Указом Президиума ВС СССР от 4 февр. 1939 г. образована П. о. с центром в Пензе. Она включила 38 районов, в т. ч. 24 района Тамбовской обл. (Башмаковский, Беднодемьяновский, Бессоновский, Больше-Вьясский, Голицынский, Головинщинский, Городищенский, Земетчинский, Иссинский, Каменский, Керенский, Кондольский, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пачелмский, Поимский, Свищёвский, Соседский, Телегинский, Терновский, Чембарский, Шемышейский), 7 районов Куйбышевской обл. (Барановский, Камешкирский, Кузнецкий, Литвиновский, Неверкинский, Николаевский и Николо-Пёстровский) и 7 районов Саратовской обл. (Бековский, Даниловский, Колышлейский, Лопатинский, Малосердобинский, Сердобский, Тамалинский). Указами Президиума ВС РСФСР Керенский р-н переименован в Вадинский, Литвиновский р-н - в Сосновоборский (17 февр. 1940), образован Салтыковский р-н (24 апр. 1941). В годы Великой Отечественной войны через П. о. прошла 1-я автомагистраль - Москва-Пенза-Куйбышев (ныне Самара). Указом Президиума ВС СССР от 19 янв. 1943 г. образована Ульяновская обл., в состав к-рой вошли переданные из П. о. Барановский и Николаевский районы. Указами Президиума ВС РСФСР образованы Кучкинский, Нечаевский и Чаадаевский р-ны (25 дек. 1943), в связи со 100-летием со дня смерти В. Г. Белинского Чембар был переименован в город Белинский, а Чембарский р-н - в Белинский р-н (17 мая 1948), Чаадаевский р-н включен в состав Городищенского р-на (19 февр. 1951). В 50-х гг. XX в. статус городов получили Каменка (1951; с 1944 рабочий пос.), Сурск (1953; с 1928 рабочий поселок Никольский Хутор), Никольск (1954; с 1928 рабочий поселок Никольская Пёстровка) и Заречный (1958; первоначально Заречный р-н Пензы, в 1962-1991 офиц. название - Пенза-19). Указами Президиума ВС РСФСР упразднены Головинщинский и Кучкинский районы (30 нояб. 1956), Бессоновский, Даниловский и Салтыковский районы, а Терновский р-н переименован в Пензенский р-н (30 сент. 1958), упразднены Соседский р-н (1 апр. 1959), Больше-Вьясский, Голицынский, Поимский, Свищёвский и Телегинский районы (12 окт. 1959). Во 2-й пол. XX в. в регионе построен ряд крупных промышленных предприятий (гл. обр. в Пензе), через территорию П. о. проложены нефтепровод «Дружба», продуктопровод Куйбышев - Брянск, газопровод Саратов - Горький (1960).

http://pravenc.ru/text/2579942.html

В этих ступенях устроения внутреннего храма еще более явственно, чем в Слове 1811 года узнаются ступени «чистой любви». Вообще, если на основе вышеприведенных текстов можно говорить о постепенно нарастающей обращенности к мистическому «внутреннему храму», то Слово 1812 года – «голицынское» – наиболее полно вместило в себя все предшествующие тенденции развития. Однако поскольку вопрос о взаимообусловленности храма внешнего и внутреннего, а стало быть, и «внешней» и «внутренней» церкви здесь не затрагивается вообще, постольку Слово не выходит за рамки церковности. Спорные темы остаются за его пределами. Кажется, что это не столько плод «политической» искусности проповедника, сколько указание на то, что испытанный ход мысли более не кажется ему единственно возможным. Верность этой догадки подтверждают слова самого святителя. Уже в старости на вопрос Сушкова о том, почему тот не включил в собрание своих проповедей это голицынское Слово 782 , святитель отвечал: «Значение разных предметов и обрядов, усвоенных чину освящения храмов, я тогда объяснял иное по собственным соображениям, произвольно, пожалуй, гадательно. А тут требуется вообще догматическое и историческое основание каждому толкованию. Не должно опираться на личные умозрения там, где нет основания, ни даже предания…» 783 Ответ свидетельствует, во-первых, что учение митр. Платона о храме, на которое изначально опирался святитель, в конечном счете, с его точки зрения, шло не далее «гаданий»; во-вторых, что так произошло потому, что тема храма оказалась в том самом «расчищенном» школой от преданий поле; в-третьих, что святитель, очевидно, постепенно сам отыскал необходимые догматические и исторические основания. Рассмотрим путь и итог. Исторические основания Прежде всего следует заметить, что начиная с 1814 года в Словах на освящение храмов резко возрастает количество ветхозаветных цитат. Простой количественный анализ конкретно опознаваемых библейских текстов дает следующие результаты для Слов на освящение храмов 1808–1822 годов:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Продолжается сезон благотворительных концертов, организованных службой помощи «Милосердие» Москва, 5 августа 2014 г.      Концерт в Голицынском саду продолжил сезон благотворительных вечеров, организованный православной службой помощи «Милосердие» в поддержку тяжелобольных подопечных службы – подопечных программы «Сиделки». Все деньги, которые жертвуют зрители, направляются на оплату труда сестер милосердия и профессиональных сиделок, которые обеспечивают уход за подопечными службы. Так, 26 205 рублей, собранных на концерте 1 августа, хватит на оплату почти месяца ухода за одним подопечным. Всего у программы «Сиделки» 38 подопечных, среди которых: инвалиды, старики, больные БАС, дети с редкими неизлечимыми заболеваниями – такими, как буллезный эпидермолиз («дети-бабочки»), синдром Дюшена и ДЦП. В концерте 1 августа выступил фортепианный квартет им. М.М. Ипполитова-Иванова: музыканты ансамбля играют на инструментах европейских мастеров 18-19 веков, каждый из которых имеет свой собственный неповторимый тембр. В благотворительных концертах также принимают участие солисты Большого театра, Центра оперного пения Галины Вишневской, а также лауреаты международных музыкальных премий. Ведет концерты пианистка Большого театра и главный концертмейстер Центра оперного пения Алла Басаргина. Организаторы планируют, что концерты продлятся до конца лета в Голицынском саду. Программа «Сиделки» - одна из благотворительных программ службы помощи «Милосердие» - крупнейшей православной службы помощи, которая объединяет 24 социальных проекта. Среди тех, кто получает помощь в службе: семьи с детьми-инвалидами, одинокие старики и тяжелобольные люди, бездомные, дети-сироты, многодетные семьи. Поддержать программу «Сиделки» можно на официальной странице православной службы помощи «Милосердие» : Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. 5 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72753.html

Памятник состоит из неск. объемов, но ориентирован на восприятие переднего фасада-плоскости: на известняковый постамент установлен рустованный 2-ярусный плинт из розового мрамора, на нем - объем из серого мрамора неглубокой полуциркульной ниши, в к-рую помещен беломраморный достаточно крупный рельеф с изображением полулежащего у урны Гения, выше - небольшой из серого мрамора объем с беломраморной филенкой, фланкированной лекифами. Венчает сооружение ваза-светильник на тонко орнаментированной профилированной доске из белого мрамора. Тонкую работу резца Земмельгака можно отметить в рельефе на Н. банкира, барона И. Фредерикса (1779, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра): на лицевой грани плинта, несущего усеченную пирамиду с вазой-светильником, помещено изображение сидящей фигуры плакальщицы, опирающейся о полуколонну, сквозь толщу фона проступают различные атрибуты. Надгробие С. А. Строгановой. 1802 г. Скульптор М. И. Козловский (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Фотография. До 1907 г. Надгробие С. А. Строгановой. 1802 г. Скульптор М. И. Козловский (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Фотография. До 1907 г. Надгробие М. П. Собакиной. 1782 г. Скульптор И. П. Мартос (Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) Надгробие М. П. Собакиной. 1782 г. Скульптор И. П. Мартос (Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) Следующее поколение мастеров, выпускников АХ, состоявшихся как мастера монументальных скульптурных сооружений, также оставило образцы надгробий. М. И. Козловский создал всего лишь 2 надгробных сооружения, но обе эти мемории входят в золотой фонд рус. пластического искусства. Выдающиеся по исполнению Н. проникнуты трагизмом самого высокого накала. Бронзовый рельеф Н. генерала от артиллерии П. И. Мелиссино (1800, Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра) представляет композицию с привычными для этого жанра символическими изображениями и аллегорическими фигурами. В центре - увенчанный урной жертвенник с профильным изображением Мелиссино в медальоне; справа от жертвенника - опирающийся на орудийный ствол Гений, у его ног пушечное ядро, а в левой руке опущенный факел; слева - склонившаяся над жертвенником плакальщица.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Несмотря на существование неск. вариантов житийного повествования о М. В. и Феодоре, средневек. житийные циклы этих святых в иконописи и монументальной живописи неизвестны и, по-видимому, не были разработаны. Фактически они отсутствуют и в искусстве Нового времени. Тем не менее многочисленные сцены с участием Черниговских святых вошли в состав иллюстративного цикла Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. Образ М. В. имеется в ряде миниатюр Голицынского (РНБ. F.IV.225) и Лаптевского (РНБ. F.IV.233) томов, его облик и возрастные признаки меняются в зависимости от даты изображаемых событий; князь почти всегда представлен в шапке и шубе, без нимба. На миниатюрах показаны участие М. В. в княжеских усобицах, княжение в Переяславле Южном и в Новгороде, бегство в Венгрию в 1240 г. и возвращение на Русь. Одна из наиболее выразительных сцен Голицынского тома (Л. 345) - вокняжение М. В. в Киеве в 1238 г.; она имеет параллели с др. миниатюрами XVI в., изображающими правление того или иного государя: князь с посохом в левой руке сидит на престоле с асимметричной спинкой в окружении приближенных, на фоне обнесенных крепостной стеной палат. М. В. облачен в плащ и шапку с меховой опушкой, его прическа и короткая борода из сравнительно редких вьющихся прядей аналогичны изображениям кон. XVI - 1-й пол. XVII в. Особый цикл посвященных М. В. миниатюр помещен в Лаптевском томе Лицевого свода (Л. 951-978 об.). Он включает 28 миниатюр, иллюстрирующих один из вариантов Жития Черниговских чудотворцев. Цикл начинается со сцен нашествия татар и княжения в Киеве благочестивого и нищелюбивого М. В. Затем изображаются приход и убийство татар. послов, бегство М. В. в Венгрию и его возвращение на Русь, далее - эпизоды рассказа о поездке М. В., сопровождаемого Феодором, в Орду, о конфликте с Батыем и о гибели мучеников. Образы М. В. и Феодора соответствуют иконографической традиции 2-й пол. XVI в.: Феодор - седовласый старец (иногда в шапке), М. В.- средовек с вьющимися прядями бороды, почти всегда в шапке и с нимбом.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Так, в 1491 г. писцы были отправлены в Тверскую землю «писати по-московски в сохи». Проведение описаний сопровождалось сокращением податных привилегий. В жалованных грамотах И. В. 90-х гг. XV в. светским землевладельцам отсутствует освобождение от налогов и повинностей. Так увеличивались ресурсы, находившиеся в распоряжении гос. власти. Усилению позиций гос. власти содействовало насаждение И. В. поместного землевладения. Выселив из Новгородской земли светских землевладельцев и конфисковав их земли, вел. князь затем раздал значительную часть этих земель детям боярским из Сев.-Вост. Руси, но как поместья, на поместном праве. Переселенцы из Вел. Новгорода также получили поместья на вост. окраинах Русского гос-ва. Появились такие пожалования и в др. районах страны. Поместье было собственностью не помещика, а гос-ва. Помещик не мог им распоряжаться по своему желанию или передавать его по наследству, он владел им до тех пор, пока гос-во было довольно его службой. За ущерб, нанесенный нерадивым помещиком этой гос. собственности, ему угрожала великокняжеская опала. Сравнительно рано поместья стали получать не только мелкие и средние, но и крупные землевладельцы. Раздача земель на поместном праве способствовала увеличению размера главной военной силы Русского гос-ва - дворянского ополчения и усиливала зависимость формировавшегося дворянского сословия от гос. власти. Вел. кн. Иоанн III посылает войско на Каму воевать против татар. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 1827) Вел. кн. Иоанн III посылает войско на Каму воевать против татар. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 1827) Символом могущества этой власти стал построенный в последние десятилетия XV в. при содействии итал. мастеров Московский Кремль, который превратился из городской цитадели, где население скрывалось при опасности, в укрепленную резиденцию правителя. Перемены в отношениях между правителем и обществом осмыслялись в новых представлениях о характере великокняжеской власти. В последние десятилетия XV в. бояре и дети боярские, обращаясь к И. В., стали именовать себя его «холопами». В этой социальной терминологии отражалось представление, что они являются теперь не вассалами великого князя, отношения с которым основываются на некоем неписаном договоре, а его подданными.

http://pravenc.ru/text/469780.html

С осуждением книг мистического содержания выступает в 1816 г. настоятель Симонова монастыря арх. Герасим, находивший все эти книги противными Священному Писанию . С реабилитацией мистики выступает старый лопухинский ученик Максим Невзоров, обрушившийся с резкой критикой против духовенства: «Нельзя, к сожалению, здесь пройти молчанием, что древле и ныне, по всей Европе и всем христианским государствам в свете и даже, наконец, у нас в России против истинно христианских книг первые восстают духовные. Полвека у нас продолжается издание разных философских, к падению религии служащих, книг, вольтеровских и подобных, но я не слыхал, чтобы духовенство, движимо будучи ревностью к истинному христианству, решилось делать правительству против заразительных сих книг формальные представления. Но лишь только дается свобода выходить истинно христианским сочинениям, оно первое начинает против них вопиять». «Ругательные бумаги» Невзорова вызывают со стороны некоего кол. асессора Соколова жалобу в Синод, с предложением сжечь или остановить выпуск «несправедливо защищаемых» Невзоровым «нелепых книг». Некий другой губернский секретарь Смирнов в то же время непосредственно обращается к Александру по поводу книг, изданных в 1815–1816 гг., имеющих «благовидную наружность», но «гибельную внутренность», как «ведущих к потрясению христианства, престолов и к образованию тайных обществ, стремящихся владычествовать над миром». Но московские ревнители веры, очевидно, в то время недостаточно еще ориентировались в положении дел: мистика казалась несокрушимой, и Синод лишь был молчаливым орудием в руках авторитетно стоящего кн. Голицына. В правительственном настроении чувствуется, однако, уже некоторый поворот не в пользу мистических исканий: «В лето 1822 благодатное» Фотий отмечает уже, что «участь Голицына становится все сомнительнее». Чуткие люди даже из голицынских адептов стремятся уже повернуть фронт: едва ли ни первым был Магницкий, недавно еще столь ревностный насадитель библейских обществ. Магницкий – типичная фигура перебежчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

д. 1012 . „Обер-прокурор имеет в русской церкви такую власть, какой не может иметь никакой патриарх. Всякий патриарх в своём округе ограничивается мнением своего Синода, и собирающихся в церкви соборов, а обер-прокурорская власть в России, со стороны церковной, ничем не ограничивается. Будучи исключительным посредником между светской властью и Синодом, обер-прокурор никому не представляет отчёта в своих действиях, кроме одного Государя, и притом представляет в таком виде, в каком сам захочет. Апелляция почти что невозможна... Никто не может обличить его ни в какой неисправности или своеволии; всё находится в безусловной зависимости от него. Над всяким собственно духовным решением собственно духовных членов Синода он, во имя общих государственных интересов, всегда может поставить „veto“. В сферу „компетенции“ обер-прокурора входит не только наблюдение за течением церковной жизни, за состоянием духовного образования, за исправностью епархиального управления, от него не только зависят назначения, перемещения и увольнения епископов, – но в значительной степени зависит и изменение самих порядков церковной жизни. О гр. Протасове передаётся, наприм., следующее 1013 . Всё делалось по его велению, и стук его гусарской сабли был страшен для членов Синода. Влияние обер-прокуроров на ход и развитие церковно-общественной жизни России настолько огромно, что те перемены во внутренней жизни, какие могут обозначать различные эпохи, соединяются —220— обычно с переменами обер-прокуроров. Эпохи эти по преимуществу обозначаются их фамилиями: эпоха голицынская, протасовская и проч. Один вступает в управление церкви с идеями воинской дисциплины и всего более старается о том, чтобы ввести внешнюю дисциплину в церковную администрацию, в духовно-учебные заведения, в богословскую науку и в само вероучение церкви 1014 . Другой приходит из великосветской среды и особенно старается провести возможно больше светскости в воспитание и жизнь духовенства. Третий преклоняется пред простотой народной веры, – являются опасения относительно твёрдой постановки образования в духовенстве. Четвёртый – враг клерикализма и вообще церковности, старается о том, чтобы в жизни церковной как можно было меньше церковного характера, и чтобы управление церковное совершенно походило на управление других государственных ведомств. Иной приносит в управление даже идеал строго католической централизации и дисциплины, другой же, напротив, увлечён более протестантскими идеалами и желал бы, чтобы у нас в церкви было более протестантской свободы, мысли и жизни. Иной-мистик и пиетист старается дать ход всяким направлениям такого рода. Другой же прямо – вольнодумец, атеист, в интересах которого – возможно более парализовать чистоту и самостоятельность церковной жизни. Один преимущественно уважает учёность, а другой – безкнижную простоту. Один желал бы, чтобы в епископах было больше консерватизма, а другой – либерализма...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свящ. Т.И.Синьковский Воскресенской, в Кадашах, церкви, священника Н.И.Смирнова: Η.Г.Григорьев с С-ми Георгиевской, Иверской тож, на Б. Ордынке, церкви, протоиерея Н.И.Мячина. Прот. Н.И.Мячин А.Т.Карпова Розанов Смирнов Екатерининской, на Всполье, церкви, протоиерея И.П.Ключарева: И.П.Ключарев Иверской, что при Иверской общине сестер милосердия, церкви, священника С.К.Махаева: Свящ. С.К.Махаев Иоакиманской, на Якиманке, церкви, протоиерея А.Д.Крылова: Прот. А.Д.Крылов —21— 88. Косьмо-Дамианской, в Кадашах, церкви, священника В.В.Молчанова: Мароновской, в Старых Панех, церкви, священника С.В.Лаврентьева: М.Р.Лепешкина Николаевской, в Берсеневке, церкви, священника В.Орлова: Т.Крюков Николаевской, в Голутвине, церкви, протоиерея П.С.Шумова: Прот. П.С.Шумов Сазонов Кокушкин Никольской, в Толмачах, церкви, священника Μ.П.Фивейского: Потом. Поч. Гр. И.Д.Абдаженов Петропавловской, на Калужской ул., церкви, священника П.М.Сахарова: Покровской, при Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, на Б.Ордынке, церкви, протоиерея М.В.Сребрянского: Прот. М.Сребрянский Церк. староста С.Жуков —22— 96. Скорбященской, что на Большой Ордынке, церкви, священника С.С.Ляпидевского: Спасской, в Наливках, церкви, протоиерея Η.А.Копьева: Прот. Н.А.Копьев Успенской, в Козачьей, церкви, священника А.Воскресенского: Свящ. А.В.Воскресенский Замоскворецкого сорока 3-го отд. Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви, священника И.И.Разумовского: Свящ. И.О.Разумовский Свящ. А.Фаворский Церк. староста И.Гурьев Л.И.Каштанов Л.К.Карпов Н.В.Лепешкина С-я И.Д.Ремезов Сахаров И.Фомичев Тарадинов И.Ченцов Грибанов —23— 102. Воскресенской, в Даниловской Слободе, церкви, священника Π.Г.Любимова: Свящ. Π.Г.Любимов Свящ. А.А.Орлов Церк. староста Д.Сахаров Дьякон И.Смирнов Воскресенской, в Пленницах, церкви, священника Н.И.Молчанова: Причт и церк. староста Дмитриевской, в Голицынской больнице, церкви, священника В.В.Лебедева Духосошественской, на Даниловском кладбище, церкви, протоиерея Л.П.Любимова: Прот. Л.П.Любимов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) От С.И. Квитницкой из оставшихся по смерти Ф.В. Голицынского книг 202 названия в 295 томах. 3) Из Императорского Московского Университета – Речь и отчет 1899 г. 4) Из Императорского С.-Петербургского Университета: а) Записки историко-филологического факультета, части: XXV, выпуск 1; XLVIII и LI; б) Commentationes philologicae. Сборник статей в честь И.В. Помяловского; в) Годичный акт Университета 1899 г. и г) Протоколы Университета за 1897 г. 53 и 1898 г. 54. 5) Из Совета С.-Петербургского Лесного Института – Известия Института, выпуск 3-й, 1899 г. 6) От Императорского Православного Палестинского Общества: а) Сообщения Общества, декабрь 1898 г. и Приложения; б) Православный Палестинский Сборник, 49-й выпуск, и в) Палестинский Патерик, 9-й выпуск. 7) От Совета Императорского Человеколюбивого Общества – Исторический очерк Совета. 8) От Виленской Комиссии для разбора древних актов – Акты, том XXV. 9) От Директора Императорской Публичной Библиотеки А.Ф. Бычкова – Отчет Библиотеки за 1895 год. 10) От профессора Императорского Московского Университета А.И. Лебедева его брошюра: «Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках». 11) От г. г. профессоров Академии журналы: а) Русская Мысль 1898 г. январь–декабрь и б) Северный Вестник 1898 г., октябрь, ноябрь и декабрь. 12) От профессора И.Н. Корсунского его брошюры: а) «Виссарион, еп. Костромской» и б) «Амвросий, архиеп. Харьковский». 13) От профессора А.Д. Беляева его книга: «О безбожии и антихристе», том I. —266— 14) От и. д. доцента Академии И.В. Тихомирова его брошюра: «История философии, как процесс постепенной выработки научно-обоснованного и истинного мировоззрения». 15) От и. д. доцента Академии И.М. Громогласова его брошюра: «Профессор А.С. Павлов . Речь в заседании Императорского Московского Археологического Общества». 16) От Архимандрита Палладия его книга: «Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие». 17) От преподавателя Вифанской Духовной Семинарии С. И. Соколова его брошюра: «Об употреблении в греческом языке наклонений и причастных форм».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010