О чем же говорит Он? Во-первых, Он был началом и будет концом истории мира, то есть был Он Создателем его, и будет Страшным Судией в тот грозный час, когда настанет конец мира, когда, по слову ап. Петра, все будет уничтожено огнем, «земля и все дела на ней сгорят» ( II Nem. 3, 10 ). Во-вторых, Он был, вместе с тем, началом и стал концом спасения нашего: Им положено начало спасения рода человеческого, Им и закончено это спасение на страшном Кресте Голгофском. Вот почему назвал Он Себя Альфой и Омегой. А ныне мы, вместе со всей святой Церковью , молитвенно и с душевным трепетом вспоминаем начало и конец Его земной жизни. О, как преславно, как велико, как божественно было начало! Кому из жен, а тем более из дев являлся Архангел Гавриил возвестить зачатие от Духа Святого? И вот, представ Пресвятой Деве Марии, Архангел Гавриил произнес великие слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца» ( Лк. 1, 28–33 ). Пророк Давид получил обычную, земную власть над народом Израильским. А Господь наш Иисус Христос воспринял величайшую власть духовную. Он царствует над миром духовным, Он возглавляет Церковь Свою, о которой сказал, что будет существовать она во веки веков и что «врата ада не одолеют ее». Значит, и ныне, среди нас, благодатно царствует наш духовный Царь – Господь Иисус Христос – и будет царствовать во веки веков. Изумительным, славным и чудесным было начало земной жизни Спасителя, но еще более чудесно, удивительно и непостижимо то, что Царь и Владыка всей твари во имя любви к роду человеческому благоволил прожить на земле жизнь, полную страданий, окончившуюся мучительнейшей и позорной казнью, на которую Он добровольно предал Себя. Почему нужна была эта страшная жертва за грехи всего мира, за наши грехи? Потому, что они могли быть прощены и искуплены только ценою Крови Богочеловека. Только сама живая Любовь , неизмеримо большая, чем океан, могла преодолеть злобу диавола и разрушить его власть над нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что именно рассказывают евангелисты о рождении Спасителя? 7 мин., 07.01.2020 Рождество Христово: праздник сбывшихся надежд Праздник Рождества Христова можно назвать историей сбывшихся надежд. Этого светлого и радостного события ожидал не только народ избранный  – Израиль, но все человечество, которое со времен прародителей Адама и Евы, подчас неясно, подспудно, но все-таки помнило Божие обетование о приходе в мир Спасителя. Этот обет Господь Бог дал в словах, обращенных к змею, который соблазнил первых людей нарушить единственную  данную им тогда  заповедь – не вкушать плода с древа познания добра и зла. Именно в словах Бога к змею: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15) – христианская Церковь видит прикровенное указание на приход в мир Спасителя, Который разрушит власть греха и смерти. В преддверии чуда О событиях, предшествовавших празднику, и о самом Рождестве Христовом нам сообщают двое из четырех евангелистов – Матфей и Лука, которые в целом дополняют друг друга. Итак, история рождения Спасителя началась тогда, когда Пречистой Деве Марии, наиболее праведной из всех жен народа избранного, явился Божий вестник – архангел Гавриил. Он передал Марии послание Божие, которое в Евангелии от Луки звучит так: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 28–33). Смущенная таким видением и известием (так как Мария все еще оставалась девою), Она спросила посланника Божиего, каким образом это произойдет. В ответ архангел Гавриил сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35).

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-prazd...

Тропарь, глас 8-й. Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси 466 : цевнице 467 духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися Императору нашему Николаю Александровичу и всему наследию и державе Его 468 . Молитва. О, всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский! Услыши нас грешых, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Ему-же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши: умоли Его благоутробие 469 , да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей: испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие, и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам, Богоугодне, прейти поприще временныя жизни: избави нас воздушных мытарств, и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже 470 празднующих глас непрестанный, зряших Божия лица неизреченную доброту: церковь же святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати, и всем даруй вся, яже ко спасению и славе. Божией подобающая: отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай 471 оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякая беды и напасти: услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в триех ипостасех 472 , Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. (Из акафиста. Киев 1857 года). 23-е число. Празднование зачатия Предтечи и Крестителя Иоанна. Родителям его, Захарии и Елисавете, празднуется 5-го сентября. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, вдруг увидя ангела. Архангел сказал: «Не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рожедения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов Израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока не исполнится мое предсказание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Почему же она Невеста, если она Мать? А вот почему. Божия Матерь – это Церковь, и Она первая Церковь, которая являет идеал совершенства; смотрите, Она вся освящена Божеством; Ей сказал Архангел Гавриил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ); и тот же Архангел сказал: «Радуйся, Благодатная…» ( Дк.1:28 ). И действительно, Божия Матерь неотделима от Бога. Она – Церковь, потому что в ней обитает Пресвятая Троица. Но в то же время Она – и Невеста. И еще в Ветхом Завете прикровенно и символически Она так называется. А Святые Отцы толкуют, что те ветхозаветные выражения, где говорится о Невесте, относятся и к Церкви, так что Божия Матерь и Церковь – это нечто так тесно связанное, что до образования нашей Святой и обширной Церкви только Божия Матерь была истинной Церковью. Но обратимся к текстам Ветхого Завета. В книге Песнь песней Соломона есть такие слова: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн.4:7 ). Это Христос обращается к будущей своей Матери. А потом Христос обращается к Церкви: «Со мною с Ливана, Невеста!» ( Песн.4:8 ); «Запертый сад – сестра моя, Невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» ( Песн.4:12 ). А она – Божия ли Матерь одна, или вся Церковь – отвечает Христу на это: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» ( Песн.4:16 ). Плоды Божией Матери – это совершенная непорочность и всесовершенная святость –заключены не только в Ней Самой, но и простираются покровом на весь мир, так что действительно Она Заступница наша Усердная. И вот еще в другом месте Пророк Исаия возвещает: «Радость буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). Но желание Божие заключается не только в том, чтобы один человек – Пресвятая Богородица – была такая святая. Желание Божие заключается в том, чтобы всех привлечь к Себе ( Ин.12:32 ). И вот эти все откликнувшиеся на желание Божие и принявшие Святое Крещение составляют ту Церковь, к которой мы сегодня принадлежим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 7 апреля, Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы 1 мин., 07.04.2024 Великий двунадесятый праздник  Благовещение Пресвятой Богородицы  празднует Православная Церковь 7 апреля. В этот день верующие вспоминают явление Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно от Нее, в непорочном зачатии, родится обещанный Богом Спаситель – Иисус Христос. О событии Благовещения сообщает святой евангелист Лука – Лк. 1, 26-38. Вестник Божий явился Деве Марии в один из обыкновенных дней, когда Она читала Священное Писание и молилась Богу. Святой архангел Гавриил сказал Богородице: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Явление ангела Божия и его слова смутили Пречистую, но он продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Будучи девой, Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». На это архангел ответил таинственным пророчеством: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Приняв сказанное, Пречистая Дева со смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Спасителя, таинственное и непостижимое человеческим умом непорочное зачатие и совершилось. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/segodnja-7-aprelja-cerkov...

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. + Слова этой, самой древней и самой прекрасной из бесчисленных молитв Божией Матери, взяты из Евангелия – из рассказа о событии Благовещения: Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: – Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: – Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Получив благую весть от Ангела, Пресвятая Дева сразу же пошла к Своей святой родственнице – праведной Елисавете, будущей матери Иоанна Крестителя. Едва Елисавета увидела Пречистую Деву, как исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: - Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:26-31, 41-43 ). Святая праведная Елисавета под действием Святого Духа произнесла те же удивительные слова, что и Архангел Гавриил: Благословенна Ты между женами (или, по церковнославянски: Благословена Ты в женах).А мы к словам Ангела и праведной Елисаветы добавляем еще: яко Спаса родила еси душ наших, высказывая этим Пресвятой Богородице веру в Ее Божественного Сына, Которого от всего сердца признаем как Спасителя наших душ. Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Достояние – наследие. На сопротивныя – над противниками, над врагами. Жительство – жилище, то есть народ божий – православных христиан. + Крест Христов имеет особенную силу сохранять нас от всякого зла. Эту силу мы и призываем в молитве Кресту на все достояние Божие – на все, принадлежащее Христу: на людей Его, то есть православных христиан, которые даже имя Христово носят; на наше отечество и в особенности на Святую Церковь – общество всех истинно верующих, среди которых Господь невидимо пребывает и живет. Молитва о живых

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцати лет. Родители Ее умерли. Священники, которые должны были заботиться о сироте, хотели отдать Ее замуж. Но Пресвятая Дева Мария сказала, что Она дала обет Богу всегда оставаться Девой. Тогда священники обручили Ее благочестивому старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и берег Ее. Пресвятая Дева Мария жила с Иосифом в Назарете. Здесь однажды явился Ей Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами! Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Дева Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это может случиться? Когда я мужа не знаю». Ангел сказал Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, поэтому и рожденный Тобою назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением приняла эту радостную весть и сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел. Благовещение Пресвятой Девы Марии Православная Церковь празднует 25 марта. Тропарь праздника. Днесь спасения нашего главизна (начало), и еже от века таинства явление (откровение таинства, предопределенного от века), Сын Божий, Сын Девы бывает (становится Сыном Девы), и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. § 5. Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы (Лк. 1:39–56) После Благовещения Пресвятая Дева Мария отправилась в Иудею навестить свою родственницу Елисавету, жену священника Захарии. Елисавета, по внушению Святого Духа, узнала, что Мария будет Матерью Господа, поэтому она громким голосом воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Откуда мне такая милость, что ко мне пришла Матерь Господа Моего?». В ответе на это приветствие Пресвятая Дева сказала: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что Он призрел на смирение рабы Своей…». Пресвятая Дева Мария пробыла у Елисаветы около трех месяцев, а потом возвратилась в свой дом. § 6. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 1:18–25; Лк. 2:1–21)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Днесь радость благовещения,/девственное торжество,/нижняя с Вышними совокупляются./Адам обновляется,/и Ева первыя печали свобождается,/и сень нашего существа,/обожением приемшаго смешение,/Церковь Божия бысть./О, таинство! Образ истощания неведомь,/богатство благости несказанно:/Ангел служит чудеси,/Девича утроба Сына приемлет,/Дух Святый низпосылается,/Отец свыше благоволит,/и изменение общим творится советом,/в немже и имже спасшеся,/вкупе с Гавриилом к Деве возопиим:/радуйся, Обрадованная,/из Неяже спасение – Христос Бог наш,/еже по нам прием естество,/к Себе возведе.//Того моли спастися душам нашим. Тропарь Благовещения, глас 4 (трижды): Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою. Тексты на Утрени Тропарь Благовещения, глас 4 (трижды): Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою. Величание праздника: Архангельский глас/вопием Ти, Чистая:/радуйся Благодатная,//Господь с Тобою. Прокимен, глас 4: Благовестите день от дне/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля. Всякое дыхание/да хвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его. Евангелие  от Луки (гл. 1:39–49, 56) (перевод на русский язык) В те дни, Мария, встав, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

http://foma.ru/bogosluzhenie-blagoveshhe...

Пост — лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас. Неделя 3я Великого поста. Крестопоклонная — 7 апреля Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинаютуставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день — крест, главный христианский символ. На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно». Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля В этот день Дева Мария услышала радостную (благую) весть о том, что Она станет Матерью Спасителя мира. Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки. Там говорится, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал архангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя мира. Войдя к Марии, ангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Он также добавил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33) Слова архангела — первая добра весть от Бога для человечества после грехопадения. Теперь связь человека и Бога, прерванная грехом Адама и Евы, восстановлена, а значит, начинается новая страница истории человеческого рода.

http://foma.ru/prazdniki-velikogo-posta-...

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 г. Сегодня Святая Православная Церковь , пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия. Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« ( Лк. 1:41–44 ). Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» ( Лк. 1:77 ), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010