В 8 км от монастыря находился Сретенский скит. Монастырь передается Церкви поэтапно с 1993 г. Действующие храмы: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери-Живоносный Источник, храм в честь свт. Николая, храм в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Из справочника " Монастыри Русской Православной Церкви " Тихонова Успенская пустынь, общежительная, заштатная, на берегу реки Вепрейки, в 18 верстах от Калуги. Основана в 1485 году преподобным Тихоном (см. 16 июня); разорена была в 1610 году; восстановлена в царствование Михаила Федоровича. Соборный храм во имя Преображения Господня перестроен в 1886 году. За правым клиросом находится серебряная рака преподобного Тихона. В нескольких шагах от монастыря находится шестигранная, наподобие столбов, часовня, построенная в 1838 году над остатками дуба, в дупле которого, по преданию, подвизался в молитве и безмолвии преподобный Тихон. В 3 верстах от монастыря находится священный колодец, вырытый преподобным Тихоном; в 1887 году здесь построена деревянная, в византийском стиле, церковь в честь иконы Богоматери, именуемой «Живописный Источник». При монастыре странноприимный дом и двухклассная школа. Монастырю принадлежит Сретенский скит, устроенный в 1871 году, в 8 верстах от обители. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1918 г. монастырь был закрыт и разграблен, а потом объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. С 1920 по 1950 годы здания были повреждены, частично разрушены. Полностью разрушились храм Преображения, больничный и настоятельный корпуса, деревянные гостиничные корпуса, снесена почти вся каменная ограда с башнями, разгромлена церковь в честь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Спущены каскадные пруды и приведены в аварийное состояние колокольни и храм Успения Божией Матери. На протяжении долгих лет власти боролись с почитанием памяти преподобного Тихона, на его источнике неоднократно бетонировали колодец, обносили забором из колючей проволоки его скит. Во время Великой Отечественной войны колокольня и храм подвергались постоянным бомбежкам со стороны обеих воюющих сторон, так как колокольня являлась стратегически важным военным объектом, служащим наблюдательным пунктом.

http://sobory.ru/article/?object=00801

Через Арзамас проходили торговые тракты: Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский... Начало XIX века называют золотым веком Арзамаса. В это время были построены Вознесенский, Спасо-Преображенский соборы, множество церквей, купеческих особняков, заводов и мастерских. Ил.: Герб Арзамаса и Арзамасского района; Свято-Николаевский монастырь (XVI в.)(Фото Владимира и Маргариты Архиповых): Главная святыня обители — чудотворная икона «Избавление от бед страждущих». В 1997 году в Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли темную доску, найденную в сарае. Образ долго хранился в запасниках как непригодный, пока настоятельница не повелела поместить икону в рамку и повесить в храме. По молитвам перед образом он начал обновляться и проступать. В итоге красочный слой практически осыпался и теперь образ Пресвятой Богородицы как бы проступает прямо из доски... Ил.: чудотворная икона «Избавление от бед страждущих»; Животворящий крест Господень (Фото Сергея Лотырева/Нижегородская митрополия): Самая почитаемая святыня Арзамаса была чудесным образом обретена b XVII веке на берегу Волги. Люди молились перед ним в тяжелые времена, обносили крестным ходом во времена пожаров, засухи и моровой язвы. Тысячи паломников приезжают к кресту с молитвами о даровании здоровья; Воскресенский собор (1842)(Фото Сергея Фомина): Доминирующий на Соборной площади «холодный» собор построен в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Для строительства изготовили пять с половиной миллионов кирпичей. В 20-е годы ХХ в. в соборе располагался антирелигиозный музей. Сегодня — кафедральный собор Арзамаса; Церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1796)(Фото arzblagsobor.cerkov.ru): Главная святыня — икона Богородицы «Живоносный Источник». Зимой этот храм выполняет функции кафедрального собора. Ил.: икона Богородицы «Живоносный Источник»; Спасо-Преображенский монастырь (1555)(Фото vertuniya /sobory.ru): Строился одновременно с Арзамасским кремлем. Первые деревянные постройки монастыря сгорели в пожарах.

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-237-...

Троицкой церкви перед революци­ей принадлежало 33 десятины и 800 квадратных саженей земли в 20 вер­стах от церкви. Земля была пожертвована в 1903 г. прихожанкой Екатери­ной Ивановной Хренниковой, с усло­вием, чтобы 2/3 дохода поступало на украшение храма, а треть — в пользу церковнослужителей на вечный помин её родственников и служение литур­гий в дни кончины и ангела. Земля сдавалась в аренду и приносила 500 рублей годового дохода. Троицкой церкви принадлежал де­ревянный причтовый дом, мануфактурный магазин и две каменные лавки на Троицкой (Новобазарной) площади, построенные одновременно с храмом с западной стороны. Торговое помеще­ние было пристроено к зданию церков­но-приходской школы в 1911 — 1912 гг. с северной стороны на средства липец­кого купца Дмитрия Степановича Али­сова. 20 марта 1922 г. представителями совет­ской власти из Троицкой церкви были изъяты серебряные ризы икон общим весом 3 пуда 27 фунтов 84 золотника и серебряная утварь. Общий вес изъято­го составил 4 пуда 32 фунта 80 золотни­ков. Кроме того, было конфисковано 316 драгоценных камней, из них 56 бриллиантов, 33 осколка бриллиантов и золотой перстень. Всего на сумму 47 080 000 рублей. Предварительно была составлена опись, из которой видно, насколько богат, в том числе и в худо­жественном смысле, Троицкий храм. В описи много икон, украшенных сереб­ряными ризами: образ Спасителя, св. митрополита Алексия, Марии Египет­ской, Божией Матери «Всех скорбя­щих радость», Спасителя, сидящего на престоле, Знамения Божией Матери, две иконы «Скорбящей Божией Мате­ри» (одна со стразами в короне), две иконы святителя Николая, икона Бо­жией Матери «Достойно есть», три иконы в одном киоте — Св. Пантелей­мона, Спасителя, Скорбящей Божией Матери, иконы Смоленской Божией Матери, Иверской Божией Матери (венец иконы со стразами), Божией Матери Целительницы, иконы св. Па­раскевы Пятницы, святых. Николая Угодника и Иоанна Воина, Антипия, Харлампия и Власия, Божией Матери «Живоносный источник», «Утоли моя печали», Покрова Божией Матери, две иконы св. Тихона Задонского, икона свв. Петра и Павла, Казанской Божией Матери, Св. Феодосия Черниговского с эмалью, образ Владимирской Божией Матери с эмалью и стразами. Помимо многочисленных икон, в описи значи­лись три Евангелия в серебряных вы­золоченных окладах с камнями и стра­зами, молебное Евангелие в серебря­ном окладе, три напрестольных сереб­ряных креста, два малых серебряных креста, три серебряных вызолоченных потира, три дискоса, три звездницы, две лжицы, два ковша, четыре тарелоч­ки, три ковчега, две дароносицы, мирохранительница, хоругвь серебряная, лампада, пара венцов серебряных, два кадила.

http://sobory.ru/article/?object=36620

Основание пустыни, как монастыря, положено иеромонахом Исаакием (в схиме Иоанном), в 1705 году. Поселившись в Сарове, он построил для пустынников, с разрешения местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» и ввел устав древних подвижников Востока. Вскоре им положено было основание другой церкви, каменной, во имя Успения Божией Матери. Пустынь прославилась именами великих подвижников и старцев — Назария, Дорофея, Иллариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как преподобный Серафим (см. 2 января). Все здания монастыря—каменные. Громадные двухэтажные корпуса, назначенные для братских келий и расположенные четырьмя угловыми башнями, служат вместо каменной ограды, при чем южный и северный фасады почти висят над обрывами. Над главными западными воротами возвышается величественная колокольня, вышиною в 40 сажень. Из храмов обители прежде всего останавливает на себе внимание чудный пятиглавый храм Живоносного Источника. Он очень красив и снаружи и внутри. Алтарь отделен от храма резным золоченым с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченые кисты, в которых помещаются иконы: за правым клиросом — икона Живоносного Источника Божией Матери, которая, по преданию, принесена первыми основателями пустыни, перед которой часто молился отец Серафим и от которой многие получали исцеление, молясь перед нею по совету преподобного Серафима; за левым — Успения Богоматери. Громадный купол, в котором написана Святая Троица и Собор всех святых, покоится на 4 столбах, из которых 2 находятся в храме, а другие 2 — в алтаре, за иконостасом. За храмом Живоносного Источника находится еще более величественный главный храм пустыни — Успенский собор, в котором находится главная святыня обители — святые и многоцелебные мощи преподобного Серафима. Они почивают в кипарисовом гробе, вложенном в дубовый гроб, представляющий собой художественное произведение той дубовой колоды, в которой 70 лет хранились всечестные останки преподобного.

http://sobory.ru/article/?object=01580

Местный житель А.И. Дворнов выделил необходимые средства на предстоящее строительство. После согласования с благочинным Шатурского округа архимандритом Никоном (Матюшковым) внешнего вида и места началось строительство храма-часовни, которое было завершено в том же 2000 году. Адрес: 140750, россия, Московская обл., Шатурский район, деревня Коробовская Телефон : +7 (903) 199-39-95 , +7 (916) 331-51-97 Электронная почта: dimitrovskiihram@mail.ru Сайт: Подробнее... Христорождественский храм (Илкодино) [ править править код ] Христорождественский храм (Илкодино). Храм в честь Рождества Христова с приделами — в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя святителя Николая построил помещик А.К.Поливанов в 1851 г. Утвари в храме имелось достаточно, многие иконы в серебряных и золотых окладах. Стены храма расписал крепостной живописец ктитора, за что получил вольную. Закрыли храм в 1938 г. В 1950-х гг. на местности, где располагалось село, устроили полигон. Адрес: Россия, Московская область, Шатурский район, с. Илкодино Телефон : +7 (916) 680-66-13 Электронная почта: petr2678@mail.ru Сайт: http://ilkodino.cerkov.ru Подробнее... Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (Середниково) [ править править код ] Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (Середниково). Небольшая деревянная одноглавая часовня на сельском кладбище сооружена в 1998 г. Расширена и освящена как церковь в 2003 г. в связи с невозможностью быстрого восстановления старого храма. В настоящее время храм приписан к Никольский храм (Середниково) . Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни. Адрес: Россия, Московская обл., городской округ Шатура, с. Середниково Телефон : +7 (915) 293-72-91 Электронная почта: serednikovohram@bk.ru Сайт: http://serednikovo.cerkov.ru Подробнее... Часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Рошаль) [ править править код ] Часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Рошаль). Небольшая часовня простой архитектуры, построена над колодцем на территории Скорбященской церкви в г. Рошаль Шатурского района Московской области.

http://azbyka.ru/palomnik/Шатурский_окру...

В центре храма, за амвоном и под помостом, находился колодезь, обрамленный срубом, откуда богомольцы черпали воду. К колодцу устраивались крестные ходы из монастыря 6 янв. и 1 авг. А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I.» Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был построен в 2003 году на месте разрушенного в период революционных событий. А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды. Храм расположен у южной ограды монастыря на правом берегу речки Тешевка. С незапамятных времен здесь, у подножия холма, на котором располагается Богородицкий монастырь, источал свои чистейшие воды природный ключ. Не осталось свидетельств, указующих, с каких времен его воды приобрели чудодейственные целебные свойства и его стали называть святым. Известно только, что в 1730-х годах, при игумене Евфимии II, над источником была выстроена каменная часовня. В 1870 году из-за ветхости она была разобрана и на ее месте сооружен небольшой каменный однопрестольный храм в честь Царицы Небесной «Живоносный Источник». Средства на строительство этого храма в сумме 10 тысяч рублей серебром пожертвовала Орловская помещица Агриппина Васильевна Демидова. Храм выстроен вокруг колодца, куда стекаются живительные воды по 12 струям из-под горы, на которой стоит монастырь. А из храмового колодца вода вытекала в единый рукав у речки Тешевки. В 1960-е годы храм и источник сровняли с землей и замуровали. Над ним постепенно образовался «культурный слой» земли, появилась поросль деревьев и кустарников, которые совершенно закрыли место прежнего паломничества. Так что, в начале 1990-х годов пришлось искать сторожилов, показавших его место, но точно определили его только с помощью приборов. В конце октября 1994 года источник был очищен. Весной следующего года продолжающиеся раскопки обнаружили пол старинного храма, выстланный каменными плитами и фундамент, который полностью сохранился. Исследования показали, что перед разрушением церковь претерпела сильный пожар. Завершились раскопки храма только к лету 1997 года.

http://sobory.ru/article/?object=02120

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " на Святом озере. Храм на Святом озере Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичное здание бывшей насосной станции. Передано Русской Православной Церкви в 2004 году. Здание отреставрировано и перестроено. Малое освящение храма совершил 16 апреля 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Александр. 28 сентября 2014 года управляющий Восточным викариаством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил чин освящения крестов на куполах храма иконы Божией Матери " Живоносный источник " на берегу Святого озера. По преданию, когда-то на месте озера была небольшая церковь и при ней жил священник, который совершал службу. Неподалеку стоял дремучий лес, где подвизался пустынник Вукол. Однажды во время сна ему было видение, что на том месте, где ныне находится Кремль, возникнет град Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и понесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Долго размышлял Вукол о своем видении, а потом пошел в пустынное село Косино и поведал о своем видении священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Пречистую Матерь за весь православный народ и за будущий град Москву. Священник начал совершать Божественную литургию; во время Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь, и церковь стала опускаться в землю, из земли выступила вода, и образовалось озеро. По преданию, водами этого озера лечили свои раны воины, возвращавшиеся с Куликовской битвы. На Косинское триозерье Петр I переносил свой флот из Измайловского пруда и Яузы, здесь у восточного берега, рядом с усадьбой Телепневых, были устроены пристани. В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Сейчас на месте усадьбы возле храмового комплекса стоит трикотажная фабрика, а насосная станция на Святом озере переделана в церковь. Люди верили, что под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву и что эта молитва угодна Богу... Озёра были предметом ряда исследований в области лимнологии. Много трудов по изучению Косинских озер хранятся в библиотеках Берлина, Хельсинки, Стокгольма. В профильных справочниках, изданных в Вашингтоне и Лондоне, имеются данные о Косинских озёрах.

http://sobory.ru/article/?object=29403

Во второй половине XIX века был построен и каменный келейный корпус для проживания немногочисленной братии и настоятелей монастыря, любивших посещать пустынь. В летнее время это место, связанное с великим преобразователем монастыря и мучеником Церкви за веру и правду, было и остается до настоящего времени местом паломничества многочисленных богомольцев. После закрытия монастыря, во времена СЛОНа, с 1925 года в пустыни располагался один из отделов Соловецкого общества краеведения - Биосад. Здесь усилиями заключенных проводилась большая работа по изучению и охране природы Соловков. В 1930 году в пустыни разместилась вначале биологическая лаборатория, а затем Центральная лаборатория Йодпрома. С середины февраля по конец августа 1935 года здесь работал в заключении священник Павел Флоренский, известный мыслитель и ученый ХХ века, в лаборатории с ним трудились ученые Р.Н. Литвинов, Н.Я. Брянцев. В тяжелейших условиях лагеря они сумели организовать и наладить высокоэффективное производство различных продуктов переработки водорослей. Полученные ими результаты превзошли мировые достижения того времени. Все трое ученых были расстреляны в 1937 году. В начале 1930-х годов церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» сгорела. Вероятно, через несколько лет были разобраны и часовни. 29 августа 2002 года в Филипповой пустыни на месте разрушенного храма в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник» установлен шестиметровый поклонный крест, изготовленный в кресторезной мастерской монастыря на средства Московской международной детской киношколы. В 2004 году возобновлена монашеская жизнь в Филипповой пустыни. Для уединения, молитвы и отдыха туда стали поочередно приходить монахи. В августе 2007 года, к празднику Преображения Господня, в Филипповой пустыни закончены основные работы по реставрации жилого братского корпуса XIX века. 4 июля 2011 года, в связи с началом археологических работ, состоялось перенесение поклонного креста на холм за келейным корпусом, где раньше стояла восьмигранная деревянная часовня. В ходе исследований Археологической экспедицией САФУ был целиком вскрыт фундамент церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Площадь раскопа составила более 240 кв. метров. В процессе последовательного снятия слоев были обнаружены следы пожара 1931 года, уничтожившего храм. Во время раскопок была собрана коллекция находок церковной утвари, а также предметов, относящихся к эпохе Соловецкого ГУЛАГа. Было обнаружено местонахождение древней надкладезной часовни, хранившей память о святом игумене Филиппе. Архитекторы приступили к разработке проекта реставрации, и в скором будущем начнутся строительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=11059

Кроме того, обитель удивляла своей грандиозной пятиярусной колокольней с часозвоном. Построена она была в 1894 году, и главный ее колокол весил 1560 пудов (25 т). В монастырской ризнице хранилось множество предметов церковной старины. Вблизи монастыря в 1838 году была построена часовня, вместившая в себя дуб, в котором подвизался преподобный Тихон. А над целебным источником в 1887 году была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». При обители существовали свечной завод и странноприимный дом, управлял обителью архимандрит. В XIX b. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову пустынь преподобный Макарий Оптинский . Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские , направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (ум. 25 июня 1884 года). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона. В начале ХХ в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту – в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери. Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимный дом. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник. Карта и ближайшие объекты Из описания 1910 г. архимандрита Нафанаила храма в честь иконы Божией Матери « Живоносный Источник»: «Церковь за оградой монастыря на южной стороне во имя Божией Матери Живоносной Источницы над святым колодцем. Окрашена зеленой краской. Высотою 9 арш. 8 верш., длиной 20 арш. 12 верш., шириной 17 арш. 11 верш. Главка…, окон - 4 боковых и алтарных 7 штук. Иконостас орехового дерева без позолоты, высотой 7 арш. 9 верш., шириной 10 арш. 8 верш. Построена в 1870 г.» В 1870 г. была построена каменная церковь с южной стороны монастыря, над святым источником, под горой. До 1869 г. на этом месте стояла каменная часовня, сооруженная при игумене Евсевии в 1730 г. в память прежде существовавшей деревянной церкви. В 1869 г. прежняя каменная часовня была разобрана, а на ее месте в следующем году выстроена каменная церковь без колокольни во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» на средства помещицы Брянского уезда Орловской губернии Агр. Вас. Демидовой, пожертвовавшей на это дело 10 000 руб. серебром. …Алтарь храма был посвящен также муч. Агриппине – ангелу строительницы храма, а также Владимирской иконе Божией Матери, преп. Зосиме Соловецкому, вмц. Екатерине, св. Василию Великому и св. Тихону Задонскому. Однако сведения эти никакими другими источниками не подтверждаются, и храм этот всегда назывался как церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Изящный иконостас церкви был выполнен из дуба. Особенно замечательной считалась запрестольная икона «Коронование Божией Матери», написанная учеником Академии художеств в благодарность за первоначальное свое образование в монастырской иконописной мастерской. На правой стороне иконостаса в особом киоте располагалась местно чтимая икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, устроенной неизвестным лицом, получившим пред нею исцеление. Она находилась здесь с Преполовения и по 1 октября, а на зиму торжественно переносилась с крестным ходом в теплую Вознесенскую церковь…

http://sobory.ru/article/?object=02120

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010