В начале 1947 года от церковного совета поехали несколько человек, сельчан в Москву за разрешением открыть церковь. Но открыть ее не разрешили. А вскоре прошла денежная реформа, и собранные деньги обесценились. После этого в церкви местный колхоз сделал в церковном здании склад для хранения зерна. Затем колхозные деятели сделал к церкви большую пристройку во всю длину церкви. Там хранили удобрения и различные химикаты. В церкви все разломали и загадили. В 1956 году в большой крест ударила молния. Свидетели этого происшествия вспоминали, что купол горел целый день и никто его не тушил. Крест наклонился на бок, а потом упал. В 1970 году, молния ударила и в крест на колокольне…» До 1997 года здание храма использовалось колхозом им. М. И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 году церковь была передана Русской Православной Церкви, был назначен настоятель, которого в июле 1998 года сменил протоиерей Алексей Русин. Храм начал возрождаться. В 2001 году при церкви Андрея Стратилата была открыта Воскресная школа. Старое внутреннее убранство, к сожалению, утрачено. Красивые, но вполне себе обычные для XIX века, фасады и архитектурные детали, которые бережно восстановлены на средства приходской общины и благотворителей. На информационном стенде, что установлен возле входа в храм, можно прочитать, что в 2000 году установлен крест на колокольне и проведено отопление. В 2004 году была восстановлена кровля на зимней части церкви, а в 2006 году восстановлен и покрыт оцинкованным железом купол и установлен крест на летней части храма. В 2005 году при ограждении прилегающего кладбища, церковь с дороги была огорожена железным забором с кирпичными столбами. В 2007 году настоятелем протоиереем Алексеем Русиным церковь была огорожена по своей территории полностью, все окна в церкви заменены на пластиковые, церковь полностью оштукатурена и выкрашена в белый цвет снаружи. В 2017 году на храм и колокольню были установлены позолоченные купол и шпиль с крестом. В летней части храма летом 2019 года установлен новый иконостас выполненный фирмой «Рукомесло» из г. Казани. 7 колоколов на колокольне тоже новые. Их освятили и установили в 2020 году.

http://sobory.ru/article/?object=01149

Коледино. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкая церковь была возведена в селе Коледино в 1815-1820 гг. «Архитектура церкви весьма интересна. Большой каменный куб с низким глухим барабаном имеет на северном и южном фасадах занимающие более половины площади стен лоджии с полуциркульным завершением. В лоджиях – четырехколонные дорические портики. С западной и восточной стороны к зданию примыкают одинаковые по форме и размерам полукруглые выступы с конхами – притвор и апсида. Антаблементы в лоджиях в верхняя часть всего храма, вероятно, имели резные или лепные фризы, в настоящее время утраченные. К западу от церкви стоит колокольня, вернее, лишь два ее нижних яруса. Прежде колокольня соединялась с храмом, но не трапезной, а красивой колоннадой. Эта колоннада зрительно продолжалась рядом колонн церковных порталов и нижнего яруса колокольни, что подчеркивало архитектурное единство всего комплекса. Но не пощаженный временем (и людьми) ансамбль Троицкой церкви потерял во многом прежнюю привлекательность». Источник: М.М. Дунаев «К югу от Москвы». - М., 1978 Церковное место в с. Коледино известно с XVI века. После польско-литовского разорения в 1627-1628 гг. упоминается двухшатровая деревянная церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата. В 1657 году упоминаются уже две церкви: Святой Троицы с приделом Казанской иконы Божьей Матери и св. мч. Андрея Стратилата. За участие в Отечественной войне 1812 года настоятель Троицкой церкви о. Иоанн Виноградский был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте: им было спасено от неприятеля церковное здание, антиминс, богослужебные сосуды, предметы ризницы и церковная казна. В 1815 году начинается строительство существующего каменного здания. Владельцем усадьбы был внук выдающегося русского историка В.Н. Татищева – Ростислава Евграфовича Татищева. Завершено строительство уже при его дочери Елизавете Ростиславовне, в замужестве княгини Вяземской в 1822 году. Автором проекта называют выдающегося русского зодчего первой трети XIX века Дементия Ивановича Жилярди (родом из южной Швейцарии). Есть предположение об участии в проектировании Ф.М. Шестакова, по другим - Григорьева.

http://sobory.ru/article/?object=06675

Изящное кирпичное здание, с отдельно стоящей колокольней, колоннада из 16 белокаменных колонн с дорическими портиками, арочной впадиной, полуциркульными окнами. Интересно была решена система отопления лещадными полами (отопление проходило под полом по лабиринту тепловодов). Освящение храма состоялось 9 августа 1822 года по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). В 1930 году храм был закрыт. На протяжении 60 лет в нем находились сельхозсклад, квартиры. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. храм был укреплен для обороны Москвы: снесен ярус колокольни, в окнах и стенах пробиты амбразуры. В 1990 году храм был возвращен в плачевном состоянии, разрушение составляло 60% . С ноября 1990 года возобновлены регулярные богослужения. В настоящее время реставрация храма закончена, осуществляются работы по росписи храма, построено здание крестильни. При храме существует церковная библиотека, работает воскресная школа. http://www.podolskoe.ru/koledino/main.htm Село Коледино, согласно писцовым книгам, в 1627 году уже располагало двухшатровым деревянным храмом в честь св. воина-мученика Андрея Стратилата. На тот момент село принадлежало князю Мстиславскому Фёдору Ивановичу. После его смерти Коледино часто переходило по наследству из рук в руки. Из описи 1657 года следует, что в селе уже значатся две церкви - Святой Живоначальной Троицы с Казанским приделом и вышеозначенная Андрея Стратилата. Краеведы считают, что вторую церковь перенесли в Коледино из соседнего Поливаново, в котором к тому времени проживало всего 10 человек. Если приход был малочисленным и помещики не жили в своих имениях, то храм не могли содержать за счёт прихожан и церковь закрывали либо разбирали и переносили, а прихожане переходили в соседнюю. В документах 1704 года упоминается только одна церковь - Живоначальной Троицы. Более за 150 лет ничего примечательного в Коледино не происходило. Село немного расширилось до населения в несколько сот жителей. Заметной вехой в истории Коледина было то, что оно стало владением Ростислава Евграфовича Татищева, сына Василия Никитича - известного историка и государственного деятеля.

http://sobory.ru/article/?object=06675

Примерно в 1785 году в очередной раз происходит смена владельца. Новым хозяином села стал князь Александр Алексеевич Вяземский (1727-1793). Это был видный екатерининский сановник, действительный тайный советник, генерал-прокурор Сената. Занимая высокую государственную должность, был известен неподкупностью и принципиальностью, деятельно руководил ведомством юстиции, а также стал основоположником строгой финансовой отчётности. В первой половине – середине XIX века село принадлежало гвардии штабс-капитану графу Фёдору Степановичу Апраксину (1816-1858) – представителю ещё одной аристократической фамилии. О храмах наиболее ранние сведения содержатся в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов: «…а в селе церковь Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа да тёплой храм Пречистыя Богородицы Курския, да предел мученика Христова Андрея Стратилата, древяны, клецки, а у Рождества Христова верх шатровой, а в церквах образы, книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинное». Неизвестно, когда и кем были основаны церкви, но придел Андрея Стратилата, очевидно, создал князь А.Ф. Мосальский в честь своего святого покровителя. В середине XVIII столетия взамен исконно существовавших деревянных храмов возводится каменный. Церковь Рождества Христова «строением начата» в 1754 году по благословенной храмоздательной грамоте ростовского митрополита Арсения (Мацеевича). 5 сентября 1771 года священник Степан Иванов подал прошение епископу Афанасию об освящении тёплого придела Рождества Пресвятой Богородицы. Но, видимо, обнаружились какие-то препятствия – придел был освящён 24 мая 1775 года архимандритом Борисоглебского монастыря Венедиктом. С течением времени завершается основной храм. В начале сентября 1787 года священник Кондрат Иродионов подал прошение архиепископу Арсению (Верещагину) об освящении престола и выдаче антиминса, поскольку «ныне и вышеписанная настоящая церковь всем приличествующим церковным благолепием убрана и украшена и к освящению состоит в готовности».

http://sobory.ru/article/?object=17478

Внутренний вид палаты представляет обширную сводчатую комнату. Посреди ее находится колонна, на которую сведены все своды. Налево из палаты выход в кельи архиепископа Иоанна, состоящие из двух комнат: в первой из них устроен затвор, каменный пол которого хранит на себе отпечаток колен молитвенника. Во второй комнате сохранилась окно с умывальным кувшином, подвешенным в нем от 12 века. Между звонницей и святой Софией находится Входо-Иерусалимский храм, построенный в 1759 году. Налево от звонницы находятся так называемые Водяные ворота. В 1910 г. часть кладки над ними обвалилась, и обнаружилась небольшая комната со скамьей в стене. По преданию в ней в 1551 году заживо замурован шурин крымского хана. От звонницы на юг, к Спасской башне, пролегала «Пискупля» – улица епископа. Это была главная улица Детинца, ведшая к Великому мосту. По ее направлению находится небольшая каменная церковка 14 века Андрея Стратилата. Она была выстроена по обету во время чумы в один день. Церковь Андрея Стратилата построена около того места, где в 989 году была срублена тринадцативерхая дубовая святая София, сгоревшая в 1045 году. На месте сгоревшей Софии в 1167 году уроженец села Сытина, былинный Садко, «Богатый гость», построил церковь Бориса и Глеба. Этот храм был уничтожен шведами в 1611 году. Кремлевская стена протяжением 1386 метров, вышина колеблется от 8,5 до 10,6 метра, толщина от 2,7 до 3,3 метра, она вмещает в себе 9 башен, а именно: Спасская. В ней две часовни, в верхней настенное изображение Спасителя в прекрасной ризе, перед ним аналогий, на котором лежат святой Крест и Евангелие, а на столике – фелонь и епитрахиль. В другой часовне находится источник с приятной на вкус водой. В часовнях постоянно живут две престарелые женщины. Княжная, Кокуй – семиэтажная. Покровская. Возле нее одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1305 году посадником Семеном Климовичем. Затем следует Златоустовская. При ней размещен историко-археологический музей, возникший в 1863 году. В нем насчитывается 14134 экспоната.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

К кругу работ М.Ф. Казакова по стилистическим признакам могут быть отнесены такие постройки усадьбы, как церковь Михаила Архангела (барельефы для нее выполнены предположительно Ф. Шубиным), Андреевская крепость (оригинальный скотный двор в виде крепости, строился между 1798-1810 гг.), конюшня (конец 1780-начало 1790 гг.), комплекс хозяйственных построек (1780-е гг.). Строительство в это время велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова – ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х г.г. для А. работал Д. Жилярди. Он, вероятно, проектировал усадебный дом (1819-1823 гг.) и музыкальный павильон (1810-1820 гг.). Строительство в усадьбе в этот период возглавлял крепостной архитектор Д. Поляков, ученик Д. Жилярди. Формирование парка продолжалось вплоть до 20-х годов 19 века. Кроме этого, в усадьбе были устроены каскадные пруды, цветники, оранжерея. В 1847 году А.И. Барышниковым был построен второй храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. В 1859 г. в А. было 172 жителя. Барышниковы собрали в А. большую коллекцию произведений искусства, прекрасную библиотеку. В имении работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Село также являлось важным экономическим центром. Здесь находилась писчебумажная фабрика (устроена в 1787 г.), конный завод, большой плодовый сад. Будучи людьми высокой культуры и нравственности, Барышниковы являлись крупнейшими благотворителями в Дорогобужском уезде. Ими сделано очень много для развития образования в Смоленске, Дорогобуже и самом А. В первой половине 19 века Барышниковы содержали в селе школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. Позднее школу стали содержать крестьяне, а затем земство. В 1913 г. на деньги, пожертвованные последними владелицами села, сестрами М.С. и Х.С. Барышниковыми, была построена двухэтажная кирпичная школа, в которой до сих пор учатся алексинцы. В 1914 г. на деньги сестер Барышниковых была построенная каменная больница. Они же выделили 100 000 рублей на ее содержание. Сегодня в больничном здании размещается санаторий. В советское время А. продолжало оставаться важнейшим культурным и хозяйственным центром Дорогобужского края. В 1920-е г.г. здесь находились педагогический техникум, музей усадебного быта. В А. в 1920-21 г.г. жил и работал школьным учителем и хранителем музея М. М. Пришвин. На алексинском материале он написал повесть-притчу «Мирская чаша». Здесь бывали и такие известные писатели, как И. С. Соколов-Микитов, К. А. Федин.

http://sobory.ru/article/?object=59041

Затем ещё есть 6 лампад серебряных, весом 1 фунт 82 золотника г]. Паперти при соборной церкви построены вместе с церковью. Стенная живопись в ней произведена в 1837 году на кошт помещицы Яновой. 3. Тёплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Церковь эта с трапезою устроена также царём Иоанном Грозным. В писцовых книгах Андрея Загряжского 1629–30 г. пишется: «Другая церковь тёплая с трапезою камена Благовещения Пресвятыя Богородицы, да придел Иоанна Списателя Лествицы, да другой придел Феодора Стратилата». По описи 1747 года в церкви Благовещения алтарь имел 4 сажени м] длины, 6 сажен м] ширины; самая церковь 6 сажен длины и 6,5 сажен ширины (со стенами). Первый придел 3 сажени длины и 2 сажени ширины; другой придел 7 сажен и 1 аршин м] длины и 2 сажени с 1/2 аршина м] ширины; трапеза 13 сажен м]; две кельи при ней в 10 сажен с 1 аршином длины м]; в паперти 3 сажени длины и 3 ширины. В трапезе 9 окон, да в кельях 3 окна. Под трапезою была хлебня и поварня, а под кельями погреба каменные. В настоящее время Благовещенская церковь с трапезою совершенно переустроена. На месте придела во имя Иоанна Списателя Лествицы на левой стороне алтаря устроена ризница. Другой придел, во имя Феодора Стратилата, был нарушен, и вместо его долгое время показывались тёплые палаты. В 1768 году на месте этих палат тщанием Святыни монастыря и другие монастырские здания архимандрита Иеронима для ранних обеден устроена церковь во имя Святителя Николая с холщовым иконостасом 8 , который и теперь цел. Трапеза сокращена наполовину; в другой половине живший в монастыре Преосвященный Серапион, епископ Переславский, в 1758и 1759 годах устроил настоятельские кельи, потолки украсил карнизами, а к окнам снаружи и внутри пристроил наличники 9 . Дальнейшее переустройство и изменения в тёплой церкви, значащиеся в монастырских бумагах, известны следующие: В 1766 году для большего света окна были пробраны и сделан новый иконостас с новыми иконами; 1809 года иконостас и иконы обновлены; 1837 года вызолочен иконостас в приделе Святителя Николая; 1851 года вместо деревянной крыши как на церкви, таки на настоятельских покоях сделана железная крыша за 2 158 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В храме достопримечательны: 1) икона св. Николая Чудотворца, и в ней: перст, на который “капнула кровь Господня” и частицы моищей Николая Чудотворца, апостола Андрея, Иоанна Предтечи, Феодора Стратилата и трех святителей вселенских. В 1879 г. священник Михаил Дмитриев, с причтом и церковным старостою, по резолюции Гермогена епископа ладожского, вынули эти частицы из иконы и вложили в особый ковчежец. Ширина иконы 13 вершков и длина 1 арш. и 1 вершок. Икону пожертвовала в декабре 1850 г. петербургская почетная гражданка Мария Андреева Иконникова. Подле иконы, в рамке, перечислены находящиеся здесь святыни и потом написано: «означенные частицы, находящиеся в иконе Святителя и Чудотворца Николая, находились на сбережении в Воскресенском соборе города С.-Петербурга и, по исправлении, положены мною обратно, на прежнее место в иконе. 1850 года, октября 22-го, означенного собора протоиереи Николай Раевский " . 2) Оловянные священные сосуды, с принадлежностями, находящиеся здесь около 120 лет. 3) Евангелие, изд. в Москве в 1751 г., при Елизавете Петровне. При изображениях евангелистов имеются следующие стихи. У Матфея: Матфей род Христов плотски родословит; Разны языки к вере в него ловит. О Матфеева предобрая милостыня! Како судию стяжа неумытна? У Марка: О святый Марко! коль сердце ти жарко! По Христе Бозе во страдании мнозе В проповедь слово завета Егова Труд положившу, тем мир просветившу. У Луки: Лука врач внешних скорбей быв искусен И святых икон писатель не гнусен, Скорбей душевный лучший врач явися Чтущ сего книги духвне целися. У Иоанна: Кто ин, яко же Иоанн, нов Моисей Бога слова в Бозе сказа в мудрости мнозе От девы нетленны воплощенна под веки Плотски же распята, да спасет человека. Евангелие обложено темно-зеленым бархатом с украшениями из серебра. 4) Служебник в полулиста, изд. в 1676 г. По листам, начиная с 71 — и написано: " Лета 1679 г., октября в 3й день дарю сию книгу служебник. Софейского дому казначей иеромонах... " (дальнейшие слова заклеены бумагой). 5) Храмозданная грамота, подписанная архиепископом Гавриилом и выданная в 1768 г. из Свято-Троицкого Александра-Невского монастыря, из архиерейского дома. 6) План и фасад церкви и местности. 7) Копия с подлинного геометрического специального плана и 8) межевая книга на церковную землю, выданная из Новоладожского нижнего земского суда в 1780 г., за 14, с приложением государственной печати.

http://sobory.ru/article/?object=00550

По южную сторону трапезы придел, во имя Димитрия Митрополита Ростовскаго. Местные образа превосходной Устюжской живописи первой половины XVII столетия. По стенам церкви есть иконостасы и иконы, между коими более замечательны в столярном крашеном иконостасе у южной стены: а) образ Грузинский Божией Матери - с серебряной чеканной ризой, весом 2 фун. 25 золотн.; б) образ Св. Мучен. Андрея Стратилата - пятичный, с венцами, светом и окладами серебряными чеканными; в) образ Препод. Нила Сорскаго - с венцами и полями серебряными, золочеными; г) образ Божией Матери Всех Скорбящих, с венцом и ризой серебряными чеканными; д) образ четырех святых препод. Петра Афонскаго, Григория Декаполита, муч. Христофора и преп. Марии Египетской - пятичный, письма древняго, - муч. Христофор - с конской головой, венцы на образе, свет и поля серебряные чеканные - старинные. Есть и еще несколько пятичных образов, и все более или менее украшены венцами и полями серебряными. По северную сторону трапезы - придел во имя Льва епископа Катанскаго. В разных местах несколько образов, между коими замечательны: а) образ Господа Саваофа, письма древняго, писан на левкасе, в углублении деки - не позже как в XVII столетии; б) Нерукотворенный образ Христов - с чудесами, письма древняго, писан на левкасе и в углублении. А прочие образа принадлежат к первой половине XVII столетия. В нижнем этаже помещается теплый храм, во имя трех Святителей - Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Между половыми плитами в трапезе, над могилой храмоздателя лежит надгробный плитяный памятник с высеченной над ней надписью: 1770 года. За правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас. В нем образа: Нерукотворенный Спасителев - с старинными басмянными венцами и ризой; Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы, теплаго храма помещается придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ Св. Великомуч. Федора Стратилата - старинный, писанный в углублении деки.

http://sobory.ru/article/?object=44943

В новгородской Никитинской церкви крест сребропозлащенный с надписью на исподней стороне: «197 (1689) году сооруженъ сей благословящей крестъ на престолъ церковный еодора Стратилата, а мощей въ немъ положено еодора Стратилата частъ, а далъ сіи к. н. п. ч., т. е. крестъ новгородскій посадскій человкъ, Стефанъ Никифоровъ сынъ Солодовника». На правой стороне: колоды на ней же сидела пречистая Владычица часть, ризы Ивана и мощей Моисея часть раки. На левой стороне: «свечи гроба Господня и смирна часть красного и чернаго: иконы архиепископов новгородских часть». Внизу: «а вясом сий крест 107 золотников, ценой в 30 рублевъ». В Духове монастыре крест сребропозлащенный с надписью: «лта 7199 (1690) октоврія въ 7 день сей животворящій крестъ содланъ въ царствующемъ град Москв тщаніемъ благочестивыхъ христіанъ художествомъ и тщаніемъ серебренника Іереміи Сивцова въ Великомъ Новгород въ обитель великомученицы Евиміи въ двичь монастырь отъ собраніяжъ на сей святый крестъ и попеченіемъ прилжной тояже обители инокини Анастасіи отослася въ сію обитель сій святый и животворящій крестъ Господень». В Михайловской церкви на Торговой стороне Крест с мощами и с надписью: «лта 7198 (1660) году построенъ сій животворящій крестъ Великого Новаграда Торговые стороны церкви Михаила Архангела на Михайлову улицу въ предлъ Воздвиженія честнаго креста Господня, по общанію дому Премудрости Божіи приказнаго Андрея Богданова Сназина». В Феодоровской церкви на Софийской стороне сребропозлащенный крест с мощами и с надписью: «лта 7199 (1691) года марта Росткина монастыря сдлала честный крестъ Господень игуменія Мара Панова» . В Знаменском соборе крест сребропозлащенный с финифтью. В нём находятся мощи разных святых и часть камня от гроба Господня. На одной стороне креста изображено распятие Господне с предстоящими; над распятием Господь Саваоф и два Ангела, а под ним голова Адама; на рукояти – столп, трость, копие и стихи: кресту Твоему... да воскреснетъ Богъ и разыдутся врази Его. Венец Спасителя и поля у креста обложены жемчугом. На исподней стороне надписи о частях св. мощей и о том, что крест построен в церковь Знамения Пресвятой Богородицы лета 7205 (1697) месяца августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010