Обе святыни внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери и приделами во имя Честнаго Креста и святителя Николая Чудотворца. Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего с такой же торжественностью были отправлены обратно. В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы и учрежден крестный ход 11 июля, в день, когда святыни были провожены обратно из Москвы, который совершался до времен императрицы Екатерины II. Вскоре после явления чудотворной иконы и возведения храма, вокруг него возникло небольшое селение, которое со временем стало центром Оковецкой волости. Самое первое упоминание об Оковцах относится к 1547 году и имеется в «Летописи царствования царя Иоанна Васильевича от 7042 до 7061 года». В начале VII века Русь пережила нашествие польско-литовских захватчиков. Были разрушены многие храмы и монастыри. Ввиду запустения местности, Чудотворная икона хранилась в Новгороде в церкви Успения Пресвятой Богородицы до 1667 г. Но как только была восстановлена церковь в Оковцах, святая икона была перенесена на место ее явления. В 1750 г. на месте деревянной церкви в селе Оковцы была построена каменная церковь. В 1871 г. произведена была переделка теплого придела во имя святителя Николая Чудотворца, при этом прежняя колокольня была разобрана и вместо нее построена новая под Святыми воротами ограды. Говоря об истории Оковецкой иконы, нельзя не упомянуть о часовне, стоящей на Святом Ключе. Ключ этот находится в двух верстах от села Оковцы, на левом берегу Пыршни на изгибе реки. Тут возвышается холтм в виде усеченного конуса. На его вершине находится круглый глубокий водоем, обложенный тесаным гранитом. Водоем наполнен хрустальной, прозрачной , очень холодной водой, с большой силой бьющей из песчаного дна. Вода истекает из водоема по желобу, наполняет бассейн, расположенный внизу у подошвы холма.

http://sobory.ru/article/?object=02725

Из этого можно предположить, что до окончания работ по устроению основного престола службы совершались в устроенном Ниловском приделе. Нет значимых противоречий несовпадением времени возведения первого деревянного храма, указанных в других источниках. Так, в книге «Генеральные соображения по Тверской губернии» находим, что церковь Оковецкой иконы Божьей Матери построена в 1758 году. Был ли это ремонт капитального деревянного строения или вновь сделанная постройка, сведений нет. Однако, есть документальное свидетельство тому, что со времени освящения престола преподобного Нила Столобенского службы в деревянной церкви имени иконы Ржевской Богоматери ни на один год не прекращались. В переписной книге и записи в ней от 8 июня 1720 года в новой церкви служит священник Ульян Павлов 55 лет. Его дети: дьячок 20 лет, пономарь Григорий - 17 лет. Священноприемственность этой семьи прослеживается ниже: «Ржевския Богородицы дьячок Иван Ульяновсын в место отца своего Ульяна Павлова, для того, что ныне лежит, болен, по его велению руку приложил». В июле 1721 года, уже будучи священником, Иван Ульянов подал записку в Патриарший Казенный Приказ о десятичных доходах с храма, всего 9 алтын, и что с ним живет его брат дьячок Григорий, который впоследствии станет священником. Из сообщения о. Иоанна от 16 сентября 1723 года следует, что его отец Ульян Павлов в 1721 году умер, а в прошлом 1722, его сын был поставлен в священники вышеназванного прихода, которому было прописано 64 двора. В книге Поместного Приказа XVII века, связанного с межеванием земли, есть описание рассматриваемой нами местности: « От овина вверх по Волге доброй земли пять десятин с четвертью, да до места церковной Предтеченской земли, что была на берегу слободка Полетуха - пол десятины и распашной земли 7 десятин. Рядом со стенами церкви Ржевской Богоматери были отеческие гробы на церковном погосте. Расположение храма «в устье Волги» означало, что деревянное сооружение иконы Ржевской Божьей Матери стоит у самого берега реки, рядом (напротив через Волгу) с впадением в нее Тетеринского врашка и малой речушки, протекающей по его руслу». (Сейчас здесь рядом с ул. Марата находится заросший скверик, в котором воины-афганцы установили поклонный крест. На этом месте стояла церковь иконы Владимирской Божьей Матери, после того как церковь была построена выше, стала называться Оковецко-Ржевской по месту Ея явления).

http://sobory.ru/article/?object=03001

Царь, много наслышавшись о чудесах, являемых чудотворной силой Вырышенских святынь — иконы и креста, пожелал увидеть их у себя в Москве и отправил для их перенесения из Вырышни в Москву игумена Новинскго митрополичьего монастыря Исаию и дьякона Афанасия Курицына. 26 декабря 1540 года священник Василий Ярец и дьякон Иван Жила вместе с посланными от царя игуменом Исаиею и дьяконом Афанасием подняли свв. икону и крест для перенесения их в Москву по приказу царя. Во время следования святынь по пути совершались чудеса. 9 января икона и крест были принесены в Москву. Царь и митрополит в сопровождении множества народа торжественно встретили их в Новинском монастыре. Митрополит сам взял икону, а новинский игумен Исаия — крест; обе святыни они внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери с приделами во имя Честного Креста и святителя Николая Чудотворца. Эта церковь тогда же была освящена, и в ней совершена была первая литургия. Отсюда икона и крест перенесены были в Успенский собор. «Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, — замечает по этому поводу современный повествователь, — но не так, как на том святом месте — на Вырышенском городище, где они явились». Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего были отправлены обратно. Проводы были обставлены такой же торжественностью, как и встреча их. Царь, митрополит со всем собором и бесчисленные толпы народа провожали святыни из Успенского собора до новой церкви на Тверской улице. Через неделю после этого святыни принесены были в Вырышенское городище и здесь тотчас же ознаменовали себя новыми чудесами: 17 человек в тот же день получили исцеление, 4 — на другой день и 6 на следующей неделе «нам зрящим», т. е. на наших глазах, как сообщает составитель сказания о явлении Ржевских святынь. В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля, в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Ржев. Кафедральный собор Оковецкой иконы Божией Матери. Оковецкая церковь Карта и ближайшие объекты Как и все Ржевские храмы, Оковецкий имеет свою непростую историю: «Церковь эта известна по переписным книгам с 1678 года, когда была центром Береговой слободы Князь-Дмитриевской стороны Ржева. Нет сомнения в том, что и сто лет назад от указанной даты на том месте стоял деревянный храм, когда еще и слобода называлась «Иоанновской». И отголоски легенд о подземных ходах под Волгой к крепости, видимо имеют свое основание» («Ист. Ржева», стр. 60 - 66, 2000 г.). До недавнего времени историки лишь предполагали, что первоначальная деревянная церковь в г. Ржеве в честь местночтимой иконы Богоматери из с. Оковцы была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 годах. Новые архивные документы не только подтверждают это, но и вносят ясность по этому поводу. Достоянием сегодняшнего дня является информация о церквях, стоявших на «Предтеченской земле» до возведения на этом месте церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери. В XVII веке Ржев пережил очередное вторжение иноземных полчищ. Разрушены монастыри, сожжены храмы. На Иоанновской набережной от деревянной церкви Иоанна Предтечи остался каменный фундамент да обуглившиеся головешки бревен. Не скоро ржевитяне примут решение о возведении на этом месте нового деревянного храма. В декабре 1715 года верующие и обыватели Заволжской стороны обратились к царю с прошением - разрешить построить на церковной Предтеченской земле деревянную церковь Ржевской Богоматери. Челобитники сообщают царю о том, что в XVI веке на этом месте была церковь «... а теперь здесь погост и пол десятины земли... в церкви которая будет строиться будет двор попов, двор дьяков, двор просфирницы, да приходских вышеописанных челобитчиков 14 дворов, кроме вышеписанного челобитчика Ивана Бинина. А на той церкви дань доведется положить с дворов: с попов - 4 деньги, с дьячков - 1 деньга, с просфирни - 1 деньга, да с приходских с 14 дворов по 6 денег, и того - 15 алтын с заезда и десятичных доходов, и казенных пошлин - 19 алтын...» (1716 г. ф. 235, оп. 1. д. 162. л. 1. об. 2, 2 об.).

http://sobory.ru/article/?object=03001

Обращаемся к «Тверским епархиальным ведомостям» XIX века, где от случая к случаю встречаются убогие сведения о Ржевских приходах, о духовенстве Ржева, о перемещениях и наградах. В 1877 году священник церкви Владимирской Богоматери о. Алексей Филаретов был награжден архиепископом Тверским и Кашинским Алексием, набедренником, он же является членом Совета училища для девиц духовного звания (Т.Е.В. 1, 7 - 12, стр. 194, 1894 год). В 1880 году диакон этого же храма Николай Волков был рукоположен 26 июня в иерея и перемещен в церковь Рождества Христова на Князь-Федоровской стороне города. На его место в декабре 1881 года в храме Владимирской иконы Божьей Матери был рукоположен во диакона окончивший курс Тверской духовной семинарии Николай Колосов (Т.Е.В. 1 - 2, стр. 18, 1882 год). Из вышеизложенных источников известно, что попечителем богадельни при церкви Владимирской был старообрядец Иван Анисимович Поярков, который В 1902 году проживал в ограде церкви вместе с настоятелем храма, православным священником Алексеем Филаретовым. В 1909 году настоятель храма Владимирской Богоматери скончался, и на его место прибыл священник из Михайло-Архангельского храма Александр Маслов. В этом году псаломщиком значится Геннадий Козырев. Псаломщик Михаил Вершинский перемещен в той же должности в Полковую церковь Ржевского военного ведомства. В 1915 году протоиерей Александр Маслов является благочинным Князь-Дмитриевской стороны, одновременно возглавляет и является секретарем Ржевского Братства Святого Животворящего Креста Господня. Что собой представляла эта общественная организация - нет ответа. Впрочем, суть их обязанностей была одна и та же - благотворительность. 1916 год. 9 октября псаломщик Владимирской церкви Иаков Бабич рукоположен во диакона и оставлен на прежней должности (Т.Е.В. 4. л. 59. 1912 г., 43, стр. 465; 39 - 59, л. 474). ...Переносы крестным ходом чудотворной Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери были приостановлены нагрянувшими революционными событиями в России. Владимирская церковь и богадельня были закрыты в 20-е годы прошлого века. Здание на бывшей храмовой территории использовалось под общежитие городской школы... А в сквере на месте Никольской часовни, ныне участники афганской войны имеют замысел установить часовню в память тех кто с нее не вернулся.

http://sobory.ru/article/?object=52152

После революции церковь Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери была упразднена. Долгое время в помещении святыни находился склад, контора хлопкопсбыта. 20 лет храм эксплуатировал городской музей. Потом и вовсе здание было заброшено. Одно время вокруг храма были установлены леса, намечалась реставрация, но дальше лесов дело не продвинулось, а потом и леса, и даже камни от тумб, на которых стояли цветочные чаши, были унесены жителями соседних домов. Наружное состояние храма было крайне запущено, подвергнут разрушению культурный слой внутри храма, нарушен и доведен до непригодного состояния. В 1991 году здание Оковецкого храма было официально передано властями города Православной Церкви. На восстановление Оковецкого храма Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил о. Константина Чайкина. На строительной площадке у бывшего музея Константин Вениаминович впервые появился в 1991 году. Там были лишь подгнившие леса для несостоявшихся реставраторов и амбарный замок на двери после краеведческого музея. А еще обвалившийся потолок в ветхой церковной сторожке, служившей складом музейным работникам. Глазницы окон забиты грязными досками, рамы трогать было нельзя - от прикосновения они разрушались, стекла отсутствовали. Зато предостаточно было осыпавшейся сухой штукатурки, мусора. Под колокольней ходить было опасно, в любое время мог упасть на голову кирпич или обломок штукатурки. И внутри храма состояние было не радостнее. Герметичность купола была нарушена, сквозь образовавшиеся трещины во время дождя сочилась вода; сферические своды пестрели кирпичной кладкой, угрожающе свисали отставшие толстые слои древней штукатурки. В храме гуляли сквозняки, ржавые потеки после дождей шли от купола по стенам к полу. Объем работы огромный. Средств на ремонт не было. Было желание восстановить заброшенную полуразрушенную святыню, и упование на помощь Матери Божьей, с молитвы которой и началось восстановление храма Ее имени... В том же 1991 году иереем Константином Чайкиным была совершена первая служба в Оковецком храме, еще находящемся в убранстве строительных лесов. Строители, прихожане плакали от радости, невидимо чувствовалось присутствие Самого Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Возгласы священника отдавались благодатным эхом, наполняющим истосковавшихся по Божьему Слову людей, их сердца, мысли, чувства возвышенно соединились с молитвой, возносящейся к небу.

http://sobory.ru/article/?object=03001

В 1908 году к храму была пристроена трапезная, в двух приделах которой были установлены два фаянсовых иконостаса, сохранившиеся до наших дней в прекрасном состоянии. Такие иконостасы изготовлялись в начале XX века на Кузнецовских заводах в Дмитрове, были распространены в Московской губернии, теперь же стали уникальными по причине своей редкости. Престол в южном приделе освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В северном, в честь праздника Рождества Христова. Здание церкви раньше отапливалось каллориферными " амосовскими " печами, находившимися в подвалах, откуда подавался в помещение теплый воздух. Сейчас храм отапливается обычными печами и в целях экономии центральная часть, где Никольский престол, на зимний период закрывается. В храме находится очень почитаемая икона Николая Чудотворца. Местное предание утверждает, что один крестьянин во время польско-литовского нашествия вытащил эту икону из горящего храма и передал ее на хранение в Селижаровский монастырь. В 1847 году, когда на погосте отстроили новую деревянную церковь, икону торжественно, с крестным ходом возвратили в Голенково. Помимо святителя Николая, в храме почитаются: Казанская икона Божией Матери, Оковецкая икона Божией матери, пророк Илья, святитель Феодосий Черниговский и преподобный Нил Столобенский. С западной стороны храма возвышается отдельно стоящая колокольня, построенная в начале XX века. Большой вклад в строительство храмового комплекса внес отставной штабс-капитан, потомственный дворянин Тверской губернии Александр Павлович Ветлиц, состоявший с 1888 года на должности церковного старосты. Его стараниями был выстроен кирпичный заводик, который исправно поставлял кирпич для строительства. Народная молва сохранила об Александре Павловиче добрую память как о благочестивом, справедливом и милосердном помещике, который проявлял постоянную заботу о своих крестьянах. Родовая часовня-усыпальница помещиков Ветлиц, построенная в самом конце XIX в., расположена с южной стороны возле храма. Цоколь часовни облицован иссиня-черным полированным гранитом, сама часовня - густо красным, полированным до зеркального блеска порфиром. Божьим промыслом церковь не подверглась осквернению и разорению. Это было единственное место в Селижаровском крае, где могла совершаться Литургия.

http://sobory.ru/article/?object=08696

Пред временем построения каменной церкви, т.е. в половине XVIII столетия, было опять две церкви деревянные: одна во имя Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – она стояла близ места, где было явление иконы Богородицы, где теперь каменная церковь, в ней совершалось богослужение летом; другая - во имя Происхождения Честных Древ, она стояла близ места, где было явление иконы Креста и где теперь находится деревянная часовня, в ней совершалось служение зимой. В 1750 г. предпринято было на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой с приделом во имя Св. Николая Чудотворца вновь построить каменную церковь с приделом в те же наименования, на что и испрошено было благословение преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского. Для этого подряжены были каменщики Селижаровской подмонастырской слободы крестьяне Фома Павлович Козлов да Иван Ерофеев и дано им в задаток денег 130 рублей. Но они, взяв задаток, подрядились и начали строить каменную церковь в Ниловской пустыни на Святых восточных воротах во имя Преподобного Нила, Столобенского Чудотворца. По жалобе на них оковецких священно-церковнослужителей предписано было настоятелю Ниловской пустыни, игумену Владимиру, деньги, взятые этими каменщиками в задаток в Оковцах, 130 рублей, возвратить подряжавшим их оковецким священно-церковнослужителям из монастырской казны, в зачет заработанных денег, а им велеть продолжать работать в Ниловской пустыни. Поэтому строить каменную церковь в Оковцах подряжен был Осташкинской синодальной слободы крестьянин Иван Семенович Мосягин, который в два года и построил ее. Освящение ее, по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Тверского, совершено 15 июля 1754 г. В 1755–1756 гг. построена при церкви над западным входом в нее тем же мастером и каменная колокольня. Между тем, деревянная церковь во имя Происхождения Честных Древ во все время строения каменной церкви и после того до 1772 г. оставалась нетронутой. Это видно из того, что священно-церковнослужители близкого к Оковцам погоста Троицы Селилова в 1771 г., по случаю истребления их церкви в этом году пожаром, просили было о перенесении оковецкой деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ в их погост для построения из нее вновь церкви в их погосте, но потом отдумали и испросили благословение строить церковь из нового леса. Когда и как уничтожилась эта деревянная церковь, пока остается неизвестным. На месте ее стоит теперь небольшая деревянная часовня с немногочисленными иконами, оставшимися от прежнего иконостаса главного нынешнего храма. Взамен ее, в 1767–1770 гг. с южной стороны холодной каменной церкви прикладен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ, при этом 5 окон южной стороны холодной церкви были заделаны.

http://sobory.ru/article/?object=02721

Оковцы. Церковь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Смоленской Богоматери Одигитрии в селе Оковцы сооружена на месте, на котором, согласно преданию, в 1539 г. произошло чудесное явление местным жителям двух чудотворных икон: Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрии. В январе 1540 г. иконы были привезены в Москву, где находились до июля. Затем они были возвращены в Оковцы, где на месте их явления были выстроены две небольших деревянных церкви. Строительство каменной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в Оковцах на месте старых деревянных церквей началось в 1750 г. Руководил постройкой каменных дел мастер Иван Семенов Мосягин из Осташкова, который также построил ряд зданий в Ниловой Пустыни. Вначале был выстроен храм с характерной для того времени композицией " восьмерик на двусветном четверике " . С запада к нему примыкала трапезная церковь. В 1755-56 гг. над входом в церковь построили небольшую звонницу. В 1767-70 гг. с южной стороны церкви устроили придел. В XIX - начале XX века храм был значительно перестроен. В 1874 г. вместо первоначальной возвели новую обширную трапезную церковь. Церковь в Оковцах традиционна для местного зодчества. Четверик и восьмерик храма имели богатый декор. Это ярче всего проявилось в килевидных наконечниках окон с " разорванными " фронтонами, наборными узорчатыми колоннами, полуколонками с перехватами и каменными " дыньками " оконных обрамлений. Однако отдельные элементы декора, такие, как ордерные пилястры, характерны для столичных зодчих XVIII века. В 20-е годы XX века храм был закрыт, находившиеся в нем чудотворные иконы исчезли. Недавно в Смоленской церкви начались реставрационные работы, в отремонтированном приделе начались богослужения. Оковецкая церковь стоит на окраине села Оковцы, на высоком холме, круто обрывающемся к восточному берегу реки Пырошни. Построена осташковским мастером Иваном Мосягиным в 1751 году на месте явления чудотворных икон Оковецкой Божией Матери и Животворящего Креста. В 1755-1957 годах им же сооружена отдельно стоящая колокольня. Церковь обнесена оградой на средства купца И. Фуфаева в 1860 году.

http://sobory.ru/article/?object=02721

Согласно старинной легенде, это место открылось людям в 1539 году. Тогда двум местным разбойникам, Ермолаю и Ивану, явилась в дремучей чаще Оковского леса икона Креста Господня. Освидетельствовать чудесное явление образа был приглашен инок близлежащего Селижарова монастыря Иван. Ивану и пришедшему с ним народу их окрестных сел открылась еще и икона Богоматери с Предвечным Младенцем на левой руке и стоящим рядом святителем Николаем Чудотворцем. Стоило лишь иноку коснуться рукой образа Богородицы, как ударил гром и разразилась ужасная буря. В то же время от самой иконы повсюду разлился дивный свет. С тех пор от купания в бьющем поблизости ключе начали происходить чудесные исцеления. На месте обретения чудотворных икон по приказу князя Ивана IV Грозного построили церковь во имя иконы Божией Матери “Одигитрии”. Престол в соборе поставили над пнем, на котором когда-то нашли икону. Найденные иконы хранились в храме и почитались как большая святыня. В 1870 году у Оковецкого источника возвели каменную часовню. Гранитными плитами выложили глубокий колодец, из которого добывалась целебная вода. По преданию, в этом колодце жила серебряная лягушка и поэтому вода тут была кристально чистой, холодной и исцеляющей от различных болезней. Рядом с ключом соорудили купальню, в которую из родника поступала вода. В 1930-е годы церковь во имя иконы Божией Матери “Одигитрии” была разобрана для строительства неподалеку моста, а чудотворные иконы были утрачены. Их месторасположение неизвестно до сегодняшнего дня. В 1934 году была разрушена и часовня на святом Оковецком источнике, сам же источник, чтобы остановить поток паломников и жаждущих исцеления, засыпали мусором и камнями. Впрочем, истинно верующие и в советское время приходили к уничтоженному роднику, чтобы помолиться здесь. В 1991 году началось возрождение святого источника. Территория, где находится Оковецкий святой родник, была передана Нило-Столобенской пустыни. В 2003 году иноки знаменитого монастыря по благословению архиерея Тверского и Кашинского Виктора основали подворье. Был обнаружен фундамент древней часовни, на котором была возведена новая, повторяющая формы оригинала. Также были сооружены деревянные купальни, кабинки для переодевания и прочая необходимая для купания инфраструктура.

http://sobory.ru/article/?object=42305

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010