Источник: Ближе к середине XVIII века в юго-западной части Земляного города, на так называемом Киселёвском бугре, стала образовываться слобода из новопоселенцев. Слобода получила название Безродной, так как большую часть её жителей составляли беглые крестьяне «без роду, без племени». Эти слобожане были прихожанами Петропавловской церкви, что стояла у Адмиралтейства. Начатое в 1744 году сооружение в Астрахани канала отделило Безродную слободу от приходского храма. Теперь священнослужителям этой церкви, вызываемым на различные требы к безродненским жителям, из-за стоящего на их пути канала и из-за постоянных бываемых здесь от дождя грязей тяжело было попасть на место. Такая же трудность возникала и у слобожан, желавших побывать у церковной службы. В 1763 году жители Безродной слободы, в которой в то время находилось уже триста дворов, просили у астраханского епископа Мефодия разрешения перенести к ним находившуюся при Крестовоздвиженском храме бесхозную деревянную церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста. Архипастырь дал им своё благословение, и в этом же году она была перенесена на новое место, на самый центр Киселёвского бугра, с учреждением здесь своего прихода. В середине XVIII века с северной стороны храма был устроен деревянный тёплый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. 10 августа 1803 года по благословению архиепископа Платона (Любарского) этот придел по ветхости был упразднён, а в 1818 году сломан. В 1819 году астраханский мещанин Иван Петрович Шарыгин на свои средства восстановил, теперь только с южной стороны, тёплый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Придел был освящён в том же году кафедральным протоиереем Фёдором Александровым с благословения архиепископа Гаия (Токаова). Но сама деревянная церковь Иоанна Златоуста была очень мала и ветха. Это побудило её священнослужителей, вместе с церковным старостою Даниилом Ивановичем Плотниковым, просить в Духовной Консистории сборную книгу на постройку нового храма. По этой книге было собрано пожертвований до 10 тыс. рублей. Церковный причт договорился с титулярным советником Николаем Михайловичем Ладыженским о выделке на его кирпичном заводе до ста тысяч штук кирпича. После чего сразу же началось строительство храма. После постройки каменной трапезы был перенесён из старого храма и устроен здесь с правой стороны придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Устройство придела финансировал тот же благотворитель – И.П. Шарыгин. Этот придел был освящён 18 ноября 1823 года членом Консистории священником Андреем Ивановым. С левой стороны трапезы на средства астраханского купца Ивана Матвеевича Хлебникова был устроен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Этот придел был освящён 8 мая 1824 года строителем Иоанно-Предтеченского монастыря иеромонахом Серафимом. Сама церковь была достроена старанием нового церковного старосты Ивана Андреевича Чучина в 1825 году.

http://sobory.ru/article/?object=03238

С сайта: http://pravoslavie58region.ru Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с приделами во имя св. Архангела Михаила и св. чудотв. Николая, каменный, холодный, построен в 1874-80 гг. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 3 дес., пахотной 62 ½ дес., причт владеет только 43 ½ дес. Жалования 270 руб. 48 коп., братского дохода до 900 руб. Дома для священников церковные. Прихожан муж. пола 1938 душ, жен. пола 1915 душ. Приход состоит из села и деревни Аксеновки. Имеются церковно-приходское попечительство, в селе земское училище, а в деревне Аксеновке школа грамоты. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Каменный, с приделами во имя Архистратига Михаила и свт. и чуд. Николая. Строился с 1873 (1874) по 1880 г. по инициативе председателя приходского попечительства, впоследствии церковного старосты (1883–1901), Ивана Ивановича Попова и его помощника, крестьянина Сергея Ивановича Мясникова. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 24 октября 1882 г., 9 сентября 1884 г. – правый придельный престол во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил и левый придельный алтарь во имя свт. и чуд. Николая. Постройка его вместе с тремя иконостасами обошлась в 40 тыс. руб. В 1889 г. вокруг храма установили железную на каменном фундаменте ограду. В 1898 г. церковь внутри была расписана, иконостас и иконы подновлены. 20 июня 1908 г. в память рождения Алексея Николаевича был приобретен новый колокол весом 199 п. 16 ф. Среди благотворителей следует отметить храмоздательницу помещицу д. Аксеновки Марию Ильиничну Сабурову, которой предание приписывает появление престола, посвященного Толгской иконе Божией Матери, в память ее чудесного спасения от грозившей ей опасности быть погребенной подо льдом реки в одну из зимних поездок в Москву. До него в селе был деревянный храм, сооруженный в 1795 г. и капитально отремонтированный и поднятый на каменный фундамент на средства губернского секретаря Николая Ильича Иванова в 1841 г., с четырьмя престолами: в настоящей – во имя Толгской иконы Божией Матери и во имя Архистратига Михаила и в трапезной – во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя свт.

http://sobory.ru/article/?object=04066

Бесстолпная одноглавая Толгская церковь сооружена в 1761 г. Имеет башнеобразную колокольню и небольшой северный придел. В 1760-х г.г. интерьер Толгской церкви был украшен фресковой росписью, заново переписанной маслом в конце XIX в. От первоначальной живописи сохранился небольшой фрагмент «Вознесение Иоанна Милостивого» на арке, разделяющей главный храм и трапезу (под иконой «Покрова Богоматери»). В центре сомкнутого свода «Саваоф», парящий на херувимах. На своде - «Распятие», «Снятие со креста», «Поцелуй Иуды», «Положение во гроб». Написанная в манере сухого официального академизма, роспись размещена на стенах в два яруса в виде небольших панно, обрамленных плетеночным орнаментом. Среди сюжетов - изображения ростовских свв.: Леонтия и Иакова в круглых медальонах; Димитрия и юродивого Иоанна Милостивого. На своде трапезы «Явление иконы Богоматери Иоанну Милостивому», «Кончина Иоанна Милостивого», «Рождество Иоанна Предтечи». В северном приделе на своде «Богоявление» и «Сретение», а на стенах - «Ростовские чудотворцы». Четырёхярусный золоченый иконостас храма сооружен в середине XIX в. Он украшен витыми колоннами, виноградными гроздьями и увенчан небольшим скромным крестом. Иконы написаны в 1770 г. художником Харковым. Среди икон местного яруса некоторые древнего письма: «Параскева Пятница» XVI в., «Богоматерь Толгская» и «Избранные святые» XVII в. В главном храме сохранились древние иконы в отдельно стоящих резных киотах: «Никола» (поясной), «Ростовские чудотворцы», «Не рыдай мене мати», «Покров» XVII в. У северной стены находится серебряная рака XVIII в. с мощами Иоанна Милостивого, ростовского чудотворца (ум. 1580). Она украшена барочными клеймами со сценами жития святого, исполненными в технике литья, гравировки и чеканки. Над ракой небольшая, вытянутая по горизонтали икона «Иоанн Милостивый» XVIII в., написанная в иконных традициях. В среднике иконы Иоанн изображен в рубище с посохом и свитком, слева и справа сцены из его жития, а вверху деисус с 20 фигурами предстоящих к трону Христа ростовских и ярославских святых. Над ракой резная деревянная сень, украшенная витыми колоннами, волютами и вензелем «И» «М» (XVIII в.).

http://sobory.ru/article/?object=00600

Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах – один из первых монастырей вЧувашии. Основан в 1566 по указу царя Ивана IV Грозного в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1566–1764 монастырь являлся владельцем крупной вотчины в Чебоксар. у., на территории к-рой основал 6 деревень, впоследствии вошедших в пределы Чебоксар, – Набережную, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовку, Завражную. По данным на 1746, в них проживало 612 крестьян муж. пола, в состав вотчины входили 801,5 дес. пашни, 184 дес. сенокоса, 2,5 дес. леса, рыбные ловли на р. Волга. В 1764 в результате секуля­ризацион. реформы Екатерины II обитель причислена к 3-му классу штатных монастырей, все земли и крестьяне переданы государству, вместо них назначалось штатное жалованье в размере 950 руб. в год. В кон. 18 – 19 вв. монастырь получил от правительства в Козьмодемьян. у. мельницу и рыболовные озёра, в Чебоксар. и Цивил. у. – пашню, луга, участок леса общей площадью ок. 314,5 дес., к-рые часто сдавались в аренду. В 1789 и 1838 к монастырю приписаны 2 чебоксар. пустыни – Владимирско-Сретенская и Спасо-Геронтьевская. Вскоре после основания монастыря была построена деревян. соборная церковь во имя Святой Троицы, в 1669 сооружён храм в честь апостолов Петра и Павла, но к 18 в. он не сохранился. При поддержке чебоксар. купечества на территории обители в 18 в. возведены каменные ограда и кельи, церкви перестроены в каменные. В описи от 1763 упоминаются 4 камен. храма: Троицкий, Толгской иконы Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позднее Петропавловский храм за ветхостью был разобран. Первоначал. композиция архитектур. ан­самбля, отличающаяся живопис. и компакт. планировкой, в основном сохранилась. Композицион. центром монастыр. комплекса является монументал. Собор Троицкий (1748). Старейший храм – Церковь Толгской иконы Божией Матери (1713). Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Оригинальна архитектура однопрестольной надвратной Церкви великомученика Феодора Стратилата (1759).

http://sobory.ru/article/?object=04978

С праздником всех вас поздравляю». Вчера, в самый день праздника, там же, на монастырской площади, Его Святейшество возглавил Божественную литургию. Кроме местного хора, за богослужением на этот раз пел также хор московского Сретенского ставропигиального монастыря под управлением регента Никона Жилы. Многочисленные паломники наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных на территории монастыря. На малом входе во внимание к усердному служению Церкви Христовой и в связи с празднованием 700-летия со дня основания Толгского Введенского монастыря г. Ярославля Святейший Патриарх Кирилл удостоил старшего священника Толгской обители протоиерея Александра Чураева права ношения креста с украшениями. По сугубой ектение Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Кравченко, благочинный приходов г. Рыбинска, настоятель Вознесенско-Георгиевского храма г. Рыбинска. По окончании Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. В дар обители Святейший Владыка передал старинный список Владимирской иконы Божией Матери, созданный по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. «Я хотел бы, чтобы эта святыня, чудом дошедшая до нашего времени, находилась в этой православной обители — одной из самых древнейших в Русской Православной Церкви», — отметил Патриарх. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона за труды и архипастырское попечение о Толгской обители и вручил владыке юбилейную панагию в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Настоятельнице Толгского монастыря игумении Варваре Святейший Патриарх вручил юбилейный наперсный крест. Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил митрополита Феодосийского и Керченского Платона и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла — в прошлом Преосвященных Ярославских и Ростовских — за труды на Ярославской земле и особо приветствовал митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия — уроженца г. Ярославля. Митрополит Ярославский Пантелеимон обратился со словами приветствия к Святейшему Владыке и преподнес Его Святейшеству образ Христа Вседержителя. Также Предстоятеля приветствовала игумения Варвара, которая преподнесла Патриарху икону «Чудеса Толгской иконы Божией Матери», выполненную в технике финифти.

http://e-vestnik.ru/church/tolgskie_yubi...

вокруг храма установили железную на каменном фундаменте ограду, которая обошлась в 2500 руб. В 1898 г. по благословению преосвященного Митрофана 1-го церковь внутри была расписана, иконостас и иконы подновлены. 20 июня 1908 г. в память рождения наследника престола Алексея Николаевича за 5000 руб. был приобретен новый колокол весом 199 п. 16 ф. Среди благотворителей следует отметить храмоздательницу, помещицу д. Аксеновки Марию Ильиничну Сабурову, усердием которой были воздвигнуты оба престола в трапезной части храма и которой предание приписывает появление престола, посвященного Толгской иконе Божией Матери в память ее чудесного спасения от грозившей опасности быть погребенной подо льдом реки в одну из зимних поездок в Москву. Среди вещей, заслуживающих внимание, следует отметить напрестольное Евангелие в серебряном окладе, пожертвованное крестьянином с. Котла отставным фельдфебелем Семеновского полка Григорием Ильичем Десятовым; икону Толгской Божией Матери в серебряной ризе, подаренную храмоздательницей Сабуровой; серебряный крест с частицами святых мощей, пожертвованный коллежским регистратором Тимофеем Ивановичем Суминым в 1850 г. В 1912 г. волостной старшина Матвей Шачнев отпустил из мирского капитала 250 руб. на обустройство приходского кладбища. Церковь расположена на взгорке и является доминантой окружающего ландшафта. Четверик храма несет на себе двухсветный восьмигранный световой барабан, с севера и юга к четверику примыкают приделы, с востока - трехапсидный алтарь, с запада - трапезная, к которой примыкает трехъярусная колокольня с двумя притворами. Эклектичный характер декора включает в себя барочное оформление наличников первого яруса русские " кокошники над окнами барабана храма и верхних ярусов колокольни, также характерные для классицизма треугольные фронтоны приделов храма и нижнего яруса колокольни. В интерьере сохранился остов иконостаса барочных форм и росписи, выполненные в академической манере. В настоящее время храм не используется и находится в заброшенном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=04066

Исторический интерес представляет «Псалтирь» на латинском языке, написанная на пергаменте и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Милостивому. Эту «Псалтирь» Димитрий Ростовский в 1702 г. приказал переплести и положить в гроб блаженному Иоанну. Среди прочих предметов утвари заслуживают внимания «Святцы» в изящном серебряном окладе, исполненные в технике финифти в конце XVIII в., а также деревянный расписной крест 1706 г. с именами заказчиков, перенесенный из Леонтьевской церкви. В северном приделе Св. Власия и Иоанна Предтечи сохранился небольшой иконостас XVIII в. с иконами древнего письма («Ангел Хранитель» и «Св. Власий с чудесами» XVII в.). В отдельно стоящем киоте в трапезе находится уникальная икона (возможно XVI в.) «Св. Василий Великий» (210х85 см), к сожалению, искаженная позднейшими записями. Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. – М., 1911; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Ростовский кремль " . – М.: Северный паломник, 2008.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012. На шумной и оживлённой улице Декабристов (бывшей Ивановской), чуть в стороне от дороги, стоит небольшая церковь в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы, у ростовцев известная как храм блаженного Иоанна Милостивого, поскольку здесь покоятся мощи этого святого. Жил он во времена Иоанна Грозного, но откуда был родом и кто по происхождению, не известно. Поскольку он при себе имел Псалтирь на латинском языке, историки делают вывод, что он был человеком знатным и образованным. Некоторые считают, что " по смутным обстоятельствам времени он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу " .

http://sobory.ru/article/?object=00600

В 1813 году по ходатайству священников епархиальное начальство временно перечислило к Никольской церкви 75 человек из Богоявленского прихода. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков (сын Самуила «Чугунного»). устроил в церкви придел в честь своего покровителя, митрополита Алексия, освященный 27 сентября 1831 года. Появление еще одного придела связано с трагическими событиями в жизни города. Во время эпидемии холеры в 1831 году купчихе Дьяковой был во сне знак отслужить в своей церкви молебен перед Толгской иконой Божией Матери и преподобного Кассиана. Видение ее огласилось, икону стали носить по улицам и домам горожан для богослужения, и многие верующие получили исцеление. Семья самой Дьяковой осталась невредимой во время бедствия. В 1836 году купцы Ардалион и Африкан Ляпины исполнили обет Дьяковой и соорудили за свой счет придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Этот придел разместили там, где прежде был Димитриевский, а его отнесли влево, для чего пробили капитальную стену и выложили новую, поэтому северный фасад стал иметь ломаную линию. Возобновленный придел освятили 9 ноября 1841 года во имя святого Димитрия Солунского совместно с преподобным Кассианом Римлянином. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний в дореволюционные дни ремонт проводился в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всем храме появилось паровое отопление. С 1815 по 1850 год в Никольской церкви служили Лаврентий Малинин и его зять Михаил Милютин. Затем в течение пятнадцати лет сменились четыре священника. В 1866 году здесь утвердился на четыре десятилетия отец Михаил Самецкий, при нем в 1881 году открылось церковноприходское попечительство. В предреволюционные десятилетия в церкви служил отец Федор Лукин. В начале нынешнего века прихожан у Никольской церкви насчитывалось 504 человека. Священник, дьякон и псаломщик жили в подцерковных домах. Один из них, кстати, хорошо Сохранился на улице Таранченко и недавно был занят фирмой «Россахарсервис».

http://sobory.ru/article/?object=00819

При больничной палате, стены которой щедро украшены резными барочными деталями, в первые годы 18 века была воздвигнута Спасская церковь. Это одна из самых оригинальных построек в духе нарышкинского барокко: ее сложный восьмигранный купол состоит из восьми миниатюрных главок, расположенных вокруг высоко вынесенной шарообразной главы в центре. Внутри храма нашли упокоение первый ярославский губернатор Мельгунов, герой Отечественной войны генерал Тучков, потомки ярославских удельных князей. После революции Толгская обитель, как находившаяся под особым покровительством царствующего дома, подверглась полному разорению. В течение многих лет здесь размещалась детская воспитательно-трудовая колония. В 1987 г. в канун 1000-летия Крещения Руси монастырь (первым в СССР за время перестройки) был передан церкви. В течение последующих лет древняя архитектура была полностью возрождена, построены две новые часовни. В настоящее время это крупный центр паломничества со всех концов России и из-за рубежа. Толгский монастырь, 1 класса, в 9 верстах от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 году на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской. В XV веке монастырь сгорел дотла. В начале XVII века был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 — 1683 годах. Здесь находится главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. С нею совершаются крестные ходы: в Ярославль — в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов — Великим постом, в город Рыбинск — с 14 августа по 13 сентября, по уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому — со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского уезда — с 16 по 20 ноября. В день празднования святой иконы, 8 августа, при громадном стечении.народа, совершается крестный ход из города Ярославля в монастырь. Монастырь обнесен высокою каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При монастыре странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачей лекарств.

http://sobory.ru/article/?object=00217

Несколько директоров российских музеев согласились высказать нашему изданию свое мнение относительно перспектив такого нововведения. Алексей Левыкин, директор Государственного Исторического Музея Как директор музея, я считаю, что заявленные поправки не только не нужны, но и чрезвычайно опасны. Инициатива законодательных поправок к закону «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» была выдвинута без глубокой проработки данного вопроса. Только дилетантам кажется, что это просто — взять и передать музейные ценности в ведение церкви. Инициаторы предложений, вероятно, не задумались о том, как при этом обеспечивать сохранность предметов Музейного фонда: контролировать температурно-влажностный режим, вести мониторинг изменения сохранности предмета, определять условия внешнего воздействия, обеспечивать физическую безопасность. Это необходимо делать для того, чтобы сохранить музейный предмет. Если есть желание активно использовать музейный предмет, то он не просуществует и одного года. И чем уникальнее памятник, тем он более беззащитен перед воздействием окружающей среды или человека. Хотя, судя по представленному тексту поправок, они предполагают, что ответственность за сохранность памятников будут по-прежнему нести музейные сотрудники, не имея при этом возможности влиять ни на условия хранения, ни на условия использования предметов Музейного фонда. Не только принятие, но даже обсуждение вышеупомянутых поправок вызовет волну конфронтации между музейным сообществом и представителями Русской православной церкви в момент, когда мы все должны быть едины в условиях внешних и внутренних враждебных вызовов. С большим трудом завоеванное хрупкое равновесие, соработничество с церковью — результат многолетней совместной работы, диалога и признания высокого авторитета музейного сообщества — будут разрушены. Достигнутый компромисс всегда был центром стабильности и носителем примиряющих, консолидирующих начал в нашем обществе. Существующее законодательство дает музеям право выдачи предметов религиозного назначения за пределы музея. Выдача иконы «Троица» на службу в Троице-Сергиеву лавру — тому подтверждение. (В числе других примеров — передача Торопецкой иконы Божией Матери из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского в поселке Княжье Озеро, Владимирской (Оранской) иконы Божией Матери из Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Оранский Богородицкий мужской монастырь и Явленной Толгской иконы Божией Матери из Ярославского художественного музея в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. — TANR.)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010