Исполком райсовета решает: Ввиду того, что во время войны настоятелем и двадцаткой Спасо-Парголовской церкви была проделана большая работа по сбору средств на оборону Родины, выразившейся за годы войны в сумме 204 тыс. руб., отдельно настоятелем церкви 24 450 рублей, войти с ходатайством перед Ленинградским областным Советом о представлении к награде медалью «За оборону Ленинграда» Мо-Ленского А. И., Федорова К. М., Чернову Т. Г. [...] Председатель исполкома райсовета Секретарь исполкома райсовета 234 ЛОГАВ. Ф. Р-407. Оп. 1. Д. 206. Л. 24. Копия. 107. Письмо секретаря ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущева И. В. Сталину о приеме делегации православных церковных общин и духовенства г. Киева 22 февраля 1944 г. г. Киев Москва Товарищу Сталину И. В. Сегодня, 22 февраля 1944 г., я принимал представителей православных церковных общин и духовенства гор. Киева в лице секретаря экзарха Украины священника Скоропостижного, протоиерея Славинского, архимандрита Эразма Довбенко и секретаря Комитета православных церковных общин Сецинской. Делегация просила меня передать Вам благодарность верующих гор. Киева за освобождение столицы Украины от немецких оккупантов и поздравить Вас с 26-й годовщиной Красной Армии. Они вручили мне квитанции о сдаче в Фонд обороны страны 150 000 рублей, собранных среди верующих и духовенства православных церковных общин гор. Киева. Делегация вручила мне письмо для Вас и просила передать его Вам. Письмо прилагаю 235 . Хрущев Помета внизу листа: Упомянутого письма в наличии нет. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 404. Л. 35. Передано по ВЧ. ЦГАОО Украины. Ф. 1. Оп. 23. Д. 1030. Л. 1. Подлинник. 108. Письмо Г. Г. Карпова председателю Сумского облисполкома Украины И. Г. Горлову с направлением инструкции по ведению практической работы уполномоченными Совета и проведению регистрации церквей и молитвенных домов, открытых в области во время оккупации 4 марта 1944 г Только для служебного пользования Совет по делам русской православной церкви при Совнаркоме Союза ССР направляет инструкцию Совета для уполномоченных по делам церкви при СНК республик и обл(край)исполкомах как руководство в практической работе уполномоченного при Сумском облисполкоме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

281 Абзац от слова «т. Мехлиса»... до слова «входят» отчеркнуты слева И.В. Сталиным вертикальной чертой. 285 Абзац от слова «патриархии»... и до конца отчеркнут слова И. В. Сталиным вертикальной чертой. 288 Аналогичные докладные записки с приложением письма православного духовенства И. В. Сталину направлены Г. Г. Карповым В. М. Молотову, А.С. Щербакову, Л. П. Берии и Н. С. Хрущеву. – Прим. ред. 295 В записке, адресованной А. С. Щербакову, вместо последнего абзаца написано следующее: «При этом прилагаю копию письма, направленного данной делегацией товарищу И. В. Сталину». См. док. 165. 299 Постановление СНК 2137–546с от 22 августа 1945 г. предлагало Совнаркомам республик, обл(край)исполкомам не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон в городах и селах, используя имеющиеся колокола и не препятствовать приобретению их. См. док. 216. 302 С сентября 1944 г. местоблюститель Патриаршего престола митрополит Алексий был занят подготовкой Поместного Собора. Данный документ был написан Г. Г. Карповым накануне встречи у И.В. Сталина 19 января. Все предложения были приняты. 303 По распоряжению И. Сталина гости Собора получили 42 предмета из фондов музеев Москвы и 28 – из Загорского музея. (См.: Васильева О. Ю. Указ. Соч. С. 159.) 307 Перечень направлен зам.зав. отделом агитации и пропаганды МГК ВКП(б) Н. П. Силантьевым секретарю МГК ВКП(б) Г. М. Попову с сопроводительной запиской, на которой есть помета, что Попов ознакомился с перечнем. 308 На сопроводительной записке число отсутствует. Дата опубликования в прессе решений Поместного Собора 5 февраля 1945 г. 318 Из Сирии Патриарх вернулся в Москву, а сопровождавшие его митрополит Николай (Ярушевич) и протоиерей Николай Колчицкий отправились в Лондон. Там состоялись встречи с королем Георгом, архиепископом Кентерберийским Фишером, Йоркским Гарбеттом, с русской эмигрантской общиной. Произошла встреча с Генеральным секретарем «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки» доктором В.А. Виссерт Хуфтом. (См.: О.Ю. Васильева. Указ. соч. С. 163–164.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ходатайства верующих об открытии церквей. За 1944 г. в местные советские органы и в Совет поступило 3770 заявления об открытии церквей и в течение первого полугодия 1945 г. около 2000 заявлений, не считая повторных. Количество подписей верующих бывает от 20 до 2 тысяч с лишним. Наиболее настойчивые ходатайства об открытии церквей исходят от групп верующих тех мест, где сохранившиеся церковные здания ничем не заняты и имеют оборудование и утварь. Преобладающее большинство заявлений поступает из центральной части РСФСР. Так, например: Ивановская область – 600 заявлений Московская – « – – 400 – » – Горьковская – « – – 350 – » – Рязанская – « – – 300 – » – Калининская – « – – 250 – » – Ярославская – « – – 150 – » – В остальных областях количество заявлений колеблется от 10 до 100 по областям Поволжья и Урала и от 10 до 30 по областям Сибири. Известную роль в организации верующих для подачи заявлений играет заштатное безместное духовенство, а также бывшие церковные старосты и казначеи, которые в открытии церквей усматривают источник личного дохода. Ставя вопрос об открытии церквей, верующие настойчиво Добиваются удовлетворения их ходатайств, неоднократно пишут повторные заявления правительству, в Совет, в Синод, в местные органы, посылают уполномоченных в областные, республиканские центры и в Москву. В Совет ежедневно прибывают представители верующих не только из Московской области, но и из ряда других, более отдаленных областей. В личных беседах с членами Совета они ссылаются на Конституцию, на дальность расстояния да действующих церквей, на факты открытия церквей в других районах, на наличие большого количества верующих в данном пункте и на потребность молитвы за погибших в войне родных и близких. После опубликования в печати постановлений и обращений Поместного Собора верующие подкрепляли свои ходатайства ссылками на эти документы. 359 Из всех, поступивших до 1 июля с.г. 5770 ходатайств об открытии церквей (не считая повторных), рассмотрено и удовлетворено Советом по представлениям обл(край)исполкомов 414 ходатайств, отклонено на местах 3850 и находятся на рассмотрении 1506 заявлений. Чаще всего обл(край)исполкомы отклонения мотивируют занятостью церковных зданий под склады, наличием в 10–15 километрах действующих церквей или же ветхостью церковных зданий и необходимостью их капитального ремонта, непосильного для верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14. По окончании учебного года, в течение июня м[еся]ца, производятся годичные испытания студентов института, по особо выработанному расписанию, посредством комиссий, назначенных Советом и состоящих из ректора или проректора, из преподавателя предмета и ассистента; для участия в комиссиях приглашаются члены Совета из представителей приходских общин. 15. Оценка познаний студентов и слушателей на испытаниях отмечается комиссией в особом списке, за подписью всех членов комиссии, словами: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». 16. Студенты первых двух курсов института, удовлетворительно сдавших экзамены по всем прочитанным предметам и представившие по два письменных сочинения по назначению Совета на указанные преподавателями темы, переводятся Советом на следующий курс. Не подавшие письменных работ к началу испытаний (к 1 июня) не допускаются до переводных экзаменов. Студенты III-ro курса, удовлетворительно сдавшие экзамены и представившие удовлетворительно написанные курсовые сочинения на данную преподавателем, с утверждения Совета, тему по избранному ими предмету, удостаиваются Советом окончания курса. Не подавшие курсового сочинения к 1-му июня студенты III курса допускаются до устных испытаний, но суждение о признании их Советом, окончившими курс института, производится лишь по представлении ими удовлетворительно написанного курсового сочинения. Студенты, получившие отметку «неудовлетворительно» по двум предметам, могут подвергаться переэкзаменовке по окончании летних каникул, до начала учебного года. 17. Окончившие курс обучения в Православном Богословском институте, могут быть удостоваемы Советом, с утверждения Святейшего Патриарха, ученой степени кандидата богословия, если представят удовлетворительно написанное сочинение на избранную ими, с утверждения Совета, тему и сдадут кандидатский экзамен по трем из главных предметов, по назначению Совета. 18. Наиболее способные к ученой работе из окончивших курс и расположенные к деятельному служению Церкви, могут быть оставляемы при Православном Богословском институте для дальнейшего усовершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совещание, как показали уже первые дни работы на местах, сыграло весьма полезную роль в деле помощи уполномоченным Совета и вообще в деле осуществления мероприятий, намеченных Советом к проведению на местах – внедрение «Положения об управлении русской православной церковью» и т. п. Наряду с этим осуществлены были выезды на места: мои, заместителя т. Катунина и инспектора т. Яковенко, что также способствовало укреплению работы уполномоченных Совета. Выезды были в следующие города: мои – Львов, Ровно, Луцк; т. Катунина – Одессу, Черновцы; т. Яковенко – Одессу, Полтаву, Сумы. Результаты этих выездов – в виде докладов и информации – своевременно были направлены в Совет. Одним из существенных начал, вносящих в организацию работы уполномоченных Совета положительные моменты, является: а) телеграмма зам. Председателя Совнаркома Союза ССР товарища В. М. Молотова от 29 марта 1945 г. за 883/ш/6603; б) письмо зам. Председателя Совнаркома Украинской ССР т. Л. Р. Корнийца от 19 апреля 1945 г. – на имя председателей облисполкомов. Именно это заставило областное руководство обратить серьезное внимание на создание условий для работы уполномоченных Совета. Благодаря упомянутым распоряжениям почти все председатели исполнительных комитетов областных советов депутатов трудящихся ответили, что уполномоченные Совета приравнены в смысле материально-бытового обслуживания и создания условий для их работы – к заведующим отделами облисполкомов. Правда, это не исключает того положения, что попытки некоторых отдельных облисполкомов обойти точное выполнение указанных распоряжений встречаются, как рецидивы, еще и сегодня. Так, например, существенным указанием в телеграмме товарища В. М. Молотова есть то, чтобы уполномоченных Совета не отрывать от работы на продолжительные командировки, несвязанные с их прямыми обязанностями. Но на местах это, как правило, нарушается. Например, Сумской облисполком оторвал уполномоченного Совета т. Носуленко от его работы, послав в продолжительную командировку в район посевной компании и т. п. Мною было на имя председателя Сумского облисполкома направлено категорическое возражение о такой командировке т. Носуленко, тем более что у этого товарища, в связи частых продолжительных аналогичных отрывов от его прямых обязанностей до этого случая – работа по регистрации

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время контрольных работ некоторые ученицы приносят с собой талисманы (старинные деньги, пуговицы и т. д.). Во время контрольных работ приходят в одном и том же платье и даже белье. В 188 школе Коминтерновского района имел место факт, когда девочки 6 класса (конечно, не все) в течение письменных испытаний, зажав в кулаке, держали пятикопеечные монеты. В школе 626 Кировского района и школах Калининского района были обнаружены у учащихся молитвы следующего содержания: «О, господи боже, благослови нас от великого горя и зла, даруй нам победу над врагом. Эта молитва должна обойти весь мир. Кто ее перепишет в 9 экземплярах, того господь наградит великой радостью, а кто оставит без внимания, того постигнет великое горе. Аминь». При беседах с ученицами выяснилось, что молитву они передавали под влиянием суеверного страха, боясь, что в противном случае «мама умрет» или еще что-нибудь произойдет. Основная масса школьников отнеслась к молитве насмешливо. В школах имеет место ношение крестиков, особенно у девочек. При санитарном осмотре учащихся в школах 342, 347, 357, 345, 351 Бауманского района, в школах 187, 195, 183, 192 Коминтерновского района обнаружены крестики. В мужской школе 662 Калининского района выявлено 38 мальчиков 7–8 лет с крестиками. Ношение крестиков имеет место в школах Кировского, Сокольнического, Красногвардейского и других районов. Причем дети стараются скрыть факт ношения крестиков от своих подруг и учителей. В школе 347 Бауманского района на уроке физической культуры у ученицы 4 «б» пионерки Татовой был замечен крест. При расспросах выяснилось, что бабушка под разными угрозами заставила ее одеть крестик. И этот факт пионерка скрывала от учителей и своих подруг. В Сокольническом районе и других районах случаи были, когда Детей-учеников 7–8 лет крестили в церкви. Делается это скрытно от школы и школьных товарищей. Девочки 3 класса 187 школы Коминтерновского района были огорчены тем, что их учительницу Алексееву будут кремировать, их желание было – похоронить ее на кладбище. В Советском районе в 131 школе умерла ученица 8 класса, учащиеся этого класса собрались на похороны, но родители пожелали хоронить девочку со всеми религиозными обрядами. Перед школой встал вопрос, как быть? Пошли на компромисс. Родители отпели девочку в церкви, а после этого учащиеся пошли провожать тело покойницы на кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. В мой настоящий, первый, информационный Совету доклад не вошли обобщения по пунктам, указанным в инструкции для уполномоченных. Это потому, во-первых, что для таких обобщений я еще не располагаю достаточным материалом, а во-вторых – считаю излишним повторяться по тем вопросам, о которых известно уже Совету из полученных им информационных докладов непосредственно от уполномоченных областей. 3. Считаю себя обязанным к 1 июля 1944 г. информационный доклад по форме инструкции (как это требуется по квартальной системе) предоставить Совету. Приложение: статистический материал 254 . Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК УССР П. Ходченко ЦГАМЛИ Украины. Ф. 127. Оп. 1. Д. 297. Л. 1–8. Копия. 123. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову с просьбой размножить типографским способом для распространения среди духовенства и мирян послания Патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия по случаю трехлетней годовщины Отечественной войны 16 июня 1944 г. Секретно 74/с Совнарком Союза ССР Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР представляет при этом проект текста «Послания патриаршего местоблюстителя Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия», посвященное трехлетней годовщине Отечественной войны. Совет просит Вашей санкции на размножение этого послания типографским способом в количестве 2 тысяч экземпляров и распространения среди духовенства и верующих. Приложение: по тексту 255 . Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов. Резолюция внизу листа: «Не возр[ажаю]. В. М[олотов].» на экземпляре Щербакова: «За А. Щербаков. 16/VI». Помета вверху листа слева на экземпляре Молотова: " Архив, т. Карпову сообщено. И. Латышев. 17/VI». Помета внизу листа на отпуске «Санкционировано 17/VI т. В. М. Молотовым и т. А. С. Щербаковым». РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 26; Ф. 17. Оп. 125. Д. 261. Л. 34. Подлинник. ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 104. Отпуск. 124. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову об открытии Православного богословского института и богословско-пастырских курсов в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 апреля 1944 г. Секретно. На ваш телефонный запрос о молебне в городе Луга сообщаю, что из неофициальных данных мне известен следующий случай: 16/II – 44 г. при взятии г. Луги войсками Красной Армии генерал Лобанов вызвал в деревню Заозерье ранее помогавшего партизанам священника Образцова М. С. и предложил ему в присутствии населения окрестных деревень, работников штаба и красноармейцев отслужить благодарственный молебен за одержание победы. После молебна генерал Лобанов, якобы, в присутствии всех собравшихся благодарил Образцова за помощь партизанам. В какой степени этот факт соответствует действительности, уточнить пока не удалось. Выезжавшему в г. Луга сотруднику УНКГБ Ленинградской области т. Грачеву этот случай также неизвестен. О результатах расследования сообщу дополнительно. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Ленинградской области А. Кушнарев Резолюция: «Б. Иванову. К переписке. Все показания т. Кушнареву лично будут доложены. 7/IV» 241 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 10. Л. 1. Подлинник. 112. Из доклада подпольного обкома КП (б)У и областного штаба по руководству партизанским движением на Ровенщине «О деятельности священника И. И. Ражановского, призывавшего с церковного амвона к борьбе с фашистскими захватчиками и поддержке партизан» 10 апреля 1944 г. [...] В ноябре 1942 г. в лесу, близ села Озере Высоцкого района, партизаны из отряда «Сергея» поймали убегающего в Высоцк священника села Сварицевичи Ражановского Ивана Ивановича. «Сергей» спросил у священника, почему он бежит к немцам, и что его заставляет быть предателем своего народа. Священник резко ответил, что он не предатель и не будет им. «Сергей» напомнил о. Иоанну о его письме к немцам, в котором он выдавал место стоянки и действия партизан. Под давлением улик Ражановский сознался, что он писал это письмо и точно передал «Сергею» его содержание. На вопрос, почему же он служит немцам, священник сказал, что он и его семья не понимают, кто такие партизаны и боятся их. Ражановский назвал лиц, кого он пугался, и меры «Сергеем» были приняты. Путем ряда бесед со священником «Сергею» вскоре удалось привлечь его к сотрудничеству с партизанами. С амвона церкви о. Иоанн начал призывать народ к борьбе с немецкими захватчиками и просил народ оказывать партизанам всемерную помощь. Крестьяне сел Сварицевичи, Озарск, Бродница, Бутово и др. верили словам своего священника, особенно когда его дочь Нона вступила в партизанский отряд, став прекрасной разведчицей. Священник Ражановский, имея [возраст] свыше 70 лет во время сожжения села немцами, ушел с партизанами. Не вынеся лесной жизни в сырой землянке, он вскоре умер[...]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время группой Мясникова и монашками заняты соответствующие советские органы. 2. По Сталинской области. – Поведение некоторых из духовенства отрицательное: многоженство, пьянство, грубое обращение с верующими, отказ в выполнении треб по просьбе верующих, безграмотность. Например: а) священник Рощановский (второженец) заискивает встречи с другими женщинами, за короткое время переманил несколько приходов и в каждом приходе оставляет следы отрицательного характера; б) священник Коряков систематически появляется на улице в рясе с крестом и в пьяном виде. Был такой случай, когда он, будучи пьяным, лег на улицу, по которой проходила автомашина, с целью остановить машину. Машина подобрала его и отвезла в милицию. Однажды этот священник явился в райисполком в пьяном виде, побитый, со следами крови на лице и т. д. в) в период поминания на кладбище умерших мать погибшего красноармейца обратилась к священнику Коломейцеву, чтобы он служил на могиле панихиду. Коломейцев отказался, мотивируя это тем, что её сын красноармеец, похоронен под красной звездой, а не под крестом. г) Священник Сидоренко, прихода с. Кузь-Михайловки, отказался служить в церкви на вербное воскресенье. Группа верующих обратилась с жалобой в райисполком. Райисполком дал соответствующее разъяснение. Этот факт отрицательно повлиял на отношение верующих к церкви. Примечание: Вообще по Сталинской области обнаруживается много фактов неприглядного поведения служителей культа; пьянство, растранжиривание и кража церковных денег, невнимательное отношение к верующим и их запросам и т. п. 3. По Днепропетровской области. – «Систематическое пьянство, склоки, дебоширство стали излюбленными методами некоторых священников, – сообщает уполномоченный Совета т. Сергиени. После ряда внушений и предупреждений этим священникам, архиепископ Андрей Комаров вынужден был запретить им священнослужение. Таких священников, лишенных сана, во втором квартале было четыре: Драненко Архип, Шевченко Иван, Шокало Михаил, Утя нов Григорий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Техник т. Пушков, беспартийный, с фабрики 8 «Красный воин» (Киевский район) высказал следующее, что «учение о вере в Бога вреда не принесет, а лишь поможет многим избавиться от воровства, пьянства и хулиганства, а молодежь познает из этого учения правила уважения старших». Тов. Головицын, беспартийный, главный бухгалтер учебного комбината «Трансэнергокадры» (Куйбышевский район) в частной беседе среди группы сотрудников комбината со злой иронией подчеркнул, что «религия принесет больше пользы ля народа, чем профсоюзные организации, которые собирают только членские взносы». В «Гипцветмете» (Дзержинский район) инженер Оболенский, беспартийный, в беседе среди группы сотрудников высказал следующее: «У народа сейчас много горя. Чтобы сколько-нибудь сгладить это, и решили предоставить церкви широкие права действий. В церкви многие найдут себе утешение». Рабочий завода 476 т. Журавлев (Коминтерновский район) в частной беседе с другими рабочими выразился так: «Дела какие пошли? Церковники в Совнарком полезли. Разве это не возврат к старому?» Заместитель начальника 2-го цеха завода 528 (Кировский район) т. Никитин, беспартийный, в беседе с парторгом цеха Свиридоновым бросил такую фразу: «Что же теперь будем торговать с папой римским иконами и церковными реликвиями». Агитаторам и беседчикам задается много вопросов о том: будут ли освобождаться помещения, занятые под кинотеатры, ранее принадлежавшие церкви? Откроются ли монастыри? Будут ли созданы церковные семинарии, и кто в них может поступать учиться? Как будет организована антирелигиозная работа? И другие вопросы. Зам. зав.оргинструкторским отделом МГК ВПК(б) Наголкин Зав.сектором информации Поделыциков ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 55. Д. 50. Л. 195–197. Подлинник. 96. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову с предложением об изменении порядка регистрации религиозных обществ и групп верующих 9 ноября 1943 г. Сов[ершенно] секретно В связи с избранием патриарха и образованием при нем Синода увеличилось число ходатайств (в большинстве коллективных) за открытие церквей 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010