Литография. Кон. XIX в. Была построена в 1634 г. (зодчие Бажен Огурцов и Семейка Белый) к востоку от собора, у Кремлевской стены, служившей в качестве ограды со времен 1-го царя династии Романовых (в 1694 к храму была пристроена колокольня). Частая выдача ладана этому престолу, по сведениям Ладанных книг, зафиксирована в 7126-7127 (1617-1618) гг. А. И. Пшеничников считал, что церковь была возведена ранее ( Пшеничников. 1894. С. 89). В день именин патриарха Московского и всея Руси Филарета, 21 апр. 1626 г., к нему приходили с поздравлениями «из придела св. священномученика Феодора, иже в Пергии… черные попы Дементьян стоварищи» ( Холмогоровы. 1884. Стб. 285). Храм сильно пострадал в пожаре 1737 г. После перестройки храм накрыли 4-скатной крышей вместо завершения с «горкой кокошников». На акварелях и гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. небольшой прямоугольный объем ц. во имя прп. Михаила Малеина показан над проездной аркой св. врат, за ним поднимается колокольня, ярус звона к-рой имеет форму октагона. Придел во имя мч. Феодора Пергийского располагался с сев. стороны Малеинского храма, его небольшая главка видна на открытках нач. XX в. за Кремлевской стеной от Спасских ворот. В 1826 г. к Малеинской ц. была пристроена 2-этажная больница для престарелых инокинь, в 1877 г.- аптека. На колокольне, примыкавшей к этому храму, 9 колоколов, из к-рых 2 отмечены как древние, отлитые в 1556 и 1698 гг. В надписях на колоколах XVIII в. упоминаются не только государи, заказчики, мастера и настоятельницы, но и казначеи, так что подобные надписи могут служить дополнительным источником сведений по истории обители ( Пшеничников. 1894. С. 87-92). Церковь вмц. Екатерины и церковь прп. Михаила Малеина. Фотография. Кон. XIX в. Известен по Ладанным книгам с 1614 г. В 1626 г. он назван приделом «у великой старицы Марфы Ивановны». Вероятно, это был деревянный храм при трапезной. Каменное здание трапезной с ц. во имя вмц. Екатерины построили в 1686 г., 24 нояб., в день памяти Александрийской святой, церковь была освящена патриархом Московским и всея Руси Иоакимом в присутствии царя Иоанна Алексеевича и царевны Софии Алексеевны.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Симеону Метафрасту (PG. 116. Col. 933-934). Это событие праздновалось в Византии и ныне празднуется РПЦ 24 февр. как 2-е Обретение главы И. П. В этот день святыня была торжественно положена в монастырской церкви, а обнаружена архим. Маркеллом на 6 дней раньше - 18 февр. В этот день Церковь отмечает 1-е Обретение главы И. П. Под ним подразумевается обретение ее 2 монахами в Иерусалиме. Богоматерь с Младенцем, прав. Елисаветой и св. Иоанном Предтечей. Худож. Дж. Кариани. Между 1528 и 1530 гг. (Национальная галерея современного искусства, Рим) Богоматерь с Младенцем, прав. Елисаветой и св. Иоанном Предтечей. Худож. Дж. Кариани. Между 1528 и 1530 гг. (Национальная галерея современного искусства, Рим) Обручение вмц. Екатерины (т. н. Алтарь двух Иоаннов). Средник триптиха. Худож. Х. Мемлинг. 1479 г. (Музей Х. Мемлинга в Брюгге) Обручение вмц. Екатерины (т. н. Алтарь двух Иоаннов). Средник триптиха. Худож. Х. Мемлинг. 1479 г. (Музей Х. Мемлинга в Брюгге) В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского в повествовании о 1-м и 2-м обретении содержится также рассказ о некоем пресв. Иннокентии, к-рый пришел на Елеонскую гору и решил построить там церковь. При строительстве он нашел главу И. П. в сосуде и с великими почестями хранил ее в церкви. После его смерти храм пришел в запустение, и вновь святыня была обнаружена 2 монахами. Однако это сообщение не подтверждается древними источниками. Вероятно, автор основывался на соч. «Лавсаик» Палладия, еп. Еленопольского, где упомянут пресв. Иннокентий, к-рый был придворным имп. Константина Великого, а в 383-385 гг. подвизался на Елеонской горе. В источнике говорится о «мощах Иоанна Предтечи», хранившихся в часовне в мон-ре Иннокентия, однако нельзя с уверенностью утверждать, какая именно частица мощей имелась в виду ( Palladius. Lausiac. § 44). Хронология, приведенная у свт. Димитрия Ростовского, также неточна, т. к. Иннокентий жил в Иерусалиме в кон. IV в., а монахи оказались там в нач. IV в. Кроме приведенной выше агиографической традиции о 2 обретениях главы И.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Адрес: Псковская область, Пушконогорск район, д. Пошитни. Телефон: 8 (921) 916-92-24 . Церковь Коневской иконы Божией Матери и реабилитационный центр «Обитель Исцеления» (Сапёрное) [ править править код ] Церковь Коневской иконы Божией Матери Деревянный храм Коневской иконы Божией Матери построен на кладбище в 1994 году. Нижний храм освящен в честь прп. Сергия Радонежского. С 1996 года при храме действует один из самых известных в России православных реабилитационных центров для наркозависимых «Обитель Исцеления». РЦ несет на себе функции учебно-методического центра, где благодаря трезвому и общинному образу жизни, Таинствам Церкви воспитанники учатся изменять свои греховные привычки на добродетели, заполнять духовную пустоту верой, ложную надежду на себя — истинной надеждой на Бога. Адрес: Ленинградская область, Приозерский район, посёлок Сапёрное, Богородичный пер., д. 1. Телефон: 8 (931) 540-0-140 . Скит иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и Православный реабилитационный центр (Пирозеро) [ править править код ] Скит иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» основан в 1997 году. С 2000 года на территории скита живут и трудятся более 20 наркозависимых молодых юношей и девушек. Они живут одной большой семьей и все делают своими руками. Адрес: Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Пирозеро. Телефон: 8 (964) 392-82-73 , 8 (921) 436-38-27 , 8 (921) 436-36-55 , 8 (921) 350-55-20 . Собор вмц. Екатерины и Александро-Невское общество трезвости (Луга) [ править править код ] Собор вмц. Екатерины построен в 1786 году. С 2001 года при храме действует Александро-Невское общество трезвости. Организация стала наследницей существовавшего в Луге дореволюционного общества трезвости. Каждый понедельник служится акафист, по средам для членов общества читаются лекции, показываются документальные фильмы. В общество входят люди, страдающие какой-либо зависимостью, исцелившиеся и их родственники. Адрес: Ленинградская область, Луга, пр. Кирова, д. 54. Телефон: 8 (81372) 424-61 . Православный реабилитационный центр «Жемчужное» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского (Калининград) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Реабилитационн...

12 июля 2013 года храм посетил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В августе 2013 года центральный купол и крест были покрашены в цвет золота. 16 октября 2016 года митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин великого освящения храма в пос. Муромцево. С сайта: tvluxe.viptop,ru/muromcevohram.html и журнала: " Наше Наследие " , 2005/М. В. Нащокина " Муромцево. Замок во владимирских лесах " Храм расположен на территории бывшей усадьбы полковника лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка Владимира Семеновича Храповицкого в селе Муромцево, недалеко от Судогди Владимирской губернии. Он был построен на его средства и имел один престол – во имя мученицы царицы Александры. В июле 1889 года Владимир Храповицкий обратился с просьбой к архиепископу Владимирскому Феогносту с просьбой разрешить в имении построить православный храм. Уже в мае 1890 года было освящено место под церковь, а её строительство было начато лишь в 1895 году. Автором проекта церковного здания также стал московский архитектор Пётр Самойлович Бойцов (автор большинства построек в усадьбе Муромцево). Храм строился в течение 4-х лет на средства графа Храповицкого и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю). Храм считался приписным к Судогодскому собору и обслуживался его причтом. Одновременно со строительством и благоустройством Муромцевского храма украшался Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном по заказу Нечаева-Мальцева. Отсюда много общего и в архитектуре и в иконописи этих двух храмов. Вся церковная утварь была изготовлена фабрикой Фаберже. Роспись и иконы Муромцевского храма были выполнены мастерами школы В.М. Васнецова. На сводах храма были изображены Евангелисты, а стены храма украшали орнаменты. В храме был 3-х ярусный иконостас. Во втором ярусе справа — образы св. Николая, святого благоверного кн. Бориса, свв. Кирилла и Мефодия, слева — святого благоверного кн. Георгия, святого благоверного кн. Глеба, апп. Петра и Павла. В третьем ярусе были иконы святого кн. Владимира, святой кн. Ольги, святой Ксении, святой Елены, святой Елизаветы, вмц. Екатерины, вмц. Варвары, святого Феодосия Печерского. Эти образы святых жен, по-видимому, были небесными покровительницами семьи Храповицких. Так,  имя Екатерины носила бабушка Владимира Семеновича (урожденная Хоненева), а Елизаветой звали его супругу. У правого клироса был образ св. блг. кн. Александра Невского и Преображения Господня, а у левого клироса — образ царицы Александры и Богоявления Господня. На одноярусной колокольне было 9 колоколов, самый большой весом в 121 пуд.

http://sobory.ru/article/?object=01451

В нач. 30-х гг. были снесены 2 из 3 арм. храмов в Москве (кроме Воскресенской ц. на Армянском кладбище). В 30-х гг. XX в. был закрыт арм. храм вмц. Екатерины в Ленинграде (в дальнейшем использовался под хозяйственные нужды). Арм. храм при Смоленском кладбище был закрыт в 1931 г.; здание использовалось разными орг-циями. В 1988 г. храм был возвращен арм. общине, в нем было возобновлено богослужение и одновременно начаты реставрационные работы. 1 марта 1993 г. арм. общине был передан храм вмц. Екатерины в С.-Петербурге. 14 марта того же года свящ. Езрас Нерсесян совершил здесь первое после 60-летнего перерыва богослужение. Интерьеры церкви находились в крайне запущенном состоянии: пропала вся церковная утварь, исчез иконостас, мраморный пол был разобран. Реставрацию храма завершили к 1700-летию принятия Арменией христианства (2001), 12 июля 2000 г. состоялось освящение церкви в присутствии Католикоса всех армян Гарегина II и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1993 г. арм. общине Москвы выделен участок в центре города для строительства нового храма во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; после проведения конкурса проектов (1993-2001) здесь начаты строительные работы. Архим. Августин (Никитин), Э. П. Г Епископы и католикосы ААЦ Святые обозначены в соответствии с традицией почитания в ААЦ. Имена Эчмиадзинских католикосов даны в восточноарм. варианте, проч.- в западноарм. Эчмиадзин (Валаршапат) Святые апостолы Фаддей (Тадеос) и Варфоломей (Бартулимэос); св. Захария († ок. 71/72); св. Зементос († ок. 75/76); св. Атрнерсех († ок. 91/92); Муше († ок. 122/23); Шахен († ок. 148/50); св. Шаварш († ок. 169/71); св. Леонтий († ок. 187/90); св. Меружан (сер. III в.?); сщмч. Григорий I Просветитель (Григор Партев Лусаворич) (301/14 - ок. 320, престол в Эчмиадзине; удалился на покой, † ок. 325); св. Аристакес I Партев (320/25 - ок. 333); св. Вртанес I Партев (333-341); св. Юсик (Хусик) Партев (341-347); Даниэл (347?); Парэн (Парнерсе) Аштишатци (348-352); свт.

http://pravenc.ru/text/76124.html

св. Иоанна (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286). Остатки 4-й церкви выявлены и частично исследованы в 1967 г. на территории усадьбы 9 в Нестеровском пер. Постройка имела небольшие размеры и была расписана фресками. Характер строительной техники позволяет датировать ее рубежом XII и XIII вв. (Новое в археологии Киева. 1981). Ротонда (ц. вмц. Екатерины?). Кон. XII — нач. XIII в. Раскопки 1975 г. Ротонда (ц. вмц. Екатерины?). Кон. XII — нач. XIII в. Раскопки 1975 г. На горах Замковая и Щекавица обнаружена массовая застройка, ремесленные мастерские, могильники христ. времени. В 1980 г. на Щекавице найдена каменная церковь XII в., откуда «Василия попа» поставили в 1183 г. игуменом Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Ближайшие окрестности К.- пригородные слободы, села, княжеские дворы и монастырские усадьбы - в древнерусский период входили в городскую систему ( Мовчан. 1993). Севернее границы Подола, на пути к Кирилловскому мон-рю (район в основном был застроен), находился Иордановский монастырь с ц. свт. Николая XI в. и еще с одной каменной постройкой XI-XII вв., а также открытый в 2003 г. (Сагайдак) каменный храм 20-30-х гг. XII в. на ул. Юрковской. На севере границей К. был основанный кн. Всеволодом Ольговичем в 40-х гг. XII в. Кирилловский монастырь, собор которого был завершен вдовой князя Марией Мстиславовной. Территория горы на север и запад от собора была занята жилыми постройками. В районе монастыря, «под святым Курилом», размещались Дорогожичи, неоднократно упоминаемые летописью в эпизодах, связанных с борьбой князей за К. В археологическом отношении район мало изучен. Кирилловский мон-рь. Акварель. 1843 г. Солнцев Ф. Г. Альбом «Собрание видов Киева и его окрестностей 1843» (НТБ НДТБВ) Кирилловский мон-рь. Акварель. 1843 г. Солнцев Ф. Г. Альбом «Собрание видов Киева и его окрестностей 1843» (НТБ НДТБВ) На юж. подходах к городу, на возвышенности над р. Лыбедью, находилось княжеское с. Предславино (1-е упом. под 980 - ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 80). В кон. Х - нач. XI в. здесь проживала одна из жен Владимира Святославича - Рогнеда и ее дочь Предслава. Вероятно, тут размещался и княжеский двор. Предславино можно связать с поселением, открытым Мовчаном в 1976 г. на Красноармейской ул. (Б. Васильковская). Археологические обследования долины Лыбеди обнаружили в районе Караваевых Дач культурный слой X-XIII вв., а на Батыевой горе - большой курганный могильник. Следы еще одного поселения выявлены в 1981 г. в парке Нивки ( Мовчан. 1993).

http://pravenc.ru/text/1684329.html

В Неделю жен-мироносиц Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Иона совершили Божественную литургию в Успенском соборе Кремля 3 мая 2009 г. 14:23 З мая, в Неделю 3-ю по Пасхе, в день памяти святых жен-мироносиц , а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады , совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Предстоятелям Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке сослужили архиепископы Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Оттавский и Канадский Серафим ( Православная Церковь в Америке ); епископы Зарайский Меркурий ; Егорьевский Марк ; Троицкий Панкратий ; архимандрит Закхей , представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате, настоятель храма св. вмц. Екатерины на Всполье ; и другие священнослужители. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл наградил правом ношения наперсного креста священника Даниила Лугового, клирика храма св. вмц. Екатерины на Всполье, подворья Американской Православной Церкви в Москве. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью , посвященной святым женам-мироносицам и тайным ученикам Господа Иисуса Христа. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл еще раз поздравил молящихся с воскресным днем и Неделей жен-мироносиц. Приветствуя Предстоятеля Православной Церкви в Америке, Его Святейшество особое внимание уделил итогам первого визита Блаженнейшего Митрополита Ионы в Московский Патриархат. «Прошла неделя с того дня, когда мы с Вами совершили первую Божественную литургию вместе, причастились Единого Тела и Единой Крови Господа и Спасителя нашего, запечатлев тем самым евхаристическое, молитвенное и каноническое общение наших Поместных Православных Церквей, — обратился к высокому гостю Святейший Патриарх. — После этого Вы имели возможность познакомиться с жизнью нашей Церкви. Я надеюсь, что это пребывание было для Вас духовным утешением, полезным и радостным, и хотел бы сегодня сказать, что мы всегда будем рады видеть Вас, Ваш епископат, благочестивое духовенство и верующий народ в пределах Русской Православной Церкви Церкви-Матери, которая послужила началом Православия в Америке».

http://patriarchia.ru/db/text/635344.htm...

Димитрия Солунского; к XIX в. уцелел лишь храмовый образ из придела, позднее он находился в трапезной ц. прп. Михаила Малеина. В пожаре 1737 г. сгорел весь иконостас Георгиевского храма, кроме храмовой иконы. Церковь была разобрана в связи с постройкой ц. во имя вмц. Екатерины в нач. XIX в., ее алтарь был расположен на месте храма вмч. Георгия. В документах упоминается «затвор св. Георгия»: возможно, это место служило помещением для престола древней церкви. Из документов известно о судьбах нек-рых служителей этой церкви: диак. Георгий в Смутное время оказался на Ваге, 3-м священником при шенкурской Архангельской ц., о чем стало известно от его сына, свящ. Феодора, добивавшегося в 1640 г. отцовского места (ДАИ. Т. 2. Стб. 235). Вероятно, при царе Феодоре Иоанновиче М. В. м. была отдана земля подворья Новодевичьего монастыря к западу и проход между Кремлевской стеной и монастырской оградой с востока. К кон. XIX в. границы М. В. м. определяли: на севере - Сенатский двор, на западе - здания, принадлежавшие Николаевскому дворцу и Чудову мон-рю, на востоке - участок стены Кремля севернее Спасской башни. В то время в мон-ре существовали такие здания, как собор в честь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; ц. во имя прп. Михаила Малеина с приделом во имя мч. Феодора «иже в Пергии»; ц. во имя вмц. Екатерины с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Казанской иконы Божией Матери. Обитель имела 2- и 3-этажные каменные корпуса с деревянными галереями (с вост. стороны), каменные сараи, помещения для карет и скота, деревянную часовню, колодец, беседку, сады и теплицу. Мон-рь соблюдал древние традиции - на всю 1-ю седмицу Великого поста его ворота запирались. В сер. XVIII - 30-х гг. XIX в. инокини занимались изготовлением «изукрашенной вербы» (с использованием искусственных цветов, дутых восковых плодов и фигур), продававшейся на Красной пл. на Вербное воскресенье ( Кондратьев. 2003. С. 58; Гордеева.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Собор вмц. Екатерины и Александро-Невское общество трезвости (Луга) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Екатерининский собор построен в 1786; с 2001 при храме действует Александро-Невское общество трезвости. Престольный праздник: 7 декабря, день памяти вмц. Екатерины. Содержание История [ править править код ] Одним из первых и главнейших храмов города Луга является знаменитая Екатерининская церковь. Храм был выстроен в честь святой великомученицы Александрийской Екатерины, которая слыла небесной покровительницей Екатерины II. Императрица издала указ от 10 сентября 1779 года о начале работы экономической коллегии по вопросу возведения псковского наместничества в назначенном городе Луга в виде каменной соборной церкви; указом предписывалось выдать на должность правящего городского губернатора — генерал-поручика по фамилии Сиверса — шесть тысяч рублей, назначив дату исполнения заказа в два года, начиная с 1780 года. На сегодняшний день не только проект собора, но и сметы, к сожалению, так и не было обнаружено. Если исходить из сроков финансирования, то возведение церкви окончательно должно было закончиться в 1781 году, но строительство так и не завершили. Вскоре вопрос о строительстве храма в Луге снова был поднят. Власти приняли решение выстроить деревянный храм. От 30 сентября 1782 года в газетах были опубликованы объявления о торгах на возведение деревянного храма, но вскоре решили выбрать в качестве основного строительного материала камень. В 1784 году из казны было выделено почти 24 тысячи рублей, а в 1786 году каменная церковь была построена. Сведения об освящении храма не дошли до наших дней, как и имя архитектора. Известный лирик 19 века К.Случевский, путешествуя по северо-западной части России в 1877 году, написал исторический очерк, в котором он описывал Екатерининскую церковь в Луге. Поэта более всего поразил довольно скромный вид собора, несмотря на то, что он был самым главным в городе. Собор во имя великомученицы Екатерины — это каменная церковь, имеющая один престол. Что касается его внешнего вида, то он особенно схож с протестантским собором, по причине чего не совсем вписывался в общий ансамбль построек города. Храм выстроен на берегу реки, возвышаясь над городскими постройками в Луге. На плане 1841 года на фасадах здания представлены ризалиты, а на западном фасаде имелись четырехколонные портики с небольшой колокольней. Церковный портик имеет довольно внушительные формы с некоторым утолщением в нижней части.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_вмц._Ека...

В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два - главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный - во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г.В приходе имелась ещё деревянная церковь на приходском клабище во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов. Церковь была построена в 1888 г. и снабжена необходимой утварью на средства местных торговцев - крестьян Вальневых и их матери вдовы Екатерины Вальневой, пожертвовавших 5000 руб. Церковь была освящена 28 августа 1890 г. В приходе было три часовни. Две из них располагались в с. Емецком и служили памятниками о двух церквях женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Третья часовня - во имя вмч. Георгия - находилась в д. Шильцове, в одной версте от приходской церкви. Эта часовня была построена в 1877 г. вместо прежней, впервые устроенной, по преданию, на месте явления иконы вмч. Георгия в 1583 г., при игумене Сийского монастыря Питириме. В разных местах прихода находились 16 крестов в особых крытых зданиях. Церковно-приходское попечительство было открыто 10 февраля 1884 г., церковно-приходская школа - 9 января 1889 г. В Емецке имелось также двухклассное училище Министерства народного просвещения, открытое в 1875 г. вместо существовавшего с 1843 г. приходского училища. До 1822 г. в Емецке было духовное училище, закрытое по малолюдству. Жертвователи: Василий Иванович Перевозников пожертвовал средства, на которые в 1823 г. была сооружена пристройка к церкви, ведущая к колокольне, а в 1825 г. отлит большой колокол в 169 пудов. Другой колокол, полиелейный, был отлит в 1769 г. на средства Ивана Брагина. В 1887 году крестьянин прихода Александр Пентелеев пожертвовал 100 руб. в пользу церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09341

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010