Параскевинская церковь имела престол довольно редкого посвящения - в честь преп. Феодора Трихины. В XVII в. в Галиче была церковь с таким же престолом. Где она географически находилась, не ясно. Было ли это посвящение престола сделано в память о преждебывшей церкви XVII-XVIII веков тоже неизвестно. Однако опишем ее на этой странице ниже. Правда, в первоисточнике под одним номером речь идет о двух разных святых Феодоре Стратилате и Феодоре Трихине. В 1628 г. упоминается церковь " Феодора Стратилата " . В январе 1715 г. " г. Галича посаду церкви пр. Феодора Трихины поп Афонасий Логинов с прихожаны подали в патр. каз. приказ челобитную: " в прошлом 1710 году марта в 19 день велено нам в Галиче на посаде вместо обветшалыя и разваленныя церкви Феодора Трихины построить вновь деревянную на том же Федоровском месте церковь Благовещения Пр. Богородицы, а посторон тоя церкви придел во имя Феодора Трихины и ныне у нас та церковь против указу построена и к освящению уготовлена совсем и просим тое новопостроенную церковь освятить Паисина монастыря архим. Филарету Наумову и о том дать ему указ, а для антиминса послали мы к Москве священника а не простолюдина " . И против сей челобитной выписано: " в патр. казен. приказе в приходных книгах прошлых годов в Галичской десятине написано: церковь св. муч. Феодора Стратилата... " . В апреле 1715 г. " запечатан указ по челобитью г. Галича церкви пр. Феодора Трихины что на посаде, попа Афонасия Логинова с прихожаны, велено новопостроенную церковь пр. Федора Трихины, которая построена вместо прежней церкви, освятить Паисиина монастыря архим. Филарету и антиминс выдать " . http://old-churches.ru/ga_008.htm Церковь Параскевы Пятницы в Рыбной слободе 1812 г. (не сохранилась) имела пятиглавие на верхнем восьмерике — композиция, которая часто встречается в сельских храмах региона. Эти тенденции были развиты в культовой архитектуре Галича 2-й трети XIX в., о чем свидетельствуют одноглавая церковь Живоносного Источника 1833 г. (не сохранилась) и пятиглавый Троицкий собор Николаевского Староторжского монастыря, характерные для архитектуры позднего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=34789

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная соборная церковь, построенная в 1681 г. игуменом Лаврентием. Храм состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием, завершённого пятиглавием. Алтарь крупный полукруглый (первоначально состоял из двух апсид), с западной стороны примыкают паперть и крыльцо. С севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата и преп. Аркадия. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Церковь отреставрирована в 1970-х гг. В 1997 г. возвращена монастырю. Соборная церковь каменная, прочная, летняя, однопрестольная - во имя усекновения главы св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Рядом с жемчужиной Угличской архитектуры вознесла свои зелёные лемеховые главки не менее интересная церковь. Это стоящий по соседству с Дивной Успенской церковью храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный вместе с ассиметричным приделом Феодора Стратилата в 1681 году. Он является самым первым бесстолпным храмом Углича. Церковь увенчана пятиглавием, причём каждая из глав довольно крупная, хотя и покоится на относительно тонком барабане. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Первое, что бросается в глаза при осмотре храма - широкий и массивный основной объём традиционной кубической формы и его сочетание с очень большой, явно непропорциональной всему зданию апсидой (первоначально состояла из двух апсид). Большие массы всегда порождают ощущение тяжести и нарочитой приземлённости архитектурного объекта, которые в случае с Предтеченским Божиим домом вдобавок усиливаются широкой трапезной. С западной стороны примыкают паперть и крыльцо, с севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата. Абсолютным контрастом этому храму кажется высящаяся рядом стройная трезубая " корона " Успенской церкви. К тому же, несмотря на внешнюю массивность конструкции, церковь Иоанна Предтечи сравнительно невелика.

http://sobory.ru/article/?object=05719

Антилохово. Церковь Феодора Стратилата. Церковь. Действует.   Престолы: Феодора Стратилата Год постройки:1804. Адрес: Ивановская обл, Савинский р-н, с Антилохово Координаты: 56.509669, 41.137273 Проезд:Савино-Антилохово (автобус) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Федора Стратилата - небольшой зимний храм архаичного облика со своеобразным решением интерьера. К вытянутому по оси восток-запад низкому односветному четверику с двускатной кровлей и главкой на глухом высоком барабане примыкают более узкая и чуть пониженная пятигранная апсида с маленькой главкой на пятигранной кровле и короткая прямоугольная трапезная с двускатной кровлей, равная по ширине четверику, а по высоте - апсиде. С запада к трапезной во 2-й пол. 19 в. пристроен пятигранный притвор во всю ширину фасада. Углы объемов обработаны лопатками. Боковые фасады четверика прорезаны двумя окнами с лучковыми перемычками, между которыми в верхней части стен устроены квадратные ниши-киоты. В трапезной и апсиде северные стены глухие, в южных - по одному проему. Окна в диагональных гранях апсиды и притвора ложные. Ленточные наличники с едва намеченными ушами завершены треугольными фронтонами над поясом крупных дентикул и дополнены подоконными уступчатыми филенками. Стены всех объемов по верху обходит пояс своеобразных балясин (вертикальный кирпич между торцами двух горизонтальных), на четверике он дополнен рядами зубчиков. Внутреннее пространство здания не соответствует фасадным членениям. Роль трапезной выполнял притвор, о чем свидетельствуют остатки рамы иконостаса, трапезная же образует единое пространство с центральным объемом. Все помещения перекрыты коробовыми сводами продольной ориентации с лотками в восточной части алтаря и в западной части трапезной и притвора. Пол выложен белокаменными плитами, в оконных проемах уцелели первоначальные кованые решетки. В алтаре и на своде четверика сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., а в основном объеме - каркас иконостаса 19 в. с фрагментами резьбы. Березин, Добронравов, 1898, с. 188-190; Токмаков, 1903, с. 33. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 207-211 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10959

Будучи по началу филиальным отделением возобновленной после пожара церкви св. Феодора, последний долгое время был по существу своего рода выставочною церковью, не имел первостепенного церковно-богослужебного значения в городе. Даже во второй половине XVI в. и в самом начале XVII-ro царские жалованные и разного рода святительские грамоты по-прежнему пишутся и посылаются в Кострому на имя протопопа «Соборныя церкви Феодора Стратилата». Слов нет, с конца XVI века изредка он уже называется в них и Пречистенским или Богородицким, но нужно было помимо благоговения жителей пред иконой Царицы Небесной, какое-либо стороннее и сильное воздействие, чтобы поставить Успенский собор рядом с Феодоровским и даже выше его. И такая могущественная поддержка была несомненно оказана ему Москвой, точнее царем Михаилом Феодоровичем, который «милости ради пречистые Богородицы, чудотворной иконы Феодоровския», явленной его дому, начал оказывать ему явное предпочтение и в своих грамотах на Кострому писал уже протопопу «соборные церкви пречистые Богородицы и Феодора Стратилата». Царь Алексей Михайлович, отправляясь, разумеется, от московских порядков, именовал Костромской Успенский собор «большим» собором. Он имел, конечно, при этом в виду и его высокое, постепенно-выросшее религиозно-общественное значение и его главенствующую в то время роль в ряду других соборов города. Не нужно забывать, что костромские церкви с довольно многочисленным духовенством при них, как и церкви всех остальных более или менее больших древнерусских городов, в богослужебно-административном отношении делились на так называемые теперь в Москве сороки, имевшие каждый свой соборный храм. Документально мне известны в Костроме соборы: Троицкий, Вознесенский, а над ними сначала Феодоровский, а потом заступивший —371— его Успенский. Древняя соборная церковь св. Феодора Стратилата на Мшанской улице за Сулой, от времени обветшавшая и исподволь утратившая своё былое значение, не покинутая только своим духовенством, которое еще продолжало жить подле неё и отсюда ходить служить в Кремль, в 30-х годах XVII стол.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее записано: «часть мощей св. великомученика Феодора Стратилата пренесена из Софийского собора в 1800 году, при митрополите Гаврииле новгородском, – архимандритом Карпинским; в том же году покуплены сосуды серебреные и евангелие у Гавриила митрополита из Софийского собора. Колокольня построена в 1804 году при митрополите Амвросии, и церковь Знамения Богородицы поправлена и освящена в же году». До 1804 года колокольня была деревянная на двух столбах. К нынешней колокольне в 1836 году пристроены сторожка и кладовая каменные, из коих первая, по случаю устроения новой лестницы в верхнюю церковь , в 1850 году обращена в паперть для нижней церкви, а кладовая в сторожку. До 1827 года главы обиты были деревянною чешуею, а с 1827 года листовым железом. Кровля на церкви до 1837 года была покрыта тесом, а с 1837 года листовым также железом. К Феодоровской церкви была приписана каменная церковь Иоанна Предтечи, принадлежавшая к бывшему Росткину женскому монастырю и находившаяся до 1848 года в Предтеченской улице между Легощею и Забавскою 499 . От ней, кроме утвари, досталось Феодоровской церкви земли 132 десятины 2082 сажени. Церковь Феодора Стратилата двуэтажная, построена в виде квадрата с тремя на восток полукружиями. В верхнем этаже помещается настоящая церковь Феодора Стратилата с приделом Феодора Тирона, устроенным в ее диаконике, а в нижнем этаже придел в честь Знамения пресв. Богородицы. Длиною церковь со вне без паперти и полукружий 6 саж. 2 арш. 2 вершка, а шириною в 7 саж. без ½ арш. Длина паперти, над которою устроена колокольня, в 2 саж. 2½ аршина. С восточной стороны на трех полукружиях по два окна, из коих одно вверху, а другое внизу. Кроме того в диаконике с южной стороны в придельном предалтарии еще одно окно. Украшения полукружий состоят из сухариков под карнизами, а у диаконика вкладен каменный крест с обычными изображениями слов. На южной сторон четыре выступа с тремя полукруглыми впадинами, три окна вверху, – четыре внизу и два так-же внизу под колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

одержана при озере близ г. Костромы (получившем отсюда название «Святое озеро») над татарами или, точнее бесерменами, подступившими с большими полчищами от г. Ярославля к г. Костроме за данью, «великий князь повеле устроити церковь соборную каменную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения; в той бо день принесена бысть икона Богородицына в Кострому св. великомучеником Федором Стратилатом», – так говорится в находящейся в прологе повести о чудесном явлении Феодоровской иконы Богоматери. Внешним побуждением к построению этого каменного храма было то, что первоначальная соборная деревянная церковь во имя св. Феодора Стратилата, 20 в которой князь Василий со всем воинством принес со слезами благодарение Господу Богу за дарованную победу над татарами, вскоре после того была истреблена пожаром, между тем икона «невредимою пребысть от огня». Тогда князь Василий «повеле устроити малу древяну церковь без замедления на время некое» для того, чтобы в ней поставить чудотворный образ впредь до построения каменного Успенского собора. Как можно полагать на основании показания Воскресенской летописи под 1304 г., церковь эта сгорела от молнии, ударившей 23 июля в главу её. Уже во второй раз сгоревшая Феодоровская церковь, как говорится в повести о явлении Феодоровской иконы Божией Матери, была вскоре же возобновлена, ибо в 1320 г., по летописным известиям, в ней был венчан князь Константин Михаилович Тверской с дочерью в. князя Юрия, Софией. Нельзя не заметить, что одновременно с повелением воздвигнуть соборный Успенский храм «Феодора Стратилата церковь повеле князь (Василий) устроити в приделе соборныя церкви». Придел во имя св. вм. Феодора, упоминаемый в Писцовых книгах г. Костромы 1628–1630 гг., находился, по преданию, в левом предолтарии Успенского собора, быть может, там, где ныне находится жертвенник. Но затем, как видно из грамоты Павла митрополита Сарского от 1666 г., по указу великого государя Алексея Михаиловича велено на Костроме к соборной церкви Пречистыя Богородицы приделать каменный придел во имя Феодора Стратилата...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Алушта. Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в первой половине XIXb. по проекту одесского архитектора Г.Торичелли. Храм строился как православный, но был выполнен в стиле английской сельской церкви. Трапезная и колокольня имеют готические стрельчатые окна. Первоначально колокольня завершалась высоким шпилем. Необычную для православных церквей архитектуру объясняют тем, что церковь строилась по заказу генерал-губернатора графа М.С.Воронцова, известного пристрастием к английскому стилю. В советское время здание было сильно перестроено, в нем разместился клуб. После 1991г. оно было возвращено православной церкви и восстанавливалось. При этом были мало учтены первоначальные архитектурные особенности сооружения, фактически церковь была в очередной раз искажена. Над основным объемом и колокольней были возведены главы, чуждые первоначальному обликуздания. В первоначальном виде была воссоздана только часовня у северо-западного угла участка, видимо, более поздняя, чем сама церковь. Алуштинская церковь Феодора Стритилата, заложенная и освящённая в 1842 году, сооружалась на государственные средства при активном содействии Новороссийского и Таврического генерал-губернатора графа Михаила Семёновича Воронцова (1782-1856). Для разработки проекта М. С. Воронцов пригласил знаменитого архитектора Г. И. Торичелли, построившего немало крсаивейших зданий в Крыму и Одессе. В своём новом произведении зодчий использовал приёмы, характерные для архитектуры готических костёлов: колокольню храма он завершил пирамидальным шатром, оконным и дверным проёмам придал стрельчатые очертания, в интерьере применил открытые деревянные конструкции, устроил деревянный подшивной потолок, использовал цветные витражи. В 1902 году около церкви, на месте, где, по преданию, были захоронены мощи святых мучеников Инны, Пинны и Риммы, возвели каменную часовню. В советское время в церкви разместили Клуб строителей, предварительно переоборудовав её. Была снесена колокольня, вместо которой соорудили стеклянный павильон для танцев, разрушены церковная ограда и часовня, изменена форма дверей и окон храма, закрашены его росписи, уничтожена вся церковная утварь. В конце 1980-х годов в результате настойчивых требований верующих здание храма было передано приходской православной общине. 4 ноября 1989 года оно было освящено в честь всех Крымских святых и Фёдора Стратилата. А что значат слова " все Крымские святые " ? Под ними подразумеваются и апостол Андрей Первозванный, пришедший в Крым в I веке, и наш современник святитель Лука, и бессребреники, чудотворцы Косма и Дамиан, и почитаемая всеми крымчанами Феодосия Сурожская, а также многие другие известные и неизвестные святые, возносящие о нас с вами молитвы к Богу!

http://sobory.ru/article/?object=01378

Демерджи, урочище. Церковь Феодора Стратилата. Церковь. Не действует.   Престолы: Феодора Стратилата Год постройки:1459. Адрес: Республика Крым, Алуштинский район, урочище Демерджи, территория укрепления Фуна Координаты: 44.75153, 34.38896 Проезд: С трассы Алушта-Симферополь свернуть на Лаванду/Лучистое. Через 1,5 км свернуть налево в горы к дачам. После окончания дачного посёлка на перекрёстке свернуть на север и двигаться по самой правой дороге. Примерно через 1 км свернуть направо на дорогу, спускающуюся к броду через р. Демерджи. Двигатьс ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С трассы Алушта-Симферополь свернуть на Лаванду/Лучистое. Через 1,5 км свернуть налево в горы к дачам. После окончания дачного посёлка на перекрёстке свернуть на север и двигаться по самой правой дороге. Примерно через 1 км свернуть направо на дорогу, спускающуюся к броду через р. Демерджи. Двигаться по этой дороге на юго-восток около 500 м. до источника " Демерджи " , возле которого свернуть ещё раз направо (на юго-запад) и двигаться ещё 300 м до крепости Фуна. Крепость видна от источника. Церковь внутри крепости. Крепость является музеем и вход на её территорию платный. Дорога пригодна для проезда НЕджипов только до дач, после необходима машина с высоким дорожным просветом, поскольку дорога идёт прямо по скалам. Второй вариант маршрута: от пос. Лучистое подняться на север к Долине Привидений и двигаться от неё на северо-запад по дороге до ист. " Демерджи " около 1 км. Далее - см. указания выше. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью У основания южной части горы Демирджи на пологом склоне сохранились остатки крепости Фуна. На греческом Фуна означает «дымящаяся». Это наиболее сохранившаяся горная крепость Крыма эпохи средневековья, в которой можно побывать, отдыхая в Крыму. В XIII-XIV веках в этих местах было княжество Феодоро. В древности у склонов горы пролегала торговая дорога, связывающая нынешние Алушту и Гурзуф с поселениями равнин полуострова. Когда Генуя захватила часть крымского побережья, князья небольшого государства Феодоро решили построить свои укрепления, чтобы сдерживать противника. Маленькая крепость Фуна играла большую роль в обороне государства и торговых путей, и защите их от генуэзцев. Первоначально укрепление состояло из нескольких башен, соединенных крепостными стенами, окружавшими и защищавшими лагерь воинов. Все это строилось из дикого камня. В 1423 году крепость сильно пострадала в результате землетрясения и феодориты практически отстраивали сооружение заново.

http://sobory.ru/article/?object=21726

После чудесной (вследствие присутствия этого образа среди костромского войска) победы, вероятно в 1272–1274 годах, над татарами близ города Костромы при так называемом Святом озере или, точнее, над бесерменами , подступившими с большими полчищами от города Ярославля к городу Костроме за данью, «великий князь повеле устроити церковь соборную каменную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения: в той бо день принесена бысть икона Богородицына в Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом», – так говорится в находящейся в Прологе повести о чудесном явлении Феодоровской иконы Богоматери. Внешним побуждением к построению Успенского храма 5 каменного было то, что первоначальная соборная деревянная церковь во имя святого Феодора Стратилата 6 , в которой князь Василий со всем войском принес со слезами благодарение Господу Богу за дарованную победу над татарами, вскоре после того была истреблена пожаром, однако икона Богоматери «невредимою пребысть от огня». Одновременно с повелением воздвигнуть соборный Успенский храм «Феодора Стратилата церковь повеле князь (Василий) устроити в приделе соборныя церкви». Придел этот, упоминаемый в писцовых книгах, находился по преданию в левом предалтарии Успенского собора, быть может там, где ныне жертвенник. Но затем, как видно из грамоты Павла, митрополита Сарского, от 1666 года, по указу царя Алексея Михайловича «велено на Костроме к соборной церкви Пречистыя Богородицы пристроить каменный придел во имя Феодора Стратилата… посторонь той церкви особою статьею, чтобы придельныя двери были в паперть и вход в придел был из паперти… а глава на той церкви была бы не шатровая, и алтарь делать круглый» 7 . Со времени построения Успенского собора последующая история его недостаточно известна до начала XVII века, затем и далее – с половины XVII до второй половины XVIII века, так как документы собора уничтожены огнем в пожары 1654, 1679 и 1773 годов. Неоднократные пожары, особенно 18 мая 1773 года, когда с истреблением внутренних деревянных поделок и многих драгоценностей остались обгоревшие и поврежденные каменные стены собора, и последовавшая затем переделка совершенно изменили первоначальный вид Успенского храма как извне, так и изнутри; даже кладка стен его, как удостоверено на бывшем 27 июня 1909 года заседании IV областного историко-археологического съезда в Костроме 8 , носит на себе следы XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

св. вмч. Феодора Стратилата, Жиндрень-Улаки с цер. Успения Пр. Богородицы, Чермалык с цер. прор. Илии, Карань с цер. св. Константина и Елены, Стиля с цер. вмч. Кириака, Игнатьевка с цер. Ап. Петра и Павла, Бешев с цер. Косьмы и Домиана, Ласпи с цер. св. Георгия, Каракоба с цер. вмч. Димитрия, Сартана с цер. вмч. Георгия, Чердаклы с цер. св. Константина и Елены, Малая Енисала с цер. вмч. Феодора Стратилата, Мангуш с цер. вмч. Феодора Стратилата, Урзуф или Кизиль-Таш, Ялта с цер. Рождества Христова и Старый (Ески) Крым с цер. св. прор. Илии. Впоследствии из них выделились еще три селения: Новый Керменчик с цер. Архистратига Михаила, Новая Каракоба с цер. Свят. Николая и Бугасу или Волноваха с цер. Рождества Богородицы. Греческие селения по рр. Волчьей и Яссам заняли территорию в 730 055 дес., вместо предполагаемых 1 237 471 десятины. 760 Центром греческих поселений тогда же явился город Мариуполь. Он основан по последнему проекту на берегу Азовского моря при впадении в него речки Калмиуса, по правую сторону его устья. При самом основании Мариуполя в нем построен соборный храм во имя священномученика Харлампия, затем возникли храмы во имя Марии Магдалины, Рождества Богородицы и Успенская церковь , именуемая также Мариинской. Высочайшим указом на имя Св. Синода 14 марта 1779 г. Игнатию митр. готфийскому и кафийскому, вышедшему из Крыма в вечное подданство России и поселившемуся с знатным числом обоего пола своей паствы в Азовской губернии, велено «быть архиереем тех поселенцев и состоять по смерть беспосредственно под Синодом». Все духовенство, вышедшее с ним из Крыма и занявшее места в греческих поселениях, всецело подчинялось митр. Игнатию. М. Игнатий, на правах самостоятельного архиерея, ставил священников на свободные места по своему усмотрению. Ему отводилась степень под архиепископом Славянским и Херсонским. На содержание Готфийской и Кафийской кафедры назначалось три тысячи рублей. Таким образом, греческие колонисты, во главе с митрополитом Игнатием, составили небольшую самостоятельную и вполне организованную митрополию с греческой паствой и греческими пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010