— В какой степени, на Ваш взгляд, эта война — историческое, политическое и духовное событие? — На Ближнем Востоке всегда решались судьбы человечества. И сейчас решаются. Поэтому все три перечисленных Вами аспекта взаимосвязаны. Когда в VIII веке до нашей эры ассирийские полчища терроризировали и уничтожали весь Ближний Восток, это тоже было не без Божиего попущения. Но всему под солнцем приходит конец, пришел когда-то конец и Ассирийской державе, когда исполнилось пророчество Наума: «Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою. И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор» (Наум 3:5-6). В срок, определенный Всевышним, придет конец и новым «ассирийцам» — нынешним террористам, орудующим на Ближнем Востоке. — Патриарх Кирилл был в Сирии и Ливане в 2012-м и сказал тогда, что Русская Православная Церковь поддерживает на Ближнем Востоке религиозную свободу для всех. В России часто это звучит. А как эта поддержка чувствуется у вас? — Русская Православная Церковь во главе со своим Предстоятелем громко возвышает голос в защиту гонимых христиан Ближнего Востока и Северной Африки и выступает за религиозную свободу для всех в этих регионах. Русская Церковь молится и будет молиться о мире на Ближнем Востоке. Совместно с Императорским православным палестинским обществом   наша Церковь постоянно собирает пожертвования и отправляет сюда гуманитарные грузы. Недавно была собрана по храмам простым народом большая сумма денег. Я знаю, что Новоспасский монастырь и московский храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, где отец Николай Балашов настоятелем, собирали пожертвования и отправляли сюда. Сейчас идет разговор о строительстве детской школы в Дамаске и о госпитале в Сирии при поддержке Русской Православной Церкви, есть и другие гуманитарные проекты. Другие христианские конфессии и организации тоже не стоят в стороне: католики активно занимаются беженцами, «Каритас» например.

http://patriarchia.ru/db/text/4431321.ht...

     Если спросить у какого-нибудь человека: «Знаешь ли ты заповеди?» Он ответит: «Знаю. Не укради; не убей; чти отца и матерь…» Вспомнит, что было начертано на каменных скрижалях. Но заповедей очень много. Например, Господь говорит на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Это — заповедь. «Пийте от Нея вси…» — это заповедь. Любое слово Христово, сказанное в повелительном наклонении, является заповедью для всех, кто верит в Господа. Но вот удивительная заповедь: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш»(Лев.19,2). Это пишется в книге Пятикнижия Моисеева, Господь повелевает нам быть святыми. А что такое святость и все ли могут быть святыми? Размышляет священник московского храма Воскресения Словущего протоиерей Андрей Да, друзья мои, все мы должны быть святыми. Апостол Павел говорит эти слова в своём послании, обращаясь к христианам: «избранные Божии, святые и возлюбленные» (Кол.3,12). Некогда вы были чужие Богу, а сегодня вы Богу присные — близкие, родные. Как стяжается святость? Нет никого из святых людей, кто был бы свят личной святостью. Святость есть подарок Бога человеку. Бог свят по существу, а человек свят по причастию к Богу. Все святые освятились и очистились, и оправдались, и омылись, благодаря близости Господу и союзу с Ним. По причастию получили благодать, но никто из них не гордится, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2,8). Святые угодники Божии прекрасно понимали, что не они являются источником святыни, ибо сами по себе они просто люди, просто плоть и просто кровь, прах и пепел. Пища червям человек без Бога. А с Богом – это сын Божий и наследник вечных благ. Вот и мы с вами должны прекрасно понимать, что мы без Бога никто и ничто, но должны стремиться к святости. Когда на богослужении преломляются Дары, священник говорит: «Святая святым», то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Нет, но Церковь смотрит на нас как на возможных, потенциальных святых. Г.Честертон писал в одном из своих эссе, что демократия верит, что каждый человек должен быть хорошим и честным гражданином, сознательным и просвещённым; а Церковь верит, что каждый человек должен быть святым. Церковь зовёт нас к святости. Причём мы знаем святых, которые были святы от младенчества до самой старости. Например, Иоанн Предтеча – сын святых родителей, святой с детства, святой до смерти. Мы знаем святых, которые были грешными в детстве и юности, зрелом возрасте, а освятились, например, во второй половине своей жизни – как Мария Египетская. Полжизни беззаконий и полжизни тяжелейших подвигов. Мы знаем святых, которые освятились в последние часы своей жизни. Именно последние часы жизни разбойника благоразумного искупили его душу для вечной жизни, открыли ему ворота рая. Разбойничье покаяние рай открыло! Так что мы знаем разных святых.

http://pravoslavie.ru/105755.html

Всё, он крещен, вы его окрестили. Дальше нужно идти в Церковь миропомазаться, причаститься и каждое воскресенье быть в храме. Исполнять заповеди Господни. Каждый из нас имеет власть крестить человека, маленького, большого, неважно какого, у каждого христианина есть такая власть. Крещение совершается всяким человеком, который сам крещеный и сам верует. Телефонный звонок: - Здравствуйте, батюшка Андрей. Василий, Москва. Ответьте на вопрос, в Евангелие от Марка глава 8, строка 22 и ниже: « Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелил и стал видеть все ясно». Почему Господь здесь делает столько манипуляций, движений и не сразу исцеляет слепого, как это Он делает обычно? И почему слепой видит людей, как деревья? Второй вопрос. Скажите, пожалуйста, где вы служите? Я хотел, например, встретиться с вами и поговорить. о. Андрей Ткачёв: - Я служу в Москве, в храме «Воскресения Словущего» в Брюсовом переулке. Это бывший переулок Неждановой, недалеко от метро «Тверская», недалеко от Большой Никитской, от Консерватории. Что касается Марка и вами упомянутого Евангельского эпизода. Думается мне, что в данном случае Господь Иисус Христос совершает поэтапное исцеление и показывает нам, что иногда власть Божья избавляет человека от болезни сразу, могущественно и всесильно. А иногда Господу Богу угодно исцелять человека поэтапно, постепенно. И Он слоями снимает болезнь человека. Допустим, вы пожелаете избавиться от какой-нибудь страсти, например, обжорства. И прежде, нежели вы начнете поститься, и вам хватит вареного яйца или тарелки манной каши на день - вам нужно будет привыкнуть к уменьшению рациона. И вы будете есть два-три раза в день, медленно вступать в уменьшение количества съедаемой пищи.

http://radonezh.ru/text/krestila-ya-vnuk...

«Когда мы оглядываемся на историю своей страны, видим множество славных побед, — сказал архипастырь. — Наши благочестивые предки оценивали их причины с христианских позиций, через призму Евангелия, понимая, что спасает Россию Покров Царицы Небесной. В XX веке люди попытались отказаться от веры Христовой, стали в своей гордыне приписывать воинские успехи собственному уму, усердию, мужеству. Однако можно обладать необыкновенными умом и храбростью, но, если Господь не благословит твой ратный подвиг, не будет победы. Ее дарует только Он по молитвам Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Русские люди знали об этом и возводили множество храмов в честь воинских побед. К примеру, Храм Христа Спасителя в Москве и Воскресения Словущего в Арзамасе воздвигнуты в честь победы над Наполеоном. Символично, что другой Воскресенский собор — главный храм Вооруженных сил России — построенный уже в наше время, освящен в день памяти Всех святых». Праздник Собора всех святых известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых. Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых. Читающийся на Литургии отрывок из Послания к Евреям прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32); Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38); Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Углы четверика выделены сдвоенными пилястрами; цоколь отмечен лентой поребрика между двух валиков; верхняя, аттиковая часть отделена от основной плоскости стен профилированным карнизом с сухариками и обработана полукруглыми кокошниками с поребриком в архивольтах. Фасады храма несимметричны по композиции: в первом ярусе расположены входной проем (на средней оси) и одно окно сбоку, во втором – три окна в мерном ритме. Все проемы имеют лучковые перемычки, заключены в рамочные наличники с ушами и капельками, завершены многообломными арочными сандриками. У проемов первого света сандрики имеют трехцентровую форму, у окон второго – лучковую. Профилированные подоконники со ступенчатыми кронштейнами у окон первого света дополнены рядом зубцов. Барабаны расчленены арочными окнами (у боковых барабанов ложными), чередующимися с пилястрами. Понизу барабаны опоясаны валиком, а вверху – лентой поребрика. Фасады трапезной и придела в целом повторяют декор храма. Окна (четыре на южном фасаде и три на северном) оформлены аналогично окнам второго света четверика. Многообломный венчающий карниз снабжен сухариками. Наличники алтарных окон выделяются подчеркнуто архаичными формами, тяготеющими к узорочью 17 в. Колонки с перехватами несут профилированный карниз с многолопастным килевидным очельем. Венчающий карниз апсид обогащен двумя рядами сухариков. Нижний ярус колокольни, на углах выделенный сдвоенными пилястрами, разделен карнизом с сухариками на две части. Внизу на западном фасаде расположен вход, на южном – ложный проем, обозначенный колонками, несущими лучковый архивольт; вверху с запада и юга на фоне стен выложены крутые треугольные фронтоны с киотом в тимпане. Восьмигранный столп оформлен по сторонам выпущенных углов пилястрами и зажатыми между ними круглыми медальонами. Раскрепованный над пилястрами антаблемент с многообломным карнизом отделяет основной объем столпа от его верхней части, прорезанной арочными проемами звона. Шатер опоясан двумя рядами слухов (в нижнем ряду они сдвоены) с крутыми треугольными фронтончиками.

http://sobory.ru/article/?object=03226

Село Мерзлое с деревней Новой находились во владении жены генерал-лейтенанта Варвары Сергеевны Глазенап. В селе располагались 5 крестьянских дворов и в деревне 8 дворов. Сельцо Яковлевка (13 крестьянских дворов) принадлежало полковнику Владимиру Петровичу Якимову. Владение помещика поручика Ивана Андреевича Подгорецкого сославляли сельцо Горушки (Грешимово) и деревни Толстиково и Старый стан. Всего в приходе состояли 56 дворов с населением 378 человек. Отношения Воскресенского причта с помещицей В. С. Глазенап осложнялись частыми невыплатами ружного положения за землю, отчего в ведомости сообщалось, что «содержание причт имеет от руги и прихожан скудное«Варвара Сергеевна Глазенап, урожденная Неклюдова, старшая и любимая дочь Анны Николаевны Неклюдовой, была женой известного военачальника и участника Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанта Владимира Григорьевича Глазенап (Вильгельма Отто фон Глазенап), помолвлена в 1836 г. Он происходил из военной семьи остзейского рода, члены которой служили в российской армии. Получив образование в 1-м кадетском корпусе В.Г. Глазенап начал свою военную карьеру в 1804 г. в чине корнета Павлоградского гусарского полка и с 805 г. участвовал в основных сражениях против французской армии, получив за битву при Аустерлице свой первый орден св. Анны 3-й степени за храбрость. За последующие бои с армией Наполеона, будучи в составе уланского подразделения, он был награжден чинами поручика (1807 г.) и штабс-ротмистра (1810 г.) и получил золотое оружие с надписью «За храбрость». Во время Отечественной войны 1812 г. и в кампании 1813 г. он был награжден разными военными орденами, в том числе за сражение при Сомпюи орденом св. Георгия 4-й степени, и закончил кампанию в Париже. В 1816 г. он получил чин полковника и вскоре становится командиром Польского уланского полка. В 1826 г. получает чин генерал-майора и командует Конно-гвардейским лейб-гвардии полком во время русско-турецкой войны 1826-1829 г.г., в которую так же отмечен орденами и золотым оружием с алмазами «За храбрость».

http://sobory.ru/article/?object=20969

Речь здесь идет именно о той церкви, которую зафиксировал Л. В. Даль на своем рисунке. Стоит отметить, что этот рисунок, хранящийся ныне в музее Российской Академии художеств, отличается от публикации в «Зодчем» проработанностью деталей. По нему, в частности, устанавливается, что колокольня, примыкавшая к трапезной, была рублена «в лапу», кресты имели более сложную форму, нежели изображенные в журнале, у которых даже направление верхней части нижних перекладин показано неверно. Можно также поставить под сомнение каркасность конструкции сеней, поскольку ясно читаются горизонтальные венцы сруба, при этом лишь пространство под двойным окном забрано досками «в разбежку». Архаичность некоторых деталей и решений, воплотившихся в неклюдовской церкви, на которую указал в своей статье А. Б. Бодэ, дает основания говорить о проявившейся здесь устойчивости традиций в сельском храмовом зодчестве. Вероятно, к ним следует отнести и покрытие сруба храма – «восьмискатное» по Л. В. Далю, «крещатое прямоскатное» по А. Б. Бодэ, и хотя, как видно из приведенных выше документов, храм не копировал своего предшественника (был больше по объему), указанный конструктивный прием мог быть повторен строителями. Его архаичность для конца XVIII века бросается в глаза на фоне барочных церквей типа «восьмерик на четверике», по-прежнему бытовавших в Нижегородском Поволжье в преддверии классицизма. Стоит также отметить, что Воскресенский храм в Неклюдове запечатлен на фотографии из рукописи 1914 года. К этому времени он утратил декоративные кокошники в основании пятиглавия, гребни по конькам крыши, причелины у трапезной, изменились ее окна и окна прирубленных к ней сеней. Была также понижена высота двускатной крыши трапезной: теперь она не перерезала карниз сруба основного объема. Можно предположить, что всё это стало результатом ремонтных работ 1913 года по расширению церкви, когда был ликвидирован придел Макария Желтоводского, хотя могло произойти и значительно ранее – при увеличении размеров трапезной в 1896 году.

http://sobory.ru/article/?object=41211

Основная часть восстановительных работ Воскресенского храма с. Колычево, выполненных архитектором Иваном Канаевым, связана с интерьером храма, его внутренним убранством. Это проектирование трех иконостасов: одного главного и двух придельных, киотов, клиросов, хоров, крещальной купели, свечного ящика. Все орнаменты золоченой деревянной резьбы были детально прорисованы автором в натуральную величину. Часть проектных работ касались внешнего вида храма и территории. Это цветовое решение фасадов храма, кованые ворота и ограждения, некоторые постройки на территории храма. После большевистского разорения храма от его внутреннего убранства не осталось ничего, кроме небольшого облупившегося фрагмента поздней орнаментальной росписи арки в алтаре южного придела. Фотографий, графической информации об интерьере храма также не сохранилось. По имеющимся текстовым описаниям трудно представить его былой интерьер. Все внутри храма проектировалось и создавалось заново. Год постройки древней части Воскресенского храма - 1697, конец 17 века. Поэтому и воссозданный интерьер храма в основном соответствует стилю 17 века. Резное убранство храма выполнялось на основе образцов резьбы 17 века. Среди современных росписей храма, выполненных разными художниками, особенно хочется отметить работу художника-иконописца Андрея Боярова. Им расписан интерьер четверика (центральной части храма), в настоящее время он занят росписью притвора. Его роспись также соответствует стилю храмовых росписей 17 века и гармонично сочетается с резным декором иконостасов, киотов и др. Храм снаружи и внутри в основном смотрится как единое произведение в стиле одного времени, при этом даже не сразу бросается в глаза стилистическое несоответствие икон в главном иконостасе и некоторые другие огрехи. Специалисты знают, как непросто и даже невозможно бывает привести все к единому стилю, когда работы вынужденно выполняются разными мастерами, каждый из которых привык работать по-своему. Но несмотря на имеющиеся недостатки, работу в целом все же следует считать удачной.

http://sobory.ru/article/?object=02599

– Почувствовали тогда, что ваша вера несовместима с тем, чему учат пионеров? – Может, Вы помните, что в то время все мы на автомате были октябрятами, пионерами, комсомольцами, но почти никто в это не верил, понимали, что это просто игра. – Я это помню, но я не был верующим подростком. А вот что тогда почувствовал советский школьник, пионер, росший, как и большинство, в неверующей семье, а в одиннадцать лет осознавший себя верующим? – Во мне то и другое долго уживалось, и я первые годы даже не понимал, что это лукавство. Серьезное противоречие моей веры коммунистическим идеям, проводниками которых, конечно, были все эти детско-юношеские организации, осознал, когда уже пару лет был комсомольцем. Я прошел таким путем, что сначала воцерковилось мое сердцем и только потом – голова. Мы, советские люди, были сильно деформированы с детства, так как понимали, что все вокруг говорят одно, думают другое, подразумевают третье. С детства въедалась в нас такая неискренность, поэтому чтобы сохранить свое внутреннее, мы могли и лукавить. Конечно, называть себя неверующим я уже не мог, но до какого-то времени совмещал несовместимое, даже не чувствуя какого-то внутреннего дискомфорта. Есть такая карикатура: ребенок правой рукой отдает пионерский салют, а левой, за спиной, держит фигу. Так жили многие, и я, пока мое сознание не было переработано верой, с этим жил, за что мне до сих пор стыдно. Один мой школьный друг, с которым мы и сейчас общаемся, из состоятельной номенклатурной семьи, в храм не ходил, но был крещён и считал себя верующим. Однажды… Думаю, этот эпизод будет интересен не только современным религиоведам, но и религиоведам будущих времен. Однажды на большой перемене этот мой друг взял еще одного нашего одноклассника, и они побежали в храм Воскресения Словущего на улице Неждановой (сейчас это снова Брюсов переулок), встали там перед иконой и побратались, а в знак братания поменялись пионерскими галстуками. Так вот, я помню, как в шестом классе учительница истории в ответ на какие-то его слова спросила его: «А ты что, верующий?» Весь класс замер, а он ответил: «Да». Кто помнит советское время, понимает, что для такого ответа тогда требовалось мужество. Но в храме они в знак братания поменялись галстуками. Это я к тому вспоминаю, что в то время, если подросток не из традиционной верующей семьи в какой-то момент осознавал себя верующим, потом проходило еще немало времени, прежде чем человек понимал, что это несовместимо. В нашей школе учились дети отца Валериана Кречетова , все знали, что они дети священника , и понимали, почему они без галстуков и без значков, никто к ним с этим не приставал. Им с детства было понятно, что это несовместимо, а мы доходили до такого понимания не сразу.

http://azbyka.ru/way/protoierej-feodor-b...

Храмы Воскресения Словущего Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа , то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом. Москва, Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: Олег Гусаров/Соборы.Ru. Постобработка: Православие.Ru В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. Один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Б.Никитской улицами (бывшая ул. Неждановой). Замечательная красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в первой половине XVII века, однако упоминается здесь еще в 1548 году во времена Ивана Грозного. Придел во имя пророка Елисея построен в 1620 году в память встречи царем Михаилом Федоровичем свого отца, патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек – древнейшее урочище (местность) в Белом Городе. А сам переулок назван в честь любимца Екатерины Великой, московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса. Знаменитый «колдун» и «чернокнижник» петровской эпохи Яков Вилимович Брюс приходился дальним родственником екатерининскому вельможе, но к названию переулка он никакого отношения не имеет. Это одна из немногих церквей, не закрывавшаяся в советское время, и поэтому в ней сохранился старинный интерьер.

http://pravoslavie.ru/34689.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010