Церковь в честь Воскресения Христова (храм-усыпальница) в Никольском-Черенчицах Тверской обл. 1789–1804 гг. Церковь в честь Воскресения Христова (храм-усыпальница) в Никольском-Черенчицах Тверской обл. 1789–1804 гг. Наряду с Кваренги Л. стал одним из самых ярких последователей Палладио в России. Он изучал письменное наследие архитектора, строителя церквей и загородных вилл-дворцов, и осуществил перевод 4 книг его трактата об архитектуре, который восходил к античному трактату Витрувия. В книгах Палладио приводились описания многих античных построек эпохи раннего христианства, формы которых итал. зодчий повторял в возведенных им самим зданиях. К числу собственных лит. трудов Л. принадлежит рукописный альбом «Опыт о русских древностях в Москве» (ГИМ ОПИ. Ф. 402. Ед. хр. 109), многие рисунки к к-рому с видами древних сооружений Москвы и ее окрестностей сделаны архит. Кваренги. В наследие Л. входят также «Гатчинский альбом» (Гатчинский музей-заповедник), альбом А. Н. Львова (сына архитектора) 1814 г. из частного собрания в С.-Петербурге. Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1781–1798 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1781–1798 гг. Фотография. Нач. ХХ в. В Италии Л. посетил Ливорно, Пизу, Флоренцию, Венецию, Болонью, проявив интерес к купольным постройкам, руинированным сооружениям (в т. ч. садово-парковым). Знакомство с христ. памятниками античного периода и восходящими к ним храмами, освоение архитектурного наследия Палладио позволили Л., как и др. архитекторам эпохи Просвещения, совпавшей в России с «золотым веком» классицизма, использовать арсенал античной архитектуры в церковном строительстве. Следуя принципам палладианства, Л. обращался к типам и формам античных построек как к образцам идеальных храмовых сооружений, органично вписанных в ландшафт. Образы городских и монастырских соборов, спроектированных Л., восходят к античным и раннехрист. храмам Рима, К-поля, Афин и Иерусалима. Усадебные церкви с семейными мавзолеями ориентированы на иконографию мартириев раннехрист. мучеников, а также комплексов имп. мемориальных усыпальниц.

http://pravenc.ru/text/2110955.html

352 Праздник Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует 8/21 сентября. В монастыре преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке, указывают пещеру, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства “от соотечественников”, и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким. Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте. Возле Гефсиманских ворот видны развалины церкви Богоотец Иоакима и Анны, бывшей на месте их дома; в этом доме, по преданию, родилась преблагословенная их дщерь. Рядом с этим местом находилась знаменитая Овчая купель. Апостол от Семидесяти Евод, епископ Антиохийский, после святого апостола Петра; автор нескольких сочинений, в одном из которых пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила Спасителя в возрасте пятнадцати лет. Таким образом получается, что Пресвятая Богородица родилась в 20 году до Р.Х., так как Спаситель родился в 5 году до Р.Х.. 354 Имя Иосиф означает “прибавление”, “присовокупление”. Иосиф был обручником Пресвятой Девы Марии. Он был сыном Иакова из рода Давидова. Гробница Иосифа Обручника находится в Гефсиманском храме Успения Божией Матери. Память Иосифа Обручника Святая Церковь совершает 26 декабря (8 января). 355 Очевидно, что Захария, в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал. Сын его превзойдет всех своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Святого Духа. 356 Имя Гавриил означает “сила Божия”. Он есть один из 7 главных ангелов, возносящий молитвы людей к Богу. Именно он был послан Богом объяснить пророку Даниилу видение овна и козла, а так же тайну семидесяти седмин ( Дан. 8, 16; 9, 21 ). Позже архангел Гавриил был послан Богом возвестить Захарии рождение Иоанна, а Пресвятой Деве Марии рождение от нее Спасителя мира. В Коране магометан архангелу Гавриилу воздается особенная честь и хвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Паримии, чтения Евангелия и Апостола в день св. Варнавы те же, какие назначены в честь св. ап. Варфоломея, которого Церковь воспоминает в один день со св. Варнавою. День Собора св. семидесяти апостолов 4 (17) января День Собора в честь 70 апостолов установлен, без сомнения, с тем же благочестивым намерением, с каким и день в честь Собора 12, т. е. ради равночестия каждого из 70 апостолов и для предохранения верующих от разногласия в почитании их. Всех их вместе и равночестно прославляет Сам Господь, говоря: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех, и всех их назвал блаженными ( Лк.10:20:23 ). Апостолы из лика 70 прославляются Прав. Церковью в следующем порядке: 1) Иаков, брат Господень (23 октября (5 ноября)) 1110 . 2) Марк евангелист (25 апреля (8 мая)) 1111 . 3) Лука евангелист (18 (31) октября) 1112 . 4) Клеопа, младший брат Иосифа Обручника, с которым он путешествовал в Эммаус и увидел Господа по воскресении Его из мертвых ( Лк.24:19:35 ). За проповедь Евангелия он убит был иудеями в том самом доме, где познал воскресшего Иисуса в преломлении хлеба. 5) Симеон, сын Клеопы, – сродник Господень, после Иакова был вторым епископом в Иерусалиме и там за проповедание распятого Иисуса Христа сам распят был на кресте (27 апреля (10 мая)). 6) Варнава (11 (24) июня) 1113 . 7) Иосиф, или Иосий, называемый также в Книге Деяний Иустом или Варсавою ( Деян.1:23 ; Кол.4:11 ), поставлен был апостолами вместе с Матфием при избрании в число двенадцати апостолов на место Иуды. Некоторые считают Иосия сыном Иосифа Обручника. Он был епископом в иудейском городе Елевферополе и там страдальчески кончил жизнь (30 октября (12 ноября)). 8) Фаддей из ученика св. Иоанна Предтечи сделался учеииком Иисуса Христа; крестил и исцелил от проказы Эдесского князя Авгаря и после многих трудов апостольского служения скоичался в Берите (Бейруте) (21 августа (3 сентября)) 1114 . 9) Анания по повелению Божию крестил Савла (Павла) в Дамаске ( Деян.9:10–17 ); в этом же городе был епископом и жизнь свою окончил в Елевферополе, городе Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Снаружи над пещерой никакой постройки нет, видны только одни ворота над входом. В пещеру ведет лестница, выбитая в природной скале, имеющая около 8 ступеней, порядочного размера, – в ширину не менее четырех аршин. На половине лестницы по обе стороны, один против другого, находятся два гроба: на правой стороне гроб св. богоотцев Иоакима и Анны, а на левой – праведного Иосифа Обручника. Гробы их от лестницы не отделены и не имеют подобия пещер, как все вообще гробы в Палестине, и это может приводить на мысль, что проход по лестнице ко гробу Божьей Матери был прежде не так широк, и его разделали в ширину впоследствии, чтобы сделать сход поудобнее, и при разделении стены гробов св. богоотцев и Иосифа Обручника, обращенные к лестнице, уничтожены. Сойдя вниз, по правую сторону лестницы находится площадка около четырех сажен в ширину, и за той площадкой в природном камне пещера гроба Божьей Матери. Эта небольшая подземная храмина не более, если не менее по пространству гроба Господня, вышиной же несколько выше человеческого роста. Против входа в пещеру, у передней стены находится ложе, вышиной почти в пояс; здесь и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы. На этом ложе православные служат вместо престола. Все оно обложено мрамором, только книзу оставлена часть природной скалы. Из пещеры гроба Божьей Матери есть другой выход в правую сторону, к жертвеннику. Надобно полагать, что первоначально его не было, а устроено после для служения. Так я думаю на том основании, что древних гробов с двумя входами в Палестине мне видеть не случилось. Итак, все это место есть пространная подземная церковь , для которой пещера гроба Божьей Матери служит алтарем, а самый гроб Богоматери – вместо престола. При служении нашем на гробе Пречистой Богородицы, я имел в сослужении одного греческого иеромонаха. Евангелие одно было читано по-гречески, а другое, Богородицы, – по-славянски, также и Апостол. Ектеньи все сказывал мой спутник иеродиакон Иоанн. За певца был наш проводник, – все пел по-славянски.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Иосифовский женский монастырь (с. Марьевка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иосифский женский монастырь - православный женский монастырь Днепродзержинской епархии УПЦ. В монастыре хранится икона святого праведного Иосифа Обручника – чудом уцелевший образ, находившийся в обители с XIX в. Содержание История [ править править код ] «Монастырь основан в 1873 г. Сперва была устроена женская община, главной благотворительницей и основательницей которой была жена тайного советника г-жа Полнер. Для устройства и обеспечения новой обители г-жа Полнер пожертвовала 500 десятин земли с постройками. В течение 12 лет община настолько обстроилась и увеличилась как в материальном отношении, так и количеством сестер, что в 1885 г. была переименована в монастырь» – читаем в книге «Православные русские обители» (1910). Новейшее описание (Днепропетровская епархия, 2008) гласит: «Село Марьевка основано недалеко от речки Кильчень в XVIII веке… В начале XIX века эти земли стали собственностью отставного полковника Стефана Свинцицкого, приехавшего сюда из Петербурга. Вскоре полковник умер, оставив в наследство около 1200 десятин земли и усадьбу, находившуюся на окраине Марьевки, своей жене Марии… Молодая вдова отличалась особым благочестием и любовью к Господу и решила после смерти мужа провести свою жизнь в молитве… В 1873 году Мария Свинцицкая получила благословение Священного Синода на открытие в селе Марьевка женской общины со школой при ней и на закрепление за общиной усадьбы и земель, принадлежащих Свинцицким. Мария была назначена учредительницей Свято-Иосифовской общины, в том же году пострижена в монашество с именем Мелания. Вначале богослужения совершались в деревянном храме в честь святого праведного Иосифа Обручника, построенном в 1870 году… Позднее храм был обложен кирпичом, к нему пристроили келии… В 1885 году в обители была построена еще одна деревянная церковь в честь Покрова Божией Матери. В том же году Свято-Иосифовская община была обращена в общежительный монастырь… В 1886 году монахиня Мелания была назначена настоятельницей… В 1906 году монахиня Мелания была возведена в сан игумении». «Справочная книга Екатеринославской епархии» 1908 г. сообщает: «Настоятельница, игумения Мелания, в мире Мария Свинцицкая, 80 лет… В 1873 году пострижена в рясофор, а в 1905 году возведена в сан игумении».

http://azbyka.ru/palomnik/Иосифовский_же...

Жизнеописание Будучи мытарем, Матфей был презираем своими земляками. В те времена даже разговаривать с мытарями, прислужниками римлян и казнокрадами, для правоверного еврея считалось грехом. Но Господь пришёл спасать не праведников, а грешников, Он увидел в мытаре Своего апостола и позвал его следовать за Собой. После Пятидесятницы апостол Матфей сперва проповедовал в Палестине, потом направился в Сирию. Перед этим он, по просьбе палестинских христиан, написал Евангелие, где описал жизнь и учение Господа. Потом апостол отправился в Персию и в Эфиопию. Здесь апостол усердно проповедовал среди язычников, совершая много исцелений и чудес, но правитель страны, Фулвиан, обвинил его в колдовстве и приказал сжечь. Тело святого не пострадало от огня, зато огонь опалил идолов и правителя. Тем не менее святой отошёл ко Господу. А раскаявшийся Фулвиан принял крещение с именем Матфей и впоследствии возглавил Эфиопскую Церковь. Иаков Алфеев Иаков Малый Происхождение, известные родственники Мытарь, сын Алфея (Клеопы) и Марии Клеоповой, брат апостола и евангелиста Матфея. Жизнеописание Апостол Иаков Алфеев сопутствовал Господу все время Его земного служения. После сошествия Святого Духа он какое-то время проповедовал вместе с апостолом Андреем Первозванным, а потом отправился в Газу и далее — в Египет. В городе Острацине после многих апостольских трудов Иаков был распят на кресте, по другим сведениям — побит камнями. Иуда Иаковлев в переводе с евр. — «славный». Ещё упоминается как Левий, Фаддей и Варсава Происхождение, известные родственники Сын праведного Иосифа Обручника от первого брака, сводный брат Иисуса Христа, был женат, имел детей. Жизнеописание Был сыном святого Иосифа Обручника, по плоти — братом Господа. Когда праведный Иосиф стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть Иисусу. Поначалу братья Христа воспротивились этому, они не верили в то, что Он — Мессия. И только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван «братом Господним» (Иаков не вошёл в число 12 апостолов, но он был первым епископом Иерусалима и автором вошедшего в Новый Завет Соборного послания). Позднее Иуда всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своём соборном послании именует себя лишь «братом Иакова». По Вознесении Господнем апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Наконец, он пришёл в г. Эдессу. В Персии он написал на греческом языке своё Соборное послание. Святой апостол Иуда мученически скончался около 80 года в Армении, в городе Арате, где был распят на кресте и пронзён стрелами. Симон Кананит

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

8 января . Собор Пресвятой Богородицы. [Праздник, который совершается на следующий день после Рождества Христова. Он называется «собором», потому что древние христиане имели обычай в этот день собираться в храмы для прославления Богоматери. В этот день Церковь также вспоминает святых Иосифа Обручника, царя Давида (предка Господа Иисуса Христа по плоти) и Иакова, брата Господня, сына от первого брака Иосифа Обручника]. Ил.: Богоматерь с младенцем. Федор Бруни. 1858. - С.7; 2 января. День памяти праведного Иоанна Кронштадтского. [«Человек всегда есть образ Божий, а в образе всегда должен отражаться Первообраз; потому, когда каким-либо грехом омрачил ты себя и потому не светит в тебе во всей ясности образ Божий, очисти только свой грех, сними его с образа Божия, как мрачное пятно, молитвою: и засияет опять в тебе образ Божий; а когда сомнением или неверием очернишь его, возбуди только веру, осуди сомнение и неверие со всею искренностию: и он опять засияет в тебе. - Испытано». Иоанн Кронштадтский ]. Фото. Колоризация Ольги Ширниной. - С.7; К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Год с детьми. 2021. [По традиции в рождественском номере главный редактор «Фомы» вспоминает самые яркие за прошедший год диалоги со своими детьми — Лизой, Аней и Ромой]. Фото из семейного архива//Фома. - – январь 2022. – С.8-11. – (рубрика « Колонка главного редактора »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает актриса Виктория Богатырёва //Фома. - — январь 2022. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »).  Парсуна номера: « ПАРСУНА» - так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» - фрагменты «парсуны» доктора физико-математических наук Алексея Савватеева. Алексей Савватеев : «Бог не зря навел нас на теорию вероятности — чтобы мы слишком далеко не лезли» . Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда : У нас традиция — я всегда спрашиваю гостя о его самоидентификации.

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-225-...

В католической литературе (L е р i с i е г. de St. Joseph [«О св. Иосифе»], 261) можно встретить и такой аргумент относительно девства Иосифа, что он называется в Евангелии (Мф. 1,19) праведным, праведность же включает в себя все добродетели, а в том числе и девство. Не говоря о том, что в контексте («Иосиф же, муж Ея, будучи праведен и не желая огласить Ея, хотел тайно отпустить Ее») «праведность» эта имеет, очевидно, не широкий, но узкий смысл — мудрой и милосердной благожелательности и незлобивости, и не говоря о том, что брачное состояние не является препятствием к праведности (ибо праведными в Слове Божием именуется и Ной — Быт. 7, и Иов— Иез. 14, 14, оба семейные и многодетные), но в Евангелии от Луки 2, 25 говорится это же о Симеоне; надо ли думать, что и он был девственник, потому что был праведен? 208 Православная Церковь иначе понимает этот вопрос, потому что в Четьи–Минее, декабря 26, говорится, что Иосифа, Марию и Богомладенца сопровождал в Египет старший сын Иосифа от первой жены — Иаков. Равным образом св. Церковь поет об Иакове (23 октября): «и в Египте был с Иосифом, Матерью же Иисусовой». Об ап. Иакове в Четьи–Минях св. Димитрия Ростовского прямо говорится, что «Иаков святый сын бе святаго Иосифа Обручника Пречис–тыя Девы». О нем же рассказывается здесь, что, когда Иосиф разделил землю свою детям своим от первой жены, то он хотел уделить часть и Иисусу; однако братья воспротивились, но Иаков принял Его в свою долю, почему и называется он брат Божий. «Не менее же сего, яко егда Христос Господь воплотися, и Пречистая Дева Богородица бежаше с Ним в Египет: тогда и Иаков с ними бе–жа, спутешествуя Пречистой Богоматери и святому Иосифу, отцу своему». (23 октября). Не нужно забывать, что между детьми Иосифа и Младенцем Иисусом было, согласно Преданию, значительное различие возраста, и вполне возможно, что взрослые сыновья уже жили отдельно своими семьями и, во всяком случае, не смешиваясь с новой и юной семьей. Кроме того, сведения евангельския о детстве Иисуса настолько кратки, что и вообще не позволяют делать по этому вопросу какого бы то ни было заключения. 209

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

97 В католической литературе (Lepicier. de st. Joseph, 261) можно встретить и такой аргумент относительно девства Иосифа, что он называется в Евангелии ( Мф. 1,19 ) праведным, праведность же включает в себя все добродетели, а в том числе и девство. Не говоря о том, что в контексте («Иосиф же, муж Ея, будучи праведен и не желая огласить Ея, хотел тайно отпустить Ее») «праведность» эта имеет, очевидно, не широкий, но узкий смысл – мудрой и милосердной благожелательности и незлобивости, и не говоря о том, что брачное состояние не является препятствием к праведности (ибо праведными в Слове Божием именуется и Ной – Быт. 7 , и Иов– Иез. 14, 14 , оба семейные и многодетные), но в Евангелии от Луки 2, 25 говорится это же о Симеоне; надо ли думать, что и он был девственник, потому что был праведен? 98 Православная Церковь иначе понимает этот вопрос, потому что в Четьи-Минее, декабря 26, говорится, что Иосифа, Марию и Богомладенца сопровождал в Египет старший сын Иосифа от первой жены – Иаков. Равным образом св. Церковь поет об Иакове (23 октября): «и в Египте был с Иосифом, Матерью же Иисусовой». Об ап. Иакове в Четьи-Минеях св. Димитрия Ростовского прямо говорится, что «Иаков святый сын бе святаго Иосифа Обручника Пречистыя Девы». О нем же рассказывается здесь, что, когда Иосиф разделил землю свою детям своим от первой жены, то он хотел уделить часть и Иисусу; однако братья воспротивились, но Иаков принял Его в свою долю, почему и называется он брат Божий. «Не менее же сего, яко егда Христос Господь воплотися, и Пречистая Дева Богородица бежаше с Ним в Египет: тогда и Иаков с ними бежа, спутешествуя Пречистой Богоматери и святому Иосифу, отцу своему». (23 октября). Не нужно забывать, что между детьми Иосифа и Младенцем Иисусом было, согласно Преданию, значительное различие возраста, и вполне возможно, что взрослые сыновья уже жили отдельно своими семьями и, во всяком случае, не смешиваясь с новой и юной семьей. Кроме того, сведения евангельские о детстве Иисуса настолько кратки, что и вообще не позволяют делать по этому вопросу какого бы то ни было заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Особенностью почитания И. О. в большинстве древних вост. Церквей является наличие особого праздника Благовещения И. О. (явления ему ангела - Мф 1. 20-21). Эфиопская Церковь отмечает его в 16-й день месяца сане (10 июня), Халдейская - в 1-е, а Сирийская яковитская и Маронитская - во 2-е воскресенье перед Рождеством. Армянская Апостольская Церковь отмечает память И. О. в 6-й понедельник после Воздвижения Креста. Сохранилась сирийская поэма V в., входившая в состав вечерних богослужений церквей, расположенных в районе Юго-Вост. Турции, Сирии и Сев. Ирака. Поэма представляет собой обширный эмоциональный диалог между Пресв. Богородицей и И. О., обвиняющим Ее в супружеской неверности, но в конце поверившим в Ее целомудрие ( Brock S. P., transl. Bride of Light: Hymns on Mary from the Syriac Churches. Kottayam, 1994. P. 146-160). В том же веке похожий диалог был введен свт. Проклом К-польским в проповедь, посвященную Пресв. Богородице ( Proclus CP. Or. VI 9//PG. 65. Col. 736-737). Храмы, построенные во имя Иосифа Обручника Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в. Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в. Сооружение известного древнейшего храма во имя Иосифа Обручника церковное Предание относит к 20-м гг. IV в. В одном из Житий равноапостольных Константина и Елены (VIII в.; BHG, N 364) говорится, что на Поле Пастушков ( Бейт-Сахур ) эта святая построила ц. во имя Пресв. Богородицы и И. О. (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест/Пер.: В. Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2. (Вып. 11). С. 261). В нач. XII в. игум. Даниил описал руины базилики св. Иосифа Обручника на Поле Пастушков («Хожение» игум. Даниила. 2007. C. 70). К визант. периоду относится сооружение приделов И. О. в базилике Рождества Христова в Вифлееме и в ц. Благовещения в Назарете. В это же время начинают возникать храмы, отмечающие места пребывания Св. Семейства в Египте - в особенности в Гермополе и Гелиополе ( Filas. 1944. P. 94). О существовании храмов или часовен И. О. в К-поле ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010