Оставим возможность в след идущим за нами историкам и краеведам исправить несопоставимое. В первой трети следующего века Владимирская церковь лишилась прихожан, поэтому спустя некоторое время была упразднена (с 1834 по 1860 годы). В 1861 году в ее ограде основали городскую богадельню, и при ней восстановили храм. Деревянная церковь имела три придела: центральный - Владимирской иконы Божьей Матери, справа - преподобного Дионисия, проведшего свои отроческие годы в Ржеве, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, в «смутное время» XVII века благословивший князя Пожарского на спасение Отечества. По свидетельствам писателя И.Ф. Тюменева, посетившего в те времена Ржев, во Владимирской церкви он видел икону с ликом преподобного Дионисия (Ржевского), написанную в XVII веке, вскоре после смерти святого. Левый придел Владимирского храма был посвящен еще одному нашему земляку уроженцу Ржева, преподобному Арсению Новгородскому, дерзнувшему отказаться от даров царя Иоанна Грозного и не благословившего его в поход на Великий Новгород. В Ржеве по инициативе Тертия Ивановича Филиппова и его супруги М.И. Филипповой, в память о Ржевских святых и в честь иконы Владимирской Божьей Матери в 1871 году было основано благотворительное Арсение-Дионисевское братство. С июня 1875 года во Владимирской церкви помещают чудотворную икону из села Оковцы. С утра до позднего вечера нескончаемый поток верующих тянулся к храму. Желающих приложиться к святому образу Оковецко-Ржевской иконе было столько, что многие пришедшие из сельских мест, из соседних уездов, оставались ночевать на паперти... Почему сюда, а не в красивейший находящийся неподалеку храм носящий имя Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери? .. Желание священников села Оковцы ставить святую икону во Владимирском храме, было решающим. Возможность сохранности тоже учитывалась при этом. Надежно укрепленный храм соответствовал всем условиям, и не вызывал опасений проникновения в него посторонних лиц. Излучины набережной Князь-Дмитриевской стороны были обнесены каменными столбами в красивой декоративной металлической ограде. Там, на Владимирской набережной, где сейчас установили афганцы-воины - Поклонный крест была небольшая часовенка во имя Мирликийского Чудотворца Николая. Она напоминала о давно исчезнувшем в веках древнем Никольском кладбище. Стояла ли здесь церковь святого угодника?.. Память и летописи не сохранили об этом свидетельств. В 1885 году Братство на собранные пожертвования выстроило новое здание приюта для сирот, для 12 пенсионеров и 10 приходских малышей.

http://sobory.ru/article/?object=52152

Из истории строительства деревянной церкви, именуемой Ржевской иконы Божьей Матери: Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года. «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского. Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики. Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин. Резолюция: Выписать 1715, декабря 16» (Церковная летопись, 1629 год. РГАДА). В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи, был построен деревянный храм иконы Ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее, в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».

http://sobory.ru/article/?object=03001

Обе святыни внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери и приделами во имя Честнаго Креста и святителя Николая Чудотворца. Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего с такой же торжественностью были отправлены обратно. В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы и учрежден крестный ход 11 июля, в день, когда святыни были провожены обратно из Москвы, который совершался до времен императрицы Екатерины II. Вскоре после явления чудотворной иконы и возведения храма, вокруг него возникло небольшое селение, которое со временем стало центром Оковецкой волости. Самое первое упоминание об Оковцах относится к 1547 году и имеется в «Летописи царствования царя Иоанна Васильевича от 7042 до 7061 года». В начале VII века Русь пережила нашествие польско-литовских захватчиков. Были разрушены многие храмы и монастыри. Ввиду запустения местности, Чудотворная икона хранилась в Новгороде в церкви Успения Пресвятой Богородицы до 1667 г. Но как только была восстановлена церковь в Оковцах, святая икона была перенесена на место ее явления. В 1750 г. на месте деревянной церкви в селе Оковцы была построена каменная церковь. В 1871 г. произведена была переделка теплого придела во имя святителя Николая Чудотворца, при этом прежняя колокольня была разобрана и вместо нее построена новая под Святыми воротами ограды. Говоря об истории Оковецкой иконы, нельзя не упомянуть о часовне, стоящей на Святом Ключе. Ключ этот находится в двух верстах от села Оковцы, на левом берегу Пыршни на изгибе реки. Тут возвышается холтм в виде усеченного конуса. На его вершине находится круглый глубокий водоем, обложенный тесаным гранитом. Водоем наполнен хрустальной, прозрачной , очень холодной водой, с большой силой бьющей из песчаного дна. Вода истекает из водоема по желобу, наполняет бассейн, расположенный внизу у подошвы холма.

http://sobory.ru/article/?object=02725

В 1774 г. по представлению экономического казначея Флора Верховского о дозволении оковецким священно-церковнослужителям на имевшиеся в их церкви 500 рублей церковной суммы починить и укрепить против церкви берег, подмываемый водой реки Пыршни, с разрешения преосвященного Платона, архиепископа Тверского, берег оный починен и укреплен, где оказалась надобность, и сверх того, около самой церкви – вокруг ее идущие во все стороны покатости, для удобного совершения крестных ходов, заравнены на некоторое протяжение насыпанной землей. Церковь, ныне существующая, – с одной главой и имеет четыре престола: в настоящем храме во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, в придельном теплом во имя Св. Николая Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского. Она в нижней части квадратная, в верхней – восьмигранная. У окон наличники имеют вид полупилястр, состоящих из вытесанных попарно, одна на другой стоящих каменных баляс. Крыша на всей церкви железная, устроенная вместо прежней деревянной в 1825 г. с деревянными подзорами. Прежние иконостасы каменного храма Пресвятой Богородицы и каменного придела Св. Николая Чудотворца и бывший иконостас деревянного храма во имя Происхождения Честных Древ были следующего устройства. Иконостас храма Богородицы имел 5 ярусов: в 1-м были местные иконы, во 2-м – Господние и Богородичные двунадесятые праздники, в 3-м – образ Спасителя с Апостолами, в 4-м – образ Богоматери с пророками, в 5-м – образ Господа Саваофа с Праотцами и наверху иконостаса – Крест Господень с предстоящими. Такой же отчасти иконостас, только без Праотцев и без Креста наверху его и более древнего устройства, нежели сейчас упомянутый, был и в деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ. А иконостас придела Св. Николая Чудотворца состоял из ряда местных икон и над ними: икона Распятия, иконы Господа Саваофа и иконы Великомученицы Параскевы. В паперти каменной церкви были иконы: второго Пришествия Христова и притч Евангельских. Некоторые иконы из этих иконостасов стоят в двух часовнях – в одной, что на месте прежней церкви во имя Происхождения Честных Древ, и другой, что на Св. Ключе. Иконостас главного каменного храма, устроенный в 1831–1832 гг. мастером, осташковским купцом Николаем Терентьевичем Глазухиным, в 1891 г. был снят, и на месте его устроен новый иконостас на церковные средства мастером, осташковским мещанином Акимом Ивановым Артюховым. Иконостас пятиярусный с золоченой резьбой и золочеными колоннами; гладь иконостаса посеребрена. Иконы в иконостасе сделаны все новые, заново же переписана и стенная живопись. Иконостас придела во имя Св. Николая Чудотворца резной с колоннами, устроенный в 1850–1851 гг., в 1894 г. заменен новым.

http://sobory.ru/article/?object=02721

Из этого можно предположить, что до окончания работ по устроению основного престола службы совершались в устроенном Ниловском приделе. Нет значимых противоречий несовпадением времени возведения первого деревянного храма, указанных в других источниках. Так, в книге «Генеральные соображения по Тверской губернии» находим, что церковь Оковецкой иконы Божьей Матери построена в 1758 году. Был ли это ремонт капитального деревянного строения или вновь сделанная постройка, сведений нет. Однако, есть документальное свидетельство тому, что со времени освящения престола преподобного Нила Столобенского службы в деревянной церкви имени иконы Ржевской Богоматери ни на один год не прекращались. В переписной книге и записи в ней от 8 июня 1720 года в новой церкви служит священник Ульян Павлов 55 лет. Его дети: дьячок 20 лет, пономарь Григорий - 17 лет. Священноприемственность этой семьи прослеживается ниже: «Ржевския Богородицы дьячок Иван Ульяновсын в место отца своего Ульяна Павлова, для того, что ныне лежит, болен, по его велению руку приложил». В июле 1721 года, уже будучи священником, Иван Ульянов подал записку в Патриарший Казенный Приказ о десятичных доходах с храма, всего 9 алтын, и что с ним живет его брат дьячок Григорий, который впоследствии станет священником. Из сообщения о. Иоанна от 16 сентября 1723 года следует, что его отец Ульян Павлов в 1721 году умер, а в прошлом 1722, его сын был поставлен в священники вышеназванного прихода, которому было прописано 64 двора. В книге Поместного Приказа XVII века, связанного с межеванием земли, есть описание рассматриваемой нами местности: « От овина вверх по Волге доброй земли пять десятин с четвертью, да до места церковной Предтеченской земли, что была на берегу слободка Полетуха - пол десятины и распашной земли 7 десятин. Рядом со стенами церкви Ржевской Богоматери были отеческие гробы на церковном погосте. Расположение храма «в устье Волги» означало, что деревянное сооружение иконы Ржевской Божьей Матери стоит у самого берега реки, рядом (напротив через Волгу) с впадением в нее Тетеринского врашка и малой речушки, протекающей по его руслу». (Сейчас здесь рядом с ул. Марата находится заросший скверик, в котором воины-афганцы установили поклонный крест. На этом месте стояла церковь иконы Владимирской Божьей Матери, после того как церковь была построена выше, стала называться Оковецко-Ржевской по месту Ея явления).

http://sobory.ru/article/?object=03001

Обращаемся к «Тверским епархиальным ведомостям» XIX века, где от случая к случаю встречаются убогие сведения о Ржевских приходах, о духовенстве Ржева, о перемещениях и наградах. В 1877 году священник церкви Владимирской Богоматери о. Алексей Филаретов был награжден архиепископом Тверским и Кашинским Алексием, набедренником, он же является членом Совета училища для девиц духовного звания (Т.Е.В. 1, 7 - 12, стр. 194, 1894 год). В 1880 году диакон этого же храма Николай Волков был рукоположен 26 июня в иерея и перемещен в церковь Рождества Христова на Князь-Федоровской стороне города. На его место в декабре 1881 года в храме Владимирской иконы Божьей Матери был рукоположен во диакона окончивший курс Тверской духовной семинарии Николай Колосов (Т.Е.В. 1 - 2, стр. 18, 1882 год). Из вышеизложенных источников известно, что попечителем богадельни при церкви Владимирской был старообрядец Иван Анисимович Поярков, который В 1902 году проживал в ограде церкви вместе с настоятелем храма, православным священником Алексеем Филаретовым. В 1909 году настоятель храма Владимирской Богоматери скончался, и на его место прибыл священник из Михайло-Архангельского храма Александр Маслов. В этом году псаломщиком значится Геннадий Козырев. Псаломщик Михаил Вершинский перемещен в той же должности в Полковую церковь Ржевского военного ведомства. В 1915 году протоиерей Александр Маслов является благочинным Князь-Дмитриевской стороны, одновременно возглавляет и является секретарем Ржевского Братства Святого Животворящего Креста Господня. Что собой представляла эта общественная организация - нет ответа. Впрочем, суть их обязанностей была одна и та же - благотворительность. 1916 год. 9 октября псаломщик Владимирской церкви Иаков Бабич рукоположен во диакона и оставлен на прежней должности (Т.Е.В. 4. л. 59. 1912 г., 43, стр. 465; 39 - 59, л. 474). ...Переносы крестным ходом чудотворной Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери были приостановлены нагрянувшими революционными событиями в России. Владимирская церковь и богадельня были закрыты в 20-е годы прошлого века. Здание на бывшей храмовой территории использовалось под общежитие городской школы... А в сквере на месте Никольской часовни, ныне участники афганской войны имеют замысел установить часовню в память тех кто с нее не вернулся.

http://sobory.ru/article/?object=52152

Пред временем построения каменной церкви, т.е. в половине XVIII столетия, было опять две церкви деревянные: одна во имя Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – она стояла близ места, где было явление иконы Богородицы, где теперь каменная церковь, в ней совершалось богослужение летом; другая - во имя Происхождения Честных Древ, она стояла близ места, где было явление иконы Креста и где теперь находится деревянная часовня, в ней совершалось служение зимой. В 1750 г. предпринято было на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой с приделом во имя Св. Николая Чудотворца вновь построить каменную церковь с приделом в те же наименования, на что и испрошено было благословение преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского. Для этого подряжены были каменщики Селижаровской подмонастырской слободы крестьяне Фома Павлович Козлов да Иван Ерофеев и дано им в задаток денег 130 рублей. Но они, взяв задаток, подрядились и начали строить каменную церковь в Ниловской пустыни на Святых восточных воротах во имя Преподобного Нила, Столобенского Чудотворца. По жалобе на них оковецких священно-церковнослужителей предписано было настоятелю Ниловской пустыни, игумену Владимиру, деньги, взятые этими каменщиками в задаток в Оковцах, 130 рублей, возвратить подряжавшим их оковецким священно-церковнослужителям из монастырской казны, в зачет заработанных денег, а им велеть продолжать работать в Ниловской пустыни. Поэтому строить каменную церковь в Оковцах подряжен был Осташкинской синодальной слободы крестьянин Иван Семенович Мосягин, который в два года и построил ее. Освящение ее, по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Тверского, совершено 15 июля 1754 г. В 1755–1756 гг. построена при церкви над западным входом в нее тем же мастером и каменная колокольня. Между тем, деревянная церковь во имя Происхождения Честных Древ во все время строения каменной церкви и после того до 1772 г. оставалась нетронутой. Это видно из того, что священно-церковнослужители близкого к Оковцам погоста Троицы Селилова в 1771 г., по случаю истребления их церкви в этом году пожаром, просили было о перенесении оковецкой деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ в их погост для построения из нее вновь церкви в их погосте, но потом отдумали и испросили благословение строить церковь из нового леса. Когда и как уничтожилась эта деревянная церковь, пока остается неизвестным. На месте ее стоит теперь небольшая деревянная часовня с немногочисленными иконами, оставшимися от прежнего иконостаса главного нынешнего храма. Взамен ее, в 1767–1770 гг. с южной стороны холодной каменной церкви прикладен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ, при этом 5 окон южной стороны холодной церкви были заделаны.

http://sobory.ru/article/?object=02721

Он угрожающе нависал над нашими северо-западными позициями, будучи отделен от Москвы всего 150-ти километровым отрезком. Бои здесь шли практически непрерывно 14 месяцев. К сожалению, битву на Ржевском плацдарме можно считать самой трагической, самой кровопролитной и самой неудачной из всех проведенных операций нашей армии: из пяти стратегических операций четыре не увенчались успехом. Неуспех породил замалчивание и искажение трагедии, унесшей жизни многих наших воинов, сражавшихся на Ржевском плацдарме. На проведение операций было задействовано 5 фронтов, 17 армий. Во всех операциях участвовало более трех миллионов солдат и офицеров, входивших в соединения и постоянно пополнявшихся. Некоторые соединения, окруженные в «безымянных болотах», погибли полностью, в других же частях живыми и невредимыми оставался только каждый десятый, не более, а каждый третий погибал. Потери убитыми и ранеными, по официальным данным, с января 1942 года по март 1943 года составили более одного миллиона трехсот тысяч человек. По мнению же некоторых исследователей, оспаривающих официальную точку зрения, число общих потерь в тех же операциях — более полутора миллионов человек. И все-таки они выстояли — солдаты сорок первого — сорок третьего. Выстояли во имя победной весны сорок пятого … — Из рассказов очевидцев и фотохроники известно, что после освобождения этот старинный русский город лежал в руинах. Сохранился ли тогда хоть один православный храм, или же их все пришлось отстраивать заново? — В Ржеве до войны было около 22 храмов. Частично сохранился Вознесенский собор, а также ныне являющий кафедральным собор в честь иконы Божией Матери «Оковецкая». Конечно, оба храма очень сильно пострадали, их удалось восстановить только в 90-х годах XX века. Сейчас они являются действующими. Одним из свидетелей тех трагичных дней является старообрядческий Покровский храм. При отступлении немцы заминировали в нем 248 ржевитян — остаток от 56-тысячного довоенного населения города, намереваясь взорвать церковь вместе с заложниками.

http://pravoslavie.ru/61387.html

Согласно старинной легенде, это место открылось людям в 1539 году. Тогда двум местным разбойникам, Ермолаю и Ивану, явилась в дремучей чаще Оковского леса икона Креста Господня. Освидетельствовать чудесное явление образа был приглашен инок близлежащего Селижарова монастыря Иван. Ивану и пришедшему с ним народу их окрестных сел открылась еще и икона Богоматери с Предвечным Младенцем на левой руке и стоящим рядом святителем Николаем Чудотворцем. Стоило лишь иноку коснуться рукой образа Богородицы, как ударил гром и разразилась ужасная буря. В то же время от самой иконы повсюду разлился дивный свет. С тех пор от купания в бьющем поблизости ключе начали происходить чудесные исцеления. На месте обретения чудотворных икон по приказу князя Ивана IV Грозного построили церковь во имя иконы Божией Матери “Одигитрии”. Престол в соборе поставили над пнем, на котором когда-то нашли икону. Найденные иконы хранились в храме и почитались как большая святыня. В 1870 году у Оковецкого источника возвели каменную часовню. Гранитными плитами выложили глубокий колодец, из которого добывалась целебная вода. По преданию, в этом колодце жила серебряная лягушка и поэтому вода тут была кристально чистой, холодной и исцеляющей от различных болезней. Рядом с ключом соорудили купальню, в которую из родника поступала вода. В 1930-е годы церковь во имя иконы Божией Матери “Одигитрии” была разобрана для строительства неподалеку моста, а чудотворные иконы были утрачены. Их месторасположение неизвестно до сегодняшнего дня. В 1934 году была разрушена и часовня на святом Оковецком источнике, сам же источник, чтобы остановить поток паломников и жаждущих исцеления, засыпали мусором и камнями. Впрочем, истинно верующие и в советское время приходили к уничтоженному роднику, чтобы помолиться здесь. В 1991 году началось возрождение святого источника. Территория, где находится Оковецкий святой родник, была передана Нило-Столобенской пустыни. В 2003 году иноки знаменитого монастыря по благословению архиерея Тверского и Кашинского Виктора основали подворье. Был обнаружен фундамент древней часовни, на котором была возведена новая, повторяющая формы оригинала. Также были сооружены деревянные купальни, кабинки для переодевания и прочая необходимая для купания инфраструктура.

http://sobory.ru/article/?object=42305

В 1908 году к храму была пристроена трапезная, в двух приделах которой были установлены два фаянсовых иконостаса, сохранившиеся до наших дней в прекрасном состоянии. Такие иконостасы изготовлялись в начале XX века на Кузнецовских заводах в Дмитрове, были распространены в Московской губернии, теперь же стали уникальными по причине своей редкости. Престол в южном приделе освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В северном, в честь праздника Рождества Христова. Здание церкви раньше отапливалось каллориферными " амосовскими " печами, находившимися в подвалах, откуда подавался в помещение теплый воздух. Сейчас храм отапливается обычными печами и в целях экономии центральная часть, где Никольский престол, на зимний период закрывается. В храме находится очень почитаемая икона Николая Чудотворца. Местное предание утверждает, что один крестьянин во время польско-литовского нашествия вытащил эту икону из горящего храма и передал ее на хранение в Селижаровский монастырь. В 1847 году, когда на погосте отстроили новую деревянную церковь, икону торжественно, с крестным ходом возвратили в Голенково. Помимо святителя Николая, в храме почитаются: Казанская икона Божией Матери, Оковецкая икона Божией матери, пророк Илья, святитель Феодосий Черниговский и преподобный Нил Столобенский. С западной стороны храма возвышается отдельно стоящая колокольня, построенная в начале XX века. Большой вклад в строительство храмового комплекса внес отставной штабс-капитан, потомственный дворянин Тверской губернии Александр Павлович Ветлиц, состоявший с 1888 года на должности церковного старосты. Его стараниями был выстроен кирпичный заводик, который исправно поставлял кирпич для строительства. Народная молва сохранила об Александре Павловиче добрую память как о благочестивом, справедливом и милосердном помещике, который проявлял постоянную заботу о своих крестьянах. Родовая часовня-усыпальница помещиков Ветлиц, построенная в самом конце XIX в., расположена с южной стороны возле храма. Цоколь часовни облицован иссиня-черным полированным гранитом, сама часовня - густо красным, полированным до зеркального блеска порфиром. Божьим промыслом церковь не подверглась осквернению и разорению. Это было единственное место в Селижаровском крае, где могла совершаться Литургия.

http://sobory.ru/article/?object=08696

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010