Великий Новгород. Церковь Феодора Стратилата на Ручью. Карта и ближайшие объекты Церковь Федора Стратилата на Ручью построена в 1360-1361 г. Построена по заказу посадника - Василия Даниловича. В интерьере сохранилась фресковая живопись 14-го века, выполненная новгородскими мастерами. Кубический тип четырёхстолпной одноглавой постройки имеет трёхлопастное завершение фасадов. Над оконными проёмами и порталами - стрельчатые завершения. Неизвестный Новгородский зодчий внёс много новых черт во внешнее оформление храма. Обилие декора - широко распространённые приёмы решения культовых памятников в Новгородском зодчестве второй половины 14-го века. Церковь Фёдора Стратилата долгое время служила образцом при строительстве других храмов не только в Новгороде, но и в других княжествах русской земли. Реставрирована в 1959 году. Уже продолжительное время в храме располагается музей. Церковь Федора Стратилата на Ручью заложена в 1360 году посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья (ныне по засыпанному ручью распланирован проспект Ю.Гагарина). Завершена постройка в 1361 году. Храм является классическим памятником новгородского зодчества 14 века (автор реставрации Л.М. Шуляк). Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению представляет собой высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение, т.е. три арки, соединенные друг с другом, средняя из которых возвышается над боковыми. Снова виден возврат к трехчастному членению фасадов лопатками в соответствии с внутренней структурой - лопатки отвечают столбам, расположенным в здании. В отличии от прежних строгих и лаконичных фасадов здесь как и на фасадах, так и на барабане, апсиде появились многочисленные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочки, нишки, апсида кроме того украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Новое и в оформлении окон, порталов: они имеют стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые " бровки " . Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На полати ведет лестница не в толще стены, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах имеются несколько потайных камер для хранения ценностей. Из-под поздней побелки расчищены фрагменты древней росписи, выполненной, как предполагают искусствоведы, Феофаном Греком. В основе росписи лежит красно-коричневый цвет. Рисунок росписи темно-коричневый.

http://sobory.ru/article/?object=00320

Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта, 2019 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Содержание статьи «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Икона Божьей Матери «Феодоровская». История У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых. Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме. Читайте также : Икона. Как создается чудо Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

http://pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bo...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Кирпичная соборная церковь, построенная в 1681 г. игуменом Лаврентием. Храм состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием, завершённого пятиглавием. Алтарь крупный полукруглый (первоначально состоял из двух апсид), с западной стороны примыкают паперть и крыльцо. С севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата и преп. Аркадия. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Церковь отреставрирована в 1970-х гг. В 1997 г. возвращена монастырю. Соборная церковь каменная, прочная, летняя, однопрестольная - во имя усекновения главы св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Рядом с жемчужиной Угличской архитектуры вознесла свои зелёные лемеховые главки не менее интересная церковь. Это стоящий по соседству с Дивной Успенской церковью храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный вместе с ассиметричным приделом Феодора Стратилата в 1681 году. Он является самым первым бесстолпным храмом Углича. Церковь увенчана пятиглавием, причём каждая из глав довольно крупная, хотя и покоится на относительно тонком барабане. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Первое, что бросается в глаза при осмотре храма - широкий и массивный основной объём традиционной кубической формы и его сочетание с очень большой, явно непропорциональной всему зданию апсидой (первоначально состояла из двух апсид). Большие массы всегда порождают ощущение тяжести и нарочитой приземлённости архитектурного объекта, которые в случае с Предтеченским Божиим домом вдобавок усиливаются широкой трапезной. С западной стороны примыкают паперть и крыльцо, с севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата. Абсолютным контрастом этому храму кажется высящаяся рядом стройная трезубая " корона " Успенской церкви. К тому же, несмотря на внешнюю массивность конструкции, церковь Иоанна Предтечи сравнительно невелика.

http://sobory.ru/article/?object=05719

Новлянское. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь в Пахрине /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Феодора Стратилата Год постройки:1676. 1816 г. - капитальная перестойка. Год утраты:1937 Адрес: Московская обл., городской округ Домодедово, садоводческое товарищество Пахра-3 Координаты: 55.481672, 37.770876 Проезд:Московская обл., Домодедовский р-н, 1 км к западу от д. Новленское Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Пахрино, исчезнувшее в начале в двадцатого века, находилось на расстоянии около одного километра в восточном направлении от села Ям,  на холме, называемым старожилами «Пахринкой». Первое упоминание о селе Пахрино относится к 1339 году, когда оно было завещано великим князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну Семену Ивановичу (в завещании записано: «Похряне»). Село Пахрино (писалось и Пехрино) в 1614 году: «пустошь, где была Пахрино, на речке Пахре, вотчина Троицы Сергиева монастыря, по данной вдовы Марьи Ивановны дочери, Ивановой жены Палицына». По писцовым книгам 1627-1628 гг. Московского уезда Жданского стана записано: «за окольничим князем Алексеем Михайловичем Львовым, что он купил из Троицы Сергиева монастыря, в вотчине сельцо Пахрино, на речке Пахре, а в нем двор вотчинников, двор коровий, да под сельцом мельница, на реке Пахре, а в ней два жернова, колеса немецкие, а писана за ним, князем Львовым та вотчина по купчей архимандрита Троицы-Сергиева монастыря Дионисия и келаря старца Александра 1623-1624 гг. «У него же, князя Львова находились во владении деревни: Чурилково, Новая Новлянская и Киселиха, на реке Пахре» (Писц. кн. 258) . «В 1646 г. в сельце Пахрине был двор боярский князя Алексея Михайловича Львова с Деловыми людьми» (Переписи, кн. 9807) . В 1680 г. село Пахрино состояло в дворцовом ведомстве, в селе был двор великого государя. В 1676-1677 гг. в селе Пахрино была построена по повелению Царя Федора Алексеевича каменная церковь Троицы Живоначальныя с приделом св. Феодора Стратилата. В дозорных книгах Патр. казенного приказа 1680 г. говорится: «августа в 13 день князь Иван Андреевич Шелешпальский, приехав Пехрянской десятины в государеву дворцовую Домодедовскую волость, в село Пахрино, на речке Пахре, а в том селе по наезду, церковь Нова каменная во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе Федора Стратилата, у церкви, что каких приходских дворов того неведомо, потому что попа в то время дома не было, а переведен тот поп с погоста Архангела Михаила, что на Булавах, а земля у той церкви взята Великого Государя в десятинную пашню и ныне та церковь стоит пуста, а та церковь без дани» (Патр. прин. кн. 141).

http://sobory.ru/article/?object=54608

Сычёвка. Собор Вознесения Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1775 году было закончено строительство и произведено освящение каменного соборного храма Вознесения Господня. При соборе было два придела - Николая Чудотворца и великомученика Феодора Стратилата. Собор был трехъярусный, с огромной пятиярусной колокольней. Первым настоятелем соборной церкви был протоиерей Семеон Успенский. К 1807 году приход соборной Вознесенской церкви составлял 581 двор (с некоторыми окрестными деревнями). В 1930-е годы соборный храм был закрыт, а затем разрушен. Сохранился лишь один из бывших приделов, в настоящее время там спортзал. Источник: сайт Вяземского благочиния Смоленской и Вяземской епархии Кирпичный храм, построенный в 1759-1775 гг. при помощи Нарышкиных на месте деревянной Никольской церкви. Сооружен, вероятно, осташковскими мастерами. Хороший образец провинциального барокко с декором в нарышкинском стиле, воспроизводивший формы Преображенской церкви Осташкова. Основной объем здания типа восьмерик на четверике завершался вторым восьмериком вытянутых пропорций, на котором стояло декоративное пятиглавие, с запада к нему примыкали трапезная и пятиярусная колокольня. Главный престол освящен в 1759 г., антиминс в придел Феодора Стратилата выдан в 1778 г., антиминс в приделы Феодора Тирона и Николая Чудотворца - в 1826 г. Закрыт 10.09.1936 г., занят военведом, в 1943 г. взорван отступающими немцами. Сохранились остатки трапезной (?), относящиеся к кон. XIX - нач. ХХ вв., встроенные в объем спортивного зала городской школы. По описи 1910 г.: каменная, снаружи окрашена масляной белою краской, внутри оштукатурена: настоящая – накидным мрамором, а трапезная – по штукатурке расписана в 1905 году художественными картинами и орнаментом (с полоком 27 штук и орнаментом деревянном крышею), длина церкви, считая и колокольню, 20 саж. 1 арш. 7 верш., наибольшая ширина – 9 саж. 1 арш. 9 верш., высота до верха карниза: в настоящей церкви – 7 саж. 1 арш. 2 верш., в трапезной – 2 саж. 1 арш. 7 верш. На церкви имеется одна большая глава и шесть малых, больших окон – 31 шт., с двойными рамами, высота окна – 3,5 арш., ширина – 2 арш., дверей наружных створчатых: дубовых – 2, обшитых железом – 1, внутренних двустворчатых с зеркальным стеклом – 4 и однопольных – 1, пред папертью столярный вестибюль с белесыми стеклами: высотою – 6 арш., шириною – 4 арш. и длиною – 3 арш. Иконостас – шириной 13 арш., высотой 22 арш. (оценен в 14 300 рублей). Иконостас в приделах – шириной 22 арш. и высотой в 6 арш. (оценен в 6 600 рублей). Церковь отапливается двумя изразцовыми печами, одною кирпичною оштукатуренной, двумя калориферами – с притоком свежего воздуха – и шестью каминами. Ограда деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=15713

Триодная память мученика Феодора Тирона Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь “архи­ерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема” 1 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, “сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом” 2 . Благодаря этому верующий народ был избавлен “невредимо от врага и преступника коварства” 3 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. “Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем” 4 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему. Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает ‘молодой воин’ 5 , то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

http://pravmir.ru/triodnaya-pamyat-muche...

Вятка (Киров). Церковь Донской иконы Божией Матери. Стефановская церковь, Донская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1746 году, после большого пожара, истребившего город почти вконец, в монастырской слободке, по желанию прихожан и по указу вятской духовной Консистории, состоявшемуся 29 июля, начата строением, вместо деревянной, каменная церковь во имя Донской Божией Матери, с приделами Стефана Великопермского и Параскевы, нареченной Пятницы, а наверху над теплою церковью особенная, маленькая во имя Сергия, Радонежского чудотворца, которая построена уже после. Главная освящена в 1763 году преосвященным Варфоломеем. В последствии времени, вместо Пятницкой, придельный престол с левой стороны устроен во имя св. Великомученика Феодора Стратилата. С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 Из уцелевшего перечня дел Вятской консистории известно о том, что в 1746 году было подано прошение и велась переписка о постройке каменного храма. Как сказано в описи, " дело началось по доношению г. Хлынова Стефановской церкви иерея Игнатия с причетники и прихожаны о строении вместо деревянной каменной церкви во имя Св. Стефана Великопермского, с приделом Донской Богородицы " . Указ из консистории с разрешением на постройку был дан 29 июля 1746 года. Руководил строительными работами хлыновский каменщик Алексей Макарович Окулов (старостами храма в этот период были хлыновчане купцы Григорий Никитин и с 1763 года - Сергей Злыгостев). Храм был задуман двухпрестольным, а сооружен - с тремя престолами. В осуществленной планировке храма (холодная и теплая церкви в ряд с востока на запад) конечно же было удобнее устроить не два, а три престола: один в холодной церкви и два в теплой, по бокам от прохода. После пожара 1753 году духовенство и прихожане просили об освящении Стефановского придела, но разрешения не последовало. Интересно, что и второе ходатайство об освящении, поданное в 1760 году, не было удовлетворено. И только когда весь храм был полностью отстроен, 5 октября 1763 году был освящен главный алтарь в честь Донской иконы; через год, осенью 1764 года были освящены и приделы теплой церкви - в честь св. Стефана Пермского (7 ноября) и св. Феодора Стратилата (9 ноября). В 1770-1774 году староста церкви Сергей Иванович Злыгостев соорудил на собственные средства на сводах зимней церкви еще один придел, в честь своего святого - преп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=32526

Полное название церкви - Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Приречная церковь - одно из самых древних и самое примечательное по своей исторической судьбе культовое сооружение края. Точное время ее закладки не установлено, в любом случае, это произошло в первое десятилетие существования крепости Воронеж. В последнее время публикации В.Н. Глазьева и Н.А. Комолова позволили уточнить и «удревнить» время строительства деревянной Успенской церкви. В грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову от 5 августа 1594 года сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра. Он вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь - иконы, колокола, богослужебные книги. Вся утварь была приобретена «на Воронеж» в Успенский монастырь. Как строитель «образы и книги и колокола привезет, - говорилось в царской грамоте воеводе, - и ты б строителю Олександру велел образы и книги и колокола у Успенья Пречистой Богородицы поставить и монастырь ему велел строить». Оба исследователя делают вывод о том, что монастырь в этот момент построен не был, но Успенская церковь, по всей видимости, существовала в этот момент как приходская. Успенский мужской монастырь возник «около 1600 года поставлением царя Бориса» (Годунова), его основателем является игумен Кирилл. Можно предположить, что в его состав включили приречную церковь. Все монастырские здания в тот момент были деревянными. Полая вода периодически затопляла пойму, из-за этого кельи и храм загнивали. Особенно сильный разлив случился в 1616 году. В Успенской церкви в этом году упоминался придел Феодора Стратилата. По Переписной книге 1678 года Успенский монастырь находился на прежнем месте, главный храм имел посвящение Вознесению Господню «да в пределех Успения Пресвятые Богородицы, да Бориса и Глеба». В конце XVII века игумен монастыря Тит решил воздвигнуть каменный, в два света, пятиглавый храм вместо старого деревянного. Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца позапрошлого века архимандрит Димитрий (Самбикин) высказал предположение о том, что в эти годы положение Успенского храма «возвысилось до степени главного соборного в Воронеже», поскольку церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе.

http://sobory.ru/article/?object=00818

Солнечный. Церковь Спаса Преображения. Храм Преображения Господня в Леонтьево Карта и ближайшие объекты Построена в 1877 г., распространена в 1887 г. Престолов пять: холодные: Преображения Господня, Великомученика Феодора Стратилата, Преподобного Варлаама Хутынского, теплые: Великомученика Пантелеймона и Мученицы Ирины. Приписная часовня: Казанская в д. Липовец, Вышневолоцкий район. Источник: сайт Тверской епархии Крупная сельская приходская церковь, выстроенная в формах, характерных для периода эклектики, с преобладанием черт русского стиля. Сооружена в 1877 - 1887 гг. и имела пять престолов (помимо главного все они были освящены во имя Фёдора Стратилата, Варлаама Хутынского, Пантелеймона и Ирины). Кирпичные оштукатуренные стены поставлены на гранитный цоколь. Церковь расположена на высоком берегу озера Мстино, к которому обращена восточным фасадом. 3ападным фасадом здание выходит к сельской улице, по которой проходит дорога. Продольно-осевая, симметричная, объёмная композиция складывается из четверика храма с тремя полукруглыми апсидами, более узкой и низкой прямоугольной трапезной и колокольни, от которой остался только нижний ярус. Не сохранилось также завершение храма. Фасады всех частей церкви обладают одинаковым декором, лишь храм в своей средней части выделяется щипцовым фронтоном на фоне массивного аттика, завершающего четверик. Стены расчленены широкими лопатками. Арочные окна, которые на фасадах храма сгруппированы по два, обрамлены килевидными полуналичниками. Под многообломным венчающим карнизом проходит пояс городков. Храм отличается просторным и светлым интерьером. Его помещение делится четырьмя крещатыми столбами и опирающимися на них подпружными арками. Центральное пространство перекрыто куполом на парусах, остальные компартименты - коробовыми и крестовыми сводами. Апсиды, открывающиеся в храм на всю свою ширину, перекрыты конхами. Трапезная, благодаря продольным подпружным аркам, обладает " трёхнефной " структурой. Её помещение перекрывают коробовые своды с распалубками.

http://sobory.ru/article/?object=10569

Закрыть itemscope itemtype="" > " Я христианин, и думаю, что менять присягу грешно... " 22.06.2009 445 Время на чтение 13 минут Святой великомученик Феодор Стратилат 21 июня (8 июня ст. ст.) Православная церковь отмечает день великомученика Феодора Стратилата пострадавшего за Христа в царствование императора Лициния. В этот день уместно вспомнить и другого воина - Федора Келлера, небесным покровителем которого был Феодор Стратилат. Предлагаем вниманию читателей небольшой отрывок из книги «Граф Келлер» серии «Белые воины». 11 февраля 1917 года, накануне Февральского переворота, 3-го кавалерийский корпус, отведенный, наконец, с фронта на отдых, находился в районе города Оргеева Бессарабской губернии. Части корпуса после многомесячных беспрерывных боев приводили себя в порядок; шла напряженная каждодневная работа по подготовке вновь прибывшего пополнения. Военная цензура докладывала, что невзирая на все выпавшие на долю " келлеровцев " невзгоды " дух армии - превосходный " . В то же время многие чины жаловались на поведение румынских войск, из-за которого с ними неоднократно происходили вооруженные столкновения. Разлагающе на некоторых подействовало и легкодоступное в этих краях вино. Несмотря на наказания, его употребление воинскими чинами по-прежнему продолжалось, хотя в 3-м кавалерийском корпусе это явление носило лишь эпизодический характер. Военные цензоры подсчитали, что из 5149 писем " бодрыми " были 4640, или 90%1. Армия по-прежнему была готова выполнять приказы командования. События, разыгравшиеся в Петрограде в конце февраля 1917 года и приведшие к отречению Николая II от Престола, разразились для армии неожиданно. " Войска были ошеломлены быстротой совершившегося переворота " 2. Известно лишь два случая, когда высшие офицеры Русской армии высказались против отречения Государя: соответствующие телеграммы в Царское Село были отправлены командиром 3-го кавалерийского корпуса генералом Ф. А. Келлером и командиром Отдельного Гвардейского кавалерийского корпуса генералом от кавалерии ханом Г. Нахичеванским. Обе телеграммы были перехвачены и не дошли до своего адресата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010