Не прерывалась память о К. и. и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, из к-рого происходит единственный список Симеоновской летописи кон. XV в. с известием о явлении К. и. В хозяйственных книгах обители под 23 дек. 1592 г. записано, что в москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги» (Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90-х гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1987. Ч. 2. Л. 81 об.). Празднование К. и. было учреждено под 9 июля, видимо на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания - в рукописи кон. XVI в. (ГПНТБ СО РАН. F. IV. 3. Л. 177). Праздник был включен в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской сер. XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении К. и. в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божией Матери (8 июля - в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579; 11 июля - в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, посвященный «отпуску» из Москвы после поновления в 1540), праздновать 9 июля в 1-й пол. XVII в. могли др. иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо К. и. праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские». Подобно празднику 29 июля, праздник К. и. 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам вмц. Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 нояб. В 1611 г. 1 сент. К. и. была поновлена, о чем сообщалось в 3 «столбцах», найденных на иконе при снятии с нее драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресв. Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом»; возможно, поновлен был именно средник складня. Из тех же «столбцов» известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина» ( Трофимовский. 1864. С. 364-365; То же. 2013. С. 252).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Г. Наперсная икона «Богоматерь с Младенцем и свт. Николай Чудотворец» из фондов Музеев Кремля//Оружейная палата и проблемы изучения рус. средневек. искусства: Семинар 29 сент. 2015 г. (в печати)). В подобных композициях бывает использован извод предстояния святителя тронному образу Божией Матери с Младенцем (икона сер.- 2-й пол. XVI в., ЧерМО). Уникальное значение Н. как главного заступника за людей, в т. ч. перед Царицей Небесной, нашло отражение и в самостоятельных изводах: связанный с прославлением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери сюжет «Явление Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца пономарю Юрышу», к-рый в сер. XVI в. входит в цикл чудес, расположенных на раме Тихвинской иконы (в Благовещенском соборе Московского Кремля, ГММК; из Успенского собора Дмитрова, ныне в ЦМиАР). Известны и особые изводы икон, обретенных или прославленных в XVI в., на к-рых фигуры Пресв. Богородицы и Н. написаны рядом, как на упомянутой Ржевской (Оковецкой) иконе. Сопоставление Н. и Пресв. Богородицы с Младенцем Христом, как главных «адресатов» христ. молитвы, отражало то, что именно в Их безгрешности и благодатной природе чудес Н. сомневались еретики протестант. толка, в т. ч. и оказавшиеся на Руси или испытавшие их влияние последователи, настаивавшие на «простоте» человеческой природы Спасителя, Божией Матери и Н. На протяжении XVI-XVII вв. получают распространение в качестве самостоятельных иконных изводов повторения чтимых и чудотворных икон Н. Как правило, это житийные иконы, в среднике к-рых воспроизведен тот или иной прославленный иконный образ (Зарайский, Можайский, Великорецкий, Гостунский), часто с подписью, позволяющей опознать преемственность почитаемого оригинала. В это время на Руси появляются иконы, написанные рус. мастерами под воздействием поствизант. икон с образом Н.- с резким, контрастным личным письмом, и характерными среднеземноморскими крупными чертами лика: поясная икона из частного собрания; икона из вологодской ц. свт. Леонтия Ростовского (3-я четв. XVI в., ныне во ВГИАХМЗ) - святитель, в облачении, с «шитыми» деталями на епитрахили и палице, изображенный в рост; икона кон.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В 1531 г. в Москву из Ржева были принесены иконы прп. Параскевы и вмц. Параскевы. Иконы поновили, вел. кн. Василий III проводил их обратно во Ржев, а сделанные с них списки поставили в специально сооруженном храме «близ Покрова Пресвятой Богородицы» (1532), к к-рому вел. князь установил крестный ход 27 нояб.- в память его освящения. В 1540 г. в Москву также из Ржева были принесены для поклонения чудотворные иконы «Одигитрия» ( Ржевская Оковецкая икона Божией Матери ) и Честного Креста. Митр. Московский Иоасаф (Скрипицын) , предварительно соборно рассмотревший свидетельства о чудесах, происшедших от новоявленных икон, встречал их с духовенством, вел. князем и боярами на месте совр. Пречистенского бульвара. Здесь по повелению царя Иоанна IV заложили храм (не сохр.), для к-рого были написаны копии икон. В 1558 г., во время Ливонской войны, из Ругодива (ныне Нарва, Эстония) архим. Юрьева монастыря в Новгороде Варфоломеем и протопопом Софийского собора Димитрием в Москву были принесены образы Пресв. Богородицы «Одигитрия» и свт. Николая (с изображениями сщмч. Власия и святых Космы и Дамиана). У ц. в честь Ржевской иконы Божией Матери образы встречали царь Иоанн IV, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Макарий с собором духовенства, при этом был совершен молебен с водоосвящением. Др. встреча была за городом, у Ризоположенских ворот. В ней участвовала царица Анастасия Романовна со свитой. В начале правления царя Василия Иоанновича Шуйского из Углича были перенесены мощи св. царевича Димитрия Иоанновича, от к-рых происходили исцеления. 3 июня 1606 г. мощи встречали в Москве крестным ходом с молитвами у Сретенского мон-ря. В янв. 1647 г. Нерукотворный образ Спасителя («Спас Вятский»), принесенный из г. Хлынова (ныне Киров), был встречен у Яузских ворот царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом. Образ был внесен в Кремль крестным ходом через Фроловские ворота и поставлен в Успенском соборе. О многолюдстве московских крестных ходов в сер. XVII в. можно судить по свидетельству царя Алексея Михайловича в письме Новгородскому митр. Никону (Минову) с описанием встречи мощей патриарха свт. Иова 5 апр. 1652 г.: «А многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглиненския ворота, и по кровлям и по переулкам яблоку негде было упасть» (ААЭ. Т. 4. С. 77).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1577 году снова разгорелась война со шведами. Опасаясь нападения неприятелей, настоятель и братия Коневской обители должны были оставить свой монастырь и переселиться на жительство в Новгородский Деревяницкий монастырь. На этот раз запустение Коневской обители продолжалось недолго: через 16 лет братия снова возвратилась в свою обитель. После нашествия шведов на Карелию в 1610 году братия принуждена была опять оставить Коневский монастырь, который был возобновлен только через полтораста лет, в 1766 году. Икона же Богоматери оставалась в Деревяницком монастыре до 1798 года, когда, по благословению митрополита Новгородского Гавриила, дозволено было перенести ее в Коневец. В Деревяницком же монастыре оставлена была копия с этой иконы в серебряном окладе. Прежде отправления чудотворной иконы в Коневец, строитель Варфоломей прибыл с ней в Петербург для устроения здесь серебропозлащенной ризы и пробыл в нем два месяца. В это время икона Богоматери явила много чудесных знамений. Возвращение иконы Богоматери в Коневскую обитель также сопровождалось многочисленными знамениями и чудесами. Так, некто Андрей Зиновьев был избавлен от беснования. Григорий Новосадов исцелился от расслабления, а боярыня Параскева получила исцеление от глазной болезни. Пресвятая Дева и доныне осеняет Своим благодатным покровом Коневскую обитель. Чудотворный образ Коневский изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке двух птенцов голубиных. На обратной стороне иконы помещен «Нерукотворенный образ Спаса». Особо чтимые списки этой иконы находятся в Москве, в Благовещенской церкви, что на Бережках, и в Воскресенской церкви города Торжка Тверской губернии. 11 июля Оковецкая Ржевская икона Икона Божией Матери, известная под этим именем, «вилась в 1539 году при следующих обстоятельствах. В деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда (ныне Осташковского) Тверской губернии жили два вора: Иван, бывший прежде здесь же пономарем, и родной его дядя Ермолай. Задумав совершить кражу, они сговорились с двумя другими ворами, крестьянами боярина Ивана Повадина, в том, чтобы клочковским ворам украсть двух лошадей, а боярским — двух коров, и затем разменяться краденым. Местом, где должен был состояться этот обмен, назначено было старое городище в дремучем лесу на берегу реки Вырышни.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Ин кондак, глас тойже В мире яко ангел, отче, пожил еси,/в земли пещеру себе соделав,/в нейже добре подвизався противу невидимаго врага козней,/и оттуду, веселяся, прешел еси к Небесным Чертогом./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Антоние, отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Антоние,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Силуану, схимнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 3 Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения/приемый свыше благодать чудотворения/и к Богу велие дерзновение стяжавый,/постником Силуане,/Тому молися,/да подаст нам мир и велию милость. Кондак, глас 8 В бденном и трезвенном молении/и крепком всегдашнем пребывая пощении,/тело свое умерщвлял еси, Силуане преподобне,/и многих учением твоим, в добродетели наставляя,/привел еси Христови,/Емуже в веселии днесь предстоя,/поминай нас, чтущих память твою. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Силуане,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее Коневская, глас 1 Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в Владычице, икона,/озаряющи чудес сиянием преславно/всех, непрестанно приходящих к ней с верою и любовию,/и молящихся усердно Твоему еже о Сыне Твоем и Бозе величию./Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/слава Возвратившему ю от Новаграда,/слава Действующему тою всем исцеления. Кондак, глас 8 Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/Своего образа пришествием от Новаграда/и возбуждает зрением того на подвиг,/побеждати сопротивных силу,/и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/радуйся, Невесто Неневестная. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 11/24 Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969). Обретение и перенесение мощей преподобного Аркадия Вяземского, Новоторжского (1677). Ржевской, или Оковецкой (1539), Рудненской (XVII) и Борколабовской икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Ржевской епархии отметили 200-летие и престольный праздник кафедрального собора 24 июля 2021 г. 18:05 24 июля 2021 года, в праздник Оковецкой иконы Божией Матери, в год 200-летия со дня основания Оковецкого собора города Ржева (Тверская обл.), Божественную литургию в кафедральном соборе совершили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и епископ Ржевский и Торопецкий Адриан . Архипастырям сослужили секретарь Ржевской епархии протоиерей Владимир Гревцев, протоиерей Валерий Макаров, протоиерей Константин Чайкин, протоиерей Геннадий Соминов, протоиерей Димитрий Курдюков, настоятель собора в честь Оковецкой иконы Божией Матери священник Сергий Макаров, священник Георгий Иванов, протодиакон Роман Соколов, диакон Петр Левчук, диакон Константин Вакаренко, диакон Филипп Исломов. Пели хор под руководством Павла Возюка и детский хор под руководством Анастасии Феодосеевой. Богослужении посетили глава города Ржева Р.С. Крылов, глава Ржевского района М.П. Петрушихин, директор ПАО «Электромеханика», зампредседателя Законодательного собрания Тверской области В.В. Константинов, председатель собрания депутатов Ржевского района В.М. Румянцев, председатель Ржевской городской Думы А.В. Константинов. После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился с проповедью к участникам богослужения.  Епископ Адриан после сугубой ектении прочитал молитву о прекращении вредоносного поветрия. По заамвонной молитве духовенство и миряне в честь престольного праздника прошли крестным ходом вокруг кафедрального собора. Затем на улице перед храмом была прочитана молитва перед Оковецкой иконой Божией Матери, пропето величание. Ржевской епархии митрополит Амвросий передал 500 экземпляров Нового Завета и Псалтири для миссионерских нужд. В ограде собора было организовано чаепитие для прихожан и паломников. Здесь же организовали баннерную выставку «Церковные древности. Оковецкий собор», посвященную 200-летию кафедрального собора Ржева. Паломники в этот день после богослужения приняли участие в поездке в Оковцы на святой источник.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

117 Ржевская икона Богоматери прославилась чудотворениями в 1539 году, в Ржевском уезде, ОковецкоЙ волости. В то время жили здесь два татя, которые похищения свои имели обычай делить в ближайшем лесу. Однажды, они увидели здесь на двух деревьях икону Божией Матери и Животворящий Крест, от которых происходил необыкновенный свет. При виде их, они впали в страх и возвестили об этом явлении окрестных жителям. Благочестивые христиане, собравшись на указанное место, увидели икону Богоматери и Животворящий Крест, озарённые необыкновенным светом, с благоговением сняли их с деревьев и начали совершать пред ними молебствия, причём последовал ряд чудотворений. Царь Иоанн Васильевич Грозный, узнавши о новоявленных иконе в кресте, и совершавшихся от них чудесах, возымел к ним особенное усердие и повелел эти святыни принести в Москву. А на месте их явления воздвигнуть храмы в честь Одигитрии Богоматери и Происхождения Честных Древ Креста Господня. 26 декабря 1540 года, чудотворные икона и крест принесены были из Ржева в Москву и поставлены в Новинском монастыре, где встретил их с крестным ходом митрополит с духовенством и множеством народа. Во всё время пребывания в Москве Ржевской иконы и Креста Господня, благочестивые граждане постоянно стекались к ним для молитвы. 11 июля, новоявленные святыни перенесены были в Ржев, а в Москве сделан был список с Ржевской иконы, который и находится теперь в церкви, основанной в честь сей иконы. Празднование Ржевской иконе совершается 11 июля. 118 В царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, родная сестра патриарха Иоакима, по имени Евфимия, страдала тяжкой болезнью. Находясь на смертном одре, она стала призывать в помощь Пресвятую Богородицу, и сердечным умилением взывала к Ней: «о Всемилостивая Владычице Богородице! Услыши меня немощную и помилуй скорбную, на одре смертном лежащую, призри благоутробно на сию лютую немощь мою и помилуй меня». После усердной молитвы она услышала неведомый голос, говорящей: «Евфимия! Есть храм Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый Радость Всех Скорбящих. Призови священника оной церкви с этим образом и когда он отслужит пред ним молебное пение, ты получишь исцеление от своей болезни». Больная исполнила повеление Божией Матери, призвала к себе в дом священника с сею иконою и, по совершении молебствия, получила исцеление. Празднество иконе Богоматери Всех Скорбящих Радость совершается 24 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Вся моя заслуга заключается лишь в том, что до этого святого предприятия я не дозволил коснуться хищническим рукам консистории, запятнанным мышьяком... Край наш подвергся преобразованию. Сам я очутился в Степном Генерал-Губернаторстве, тогда как оба мои титулы остались – в смежном Туркестанском. Предполагают, что я буду почтён третьим титулом, тако: Туркестанский, Ташкентский и Степной. Степной, значит, живущий в степи, дикий, одичалый. Мило и правдиво!..“ Из Ржева от 30-го ч. писал Т. И. Филиппов: „Вот уже более месяца гощу я в пределах вашей области и через несколько дней собираюсь ехать с семейством в Москву. Но прежде разлуки с родным городом считаю обязанностью о некоторых здешних нуждах довести до сведения Вашего Высокопреосвященства. По приезде во Ржев меня окружили вопли и жалобы на Оковецкого старосту Колоколова, который в противность многолетнему обычаю и в оскорбление св. храмов и св. иконы, а также и общенародных чувств, не отпустил иконы в крестный ход, совершаемый 24 июня из собора в храм Оковецкой Божией Матери (с приделом Иоанна Предтечи), и в сам собор, куда она ежегодно переносилась накануне своего отшествия восвояси. Вообще поведение Колоколова и его обращение с иконой таково, что ни православным гражданам Ржева, ни их духовной власти переносить оного невозможно. Совершенно необходимо изменить порядок пребывания и духовного пользования сей иконой; здесь дело это ныне обсуждается, и когда созреет мысль об установлении новых правил, то она будет, по соглашению с Городской Думой, представлена на ваше благоусмотрение“. В ответ на это писал я от 2-го августа: „Спешу вкратце ответствовать на ваше почтенное письмо. Относительно беспорядков, допускаемых церковным старостой Колоколовым, буду ожидать от Ржевской Городской Думы бумаги. —663— 1882 г. Если предпримите путешествие в первопрестольную столицу, то не мимоидите и древнего великокняжеского града, где Вас встретят с искренним радушием“. 1-го августа получено мною письмо из Москвы от И. Уст. Палимпсестова, который, от 31 июля, писал мне: „Паки приношу Вам сердечнейшую признательность за тёплое сочувствие к моему посильному труду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Оковецкая (Ржевская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: ОКОВЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ со свв. Зосимой и Савватием Соловецкими Центральная Россия, ок. 1800. Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 31х26 см. Частное собрание, Германия Файл 13450.jpg:   Размер: 617x714, 0.44 MPix, 203 Kb. Дата: 2011-09-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (327) , (20) . Описание: Месяцеслов в иконах из собрания музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ОКОВЕЦКАЯ Последняя треть XVII века Дерево, темпера. 10,8 × 7,4 см КП 7404 Икона Богоматери Оковецкой-Ржевской явилась в 1539 году вместе с изображением Креста Господня в Оковецкой волости Ржевского уезда. На рубеже XVI-XVII веков было составлено сказание о ней, где говорится, что на богородичном образе был также написан святитель Николай. Очевидно, первоначально это была двусторонняя выносная икона, где на лицев[...] Файл 32130.jpg:   Размер: 574x857, 0.49 MPix, 185 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (61) , (3) . Описание: Образ пресвятой Богородицы Ржевской яв[ленной] 7047 лето июля 8 дня. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,5 х 7,5 х 0,7 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32490.jpg:   Размер: 584x800, 0.47 MPix, 226 Kb. Дата: 2018-08-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (70) , (2) .

http://pravicon.com/icon-241-photo

Изображение иконы Торопецкая #32111 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Торопецкая #32111 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Торопецкая Скачать или распечатать изображение 32111.jpg 454x807, 0.37 MPix, 151 Kb. 3.8x6.8cm @ 300DPI (5.8x10.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (159) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-17) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-17, анонимно. Описание: Корсунская (Торопецкая) чудотворная икона Божией Матери. " 9 февраля 2018 г. в Оковецкий кафедральный собор прибыла Корсунская (Торопецкая) чудотворная икона Божией Матери. Икона будет находится в соборе по 13 февраля. " Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Торопецкая " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-32111

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010