Какое евангелие Преполовения? О том, как И. Христос в преполовение кущей учил в храме. Ин.7:14–30 . Праздник Вознесения Господня Когда бывает праздник Вознесения Господня? В 40 день после Пасхи, в четверг на 6 неделе от нее. К какому разряду относится праздник Вознесенья? К разряду дванадесятых. Скажите о празднике Вознесенья. Дело искупления рода человеческого совершено было крестною смертию И. Христа. Он воскрес. По воскресении, 40 дней прожил на земле, научая апостолов, как устроить им после Него Его Церковь , т. е. общество спасающихся верою в Него. Затем Господу надлежало взойти и с телом на небо, и в 40-й день по воскресении И. Христос явился апостолам в последний раз, передал им свои последние повеления и наставления, повелел не отлучаться из Иерусалима, пока сойдет на них Дух Св., потом вывел на гору Елеонскую, благословил их, и когда благословлял, стал подниматься все выше и выше от земли к небу. Наконец явилось светлое облако и скрыло Его из виду Апостолов. Так вознесся И. Спаситель на небо и воссел одесную Бога Отца. (Седение это означает одинаковое могущество и славу Бога Сына И. Христа с Богом Отцом). И. Христос и прежде был на небе, когда жил и на земле, но только как Бог, а теперь как Бог и человек, с человеческою природою. Апостолы долго смотрели на небо за вознесшимся туда Господом; явились Ангелы и сказали им: «Что вы все стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (т. е. для всеобщего суда). Апостолы тогда поклонились вознесшемуся на небо Господу и радостно возвратились в Иерусалим. Какой тропарь Вознесенья? Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира. Русский перевод Христос Бог наш! Ты вознесся во славе, исполнив радостию учеников своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Искупитель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Какой тропарь праздника? Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напои водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. (Русский перевод) При половине праздника жаждущую благочестия душу мою напои водами, (т.е. благодатью Св. Духа): так как Ты, Спаситель, всем возгласил: жаждущий пусть идет ко Мне и пьет. Источник нашей жизни, Христос Бог, хвала Тебе. Какое евангелие Преполовения? О том, как И. Христос в преполовение кущей учил в храме. Ин. 7:14–30 . Праздник Вознесения Господня Когда бывает праздник Вознесения Господня? В 40 день после Пасхи, в четверг на 6 неделе от нее. К какому разряду относится праздник Вознесенья? К разряду дванадесятых. Расскажите о празднике Вознесенья. Дело искупления рода человеческого совершено было крестною смертью Иисуса Христа. Он воскрес. По вокресении 40 дней прожил на земле, научая апостолов, как устроить им после него Его Церковь , т.е. общество спасающихся верою в Него. Затем Господу надлежало взойти и с телом на небо, и в 40-й день по воскресении Иисус Христос явился апостолам в последний раз, передал им свои последние повеления и наставления, повелел не отлучаться из Иерусалима, пока сойдет на них Дух Св. потом вывел на гору Елеонскую, благословил их, и когда благословлял, стал подниматься все выше и выше от земли к небу. Наконец явилось светлое облако и скрыло Его из вида Апостолов. Так вознесся Иисус Спаситель на небо и воссел одесную Бога Отца (сидение это означает одинаковое могущество и славу Бога Сына Иисуса Христа с Богом Отцем). Иисус Христос и прежде был на небе, когда жил и на земле, но как Бог только, а теперь как Бог и человек, с человеческою природою. Апостолы долго смотрели на небо за вознесшимся туда Господом; явились Ангелы и сказали им: «Что вы все стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (т.е. для всеобщего суда). Апостолы тогда поклонились вознесшемуся на небо Господу и радостно возвратились в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Однако мы не можем сказать, даже того, что Господь совершенно удалился от нас Своей плотью, а пребывает только Духом. А Причастие Его Святых Тела и Крови – разве это не видимое и ощутимое пребывание Христа с нами в Его Церкви? А разве мы не видим Господа изображенным на Его святых иконах в телесном виде именно таким, каким Его видели апостолы? Итак, в определенном смысле Господь не отлучается от нас не только Духом, но и телом Своим. Что же нам грустить? И все же у многих из вас, братья и сестры, должно быть, возникает вопрос, почему в таком случае Господь не остался на земле и телом? Разве не была бы наша радость еще большей, если бы Он зримо руководил Своей Церковью? Но давайте вспомним первую строку кондака Вознесения: «Еже о нас исполнив смотрение»… Церковь напоминает нам, что и после воскресения Спасителя замысел Божий о спасении человека еще не был завершен, выполнен до конца. Человек должен был быть не только избавлен от владычества смерти – он должен был быть вознесен в Царствие Небесное и теснейшим образом воссоединен с Богом, от Которого некогда отпал через свою гордыню, непослушание и недоверие Творцу в Эдемском саду. И так же как воскресением Своим Богочеловек проложил путь к бессмертию для всех людей – так же и путь на небеса предстояло проложить для нас Ему Своей плотью. Богочеловеку пришлось покинуть нас, чтобы нас же вознести и завершить Божественное дело Домостроительства спасения и обожения, воссоединения нас с небом – «яже на земли соединив небесным». Именно об этом неоднократно говорил Он ранее Своим ученикам: Пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:3 и 6). Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). Эти последние слова возвещают о крестной смерти Спасителя – но одновременно и о Его грядущем вознесении. Спаситель действительно стал первым Человеком, действительно вознесшимся на небо. Конечно, были в древности и пророк Илия, и Енох, но их вознесение было еще неполным, не окончательным соединением с Богом, каковое в те времена – до искупления – было еще невозможно. К тому же случившееся с Илией и Енохом было чудом, исключением – а вознесение Господа открыло этот путь для всех человеческих душ и впоследствии также и телес.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает песнь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. С этою радостною песнью священнослужители, как некогда мироносицы к Апостолам, входят в церковь . § 21. Вознесение Господне В последний раз Господь явился своим ученикам в Иерусалиме в сороковой день по воскресении. Явившись им, Он сказал: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца. Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме... даже до края земли». После сих слов Он вывел учеников Своих на гору Елеонскую; здесь благословил их и вознесся на небо. Когда же Он за облаком скрылся у них из виду, им предстали два ангела и сказали: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Апостолы с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя и благословляя Бога. Господь же, вознесшись, воссел одесную Бога Отца. Вознесение Господне празднуется спустя сорок дней после Пасхи и прославляется в следующей песне: Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. § 22. Сошествие Святаго Духа на Апостолов По вознесении Иисуса Христа, Апостолы оставались в Иерусалиме и пребывали неразлучно в молитве и ожидании Святаго Духа. В пятидесятый день по воскресении Христовом, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил тот дом, в котором находились Апостолы. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на разных языках. Когда же собравшиеся на шум с неба иудеи стали изумляться, слыша Апостолов говорящими на разных языках, то Апостол Петр приписал это действию Святаго Духа, ниспосланного на них Иисусом Христом, Которого они распяли, но Которого Бог воскресил и вознес со славою на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Явившись после воскресения ученикам Своим, Господь преподал им благодатную силу Духа Святого со словами: " Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении Своем, Господь, согласно Своему обетованию, ниспослал на учеников в день Пятидесятницы Духа Святого в виде огненных языков. Нисшествие в мир Духа Святого выразилось, во первых, в чрезвычайных дарованиях Апостолом в виде знамений, исцелений, пророчеств, дара языков, — и, во вторых, во всех благодатных силах, ведущих верных Христовых к духовному совершенствованию и ко спасению. В Духе Святом, в Его Божественной силе, " Даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Петр:1 и 3). Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле. Они составляют средства нашего освящения и спасения. Рассмотрение этих средств составляет предмет нового отдела Догматического Богословия, отдела о Церкви Христовой . Часть пятая. Церковь Христова Господь Иисус Христос в беседе с учениками обетовал им послать Духа Святого, Утешителя, Который пребудет с ними во век, Духа истины, Который научит их всему и напомнит все, что Он Сам говорил им, и будущее возвестить им. Явившись после воскресения ученикам Своим, Господь преподал им благодатную силу Духа Святого со словами: " Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении Своем, Господь, согласно Своему обетованию, ниспослал на учеников в день Пятидесятницы Духа Святого в виде огненных языков. Нисшествие в мир Духа Святого выразилось, во первых, в чрезвычайных дарованиях Апостолом в виде знамений, исцелений, пророчеств, дара языков, — и, во вторых, во всех благодатных силах, ведущих верных Христовых к духовному совершенствованию и ко спасению. В Духе Святом, в Его Божественной силе, " Даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Петр:1 и 3). Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

    2. Святость Церкви    По своему Богочеловеческому существу, Церковь — несомненно, уникальная организация в земном мире. В такой ее природе заключена и ее святость. В сущности, она есть Богочеловеческая совершительница освящения людей, а через них — и прочих тварей. Она свята как Богочеловеческое, Христово тело, для которого Сам Владыка Христос — бессмертная Глава, а Дух Святой — [как] бессмертная душа. Поэтому в ней всё свято: и учение, и благодать, и таинства, и добродетели, и все ее силы и средства, усокровиществованные в ней для освящения людей и тварей. По Своему беспримерному человеколюбию сделавшись через воплощение Церковью, Бог и Господь Иисус Христос освятил Церковь Своими страданиями, Воскресением, Вознесением, учением, чудотворениями, молитвой, постом, таинствами, добродетелями, одним словом — всей Своей Богочеловеческой жизнью. Потому и изречено сие богодухновенное благовестие: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы, она была свята и непорочна» (Еф.5:25-27).    Но во все исторические эпохи [бытия Церкви] по-евангельски достоверен тот факт, что Церковь полна и переполнена грешниками. Умаляет ли, ущербляет ли, уничтожает ли их присутствие в Церкви ее святость? — Нисколько и никоим образом. Ибо неумалимо и непреложно святы Господь Иисус Христос — ее Глава, и Святой Дух — ее сердце, равно как и ее Божественное учение, и ее таинства, и ее добродетели. Церковь терпит грешников, собирая их, как птица, под крылья и наставляя — не пробудит ли их и не поощрит ли к покаянию, к духовному выздоровлению и преображению; так что не мешают они Церкви быть святой. И лишь грешники нераскаянные, упорствующие в зле и богоборческой лукавой воле, отсекаются от Церкви либо видимым действием церковной, Богочеловеческой власти, либо незримым действием Божия суда, так что и здесь святость Церкви соблюдается. «Извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С Церковью также, как с обществом верующих, Господь обещает пребывать лично, хотя и невидимо, даже и по вознесении Своем на небо, во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) и ей же именно, в смысле совокупности всех христиан, в видах продолжения и довершения дела Его на земле, ради распространения христианской веры во всех концах земли и с целью выражения главнейших христианских истин в точных и определенных положениях – в догматах – и благоустроения всего внешнего состояния Церкви по отношению к богослужению и управлению в ней, Господь дает обещание ниспослать от Отца иного Утешителя вместо Себя, Духа Святаго, Духа истины, имеющего научить всему, чего апостолы при жизни Господа на земле не могли еще вместить ( Ин.16:13 ). Накануне своих страданий, в первосвященнической молитве своей, Господь ходатайствует пред Отцом главным образом о том, чтобы уверовавшие в Него, ставшие Его последователями, всегда и неизменно сохраняли между собой единение в мысли и чувстве, в вере и любви, то есть являли собой единое и нераздельное общество, или Церковь : Отче святый! Соблюди, их (апостолов) во имя Твое... чтобы они были едино, как и мы ( Ин.17:11 ); не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино ( Ин.17:20–21 ). Отсюда высшим идеальным состоянием христианства, последним пределом его торжества на земле, Господь прямо провозглашает соединение всех верующих в Него в одно нераздельное общество, как бывает с объединением овец в одном стаде под управлением одного пастыря, то есть соединение всех христиан в одну всемирную Церковь под главенством единого общего Спасителя, Христа ( Ин.10:16 ). После Господа и апостолы, верные заветам Своего божественного Учителя, также не иначе представляют себе истинно-верующих, как неразрывно связанными между собой, составляющими одно общество, или Церковь . Церковь , по их учению, есть не просто случайно составившейся агрегат (собрание) людей вследствие общности почитания одного и того же лица или единства веры и убеждений, воспринятых в школе одного и того же учителя; но и внутренне необходимое, органически зародившееся и развивающееся общество верующих в Христа, стоящее в неразрывной связи с целым ходом откровения, насаждения и распространения на земле христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Апостолы стояли и смотрели на небо. Вдруг очутились возле них два человека в белой одежде и сказали им: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же, каким вы Его видели сейчас». Это были Ангелы. Апостолы воротились в Иерусалим и стали молиться и ждать, когда сойдет к ним Святой Дух. Для закрепления рассказа в памяти учащихся показывается икона «Вознесение Иисуса Христа». Сколько дней жил на земле Христос после воскресения из мертвых? Кому являлся? О чем говорил? Кому и где явился в 40-й день? Кого Он обещал послать Апостолам? Куда пошел с ними в 40-й день? Что им сказал? Что сделал потом? Что делали Апостолы? Кого увидели? Не догадаетесь ли, кто были эти два человека? Что они сказали? Что сделали Апостолы? В память о вознесении Иисуса Христа на небо установлен праздник - Вознесение Господне. Он празднуется в 40-й день после Пасхи и приходится всегда на четверг. А в какой день бывает Пасха? Иисус Христос вознесся на небо Своим телом и показал, что придет время, когда каждый праведный человек, верующий во Христа, воскреснет из мертвых и будет жить на небе. Теперь вы слышали в школе о всей жизни Господа нашего Иисуса Христа. После вы узнаете о ней больше, а теперь пока повторим, что мы говорили прежде. Иисус Христос есть Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Для нашего спасения Он родился на земле от Девы Марии в Вифлееме. О рождении Спасителя узнали прежде всех вифлеемские пастухи, а потом волхвы или мудрецы. Пастухам сказал Ангел, а волхвы узнали о рождении Иисуса Христа по звезде. И пастухи, и волхвы поклонились Спасителю, а еврейский царь Ирод испугался, как бы Христос не завладел его царством, и хотел Христа убить. В 40-й день после рождения Иисуса Христа принесли в Иерусалимскую церковь, и там Его встретил праведный старец Симеон. После того как волхвы поклонились Иисусу Христу, Бог велел Иосифу, с которым приходила в Вифлеем Божия Матерь, убежать из Иродовой земли. Иосиф стал жить в Назарете. Там вырос и жил до 30 лет Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Взятие святого пророка Илии сопровождалось образами и символами ветхозаветных Богоявлений: вихрь, огонь, колесницы, кони. У пророка Исаии читаем: Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис 66, 15). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии; колесница же и кони обозначали триумфальное восшествие Илии в мир небожителей. Огненное восхождение пророка Илии      Великий пророк вознесся в теле. Изъят ли пророк Илия из общего закона телесной смертности рода человеческого? Не составляют ли праведные Енох и Илия исключение из этого закона? Вопрос разрешает Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: перед кончиной мира эти праведники будут посланы на землю: они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр 11, 3–4). Когда они кончат свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и убьет их, но после трех с половиною дней войдет в них дух жизни от Бога, и они оживут. В песнопениях взятие святого Илии на небо Церковь воспевает как прообраз вознесения Господня: «Чудно и изумительно твое, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая, Илия возносился на четырех конях» (канон на Вознесение 2-й, песнь 5, тропарь 2). После того как учитель скрылся в виду Елисея, тот сотворил несколько чудес: ударом милоти своего учителя разделил воды и перешел Иордан. В Иерихоне по просьбе жителей чудесно очистил и оздоровил с помощью малого количества соли воду, несшую смерть и бесплодие. Затем пошел в Вефиль. Священный писатель 4-й книги Царств рассказывает и о других дивных чудесах Елисея: умножение елея, заполнившего все сосуды в доме, и предсказание сонамитянке рождения сына от старого мужа. Следующим великим чудом, которое сотворил Господь через Своего славного пророка, было воскрешение сына сонамитянки (см.: 4 Цар 4, 34–35).

http://pravoslavie.ru/104058.html

Вот она, философия антихриста, который любой ценой стремится занять Его место и в мире, и в человеке, заменить Христа. Во все века появлялось бесчисленное множество предтеч, исповедников и почитателей антихриста. «Всякий дух» – а этим духом может быть личность, учение, идея, мысль, человек, Ангел или диавол. И все они: всякое учение, личность, идея, мысль, человек – если не признают, что Иисус Христос есть Бог и Спаситель, воплощенный Бог и Богочеловек, – происходят от антихриста и антихристовы суть. А таких личностей, учений и т.д, было много от самого явления Господа Иисуса Христа в мире. Поэтому святой тайновидец и Апостол Иоанн Богослов говорит об антихристе, что «и теперь есть уже в мире». Так или иначе, антихрист является творцом всякого противохристианского учения, а все учения можно разделить на два вида: учения от Христа и учения от антихриста. В конце концов, человеку нужно в этом мире решить одну проблему: идти за Христом или против Него. И каждый человек, хочет он того или нет, только и делает, что решает эту проблему, – и каждый из нас есть или христолюбец или христоборец, или христопоклонник и диаволопоклонник, третьего не дано. Священное Писание так определяет нам, людям, главную задачу и цель нашей жизни: в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», мы должны «о горнем помышлять» в воскресшем и вознесшемся Богочеловеке Господе Иисусе Христе ( Флп. 2, 5 ; Кол. 3, 1–4 ). А что «горнее»? – Все, что Он как Вечная Истина есть и что содержит в Себе как Бог Слово: все Божественные свойства, ценности и совершенства, и также все, что Он как воплощенный человек. Богочеловек Господь Иисус Христос, имеет и содержит в Себе: все Его человеческие особенности, мысли, чувства, подвиги, переживания, деяния, – всю Его жизнь от Рождества до Вознесения, и от Вознесения вплоть до Страшного Суда, и от Страшного Суда во всю Божественную Вечность. Мыслить об этом есть наша первая, главная обязанность, необходимость каждого мгновения нашей жизни. Другими словами, размышляет человек об истине или о заблуждении, о жизни или о смерти, о добре или о зле, о правде или о неправде, о рае или об аде, о Боге или о диаволе, – если о всем этом размышляет не «во Христе Иисусе», иначе говоря, если мысли человека о всем этом не переходят в мысли о Христе, они обязательно превратятся в бессмысленное и самоубийственное мучение. Если человечеству об обществе, личности, семье, нации не размышлять «во Христе» и Христом, то ему никогда не удастся ни найти истинного смысла, ни правильно решить хотя бы одну проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010