М. в составе служебных Миней. В Сев.-Вост. Руси он получил распространение в 1-й четв. XV в., в Новгороде и Пскове - не ранее 30-х гг. XV в., в Великом княжестве Литовском и на восточнослав. землях Польского королевства - вероятно, к посл. четв. XV в. Возможно, в 1-й четв. X в. (до 916) в Болгарии равноап. Климент Охридский (к-рый, согласно его Житию, «прибавил к Триоди то, что ей недоставало… завершил то, что поется от Недели Новой до Пятидесятницы»), написал отдельные песнопения, посвященные М. М., в составе службы в Неделю жен-мироносиц, однако они не сохранились либо не найдены ( Попов Г. Проблеми на химнографското творчество на Климент Охридски: Към въпроса за пентикостарния състав на староизводните славянски триоди//Palaeobulgarica. 2008. 2. C. 3-58). Сведения об освящении во имя М. М. монастырей отсутствуют. Посвящения престолов на Руси редки (для южнославянского региона данных нет) и встречаются лишь в больших городах. В Др. Руси практиковалось посвящение церквей не М. М., а женам-мироносицам (в Новгороде (1299, 1445, 1510) и Пскове (1537, 1546)). Одно из древнейших упоминаний храмов М. М. - построенная в Новгороде во имя этой святой деревянная церковь, которая находилась, согласно «Росписи новгородских монастырей и церквей 1615 г.», на Дослане ул. (Опись Новгорода 1617 г./Под общ. ред. В. Л. Янина. М., 1984. Ч. 2. Прил. С. 324). Строительство в кон. XVIII - нач. XX в. значительного числа храмов, освященных во имя М. М., связано с тем, что эта святая была небесной покровительницей российских императриц Марии Феодоровны (1759-1828), Марии Александровны (1824-1880) и Марии Феодоровны (1847-1928): напр., церкви в Павловске (1781-1784), в Москве при имп. Вдовьем доме на Кудринской пл. (1805), в Минске (1847), в Н. Новгороде при Мариинском ин-те (1858), 3 храма в Киеве: на Шулявке (1887-1935), при детском приюте на Никольско-Ботанической ул. (XIX в.- 20-е гг. ХХ в.) и при Фундуклеевской жен. гимназии (1859-1919), и др. А. А. Турилов, О. В. Л. Почитание на Востоке Равноап.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Мы должны научиться превращать свое сердце в Вифлеемские ясли, чтобы и в нем мог родиться Спаситель, которому предстояли бы Его Пречистая Матерь и ангельский сонм, воспевающий Ему хвалу. Поэтому, памятуя о словах Писания, которое называет нас храмами Духа Святого (см. 1 Кор. 6:19), давайте просить у Господа твердой решимости следовать Евангельскому призыву и прославлять Бога в душах наших и телах наших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20)». Во внимание к усердным трудам во славу Матери-Церкви митрополит Филарет удостоил клирика прихода протоиерея Владимира Хорошевича права ношения митры, а также отметил церковными наградами ряд прихожан. Фольварк Переспа — земля, на которой сейчас расположен храм святой Марии Магдалины — с древних времен принадлежал православным жителям города Минска. В 1623 г. минский судья Мартин Володкович пожертвовал эту землю Петропавловскому монастырю. Еще до вхождения Белоруссии в состав Российской империи возле фольварка возникло кладбище. В связи с необходимостью благоустройства местности архимандрит Петропавловского монастыря Лазарь 20 мая 1794 г. обратился к архиепископу Минскому, Изяславскому и Брацлавскому Виктору (Садковскому) с рапортом, в котором просил благословения на возведение на территории кладбища церкви, на создание которой «есть благоволение здешнего правительства и гражданства … и имеется денежная сумма». Летом 1802 г. по инициативе губернатора Минска Захара Корнеева на Переспинское кладбище была перемещена бывшая униатская Георгиевская церковь. 26 сентября 1804 г. эту церковь освятили в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. В том же году при ней открыли богадельню. В 1813 г. в связи с ремонтом кафедрального собора, пострадавшего после нашествия французов, храм на год стал кафедральным. В 1835 г. во время городского пожара деревянная церковь вместе с богадельней сгорела дотла. 26 октября 1847 г. был освящен новый каменный храм, построенный на доброхотные подаяния граждан. Рядом с храмом была возобновлена деревянная богадельня.

http://patriarchia.ru/db/text/2725180.ht...

Марие-Магдалинский женский монастырь (Белая Церковь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Марие-Магдалинский женский монастырь - православный женский монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины Белоцерковской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Еще до своей кончины графиня Александра Браницкая заложила на Заречье, по благословению свт. Филарета (Амфитеатрова), каменный храм св. равноап. Марии Магдалины. Выбор места для церкви был обусловлен тем, что в сер. XIX в. здесь проходил оживленный торговый (и паломнический) путь к переправе через реку (и далее – через центр города – в Киев). По завещанию графини храм достраивали ее сыновья (невзирая на их католическое вероисповедание). В 1843 г. свт. Филарет совершил освящение церкви. В 1859 г. при ней открылась (трудами настоятеля Преображенского собора протоиерея Петра Лебединцева) 2-я в Белой Церкви и всей Киевской губернии православная церковно-приходская школа с отдельным помещением, штатом учителей и четкой учебной программой (так началось возрождение приходских школ западной Киевщины после эпохи господства Польши). В сер. 1860-х гг. настоятелями храма были протоиерей Петр Орловский (бывший настоятель Свято-Троицкой Кирилловской церкви Киева, в которой при нем были найдены фрески XII в.) и Симеон Левицкий (отец писателя Ивана Нечуя-Левицкого). Возле церкви похоронил свою супругу Александру о. Петр Лебединцев (надгробие сохранилось). На стыке XIX-XX вв. храм был расширен. В 1920-х гг. с канонической общиной прихода в нем соседствовали УАПЦ и «обновленцы». В 1930-х гг. церковь посещало много духовенства, отбывавшего в городе ссылку. В 1938 г. храм закрыли, в 1941 г. он был передан приходской общине. В 1987-1990 гг. был проведен капитальный ремонт сооружения, выполнена новая роспись. В 1996 г. при храме святой равноапостольной Марии Магдалины началось возведение стен будущего монастыря, официально открытого по решению Свящ. Синода УПЦ в 1997 г. (в том же году сюда пришли 1-е насельницы, 1-й монашеский постриг совершен в 1999 г.). Строительство обители продолжается.

http://azbyka.ru/palomnik/Марие-Магдалин...

С древнейших времен Крест стал основным символом христианства, Знаменем победы Жизни над смертью. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — молитвенно взываем мы, с благоговением преклоняя колени перед этим Святым Жертвенником, «на нем же распяся Христос, Царь и Господь» . Искупительная жертва была принесена Спасителем мира «нас ради человек и нашего ради спасения» . Священное Писание свидетельствует, что в час крестных страданий вместе с Пресвятой Девой и апостолом любви Иоанном Богословом на горе Голгофе среди немногих, сохранивших верность Божественному Учителю, была и святая Мария Магдалина. Она стояла на Голгофе у Креста, сопереживая страданиям Искупителя и разделяя скорбь Матери Божией. Евангелие упоминает имя этой святой, как одной из верных последовательниц Иисуса Христа. Вместе с тем, Евангелист Марк говорит, что Господь некогда изгнал из нее семь бесов (Мк.16,9). Сподобившись исцеления от духовного недуга, Мария Магдалина, всю жизнь посвятила Богу — она сопровождала Спасителя во время Его странствований по городам и весям  Палестины, служа «от имений своих» (Лк.8,3). Всем сердцем любя Господа, она не покинула Его и во время крестных страданий, и после смерти, сопровождая Пречистое Тело Христово при перенесении Его ко гробу в сад праведного Иосифа Аримафейского. Воистину, как верная ученица, она вместе с Богоматерью, Иосифом и Никодимом, и другими женами-мироносицами воздала  Ему последние почести, умастив Его Тело миром и ароматами (Лк. 23, 56). Мария Магдалина первой из людей удостоилась увидеть Христа Воскресшего, и возвестила апостолам благую весть о Его воскресении. Священное Предание сообщает нам, что после Вознесения Спасителя святая проповедовала в Риме. Там она предстала перед императором Тиверием, благовествуя ему о воскресении  Христовом, Его жизни, чудесах и учении, а после поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскресе!». Это событие и стало началом древней христианской традиции — обмена пасхальными яйцами, символизирующими новую жизнь, дарованную Воскресением Христовым. Православная Церковь чтит святую Марию Магдалину как равноапостольную, ибо она вместе с апостолами стала первой благовестницей Христова воскресения.

http://pravmir.ru/velikie-svyatyni-afona...

Реликварий с главой равноап. Марии Магдалины. XIX в. (крипта Сен-Максимин в Сен-Бом) Реликварий с главой равноап. Марии Магдалины. XIX в. (крипта Сен-Максимин в Сен-Бом) Во 2-й пол. XI в. в Везле было создано «Апостольское Житие» (Vita apostolica; BHL, N 5443-5449), в котором святая выступает не как отшельница, а как апостол; прав. Лазарь не упоминается ( Pinto-Mathieu. 1997. P. 100-101). После вознесения Христа иудейские священники, книжники и фарисеи, пылая ненавистью к возрастающей христ. общине, убили архидиак. первомч. Стефана и изгнали за пределы страны всех свидетелей Христа. М. М. вместе со св. Максимином, одним из 72 учеников Христа, прибыла на корабле в Массилию. Оттуда они отправились в Аквы Секстиевы (ныне Экс-ан-Прованс), где многих обратили ко Христу и крестили. Св. Максимин возглавил Церковь в этом городе. Перед смертью М. М. сподобилась видеть Христа, Который призвал ее в Царство Небесное. Св. Максимин похоронил М. М. в белом мраморном саркофаге и воздвиг над ее могилой базилику. Узнав о своей приближающейся кончине, он завещал похоронить себя рядом с М. М., что и было исполнено. Со временем базилика на месте захоронения М. М. и св. Максимина стала называться в его честь, т. к. еще при жизни он прославился добродетелями и чудесами. Т. о. в данной версии объясняется расположение могилы М. М. в Сен-Максимене (ныне Сен-Максимен-ла-Сент-Бом) и посвящение этой церкви. Примерно в это же время в Везле ( Pinto-Mathieu. 1997. P. 102) появляется новое сказание о перенесении мощей М. М. (Translatio posterior; BHL, N 5489-5492), которое получило широкое распространение, о чем свидетельствуют 75 рукописей, созданных в XI-XV вв. на территории от Камбре до Венеции ( Saxer. 1975. P. 236). В нем говорится, что мон. Бадилон похитил мощи М. М. из Экса и перенес их в Везле по приказу гр. Герарда II и аббата Одона, где они были положены в крипте монастырской базилики 19 марта 749 г., при имп. Людовике Благочестивом (814-840) и его сыне Карле Лысом (840-877). Как правило, в рукописях после «Апостольского Жития» и рассказа о перенесении мощей следуют сказания о чудесах (BHL, N 5459-5487) и рассказ о возникновении культа М. М. в Везле во многом благодаря стараниям аббата Гальфрида, возродившего пришедшую в упадок обитель. Автор указывает на происхождение мощей из Иудеи, и Саксер сделал вывод, что наиболее ранние из сказаний были написаны в Везле между 1037 и 1043 гг. на основе устной традиции, бытовавшей там в то время ( Saxer. 1959. T. 1. P. 69-71).

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Оба храма обслуживал один священник. В 1885–1922 в них служил прот. Александр Иоаннович Альбов. При больнице имелась часовня для отпевания и с 1861 – лютеранская часовня, убранство которой было взято из дома Барятинского. При посвящении в сестры милосердия священник возлагал на них четки, которые они носили на шее, под верхней одеждой. Обе церкви закрыты в мае 1922, несмотря на просьбы прихожан. Ныне в зданиях находится Детский консультативно-диагностический центр. Официальной датой основания общины считается 15 мая 1853, когда императором Николаем I был утвержден ее устав. До 1890 она название Община сестер милосердия Литейной части. Однако фактически община возникла еще в середине 1840-х. Ее учредительницей стала кнг. Мария Федоровна Барятинская, которая в 1843, после ранней смерти своей дочери Марии (в замуж. кнг. Кочубей), устроила в память о ней Мариинский приют для бедных женщин. Приют, опекавший 24 одиноких женщины, расположился в приобретенном княгиней деревянном здании на участке Сергиевской ул. (ныне ул. Чайковского), 52 и позже передан приходу лютеранской церкви св. Анны. Вскоре в том же доме был учрежден приют-ясли для детей в возрасте до трех лет (Marien Asyl). Для девочек 8–10 лет в помещениях дома кн. Барятинских (Сергиевская ул., 46–48) открылась школа рукоделия, где их учили (в том числе и сама княгиня) грамоте, вязанию, кройке и шитью. В первый год после утверждения устава община состояла под непосредственным покровительством императрицы Александры Федоровны, а затем вошла в Ведомство учреждений императрицы Марии. Первоначально община опекала преимущественно беднейших жителей Литейной части, однако постепенно расширяла зону своей деятельности. В 1852 архитектор К. И. Брандт построил на месте деревянного здания общины четырехэтажный каменный дом (фасад выполнил М. Е. Тупиков). 25 июля 1853, в день св. равноап. Марии Магдалины, на верхнем этаже здания был освящен православный храм в честь небесной покровительницы княгини-основательницы. Значительную часть здания – более 70 комнат – заняло отделение неимущих одиноких женщин, представительниц разных сословий и вероисповеданий. В него сразу поступило 77 женщин, а десятки кандидаток встали в очередь, ожидая свободного места. Плата за полное содержание подопечной, часто вносимая благотворителями, составляла от 60 до 150 руб. в год. На первом этаже здания располагались дневные ясли на 24 места для детей малообеспеченных работниц. Плату за содержание детей (60 руб. в год на ребенка) вносили благотворители, чьи имена выставлялись над каждой колыбелью.

http://sobory.ru/article/?object=24618

Ряд католич. костелов в XIX в. был передан правосл. Церкви, перестраивались католич. храмы тех орденов, к-рые, по мнению рус. власти, проявили себя с негативной стороны в русско-польск. конфликтах. Костел св. Казимира в Вильне в 1832 г. по именному указу имп. Николая Павловича был обращен в приходскую Николаевскую ц. (с 1840 собор, с 1917 вновь костел). Он перестраивался в 1834-1839 и в 1864-1867 гг. (архит. Чагин), но сохранил барочный облик и приобрел пятиглавие во время 2-й реконструкции. Над внутренним его убранством трудились лучшие столичные художники: напр., новый иконостас был изготовлен по рисунку акад. Резанова (1864), который получил за него медаль на Парижской выставке (1867). В собор стали свозить старинные святыни со всей Зап. Руси. Здесь находился запрестольный крест с частицей Древа Креста из ц. св. Георгия (по надписи на нем.- «оу Лазковичох») в имении кн. Александра Васильевича, «смоленского окольничего» (ныне в ГММК; см.: ПРСЗГ. 1874. Вып. 6. Рис. 8. С. 133-134; Виноградов. 1904. С. 80); по внешнему виду крест был приближен к кресту прп. Евфросинии Полоцкой 1161 г. работы мастера Лазаря Богши. В соборе хранились плащаница нач. XV в., риза (саккос) XVI в., деревянный крест в серебряном окладе 1594 г., созданный по заказу «воеводы Иоарона, господаря земли Молдавской» (Арона Тирона, 1592-1595), с использованием серебра из молдав. Киприановского мон-ря (Кэприаны), изъятого у разбойников. Виленский первоклассный во имя равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь расположился в зданиях мон-ря католич. ордена визитанок (визиток), к-рый в 1864 г. был закрыт. Костел в честь Сердца Иисусова (1729) был обращен в ц. во имя св. Марии Магдалины (освящена в 1867 во имя небесной покровительницы имп. Марии Александровны), правосл. монахини были выписаны из московского Алексиевского мон-ря. Крестообразная в плане церковь построена в стиле барокко, фасады отделаны высокими аттиками с картушами и волютами, за которыми высится 2-ярусный барабан центральной главы с куполом и башней-фонариком. Купольное завершение здания внешним видом напоминает капеллу Сан-Сударио (св. Плащаницы, 1668-1694) туринского собора. Доминиканский костел в Ковно был перестроен в тоновском стиле на средства Ковенского Свято-Никольского братства и освящен в 1866 г. во имя святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских. Две башни на зап. фасаде и восьмерик над средокрестьем храма, имевшего план в виде лат. креста, получили шатровые завершения, декор храма сочетал классицистические элементы и детали в рус. стиле (килевидные кокошники) (с 1915 костел).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В 1879 г. храм получил статус приходского. В 1881 г. были возведены деревянные помещения для причта, а в 1903-1904 гг. для причта был построен каменный одноэтажный двухквартирный дом, в котором также разместилась церковно-приходская школа. В 1915 г. площадь кладбища превысила 11 гектаров. Здесь хоронили павших солдат Первой мировой войны, и в связи с постоянным ростом числа погибших для захоронений стал использоваться участок земли в районе современной улицы Червякова. В 1932 г. кладбище разграбили: снятые надмогильные плиты пошли на изготовление дорожных бордюров и мощение тротуаров. А храм в 1933 г. был закрыт под склад для хранения зерна и картофеля. В 1934 г. на Крещение Господне неожиданно для всех власти передали церковь в ведение общины, объединившейся вокруг епископа Бобруйского Филарета (Раменского), викария митрополита Мелхиседека. 28 июля 1937 г. епископ Филарет вместе с клириками и некоторыми прихожанами был арестован, а вскоре, 1 ноября, расстрелян. 4 августа 1941 г. верующие вновь открыли храм. В 1949 г., несмотря на недавно проведенный за собственные средства прихожан капитальный ремонт здания церкви, городские власти закрыли храм. После капитальной перестройки в нем разместился Центральный Государственный архив фотокинодокументов БССР. В марте 1990 г. по благословению митрополита Минского и Гродненского Филарета (ныне — Минского и Слуцкого) под руководством новоназначенного настоятеля протоиерея Иоанна Хорошевича начали проводиться ремонтно-реставрационные работы, имевшие целью придать храму первозданный вид. Параллельно с ними в подвальном помещении церкви стали совершаться регулярные богослужения. Утром 25 ноября 1990 г. из Свято-Духова кафедрального собора вышел крестный ход к восстановленному храму. В дар церкви была передана частица мощей равноапостольной Марии Магдалины. После крестного хода состоялось освящение возрожденной святыни. В 1993 г. неподалеку от входа в храм был установлен памятный знак в воспоминание всех погребенных на Переспинском кладбище. В 1995 г. был освящен новопостроенный крестильный храм в честь Предтечи Господня Иоанна. В 1997 г. приходу было возвращено здание бывшей церковно-приходской школы. В 1998 г. вблизи церкви возвели и освятили часовню в честь Собора Белорусских святых. К 2000 г. была завершена роспись храма.

http://patriarchia.ru/db/text/2725180.ht...

По прошению митр. Сурожского Антония (Блума) 20 июля 1990 г. А. был назначен викарием Сурожской епархии в Великобритании с титулом «епископ Керченский», с 25 февр. 1993 г. архиепископ. В его архипастырском попечении состоят русскоязычные прихожане, место служения А.- лондонский кафедральный собор во имя Успения Божией Матери. В приходской школе А. проводит уроки Закона Божия, в воскресные дни читает лекции, по четвергам организует «русские беседы» для русскоязычных прихожан, посещает больных. С 1993 г. А. является настоятелем Покровского ставропигиального Патриаршего прихода в г. Манчестере. По благословению митр. Антония А. отреставрировал икону свт. Николая Чудотворца (XIX в., масло, оцинкованный металл), находившуюся на рус. военном корабле во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. Перед затоплением корабля во время Цусимского сражения поврежденную снарядами икону сняли с корабля и доставили в рус. посольскую церковь Лондона, в наст. время икона находится в лондонском соборе. 5 апр. 1995 г. в Британском отд-нии Международной славянской академии науки и культуры А. был избран почетным чл.-кор. этой академии. Награжден орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й (1964) и 2-й степени (1980), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1980), блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1990), свт. Иннокентия, митр. Московского, 3-й степени (2000), свт. Иннокентия Московского, 2-й степени (2004), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2006), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2012), святых апостолов Петра и Павла (Антиохийская Православная Церковь, 1980), св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь, 1988), а также медалью и грамотой Фессалоникийской архиепископии (1984). 25 февр. 1993 г. возведен в сан архиепископа. С 27 дек. 2001 по 17 июля 2002 г. пребывал на покое. Священный Синод на заседании 17 июля 2002 г. благословил продолжить служение в Сурожской епархии в должности викария с титулом «Керченский» и назначил настоятелем ставропигиального прихода в г. Манчестере, Великобритания.

http://pravenc.ru/text/114994.html

Деятельность архитекторов Резанова (1817-1887) и Чагина (1823-1909) в Вильне пришлась на 60-70-е гг. XIX в. Они проектировали постройки и наблюдали за строительством правосл. храмов Вильны. В 1865 г. по проектам Резанова были построены в русско-визант. стиле шатровые часовни, Александро-Невская на Георгиевской площади (снесена в 1919), в центральной части города, и Георгиевская на правосл. Евфросиниевском кладбище в память воинов, погибших при подавлении Польского восстания 1863-1864 гг. Церковь во имя равноап. Константина и прп. Михаила Малеина. 1913 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя равноап. Константина и прп. Михаила Малеина. 1913 г. Фотография. 2003 г. В сер. XIX в. РПЦ были переданы мн. католич. и униатские костелы и мон-ри, в к-рых были произведены необходимые перестройки согласно правосл. канонам. В 1840 г. бывш. костел ордена иезуитов во имя св. Казимира был освящен во имя свт. Николая и стал кафедральным собором Вильны (до 1925), его фасадам были приданы черты правосл. храма (по проекту Резанова, см.: Литовские ЕВ. 1867. 19. С. 793). В 1864 г. по высочайшему повелению были закрыты католич. мон-ри. Мон-рь тринитариев с костелом Иисуса Христа (возведен в 1696 гетманом Яном Казимиром Сапегой), освященный в честь арх. Михаила, действовал до 1929 г.; мон-рь ордена визиток (визитанток) был преобразован в 1865 г. в правосл. мон-рь св. Марии Магдалины. Его главный храм (бывш. костел Сердца Иисусова) представлял в плане греч. крест, по типу это была центричная купольная постройка в стиле рококо, на зап. фасаде, имевшем декоративно вогнутый контур, не было традиц. для католич. храмов 2 башен; храм был построен при поддержке кор. Августа II Сильного по проектам архитекторов Дж. М. Фонтаны и Глаубица, руководил работами Й. Пол. В 1890-1910 гг. строились приходские храмы в новых районах разраставшейся Вильны, при них открывались школы для детей. Были освящены: 3 сент. 1895 г. ц. арх. Михаила, построенная в память гр. М. Н. Муравьёва; 25 окт. 1898 г. ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в память имп. Александра III; 1 июня 1903 г. Знаменская ц. Все эти храмы были возведены в русско-визант. стиле с использованием средневек. архитектурных традиций.

http://pravenc.ru/text/158622.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010