Вопрос номера. Жалеть правильно : Как научиться сострадать . Письмо в редакцию / Андрей , Выборг. Фото www.lori.ru //Фома. - – февраль 2018. – С.14-15. – (рубрика « Вопрос номера. Жалеть правильно »). На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Вы еще пожалеете. Как поддержать человека, чтобы ему не стало еще хуже. Фото www.lori.ru . Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – февраль 2018. – С.16-22. - (рубрика « Вопрос номера. Жалеть правильно »). См. также: Виталий Сурвилло, предприниматель, основатель детского досугового центра профориентации «Мастерславль», член Генсовета общероссийской общественной организации «Деловая Россия», общественный омбудсмен по таможенным вопросам//Фома. - – февраль  2018. – С.98.        – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Патриарх Кирилл. Мир жив, пока жива любовь. Из проповеди в Великий Понедельник после литургии  в Донском ставропигиальном монастыре, Москва, 10 апреля 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – февраль 2018. – С.23. - (рубрика « Вопрос номера. Жалеть правильно »).   ВЕРА (раздел). – С.24-39.     Школа «Фомы». Именины: Федор . [Иллюстрированная информация: Значение имени :   Феодор – имя греческого происхождения и переводится как «дарованный Богом», «Божий дар»; Дни памяти : 21 февраля – день памяти великомученика Феодора Стратилата; Великомученик Феодор Стратилат (кончина в  319 году) . Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Феодор : Преподобный Феодор Освященный (316-368). Преподобный Феодор Студит (758-826);  Известные люди с именем Федор : Федор Гааз (1780-1853). Федор Емельяненко (родился 1976); Интересные факты. Ил.: Великомученик Феодор Стратилат. Икона; Монета императора Лициния. 4 век н. э.;  Город Эрегли, в Турции – бывшая Гераклея; Рака с частью мощей великомученика Феодора в Венеции; Чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери; Церковь Феодора Стратилата на Ручью, построенная в 1360 году в Великом Новгороде//Фома. - – февраль 2018. – С.24-25. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-178-...

Сычёвка. Собор Вознесения Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1775 году было закончено строительство и произведено освящение каменного соборного храма Вознесения Господня. При соборе было два придела - Николая Чудотворца и великомученика Феодора Стратилата. Собор был трехъярусный, с огромной пятиярусной колокольней. Первым настоятелем соборной церкви был протоиерей Семеон Успенский. К 1807 году приход соборной Вознесенской церкви составлял 581 двор (с некоторыми окрестными деревнями). В 1930-е годы соборный храм был закрыт, а затем разрушен. Сохранился лишь один из бывших приделов, в настоящее время там спортзал. Источник: сайт Вяземского благочиния Смоленской и Вяземской епархии Кирпичный храм, построенный в 1759-1775 гг. при помощи Нарышкиных на месте деревянной Никольской церкви. Сооружен, вероятно, осташковскими мастерами. Хороший образец провинциального барокко с декором в нарышкинском стиле, воспроизводивший формы Преображенской церкви Осташкова. Основной объем здания типа восьмерик на четверике завершался вторым восьмериком вытянутых пропорций, на котором стояло декоративное пятиглавие, с запада к нему примыкали трапезная и пятиярусная колокольня. Главный престол освящен в 1759 г., антиминс в придел Феодора Стратилата выдан в 1778 г., антиминс в приделы Феодора Тирона и Николая Чудотворца - в 1826 г. Закрыт 10.09.1936 г., занят военведом, в 1943 г. взорван отступающими немцами. Сохранились остатки трапезной (?), относящиеся к кон. XIX - нач. ХХ вв., встроенные в объем спортивного зала городской школы. По описи 1910 г.: каменная, снаружи окрашена масляной белою краской, внутри оштукатурена: настоящая – накидным мрамором, а трапезная – по штукатурке расписана в 1905 году художественными картинами и орнаментом (с полоком 27 штук и орнаментом деревянном крышею), длина церкви, считая и колокольню, 20 саж. 1 арш. 7 верш., наибольшая ширина – 9 саж. 1 арш. 9 верш., высота до верха карниза: в настоящей церкви – 7 саж. 1 арш. 2 верш., в трапезной – 2 саж. 1 арш. 7 верш. На церкви имеется одна большая глава и шесть малых, больших окон – 31 шт., с двойными рамами, высота окна – 3,5 арш., ширина – 2 арш., дверей наружных створчатых: дубовых – 2, обшитых железом – 1, внутренних двустворчатых с зеркальным стеклом – 4 и однопольных – 1, пред папертью столярный вестибюль с белесыми стеклами: высотою – 6 арш., шириною – 4 арш. и длиною – 3 арш. Иконостас – шириной 13 арш., высотой 22 арш. (оценен в 14 300 рублей). Иконостас в приделах – шириной 22 арш. и высотой в 6 арш. (оценен в 6 600 рублей). Церковь отапливается двумя изразцовыми печами, одною кирпичною оштукатуренной, двумя калориферами – с притоком свежего воздуха – и шестью каминами. Ограда деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=15713

Церковь апостола Андрея Первозванного в архитектурном ансамбле усадьбы Шаховских " Белая Колпь " по адресу: Шаховской район, с.Белая Колпь, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Современный адрес: с/п Раменское, с.Белая Колпь, ул.Западная, д.21. Кирилл Аминов, 20 мая 2015 г. Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что в селе стоял деревянный храм в честь мученика Андрея Стратилата и другая церковь Косьмы и Дамиана. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата ( по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев. Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. В 1813 году была составлена " Ведомость Московской епархии и губернии Волоколамского округа Воскресенской церкви, что в селе Белая Колпь состоящей в благочинии Знаменского священника Никиты Евграфова " , в которой перечисляются приходские церкви и священнослужители. Так, на 1813 год в Воскресенской церкви служили: священник Михаил Иванов, 31 года, закончивший Саввинскую семинарию и 25 декабря 1806 года произведенный в священники к Андреевской церкви епископом Дмитровским преосвященным Августином; диакон Козма Никитин, 24 лет, обучавшийся в Московской академии, произведенный в диаконы к Андреевской церкви 25 июня 1810 года тем же епископом; дьячок Николай Иванов, 31 год. Также указано, что после умершего в селе Белая Колпь священника Иосифа Яковлева остались вдова Агафья Никитина и дочь Пелагея.

http://sobory.ru/article/?object=01149

Во время нашествия Батыя Городец был разрушен, и икона пропала, но в 1239 г. она явилась князю Василию Георгиевичу Квашне, когда тот был на охоте в лесу недалеко от Костромы. Князь гнался за зверем и на сосне вдруг увидел икону Богоматери. Князь Василий протянул руки, чтобы снять икону с дерева, но она поднялась на воздух. В благоговейном ужасе князь и все бывшие с ним преклонили колена. Икона снова явилась на дереве, но едва князь Василий протянул к ней руки, икона опять поднялась на воздух. Тогда князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все они с крестами и иконами отправились к указанному месту. Совершив молебное пение с коленопреклонением, священники приняли икону Богоматери на руки и понесли ее в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали чудотворную икону, которая была внесена в соборный Костромской храм во имя великомученика Федора Стратилата. Через несколько лет Костромской собор сгорел, и все полагали, что икона погибла. На третий день после пожара, разрывая пепел, икону, нимало не повредившуюся в огне, нашли. Вскоре на месте сгоревшего храма воздвигнут был новый, великолепный храм во имя великомученика Федора Стратилата, и чудотворная икона была поставлена в алтаре за престолом. Спустя некоторое время на Русь опять вторглись татары, опустошили многие города и грозили той же участью Костроме. Князь Георгий Васильевич и народ усердно со слезами молились пред Феодоровской чудотворною иконой, чтобы Пресвятая Богородица приняла город под Свою защиту. Царица Небесная вняла молениям с верою прибегавших к Ней: князь взял с собой на войну Феодоровскую икону; увидев ее, сиявшую светлее солнечных лучей, как огонь, пожигавшую их полчища, татары пришли в ужас и бросились в бегство. Так Божия Матерь чудесно спасла Кострому. Потом соборная церковь, в которой пребывала чудотворная икона, опять загорелась; пламя так быстро распространилось по всему храму, что никто не мог войти внутрь. И вдруг некоторые из жителей увидели, что икона стоит на воздухе над самым пламенем пожара. Все пали на землю и с горькими слезами взывали к Божией Матери, чтобы не оставила их без святого покрова и заступления Своего. Икона спустилась на землю и стала среди площади; пораженные ужасом жители не прекращали молитв день и ночь. Вскоре для иконы был построен новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святого Феодора Стратилата.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Дальнейшая судьба церкви мало известна. В летописях об ней не упоминается. Но судя по внешнему и внутреннему ее устройству, она в сравнении с другими церквами менее подвергалась изменениям. Известно только, что придел и колокольня приделаны к ней в последующее время, и именно не ранее конца XVII века. Основанием сему может служить частию самая постройка времен Петра Великого, а частию оставшаяся от прежнего иконостаса надпись на продольной дске за нынешним иконостасом, что церковь сия в конце XVII века сгорела и возобновлена. Надпись эта следующая: «лета 6868 (1360) году благословением боголюбиваго архиепископа Алексия Великого Новаграда и Пскова построиша церковь каменную святаго великомученика Феодора Стратилата в Великом Новеграде на Торговой сторон на Федорове улицы, а радением и стяжанием Симеона Андреевича с боголюбивою своею матерью Наталиею в княжение Великаго Князя Димитрия Константиновича Суздальскаго. В лето 7204 (1696) маия в 22 день изволением Божиим грех ради наших бысть пожар страшный: сия торговая страна погоре и церкви святыя со всеми утварьми и святыя иконы и множество народа при митрополите Евфимии Новгородском, и сия церковь св. великомученика Феодора Стратилата; и в 205 и 206 годах при преосвященном Иове, митрополите Великого Новграда и Великих Лук, построися тое церкви приходскими людьми и иных христолюбцев подаянием святыя иконы и книги и ризы церковныя и утвари». В текущем столетии около 1827 года кровля на церкви и на главе изменена. Вместо деревянной кровли, церковь вся покрыта листовым железом, а в 1835 году покрыт таковым же железом и придел. В 1832 году церковь Феодоровская упразднена и приписана к церкви св. Никиты великомученика, жалованье ружное на Федоровскую церковь было положено 30 рубл. 98 коп., из коих 8 рубл. 56 коп. отделяются на церковные потребы, а прочее причту Никитинской церкви. Церковь св. Феодора Стратилата построена из камня и кирпича, а придел и колокольня при ней из одного кирпича. Все здание церковное состоит из продолговатого четвероугольника с полукружием на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

(л. 33) Бога умножением пред Ним своих беззаконий, то Господь Бог, желая побудить их к исправлению жизни, наказал их таковым печалным приключением, что паки соборная святаго великомученика Феодора Стратилата церковь внезапным пожаром вся возгорелась. Почему все, в превеликом ужасе сбежавшися ко храму сему, думали, что и преждереченная Богоматери икона с прочими церковными вещами сгорела. Но как о сем толикаго сокровища лишении весь град, во исповедании грехов своих пред Богом, начал возносить к небесам плачевный вопль; то вдруг над пламенем пожара, весь уже храм объявшаго, показался на воздусе стоящ оный многочудесный образ. Что когда все костромские жители увидели; то мня, яко Бог, прогневанный грехами их, хощет от’яти от них сей видимой знак Своего к ним благоволения, умножили к Нему свои моления, дабы многочудесная сия икона Богоматери не была во иную страну пренесена, но во граде их к болшему утверждению надежды их на Его покровителство пребывала. Каковым прошениям кающихся людей внемля, Всевышний благоволил, дабы оный чудный образ с высоты пламени снизшел на землю (л. 33 об.) к ним, невидимою Его десницею поддержим. При чем благоверный князь и вси люди, неописанныя исполнившеся радости, воздавали Господу Богу и Пречистой Его Матери усерднейшее благодарение, а некоторые из них всю нощь препроводили в предстоянии иконе сей, изливая души своя пред толико благодеявшим граду Костроме Господем. По сем великий князь повелел вскоре воздвигнуть неболшую во имя того ж страстотерпца Феодора деревянную церковь, дабы в ней на некое время поставить чудесную оную Пресвятыя Богородицы икону. Ибо после того, как его повелением, так и всего костромскаго общества советом положено было, чтоб в Костроме для поставления сея иконы каменная соборная церковь сооружена была во имя пречестнаго и славнаго Успения Пречистыя Девы, яко на праздник сей, как выше сказано, было онаго чудотворнаго образа в Кострому принесение; святаго же великомученика Феодора Стратилата была бы при сей соборной церковь приделная. Что все, когда с помощию Божиею ко общему всего града удоволствию совершилося; то при освящении внесена и оная Богородична икона в соборную Успенскую церковь и поставлена

http://bogoslov.ru/article/6193642

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор в губернском городе Костроме, в Кремле. Существует с половины XIII века. – На сем месте находилась в древности деревянная церковь св. Феодора Стратилата, которая в 1239 году сгорела до основания – только уцелела одна икона Божией Матери, называемая ныне Феодоровскою; она, по преданиям, была до нашествия монголов запрестольною в Феодоровском Городецком, или Радиловском мон. (месте кончины св. Александра Невского), и перенесена сюда в Кострому, в Феодоровскую церковь ; а после вышеписанного пожара чудесно явилась за три версты от Костромы, на речке Запрудне, на сосновом дереве. Тут нашел эту икону Костромской и Галичьский князь Василий Ярославич (Квашня) 16 августа 1239 года, и на самом месте обретения, в память того дня, когда это случилось, основал Спаский монастырь (см. Запруденский мон.), а на месте сгоревшей древней Феодоровской церкви воздвигнул, около 1250 года, нынешний каменный Успенский собор, с приделом св. Феодора Стратилата, алтарями, вместо востока на запад – единственный пример в России – чему причиною полагать должно то, что место, на котором случилось чудесное явление князю Василию Иконы Богородицы, находится от собора на Запад. – После того, и именно в 1665 году, придел св. Феодора пристроен к собору отдельно, с левой стороны. – В 1773 году, во время большого Костромского пожара, храм этот почти со всею драгоценною утварью и многими древними иконами сгорел; причем и колокольня разрушилась. Императрица Екатерина II повелела, в 1775 году, возобновить собор, и для этого выдано из казны 12 т. руб.; а на месте погоревшего тогда ж, вблизи находившегося, Крестовоздвиженского монастыря, заложен в 1776 г. теплый собор во имя Богоявления Господня, с колокольнею; что все и окончено в 1791 году. В куполе этого собора помещается библиотека. – Явленный и Чудотворный Феодоровский Образ Пресвятой Богородицы находится в древнем Успенском соборе; икона эта, привлекающая отовсюду множество богомольцев, украшена золотым окладом, более полу-пуда весом с брилиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями; празднество ей было совершаемо прежде 16 августа; а с 1613 года переменено на 14 марта, в память избрания в этот день Михаила Феодоровича на царство. – Из этого собора бывают ежегодно крестные ходы с явленною иконою: в день пятидесятницы в Ипатиев мон. а 16 августа в Спасо-Запруденскую церковь. – В Успенском соборе погребен храмоздатель, князь Василий Ярославич.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Построенный, полагают, в честь своего ангела великим князем Ярославом Всеволодовичем по близости нынешней Богоотцевской церкви, где долгое время городская жизнь била ключом, и ради скученного населения ставилось всего больше храмов Божиих, он служил на пространстве столетий религиозным средоточием города, был в нём главною церковью. Как таковой, св. Феодор был предметом самых теплых забот жителей и в числе их самих князей, местом их молитв и исключительных церковно-гражданских событий. Не без основания он, а не другой-какой храм удостоился чести стать первым селением явленной на Запрудне иконы Богоматери. Вел. князь Василий Ярославич после того, как деревянная церковь Феодора Стратилата дважды не в долгих сгорела, задумал «воздвигнуть церковь каменную соборную» на новом месте, «внутри града» – в кремле, «во имя пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения» с приделом, в диаконике её, в честь великомученика Феодора Стратилата и перенести в неё чудотворную икону Богоматери. В его средствах и силе было осуществить на деле задуманное предприятие, устроить новый храм, оградить его рвами и земляною осыпью, создать из Костромского кремля образцовую по тому времени крепость, за стенами которой в XIV–XV столл. укрывались от врагов и среди собственных усобиц сами собиратели Руси – московские князья, а в XVI–XVII вв. лучшие люди, знатные и богатые, имели на случай лихолетья свои осадные дома. Но не во власти Костромского, хотя бы и великого князя, было переместить разом центр церковно-общественной жизни целого и немаленького города, заставить жителей и в числе их соборян внезапно и беспричинно покинуть предками насиженные места, забыть вековую святыню. Понадобилось пройти не одному столетию, чтобы часть жителей постепенно раз- раставшегося древнейшего поселения естественно отлила от устья Костромы в направлении князем с боярами заложенного города; чтобы связанные с храмом св. Феодора – этим старым палладиумом города священные воспоминания сами собой перешли в новый каменный «пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Феодоровския собор».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2 (м. «Кропоткинская», м. «Парк Культуры») Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 году святитель Алексий (Бяконт), митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия праведной Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Монастырь явился первой чисто женской обителью и служил образцом для устройства последующих женских монастырей города Москвы, отчего в народе был прозван Стародевичьим, славился благочестием насельниц и строгостью исполнения церковного устава. Во время Большого Московского пожара 1547 года обитель полностью сгорела. Царем Иоанном Грозным монастырю даруются земли для его нового устройства, где и основывается новый Свято-Алексеевский женский монастырь. Но часть сестер остаются на прежнем месте и трудятся по возрождению древней Зачатьевской обители. В 1584 году при попечительстве царя Феодора Иоанновича в ней были построены храмы Зачатия праведной Анны с приделом великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью совершается помощь в чадородии. Среди множества паломников посещали святую обитель бездетные супруги царь Федор Иоаннович и царица Ирина (Годунова). По совершении паломничества в Зачатьевский монастырь и последующем рождении дочери царственная чета по ранее данному обету возвела здесь храм в честь Зачатия святой праведной Анны с приделами в честь своих небесных покровителей: святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины. В период смуты начала XVII b. монастырь явился одним из центров благочестия. Монастырь сильно пострадал в это время, но вскоре был возрожден. И в знак этого по восстановлении государственности в России здесь принимает иноческий постриг сестра одного из руководителей освободительного движения – Козьмы Минина, впоследствии прославившаяся в народе как старица София.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Дата создания: 1360 г. Описание: История Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. свт. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1547 г. монастырь был уничтожен пожаром и переведен ближе к Кремлю. На старом месте осталась небольшая монашеская община, вновь ставшая монастырем в 1584 г. при попечительстве царя Феодора Иоанновича. Тогда же в ней были построены храмы Зачатия прав. Анны с приделом вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия в 1612 г., но вскоре был возрожден. В 1696 г. на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 г. был построен храм в честь Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1885-1887 гг. храм вошел в состав монастырских сооружений, в нем был сооружен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1804-1807 гг. на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия прав. Анны, вмч. Феодора Стратилата, свт. Алексия, митр. Московского, и Казанской иконы Божией Матери (архит. М.Ф. Казаков). С давних времен в обители существовали богадельня для престарелых инокинь и рукодельная мастерская. В 1844-1850 гг. для богадельни было построено специальное каменное здание (архит. М.Д. Быковский) с храмом Сошествия Святого Духа. В XIX-XX вв. на территории обители появилось множество жилых и хозяйственных корпусов. В 1927 г. монастырь был закрыт. Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм прор. Илии Обыденного. 16 марта 1925 г., за 9 дней до кончины, здесь служил свою последнюю Литургию свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. В 1930-х гг. собор, колокольня и храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены, на их месте выстроено типовое школьное здание. Был полностью перестроен храм Сошествия Святого Духа; стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е гг. проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля московского барокко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244618...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010