Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 1. Рождество. Детство. Юность. Обручение Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению При первом великом несчастье рода человеческого Богоматерь уже сияет людям отрадным лучом. Когда дух-искуситель соблазнил первого человека и вывел его из повиновения Божеству, Бог произнес искусителю следующее таинственное пророчество: «Вражду положу между тобою и между женой и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Вот это таинственное слово: «Семя жены сотрет главу змия» — явилось единственным утешением в тот страшный час, когда человечество изгнано было из рая, и звучало единственной надеждой и отрадой в те пять тысячелетий, которые человечество томилось в отвержении от Бога, среди земных мук, чтобы после них отходить в унылое царство теней. Люди, остававшиеся верными Единому Богу, жили смутной надеждой на то, что явится некогда чудный Сын таинственной Девы, Избавитель-Мессия, и наполнит пропасть, отделившую человека от Бога, и вернет людям достоинство «детей Божих», вернет утраченное блаженство. Среди песен, слов и похвал, которые умиленная церковь сложила в честь Пресвятой Девы, есть два знаменательных обращения к Ней. Это два восклицания из акафистов Богоматери — общего и акафиста Иверской иконе. «Радуйся, райских дверей отверзение!» «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!» Глубокие, чудные слова... Великолепный, правдивый символ! Пусть двери рая заключены, охраняемы архангелом с огненным мечом... Там, за далью многих десятков веков, маячит лучезарный, спасительный образ. Непорочная Дева Матерь после неимоверного страдания, приняв в человеческую душу Свою крестную муку сладчайшего Своего Иисуса и в этот час выстрадав право на материнство всего усыновленного Ей с креста человечества, — подойдет к этим заключенным дверям; и дрогнет защищающая их рука архангела пред Матерью Бога, и отступит он от заветных заключенных дверей, и тихо подойдет к ним Дева, и тихо распахнет их пред Ею усыновленным и Ею выстраданным человечеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/440248/

  БОГОСЛОВИЕ Коллективный Смердяков в Церковной ограде Протоиерей Владимир Переслегин   На конференции «Таинство Брака – Таинство Единения», состоявшейся 2 января в Санкт-Петербурге, реформаторами поруганы основы нравственного учения Православной Церкви: учение о девстве, монашестве, христианской семье, чадородии. Опубликовавшая материалы обновленческой конференции «Вода живая», сайт Санкт-Петербургской Епархии, оказалась струей керосина, направленной в очаг возгорания. Потушить пожар будет трудно. Церковь в опасности. Участниками конференции методично попраны главные Святыни Православной Христианской веры. Протоиерей Георгий Митрофанов подверг обструкции «расхожий миф» о «господстве прочной православной патриархальной семьи в дореволюционной России». Отец Георгий изложил следующие пошлости: «семейные устои в России были очень слабыми», «в Домострое культ патриархальной многодетной семьи больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую», «в России никогда не преобладало христианское представление о семье и браке» - это после Равноапостольного-то Владимира Крестителя, отпустившего наложниц и в христианском супружестве с греческой царевной Анною родивший и воспитавший первых князей-мучеников Бориса и Глеба! Царь – Мученик Николай – в соответствии с мифологией Митрофанова – «оставил свою большую семью – Россию, ради малой семьи», и поэтому – плохой пример строительства семьи. То, что Царь, наоборот, сознательно пожертвовал благополучием и жизнью малой семьи, не пожелав покинуть большой, Митрофановым во внимание не принято. На вопрос же «о легендарных святых Петре и Февронии» этот реформатор просто кощунствует. «Нам неизвестно доподлинно, существовали ли эти люди вообще»,- «ответил отец Георгий с нотой сомнения». Чьи же мощи находятся в Муроме, во Владимирской Епархии? Это что, раскол Церкви? Безверие и нигилизм по отношению к Священному Преданию продемонстрировали два других участника конференции, тиражируемые «Живой водой». Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) подверг дискриминации Священное Писание.

http://moral.ru/smerdyakov.html

Глава 8. Отец Иоанн о священстве 1 Отец Иоанн Кронштадтский был не только необыкновенным священником, но и с исключительной ясностью сознавал необыкновенное значение священства. В его время слова о высоком его значении были, конечно, новы. Русское общество, как это видно из одной из предыдущих глав, к этому было мало подготовлено. Идеи служения государству, а позже – то нации, то народу, явно преобладали над идеей служения Церкви. Если же к концу 19 века все более пробуждалось внимание к значению священника, то это относилось более к пастырству. От пастыря же ожидали преимущественно выполнения некоторых социальных функций: повышения общего морального уровня и бытовых условий жизни, а нередко укрепления все тех же национальных, государственных или народных устоев. Но отец Иоанн, сознавая всю значительность пастырской деятельности, учил прежде всего о значении священника как такового, то есть как совершителя Таинств, как орудия освящения, преображения и, в конце концов, обжения человеков. Что же касается пастырства, то он знал, что вся сила его почерпается в молитвенном предстоянии священника у престола Божия и, более всего, через совершение Таинства Церкви – Евхаристии 44 . В этом своем учении о священстве, также как в своих словах о нераздельном единстве священника и церковного собрания, отец Иоанн только возвращался к святому Иоанну Златоусту , которого он всегда чтил и читал. Но для его времени все это было и ново и, кроме того, предвосхитило многое из того, что слышится ныне в тех православных, католических, англиканских и отчасти протестантских кругах, в которых происходит несомненное возрождение церковного сознания. 2 Слова отца Иоанна Кронштадтского о священстве всегда торжественны; подобно словам его о Литургии 45 , это скорее гимны, чем простые размышления. К тому же редко говорит он о священстве, не упоминая Литургии, а говоря о Литургии, обычно обращается мыслью к ее совершителю. Но прежде всего в своих словах о священстве он восходит мыслью к Источнику всякого освящения и главному Совершителю всех Таинств – к Самому Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

[ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ПРОВЕСТИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ КАК ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ БЕЗДУХОВНОМ МИРЕ [ к оглавлению ] Как войти в общение с Иисусом Христом       " Без Меня,- говорит Господь,- вы не можете ничего творить " .       Действительно, это так - чтобы достигнуть вечного спасения, необходимо тесно пребывать со Христом. И если это условие человек выполнит, то, несомненно, обретет духовный успех. Он будет совершенствоваться, будет не только цвести духовно, но и приносить плоды духа.       Каким же образом человек входит в теснейшее общение со Христом Спасителем? Уясним этот вопрос.       Христос пришел на землю для того, чтобы искупить человечество от проклятия греха и смерти. А для того, чтобы человек вновь пришел в единение с Господом своим, Христос Своею честною кровию создает Церковь. Это Его тело, главою Которому является Он Сам.       А через Духа Святаго, через третью Ипостась Святой Троицы, Христос оживотворяет Свой организм церковный.       Вот через эту Церковь, через тело Христово человек входит в теснейшее общение со Христом Спасителем. Как это совершается?       Совершается это так. Человек уверовал, что Иисус Христос есть Сын Божий, есть истинный Господь и истинный человек. Уверовав, он принимает таинство святого Крещения, а через это таинство входит в организм церковный, очищается от всякого греха и получает оживотворение от Духа Святаго.       Но для того, чтобы постоянно пребывать в этом организме и оживотворяться, недостаточно только внешнего пребывания. Нет, нужно сораствориться, слиться с организмом церковным, органически соединиться. Соединиться так, как ветвь соединяется с лозою, и постоянно оживотворяться благодатию Святого Духа.       А войдя в единение с организмом церковным, укреплять это единение любовию.       Эта любовь проявляется и в молитве, и в покаянии, и в воздержании, и в сострадании к ближнему.

http://zavet.ru/ioann2.htm

диакон Андрей Юрченко О неправославных мнениях касательно святого таинства Евхаристии в статье профессора Н. Д. Успенского «Анафора» Скачать epub pdf Догматическая записка по евхаристической проблематике Его святейшеству, святейшему Пимену, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше святейшество, великий господин и отец, святейший владыко! Со дерзновением повергаю на Ваш суд сравнительно–бого­словский анализ ошибочных догматических мнений профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского по вопросу о святом таинстве Евхаристии, содержащихся в его статье «Анафора», опубликованной в недавно вышедшем сборнике «Богословские труды» 13 (1975–1976) издания Московского Патриархата. Мнения проф. Н. Д. Успенского касательно догматической стороны вопроса о святом таинстве Евхаристии самым категорическим образом противоречат учению Православной Церкви, представляя собой рационалистический вариант лютеранской доктрины о проницании ( impanatio) евхаристического хлеба вина о сопребывании, сосуществовании ( con-subsmanmiamio, coexistentia) в хлебе вине, – физическая природа которых непременно сохраняется, – существа Тела Крови Христовых. «Согласно православному (же) учению, – как сказано в Резюме по евхаристической теме Богословских собеседований II между представителями Русской Православной Церкви Евангелическо–Лютеранской Церкви Финляндии (Троице–Сергиева Лавра, Загорск, 12–16 декабря 1971 года), – хлеб вино в Евхаристии существенно прелагаются в Тело Кровь Христову», «притом так, – продолжим словами из представленного на этих собеседованиях доклада епископа Астраханского Енотаевского Михаила «Евхаристия как новозаветное жертвоприношение», – что (последние) становятся таковыми субстанциально, а от хлеба вина остаётся только чувственно внешний образ или вид». – Богословские труды. – 11. – С. 164, 165. Касаясь одного из основных догматов православно–христианского вероисповедания, догмата о таинстве Евхаристии, составляющей цент-ральный нерв церковной жизни, предпринимая попытку к ниспровержению древней церковной традиции, сугубо ошибочные мнения проф. Н. Д. Успенского, особенно в тиражированном виде, представляют неизмеримую опасность для православной веры благочестия народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Москва. Домовая церковь Петра и Павла при Главном военном госпитале им. Н.Н. Бурденко. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1801. Адрес: Россия, город Москва, Госпитальная площадь, дом 1-3, строение 2. Координаты: 55.7694, 37.6942 Проезд:м. " Бауманская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1996 год. По многочисленным просьбам больных и их родственников в стенах старейшей госпитальной домовой церкви во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла каждую неделю стали совершаться молебны о здравии больных. Молебны проводились силами священников храма Первоверховных апостолов Петра и Павла на Солдатской улице, расположенного рядом с госпиталем. Настоятель этого храма протоиерей Василий, протоиереи Владимир и Иоанн, иереи Георгий и Михаил приходили к больным для совершения таинств крещения, исповеди, соборования, причащения Сятых Животворящих Таин. Сотрудники госпиталя на общественных началах помогают священникам, проводят подготовительные беседы с больными, передают просьбы пациентов и их родственников о принятии таинств. На молебнах больные получают возможнотсь приобрести иконы, предметы церковной утвари, духовную литературу. Начальник отделения торакальной хирургии подполковник Андрей Георгиевич Васюкевич при поддержке председателя московского общества православных врачей профессора Александра Викторовича Недоступа выступил с предложением о восстановлении на территории госпиталя больничного храма во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в неврологическом корпусе. Командование госпиталя поддержало это предложение, и было подписано прошение на имя митрополита Солнечногорского Сергия, возглавлявшего отдел по церковной благотворительности и социальному служению при Московской Патриархии, о благословлении и помощи в деле восстановления храма. 1997 год. Московский Патриархат назначает в госпиталь настоятелем возрождаемого храма иерея Сергия Волкова, в прошлом - врача-хирурга, любимого и уважаемого коллегами и пациентами, выбравшего путь духовного служения.

http://sobory.ru/article/?object=05806

О церковных Таинствах 688 О таинстве покаяния Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот, братья и сестры, мы беседовали с вами о таинствах крещения и миропомазания. Эти таинства совершаются над человеком только один раз в жизни и не повторяются; но есть и другие таинства, которые повторяются, которые являются постоянными спутниками жизни человеческой. Вот, например, таинство покаяния. Это таинство – действительно постоянный спутник нашей жизни и, можно сказать, что если бы это таинство было от нас отнято хотя бы на один день, то не спаслась бы никакая душа. Дары Крещения, Божественный дар Святого Духа, получаемый в таинстве миропомазания, мы скоро расточаем, отгоняем от себя Божественную благодать. Хотя эта благодать всё-таки остаётся в нашей душе, в глубине её, но она там находится под спудом множества наших грехов. И вот, когда мы совершенно отходим от этих Божественных даров благодати, когда мы впадаем во многие тяжкие грехи, когда душа наша изнемогает, и мы чувствуем себя совершенно бессильными в борьбе с тёмными силами, – тогда-то приходит к нам на помощь таинство покаяния, которое всегда внушает нашей душе надежду и проливает свет на нашу жизнь. К одному старцу пришёл его ученик и сказал ему: «Отче, я пал». «Встань», – отвечал старец. Снова приходит ученик и снова говорит: «Отче, я опять пал». «Встань», – отвечает ему старец. И опять приходит ученик и опять говорит: «Отче, я опять пал». «Встань», – отвечает старец. «До каких же пор мне вставать?» – спрашивает ученик. «До тех пор, пока не отдашь ты души своей Богу, до тех пор будешь ты вставать всякий раз, когда упадёшь», -отвечал старец. Так, каждый раз, когда мы чувствуем, что мы пали, что мы отступили от благодати, – таинство покаяния говорит нам: «встань». Это таинство, как говорит святитель Тихон Задонский , – посох христианина. Каждому оно нужно, и вся Церковь живёт этим таинством. По словам прп. Ефрема Сирина , вся Церковь есть Церковь кающихся, есть Церковь погибающих, которые «спасаются только таинством покаяния».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Общие постановления Общее основание церковных постановлений о таинстве крещения заключается в словах самого Спасителя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Матф. 28, 19 ). В этих словах выражается и необходимость крещения для всех обращающихся ко Христу, и право совершения его, принадлежащее власти апостольской и сохраняющееся в Церкви непрерывным преемством этой власти, и видимый образ крещения, погружение (βαπτιζοντες) и таинственная сила его, заключающаяся в освятительном призывании лиц св. Троицы, и необходимое условие к правильному совершению таинства,–раздельное призывание всех трех Лиц Божеских. Апостолы, исполняя эту заповедь Спасителя, раскрыли ее и предали Церкви в своих положительных правилах (писанных) и в устных преданиях. Церковь вселенская сохранила эти правила и предания, ограждая их подробнейшими постановлениями. Крещение в православной Церкви совершается через троекратное погружение тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа. Как духовное возрождение человека, крещение, по разуму православной Церкви, полагает в душе его печать неизгладимую 1 . Поэтому, принятое однажды, крещение не повторяется, если только оно правильно совершено, т. е. чрез троекратное погружение во имя св. Троицы, и, если слова: во имя Отца, и Сына и Св. Духа произнесены при крещении по точному разумению православной католической Церкви. Оно не повторяется и по совращении в ересь и даже по отпадении от веры, когда падшие снова в православную Церковь возвращаются ( 2 ). За повторение правильного крещения, правила подвергают священнослужителя лишению сана (апост. 47). Видимый образ крещения обозначен самим Иисусом Христом, когда Он говорит о погружении, выражаемом в самом слове крещение, – во имя Отца и Сына и Св. Духа, и с точностью определен апостолами, которые положили следующее правило: «аще кто, епископ, или пресвитер, крестить не по Господню учреждение во имя Отца и Сына и Св. Духа, или совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение: да будет извержен» (апост. 49 и 50). Православно-кафолическая Церковь сохранила такой образ крещения со всею точностью, не допуская в нем ни малейшего изменения, как потому, что он определен самим Иисусом Христом и апостолами, так и потому, что в нем выражается сущность и сила таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Патриарх Кирилл: Таинство человеческого спасения не может быть встроено в социальную сеть 29 апреля, 2015. Новостная служба Насколько мы активны в обсуждении актуальных проблем? 29 апреля. ПРАВМИР. Во вступительном слове на заседании Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил обратиться к теме духовного образования, связав ее с вопросом присутствия Церкви в социальных сетях. «Если говорить об образовании, а также об участии Церкви в средствах массовых коммуникаций, то ведь речь идет, в конце концов, о знаниях и о воспитании, — сказал, в частности, Предстоятель. — Церковь является хранительницей евангельских ценностей, и ее задача заключается в том, чтобы на языке, понятном современному человеку, эти ценности довести до сознания людей или, другими словами, актуализировать Евангелие. Поэтому средства, которые сегодня предоставляются людям, в том числе в информационной сфере, должны быть использованы Церковью, осуществляющей свою спасительную миссию». «В нашей образовательной традиции мы всегда связывали образование, то есть получение знаний, с воспитанием. И это совершенно правильный подход, потому что только так формируется человеческая личность, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Особенно остро эта связь чувствуется сегодня, когда акцент в работе учебных заведений делается исключительно на получении знаний, а всё, что касается формирования личности, остается за скобками. В лучшем случае речь может идти о физическом воспитании, о физической культуре, а всё, что касается духовной культуры, что касается взглядов человека на мир, чаще всего остается за полями современного образовательного процесса». «Поэтому, занимаясь образовательной темой в контексте работы Высшего Церковного Совета, мы должны постоянно помнить о необходимости связывать образование и воспитание, — продолжил Патриарх. — Знающий человек понимает и осознает законы мира. Воспитанный — видит или становится способным увидеть образ Божий. Если в личности объединены эти два начала, то без преувеличения та цель, которую мы ставим, стратегическая цель, — становится достижимой».

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-tainst...

Пишем по этому вопросу, вынужденные статьёй Уфимского епископа Андрея «О терминах преложение и пресуществление». Статья Преосвященного появилась минувшим летом в местных «Уфимских Епархиальных Ведомостях» (см. за 15 июля 1916 г.). Она – одно из печатных «писем» этого архипастыря, поучающего ими подчинённых ему «пастырей Уфимской епархии». В ней устанавливаются автором следующие положения: 1)  " Термин пресуществление», т. е., «хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христовы» в таинстве Евхаристии, есть «совершенно не-церковный»: св. Церковь его «не знает», «и всякий старообрядец с глубоким негодованием отверг бы его», – есть термин, далее, «совсем не-православный», «совершенно непригодный для православия», «чисто-католический», «кощунственный» и, тем не менее, «доселе употребляемый в нашем школьном богословии», «в наших учебниках» и «особенно упорно» поддерживаемый «нашими духовными отцами семинарской обработки». 2) «Совершенно церковный», наоборот, «термин» «преложение по содержанию своему» «не» является «тождественным» с термином «пресуществление», – «внутренняя разница этих терминов громадна, – внутреннее содержание того и другого различно до противоположности». 3) «Католики захотели в таинстве Евхаристии объяснить необъяснимое, решились объять земным человеческим умом нечто, превосходящее ум человеческий, – дерзнули превратить тайну благочестия в предмет любознательности, – начали учить, что хлеб и вино в таинстве Евхаристии по существу своему делаются телом и кровью, что химически пресуществляются и перестают быть хлебом и вином». «Католики, таким образом, великое духовное таинство св. Церкви – питания души небесной пищей превратили в какое-то материальное химическое чудо». «Унизили всю духовную, небесную сущность этого таинства и превратили его, пресуществили в чистую материю». А между тем «в служебнике» православной Церкви «после слов: преложив Духом Твоим Святым» «Тело Христово в Божественной Евхаристии называется святым Хлебом» («раздроби святый Хлеб»). Следовательно, «пресуществления» православная Церковь не признаёт, уча лишь о «преложении». Но, тем не менее, «все православные христиане знают и твёрдо веруют, что» в Евхаристии налицо «истинное Тело и истинная Кровь Христовы». «Св. Церковь не дерзает объяснить слово Господа, не благословляет грешному уму человеческому принижать своим объяснением слова Христовы». «Каково существо этого таинства, – этого не знают св. Ангелы, этого не понять и уму человеческому»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010