Во-первых, в том, что уже совершилось: они уверовали и обрадовались. Во-вторых: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Вдумаемся в эти слова: ученики уверовали в Воскресшего Господа и получили от Него благодать Святого Духа и тем самым приобщились к Вечной Жизни, которую даровал Христос, ибо Он, как мы поем: «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Их власть – отпускать грехи, она связана с Вечной Жизнью, ибо грех ведет к жизни. Итак, Христос сделал своих учеников распорядителями жизни и смерти: кому отпустят они грехи – тем даруется жизнь; кому оставят – те остаются во власти смерти. И все это было, однако, предварительным действием благодати Святого Духа, по сравнению с тем, что произошло на пятидесятый день по Воскресении Христово, когда сошествие Святого Духа в виде огненных языков произошло при шуме с неба. В первый и в восьмой день ученики, а сними Пресвятая Богородица и жены-мироносицы не являются перед народом, не проповедуют, а только пребывают вместе и молятся. На пятидесятый же день они выходят к народу, проповедуют Воскресшего Господа со смелостью и с необыкновенным умением, которое Дух Святой им даровал. Вот разница в подаянии Духа Святого на первый и восьмой день по Воскресении и подаянии Его в пятидесятый день. Главный дар Святого Духа, который был послан Христом Спасителем в первый день, заключается в том, что ученики уверовали, что Христос Воскрес. И это особенно ярко проявляется на примере святого Апостола Фомы. Он не был в первый день, поэтому сомневается, но пришел на восьмой день и уверовал, и сказал Христу Спасителю: «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ). Будем же крепко хранить свою веру, будем оберегать дар Святого Духа, которым каждый из нас награжден, чтобы нам прийти через этот дар к Жизни Вечной. Воистину Воскресе Христос! Слово в Неделю 3ю по Пасхе, святых жен-мироносиц 2 мая 1982 года Христос Воскресе! Сегодня Святая Церковь снова возвращает нас к воспоминанию о погребении Господа Иисуса Христа и снова и снова – к торжеству Его Пресветлого Воскресения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Есть в народе и со своей стороны стремление поэтизировать жизнь вне монастыря, понять глубинный замысел Бога о человеке в браке, в служении друг другу, в созидании. Требуется праздник. Где его взять или что выдумать? Могут сказать, что, дескать, Церковь ликвидировала и ассимилировала дни языческих поминовений, превратив их в свои праздники. А можно сказать, что то, о чем лишь смутно догадывались некоторые праведные язычники, она явила в полноте и блистании Откровения и Предания. Такие упреки раздаются и при попытке создать новый женский праздник – День жен-мироносиц . Тем более что, несмотря на все усилия, он как-то и не прививается. Восьмое марта, напротив, украдкой рады приветствовать даже и христианки, принимая цветы и поздравления. Разве что в монастырях с этим делом строго. Почему так? Потому что праздник мы видим или в цветах с конфетами, или в стоянии на службе. Потому что праздник нам кажется поводом к ублажению себя любимого. Или поводом послушать хор мальчиков с песней про маму и умилиться. Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, увидела двух Ангелов, в белом одеянии, сидящих на месте, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: «Раввуни!» Нам трудно понять такой праздник, потому что большинству из нас никогда не довелось хотя бы приблизиться душой к радости Марии, обретшей пасхальным утром в саду Христа. Когда она «рано ко гробу течаху» нашла гроб пустым. Она нашла гроб пустым и рыдала. Мы же находим пустым свое сердце, и нас часто это нисколько не огорчает. Рассказывают, что когда служил праведный Иоанн Кронштадский, то возгласы на Литургии, как и на других службах, он произносил как бы перед Лицем Божиим. Он смотрел Ему в глаза и говорил Ему, видимому пред собой сердцем. Он знал, как вздрогнуло от радости сердце Марии в саду при встрече воскресшего Христа.

http://pravmir.ru/kakim-dolzhen-byt-zhen...

За эту же любовь к Господу и мужество и св. церковь ежегодно воспоминает его вместе с деяниями Самого Господа и особенно ублажает нарочитою песнью в Великую субботу и в неделю св. жен мироносиц, приглашая и нас ублажать Иосифа приснопамятного. Что касается дальнейших обстоятельств его жизни, то тщетно мы стали бы искать несомненных сведений. Вероятно, что потом он соединился с учениками Иисуса Христа; принес к их ногам цену всех своих имений и жил в любви и общении первых христиан. На ряду с апостолами выступив на дело проповеди о Иисусе Христе, Иосиф аримафейский совершил апостольское служение не только в Палестине, но, как говорит предание, проповедовал евангелие в Британии, где и блаженно почил. («Русск. паломн.» 1895 г. 30). Пасха Христова См. в 1-й части нед. св. Пасхи. Вознесение Господне Еванг. от Лук. зач. 114-е, гл. XXIV, 36–53 ст. 1. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо После преславного воскресения Своего из мертвых Господу Иисусу Христу угодно было пребывать на земле сорок дней. В течение этого времени воскресший Спаситель мира несколько раз являлся Своим ученикам, учил их о тайнах царствия Божия и подготовлял к всемирной проповеди евангелия. Когда наступил сороковой день по воскресении, в Иерусалим собрались все одиннадцать апостолов и вместе с ними некоторые, преданные Господу, благочестивые жены. Господь в последний раз явился им тогда и, преподав некоторые наставления апостолам, повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. После этого Спаситель вывел апостолов из Иерусалима по пути к горе Елеонской. Достигнув восточной вершины этой горы, где Он несколько ранее начал Свои предсмертные страдания, Спаситель, подняв руки Свои, благословил учеников. Благословляя их, Он стал подниматься от земли и удаляться от них до тех пор, пока светлое облако совсем не скрыло Его от взоров апостолов. Пораженные видением, апостолы неподвижно стояли и пристально смотрели на небо. Но вот предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И лишь женщины, молчаливо служившие Иисусу при жизни, продолжали безмолвно служить Ему и по смерти, желая отдать последний долг уже мертвому в их глазах человеку, приготовив благовония (миро) для погребения тела (Лк. 23, 55-56). Мужскую часть вместо ближайших учеников Иисуса в этот момент восполнили более отдалённые до сих пор Его почитатели – Иосиф Аримафейский и Никодим. Сколько женщин, или жен-мироносиц, как назвала их впоследствии Церковь, присутствовали при распятии Иисуса, и кто из них участвовал в Его погребении, в точности установить невозможно. Евангелист Марк пишет: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк. 15, 40-41). Евангелист Лука говорит просто о «женщинах, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк. 23, 49). По Матфею это были Мария Магдалина и «другая Мария», то есть та же, что у Марка (мать Иакова и Иосии), а также мать сыновей Зеведеевых (возможно, та же Саломия — Мф. 27, 56). Евангелист Иоанн говорит о Матери Иисуса, её сестре Марии Клеоповой и Марии Магдалине (Ин. 19, 25). Кроме того, только Иоанн сообщает нам ту подробность, что сначала воскресшего Христа, не узнав Его, встретила Мария Магдалина, еще затемно. А когда узнала после того, как Иисус назвал ее по имени, Он запретил ей прикасаться к Нему (Ин. 20, 17). Тогда как остальные женщины, пришедшие уже позднее, встретили не Иисуса, а ангела, сидящего при распечатанном гробе (Мф. 28, 2-4; по Луке – двух ангелов, Лк. 24, 4), а потом уже по пути к апостолам Иисус явился им с приветствием «радуйтесь!». И они, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9). Но какие бы ни были неясности в точном согласовании всех евангелистов, очевидно одно: первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Пусть пришедшие к Нему как к мертвецу, чтобы отдать последний долг и достойно похоронить Учителя, но услышавшие радостную весть – Евангелие от ангела — о том, что Он жив: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6).

http://pravmir.ru/pervye-diakonissy/

Из таких слов Воскресшего ученики должны были понять, что Царство Иисуса Христа не земного мира, что его должно отличать от земных царств и в Христе воскресшем видеть не земного Царя, а небесного; но Апостолы даже и после разъяснения этого и предупреждения Господа все-таки еще не оставляли своих народных несбыточных надежд и спрашивали Его даже пред вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6). Св. Евангелисты умалчивают о явлении Воскресшего Матери Божией, но Церковь содержит в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Христовом и что Ей, восстав из гроба, Христос явился прежде всех людей. Выражение этого верования Церкви находится в пасхальных богослужебных песнопениях. В Иерусалиме у Апостола Иоанна Богослова был собственный дом на горе Сионе. Там находились и все прочие Апостолы. И по вознесении Спасителя там было средоточие новой христианской жизни. В этот новый Сион обращались все христиане за разрешением своих недоумений… Даже после явления Воскресшего Христа в Эммаусе, засвидетельствованного еще двумя учениками, многие «не поверили» и им, пока в тот же вечер в самом доме Апостола Иоанна, где собрались ученики, и не смотря на затворенные двери, явился Христос и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мрк.16:13–14). Это обстоятельство имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа, именно как неопровержимое доказательство истинности Его воскресения. Видно, что Апостолы не ошиблись в этой истине, не могли обмануться, и что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Апостолы не верили и нужны были упреки им Самого Воскресшего и дозволение осязать себя и есть с ними, чтобы победить это неверие, и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение — истина несомненная и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда меркло солнце и колебалась земля, святые жены стояли в виду Голгофы. Когда Иосиф благочестно предавал Тело Господне земле, они, как пишется, сидели против гроба ( Мф.27:61 ) и смотрели, где Его полагали ( Мк.15:47 ). Когда всё было кончено, боголюбивые жены пошли купить мира, чтобы по обычаю страны умастить Усопшего по миновании праздника. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу ( Лк.24:1 ), чтобы… помазать Иисуса ( Мк. 16 1). Не пришлось благочестивым душам еще раз послужить от своего усердия Учителю, обретшему, наконец, место, где преклонить Свою Пречистую главу. Несмотря на свой очень ранний путь, они пришли поздно. Солнце Правды взошло прежде, чем воссияло солнце природы. Что вы ищете живого между мертвыми? — услышали они, когда проникли во гроб ( Лк.24:5 ). Этот необычайный, неожиданный голос торжества жизни, раздавшийся в пещере смерти, потряс всё существо учениц; они склонили лица свои на землю перед опустелым мертвенным ложем Учителя (первые поклонницы живоносного Гроба Христова!) и, если бы не услышали от того же гласа прямого повеления идти скоро к апостолам, вероятно, не знали бы, что им делать. Со страхом и радостью великою ( Мф.28:8 ) бежали со своим не нужным более миром вестницы Восстания Христова от гроба и на пути удостоились поклониться Самому Восставшему. Преславная и прерадостная весть Воскресения Христова быстро распространилась через святых жен по всему Иерусалиму, Не поспев со своим вещественным приношением ко гробу Жизнодавца, они другое, нетленное, облагоухаемое миро своего свидетельства излили на новое таинственное Тело Христово — святую Церковь, всё верующее человечество. Да будет хвала их памяти с благословениями от всякого, чающего воскресения мертвых и жизни будущего века! После событий, которыми завершается евангельская история, только однажды слово Божие упоминает о мироносицах верных, говоря, что по вознесении Господнем на небо они вместе с апостолами единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян.1:14 ), не отлучаясь — по заповеди Господней — от Иерусалима, ожидая исполнения последнего обетования своего Учителя и Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Но среди них в это время не было апостола Фомы. Когда же другие ученики сказали ему, что они видели Господа, то Фома имел смелость ответить: если не увижу на руках Его язв от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин. 20:25 ). И вот это неверие Фомино, по изволению Божию, послужило к яснейшему свидетельству истины воскресения Христова как для самого Апостола, так и для всех христиан. Снисходя к немощной вере Фомы, Господь на восьмой день опять явился ученикам Своим, и сказал неверующему ученику: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но, верующим. Тогда Фома, уверившись в истине воскресения Христова и Его Божестве, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Иисус сказал ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие (ст. 27–29). К числу этих, называемых Господом блаженными, относимся и мы, братие, когда не видя Господа телесными глазами, однако же, твердо веруем в Него, как Творца, Искупителя и Праведнейшаго Судию и живем по этой вере, особенно же когда вкушаем Его Пречистаго Тела и Крови и через Причащение, хотя невидимо, но действительно соединяемся со Христом. Тогда мы воистину блаженны, ибо через Причащение Господь очищает нас, освящает, укрепляет, просвещает, соединяет с Собою на веки. Божество Христово для достойнаго причастника бывает столь ясно, ощутительно, очевидно, что он, причастившись, дерзновенно говорит вместе с Фомою: Господь мой и Бог мой! После Фоминой следует неделя, посвященная воспоминанию других неложных свидетельниц воскресения Христова – жен мироносиц. За свою пламенную любовь к Спасителю оне первыя удостоились видеть воскресшаго Христа; женам мироносицам прежде всего явился Воскресший: Идите, скажите ученикам; идите возвестите братьям Моим ( Мк. 16:7 ; Мф. 28:10 ). Кроме этих верных свидетелей воскресения Христа Спасителя силою Божества Своего, Св. Церковь представляет нам безчисленное множество других свидетелей в лице святых Иерархов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых, чтимых Церковию в ежедневных Богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

От семинарской корпорации Владыке была поднесена Иверская икона Божией Матери; Владыка благодарил семинарскую корпорацию за добрые чувства и приношения и, между прочим, высказал, что душа его смущается пред тяжестью предстоящего ему великого служения, для коего недостаточно было бы и более крепких сил человеческих. «Глубоко сознаю, – говорил Владыка, – что несмь достоин внити под кров собора великих святителей Московских; я как бы слышу их укоризненный голос: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). И ныне меня ободряет только упование на помощь Господа Бога, на предстательство Пресвятой Владычицы Богородицы и на наши молитвы, братия моя. Не искал я почести сего вышнего звания и дверьми вхожу во двор овчий, а не инуде ( Ин.10:1 )»... 14-го марта Владыка прибыл в церковь святой Нины на Кукийском православном кладбище, чтобы совершить последнюю, прощальную литургию по всем усопшим. В обычное время святитель сказал глубоко прочувствованное слово. В этом слове, воодушевленном и искреннем, Владыка Митрополит указал, что обычай посещать могилы кладбища, виден еще с Евангельских повествований: «Мария и Марфа были у гробницы Лазаря; подобно им и жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело своего Божественного Учителя. Так и мы, по примеру святых жен, – продолжал далее Владыка, – окинем духовным оком кладбище, посетим могилы умерших. Вот читаем надпись: могилы юноши и молодой девицы. Какие мысли эти могилы возбуждают в нас?» Указав затем на могилы богатого человека, бедного и еще на могилу скоропостижно умершего, Владыка выяснил, какие мысли и чувства возникают у нас при посещении той или другой могилы. Наконец, в заключение своего вдохновенного и образного слова, проповедник обратил внимание слушателей еще на одну могилу, которую сейчас копают и которая, может быть, приготовляется для одного из нас... Впечатление от произнесенного слова было настолько глубокое, что весьма многие из присутствующих не могли удержать невольных слез умиления. 15 марта, в последний день своего пребывания в Тифлисе, митрополит Владимир служил в Сионском кафедральном соборе. В конце литургии он обратился к своей бывшей пастве со следующим прощальным словом: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. ( Флп.1:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Расточительный Бог 4 мин., 18.01.2018 Продолжаем знакомить читателей с размышлениями православных священников и мирян из США. На этот раз представляем Вашему вниманию колонку отца Иоанна Мозеса. Отец Иоанн служит в церкви Святых жен-мироносиц в городе Харрисонберге, в штате Вирджиния, США (Русская Православная Церковь Заграницей). С 2008 года он ведёт блог «Рассуждения неотёсанного батюшки» , где простым и доступным языком разбирает евангельские сюжеты и христианские понятия.  Расточительство - как же мы не любим это слово и то, что оно обозначает! Ведь все, что у нас есть, мы зарабатываем в поте лица своего, и потому им дорожим. Мы учим детей съедать все, что лежит у них в тарелках, просим жену выключать свет, когда она выходит из комнаты, и возмущаемся теми издержками, без которых не обходится ни одна власть – от муниципальной до федеральной. Но еще больше нас огорчает, когда нам кажется, что кто-то впустую тратит дарованную ему жизнь, и нам не дает покоя мысль: а вдруг и мы делаем то же самое? Конечно, я не призываю пускать свое добро на ветер, но хочу поделиться одной простой, но, на мой взгляд, глубокой догадкой: наш Бог – сам расточитель. Казалось бы, какая недопустимая дерзость! Но разве не об этом идет речь в притче о сеятеле в восьмой главе Евангелия от Луки? Часть семян падает на обочину и оказывается затоптанной, другая попадает на каменистую почву и гибнет без влаги, третья не может прорасти, оказавшись в терниях, и только четвертая часть семян, упав в плодородную почву, приживается и дает плоды. Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Евангелие от Луки, гл. 8, стихи 4-8).

http://foma.ru/rastochitelnyiy-bog.html

С другой стороны, поскольку Богоматерь может олицетворять Собой Церковь , как её Небесная Царица, и в соответствии со словами Христа: « кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ), постольку разворот и склонение головы Сына Божия в Её сторону символизирует благодатную и духовную связь со всеми верующими. Как Богородица предстояла когда-то Распятому Спасителю, так и христиане стоят перед Ним всякий раз, когда Крестная Жертва мистически, неизъяснимо воспроизводится в Таинстве Святой Евхаристии. Обратим внимание, что иногда на иконах Распятия помимо Спасителя представлены только два человека: Богородица и Иоанн Богослов. В этих вариантах особо оттеняется мысль об усыновлении Иоанна Богоматерью: «Иисус увидел Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик взял Её к себе» ( Ин. 19:27 ). Через это ограничение опровергается ложное мнение о том, что будто бы Богородица, после рождения Иисуса, вступала в плотское соитие со Своим мужем, Иосифом, и имела от него ряд детей, о которых в Евангелии сообщается как о братьях Иисуса. XVI. Возле Богородицы часто изображается одна или несколько женщин. Это святые жены, которые следовали за Христом при Его жизни и не оставили Его при Кресте : «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55–56 ). Правда, нередко возле фигуры Божьей Матери обозначается только одна святая жена – Мария Магдалина . Но этим, конечно же, не отрицается присутствие прочих. Но почему из всех жен выделена именно эта жена? Дело в том, что Мария Магдалина была одной из наиболее преданных последовательниц Христа. Когда-то Спаситель изгнал из нее лукавых духов, просветил её светом Истины. С тех пор она предалась Ему всею душой и служила Ему верой и правдой. Присутствуя при Его казни, она сострадала Ему, а после Его погребения, наряду с прочими женами спешила принести к Его гробу благовонное миро, не побоявшись идти в ночной тьме мимо озлобленных иудеев, мимо страшных окровавленных крестов, чтобы почтить память Учителя и помазать Его безжизненное (как считали мироносицы) Тело. На лице Марии Магдалины отображается глубочайшая боль. Её левая рука часто пишется прижатой к щеке, что является символом печали и плача . XVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010