Митрополит Иларион выразил надежду на то, что если сегодня Поместные Церкви сумеют преодолеть внутренние разногласия и «единеми усты и единем сердцем» засвидетельствовать неотъемлемо присущее им единство, это будет важным и знаменательным событием. «Это, безусловно, укрепит межправославное взаимодействие, это поможет сформулировать и озвучить всеправославную позицию по целому ряду актуальных вопросов, это сделает Православную Церковь более консолидированной и способной отвечать на вызовы времени. Святой и Великий Собор Православной Церкви может стать подлинным Торжеством Православия — при условии, конечно, что на нем в духе подлинного братолюбия и взаимного уважения будут учтены убеждения, традиции и взгляды всех Поместных Православных Церквей», — сказал председатель ОВЦС. После вручения степени почетного доктора Санкт-Петербургской православной духовной академии митрополит Волоколамский Иларион возглавил вечерню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в домовом храме СПбПДА. Владыке Илариону сослужили архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, ректор академии епископ Гатчинский Амвросий, заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), преподаватели СПбПДА в священном сане. Во время молебна перед чтимой иконой Божией Матери «Знамение» в храме пели мужской, женский и смешанный хоры Санкт-Петербургских духовных школ. По окончании богослужения митрополит Иларион тепло приветствовал собравшихся и передал им благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он поблагодарил ректора академии епископа Гатчинского Амвросия за возможность совершить богослужение в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В архипастырском слове митрополит Иларион, обращаясь к учащимся академии, в частности, сказал: «Вы проходите путем обучения в духовной школе, и самое малое, что вы можете сделать за эти годы, — усвоить определенное количество знаний по предметам, которые вам преподаются: выучить какие-то даты, запомнить какие-то имена или цитаты из творений святых отцов. И если все это будет усвоено лишь как сумма материала, который вы должны отработать и уметь воспроизвести, то по окончании духовной школы все это начнет быстро забываться и уже пять или десять лет спустя вы с трудом будете припоминать то, чему учили ваши наставники.

http://patriarchia.ru/db/text/1663969.ht...

В статье кандидата богословия, профессора кафедры филологии Московской духовной академии, заведующего аспирантурой игумена Дионисия (Шлёнова) рассматривается вопрос о допустимости первенствующего лица в земной Церкви. Исходя из представлений об иерархии, первенствующее лицо как первоиерарх Церкви, первой по диптихам, кажется не только допустимым, но и необходимым. Исторически Константинопольский патриарх (после Халкидонского собора 451 г. особенно) обладал первенством чести на Востоке, но не первенством чести и власти, которое, особенно после отпадения Рима в 1054 г., стало считаться недопустимым. Пользуясь отдельными прецедентами проявления первенства чести и власти со стороны Константинопольского патриарха, его сторонники пытаются обосновать справедливость экстерриториального решения по созданию Православной Церкви Украины, ставшего по сути причиной раскола среди Православных Церквей. Как известно, Русская Православная Церковь категорически не согласилась с таким подходом. Насколько обосновано ее решение, видно из обзора представлений о главе (κεφαλ) Церкви в библейской и патристической традиции. Статья профессора Московской духовной академии, заведующего аспирантурой игумена Дионисия (Шлёнова) посвящена истории возникновения и употребления термина «иерархия» в византийской традиции. Автор показывает, что первоначально он применялся по отношению к небесным чинам, а затем стал обозначать и церковные. Помимо канонического объективного аспекта иерархии, существует аксиологический аспект: чем выше ступень иерархической лестницы, тем большей святостью должен обладать стоящий на ней. В византийской традиции никогда не называли патриарха Константинопольского более высоким иерархически по сравнению с прочими. Главный иерарх, или архиерей, — Христос Спаситель. В поздневизантийском богословии второе место после Него — особое и исключительное — могла занимать Божия Матерь и никто иной. В статье кандидата богословия, профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) рассматриваются все стихи двух частей священной книги Откровения св. Иоанна Богослова с упоминанием о победе при помощи поиска по ключевым словам νκη, νικω в толковании византийских экзегетов Апокалипсиса: Икумения, Андрея Кесарийского и Арефы Кесарийского. На примере толкования «победных» стихов Апокалипсиса подтверждается общеаскетическая схема православия о приближении к Богу и Его мистическим дарам через аскетические подвиги. Созерцательная экзегеза Апокалипсиса особенно актуальна в современную эпоху — для сосредоточения на идеале спасения в уповании на Бога.

http://bogoslov.ru/person/318632

«Дивный пример дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии должен и сегодня всех нас вдохновлять на труды во благо отечественной богословской науки и во имя просвещения всего нашего народа», — сказал Святейший Патриарх после литургии в храме во имя святого апостола Иоанна Богослова при СПбДА. «Требования, которые сегодня мир предъявляет к тем, кто учит от лица Церкви, несоизмеримо возросли по сравнению с тем, что было сто лет назад», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Святейший Патриарх считает, что основание в 1809 году в Петербурге высшей духовной школы нового типа имело «непреходящее значение для всей Церкви, ибо Церковь впервые обрела прививку к научной богословской мысли». Последующее время, по словам Святейшего Патриарха, было отмечено «огромными достижениями в отечественной богословской науке», и к концу XIX века духовная академия в Санкт-Петербурге «ничем не отличалась от прославленных западных университетов. Философская, филологическая, историческая подготовка здесь была на таком высоком уровне, что до сих пор нам приходится мечтать о том, чтобы его достичь». Затем Святейший Патриарх вручил награды преподавателям, сотрудникам и студентам Санкт-Петербургских духовных школ. Президент РФ Дмитрий Медведев также поздравил Санкт-Петербургскую духовную академию. «Рожденная в одном из великих центров православия — Александро-Невской лавре — академия на протяжении двух веков остается авторитетным учебным заведением и подлинным очагом развития богословской науки и просвещения», — говорится в послании Президента митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Д.А. Медведев особо отметил, что среди выпускников академии — предстоятели Русской Церкви, немало видных иерархов, чтимых российским народом пастырей и богословов. «Они являют собой пример высокой образованности, нравственности и широты кругозора. Этому во многом способствует постоянное стремление академии развивать и совершенствовать духовное образование, укреплять связи с российской академической и университетской наукой», — сказано в послании.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

Я не побоюсь так сказать, это не громкие слова. Когда я здесь учился и даже когда я был здесь ректором, произнести такие слова было невозможно, потому что они показались бы абсолютно фантастическими. Церковь жила в изоляции, в гетто; конечно, все мы верили в то, что наступит другое время, но связать наши мечты и надежды с какой-то конкретикой было просто невозможно. Но эти времена наступили, и сегодня мы можем ставить и перед школой, и перед Церковью нашей, перед образованным нашим духовенством совершенно конкретные задачи, без всякого прожектерства, опираясь на реальную интеллектуальную и духовную базу. От качества духовенства — да простят мне слушатели именно это слово, — от их способностей, от их умений, от их профессионализма, но, самое главное, от их духовного состояния зависит во многом будущее нашей Церкви. Санкт-Петербургская академия, насчитывающая уже 300 лет истории и замечательных педагогических традиций, всегда была флагманом православного духовного образования в России. И в XIX веке, и в начале XX века академия являлась не только престижным учебным заведением, но и крупным научно-исследовательским центром. Профессора и студенты Санкт-Петербургских духовных школ вели масштабную переводческую работу. Это и знаменитый Синодальный перевод на русский язык Священного Писания, выполненный в 1876 году, и перевод многих святоотеческих творений, в частности, свт. Иоанна Златоуста, прп. Феодора Студита, прп. Иоанна Дамаскина. Уверен, каждому из здесь присутствующих студентов хорошо известна «Толковая Библия» Лопухина. Однако профессор Санкт-Петербургской академии Александр Павлович Лопухин был известен не только как крупный издатель, редактор авторитетных для своего времени академических изданий «Христианское чтение» и «Церковный вестник», но и как инициатор издания «Православной богословской энциклопедии». Над составлением и написанием статей для этой энциклопедии трудились профессора всех четырех дореволюционных академий, профессора некоторых университетов, видные ученые начала XX века, но при всем том именно Санкт-Петербургская духовная академия являлась тогда своеобразным флагманом в этом столь важном для развития русской богословской науки деле. К сожалению, в дореволюционный период завершить этот проект не удалось. Но, как вы знаете, он был возобновлен и очень хорошо, на мой взгляд, реализуется в настоящее время. В стенах духовных школ Северной столицы трудились многие выдающиеся богословы, церковные историки, литургисты и правоведы. Имена таких профессоров, как Василий Васильевич Болотов, Николай Никанорович Глубоковский, протоиерей Герасим Павский, Николай Васильевич Покровский известны не только в России, но и за ее пределами. Программы обмена студентами из других Поместных Церквей, широкое взаимодействие со светскими университетами, активное развитие научной и издательской деятельности — все это было реальностью академической жизни в ΧΙΧ и особенно в начале XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/5927716.ht...

Новый номер продолжил концепцию издания, выработанную в минувшем учебном году. Общий объем номера — 414 страниц. Содержание разделено на следующие тематические рубрики: «Библеистика», «Богословие», «Литургика и гимнография», «История Церкви», «Апологетика», «Библейская археология», «Из истории Духовных школ», «Церковь и общество». В качестве вводного раздела, помещенного вне рубрик, выступают публикации двух важных документов: доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в июне 2008 года «Украинское православие на рубеже эпох: Вызовы современности, тенденции развития» (с. 9-16) и доклад ректора Киевской Духовной Академии, председателя Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на расширенном заседании Учебного комитета 17 сентября 2008 года «Перспективы развития духовного образования в Украине» (с. 17-24). В рубрике «Библеистике» опубликована статья архиепископа Антония «Отношение православных к “смысловому” переводу Библии (на примере Пролога Евангелия от Иоанна)» (с. 25-48). Статью вполне можно назвать программной. В ней представлен целостный обзор существующих в современной библеистике подходов к переводу Священного Писания, охарактеризованы преимущества и недостатки этих подходов. Автор специально сосредотачивается на рассмотрении общепринятого в западной библеистике «смыслового» перевода, ясно обнаруживая многочисленные подводные камни, ожидающие переводчика при попытках реализовать подобный подход к переводу Священного Писания. Свои тезисы владыка Антоний иллюстрирует конкретными примерами из текста Пролога Евангелия от Иоанна. Сопоставляя новые переводы этого текста на современные европейские (английский, немецкий, французский) и русский языки с оригиналом, автор наглядно показывает возможные утраты смысла и не всегда удачные интерпретации священного текста, наличествующие в этих переводах. «На этих примерах видно», — заключает свою статью владыка Антоний, — «что дело перевода, которое никогда не было легким, в наше время господства “смыслового” подхода к переводам требует, кроме духовной развитости и вдохновения свыше, кроме труда, знания языков, чутья родного языка и т.п., еще и особого, можно сказать духовного и умственного вкуса, особой тщательности и осторожности при стремлении к простоте и понятности».

http://bogoslov.ru/article/371851

Она появилась только 25 марта 1744 при следующих обстоятельствах: посланник кн. А. Д. Кантемир, известный поэт, смертельно заболев, упросил о. Андрея Геневского, присланного из Петербурга, срочно освятить домовый храм, дабы причаститься перед своей кончиной. Храм был освящен во имя св. Иоанна Предтечи, но с нарушением канонических правил. По этой причине осенью 1757 в здании, где поселился посланник гр. А. П. Бестужев-Рюмин, была устроена новая церковь — походная свв. апп. Петра и Павла, к которой был определен иером. Иоасаф (Шестаковский) из Александро-Невского монастыря. Иконостас «на голубом атласе» написал в Петербурге за 350 руб. известный живописец М. Л. Колокольников. Утварь частично была сделана в Москве, но на пути в Париж некоторые вещи захватили английские корсары. Когда посол переезжал, переезжала и церковь, что случалось довольно часто. В 1780–1793 причетником в этой церкви служил Петр Дубровский, который в годы французской революции собрал ценный архив (т. н. «бастильский»), попавший затем в Публичную библиотеку Петербурга. Настоятелем с 1784 был Павел Васильевич Криницкий, перенесший храм в дом, где жил сам. Из-за политических событий посольская церковь в 1803–1807 стояла закрытой, но 14 сентября 1807 вышел указ Александра I об официальном ее учреждении при российской миссии в Париже. Через месяц к церкви был назначен молодой прот. Ермолай Иоаннович Бедринский, выпускник Петербургской Духовной академии, которому, однако, из-за войны Наполеона с Россией пришлось в августе 1813 срочно выехать из Франции. В 1816 церковь в Париже вновь начала действовать, а в следующем году в ней был наконец установлен постоянный иконостас. В 1818–1834 клир возглавлял прот. Иоанн Лавров, бывший полковой священник, который, поселившись затем навсегда в Париже, стал заядлым социалистом, за что и был лишен сана. С 1829 Петропавловская церковь находилась в «скромном и некрасивом домике» в районе Елисейских полей, на ул. Берри, 12, и была «мрачна, тесна и бедна». К тому же на аренду дома каждый год уходило более пяти тысяч франков. Службы совершались почти ежедневно, особенно в зимнее время. Приход насчитывал около тысячи человек и включал румын, греков и арабов. В нем молились Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, венчались Я. П. Полонский и А. А. Фет. В 1847–1867 прихожан окормлял прот. Иосиф Васильевич Васильев, тоже выпускник Петербургской Духовной академии. Он прекрасно владел французским языком, переводил на него русских духовных писателей и издавал богословский журнал «Unime chretienne» («Христианское единство»). Новый настоятель сразу стал хлопотать об отдельном храме, поначалу предполагая «построить дом и в нем устроить пространную и благоукрашенную церковь».

http://sobory.ru/article/?object=13961

Далее с докладом «Самые опасные по состоянию на конец 2022 года новые религиозные движения» выступил доктор исторических наук, профессор кафедры мировой культуры, кафедры теологии и заведующий лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета Р.А. Силантьев. В начале выступления он затронул вопросы методологии сектоведения и деструктологии при работе с сектами и деструктивными культами. Далее докладчик рассказал, как в последнее время меняется срез пользующихся популярностью нетрадиционных религиозных направлений: от распространенного в 90-х годах движения «Церковь последнего завета», ваххабизма, до такого современного явления как «Синий кит» и новых видов неоязычества, к которым, по мнению Р.А. Силантьев, относятся и все формы сатанизма. Следующий доклад «Новые религиозные движения: к проблеме определения критериев новизны» прочитал доктор философских наук, профессор кафедры истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Д.А. Головушкин. Он привел основные критерии новизны религиозных движений. По мнению докладчика, к ним относятся как нетрадиционность самого направления, так и специфичность источников религиозного учения. Рассуждая о критериях новизны, Д.А. Головушкин отметил, что к настоящему времени скопилось достаточно много терминов и определений, которые требуют переосмысления и систематизации. Темой последнего доклада конференции стали «Современные дискурсы в сектоведении Русской Православной Церкви (на примере " Богородичного движения " )». С сообщением выступили преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии магистр теологии, магистр богословия священник Николай Святченко и кандидат философских наук, кандидат богословия священник Димитрий Дмитриев. Выступающие прокомментировали существующий в упомянутом движении культ личности руководителя (Иоанна Береславского) и методы его воздействия на окружающих. Одним из манипулятивных приемов главы движения является то, что он всегда разговаривает от имени Богородицы. Также докладчики прокомментировали особенности искажения догматического учения в " Богородичном движении " . Наиболее вопиющим из них является то, что, по мнению адептов движения, Дева Мария вошла во внутритроичное бытие на онтологическом уровне.

http://radonezh.ru/2023/02/09/v-sankt-pe...

Знакомство с инославием осуществлялось в Петербургской духовной школе еще до 1809 года – времени основания СПбДА. Так, в 1765 г., согласно указу Св. Синода, из духовных школ С.-Петербурга, Москвы, Новгорода и Твери были отправлены за границу наиболее способные учащиеся. Из Александро-Невской семинарии (1726−1788) – предшественницы СПбДА – были выбраны два лучших воспитанника: М. Клевецкий и С. Матвеевский. В числе прочих учащихся М. Клевецкий был направлен в Лейденский университет, а С. Матвеевский – в Оксфорд 2 . Преобразованная в 1809 г. из Александро-Невской Академии (1797−1809), СПбДА начала формирование экуменических традиций. Одним из виднейших церковных деятелей, подвизавшихся в СПбДА со времени ее основания, был архимандрит Филарет (Дроздов) (1783−1867), впоследствии с 1821 г. митрополит Московский. В 1812 г. Св. Синод назначил его ректором СПбДА. Это время было сложным для Академии. Постигшее в 1812 г. Россию бедствие – нашествие Наполеона – чуть было не отразилось и на ее судьбе: все уже было подготовлено к ее перемещению, во избежание опасности, из Петербурга в Кирилло-Белозерский монастырь 3 . В эти годы трудно было проповедовать идеи, выражавшие объективный подход к инославию. Но архимандрит Филарет, сформулировавший некоторые из этих идей в своем раннем труде «Изложение разностей между Восточной и Западной Церквами в учении веры» (СПб., 1811), развивал их в своих дальнейших трудах. Его перу принадлежит опубликованная в 1815 г. книга «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви». Основываясь па словах святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос?» ( 1Ин.2:22 ), архимандрит Филарет писал: «Держась вышеприведенных слов Писания, никакую Церковь , верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной» 4 . Что же касается Западной Церкви, то архимандрит Филарет говорит о ней достаточно объективно и в то же время в умеренном тоне. С одной стороны, он отмечает, что Римско-Католическая Церковь «нарушила принятый древней Вселенской Церковью закон единства, по которому общее вероисповедание долженствовало быть определяемо из слова Божия общим согласием Вселенской Церкви» 5 . Но он не дерзает осуждать за это Западную Церковь . «Я только не пристаю к тем особенным мнениям, которые, при посильном исследовании, нахожу недоказанными либо совсем ложными, – писал архимандрит Филарет. – Но поскольку я не знаю, многие ли из христиан западных и глубоко ли проникнуты сими особыми мнениями, обнаружившимися в Церкви Западной, и кто из них как твердо держится верой краеугольного камени Вселенской Церкви, Христа, то изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Затем Святейший Патриарх посетил храм св. апп. Петра и Павла в Вырице. Этот храм Предстоятель Русской Церкви посещал в детстве вместе со своими родителями. Из Вырицы Святейший Патриарх направился в поселок Сиверский, где посетил церковь св. апп. Петра и Павла. В этом храме богослужения не прекращались и при советской власти. С 1950-х по 1980-е годы в нем служил протоиерей Валериан Дыргинт. С отцом Валерианом был дружен отец Святейшего Патриарха протоиерей Михаил Гундяев, который приезжал сюда с сыном несколько раз в год. Святейший Патриарх Кирилл совершил здесь литию по приснопамятному протоиерею Валериану. Затем Предстоятель Русской Церкви вернулся в Санкт-Петербург. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище и совершил панихиду на могилах родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. Вечером 3 апреля Святейший Патриарх посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию и семинарию (СПбДАиС). Перед входом в здание академии Святейшего Патриарха встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, студенты семинарии и воспитанницы действующего при СПбДАиС регентского отделения. После общего благословения всех встречающих Предстоятель Русской Церкви возглавил служение праздничной утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме св. ап. Иоанна Богослова. По окончании богослужения к Святейшему Патриарху обратился ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, который приветствовал Предстоятеля в его alma mater, подчеркнув, что здесь проходило духовное становление Святейшего Патриарха Кирилла, здесь он получил духовное образование и 10 лет был ректором Санкт-Петербургских духовных школ. Затем с ответным словом к ректору и учащимся обратился Святейший Патриарх. В своей речи Предстоятель коснулся проблемы развития духовного образования и выразил надежду, что «в духовных школах вновь возникнет крепкая монашеская община, поскольку ученое монашество — оплот духовной школы». На память о своем посещении Святейший Патриарх передал в дар СПбДАиС 70 облачений — по 10 комплектов каждого из семи цветов облачений, использующихся в церковных богослужениях.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_v_peter...

Патристику там изучали весьма поверхностно, глубоких знаний о древнем периоде истории христианства получить было нельзя, но брат продолжал самостоятельно искать интересующие его сведения и, в конце концов, пришел к пониманию того, что православие — истинная апостольская Церковь, не потерявшая связь с учением первых последователей Христа. Еще будучи англиканским епископом, брат писал письма и в Московскую Патриархию, и в Константинопольскую, желая перейти в православие. Но никто ему не ответил. Мы уже было потеряли надежду, как нас, наконец, услышал митрополит Иларион (Капрал), первоиерарх РПЦЗ. Нас принимали в православие через миропомазание. Вместе с братом к Церкви присоединились еще несколько общин. Отношения у брата с англиканским митрополитом испортились. Тот был готов построить кафедральный собор в моем городе и уже объявил об этом намерении. А из-за Поликарпа всё сорвалось. Но с другими англиканами, в том числе с епископами, у брата остались хорошие отношения. Поликарп теперь простой мирянин, а я священник. Я никогда и не думал о том, что буду пастырем, но отправиться на учебу в семинарию в Россию брату было невозможно — у него семья, дети, дольше чем на месяц отлучаться из Индии он бы не смог. — Вы уже завершили свое богословское образование? — Я закончил бакалавриат Санкт-Петербургской духовной академии, поступил на заочное обучение в магистратуру. Скоро уезжаю в Индию служить, вернусь, наверное, уже только следующим летом — сдавать экзамены. Слуги родины против рабов Бога — Большой у вас в Индии приход? — Крещеных больше двухсот человек, еще есть оглашенные. Пока что большинство — это перешедшие из англиканства вслед за моим братом Поликарпом миряне, но есть и новообращенные. После моего рукоположения здесь, в храме апостола Иоанна Богослова при Духовной академии , я уже ездил в Индию, занимался миссионерской работой, крестил. Община растет, к нам присоединились еще несколько десятков человек. В России, конечно, хорошо, но у вас здесь достаточно пастырей , которые несут Слово.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-v-velik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010