Хорошо известно, как безбожная власть пыталась уничтожить Церковь, закрыть все ее духовные учебные заведения. Но по милости Божией ей это сделать не удалось. Благодаря огромным усилиям приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) , его неустанному попечению духовные школы были сохранены. С особой теплотой я всегда вспоминаю время своего ректорства в дорогой моему сердцу академии. То были, пожалуй, лучшие годы моей жизни: десять лет интенсивных трудов, развития богословской науки, реализации дерзновенных планов. Несмотря на все трудности и сопротивление, именно тогда удалось открыть Регентский класс, в котором впервые в истории нашей Церкви стали получать музыкальное и богословское образование православные девушки. А спустя некоторое время, при академии была учреждена и Иконописная школа. Отрадно отметить, что ныне Факультет церковных искусств занимает свое достойное место в духовном образовании России. Долгие, исполненные многих созидательных трудов и нелегких испытаний годы существования Санкт-Петербургской духовной академии подтверждают непреложность слов Священного Писания, что Сам Господь дает премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все противящиеся (Лк. 21:15). И действительно, если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8:31)? Не было, нет и не будет такой силы во век. Разделяя со всеми вами радость нынешнего дня, хотел бы выразить надежду на нашу встречу, как только позволят обстоятельства, дабы вместе продолжить празднование этих памятных юбилеев. Полагаю возможным сделать это в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 21 мая будущего года, когда отмечается престольный праздник академического храма. Теперь же хочу от души пожелать ректору, начальствующим, учащим, учащимся и сотрудникам Санкт-Петербургских духовных школ доброго здравия, щедрой помощи свыше и преуспеяния в непреткновенном шествии стезей спасения. Будьте всегда верны Божественной истине — той истине, которая давала силу святителям нести свет Христова учения ближним и дальним, мученикам — мужественно претерпевать страдания за Господа, праведникам — благими делами и всей жизнью свидетельствовать о приверженности непреходящим евангельским идеалам.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: чрез малые грехи диавол ведет к великим». За стол садись с миром «Не садись за стол с возмущенным какою-либо страстью духом, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питье в болезнь, а не в здравие: ибо чрез все коварствует и ищет повредить человеку. Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питием будут тебе во благо и во здравие: потому что благословение Божие почиет и на пище и на тебе самом!» О повиновении властям «Всею Своею жизнью Господь научает нас повиноваться властям, Богом поставленным: прежде рождения Своего Он благоволил с Матерью Своею и мнимым отцем Иосифом записаться в рабы кесаря; Он платит дань кесарю, и учит повиноваться властям, воздавать Божие Богу, кесарево– кесарю» (см.: Мк.12:17 ; Лк.20:25 ). Что делать? «Самый живой вопрос должны мы решить все: что нам делать, чтобы жить? Ответ на него произнес Сам Жизнодавец и Бог: если хочешь жить, «соблюди заповеди» ( Мф.19:17 ). Итак, в соблюдении заповедей жизнь вечная. А заповеди заключаются в любви к Богу и ближнему». Как относился отец Иоанн к академии «Я хорошо знаю, какое большое значение имеет академическое образование для служителей Церкви. С всегдашней признательностью чту имена своих бывших наставников: Преосвященных Макария, Никанора и Иоанна, профессора Лучинского, Карпова, Фишера и других... Академия весьма много дала мне и для умственной и для религиозной жизни. Могу даже сказать: именно академии я обязан тем, что стал теперь тем, что я есть» («Богословский вестник», 1895. Февраль, с. 288). XVII. «Живой колос» Заметка Если читатель помнит это из Дневника, о.Иоанн не дождался при жизни выпуска издания, под заглавием «Колос жизни», хотя очень этого желал. Мне пришлось познакомиться с этой книгой уже после кончины о.Иоанна. И пред самым завершением работы над моей книгой мне «случайно» удалось получить «Живой колос» от одной интеллигентной женщины врача. Я считаю это тоже чудом, и делаю из книги выписки, уже не считаясь с системой. А часть даже отвел к заключительной главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь , единая по существу, но множественная по лицам, имея главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся, отрясших тьму себялюбивого ослепления, умерших греху и оживших Христу, Которому слава во веки со Отцом и Духом. Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при «созидании тела Его» ( Еф.4:12 ), как чего то чудного и в себялюбивом мире невероятного, имели постоянное утверждение в лучшем бытии, вечном и неизменяемом Божестве и взиранием на Св. Троицу побеждали страх перед ненавистною разделенностью мира, отражающеюся и в сердце каждого несовершенного еще, христианина. Без веры в Троицу, эта борьба с самим собою и целым миром —172— в его прошлом, настоящем и будущем была бы беспочвенной мечтой: без этого св. догмата Евангельская заповедь о любви была бы бессильна, а потому противополагать сей догмат заповеди о любви есть безумие; так делать может только непонимающий или нежелающий понять истины. Нам остается показать, что в нашем истолковании учения о Св. Троице нет ни одного нового понятия сравнительно с тем, что о нем говорили Свв. Отцы Церкви – Афанасий, Василий, два Григория, два Иоанна, два Кирилла и Августин, прославившие Триединого. Р. А. Архимандрит Антоний Голубинский Е. Е. Речь о значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г.//Богословский вестник 1892. Т. 3. 11. С. 173–189 (2-я пагин.) —173— Московская Духовная Академия, которая сегодня имеет честь приветствовать Вас как её посетителей, находится в стенах Лавры, под кровом преподобного Сергия, с 1814 года; следовательно – вот уже 78 лет. Такое продолжительное время дает Академии право, а вместе с тем вменяет ей и в обязанность – считать Лавру своим родным местом. Считая Лавру своим родным местом, Академия не может не принимать сердечного участия во всех её радостях. Вчера Лавра имела великую радость праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия, иначе сказать – великую радость воздавать хвалы и благодарения угоднику Божию за то, что в продолжение пятисот лет он своими молитвами к Богу хранил в благоденствии созданную им обитель, – и Академия, разделяя эту великую радость Лавры, желает заявить свое участие самым делом. Как учебно-ученое учреждение, Академия есть представительница научного слова, и свойственный ей способ заявления участия может состоять в посвященном виновнику празднества употреблении сего последнего. Итак, да будет позволено предложить Вашему благосклонному вниманию некоторые чтения, некоторые беседы о преподобном Сергии Радонежском. Для того, чтобы подробно излагать святую и чудную жизнь преподобного Сергия, потребовалось бы слишком

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закончилось составление Нового Завета в Ефесе при апостоле Иоанне Богослове, который сам был последним по времени писателем новозаветных книг. Со смертью апостола Иоанна Богослова окончилось апостольское время, эта исключительная эпоха в жизни христианской Церкви. После него уже никто не мог написать ничего такого, что с равным же правом могло стать в ряду книг новозаветных. Новый Завет написан апостолами. Если же в нем мы имеем две книги евангелиста Луки и одну евангелиста Марка, то эти книги приняты в Новый Завет потому, что за Лукой древняя Церковь усматривала апостола Павла, а за Марком – апостола Петра. Признать такое именно образование Нового Завета весьма важно. Если Новый Завет составился на глазах и при непосредственном участии Тимофея и апостола Иоанна Богослова, то в него не могло проникнуть ничто инородное, неподлинное. Этим лицам хорошо были известны обстоятельства происхождения почти каждой из 27 новозаветных книг, так как с писателями этих книг они были близко знакомы и были объединены с ними на одном великом и святом деле евангельского благовествования и устроения Христовой Церкви во вселенной. Предлагаемая гипотеза касательно составления Нового Завета в апостольское время может считаться собственностью русской богословской науки. Мысль о Ефесе как о месте образования новозаветного канона под наблюдением Тимофея и апостола Иоанна Богослова впервые была высказана и всесторонне обоснована ректором Московской духовной академии протоиереем А. В. Горским в его небольшой, но весьма содержательной статье: «Образование канона священных книг Нового Завета» 25 . Из западных ученых некоторые допускают составление в Ефесе при Иоанне Богослове канона лишь четырех Евангелий. Мысль эта, по нашему мнению, заслуживает самого серьезного внимания. Она представляет образование новозаветного канона в апостольское время весьма просто, естественно и несравненно более основательно, чем это делают западные ученые, так много занимающиеся историей новозаветного канона. У западных ученых образование новозаветного канона обыкновенно относится на вторую половину II века и рассматривается как одна из подробностей общего устройства кафолической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

священник Игорь Иванов Священник Игорь Анатольевич Иванов – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igivan74@mail.ru). В статье рассматривается биография церковного историка и византолога, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Ивановича Бриллиантова , ученика и преемника профессора Василия Васильевича Болотова . Для обоих ученых был характерен скрупулезный подход к научным источникам, великолепное знание современных отечественных и зарубежных исследований, детальное рассмотрение изучаемых вопросов, а также стройная и логичная методология. При этом у них была ясная верность Преданию Церкви и следование традициям церковно-академической науки. В итоге такой научно-аскетический синтез приводил в плодотворной и разнообразной научной и архивной деятельности, что не могло не отразиться на общественном признании ее результатов, как в царский, так и в советский период жизнедеятельности А.И. Бриллиантова . Ключевые слова: византиноведение, церковная история, А.И. Бриллиантов , В.В. Болотов , гонения на Русскую Православную Церковь в ХХ веке в Советском Союзе. В августе 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося деятеля российской церковной науки и преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии – доктора церковной истории, профессора Александра Ивановича Бриллиантова . Изучение его биографии наряду с описанием и переизданием его наследия более-менее активно осуществлялись 1 в девяностые и нулевые годы, однако, к сожалению, в последнее десятилетие интерес к его исследованиям был не особенно заметен в научной среде. И это при том, что к 2007 году были переизданы многие его сочинения – как отдельные монографии, так и сборники его трудов: «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» (1998); «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.; О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника (2006); «К вопросу о философии Эригены; К истории арианского спора; Происхождение монофизитства: Труды по истории древней Церкви» (2006); «Лекции по истории древней Церкви» (2007) 2 . Здесь следует упомянуть, что на сайте научного журнала «Христианское чтение» в архиве номеров наличествуют все 30 публикаций А.И. Бриллиантова (с 1898 по 1916 год) 3 3, а на сайте azbyka.ru также размещены некоторые работы ученого. Таким образом, есть основания полагать, что для детального знакомства с концепциями и методикой А.И. Бриллиантова у современного богослова имеются в доступе ключевые сочинения этого историка Церкви 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

На Всеправославное совещание 1948 года должны были съехаться представители Поместных Церквей. Родной лаврский иконостас из Трапезной церкви не сохранился. Иконостас Лавра просила у музея. А как в то время просили? Несли конверты, да отнюдь не тонкие, чтобы музейные работники ходатайствовали перед властями. В конце концов для Трапезного храма передали иконостас из снесенного в 1934 году на Ильинке московского храма Никола Большой Крест. Но его иконостас был высоким, и, сопрягая с Трапезным храмом, его нужно было сделать ниже и шире. Сумели все-таки хорошо поработать и вписали его в требуемые габариты. В трапезной части храма алтарей тогда еще не было (они появятся только в 1970-е годы), по большим праздникам там проходила братская трапеза. На Троицу, когда совершались молебны на улице, сотрудники Дома культуры специально включали громко музыку, чтобы заглушить богослужение. В надвратном Предтеченском храме размещалась пуговичная фабрика. На Святых вратах купола не было: когда он сгорел, вместо него соорудили четырехскатную кровлю. Церковь в то время использовала разного рода международные мероприятия, проходившие на территории Лавры, чтобы что-то сделать и отремонтировать. Так, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, когда я учился в Московской духовной академии , поставили на вратах шарообразный купол со словом «МИР». Но потом музей начал требовать немедленно убрать этот купол. Лавра и поставила старый дореволюционный купол — восстановили, так сказать, историческую справедливость. О восстановлении архитектурного ансамбля Московской духовной академии В 1954 году Патриарх Алексий I вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) отправился к председателю Совета министров СССР Маленкову и министру обороны Булганину просить о выселении находившегося в здании Академии бывшего Дома культуры в новопостроенное. Правительственным решением сотрудникам отвели двое суток на переезд. Выехать-то они выехали, но постарались сломать в старом здании все что было можно. После этого сразу начался ремонт академического храма, и уже к осеннему празднику Иоанна Богослова все ремонтные работы успели закончить. Мрамора цельного не было, поэтому взяли мраморную крошку и сделали пол, который лежит до сих пор. Сверху соорудили хоры. Кинобудку за алтарем снесли. Иконостас использовали из снесенного до войны в Мос­кве храма Харитона Исповедника (нам отдали три храмовых иконостаса, из них сделали один, и часть икон из тех иконостасов пошла в Малый собор Донского монастыря ). Мария Николаевна Соколова (впоследствии монахиня Иулиания, руководитель знаменитого Иконописного кружка при Московской духовной семинарии. — Ред.) принимала участие в храмовой росписи, и когда я уже поступил в семинарию, мы все молились в восстановленном академическом храме.

http://patriarchia.ru/db/text/5811153.ht...

ОЧЕРЕДНОЙ ВЫПУСКНОЙ АКТ СОСТОЯЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХДУХОВНЫХ ШКОЛАХ июня 2000 Очередной выпускной акт состоялся в Санкт-Петербургских духовных академии,семинарии и регентском отделении (СПбДАиС) 16 июня. Для академии нынешнийвыпуск является 51-м по счету, для семинарии -- 53-м, а для регентскогоотделения -- 20-м. В 2000 году академию окон-чили 29 студентов, семинарию-- 75, регентское отделение -- 24 человека. Накануне, 15 июня, ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин (Горя-нов)предупредил выпускников от том, что в нынешнем году, по решению СвященногоСинода Русской Православной Церкви (РПЦ), всем выпускникам будут вручатьсяне дипломы, а только справки, их заменяющие. Ранее подобное решение Синодараспространялось лишь на выпускников академий, которые обязаны в течениедвух лет по окончании учебы пробыть в должности преподавателей духовныхсеми-нарий или училищ (по месту распределения). Теперь выпускники семинарийи регентских отделений также должны будут пройти двухгодичное приходскоепослушание. Лишь после этого они смогут получить дипломы об окончании духовныхшкол, причем при наличии положительной характеристики от правящего архиерея. В день выпуска были отслужены Божественная литургия и благодарственныймолебен в домовой церкви СПбДАиС во имя св. Иоанна Богослова. По окончаниибогослужения глава Санкт-Петербургской епархии РПЦ митрополит Владимир(Котляров) сказал напутственное слово, призвав выпускников духовных школв своем предстоящем церковном служении " гореть ярким и ровным пламенемк Богу " , а также " не растратить попусту те таланты и знания " , которые былиприобретены в течение нескольких лет учебы. На торжественном акте в актовом зале СПбДАиС выпускникам вручалисьдокументы об окончании духовных школ и памятные подарки. Дипломы были врученытолько выпускникам, имеющим священный сан. Митрополит Владимир снова обратился к выпускникам, подчеркнув, что духовныешколы являются особыми, закрытыми учебными заведениями, в силу чего всеучащиеся " должны беспрекословно принимать " установленные в школах порядки.Глава Санкт-Петербургской епархии рассказал о своих студенческих годах,проведенных в Московской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии,упомянув, что в те времена " Церковь давили голодом, лишением, страданиями,кро-вью " , это были годы " настоящего атеизма " . Но, как считает митрополитВладимир, Церкви в те сложные годы " удалось сохранить свой авторитет " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=183...

   “Православие не есть утверждение мертвой веры...”    В этом отношении особенно показательно развитие журнала “Православный Собеседник,” основанного при Казанской академии еще в 1855-м году. По первоначальному замыслу и предположениям митр. Григория, тогда Казанского, это должен был быть журнал миссионерский и особенно противораскольничий. Но с назначением ректором в Казань архим. Иоанна Соколова весь план был изменен. Новый ректор захотел из академического органа создать то, что у нас принято было называть “толстым журналом,” только в строго церковном направлении. И до известной степени ему это удалось...    На академическом акте 1856-го года Иоанн говорил “О духовном просвещении в России” и развивал здесь программу сближения с обществом и народом. Церковь и духовная школа должны выйти из своего уединения и войти в мир, войти во всю эту сложность жизненных трудностей и интересов. Познание веры не может быть только привилегией клира, и жизнь по вере есть всеобщая заповедь... Иоанн хотел добиться, чтобы академии получили общественное влияние...    С очень большой смелостью и сам он, как проповедник, касался всех очередных вопросов общественной жизни, начиная от предположенного освобождения крестьян, — и другим он подсказывал и задавал такие же темы...    Это публицистическое увлечение Казанского ректора было, правда, сравнительно скоро остановлено сверху, — направление, им взятое, было Синодом признано “не соответствующим достоинству духовного журнала,” и орган Казанской академии был демонстративно передан в ведомство Московского цензурного комитета. Однако, краткость сроков нисколько не ослабляет выразительности симптома...    Сам Иоанн и в последующие годы не отступал от своих публицистических воззрений. “Церковь должна и готова тысячу раз повторять удар этого часа во все колокола, чтобы огласить все концы и углы России, чтобы пробудить все чувства русской души, и во имя христианской истины и любви призвать всех сынов отечества к участию и содействию в общем великом деле возрождения...”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обнародована краткая программа XIV Международных Рождественских образовательных чтений 25 ноября 2005 г. 11:41 С 29 января по 3 февраля 2006 г. под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в столице пройдут XIV Международные Рождественские образовательные чтения «Школа и Церковь — традиции и реформы образования». Чтения откроются 29 января торжественным Патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Пленарные заседания пройдут 30 и 31 января в Государственном Кремлевском дворце. Чтения проводит Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и других светских и церковных учреждений. Главные темы Чтений: — уяснение важности совершенствования системы российского образования на основе разумного сочетания отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта; — воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству; — понимание воспитания подрастающего поколения как важнейшей задачи развития общества и укрепления государства; — возрождение духовных традиций; — православное осмысление важнейших проблем, стоящих перед Церковью и обществом. Чтения откроются Словом Святейшего Патриарха Алексия II. Предполагается, что на Чтениях выступят: министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, Министр культуры РФ Александр Соколов, министр регионального развития РФ Владимир Яковлев, президент РАН Юрий Осипов, президент Российской академии образования Николай Никандров, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Российского Фонда Культуры Никита Михалков, а также представители Поместных церквей и другие докладчики. С краткой программой чтений можно ознакомиться на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации . Патриархия.ru по материалам Пресс-службы оргкомитета XIV Международных Рождественских образовательных чтений Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/60217.html

Задача великая, прекрасная, святая. Но помните, что эта задача может быть осуществлена только чрез личный пример жизни каждого из вас. В нем – в личном примере – может быть сила вашей пастырской проповеди , пастырского служения, пастырского звания. Помните: в нравственной области «сказать» – ничего не значит, и – все «сделать» – показать личным примером возможность и действенность проповедуемого учения. «Кто сотворит и научит – сей велий наречется в Царствии Небесном» сказал Христос ( Мф. 5:19 ). А если этого нет, то сколько бы мы не говорили «Господи! Господи!» – мы можем услышать только «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делющие беззаконие» ( Мф. 7:22–23 ). Таковы, братие, ваши задачи, такова ответственность и таковы могут быть результаты вашей деятельности. Несите же взятый вами на себя подвиг – честно, твердо, до конца, с крепкой надеждой на помощь Божию, с ярким пламенем любви в сердце, с напряжением всех сил до самопожертвования, верьте, что даже невозможное для обычных сил человеческих возможно при помощи силы и благодати Божией, по слову Христа Иисуса. Григорий митрополит Ленинградский и Новгородский Слово ( перед молебном в храме Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1951 г.) Приветствую, вас, братие, с престольным праздником вашего храма, посвященного памяти возлюбленного ученика Христова Апостола Иоанна Богослова. Св. Церковь наименовала Апостола Иоанна Богословом потому, что он в своих писаниях (Евангелии и Посланиях) раскрыл глубокую тайну внутренней жизни Божества, как безмерной неизреченной Любви, пред которой в изумлении поникает внутренний человеческий взор и в беспредельной радости и благодарности должно истаивать человеческое сердце. Уяснением этой великой тайны и ее проявления в жизни мира и каждого отдельного человека и занимается та богословская наука, деятельно изучать которую и явились сюда – в нашу духовную школу – вы, ищущие найти свет Богопознания и ощутить радость Богообщения, чтобы пронести этот свет и эту радость в мир и научить людей «како подобает в Дому Божием жити, яже есть церковь Бога живаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010