Хотел бы договорить по поводу новомучеников. Даже некоторые священнослужители говорят, что новомученики причислены к лику святых ошибочно. Есть житие одного древнего мученика Андрея Стратилата, память 1 сентября по новому стилю, у которого удивительное и очень похожее на новомучеников житие, поэтому важное для нас. Он был любимейший руководитель Стратилы - большого воинского подразделения в римской армии. Он был христианином, но еще не принял Крещение, хотя открыто проповедал Христа, поскольку имел колоссальный авторитет. Верный и мужественный воин, он многих обратил ко Христу. Он должен был принять святое крещение, прошло время катехизации, молитвы, подготовки. С отрядом он покинул воинскую часть, потому что не было войны, и они на конях поскакали. В храме приняли Святое Крещение. Губернатор, правитель области знал о том, что Андрей христианин, и в письмах получил разрешение гонителя христиан-императора его допросить и казнить. Но император, зная о славе Андрея, сказал, что нельзя казнить его за то, что он христианин, потому что так можно только увеличить веру. Нужно придумать другой предлог, причину. И причиной стало то, что Андрей с группой воинов покинул казармы без разрешения начальства. Они поскакали назад и попали в засаду. Андрей предложил своим новокрещенным братьям не применять оружие и отдать себя на убиение. Они склонили головы и были казнены. А причина была объявлена известная, но и Церковь, и все люди понимали истинную причину. Поэтому он был причислен к лику святых. И этот подход к Церкви, когда она понимает, что этого христианина убили именно за то, что он христианин, и учил других, примером был, а уж подверстали под это разные статьи. Так вот, исходя из примера Андрея Стратилата, Церковь так и поступила – канонизировала этого мученика. Вопрос:  - Если что-то просим у Господа, то рекомендуется добавлять: «да будет воля Твоя». А когда мы просим помочь в бедах, то не странно ли добавлять это же? о. Фёдор: - Мы постоянно об этом просим в молитве Отче наш.

http://radonezh.ru/2021/06/11/voprosy-o-...

Москва (монастыри) Материал из Азбука паломники Алексеевский женский монастырь (Москва) [ править править код ] История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители. Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит. Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав. Адрес: 107140, Россия, г.Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7 Телефоны: Дежурный телефон - 8-499-264-11-70 Приемная - 8-499-264-72-74 Подробнее... Андреевский мужской монастырь (Москва) [ править править код ] В 1648—1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). В 1675 году над «Святыми вратами» на восточной стене монастыря была построена церковь мученика Андрея Стратилата с приделом великомученика Феодора Стратилата (существовал до начала XIX в.), фасады церкви были украшены изразцами работы белорусских мастеров. В 1689 году на месте прежней Воскресенской церкви было начато строительство новой (освящена в 1703 году); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась Покровская церковь (построена в 1701 году?), впоследствии разобранная, на её месте был сооружен корпус богаделен. В 1748 году на средства графа С. Б. Шереметева была сооружена колокольня — на гравюре XIX века четырёхгранную колокольню с большими арочными проёмами в верхнем ярусе завершал четырёхскатный шатёр с небольшим шаром, увенчанным крестом; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящён в честь архистратига Михаила, а после перестройки колокольни в 1848 году митрополит Филарет (Дроздов) освятил учреждённый на средства купца М. Сеткина храм в честь апостола Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Внутри здание церкви каменною стеною делится на две части, из коих восточная составляет холодную церковь , а западная теплую. Холодная церковь во имя св. Апостола Иоанна Богослова состоит из двух частей алтаря и церкви. Алтарь занимает собою восточное полукружие; длина его в средине 2 саж. 6 вершков, а ширина 2 саж. 9 вершков. Двумя внутренними стенами он делится на три части; по сторонам горнего места устроен каменный выступ для священнических седалищ. Окон в нем два: одно в средине полукружия, другое малое в северной части при жертвеннике, который устроен при окне. Церковь занимает пространство средней части здания и имеет в длину от иконостаса до западной стены 2 саж., в ширину 2 саж. 2½ аршина. Потолок ее образуется куполом и тремя сводами с северной, южной и западном сторон. Окон в ней пять: одно в куполе, по одному в северной в западной стенах и два в южной. При западной стене ее хоры; по правую сторону их в столбе небольшая каморка для хранения старых икон. На сводах и стенах вделаны голосники. Стены в алтаре и церкви отбелены; пол деревянный не крашенный. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери обыкновенного устройства, занимает западное отделение здания и имеет в длину 3 саж. ¼ арш., а в ширину 3 саж. 5 вершков. 15. Церковь святого Феодора Стратилата, на Торговой стороне Местоположение церкви св. Феодора Стратилата и ее основание; последующая судьба ее и устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Настенная в ней иконопись. Церковь св. Феодора Стратилата находится в Новгороде на Торговой стороне в прежнем Плотенском конце, подле прежней Московской дороги, у Федоровского ручья, известного прежде под именем Плотницкого 863 . Основание сей церкви, по свидетельству Новг. летописей 864 , относится к 1360 году. Создателем ее был некто из новгородских посадников Семен Андреевич с боголюбивою матерью своею Натальею, построившею в 1371 году церковь св. Андрея юродивого в бывшем Ситецком монастыре 865 . На другой год в 1361 году церковь постройкою была приведена к концу 866 . В XVI веке, около 1585 года, церковь сия с двумя приделами Покрова пресв. Богородицы и Симеона Дивногорца была ружною; впрочем, руги выдавалось в год только на вино и на темьян 1 рубль 18 алтын 867 . В тоже время к церкви Феодоровской принадлежали вотчины, состоявшие из деревень и поместьев 868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1159 г. вел.князь Андрей построил церковь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове. 45 2) В 1158 – 60 г. Владимирский Успенский собор, украшенный стенописью в1161 г. 46 В 1162 г. (в л. 6670) каменную церковь в Ростове. 47 В 1164 г. выстроил и освятил церковь на Золотых воротах во Владимире. 48 В 1164 г. «заложена церковь Спаса св. в Володимери». 49 В 1165 г. – церковь Покрова Пресв. Богородицы при устье Нерли близ Боголюбова. 50 И кроме этих еще две церкви в Боголюбове (те­перь уже не существующие) во имя св. муч. Леонтия и Андрея Стратилата (см. Житие). Нет сомнения, что летописец пересчитал далеко не все церкви, построенные Андреем Боголюбским в Ростовско-Суздальской земле во все время его княжения здесь. Что церквей, построенных Боголюбским, было больше, об этом свидетельствует и тот факт, что в пожар, бывший в1185 г. во Владимире, сгорело 32 церкви. Несомненно, что многие из этих церквей построены Боголюбским. Записывая построение не каждого храма и в первое время княжения Боголюбского, летописец затем как бы привыкает к этой непрерывной церковно-строительной деятельности великого князя и говорит просто: «и многи (другия) церквы созда благоверный князь Андрей». Из построенных церквей, не записанных летописью, можно напр. указать на церковь Феодора Стратилата, построенную Боголюбским еще в первое пребывание его во Владимире, вскоре после1149 г., в память чудесного избавления Андрея от гибели в битве под Луцком по молитвам сего Святого. Эта церковь , а затем и монастырь при ней, построены были в предместье гор. Владимира на холме, среди, так называемой, Яриловой долины. 51 Эта кипучая, непрерывная церковно-строительная деятельность Боголюбского всего лучше рисует нам силу и мощь характера этого князя, прозванного вторым Соломоном за его ум, строительную деятельность, за его богатство и щедрость. Если в настоящее время, при нынешних путях сообщения, при обилии прочного строительного материала, при многочисленности искусных рабочих, построение более или менее обширного храма требует больших средств и усилий со стороны многих лиц, а также и много времени, часто целые десятилетия, то какого же напряжения сил и воли требовала эта непрерывная храмоздательная деятельность, сопровождавшая почти все княжение Боголюбского! Он разом должен был следить за одновременно производившимися постройками храмов в разных концах обширного княжества – и в Ростове, и в Суздале, и во Владимире, и в Боголюбове», поспе­вать всюду сам, руководить всеми работами самолично.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1) В 1159 г. вел. князь Андрей построил церковь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове 42 . 2) В 1158–60 г. Владимирский Успенский собор, украшенный стенописью в 1161 г. 43 . 3) В 1162 г. (в л. 6670) каменную церковь в Ростове 44 . 4) В 1164 г. выстроил и освятил церковь на Золотых воротах во Владимире 45 . 5) В 1164 г. «заложена церковь Спаса св. в Володимере» 46 . 6) В 1165 г. – церковь Покрова Пресв. Богородицы при устье Нерли близ Боголюбова 47 . И кроме этих еще две церкви в Боголюбове (теперь уже не существующие) во имя св. муч. Леонтия и Андрея Стратилата (см. Житие). Нет сомнения, что мы пересчитали далеко не все церкви, построенные Андреем Боголюбским в Ростовско-Суздальской земле во все время его княжения здесь. Что церквей, построенных Боголюбским, было больше, об этом свидетельствуют и летописцы, и тот факт, что в пожаре, бывшем в 1185 г. во Владимире, сгорело 32 церкви. Несомненно, что многие из этих церквей построены Боголюбским. Записывая построение не каждого храма и в первое время княжения Боголюбского, летописец затем как бы привыкает к этой непрерывной церковно-строительной деятельности великого князя и говорит просто: «И многы (другия) церкы созда благоверный князь Андрей». Из построенных церквей, не записанных летописью, можно напр., указать на церковь Феодора Стратилата, построенную Боголюбским еще в первое пребывание его во Владимире, вскоре после 1149 г., в память чудесного избавления Андрея от гибели в битве под Луцком по молитвам сего Святого. Эта церковь , а затем и монастырь при ней, построены были в предместье гор. Владимира на холме, среди так называемой Яриловой долины 48 . Эта кипучая, непрерывная церковно-строительная деятельность Боголюбского всего лучше рисует нам силу и мощь характера этого князя, прозванного вторым Соломоном за его ум, строительную деятельность, за его богатство и щедрость. Если в настоящее время, при нынешних путях сообщения, при обилии прочного строительного материала, при многочисленности искусных рабочих, построение более или менее обширного храма требует больших средств и усилий со стороны многих лиц, а также и много времени, часто целые десятилетия, то какого же напряжения сил и воли требовала эта непрерывная храмоздательная деятельность, сопровождавшая почти все княжение Боголюбского! Он разом должен был следить за одновременно производившимися постройками храмов в разных концах обширного княжества – и в Ростове, и в Суздале, и во Владимире, и в Боголюбове, поспевать всюду сам, руководить всеми работами самолично.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

8 . Церковь святого Николая на Яковле улице, при которой был потом монастырь Бело-Николаевский, ныне приписная к Зверину монастырю, построенная Ирожнетом в 1135–36г. Существует до настоящего времени. 9 . Церковь Успения Богородицы, на Козьей Бородке, на Торговой стороне и на самом Торгу, недалеко от Николо-Дворищенского собора, построенная князем Всеволодом Мстиславичем с епископом Нифонтом, в продолжение 1135–1144г. Перестраивалась несколько раз и нынешняя не старее половины XVI в. (преосвященного Макария I, 365). В Новгородской 1 летописи под 1153г. читается: «иде боголюбивый архиепископ Нифонт в Ладогу и заложи церковь камяну святого Климента». Позднейшая Новгородская 3 летопись предполагает (под тем же годом), что это в Новгороде на Торговой стороне, на Иворовой (ныне Московской) улице. Но её предположение неосновательно: Нифонт заложил церковь Климента не в Новгороде, а в Ладоге, как то ясно даёт знать Новгородская 1 летопись под 1156 годом. Церковь Саввы освящённого на Саввиной (ныне Космодемьянской) улице, на Софийской стороне, ныне не существующая (преосвященного Макария I, 224), была построена в 1154г. не каменная, как утверждает Новгородская 3 летопись, а деревянная, как свидетельствует Новгородская 1 летопись. 10 . Церковь святых Бориса и Глеба, на Софийской стороне, в самом Софийском городе или Кремле, на том месте, где стояла первая деревянная святая София, близь городской стены, построенная Садком Сытиничем или Соткой богатым в продолжение 1167–1173г. Не существует. (Позднейший Николо-Дворищенский летописец,– у преосвященного Макария I, 115, полагает её место близь нынешней церкви Андрея Стратилата. Но на самом деле она должна быть полагаема близь Софийской колокольни, ибо место нынешней церкви Андрея Стратилата при епископе Иоакиме, по всей вероятности, ещё не входило в ограду Кремля). 11 . Церковь святого Иакова, бывшая после собором, находившаяся на Яковлевой улице, близь нынешней церкви св. Пантелеймона или Николо-Качановской (которая построена на её кладбище,– преосвященного Макария I, 200), заложенная, как кажется, прихожанами, в 1172г. Не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня и трапезная выстроены позднее, в 1818 году, в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. В 1902 году князей Шаховских в их родовом имении навестил известный автор популярных очерков о памятниках старины, председатель археологической комиссии Сергей Дмитриевич Шереметев. Так описывал он свои впечатления: " Вот мы въехали в село, миновали церковь белую с белой оградой и такой же колокольней...церковь светлая и просторная, с двумя приделами. В церкви любовались мы ризами и иконами, а также любопытным резным иконостасом. На стене мраморная доска с надписью о двух погребенных тут младенцах кн. Шаховских-братьев хозяина " . В 1918 году имение князей Шаховских национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. В 1940 году для „нетрудовых элементов“ была введена трудовая повинность. По этому приказу из Москвы оставшийся священник храма Андрея Стратилата ы Белой Колпи обязан был напилить и сдать государству около 10 кубометров дров. Он все лето ходил в лес с одноручной пилой заготавливать дрова. Наверное, были введены и другие притеснения против Церкви, кажется, налог, поэтому в начале 1941 года церковь была закрыта, так как небольшой приход тогда влачил жалкое существование. Приблизительно в 1940-м году с колокольни сбросили колокола прямо на землю. Они разбились при ударе. Один колокол повесили на столбе посреди деревни и звонили в него в случае пожара. Отдельными редкими ударами в колокол бригадиры собирали колхозников на работу, да ночной сторож дед Петр ночью в 24 часа отбивал 12 ударов. В войну этот колокол немцы увезли в Германию. Есть сведения, что во время оккупации села Белая Колпь, немцы взяли ключи у другого сторожа храма, Ярославцева Ивана Ильича, дом которого был рядом с кладбищем, открыли церковь, аккуратно упаковали и вывезли в Германию все ценные иконы и представлявшие ценность богослужебные предметы культа. В 1946 году оставшиеся в селе православные верующие создали церковный совет и ходили по деревням собирали деньги на открытие церкви. В этом совете была активная и инициативная женщина Мазурина Екатерина.

http://sobory.ru/article/?object=01149

Церковь святого Андрея Стратилата построена из камня и кирпича, в виде квадрата, без восточного полукружия. В длину она 5 саж. без 1. аршина; в ширину с восточной стороны 3 саж. 11 вершков, а с западной 3 саж. без 5 вершков, в вышину от основания до карниза 2 саж. без ½ аршина. Стены со всех сторон ровные и гладкие, без всяких украшений. С восточной стороны два выступа по углам; одно окно над горним местом, а другое у жертвенника. С южной стороны два окна полукруглых, а алтарь выдается небольшим выступом пред церковию. С северной стороны на стене три выступа, но без окон. С западной стороны дверь и подле нее окно, По правую и левую сторону двери внизу в стене по одному каменному кресту. над входом настенное изображение Спасителя, правой рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие на словах: Приидите ко Мне вси труж.... Кровля на церкви на два ската, покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На кровле небольшой трибун; а на нем небольшая глава с гранями в виде луковицы. Крест четвероконечный железный прорезной с крестиками по концам и внизу с полулунием . Над западною стеною церкви выкладен каменный дугообразный пролет для колоколов. Над этим пролетом, занимающим место колокольни, находится четырехконечный железный прорезной крест с крестиками по концам и в внизу с полулунием. Вход в церковь с одной западной стороны. Внутри церкви длина ее от горнего места до иконостаса 1½ сажени, а от иконостаса до западной стены 2 сажени 1 аршин. Ширина в алтаре 2 саж. ¼ аршина, а в церкви 2 саж. без 10 вершков. Толщина стен 1¼ арш. В верху своды по всей церкви; пол из кирпича и плиты. Жертвенник устроен при окне. До 1832 года церковь была приписана к Покровской, а с 1832 года вместе с Покровской приписаны к церкви св. мученик Флора и Лавра, что на Софийской стороне. Примечание. Кроме оставшихся кремлевских двух церквей, были в Кремле или Каменном городе церкви, не принадлежавшие ни к Софийскому собору, ни к архиерейскому дому: 1) церковь Бориса и Глеба каменная, построенная на месте первого деревянного Софийского собора в 1167 году 351 , возобновленная в 1350 году после покорения шведского города Ореховца 352 ; а после шведского разорения за ветхостию разобранная.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

История храма. Нынешняя соборная церковь есть первый каменный храм обители, построенный, как надобно полагать, в начале прошедшего столетия, при Игуменьи Патрикии, по крайней мере по древним актам о каменном церковном строение упоминается в первый раз в 1712 году, а надпись на церковной утвари, что она пожертвована, в 1713 году, для «Соборного храма», приводит к заключению, что храм сей освящен именно в 1713 году. В монастырской описи 1764 года храм сей описан так: «в оном монастыре церковь каменного здания, одна настоящая во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, да в приделах: в первом Тихвинской Пресвятой Богородицы, во втором Федора Стратилата. » После 1764 года придел Св. Федора Стратилата был, неизвестно по какому случаю, переименован во имя Св. Николая Чудотворца, но и этот придел в самом конце прошедшего столетия, по ветхости, был упразднен вовсе, с благословения Преосвященного Афанасия Епископа Коломенского и Тульского. Ныне на этом месте находится придел во имя Св. Андрея, Христа ради юродивого чудотворца, устроенный в 1830 году, иждивением Белевского купца Андрея Михайлова Фролова. Нынешний Николаевский придел устроен в холодном притворе, против Тихвинского придела, с западной стороны его, в 1845 году усердием вдовы поручицы Веры Андреяновны Сомовой. Вид храма внешний и внутренний. Соборный монастырский храм построен к востоку на косогоре и потому на высоком фундаменте в подвальном этаже находится довольно обширный склеп, в который вход с востока под стеною алтарного полукружия; в этом склепе, по преданию, погребена благочестивая храмоздательница Игуменья Патрикия. Квадрат храма в два света ; над дверью окна, внизу с каждой боковой стороны по одной двери (с крыльцами или рундуками, под навесами на столбах) и по одному окну; а вверху по два окна с каждой стороны с разрезными сандриками и над ними под полуциркульным сводом, коим оканчивается карниз, еще по одному круглому окошечку. Над квадратом храма высокий осьмигранный фонарь или трибун, украшенный по углам двойными пилястрами и освященный 8-ю окнами (одно восточное закладено); верхний карниз украшен зубчиками; на фонаре купол тоже восьмигранный, над куполом каменный небольшой фонарь с 8-ю узкими окнами; над ним тоже небольшой, граненный купол, с которым соединяется узкою, каменною шейкою грушевидная глава, украшенная четвероконечным железным крестом с яблоком у подножия. Оба купола и глава обиты листовым железом и покрашены зеленою краской. Алтарное полукружие трехэтажное, освещается тремя небольшими окнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Алексино. Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Андрея Стратилата. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1778 и 1847. Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, Алексино Координаты: 54.785484, 33.401012 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Алексмно – село, центр Алексинского сельского округа Дорогобужского района. 630 жителей (2000 г.) Государственное унитарное предприятие конезавод «Смоленский». Расположено на берегу реки Рясны в 18 км к юго-востоку от Дорогобужа. Название образовано от «Олекса», разговорного варианта календарного имени. В древности на южной окраине нынешнего А. располагалось село Ведроши, рядом с которым в 1500 г. состоялась Ведрошская битва между литовскими и московскими войсками, победа в которой закрепила присоединение Дорогобужа к Москве и открыла путь к присоединению Смоленска. А. известно как деревня с 1610 г. (было пожаловано Михаилу Бартеневу). Входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам недворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек И.С. Барышников (1725-1784 гг.) разбогател на государственных подрядах, винных откупах и торговле хлебом. Его сын, Иван, дослужился до звания майора артиллерии, что давало ему право на потомственное дворянство (1789 г. – диплом на дворянское звание) и закрепления на свое имя приобретенных отцом имений. Со строительством церкви Михаила Архангела (1794 г.) А. превратилось в село, став преемником упраздненного села Ведроши (церковь Ильи Пророка). В конце 18 - начале 19 веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Этим оно обязано своему владельцу Ивану Ивановичу Барышникову (1749-1834 гг.). Просвещенный человек, тонкий ценитель искусства, он привлек для строительства своего Алексинского имения таких выдающихся архитекторов, как Матвей Казаков и Доменико Жилярди.

http://sobory.ru/article/?object=59041

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010