Пошли названия станций, напоминавшие о былых делах, о славе русского оружия. Вот Страшный Окоп. Сейчас ничего страшного - маленький белый домик и только. Встреча, быстрая смена лошадей, опять белых. Новый ямщик, такой же лихой, отлично одетый. Кони взяли с места, и коляска с моей особой покатила дальше. Проносимся мимо аулов. Там-сям по горным тропам видны были пробирающиеся куда-нибудь на праздник семейства турок: на " осляти " сидит в белом покрывале турчанка с ребенком, а сзади, погоняя ленивца, ступая особой мягкой горной поступью, идет турок в феске. Вдали виден старый замок, покрытый желтым мхом. Много лет этим руинам. Они как бы срослись со скалой, их приютившей. Чего не видали стены старого Ацхура? - Помнят они владычество персов, потом турок. Помнят пиры и битвы своих ацхурских владык-князей. Помнят и русского солдата, бравшего приступом и Страшный Окоп, и седой Ацхур. Подъезжаем ближе. Старый, старый мост на каменных высоких сводах перекинут через быструю Куру, весь покрытый оранжевым мхом, он совсем, совсем узкий. По нему может пройти ослик с кладью да погонщик в один ряд. Какая красота этот мост, идущий к самому красавцу замку!..Катим дальше... Что это там на горе? - спрашиваю ямщика. Отвечает: - " Ахалцых - крепость " . Великолепное средневековое сооружение. Вот тут, под стенами Ахалцыха, взятого приступом русскими войсками, когда-то пал смертью храбрых Архип Осипов. Он, с зажженным фитилем в руках, подкрался к пороховому погребу и взорвал его, взлетев вместе с ним на воздух. И с тех пор до самого 1917 года в славном Тенгинском гренадерском полку за обычай было на перекличке поминать героя. Ежедневно вызывался и он - Архип Осипов, на что дневальный чуть ли не сто лет подряд отвечал: " Погиб во славу русского оружия " . Русские, взяв Ахалцых, сделали его еще более грозным, неприступным. Шоссе вилось по горам, по ущельям, а то выбегало на простор долины с широким горизонтом и вершинами далеких гор. Вот и последняя станция. Переменили лошадей. Четверик несется дальше. Осталось лишь пять-шесть верст до Абастумана. Впереди сгрудились скалы. Там так неприветливо. Где же сам Абастуман, где поселился и медленно угасает сейчас второй сын императора Александра III? Спрашиваю ямщика: " Где Абастуман? " Он показывает рукой - " Там " . Ничего не видно. Несемся дальше, как бы намереваясь перескочить на лихих конях сквозь цепь гор. Однако я начинаю различать какое-то ущелье. Не это ли ущелье - " ворота Абастумана " ? Въезжаем в ущелье, узкое, как коридор, посередине которого стремится небольшая горная речка - Абастуманка. В ней много форелей.

http://sobory.ru/article/?object=35199

Характерно, что созданная в Наркомюсте в апреле 1918 г. комиссия (затем – VIII отдел) по осуществлению декрета об отделении церкви от государства стала называться “ликвидационной”. Подготовленная этим отделом инструкция от 24(30) августа 1918 г. о порядке применения декрета предусматривала уже целый ряд жестких конфискационных мер, включая изъятие капиталов, ценностей, другого имущества церквей и монастырей. Имущество это передавалось на баланс местных советов 27 . На практике такое изъятие началось значительно раньше. Уже в январе 1918 г. произошел вооруженный захват Александро-Невской и Почаевской лавр. Переезд правительства в Москву дал повод для осуществления мер, направленных против функционирования кремлевских монастырей и соборов, – якобы под предлогом безопасности правительства. Затем эта практика стала распространяться на другие столичные храмы и обители. Экспроприации, сопровождаемые расстрелами духовенства и мирян, быстро вышли за пределы столиц. Вскоре власти пришли к выводу о желательности предпринять все же попытку полной национализации имущества церквей и монастырей уже в 1918 г. на основе декрета от 23.01 1918 г. И хотя в глобальном виде, с реальным изъятием национализированного имущества, это тогда еще не было осуществлено, руководитель VIII отдела НКЮ П. А. Красиков слал на места одно приказание за другим, требуя ускорить передачу всего церковного имущества советам. При этом в апреле 1918 г. поступило разъяснение VIII отдела НКЮ: так как имущество монастырей переходит в ведение советов, сами монастыри должны быть ликвидированы. В 1918–1920 гг. удалось осуществить ликвидацию нескольких сотен монастырей. Действия эти обычно сопровождались конфискацией монастырского имущества, хотя, как правило, проследить дальнейшую судьбу изъятых монастырских ценностей по источникам невозможно. Одновременно партия стремилась ликвидировать как можно больше церквей. Уже в силу одного этого факта невозможно было позднее, во время всеобщей кампании по изъятию церковных и монастырских ценностей якобы в помощь голодающим, выполнить директиву Политбюро о проведении изъятия по дореволюционным описям имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

действовал в Ивановском р-не Брестской области 12. Ранения и контузии (где и когда) нет НАРБ. Ф. 3500. Оп. 5. Д. 650. Л. 115. Типографский бланк заполнен автором от руки. 122. Информационный доклад о работе уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК УССР П. С. Ходченко в Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по состоянию на 1 июня 1944г. Не ранее 1 июня 1944 г. 250 Организационные вопросы К работе уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме УССР я приступил 8 марта 1944 года. До этого момента Совнаркомом УССР уже было сделано распоряжение по областям: Харьковской, Полтавской, Сумской, Ворошиловградской, Сталинской, Запорожской и Черниговской о подборе и назначении областных уполномоченных по делам русской православной церкви, но сведений о фактическом их назначении еще не имелось. Поэтому первым долгом моим было: а) Выяснить положение относительно назначения уполномоченных на местах по указанным областям и б) одновременно – за подписью зам. Председателя СНК УССР т. Корнийца Л. Р. дано было указание о назначении уполномоченных во вновь освобожденных к этому времени областях: Днепропетровской, Кировоградской, Житомирской, Киевской. И далее по мере того, как разрешался вопрос с уполномоченными – на места спускалась директива о производстве учета действующих и недействующих церквей и молитвенных домов, а также служителей культа. Наконец, 18.IV и 24.IV 44 г. были спущены аналогичные директивы о назначении уполномоченных и об учете церквей и служителей культа по областям: Винницкой, Ровенской, и вновь учрежденной Херсонской. В исполнение этого на 1 июня 1944 г. имеются уполномоченные по 12 областям: Сталинской, Сумской, Харьковской, Житомирской, Запорожской, Киевской, Днепропетровской, Винницкой, Ровенской, Ворошиловградской, Кировоградской и Каменец-Подольской. В остальных областях: Черниговской, Полтавской, Одесской, Николаевской, Херсонской и Волынской – уполномоченных еше нет. Это объясняется прежде всего трудностью в подборе на местах соответствующих кандидатур в условиях недавнего освобождения этих областей от немецкой оккупации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В основном мое руководство и в истекшем втором квартале происходило в тех же рамках, что и прошлом. Это: а) контроль за ходом работы Уполномоченных Совета на местах в соответствии с инструкцией Совета и правительственными распоряжениями и указаниями по вопросам русской православной церкви; б) наблюдение за правильностью применения на местах вообще законов Советской власти в отношении религии и верующих; в) дача консультаций, разъяснений, ответов по предъявленным ко мне требованиям; г) выполнение поручений Совета, переписка с уполномоченными Совета, подготовка материалов и заключений по вопросам открытий, закрытий церквей и молитвенных домов и проч.; д) инструктирование и инспектирование уполномоченных Совета и т. д. и т. п.; е) прием посетителей, разных делегаций, в том числе и гостей из-за границы; ж) связь с местными советскими и партийными органами. Так, например, во втором квартале была проделана подготовка к украинскому совещанию уполномоченных Совета, а также и проведено это совещание; подготовка и исполнение встречи в Киеве Патриарха Московского и всея Руси Алексея; совершены, как уже упомянуто, выезды на места (Львов, Ровно, Луцк, Одесса, Полтава, Сумы, Черновицы); проделана немалая работа и в области воссоединения униатов с русской православной церковью. Довольно категорически было реагировано на ущемление материально-бытовых интересов уполномоченных Совета на местах (мои письма председателям облисполкомов: Сумской, Харьковской, Херсонской и ряда других областей); возбуждено перед Секретарем ЦК КП(б)У тов. Кириченко ходатайство о посылке в Измаильскую область инструктора ЦК для расследования по докладу уполномоченного Совета т. Петренко. Результатов да этому вопросу у меня еще нет. Очевидно, дело не закончено. Прием посетителей выражается следующими данными: Епископов 10 чел. Священников Диаконов Псаломщиков 103 чел 168 человек. Вопросы, с которыми обращались посетители, разнообразны по своему содержанию: визиты вежливости, ходатайства о помещениях под церкви и молитвенные дома, о квартирах и равном продовольственном и промтоварном снабжении, содействия в передвижении, жалобы на ущемление интересов церковников и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30. Благочинные наблюдают за деятельностью и поведением приходского духовенства округа, посещая приходы не менее двух раз в год; объявляют подведомым им причтам распоряжения епархиального архиерея; в случае нужды, делают братские указания приходским настоятелям и другим членам причта; заботятся об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; ходатайствуют пред архиереем о награждении заслуживающих поощрения и представляют о своей деятельности и о состоянии вверенных округов отчет епархиальному архиерею в конце каждого полугодия, а об особо важных случаях доносят безотлагательно, а также наблюдают за правильностью хозяйственной стороны приходов. 31. Епархиальные архиереи представляют Патриарху ежегодно отчет по установленной форме по вверенным им епархиям. 32. По епархиям, где есть возможность, с разрешения подлежащих органов власти, учреждаются «Богословско-пастырские курсы» для приготовления кандидатов священства по программам, утверждаемым Патриархом. 33. В целях обеспечения храмов Епархии необходимыми принадлежностями богослужения – церковные свечи, ладан и пр., в Епархии, с разрешения местной гражданской власти, может быть учрежден свечной завод, равно как и изготовление венчиков, крестиков, разрешительных молитв и подобных предметов. 34. Имеющиеся в Епархии монастыри руководятся Уставом, утвержденным Патриархом. IV. Приходы 35. Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом. 36. Настоятель храма является ответственным пред епархиальным архиереем за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужения и за точное выполнение указаний епархиального архиерея в отношении духовного руководства причтом и приходской общиной. Настоятели храма, в частности, обязаны следить за тем, чтобы уклад и распорядок приходской жизни не препятствовал выполнению прихожанами гражданских обязанностей. Например: в сельских местностях, в период полевых работ богослужение должно совершаться только в часы, свободные от сельскохозяйственных работ и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зам. председателя исполкома Фрунзенского городского совета депутатов трудящихся по гособеспечекию т. Дубинин (Киргизская ССР) обратился с письмом к религиозной общине мусульман г. Фрунзе с просьбой оказать денежную помощь отделу Гособеспечения. Причем, в письме т. Дубинин указал, что в настоящее время на счетах районных отделов Гособеспечения нет денег и оказывать единовременную помощь нуждающимся семьям нечем. Заслуживает внимания следующий факт, указывающий на рост и сильное влияние религии на население Марийской Республики. Народ Мари, составляющий половину населения Марийской АССР, выполняет свои особые религиозные обряды-моления в молитвенных рощах (кисатах) при участии своих служителей культа (картов). Моления эти в прошлом были запрещены; в настоящее время они стихийно возникают. На данные моления обычно собирается очень много народа из ряда деревень, примыкающих к молитвенной роще. Бывают и такие массовые моления, на которые съезжаются из разных районов Республики. Моления происходят весной перед началом весенней посевной кампании после весеннего сева, и осенью после посева озимых хлебов. В редких случаях моления проводятся также и зимой. На моления приносятся хлеб, пироги, яйца, мед, мясо, масло, домашнее пиво, брага и другие приношения: шерсть, холсты, полотенца. На молениях проводятся сборы денег, холста, шерсти, овчин и др. предметов. Осенние моления сопровождаются жертвоприношениями, во время которых убивают домашний скот, птицу, а затем в котлах производят варку пищи и раздают ее молящимся. Служители культа – карты это – преимущественно старики которые не имеют никакого специального богословского образования. Никакими письменными текстами молитв, религиозных изречений они не пользуются за неимением их. Через свирель (трубка из коры дерева) такой служитель культа обычно оповещает собравшихся на моление о начале его. Затем он произносит обращение к Юмо (богу), прося последнего дать погоду, нужную для произрастания злаков, дожди, хороший урожай, счастливую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уличается также (пока косвенными данными) архимандрит Морозов Филипп, который, как видно, сыграл провокаторскую роль и ускорил развязку событий. По объяснениям Морозова, он сам не отрицает своей связи с гестаповцами – Медерским, Шпинклером и другими. А архимандрит Никодим Подрезов прямо говорит о том, что Морозов имел отношение к немцам. Морозов в свое время был отлучен Московской патриархией от православной церкви, а м[итрополит] Сергий его в общение к себе не принял. Поэтому Морозов не мог питать к м[итрополиту] Сергию доброжелательных чувств. К тому же, будучи карьеристом по натуре, он (по заявлению большинства духовенства) постоянно стремился всеми средствами восстановить себя в прежнем сане архимандрита, а потом добиться епископского звания и занять руководящее положение в православной церкви Прибалтики. Морозов и сам не отрицает своих стремлений. Морозов умело вошел в доверие к м[итрополиту] Сергию и сумел убедить его, что окружение его состоит из провокаторов (что на самом деле не исключалось), поставил под удар Виноградова, которого м[итрополит] Сергий устранил с поста ректора семинарии по предложению Морозова. После чего Морозов так расположил к себе м[итрополита] Сергия, что он стал доверять полностью ему и делился с ним своими мыслями, что не могло не быть достоянием гестапо. Морозов ставил, видимо, своей целью устранение лиц и всяких препятствий для своего продвижения на руководящий церковный пост. Проявленная Морозовым активность в раскрытии обстоятельств убийства м[итрополита] Сергия объясняется, видимо, его стремлением заранее выгородить себя и с другой стороны добиться основной цели – занять соответствующее положение в православной церкви. Выводы: 1. Митрополит Сергий, как видно из приведенных фактов, был г убит немцами, которые подозревали в нем предателя и агента Москвы. Убийством преследовались две цели: с одной стороны, освободиться от м[итрополита] Сергия как не внушающего доверия, а с другой – использовать факт убийства для очередной провокации и клеветы на Советскую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Безобразие будет, если после войны за попов опять возьмутся так, как за них брались в 1937 году». Нач[альник] УНКГБ по Смоленской области Кондаков ЦАФСБ РФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 313. Л. 324–325. Подлинник. 87. Начальника УНКГБ по Архангельской области Плесцова 8 сентября 1943 г. 18 час. 45мин. г. Архангельск В дополнение к нашему 2/1899 от 7 сентября 1943 г. зафиксированы следующие отклики населения г. Архангельска по поводу состоявшегося приема т. Сталиным руководителей православной церкви. Преподаватель индустриального техникума Чумбарова Е. С, беспартийная, говорила: «Хотя мне не совсем понятно, какую цель преследует правительство, давая поблажки церкви, а я думаю, что это очень важная политика. Ведь религия сейчас приобретает очень большое влияние в народе, и недоучитывать этого нельзя. Ясно, что наше правительство должно это влияние использовать для борьбы с гитлеровской Германией». Учительница средней школы Пошкова А. И., беспартийная, говорила: «Это уступка по отношению к духовенству объясняется, по-моему, войной и необходимостью считаться с общественным мнением наших союзников. Во всяком случае, политика т. Сталина в этом вопросе мудрая и дальновидная». Студентка Архангельского пединститута Дорофеева говорила: «Как видно, наше правительство стало поощрять религию. Прием т. Сталиным митрополитов еще больше сблизит народ с правительством». Экономист треста «Маслопром» Пулькин 3. К., беспартийный, говорил: «Религия у нас имеет большое влияние и верующих еще много. Поэтому открытие синода сыграет только положительную роль. Когда производился сбор теплых вещей для Красной Армии, в церквах очень много собрали. В дальнейшем церкви также окажут помощь фронту через пожертвования». Рабочий Горкомхоза Бревнов И. С, беспартийный, говорил: «Очень хорошо сделают, если откроют церкви. Верующих у нас в стране много и много будет помощи государству через пожертвования церкви». Священник действующей в Архангельске церкви Сергиевской ориентации говорил: « Я был первое время против Сергия и его церкви, а затем убедился, что Сергий сохранил все канонические устои и что эта власть, поставленная от бога. Мы должны молиться за власть, так как она идет нам навстречу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На время отсутствия епископа – здесь заменяет его благочинный, священник Корнейчук. Однако особенным авторитетом среди духовенства он, в виду своей молодости, не пользуется (на это я при свидании с епископом Николаем Чуфаровским указал). Но священник Корнейчук энергичный и исполнительный. Учет церквей и молитвенных домов по Ровенской области закончен. Однако регистрация не вполне закончена. Но в этом нет вины уполномоченного Совета. Это целиком относится к тем религиозным общинам, которые находятся в местах бандеровского влияния. Например, в некоторых селах население или само по той или иной мере принимает участие (в том числе нередко и служители культа) в бандеровшине или настолько терроризировано, что там невозможно провести регистрацию – оформление религиозной общины и служителей культа. Вот разительный факт разгула бандеровщины. Во время моего пребывания в Ровно был среди дня убит бандеровцами председатель Мушинского райисполкома и его спутники, возвращавшиеся из областного совещания – и это в 12–15 километрах от г. Ровно. В области редко проходит день, чтобы не было террористического акта, совершенного лесной бандой. Но в общем работа уполномоченного Совета по Ровенской области поставлена неплохо. И сам уполномоченный Совета, т. Головатов, пользуется авторитетом и среди областного и районного партийного и советского руководства (он секретарь парторганизации облисполкома), и среди духовенства области. В настоящее время духовенством по зарегистрированным религиозным общинам проводится работа по разъяснению верующим «Положения по управлению православной церковью». Однако материала – печатных брошюрок этого «Положения» на местах не хватает. Поэтому духовенство обратилось к т. Головатову за содействием в разрешении напечатания необходимого количества брошюрок в типографии г. Ровно. Это поставило т. Головатого в затруднительное положение, т. к. местная цензура не соглашалась выдать надлежащее разрешение на печатание. Мой приезд разрешил это затруднение положительно. Я пошел в отдел пропаганды и агитации обкома партии и там получил соответствующие указания цензору (Обллиту).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это было известно архимандриту Морозову как возможному немецкому агенту, который в сообщении пишет: «Оказывается, что на м[итрополита] Сергия было сделано несколько письменных доносов немецким властям в Вильно. Содержание их в общих чертах таково: м[итрополит] Сергий является советским агентом, ему даны секретные полномочия со стороны Советов идти перед немцами на всевозможные уступки, лишь бы иметь возможность стоять здесь во главе церковного управления. Он окружил себя большевиками: служитель его, келейник Семен, из Москвы большевистский шпион, шофер его, молодой человек из военнопленных Кулаков – нквдист и держит его под угрозой револьвера в страхе, поэтому митрополит за последнее время много пьет, что совесть его не чиста перед немцами, а разъезжает он по Прибалтике с подозрительными целями». В апреле месяце 1944 г., приехавшие в г. Ригу министр германского правительства Розенберг и рейхскомиссар Лозе пригласили к себе м[итрополита] Сергия и в категорической форме потребовали выступить против патриарха Сергия, как «лжепатриарха и сталинского агента» и провести официальное решение об отречении от Московской патриархии. Митрополит Сергий заявил: «Я этого сделать не могу, патриарх мой духовный отец, что хотите, со мной делайте, а я своей руки на него поднять не могу и никогда не отрекусь от него. Мало того, если я узнаю каким-нибудь путем, что патриарх недоволен моей деятельностью, я сейчас же откажусь от всякой церковной работы здесь и сойду на нет». На замечание, сделанное архимандритом Морозовым митрополиту] Сергию по поводу такого откровенного заявления, он ответил: «Все равно я дальше этого насилия терпеть не могу. Пусть ссылают на тяжелые работы или расстреливают меня – мне все равно». Тогда, со слов м[итрополита] Сергия, сказанных архимандриту Морозову, Розенбергом было предложено выпустить новое обращение против безбожной политики советов. Результатом чего явилось «пасхальное обращение» митрополита Сергия, которое содержало в себе некоторые антисоветские моменты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010