В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным. 1950 год После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды. Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника. Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения. 1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Луганск: украинские снаряды вновь попали в церковь иконы Божией Матери «Умиление» 21.08.2014 14:19 Версия для печати Донецк, 21 августа.  Жертвами артиллерийского обстрела центра Луганска, который произошел вечером 20 августа, стали пятеро жителей города, двое из которых - погибли. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства Луганской народной республики (ЛНР), по центру города было выпущено около двадцати артиллерийских снарядов. Как и ранее, украинская артиллерия поразила исключительно гражданские объекты, попав в жилые дома, автомобильную стоянку и трапезную храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». По центру города было выпущено около двадцати артиллерийских снарядов. Как и ранее, украинская артиллерия поразила исключительно гражданские объекты, попав в жилые дома, автомобильную стоянку и трапезную храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». Напомним, что ранее, 6 августа, эта церковь, где сейчас хранится привезенная в дар из России чудотворная Порт-Артурская икона Божией Матери, уже была мишенью минометного обстрела украинской армии. «Только чудом снаряды не задели баллоны с пропаном, которые хранятся рядом с трапезной», - прокомментировал ситуацию источник в Луганске.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в моздокской Успенской церкви Многие обратили внимание на промыслительное совпадение: заложники, захваченные чеченскими террористами, были избавлены в день Иверской иконы Божией Матери, покровительницы народов Кавказа. Вот что писал об этом чудотворном образе и его почитании горцами епископ Игнатий (Брянчанинов), занимавший Кавказскую кафедру в середине XIX века. В Ставропольской губернии в городе Моздоке находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В этой церкви за правым клиросом, в киоте, присутствует древняя и чудотворная икона Иверской Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие. В двенадцатом столетии знаменитая грузинская царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в них христианских храмов. Созидание этих храмов приписывается преданием Тамаре. Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелий составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценный дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелий. В конце прошедшего столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось с величайшим фанатизмом - более политическим, нежели религиозным - в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними - держалось более номинально, нежели на самом деле. Осетины склонились к исламизму, подобно прочим горцам. Но они так, как и все горцы не сделались настоящими магометанами. Алкоран им неизвестен, по незнанию горцами арабского языка, на котором написан алкоран. Перевода на татарский горцы не имеют. Неизвестен он самим муллам горцев - они считают его недоступною, высшей мудрости книгою. Магометанство горцев заключается в соблюдении некоторых наружных магометанских обрядов. Они склонились к некоторым верованиям, внушенным им миссионерами. Большая часть понятий прежней неопределенной религии, в которой доселе видны признаки христианства, осталась при них. Главнейшею заботою миссионеров было внушать горцам, что их единственный законный государь есть турецкий султан.

http://pravoslavie.ru/5205.html

Зугдиди. Церковь Влахернской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Влахернской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1825 и 1830. Адрес: Грузия, край Самегрело-Земо Сванети, Зугдидский муниципалитет, Зугдиди Координаты: 42.512188, 41.874697 Проезд:Церковь расположена рядом с дворцом Дадиани по улице Мераб-Костава, рядом с автобусной станцией и недалеко от железнодорожного вокзала. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Влахернской иконы Божией Матери — кафедральный храм Грузинской православной церкви в Зугдиди. Центр Зугдидской и Цаишской епархии. Эквтиме Такаишвили отмечает, что «Церковь нового Зугдиди построена из камня, грузинского стиля, при правлении Левана V Дадиани, строительство началось в 1825 году, а окончилось в 1830 году». Деньги на строительство выделил российский император Александр I, он же вернул один из списков Влахернской иконы Божией Матери, которая, по преданию, не раз спасала Константинополь от нашествия врагов. В 10-х годах XVIII века Георгий IV Гуриели выступил в поход против имеретинского царя Александра IV. Среди сокровищ, увезённых в Гурию, упоминается и Влахернская икона. В 1805 году мегрельская княгиня Нино (вдова Григола Дадиани) вместе с депутацией мегрельских князей подарила икону императору Александру I, который богато украсил икону и вернул её мегрельскому народу. Влахернская икона попала в Мегрелию из Константинополя и представляла одну из главных ценностей князей Дадиани. В храме хранятся общехристианские ценности: риза и часть пояса Пресвятой Богородицы, мощи Святого Георгия и Святого Иоанна, кисть Святой Марины, часть губки, из которой испил уксуса Иисус Христос, попавшие в Грузию из Византии после взятия его турками в 1453 году. 15 июля празднуется праздник храма — Влакерноба. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36618

Новая церковь в честь Похвалы Божией Матери построена в том же году. Она была четырехугольная с круглым алтарем, одной главой, шея и глава обиты чешуей, имела в паперти два хода, северный и западный. Постройка же каменного храма могла осуществляться только при общем сочувствии и монаршей милости в последующее время. Преданный делу архипастырского служения, преосвященный Афанасий много трудился на пользу обители Красногорской: то он ходатайствует пред царем за монастырские земли и угодья, присвоенные крестьянами, то заботится о благоустройстве и материальных выгодах монастыря, и то же время зорко следит за нравственным его состоянием, удаляя соблазны и возвышая дух благочестия. Это подтверждают многие из грамот его, на которые мы ссылались, или приводили в подлиннике. Он любил обитель Красногорскую, как место избранное изволением Царицы Небесной, ревновал о славе чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. Несомненная вера в силу чудотворений от нее исходящих указывала ему благотворное их действие на дух веры и благочестия христианского, посему он постановил ради всенародного чествования ежегодно приносить чудотворную Грузинскую икону Божией Матери из Красногорского монастыря в г. Холмогоры, и хотел было внести в круг церковного богослужения нарочито в честь нее составленную службу. По этому поводу на имя строителя Аврамия Митусова даны преосвященным две грамоты 1698 и 1699 г., из которых одна приведена нами в объяснение причины ежегодного принесения чудотворной иконы в Архангельск. Обе они говорят о принесении чудотворной Грузинской иконы в г. Холмогоры, но расходятся в назначении срока к тому назначенного: первая указывает 1-е число июня каждого года, вторая же 21-го мая. Противоречие это легко мирится, если допустить, что распоряжение, приписанное во второй грамоте относительно срока, было временное. С другой стороны не следует упускать из внимания и того, что вторая грамота вышла несколько позже. На деле, по всему вероятию, выходило так: в 1698 г., когда последовало первое распоряжение о принесении чудотворной иконы в Холмогоры, она принесена была на 1-е число июня; грамотою 1699 г. изменен лишь срок пребывания ее (вместо с 1 по 10 июня, с 21 мая по 1 июня), по случаю стечения народа в Холмогорах. В подтверждение сего и ради исторического не лишне привести здесь эту грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Мосальск. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Мосальск. Николая Чудотворца собор. С приделами в честь иконы Божией Матери Грузинской и в честь свв. апп. Петра и Павла. Каменная. Построена в 1818 г. майором А.С. Хлюстиным. Здесь в семье соборного священника родился и крещен А.И. Чупров, профессор Московского университета. http://korolev.msk.ru/ В центре города расположен Никольский собор, его заложил в 1806 г. богатейший собственник отставной секундант – майор А.С.Хлюстин. Это место, по-видимому, уже представляло собой некую точку притяжения, потому генеральный план и взял его за основу формирования нового города. А Пятницкая гора, сыграв свою роль, отошла в историю. После смерти А.С. Хлюстина к 1818 г. собор достроили его дети. Он был воздвигнут во имя Николая Чудотворца и имел два придела: Грузинской Божьей Матери и апостолов Петра и Павла. Здесь служил священником отец Иоан Чупров и крещен его сын, будущий экономист с мировым именем, профессор Московского университета Александр Иванович Чупров. В едином комплексе с собором смотрелась колокольня со сквозными проемами, архитектурным украшениями. Особенно выделялся ее высокий шпиль. При ломке нашли склеп с останками А.С. Хлюстина, который завещал похоронить себя в заложенном им соборе, и памятную серебряную доску с записями о ходе строительства собора. Перезахоронение останков А.С. Хлюстина, извлеченных из-под щебня и мусора, их вторичное освящение состоялось тут же в июле 2000г., когда шло восстановление самого здания собора. http://www.adm-mosalsk.ru/page/36.html Собор Николая Чудотворца находится на территории города Мосальска Калужской области. Обиходные названия собора: Никольский; Николаевский; Николы Угодника; Николая Мирликийского; Свято-Никольский собор. Здание храма построено в начале 2000-х годов по проекту постройки храма в 1806 году. Здание прежнего собора Николая Чудотворца 1816 года было разобрано на материалы в 1950-х годах. Каменный одноглавый храм, построенный в 1806-1816 годах на средства семьи отставного майора, известного мецената А.С. Хлюстина, был построен в стиле классицизма с двумя боковыми притворами, с трапезной и трехъярусной колокольней. Церковь была освящена в 1818 году во имя Николая Чудотворца Мирликийского, правый придел в честь Грузинской Богоматери, левый – во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=01608

Красная Горка. Красногорский Богородицкий монастырь. Церковь Похвалы Божией Матери. Богородицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Похвалы Божией Матери Год постройки:Между 1882 и 1883. Год утраты:приблизительно 1941 (разобрана на дрова) Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-н, п. Красная Горка Координаты: 64.592837, 43.290516 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Деревянный надвратный храм над Святыми (западными) воротами монастыря, сооруженный в 1882-1883 гг. игум. Ювеналием. Одноглавый четверик, с четырех сторон окруженный закрытыми галереями, обшитый тесом. Разобрана на дрова в нач. 1940-х гг., во время войны, сами ворота сломаны в 1960-х гг. http://svyatayarus.su/church/ В Красногорском монастыре 2 храма: один каменный, в связи с такою же колокольнею, во имя чудотворной Грузинской иконы Божией Матери с приделом и для чудотворной иконы Владимирской; другой деревянный холодный, устроен в 1882 году, стоит отдельно с западной стороны над каменными святыми вратами монастырской ограды в честь Похвалы Божией Матери. По ту и другую сторону между ними находятся помещения монашествующих: два каменные одноэтажные дома с правой стороны, деревянный и гостиница с левой. За оградою на запад стоит ветренная мельница, а к северу отдельно дворы конский, коровий и прочие службы монастыря. " Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда "/епископ Макарий – М., 2011 В каком виде принесена в Красногорский монастырь св. икона, это видно из описания её сделанного в письме Егора Лыткина: «1629 года августа 22 дня Пречистыя Богородицы Похвалы в дом поставил образ Пречистой Одигитрии, что из-за моря, из Персидской земли вывезен, письмо греческое, обложен образ весь серебром резью, венцы, середина и поля, и позолочен весь оклад почестным золотом, а подложен тот образ конвою алою, цена всему окладу четырнадцать рублей». Величина иконы длиною 10 и шириною 7 вершков.

http://sobory.ru/article/?object=23774

Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Тамерлана совершался крестный ход из Вознесенского собора в Казанский храм с. Талица, но незадолго до 1899 г. он был отменен (по некоторым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь» . На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери. Возможно, совпадение дат привело к подмене Елецкой иконы Казанской, которая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады» . Однако в XIX в. именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г. Елецкую икону, спасенную от нашествия Тамерлана, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери , принесенной 26 августа 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву. Согласно преданию, во сне Тамерлану явилась Пресв. Богородица и он повернул войска вспять. О связи Елецкого и Елецко-Черниговского образов Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) На период составления основных сборников, содержащих информацию о богородичных иконах , сведения о Елецкой иконе, очевидно, отсутствовали. О соименной Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из книги архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» , впоследствии рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп. Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февраля и 11 января . В начале XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 января указано празднование Елецкой иконе с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февраля . В конце XIX в. появились раздельные публикации о Елецкой и Елецко-Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в современном церковном календаре: день празднования Елецкой иконе зафиксирован под 11 января, Елецкой Черниговской - под 5 февраля.

http://drevo-info.ru/articles/8622.html

Осиново. Церковь Грузинской иконы Божией Матери. Грузинско-богородицкая церковь в Осиново Церковь. Действует.   Престолы: Грузинской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1884 и 1889. Архитектор:П.Е. Аникин Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Осиново, улица Шуравина, д. 47Б. Координаты: 55.88127, 48.882551 Проезд: выезд из Казани по Горьковскому шоссе в сторону Москвы и Зеленодольска. Не доезжая пересечения с М-7, на последнем перекрестке со светофорным регулированием в поселке Залесный (повороты на Юдино и Осиново) повернуть направо и далее ехать по направлению главной дороги (в соответствии с дорожными зна ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда выезд из Казани по Горьковскому шоссе в сторону Москвы и Зеленодольска. Не доезжая пересечения с М-7, на последнем перекрестке со светофорным регулированием в поселке Залесный (повороты на Юдино и Осиново) повернуть направо и далее ехать по направлению главной дороги (в соответствии с дорожными знаками) около 4 км, пока слева, метрах в 150 не появится церковь. Повернуть налево, на улицу Нагорную, и проехать до церкви около 150 метров. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Архитектурное описание. Церковь в плане крестообразная,состоит из грузного двусветного ступенчатого четверика, на котором водружен восьмерик под высоким восьмигранным завершением Апсида на три окна - полукруглая в плане, по высоте - в половину четверика храма. К трапезной примыкает высокая трехъярусная колокольня. К западному входу пристроена паперть под двускатной крышей. Крупная сельская церковь с богатым декором фасадов, выполненная в псевдорусском стиле. Каталог-справочник. Р.А. Айнутдинов, Е.В. Липаков, Р.Р. Хайрутдинов " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . - Казань Издательство " Эйдос " , 1993 г. Комментарии и обсуждение Православный приход в с. Осиново существовал с 1852 года. В 1884-1889 гг. по проекту архитектора П.Е. Аникина на средства прихожан была построена каменная церковь Грузинской иконы Божией Матери. В 1930 году храм был закрыт и вновь передан верующим только в 1991 году. В храме хранятся частицы мощей святителя Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Луки (Войно-Ясенецкого) и преподобного Феодора Санаксарского.  С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20906

Мы верим в исцеляющую и возрождающую силу молитвы. Она для нас особенно очевидна, когда мы находимся в этом возрожденном Храме Христа Спасителя, который стал символом воскресения нашего народа после пережитых им страданий в результате диктатуры безбожия. Мы хорошо помним, Ваше Святейшество, о Вашем участии в освящении этого Храма, помним Ваше слово, произнесенное тогда. И знаем о том, с какой любовью и силой веры Вы, воспитанник Троице-Сергиевой Лавры, воздвигли в столице Грузии величественный собор Пресвятой Живоначальной Троицы. Верим, что он останется в веках как символ возрождения грузинского народа, обретения мира и национального согласия. Хочу также сердечно приветствовать спутников Вашего Святейшества, которые вместе с Вами прибыли на совместное представление нашему обществу нового тома «Православной энциклопедии», где статьи по истории Грузии и грузинского Православия совместно подготовлены учеными двух наших стран. Сегодня вместе молились и православные русские и православные грузины. Сегодня хоры московского кафедрального соборного Храма Христа Спасителя и тбилисского кафедрального собора Живоначальной Троицы вместе прославляли Господа Спасителя. Ничто не объединяет так, как совместная молитва! Пусть плоды этого доброго дела помогут нам лучше понимать друг друга. Ибо мы знаем, что наше духовное единство есть не что иное, как исполнение воли Божией о наших народах. На молитвенную память о сегодняшнем дне я прошу Вас, Ваше Святейшество, принять список Владимирской иконы Божией Матери. Русская Православная Церковь чтит икону Владимирской Богоматери. Пречистая Богоматерь в этом Своем честном образе является покровительницей града Москвы и Отечества нашего, перед ним неоднократно молились наши люди в годину испытаний. В 1993 г., когда Россия была накануне гражданской войны, чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери был перенесен в Богоявленский кафедральный собор. Я никогда не забуду, как с верой и упованием, со слезами, со свечами в руках, стоя на коленях, народ молился и просил Господа предотвратить гражданскую войну в нашем Отечестве. На табличке, прикрепленной к списку этой чудотворной иконы, говорится, что сей честный образ Царицы Небесной передается Вашему Святейшеству и Блаженству в памятный день нашего совместного служения в Храме Христа Спасителя. Мы надеемся, что наши церковные братские связи будут помогать укреплению связей между нашими народами и между нашими странами.

http://patriarchia.ru/db/text/207488.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010