Тель-Мар-Ильяс (холм пророка Илии) — место, где, как полагают, родился пророк Илия. Пророк Илия, как говорится в Ветхом Завете, лично общался с Богом: по его молитвам огонь сходил с неба, начиналась или прекращалась засуха. Он даже воскрешал мертвых.  Рядом с небольшой деревней аль-Иштиб (Лестеб, Тишба, Фесвия Галлаадская), из которой уехали практически все жители, находится большой комплекс их из руин храмов IV–V веков, самый большой из которых посвящен пророку Илие — об этом говорит надпись на мозаичном полу, который сохранился в нескольких местах. Уже в первые века христиане верили, что это и есть место рождения пророка и поэтому построили большой даже по нынешним меркам храм. Его обнаружили в 1990-х годах и до сих под здесь идут раскопки. 4. Место вознесения пророка Илии И сказал ему [Елисею] Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану (4 Цар 2:6).  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар 2:11). Пророк Илия не умер — Бог забрал его живым на небо. Место вознесения пророка совпадает с местом, где в пустыне жил Иоанн Креститель. Поэтому, услышав проповедь Иоанна, люди спрашивали его: не он ли Илия, который должен снова прийти на землю? В VI веке здесь возвели несколько церквей, которые со временем разрушились от постоянных землетрясений. Удивительно, но даже сохранилось имя монаха, который построил обитель в 592 году, — Риториос. Об этом говорит надпись на греческом языке, выложенная мозаикой на полу.  5. Пещера Лота Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли (Быт 19:23–25). И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его (Быт 19:30). На месте печально известных городов Содома и Гоморры теперь находится Мертвое море. Его хорошо видно с горы, на вершине которой в ветхозаветные времена жил Лот с дочерьми. Пещеру удалось найти благодаря той же Мадабской карте — до 1990-х годов никто не знал точное местонахождение. Во время раскопок нашли руины целого храмового комплекса или монастыря, который стоял на горе на нескольких террасах. От него, как и от многих византийских храмов, остался фрагмент мозаики. В ней сказано, что найденная церковь была посвящена Лоту, который почитается в Церкви как святой и праведный — за то, что среди всех развращенных людей оставался верен Богу.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

чтобы нам не совсем попасть под осуждение, чтобы нам избавиться от последствий своих грехов, надо исправиться. Начнем с самих себя. У каждого из нас своя жизнь, свое пространство, в котором он может действовать. Будем же каждый в своем пространстве людьми мирными, доброжелательными, чуткими. Могу привести пример того, что не надо делать. Приходит в церковь человек никому незнакомый, и притом молодой, а ему кто-нибудь скажет: «Ты чего здесь стоишь? Уходи отсюда!» Или скажет: «Что ты занял мое место и мешаешь мне смотреть?» Это очень нехорошо. Так нельзя обращаться с людьми. Людей надо принимать с любовью, с хорошим расположением. Так же и в семье – должен царствовать дух благожелательства, дух добрых слов, хороших отношений. Необходимо исключить все насмешки, которые могут быть по отношению друг к другу. Это, казалось бы, дело маленькое, но нам подвластное. Из маленьких наших добрых дел может вырасти большое дело и повлиять на то, чтобы гнев Божий еще не обратился на нас. Буде же, празднуя день Вознесения Господня, помнить о Втором Пришествии и о том, чтобы мы оказались бы людьми добрыми в день, в который Христос Спаситель снова придет на землю. Аминь. Слово на праздник Вознесения Господня 16 июня 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своем Послании говорит о том, что Апостолы – это свидетели земной жизни Господа Иисуса Христа. Он пишет: «О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наша… о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» ( 1 Ин.1:1,3 ). Итак, когда Господь наш Иисус Христос ходил по Святой Земле, Его можно мыло видеть, с Ним можно было разговаривать, к Нему можно было прикасаться и вместе можно было участвовать в трапезах. Но и в это время надо было в Него верить! И святые Апостолы поверили в то, что Он – Сын Божий. Затем наступило другое время: Христа распяли, Христос умер за наши грехи; Его положили в пещере, а на третий день Он воскрес. И опять от Апостолов требуется вера, а именно, что Христос Воскрес. Он теперь уже не все время был со Своими учениками, а иногда к ним являлся, беседовал с ними о Царствии Божием; а тем, кто сомневался в истинности Его Воскресения, Он давал прикасаться к Себе. Чтобы убедить учеников, что Он телесно воскрес, он даже вкусил меда и печеной рыбы при Апостолах, и они поверили, что Воистину Христос Воскрес.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного фарисейства! Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а единственно - по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства - сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения - воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнедавцу, Победителю ада и смерти. «Если кто Церковь послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18: 17). Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в читанном ныне Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего - правильно понимать их смысл и значение. Почему это так? Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Иоан. 14:16)... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:13)... Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26). Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный «Утешитель» - Дух Святый - «Дух Истины» сошел на Апостолов, и на земле явилось «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк 9:1), о котором неоднократно говорил Господь во время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое обетование, сказав еще раньше: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Церковь Христова - это Царство Духа Божия, это - сокровищница благодати Духа Святого, а вместе с тем - это Сокровищница Божественной Истины, поскольку Дух Святый, по слову Самого Христа-Спасителя, есть «Дух Истины.» Вот почему и великий Апостол языков св. Павел писал своему ученику Тимофею: «Церковь Бога живого - столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

дабы нам получить усыновление 31 . Бог , чтобы спасти людей от греха, но и чтобы вступить с ними в общение, передать им Свою волю и Свою славу, Своим схождением сделать ощутимым Свое присутствие в мире, восхотел стать человеком. С вочеловечиванием Слово Божие стало плотию, и обитало с нами 32 . Оно пришло в мир, чтобы поселиться посреди нас и явить нам славу Отца Своего. Истолковывая таинство откровения Божия в мире, отец Г. Флоровский указывает: «Библейский Бог – не Deus Absconditus [Бог Сокрытый], а Deus Revelatus [Бог Открытый]. Бог «вмешивается» (входит) в жизнь людей, является и открывает Себя Сам». И потому Святое Писание не есть просто запись сих Божественных «вмешательств» и поступков, но и в некотором роде само по себе Божественное вмешательство. Следовательно, нет необходимости покидать историческое время, чтобы встретиться с Христом, ибо Христос встречает человека в самой истории 33 . История принадлежит Богу, и Бог вступает в человеческую историю. Бога не видел никто никогда… Он явил ( Ин. 1, 18 ), и Слово стало плотию, и обитало с нами, и в настоящее время продолжает присутствовать среди нас по уверению Господню: и се, Я с вами 34 . После Вознесения Господня встретить Христа и познать Его во Святом Духе возможно исключительно в Церкви. В таинственной жизни Церкви перед нами предстает откровение и свидетельство невидимого присутствия Вознесшегося Господа и полнота Божественной жизни» 35 . По слову святого Иринея: «где Церковь , там и Дух, а где Дух, там и Церковь ». «Если бы не присутствовал Дух, то не существовала бы и Церковь ; если же Церковь существует, то очевидно, что Дух присутствует». «Отец, и Сын, и Дух Святый всегда имеют попечение о спасении человека. Священник же, как учил св. Иоанн Златоуст , является устами Божиими 37 . Целью жизни является стяжание Духа Святого, ибо написано: будьте святы, потому что Я свят 38 . Церковь своими таинствами позволяет нам стать причастниками Божеского естества 39 и соучаствовать в жизни Христовой, иметь участие в святости Его 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Иоанн представляет сходную картину: Иисус воскрес из мертвых; Он совершенно неузнаваем до того, как открывает Себя ( Ин.20:15–16 ), и в нескольких случаях появляется из ниоткуда (20:19, 26; 21:1). Согласно Иоанну, одной из последних молитв Иисуса перед смертью была «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). Апостол Павел говорит о бытии Иисуса «во славном теле» ( Флп.3:21 ). Ограниченность и слабость Его физической природы осталась позади. Наделение Божественным Духом. Все четыре евангелиста противопоставляют водное крещение Иоанна крещению Иисуса, которое происходит Святым Духом ( Мф.3:11 ; Мк.1:8 ; Лк.3:16 ; Ин.1:33 ; ср. Деян.1:5 ). Сюда же относятся и места из прощальной беседы Христа с учениками, которую описывает Иоанн: Иисус – вместе с Отцом – посылает Духа-Утешителя ( Ин.14:26; 15:26; 16:7 ). Лука описывает это более подробно, говоря о том, что воскресший Иисус предсказал явление Духа еще до Вознесения ( Лк.29:49 ), когда Он снова провозгласил будущее появление Духа ( Деян.1:8 ). В Деяниях Петр снова подтверждает не вполне ясные слова из евангелия от Иоанна о совместном ниспослании Духа Отцом и Сыном: «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян.2:33 28 ). Иисус теперь посылает Святого Духа, хотя очевидно, что прежде Он этого не делал. Главенство над Церковью . Прямо связано с тем, что Иисус посылает Святого Духа, и возникновение Церкви, для которой Иисус становится Творцом и Господом. После Пасхи именно создание Церкви – важнейшее событие Нового Завета. Иисус Евангелия от Матфея провозглашает, что Он строит Свою Церковь ( Мф.16:18 ). Сейчас Он – как повествует Павел – глава «тела Христова». ( 1Кор.12–14 ; Кол.1:18, 24 ). Церковь существует в «Боге Отце и Господе Иисусе Христе» ( 1Фес.1:1 ; cf. 2Фес.1:1 ) Беседуя с Павлом перед его обращением в книге Деяний, Иисус спрашивает: «Почему ты преследуешь Меня?», имея в виду, что Павел гонит Церковь . Связь Иисуса и Церкви очень крепка. В Послании к Ефесянам сказано, что Иисус «питает и греет» Церковь ( Еф.5:29 ), так как Церковь и Христос едины, и в этом единстве – «тайна... велика» (5:32).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Но, возражая против такого мнения, св. Андрей говорит: «Как Господь наш родился задолго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное не соответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь ». И дальше он приводит подлинные слова Мефодия Патарского в объяснение этого символа. «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь ; и что для нас одежда, то для нее свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нее звезды – звезды лучшие и светлейшие. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею баню очищаемых и освобождаемых от тления (т. е. таинство св. крещения). Она болеет, перерождая душевных в духовных, и видом и образом преобразуя их по подобию Христову». И еще далее он разъясняет: «Болящая и рождающая искупленных есть Церковь , как свидетельствует у Исаии Дух: прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол» ( Ис.66:7 ). При этом символ луны объясняется им так: «Законный свет ночного светила луны она имеет под ногами и мирскую жизнь, подобно луне изменяющуюся». А затем о криках жены от болей рождения говорит: «Утверждаем, что Церковь болеет о каждом из возрождаемых водою и духом, пока, как сказал божественный апостол, не вообразится в нас Христос» 270 ( Гал.4:19 ). И поистине Церковь есть не только Тело Христа (см.: Ефес.1:22–23; 5:23 ), но и верная Жена Его, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом, Возлюбившим ее как чистейшую и непорочную Невесту Свою и омывающим ее таинствами Духа Святаго. И солнце, и луна, и звезды в видении 12-й главы – это наглядные и яркие символы такой чистоты и непорочности ее, причем венец из 12 звезд, несомненно, указывает на 12 апостолов. 3–6. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Размышления перед Почаевской иконой Богородицы На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви 5 августа, 2015 На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви В день, когда Церковь празднует память Почаевской иконы Богородицы, Ольга Шульчева-Джарман делится с читателями «Правмира» своими размышлениями Двумя руками держит Христа Богородица – и в одной из рук Ее плат. Держит Церковь в дланях своих Того, кто простер длани на Кресте, Того, кто подал ей Чашу Своей Крови. Словно живая Чаша – фигура Младенца, или, на других изводах — словно укрух Хлеба. Ольга Шульчева-Джарман «Распростертыма дланьма на Кресте, отеческаго исполнил еси благоволения, благий Иисусе, всяческая. Темже победную песнь Тебе вси поим» (Канон воскресный, гл.6). В соприкосновении ликов – символ теснейшего Богообщения. Церковь общается со Христом не просто в молитве – это знала и Церковь Ветхого Завета. Нет – здесь Тот, кто более Авраама, и дает в пищу Плоть Свою, ибо Плоть Его – воистину есть брашно бессмертия (Ин.6:55). В тайне Евхаристии Церковь общается со Христом, и видит Его лицем к лицу (1 Кор.13:12), познавая Его, восходя от силы в силу, ибо явился в Сионе, Горе святой Своей, Бог (Пс.83:7). «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Духа Господня», — пишет о тайне Евхаристического общения со Христом Воскресшим святой апостол Павел (2 Кор. 3:18). «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку» (Притч 27.19). Христос открылся Церкви Своей, омывшейся, крестившейся в Него водами Крещения, и пришедшей к священной трапезе. Древний священный образ камня – олицетворение святынь Авраама и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова. Не просто свято место сие, это Дом Божий (Быт. 28, 17), наполненный не дымом кадильным от ветхого ладана Ааронова, но вознесенная превыше небес Скиния, основанная на камне, Скиния Бога с человеками.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-pered-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Храм Гроба Господня в Иерусалиме Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане 21 мин., 11.06.2019 Какой была христианская Церковь в самом начале? Как совершались первые литургии? О чем апостолы говорили в своей проповеди иудеям и язычникам? С какими трудностями столкнулись апостолы и первые христианские общины? Об этом ко дню рождения Церкви, празднику Пятидесятницы, — в материале «Фомы». Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в  одиночестве?     На сороковой день после Воскресения Христос на глазах у Своей Матери, немногих учеников и последователей вознесся от этой видимой земли на невидимое для нас Небо (Деян 1 :9–11). Оставляя своих учеников, Господь сказал им, что Он уходит не навсегда, что Он вернется, чтобы судить мир. Христос не бросил апостолов в одиночестве на этой земле. Он пообещал им, что к ним придет Святой Дух, который никогда их не оставит. Господь прямо называет Его Утешителем: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14 :16–17). Когда Он придет, то в этом мире появится нечто совершенно новое. Возникнет Церковь, которая будет жить Духом Святым и во главе которой будет стоять Сам Христос. Эту Церковь никто и никогда не сможет одолеть. Она будет существовать до самого конца, утешая всякого, кто захочет быть со Христом, помогая на его жизненном пути, преображая его душу и тело своими таинствами. Церковь — это самый драгоценный дар, данный человеку Богом. Это Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как об этом прямо и пишет апостол Павел: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12 :12–13). Что делали апостолы после Вознесения Христа?

http://foma.ru/kto-pridumal-tserkov-kak-...

158. На 3-й день Рождества Христова Мы, христиане, сегодня празднуем 3-й день Рождества Христова и воспоминаем, что Сын Божий пришел на землю, как предположено в Предвечном совете Пресвятой Троицы, принес с неба свет Евангелия, свет ведения Божия, учредил Святую Церковь , даровал Таинства, водворил Царство Благодати, пострадал плотью за грехи всего мира, умер, воскрес, вознесся на небе и стал жить на небе и на земле, в Царстве Благодати, везде сый и вся исполняяй, так, как и сказал пред Вознесением Своим святым апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» 178 . Пришел Господь на землю не на краткое время, а для того, дабы жить с нами всегда, как и возвещает чрез пророка: «вселюся в них и похожду, и буду им Богом, и они будут мне людие» 179 . «Ты прежде братий моих угощал, а теперь Самого Меня», – сказал Господь св. Григорию Двоеслову , явившись к нему с нищими для трапезования. Нет! недостаточно того, что Господь живет между нами. Для спасения нашего Он признал необходимым жить Своим Божеством и человечеством, Духом и плотью внутри нас, ибо Он тело наше и душу нашу устрояет жилищем для себя. Так что каждый христианин есть храм Духа Святого, есть жилище Пресвятой Троицы, и этот Его Храм должен быть свят, как Он свят: «будите святы, якоже Аз свят есмь» 180 , – сказал Господь. Невозможно вас иначе спасти, очистить от греха, освободить от власти диавола, если Бог не будет жить в нас, а мы в Нем. Или, как в Откровении написано: «войду к Нему и буду вечерять с Ним, и Он со Мною» 181 , войду, т. е. в двери сердца и стану жить там. Вот о чем напоминает нам Святая Церковь , когда празднуем Рождество Христово или Пришествие Сына Божьего на землю. Блаженны мы, христиане, если радуемся пришествию на землю Сына Божия! Еще более блаженны те, которые искренне веруют, что Господь живет между нами в наших городах, селениях и домах! Еще блаженнее те, которые веруют, знают и чувствуют, что Господь живет в их телах и душах, что они облечены во Христа, в Его тело, что Его кровь течет в жилах их, что Он царствует в их умах и сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

А так как таинственная благодать есть только в Церкви, Церковь же создана после воскресения Христа и дарования Им апостолам и всем верующим Святого Духа: то Евхаристия последней вечери Господа была таинством не церковным (в нем не участвовала Матерь Божия и совершено оно тайно и уединенно), а установительным и предначинательным, чему некоторое подобие представляло преображение Господа. В идее Церкви, как духовно-таинственного тела Богочеловека, можно найти единственно удобоприемлемое толкование запрещения воскресшего Господа Марии Магдалине касаться Его по той причине, что Он еще не восшел к Отцу: Ин.20:17 . Только по вознесении Господа и даровании Святого Духа всем верующим, в числе их – и Богоматери, и Марии Магдалине и др., – они могли стать действительными и действенными! членами духовно-таинственного Тела – Церкви Богочеловека – Спасителя. Рим.12:4–15 : «Как в одном теле много членом имеем, и (эти) члены все не одно и тоже дело имеют (совершают): так и мы многие одно тело есмь (составляем) во Христе, а каждый отдельно друг с другом члены». И далее речь о различии благодатных дарований и пр. Еф.4:15–16 ср. 3–14 и Кол.2:17–19 : «старайтесь хранить единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух (так это в каждом человеке, так и в Церкви), как и призваны вы в одной надежде (обожения или совершенства по Христу и Богу) призвания вашего (в Церковь – Тело Богочеловека): один Господь (объект веры – Богочеловек), одна вера (субъективное условие спасения для всех и у всех одно – вера в Богочеловека), одно крещение ( Церковь с таинственною благодатью, как объективное следствие веры человека в Богочеловека) один Бог и Отец всех, сущий над всеми и чрез всех и во всех, (Царство Небесное, как начало, средина и конец всего). Но каждому из нас дана благодать no мере дара Христова (в той мере и такой дар как благоволит Христос)... Низшедший, Он есть и Возшедший, превыше всех небес, чтобы исполнить все (Воплотившийся Сын Божий – Богочеловек возводит все в Царство Небесное, к идеальному назначению).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010