Прежде чем мы пойдем к «нашей Ксеньюшке» — народной печальнице, почтим памятник ее трудов — с тайным ее участием воздвигнутую в 1786—1790 годах церковь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм особенный — по внутреннему убранству он очень отличается от многих питерских храмов и скорее напоминает среднерусские и московские церкви — также он покрыт ярким узорочьем, орнаментом, не пугает грандиозностью размеров — уютен, семей-ственен. В этом храме после революционного разорения были собраны иконы из закрытых храмов города, многие там и остались, потому особенно благодатный, намоленный дух чувствуется под покровом Одигитрии. Здесь много старинных икон Божией Матери: Казанская, «Всех скорбящих Радость», Милующая, Толгская, «Достойно есть». А чудотворная икона Божией Матери Смоленская стоит на своем месте уже два столетия — копия той, перед которой молились первые строители города на болоте, те, что были родом из Смоленска — они привезли икону с собой на «стройку века». Многие были похоронены на получившем название от имени их родины кладбище. Позднее вблизи ограды кладбища был построен еще один храм — недавно восстановленная и восхищающая своей красотой церковь Воскресения Христова. Не забудем в Смоленском храме почтить и ту, в честь кого была крещена наша Ксеньюшка. В левом приделе храма, освященном в честь св. ап. и еванг. Иоанна Богослова, посредине его на аналое находится икона прп. Ксении Римляныни. И мы, также как и несколько столетий назад наша блаженная мать, преклоним колени перед той, к кому она обращалась с пламенной молитвой, вступив на подвиг юродства. «Ксения» — значит чужестранка. Так прозвали юную римскую аристократку Евсевию, сбежавшую из отчего дома в греческий монастырь. Прозвище стало иноческим именем, а после канонизации прп. Ксении Римляныни вошло в святцы. В самом наименовании древней подвижницы «чужестранкой» слышится неприязнь, которую она выносила от тех, кто придумал прозвище. Но каждый настоящий подвижник — житель небесной Отчизны, а для этого мира он «чужестранец».

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

Тут Трифон вспомнил, где оставил его ночью, и поведал о совершившемся. В поисках жезла его слуги переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богоматери, а под ней — жезл. С ним они вернулись к Трифону и поведали о чудесной находке. Уже все вместе они вернулись к иконе, и архипастырь понял, что это и есть та самая икона, которая в великой славе явилась ему ночью. Епископ Трифон заплакал от радости и пал на землю перед святыней. Эта радость тронула и сердца всех его спутников, которые не могли сдержать своих слез от умиления. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь на этом месте. Сам Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и спутники архиерейские. В то же утро весть о случившемся достигла и Ярославля. Многие жители возжелали внести свою лепту в это Богоугодное дело и поспешили на помощь трудившимся. К полудню того же дня постройка церкви была окончена, а к вечеру святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления — 8 (21 н. ст.) августа. В тот же день он благословил быть при церкви мужской обители и поставил там игумена. Так милостию Божией Матери и Промыслом Божиим в один день был построен и освящен храм, а также положено начало Толгской обители. Неисчислимы милости, явленные Пречистой Владычицей Богородицей, притекающим с молитвой к Ее чудотворной Толгской иконе, осеняющей Вышним покровом северные пределы земли Русской. С Толгской иконы Божией Матери сделано множество списков, которые разошлись по разным уголкам Святой Руси. Один из них находился в Нежинском девичьем монастыре до самого его закрытия в начале ХХ века. После упразднения обители чтимый образ Пресвятой Богородицы пребывал на хранении у сестер, которые на то время были выселены из монастыря. Последующее местонахождение иконы неизвестно. В 1998 году Нежинский женский монастырь вновь был открыт, а в 2000 году в жизни обители произошло знаменательное событие.

http://azbyka.ru/palomnik/Толгская_икона...

Сидорово. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Сельская одноглавая каменная церковь была построена в 1821 году местным помещиком Грековым с двумя престолами: Феодоровской Богоматери и св. бессребреников Косьмы и Дамиана. В сер. XIX в. колокольню соединили с храмом, пристроив к его западному фасаду ризницу и крещальню. К настоящему времени колокольня, южный портик и завершение храма утрачены. Из местночтимых икон следует назвать: храмовый образ Феодоровской Пресвятой Богородицы, образ святых бессребреников Косьмы и Дамиана и образ Толгской Пресвятой Богородицы – точный список с иконы Толгского монастыря, снятый в 1871 году во время холерной эпидемии. После закрытия (не позже 1930-х гг.) использовалась как зернохранилище, слесарная мастерская, клуб. В настоящее время заброшена, идёт восстановление. http://hramvsidorovo.ru/history/ Стоит посреди квадратной площади в центре села. Липы, посаженные в линию под прямым углом, с востока и севера отделяют церковь от площади. До пожара 1870 г. рядом стояла вторая, деревянная церковь Косьмы и Дамиана. Кирпичное, побеленное по кладке здание построено в 1821 г. местным помещиком Грековым. В сер. 19 в. колокольню соединили с храмом, пристроив к его западному фасаду ризницу и крещальню. К настоящему времени колокольня, южный портик и завершение храма утрачены. Характерный для провинциальной архитектуры памятник, в котором композиция в духе запоздалого барокко дополнена позднеклассицистическими формами. К невысокому односветному четверику, несущему массивный восьмерик со слегка изогнутой граненой кровлей, примыкают пониженные и равновысокие между собой полукруглая апсида и прямоугольная трапезная (первая – в ширину четверика, вторая – чуть шире). Пристройки сер. 19 в. удлинили трапезную вдвое, образовав с ней единый блок в пять оконных осей на северном и южном фасадах. На боковых фасадах основного объема угол трапезной и выступ торца стены на стыке четверика с алтарем, образуя некое подобие антов, ограничивают пространство за вынесенным вперед шестиколонным тосканским портиком. Портик имеет сдвоенные колонны на флангах и завершен широким фронтоном, примыкающим к верхней половине стены четверика. Помимо карнизных тяг, гладь стен оживляют лишь простые рамочные обрамления окон с лучковым верхом и легким уширением нижней горизонтали. На северном фасаде трапезной крайнее западное окно (в ризницу) при аналогичном по величине обрамлении имеет совсем небольшой проем, забранный решеткой с ромбическими ячейками. Этот прием изредка встречается в местных памятниках. Центральный объем храма перекрыт восьмилотковым сводом, алтарь – конхой, трапезная – коробовым сводом с лопатками в торцах.

http://sobory.ru/article/?object=41772

Москва. Николо-Перервинский монастырь. Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Толгской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Нарышкинский , Барокко Год постройки:1733. Ссылки:   Адрес: Россия, город Москва, улица Шоссейная, дом 82. Координаты: 55.669626, 37.719537 Проезд:м. " Печатники " , авт. 30, 161, 292, 703; м. " Текстильщики " , авт. 161, 703, ост. " Николо-Перервинский монастырь " ; платф. " Депо " (с Курского вокз.) метро Марьино первый вагон из центра авт 625 до остановки МЦД Перерва далее через железнодорожную станцию Перерва 15 минут пешком.метро Люблино авт 35 до остановки МЦД Перерва 15 минут пешком. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 г. при игумене Варлааме. В 1768 г. церковь отошла в приход села Сабурова, т.е. стала приходской, а в начале XIX века вновь стала монастырской. В 1785-1786 гг. храм был оштукатурен и впервые расписан. В 1869 г. по благословению Высокопреосвященного Иннокентия, митрополита Московского, церковь была обновлена устройством нового иконостаса, стенною живописью и поновлением икон. Под церковью находились сначала двое ворот. Одни из них, названные " водяными " и построенные в конце 17-го века, сохранились до сего времени. Другие были заложены, и таким образом получилась палатка(комнатка), в которую, по свидетельству начала 19-го века, клали покойников. Запись 1806 г. говорит, что Толгская церковь была выкрашена в красный цвет. Это подтверждают и свидетельства и начала 20-го века. В 1924 г. Толгский храм Николо-Перервинского монастыря был закрыт. Его помещение было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. С 1930-х гг. по 1966-й г. здание церкви и палатка при вратах использовались под жилье. В 1930-х гг. было разобрано завершение храма (крест хранится в музее " Коломенское " ), утрачено убранство интерьера, забелена живопись, переделаны окна, пробиты новые проемы, заложены проходы в алтарь, устроено междуэтажное перекрытие, поврежден белокаменный декор фасадов. В 1950-х гг. к алтарю был пристроен заводской корпус.

http://sobory.ru/article/?object=05403

В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

К числу ранних относятся иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» (сер. XVI в., ГМЗРК; у И. крещатая фелонь, острая борода на конце раздвоена, надпись: «  ») и «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- в 1-м ряду 2-й слева, в белом клобуке, с длинной седой бородой. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) В древнерус. иконописи И. изображался преимущественно среди избранных святых. На правой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 100-101. 482. Ил. 26-28) И. представлен в небольшом повороте влево, держит в руках Евангелие, на нем светлая фелонь и белый клобук, борода широкая, с небольшой проседью. На обороте 2-сторонней таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 276-279. Кат. 65; на лицевой стороне - «Жены-мироносицы у Гроба Господня») изображены святители Игнатий, И. (в центре, в зеленоватой фелони, борода сужается книзу) и прп. Авраамий Ростовский. На иконе «Избранные святые» в басменном окладе 2-й пол. XVI в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 86-89) - ростовые образы равноап. кн. Владимира, блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в центре), святителей Петра и Алексия Московских (слева), блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия и И. (справа). И. написан в клейме со святителями на иконе «Походная церковь» 3-й четв. или посл. трети XVI в. из ц. Св. Троицы («Белой Троицы») в Твери (ТОКГ; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 272-273. Кат. 169. Ил.). Наряду с др. избранными чудотворцами он предстоит Владимирской иконе Божией Матери в одной из групп святителей на створке строгановского складня нач.

http://pravenc.ru/text/674806.html

На месте престола этой церкви поставлен кирпичный памятник, который, в 1862 году, при постройке боковых приделов, заменен другим, из Сердобольского гранита. Храм деревянный разобран при постройке верхнего храма, в 1792 году. Нижний храм в 3 престола. Главный алтарь посвящен Покрову Божией Матери, правый придел св. Николаю (9-го мая), а левый – иконе Толгской Божией Матери. Антиминсы всех трех престолов освящены епископом Герасимом, 1861 года, 21-го мая. Длина среднего алтаря, от горнего места, до царских врат – 3 саж. 1 ар. 8 вер.; ширина – 3 саж,; ширина солеи – 2 ар. 8 вер.; длина храма, от солеи до выходных дверей – 6 саж. 2 арш. 4 вер.; ширина 4 саж. 4 в. Длина боковых алтарей 2 саж. 2 арш. 4 вер., ширина – 2 саж.; ширина солеи 1 саж. 1 арш. Длина храма, от солеи, до задней стены – 6 саж. 1 арш. Высота храма 2 саж. 1 арш. 8 вершков. Иконостас среднего храма возобновлен в 1864 г., при постройке боковых приделов. Он в 2 яруса. Новые иконы его писаны иконописцем Ласкиным. Иконостасы придельные в один ярус. Иконы их писаны тем же Ласкиным и обложены серебряными ризами. Иконы, размещенные по сторонам, пожертвованы разными лицами. Киоты для них устроены старанием здешнего священника Никиты Фомина. Постройка боковых приделов, отделка храма и обновление иконостасов, все это совершено в 1864 году старанием протоиерея Феодора Андреевича Флоровского и церковного старосты Ивана Ивановича Зотова. Верхний храм посвящен Петру и Павлу. Антиминс его освящен епископом Леонтием 1861 г. декабря 31-го дня. Длина алтаря 3 саж. 1 арш. 12 вер. Солея шириною в 1 саж. Длина храма, от солеи до выходных дверей, 6 саж. 2 арш. 2 вер.; ширина – 4 саж. 1 арш. Высота – 2 саж. 8 вер. Купол деревянный. Высота его 3 саж. 1 арш. По откосам купола изображены Евангелисты, а в алтаре, над престолом, Бог Отец благословляющий. Потолок храма разделан мозаикою, а над окнами украшен «духовною арматурою». Иконостас – в 2 яруса. Над ним – крест и Распятие, с предстоящими Божиею Матерью и Иоанном Богословом. Иконостас сооружен вновь, иконы его, большею частью, написаны вновь живописцем Кузнецовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Пел хор сестер Толгского монастыря, регент монахиня Иринарха (Ворожцова). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с кратким словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимая матушка игумения, дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой святой обители, всей Ярославской земли и всей Церкви нашей! Не так много монастырей, история которых насчитывает семь веков. Мы, действительно, находимся с вами на святой земле, которая стала процветать благодаря несомненному присутствию на ней Божественного начала. Церковь хранит священное предание о том, как по воле Божией чудесным образом была явлена Толгская икона Божией Матери, которая стала покровительницей этого места и всего Ярославского края,  дивным чудотворным образом для всей Руси и всего мира. Семь веков, сопровождавшихся множеством войн и исторических потрясений, прошли над этим местом, но даже суровый XX век, отмеченный страшным гонением на Церковь и закрытием Толгского монастыря, не сумел уничтожить в людях память о явлении чудотворной иконы Богоматери. Неслучайно поэтому, что первым в России, как только появилась возможность, был возрожден именно этот монастырь. История обители свидетельствует о явлении людям благодати и милости Божией. Действительно, если мы идем навстречу Богу с молитвой, с открытым сердцем, с верой, то Он отвечает нам Своею благодатью, Своей любовью, Своею помощью. Как много на этом месте возносилось молитв, как много было духовных подвигов и все это не ушло в небытие. Сегодня, взирая на этот возрожденный монастырь, на эту дивную обитель, мы возносим благодарение Господу Промыслителю, Его Пречистой Матери Деве Марии, Которая Своим дивным и чудотворным образом пребывает на сем святом месте. Под Ее покровом да пребывает и Отечество наше, Церковь наша и все, кто с верой и благоговением обращают к Ней свои молитвы. С праздником всех вас поздравляю». Завтра, 21 августа, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит служение Божественной литургии на соборной площади Толгского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3707236.ht...

Столпы храма имеют пять граней и так же, как и стены, расписаны сюжетами. Грани восточных столбов, обращенные в пространство алтаря, составляют с ним единое композиционное целое, и роспись на них продолжает сюжетную линию, символически выделяющую это самое значимое место в храме. В частности, только на этих гранях в нижнем ярусе присутствуют образы святителей, скомпонованные так же, как и на стенах, по несколько фигур на одной плоскости. Вероятно, среди трехфигурных композиций здесь присутствуют образы ярославских святых, благоверных князей Федора, Давида и Константина. Сейчас можно только предполагать их местоположение на одной из алтарных граней восточных столбов. Основанием для этого предположения является то, что эти святые были предками Андрея Курбского, чем тот, несомненно, гордился и считал их своими покровителями. Пасхальный цикл также переходит со второго яруса стен на второй ярус граней столпов, обращенных в пространство алтаря. Грани восточных столбов, развернутые в центральную часть храма, не содержат росписей, поскольку были закрыты иконостасом. Западные столбы имеют отличную от восточных столбов логику расположения росписей. Они были доступны для обозрения молящихся. Наверное, поэтому нижние ярусы западных столбов содержат значимую для храма с посвящением Казанской иконы Божьей Матери историю обретения иконы. В верхних частях западных столбов росписи посвящены деяниям пророков Иезекииля, Иеремии, Ионы, Захарии, Соломона. Во втором ярусе - циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия». Условное деление пространства храма на правую и левую, то есть мужскую и женскую стороны, поддержано разными по содержанию христологическими и богородичными композициями, а также образами святых жен, размещенных на откосах окон в левой части храма (среди них в настоящее время хорошо читается только имя Св. Фомаиды). Богородичный цикл поддерживается также образами прославленных икон Богоматери, размещенными в сводах арок оконных проемов. Здесь можно видеть икону Богоматери Смоленской, Толгской, Донской, Балыкинской, Трубчевской (?), а также икону Богоматери «Взыскание погибших». Особое внимание привлекают иконографические образы, особо характерные для времени создания храмовой декорации. Так, например, на своде арки одного из окон помещено изображение иконы «Богоматерь Балыкинская». Это достаточно редкий образ, имеющий, однако, свою историю почитания в Ярославской земле.

http://sobory.ru/article/?object=06024

Тула. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь, Воздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1760 и 1764. Год утраты:1934 Архитектор:И.О. Никипелов Адрес: Россия, Тульская область, г. Тула, Крестовоздвиженская (Челюскинцев) пл. Координаты: 54.195187, 37.616602 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь во имя Воздвижения Креста Господня с приделом Димитрия Солунского появилась в 1611 г. Она сильно пострадала от страшного пожара в 1696 г. На ее месте поставили небольшую каменную церковь в честь трех святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, через полвека обветшавшую. В 1759 г. по проекту и под руководством архитектора оружейного завода подпоручика Ивана Осиповича Никипелова началось возведение нового храма Воздвижения Креста Господня. Всего за год выстроили его основной объем и придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К 1764 г. закончили второй придел – во имя Трех Святителей Вселенских – и колокольню. Храм был построен в стиле барокко. Особенно большое участие в построении храма собственными средствами принимал купец Василий Артемьевич Большой Ливенцев. В 1862 г. в церкви был устроен третий придел – во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.Со временем колокольня Крестовоздвиженского храма наклонилась и 1864 г. была разобрана. В 1873 г. на средства Н.Н. Щеглова и на церковные деньги возведена новая каменная колокольня. В 1876 г. в церкви был устроен придел во имя Толгской иконы Божией Матери. В 1900-1903 гг. вокруг церкви велись большие строительные работы. Появилась прекрасная, точно кружевная, кованая ограда, в которой, помимо храма, разместились церковные лавки и хозяйственные постройки. В 1901 г. к востоку от алтаря построена каменная часовня. В 1925 году храм был передан в аренду верующим, стал обновленческим. Однако обновленчество (движение священнослужителей, сотрудничавших с советской властью) не пользовалось большой популярностью. В 1927 г. численность прихожан составляла всего 58 человек. В 1928 г. власти подняли вопрос о сносе храма. По мнению советских градоначальников он мешал движению транспорта. К тому же рядом находились государственные и общественные учреждения (Горкоммунотдел, Дом профсоюзов), а церковь, якобы, затемняла окна этих учреждений и мешала колокольным звоном их работе. По постановлению Президиума ВЦИК от 5 августа 1929 г. Крестовоздвиженская церковь была закрыта. Некоторое время в ее здании располагался зерновой склад " Союзхлеба " . В апреле 1934 г. храм был разобран. Образовавшаяся площадь получила имя Челюскинцев. В 1935 г. на ней установили памятник Труду и Обороне в виде фигуры красноармейца, демонтированный в конце 1980-х гг. из-за ветхости.

http://sobory.ru/article/?object=35073

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010