это утерянное во грехе священническое достоинство, которое, впрочем, не устраняет необходимость иерархии, как учат сектанты. Итак, в Церковь не ходят, Церковь собирается для принесения себя в жертву во Христе, как и молится: «Сами себе и весь живот наш Христу Богу предадим».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Таким образом, именно через Воплощение, благодаря этому богочеловеческому событию, Христос и Его Церковь отождествляются 221 . Ибо вся Церковь объята Христом, став Его богочеловеческим Телом. Поэтому апостол Павел полностью отождествит Христа и Церковь в 1 Послании к Коринфянам ( 1Кор. 12:12 ), употребляя слово Христос вместо слова Церковь, чтобы показать совершенное соединение и тождественность Христа с Его телом, с Церковью . Ибо, как замечает святой Златоуст, «так же, как тело и глава – единый человек, так же, апостол говорит, Церковь и Христос – одно ( ν φησεν ε ναι). Поэтому (здесь – в 1Кор. 12:12 ) употребляет (слово) Христос вместо Церковь, называя так тело Его» 222 . Такое отождествление Христа и Церкви – последствие Воплощения Христова, поэтому самым удачным определением для учения апостола Павла, учения апостолов и вообще православного учения о Церкви является выражение апостола Павла – Тело Христово, ибо, таким образом, Церковь нераздельно и неразлучно связывается с тайной (событием) Воплощения 223 . Далее мы детальнее рассмотрим, каким образом Церковь понимается и трактуется как Тело Христово. Здесь необходимо подчеркнуть, что основа и сущность Церкви – Воплощение Христа, то есть Он Сам как Воплотившийся Богочеловек, в Котором Церковь имеет свою ипостась, своё бытие и жизнь, своё искупление, освящение, воскресение, спасение, вечную жизнь и обожение. Именно это и говорит апостол Павел в Послании к Евреям: Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого... как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр. 2:11, 14–17 ). 3 . Последние слова апостола определяют и другую «икономию» Христову, другое событие, которое также составляет Церковь , это – искупление.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В апостольских Посланиях раскрывается все значение Святого Духа для внутренней жизни отдельного человека и перечисляются Его духовные плоды и дарования. Но все дарования лишь средства к приобретению больших, а среди них —превосходнейшего, одновременно дара и плода Святого Духа — любви, о которой ап.Павел говорит, что в сравнении с нейвсё — ничто. Причастным Святому Духу можно сделаться каждому верующему через молитву и через таинства. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк.11:13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:4–6). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). Однако, плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22). Хранительницей даров Святого Духа является Святая Церковь. О девятом члене Символа веры Девятый член Символа веры читается так: (Верую) «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь. «Христианства нет без Церкви» , — писал в начале XX в. Архиепископ Иларион (Троицкий) , один из многих новомучеников. Церковь — это Христово Царство, купленное ценой Его крови. Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом. Церковь — kuriak (и от латинского circus — круг) — дом Господний или жилище Господне. Название Церкви получилось от места, где обнаруживалась жизнь церковная. Сужение смысла — ekklhsa — «собрание людей», народное собрание перед Богом. В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пет.2:9). Христианская Церковь — это собрание призванных Христом, уверовавших в Него и живущих Им. Но Церковь — не просто общество или содружество людей, объединенных верой во Христа, не просто сумма индивидуумов. Собранные вместе, члены Церкви составляют единое тело, неделимый организм. Церковь Христова есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. На этом основании Церковь можно рассматривать как благодатную жизнь в Духе Святом. Другими словами, Церковь есть Дух Святой живущий в человечестве. Она есть дело боговоплощения Христова, само это боговоплощение, как усвоение Богом человеческого естества и усвоение божественной жизни этим естеством, его обожение, как следствие соединения обоих естеств во Христе.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь, но «как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть «уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1)?» [ 400 ]. Церковь имеет две стороны — видимую и невидимую, подобно тому как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств — видимого человеческого и невидимого Божеского. С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой — это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви. По своей невидимой стороне Церковь является предметом веры. Согласно «Пространному Катехизису», веровать в Церковь «значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа». [ 401 ] В самом общем смысле под Церковью понимают от Бога установленное общество всех личностных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с единой Главой. Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ Главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами — все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой. «Бог Господа нашего Иисуса Христа… по действию державной силы Его, которою он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах… все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его…» (Еф. 1, 17—23) «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 27). Принадлежат к Церкви: а) «все православные христиане, живущие на земле»; б) «все, скончавшиеся в истинной вере и святости» [ 402 ] в) ангелы (Еф. 1, 10; Кол. 1, 18-20; Евр. 12, 22-24). Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое стадо — это Церковь, состоящая из членов, живущих на земле, и обычно называемая «странствующей» (Евр. 13, 14) или «воинствующей» (Еф. 6, 12). Второе стадо — Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесной или «торжествующей» (Евр. 12, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь , но «как может быть предметом веры Церковь , которая видима, когда вера, по Апостолу, есть уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 )? " 400 . Церковь имеет две стороны – видимую и невидимую, подобно тому как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств – видимого человеческого и невидимого Божеского. С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой – это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви. По своей невидимой стороне Церковь является предметом веры. Согласно «Пространному Катихизису», веровать в Церковь «значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа» 401 . В самом общем смысле под Церковью понимают от Бога установленное общество всех личностных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с единой Главой. Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ Главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами – все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой. «Бог Господа нашего Иисуса Христа... по действию державной силы Его, которою он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах... все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его...» ( Еф. 1:17–23 ). «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). Принадлежат к Церкви: а) «все православные христиане, живущие на земле»; б) «все, скончавшиеся в истинной вере и святости» 402 ; в) ангелы ( Еф. 1:10 ; Кол. 1:18–20 ; Евр. 12:22–24 ). Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое стадо – это Церковь , состоящая из членов, живущих на земле, и обычно называемая странствующей ( Евр. 13:14 ) или воинствующей ( Еф. 6:12 ). Второе стадо – Церковь , состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесной или торжествующей ( Евр. 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В. Что мы называем Церковью ? О. Церковь есть от Бога установленное общество христиан, соединённых между собою одною Православною верою, одним законом Божиим, одною законной иерархией (священством) и одними таинствами. Об этом нашем единстве и писал ап. Павел: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде звания вашего; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех» ( Еф. 4, 4–6 ). В. Как можно веровать в Церковь , которая здесь на земле, в видимом мире, когда веруют в то, что невидимо? О. Церковь Христова, пребывая на земле, важна для нас главным образом своею НЕВИДИМОЮ, ДУХОВНОЮ СТОРОНОЮ, как царство благодати Св. Духа, пребывающего в ней. Но и сама Церковь в своём составе имеет и невидимых членов, какова, прежде всего, Её Божественная Глава – Господь Иисус Христос и все святые Его, а равно и ангелы, так что Церковь – одна, как земная, так и небесная. 39 В. Может ли Церковь Христова стать безблагодатною? О. Отдельные члены могут лишиться благодати Св. Духа по своим грехам, если остаются упорно-нераскаянными, и особенно тогда, когда они впадают в ереси и расколы. Но вся Церковь не может, потому что Глава Её – Христос «исполненный благодати и истины», а потому и Тело Своё – Церковь – наполняющий этою благодатью и истиной. «Его поставил (Отец) выше всего, главою церкви, которая есть Тело Его» ( Еф. 1, 22–23 ), говорит ап. Павел. «Созижду церковь МОЮ, сказал Сам Господь, и врата ада – т. е. никакие силы и средства зла и лжи – не одолеют Ея» ( Мф. 16, 18 ), ибо мы уже знаем, что Он Сам обещал вечно пребывать с ней. 40 В. Можем ли мы принять у Церкви другое основание и другого главу, кроме Иисуса Христа? О. Нет, единственным «краеугольным камнем», т. е. основанием Церкви, в слове Божием называется ТОЛЬКО ХРИСТОС, и никто более; а обо всех без исключения апостолах сам ап. Павел писал одинаково христианам так: «вы утверждены на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа» ( Еф. 2, 20 ). 41 В. В каком смысле Церковь называется Соборною?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь», — говорит священномученик Киприан Карфагенский По слову священномученика Иринея Лионского , мы принимаем веру от Церкви, «и она всегда через Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим сам сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен Церкви, как дыхание дано первозданному человеку, для того чтобы все члены, принимающие его, В современном мире, помимо Православной Церкви, существует множество христианских сообществ, называющих себя церквами. Русская Церковь определила свое отношение к инославным христианским сообществам в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском Соборе 2000 года. В этом документе говорится: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” ( Мф 16:18 ). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, “столп и утверждение истины” ( 1Тим 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о “вере, однажды преданной святым” ( Иуд 1:3 2. Свойства Церкви: Единая, Святая, Соборная и Апостольская. В Символе веры говорится: «Верую… в Единую Святую Соборную и Апостольскую Эти слова указывают на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность (кафоличность) и апостоличность. Единственность и единство Церкви Церковь одна, потому что Бог один. Через одного Бога и по Его воле Церковь объединяет всех, готовых принять «единство веры» ( Еф 4:13 ), утвержденной на одном Завете для всех О единстве Своих учеников молился Иисус Христос перед крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин 17:21 ). Размышляя над этими словами, святитель Кирилл Александрийский пишет, что единство Церкви «отражает черты природного и существенного единства, мыслимого в Отце и И хотя в силу человеческого несовершенства союз любви между христианами и сила единомыслия не доходят до степени нераздельности Отца и Сына, единство Святой Троицы является тем образом единства, к которому должны стремиться все христиане: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин 17:22–23

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

25 . Сперва псалмопевец воспевал: в церкви в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева! ( Пс.67:27 ). Но с того времени, как иудеи по причине злого умысла против Спасителя отвержены от благодати, Спаситель создал другую, из язычников, христианскую нашу Святую Церковь , о которой сказал Петру: и на камне сем создам Я Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (ср. Мф.16:18 ). О той и другой из них предрекая, Давид ясно говорил и о первой отверженной: возненавидел я сборище злонамеренных ( Пс.25:5 ). О второй, которая должна быть создана, говорит в том же псалме: Господи! возлюбил я обитель дома Твоего ( Пс.25:8 ), и потом тут же: в собраниях благословлю Господа ( Пс.25:12 ). Ибо когда первая церковь иудейская была отвержена, то по всей Вселенной уже умножаются Христовы церкви, о которых в псалмах сказано: Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых ( Пс.149:1 ). Согласно с этим и пророк иудеям сказал: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф ( Мал.1:10 ). И потом тут же: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами ( Мал.1:11 ). О сей Святой Вселенской Церкви пишет Павел к Тимофею: чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). 26 . Поскольку же название церкви употребляется в различных случаях, как, например, о народе, бывшем на зрелище эфесском, написано: Сказав это, он распустил собрание ( Деян. 19: 40 ), ( Церковь ); по праву и поистине можно назвать церковью лукавнующих сборища еретиков, то есть маркионитов и манихеев и других, – то посему Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: и во едину Святую Соборную Церковь , дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывал бы всегда в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился. Если когда придешь в город, не просто спрашивай, где храм Господень. Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними; и не спрашивай просто, где церковь , но где Вселенская Церковь . Ибо это собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Ибо написано: как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее и проч. ( Еф.5:25 ). Она носит образ и подобие вышнего Иерусалима, который свободен: он – матерь всем нам ( Гал.4:26 ). Она прежде была бесплодна, а ныне многих имеет чад (см. Гал.4:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3) Обычно идею о невозможности проведения Восьмого Вселенского Собора связывают с двумя «главными» причинами: а) С указанием Книги Притчей Соломоновых о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!”. И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» ( Притч.9:1-6 ). Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских Соборов, это пророчество можно, конечно же с оговорками, соотнести и с Соборами. Между тем в строгом осмыслении семь столбов означают не семь Вселенских Соборов, а семь Таинств Церкви. В противном случае нам пришлось бы признать, что до времени окончания Седьмого Вселенского Собора Церковь не имела под собой устойчивого основания, что она была хромающей Церковью: сперва её недоставало семи, затем шести, потом пяти, четырех, трех, двух опор. Наконец, только в восьмом веке она была прочно утверждена. И это при том, что именно ранняя Церковь прославилась сонмом святых исповедников, мучеников, учителей… б) С фактом отпадения от Вселенского Православия Римо-Католицизма. Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, то и созыв Собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, увы, невозможен. В действительности же, по Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подлежала разделению надвое. Ведь по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если царство или дом разделятся сами в себе, «не может устоять царство то» ( Мк.3:24 ), «дом тот» ( Мк.3:25 ). Церковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Следовательно, она никогда не делилась, и не разделится. В отношении Своего единства Церковь нередко называется Телом Христовым (см.: Церковь ). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» ( 1Кор.10:17 ). В этом отношении мы не можем признать Западную церковь ни как единую с нами, ни как отдельную, но равноценную Церковь-Сестру.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010