Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Надвратные образы Спасской башни Кремля. Искусствовед Н.Ю. Маркина. Передачу ведет Е. Смирнова 01.02.2024 19:25 Елена Александровна Смирнова История надвратных образов Спасской башни тесно связана с историческими вехами нашего государства, ибо через ее проездные ворота выезжали на Красную площадь сами русские правители, а также митрополиты и патриархи. Однако перед исследователями памятников Московского Кремля Спасская башня и доселе ставит много загадок и неразрешимых пока вопросов. Начиная с того, почему многие века эта башня называлась Флоровской, а образ на ней был Георгия Победоносца. Какой же образ украшал башню до этого святого? В связи с какими государственными событиями появился над проездными воротами башни образ Спасителя Милостивого и почему он зовется Смоленским?.. Эти и другие неожиданные вопросы поднимает или решает известный исследователь древнерусского искусства XVI века искусствовед Наталья Юрьевна Маркина, многолетний сотрудник музеев Московского Кремля. Сегодня она поделится своими последними открытиями и расскажет, в частности, почему кроме образа Спаса Нерукотворного — Убруса, с Его ликом — есть образ тоже нерукотворный - Всемилостивого Спаса «в рост», да еще и празднуются они в один день. Ведущая — Елена Смирнова Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/02/01/19-2...

Надвратная башня и юго-зап. корпус замка Зегевольд (ныне Сигулда, Латвия). 1212 г. Надвратная башня и юго-зап. корпус замка Зегевольд (ныне Сигулда, Латвия). 1212 г. Помимо магистров конвентов известны фогты, являвшиеся связующим адм. звеном между магистрами и местным населением. В обязанности фогтов входили сбор налогов, исполнение судебных функций и созыв ополчения. В 1221 г. впервые упоминаются фогты земель Угауния (эстон. Уганди) и Саккалия (эстон. Сакала) в Юж. Эстонии. В 1223 г. были известны фогт Угаунии Иоганн и фогт Саккалии Мориц (Мавриций). В 1234 г. упоминается фогт Саккалии Рудольф, а также фогты ордена в Гарриене (эстон. Харьюмаа), Ервене (эстон. Ярвамаа) и на о-ве Эзель (эстон. Сааремаа): Гейденрейх, Иоганн и Валемар соответственно. Предположительно фогты имелись и в др. владениях ордена - в Курляндии, Земгалии и т. д. В Дании, Гольштейне и Мекленбурге находились небольшие комплексы орденских владений, которыми также должны были руководить управляющие на местах. Братья-рыцари являлись доминирующей и, вероятно, самой многочисленной группой в ордене. Точное количество проживавших в конвентах братьев-рыцарей неизвестно. На пике могущества М. в 1227-1236 гг. их общее количество могло достигать 110-120 чел. Братья-священники составляли 2-ю группу членов ордена; они являлись душепопечителями и исповедниками М. Священники не занимали должностей и были, по всей видимости, малочисленны. В 3-ю группу входили служащие братья, исполнявшие различные военные и хозяйственные функции. Об их количестве сведений нет. Беннингховен предположил, что на одного брата-рыцаря приходилось ок. 10 служащих, но, как отметил К. Милитцер, вспомогательный персонал брата-рыцаря не обязан был относиться непосредственно к ордену. Вполне вероятно, что общее количество служащих братьев не превышало численности братьев-рыцарей. При организации походов небольшое количество членов ордена увеличивалось за счет прибывавших в Ливонию крестоносцев, североэстон. рыцарства, а также местного ополчения (малева) ливов, леттов и эстов. По расчетам Беннингховена, М. при самых благоприятных обстоятельствах могли выставить армию до 7 тыс. чел. Войска М., как правило, были малочисленны и побеждали противников благодаря дисциплине, выучке и вооружению рыцарей.

http://pravenc.ru/text/2563140.html

- Вы упомянули про инокультурность памятника. Это действительно так. Взять хотя бы то, что один из пороков, изваянных Шемякиным, обозначает... нищету. Столь антихристианская позиция совершенно чужда православию и, соответственно, русской культуре. - Да, а по-английски этот " порок " обозначен как " бедность " , " poverty. А у нас знаменитейшая пьеса Островского называется прямо противоположным образом: " Бедность не порок " . Так что памятник, можно сказать, утверждает антихристианские ценности. Хотя сама его форма списана с иконы. Когда мы с ним спорили, Шемякин как раз пытался к этому аппелировать: " Вы знаете иконы Страшного Суда, надвратную икону Христа? " Я, конечно, знаю надвратную икону. Но знаю и то, что памятник является ее противоположностью, антиподом. В каждом храме над Царскими Вратами висит икона, на которой шесть Апостолов с одной стороны и шесть с другой идут под благословение ко Христу. В " памятнике порокам " все это скопировали, собезьянничали. Не зря говорят, что дьявол обезьяна Бога! Только вместо апостолов - монстры, вместо Христа - фактически сатана. - А, может, вавилонская блудница, о которой говорится в Апокалипсисе? Ведь насколько я понимаю, центральная фигура композиции это фигура странной четверорукой женщины, по телу которой ползают змеи. - Да, это самая страшная фигура, стоящая на особом постаменте. Она названа " равнодушием " , но ее символика говорит о культовом характере этого памятника. Конечно, символика бывает разной, но в данном случае можно сказать прежде всего о сатанинской символике, а не о христианской. Христианство отметается напрочь. - В чем, по-вашему, главный смысл установки такого памятника рядом с нашими святынями? - Я думаю, смысл в легализации того сатанинского содержания, которое всегда было запрятано, не вытаскивалось на поверхность. К нему, к этому сатанинскому элементу, вероятно, хотят приучить, приручить людей, хотят показать, что это не так страшно, а очень даже хорошо. И потом можно будет сделать следующие шаги. Скажем, следующим шагом вполне может оказаться " памятник сатане " , который для широкой публики назовут " памятником жертвам сатанизма " . Враг рода человеческого будет точно так же возвышаться над своей жертвой, а авторы с умным видом рассуждать о необходимости высокохудожественного изображения дьявола, дабы отвратить от него людей. Ну, а восторженные поклонники будут приносить к нему цветы.

http://pravoslavie.ru/guest/abramenkova....

Кажется весьма вероятным, что расположение Мандилиона и Керамиона лицом друг к другу должно было породить символический образ великого чуда воспроизведения образа Христа на черепице, закрывавшей Мандилион в нише над вратами Эдессы. Эта ниша была создана как святилище для чудотворного образа самим царем Авгаром на том месте, где стояла статуя греческого божества, охранявшего вход в город. «Повесть Константина» сообщает: «И вот Авгар, разрушив ее и предав уничтожению, установил на месте, где она стояла, этот нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа, прикрепив его к доске и украсив и поныне видимым золотом, а также надписав золотом следующие слова: „Христе Боже, надеющийся на Тебя не погибнет” 718 . И он приказал, чтобы каждый, кто пройдет через эти ворота, вместо той старой бессмысленной и бесполезной статуи воздавал подобающий почет и должное поклонение и честь многочудному чудотворному образу Христову и только так входил в город Эдессу» (По-весть, 25). Ниша и находившейся в ней Мандилион, как мы помним, были чудесным образом обнаружены в шестом веке во время персидской осады. Согласно Повести, «Поверив в истинность этого видения, епископ пришел утром с молитвой на это место и, разыскав, нашел этот божественный образ неповрежденным, а светильник не погасшим за столько лет. На поставленной же перед светильником для сохранности черепице отпечаталось другое подобие того подобия – оно и поныне хранится в Эдессе» (Повесть, 32). Важным мотивом сказания об обретении была неугасимая лампада, расположенная перед Мандилионом в надвратной нише и спустя несколько столетий обретенная все еще горящей между двумя нерукотворными образами. Значение этого эпизода подчеркивается в изображениях сказания о Мандилионе. Так, например, на уже упоминавшемся окладе Генуэзской иконы в нескольких сценах мы можем видеть изображение огромной лампы над Святым Ликом (ил. 5) 719 . Топос узнаваем, неугасимая лампада представлена как символический образ непрекращающегося богослужения 720 . Согласно предлагаемой гипотезе, именно образ Эдесской ниши стремились воспроизвести создатели сакрального пространства Фаросской церкви. Явленные под куполом и как бы висящие в воздухе, две реликвии создавали мистическую структуру, напоминавшую о свершившемся чуде возникновения нерукотворного образа, увиденного как откровение и своего рода Богоявление. Сакральное пространство Эдесской надвратной ниши, созданное двумя иконами, приобретало новый монументальный масштаб в императорском храме-реликварии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведущая цикла - Елена Смирнова. Ч.1, 01.11.2016 20:20 «Музейная классика». О Павле Третьякове рассказывает искусствовед М.В.Петрова. Ведущая - журналист Елена Смирнова 11.07.2016 22:00 Музейная классика. По музею вел.кн. Елисаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители продолжает аудиоэкскурсию Н.Н.Стремина. Ведущая цикла — журналист Елена Смирнова. Ч.2. 29.06.2016 22:00 Музейная классика. Радиоэкскурсию по бывшим покоям Вел. кн.Елисаветы Феодоровны в музее Марфо-Мариинской обители ведет Н.Н.Стремина. Ведущая цикла— журналист Елена Смирнова. Ч.1. 27.06.2016 22:00 «Музейная классика». Продолжение аудиоэкскурсии Л.Дильмухаметовой по дому-музею А.Островского. Ведущая цикла — журналист Елена Смирнова. Ч.2. 20.06.2016 22:20 Музейная классика. Аудиоэкскурсию по дому-музею драматурга А.Островского ведет Л. Дильмухаметова. Ведущая цикла — журналист Елена Смирнова. Ч. 1 26.04.2016 22:01 «Музейная классика». Продолжение рассказа искусствоведа Н.Ю.Маркиной о надвратных образах Москвы. Ведущая цикла — Елена Смирнова. Ч.2 14.04.2016 20:26 История надвратных икон Московского Кремля. Беседа Е. Смирновой с искусствоведом Н.Ю. Маркиной, ч.1 24.02.2016 23:01 «Музейная классика». Искусствовед Н.Ю.Маркина о святынях Благовещенского собора Московского Кремля. Ведущая цикла — журналист Елена Смирнова. Ч.2. 13.02.2016 19:01 «Музейная классика». Искусствовед Н.Ю.Маркина об истории и шедеврах иконописи Благовещенского собора Московского Кремля. Ведущая цикла— журналист Елена Смирнова. Ч.1. 09.02.2016 20:09 «Музейная классика» Искусствовед Н.А. Кудрявцева завершает рассказ о мастерах и портретах музея В.А.Тропинина.Ч.7. 02.02.2016 20:12 «Музейная классика». Искусствовед Н.А.Кудрявцева в рассказе о музее В.А. Тропинина знакомит с картинами и творчеством разных мастеров Музея. Ведущая цикла - Елена Смирнова. Ч. 6. 26.01.2016 20:04 «Музейная классика». Искусствовед Н.Н.Стремина продолжает наше знакомство с музеем В.А. Тропинина. Ведущая цикла - Елена Смирнова.Ч.5. 19.01.2016 20:14 «Музейная классика» — Аудиоэкскурсию по московскому музею В.А.

http://radonezh.ru/Музейная классика

Что касается других башен Кремля, отметил Сергей Викторович, то тут работу надо начинать с исследования архивов – это то, чем занимаются музеи Московского Кремля. Конечно, было бы интересно обследовать все киоты, где могли сохраниться стенописные изображения икон. Насколько я знаю, например, на Боровицкой башне штукатурный слой не сохранился, там просто кирпичная кладка и побелка. Кстати, не обязательно были стенописные изображения, могли быть и иконы, тут многое зависит от архивных изысканий. Пока Кремль, заключил он, – один из самых малоисследованных объектов Москвы, здесь все время происходят какие-то новые находки. Слава Богу, сейчас он более открыт для исследовательских работ, чем, скажем, в 50-е годы XX века. Наши реставраторы постоянно работают и в Успенском, и в Благовещенском, и в Архангельском соборах, и на территории Кремля. Мы возрождаем сейчас то, что делали наши предки, и это, я полагаю, должно нести огромный духовно-нравственный заряд для всего нашего общества. – Обнаружение икон на кремлевских башнях – это событие огромной нравственной силы, восстановление справедливости по отношению к нашей истории, – считает и комендант Московского Кремля, заместитель директора Федеральной службы охраны Сергей Хлебников. – Не буду скрывать, я до сих пор чувствую глубокое волнение. Первые работы по зондажу велись очень осторожно, и лишь когда реставраторы после слоя штукатурки наткнулись на металлическую сетку, стало понятно, что можно действовать смелее. За время моей работы поступали разные предложения о восстановлении надвратных икон, но инициатива фонда Андрея Первозванного отличается, прежде всего, своей конкретностью, и этот проект, конечно же, будет выполнен в полном объеме. – Кроме высокого духовного смысла, это еще и очень красивый проект, – заметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Петраков. – Мы со всей тщательностью относимся к реставрационным работам. В соответствии с государственными полномочиями наша служба будет всячески содействовать реализации проекта, никаких проволочек не будет. Мы сделаем все, чтобы работы были проведены в точно установленные сроки.

http://pravoslavie.ru/35203.html

Неизвестные русские мастера создали благолепный храм, сочетавший в себе старинные русские традиции с западными веяниями. Ярусная композиция храма характерна для древнерусского зодчества, внешний декор близок к архитектурному стилю середины XVII века, а вот построение восьмерика на четверике - одна из ярких особенностей стиля, известного под названием «нарышкинское барокко». Изменение облика храма началось уже с 20-х г.г. XVIII в. В 1723–1724 г.г., согласно Указу Священного Синода о «затворении девичьих монастырей», в целях изоляции надвратных церквей женских обителей к храму с наружной стороны ограды были пристроены новая лестница и высокое крыльцо для прихожан. В дальнейшем внешний вид храма, в основном сохранивший свои черты, неоднократно претерпевал изменения в связи с необходимостью его ремонта после пожаров, а также по усмотрению монастырского начальства: менялось месторасположение лестницы, было пристроено южное гульбище, позднее гульбища с трех сторон были застеклены, реставрировалась и крыша с главкой. Первоначальная внешняя и внутренняя роспись храма, выполненная в древнерусском стиле, была утрачена в середине XVIII в. в результате пожаров. По окончании восстановительных работ, тщанием Андрея Николаева — «дворового человека Марфы Нарышкиной», усердного прихожанина и делопроизводителя игуменской канцелярии, Надвратный храм и Святые врата были заново расписаны. Во время войны 1812 г. храм снова сильно пострадал и роспись была утрачена. Согласно описи храма, внутренние стены в середине XIX столетия были окрашены в зеленый цвет, «без иконного писания и украшений», а к концу того же века их покрыли простой меловой краской. Лишь в начале XX века вновь были расписаны Святые врата и фасады храма, но и эта роспись сохранилась лишь до середины 20-х г.г., когда Надвратный храм - последний из всех храмов упраздненной советской властью Зачатьевской обители – был закрыт. Внутреннее убранство храма соответствовало его архитектурному стилю. Наиболее характерным был трехъярусный деревянный иконостас «с золоченой резьбой в форме виноградной лозы по темнокрасному фону».

http://sobory.ru/article/?object=02388

В XVII в. все башни были надстроены высокими шатрами, кроме Никольской: у нее шатер появился только в нач. XIX в. С кон. XVII до нач. XX в. стены и башни белили. За более чем полутысячелетнюю историю мн. башни М. К. и отдельные участки стен неоднократно разрушались и восстанавливались. В нач. XIX в. ров, к тому времени давно утративший оборонительную функцию, был засыпан. I. Угловые башни. 1. Собакина (Угловая Арсенальная) - именовалась по находившемуся поблизости двору бояр Собакиных, совр. название получила по расположенному рядом зданию Арсенала. Одна из самых мощных башен М. К. Была поставлена над родником-колодцем, служившим для снабжения гарнизона питьевой водой. 2. Беклемишевская (Москворецкая) - прежде именовалась по находившемуся рядом двору бояр Беклемишевых, ныне - по названию реки, у переправы через к-рую была размещена, занимая т. о. важное стратегическое местоположение. Почти не подвергалась серьезной реконструкции. Спасская башня. Архит. П. А. Солари. 1491 г. Спасская башня. Архит. П. А. Солари. 1491 г. 3. Свиблова (Водовзводная) - старое название также связано с располагавшимся вблизи боярским двором; служила для защиты брода в устье р. Неглинной. Совр. название получила после устройства в башне в 1633 г. англ. инженером Христофором Галовеем водоподъемного механизма, при помощи к-рого вода набиралась в расположенный в верхней части башни резервуар, откуда по свинцовым трубам через систему водонапорных башен распределялась по территории М. К. В 1805-1806 гг. была разобрана до основания и возведена вновь под рук. архит. И. В. Еготова. В 1812 г. взорвана отступавшими из Москвы французами. Восстановлена в 1817-1819 гг. по проекту архит. О. И. Бове. Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом. Надвратный образ на Спасской башне. Сер.— 2-я пол. XVII в. Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом. Надвратный образ на Спасской башне. Сер.— 2-я пол. XVII в. II. Проездные башни. 1. Фроловская (Спасская) - была поставлена в 1491 г.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Ibaho-Фpahkibcьk, 1997; Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя. К., 1990; Senyk S. L " hésychasme dans le monachisme ukrainien//Irénikon. 1989. Vol. 62. N 2. P. 172-212; idem. L " esicasmo nel mondo ucraino prima di Paisij Velichkovskij: Le testimonianze della letteratura monastica//Amore del bello: Studi sulla Filocalia. Magnano, 1991. P. 279-288; Хавлюк М. Угорницький монастир. Коломия, 1996; Лагодич М. Преподобний та богоносний отець наш Iob Манявський//Православна Галичина. Льbib, 2001. 2(7). С. 25-27; Грабовецький В. В. Iлюcmpobaha icmopiя Прикарпаття. Ibaho-Фpahkibcьk, 2003 2. Т. 2: 2-а пол. XVII-XVIII ст.; Сушинський Б. Слово про Скит Манявський. Льbib, 2004; Бaбiй В. Ioba Княгиницького. Ibaho-Фpahkibcьk, 2005; Яра М. Школа церковного cniby в Манявському 2005. 1/4. С. 132-134; Миронюк I., Фirлebcьkuй М. Скит Манявський. Ibaho-Фpahkibcьk, 2008; Украïнський Афон: Манявський Хресто-Воздвиженський монастир. Ibaho-Фpahkibcьk, 2008. Иконография В нижней части надвратной башни-колокольни Манявского мон-ря в нишах по обе стороны входа сохранились ростовые изображения преподобных И. и Феодосия (Княгиницкого) в монашеских рясах. А. Копистенський датировал росписи 1-й пол. XVII в. Образ И. находится по левую сторону врат, в сер. XIX в. над ним была различима надпись: «Блаженный отец наш Иов схимонах» ( Wagilewicz. 1848. S. 4). Сохранились сведения, что в сер. XIX в. на стене монастырской «скарбницы» (сокровищницы) существовало еще одно изображение преподобных И. и Феодосия, с надписью о том, что «сии два обитель на Батерсе создали» (Ibid. S. 6). После прославления преподобных И. и Феодосия в 1994 г. создавались иконы И., образцом для к-рых послужила роспись башни-колокольни Манявского мон-ря. Как правило, И. представлен по пояс, в схиме, правой рукой благословляет, в левой держит посох. У него правильные черты лица и окладистая седая борода. На заднем плане - условные изображения горок. Одна из икон находится на раке И. в Крестовоздвиженской ц. Манявского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/578152.html

И все же идея восстановления некогда существовавших икон в пустых белых киотах все больше и больше захватывала нас. Мы поставили перед собой следующую задачу: добиться получения доступа к киотам, проверить их на предмет наличия или отсутствия в них старых икон. Если они там окажутся, то тогда у нас появится «железный» аргумент в пользу их восстановления при помощи специалистов-реставраторов. В случае же их отсутствия мы могли бы поставить вопрос о воссоздании образов в их историческом виде. Эта концепция и легла в основу моего письма, которое было направлено в мае 2007 года Президенту России Владимиру Владимировичу Путину , а затем и Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, которые горячо поддержали этот почин. В документе было сразу оговорено, что предлагаемый нами проект будет финансироваться за счет средств Фонда Андрея Первозванного. — Какова ситуация с другими башнями? Есть ли надежда, что там тоже сохранились надвратные иконы? — Надежда, конечно, есть. Во всяком случае, Фонд Андрея Первозванного будет инициировать продолжение исследований и на других башнях Московского Кремля и обеспечивать финансирование всех реставрационных и исследовательских работ. Возможно, нам всем повезет и мы обнаружим и другие иконы. — С административно-хозяйственной точки зрения, Кремль — это режимный объект, который находится в ведении Федеральной службы охраны. В то же время это один из центральных музеев России. Как строились отношения фонда с ФСО и музеем? Много ли бумаг потребовалось написать? Трудно ли было работать? — Могу сказать, что наибольшую поддержку мы получили от руководства Федеральной службы охраны и от комендатуры Кремля. Как ни странно, ученые с меньшим воодушевлением относились к нашей инициативе: они придерживались официальной точки зрения, которая категорически утверждала, что иконы попросту не сохранились. Сам факт, что Фонд Андрея Первозванного терпеливо и настойчиво добивался урегулирования всех вопросов, связанных с получением допуска к киотам Спасской и Никольской башен, говорит о многом. Несомненно, если бы не поддержка Владимира Владимировича Путина, Дмитрия Анатольевича Медведева , Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла, ничего бы не получилось. И мы ждали бы еще десятки лет какого-нибудь случайного стечения обстоятельств, когда бы обнаружились иконы.

http://patriarchia.ru/db/text/1317580.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010