(Сюда можно отнести Армянскую и Коптскую " церкви " , (монофизитов), Римо-католическую, различные протестантские " церкви " и отделившиеся от них многочисленные секты: баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы, мормонов и т.д.) Кроме того, существуют также образования, которые, хотя и сохранили православное вероучение, вследствие гордыни и попрания соборного начала Церкви и ее священных канонов также отпали от Тела Христова, превратившись в раскольнические или схизматические группы. (Одна из самых крупных раскольнических лжецерквей существует на Украине. Это так называемая " Украинская православная церковь Киевского патриархата " , возглавляемая лжепатриархом Филаретом Денисенко. Она не имеет общения ни с одной Поместной Православной Церковью во всем мире и пошла по пути всех древних церковных раскольников.) Их характерной особенностью является то, что они не имеют общения ни с одной из православных поместных Церквей, тогда как все поместные Церкви имеют общение друг с другом, что и объединяет их в единую Церковь Христову. Верные получают благодать Божью, а благодаря ей и спасение, через Таинства Церкви. Все Таинства Церкви можно объединить в единое Таинство спасения человека. Главными из церковных Таинств, без которых невозможно спасение, являются Крещение, Миропомазание и Евхаристия. Из этих трех самым главным является Евхаристия, которую также называют Таинством Таинств. Таинство Евхаристии или Благодарения было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, " взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая " . Таким образом, Таинство Евхаристии было установлено как Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, становится одним Телом с Ним и через Него приобщается божественному Бытию. Евхаристия дает силу всем остальным Таинствам.

http://pravoslavie.ru/1637.html

Церкви? Если да, то где ж плоды этого? Разве грешник, искренно, всем сердцем раскаивающийся, дерзнет так неистово приступать к таинству покаяния? Разве может так хладнокровно, так бесчувственно отвечать на вопросы священника: «грешен, грешен», и так нескрываемо выражать свое желание отделаться поскорее? «И вот женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он (Иисус Христос) возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, ставши позади у ног Его, и плача, начала обливать Его слезами, и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его и мазала миром» ( Лк. 7:37–38 ). Вот это раскаяние! Вот тут понятно значение слов: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Где ж у нас что-либо подобное? Иль во всей этой толпе все праведники, которым незачем смиряться перед Господом Богом? А если нет, то чего ж они хотят, чего могут надеяться, неистово приступая к исповеди, бесчувственно исповедуясь, и, точно с пожара, бросаясь после совершения таинства покаяния? Дальше, где плоды этого в жизни? Вот все они не в первый раз исповедались. В чем же выразилось, что исповедь была для них не простым и пустым обрядом, а действительным раскаянием в прошлых грехах и твердой решимостью не возвращаться больше к ним? В чем стали они лучше? Какой грех оставили, какую дурную привычку бросили? Какую ссору и тяжбу прекратили? Все по-прежнему, ни малейшей перемены ни в чем. Точно задача всей их жизни состоит в том, чтобы до конца выполнить слова апокалипсиса: «обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще» ( Откр. 22:11 ). Так было в прошлые годы, так теперь, так ли и навсегда?! Приготовление к святому причащению Вот настал день причащения, ничтоже сумняся причащаются все–все! Все!.. Когда в уставе церковном прямо, положительно, без малейшей возможности ослабить или ограничить, сказано: «недостойнии всячески от таковаго таинства отлучени да будут: явнии грешницы, блудники и блудницы, наложниц имеющии, и самыя тыя наложницы, лихоимцы (взяточники), хульники, срамословцы, и всякое безчинство, зазор и укор творящии, и инии сим подобнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Это и значит родиться свыше, от воды и Духа: мы умираем в воде, но Дух сотворяет в нас жизнь» 198 . Основополагающее сотериологическое исповедание христианства – «Иисус есть Христос» ( 1Ин.5:1 ) – созерцает очами веры человека Иисуса как помазанника Духом Божьим. Святой Дух почивает на Иисусе Христе и является знамением Его Богосыновства: в день Богоявления Дух видимым образом сходит на Иисуса Христа, и глас Отца свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ). Свт. Кирилл Иерусалимский видит здесь образец, в соответствии с которым и выстроено основное чинопоследование таинства вступления в Церковь : между погружением в воду и помазанием миром не должно быть значительного временного интервала, ибо новопросвещенные должны соединиться со Христом во всей полноте и совершенстве, а это значит – принять Святого Духа непосредственно после крещения, по примеру и подражанию Спасителю. «Помазанными вы соделались, – пишет свт. Кирилл, – когда прияли тождеобразие Святаго Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа... Вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святой.» 200 . Креститься во Христа – значит обрести в Нем усыновление Небесному Отцу и стать помазанником Духа, Который «свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ). Сам Спаситель учит о Святом Духе как о посреднике, соединяющем учеников Христовых с Сыном и Отцом: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.15:26;16:14–15 ). Евангельское учение Спасителя о действии Святого Духа легло в основание святоотеческого осмысления таинства Миропомазания, в котором новопросвещенному даруется «печать дара Духа Святаго» 201 . Так, св. Николай Кавасила пишет, что «миро вводит самого Господа Иисуса, в Котором все спасение людей, вся надежда благ и от него нам общение Святого Духа, чрез Него же и приведение к Отцу» 202 . В последней молитве чина оглашения священник обращается к Богу Отцу и просит об оглашенном: «Исполни его Святаго Твоего Духа силы, в соединение Христа Твоего» 203 . Святой Дух являет Сына и соединяет с Ним, а в Нем и через Него – с Отцом. Это еще одна причина, по которой в православной традиции всегда подчеркивалась неразрывная связь таинств Крещения и Миропомазания, совершаемых в литургической практике Православной Церкви как одно неделимое таинство. Миропомазание может быть совершено отдельно от Крещения лишь в случае восполнения последнего – или по причине совершения его мирянином, или при приеме из неправославных церковных сообществ. Сотериологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1) брак есть договор брачущихся сторон, в котором священник исполняет обязанность свидетеля; основное отличие церковного брачного договора от гражданского заключается в том, что церковный брак нерасторжим; 2) как всякий другой договор, церковный брак теряет значимость в случае смерти одной из сторон. Православный подход к браку исходит из несколько иных предпосылок, о которых мы уже писали выше: 1) брак есть таинство, получаемое брачущимися от Церкви через благословение епископа или священника. Как всякое другое таинство, оно относится не только к земной жизни, но к вечной жизни в Царстве Божием; поэтому благодать таинства не прекращается смертью, а, напротив, устанавливает между теми, " кому дано " (Мф.19:11), вечное единство; 2) будучи таинством, брак не есть магический акт, но дар, обращенный к человеческой свободе: чтобы принести плод, благодать таинства должна пасть на добрую и готовую почву - быть воспринятой как священная заданность, требующая творческого человеческого усилия. Благодать таинства может быть человеческой свободой отвергнута: признание Церковью такого отвержения и есть " развод " , и в таких случаях, снисходя к человеческой слабости и давая возможность " начать заново " , Церковь допускает и новый брак разведенных. Хорошо известны слова Самого Христа о разводе: " Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует " (Мф.19:8-9; ср. 5:31,32; Мк.10:2-9; Лк.16:18). Допущение развода " за прелюбодеяние " , упоминающееся в Евангелии от Матфея, а также более общее утверждение апостола Павла о том, что жена может развестись с мужем (1Кор.7:11), ясно показывают, что Новый Завет не рассматривает брак как формально нерасторжимый союз, упраздняющий человеческую свободу и ответственность за сохранение его святости. А свобода предполагает возможность греха и, как последствие греха, - расторжение брака. Но в Новом Завете нет формального и ясного допущения второго брака после развода. Признавая возможность второго брака после вдовства, апостол Павел прямо пишет: " Вступающим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем " (1Кор.7:10-11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5. Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 6. Свт. Игнатий. К ефесянам, 5. 7 . Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Гл. XXVII. 8 . Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 9. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на евангелиста Иоанна. LXXXV п. 3. 10 . Постановления св. апостолов. VIII, 13. 11. Св. Киприан. Письмо LXIII к Цецилии. 12 . Блж. Феодорит. Толкование на первое Послание к коринфянам. X, 16; XI, 22, 27, 30. 13. Свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа I. 14. Постановления Никейского Собора.Ч. XIII.  БЕСЕДА ВТОРАЯ О том, что в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, подаются истинное Тело и Кровь Христовы. Ныне, братия, при помощи Божией, станем беседовать о том, в чем состоит Таинство Евхаристии: что в нем естественное и что сверхъестественное. Как сказали мы в предыдущей беседе, в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. В этом понятии ясно раскрывается сила Таинства: виды хлеба и вина составляют естественное в Евхаристии, а под сими видами предлагаемое Тело и Кровь Христовы — сверхъестественное. То и другое раскроем в настоящей беседе на основании Слова Божия, предложенного нам в Священном Писании. Три евангелиста и апостол Павел, свидетельствующие о Божественном установлении Евхаристии, единогласно говорят, что Господь Иисус для таинства Евхаристии употребил хлеб и вино. Так, евангелист Матфей передает : И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите... И, взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все... Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего (Мф. 26, 26—29). Подобно ему говорят о хлебе и чаше с вином евангелисты Марк и Лука и апостол Павел, как видели мы из приведенных в предыдущей беседе свидетельств об установлении Евхаристии. Святая Церковь вселенская как приняла от Самого Иисуса Христа чрез святых апостолов, так во все времена содержала и доныне содержит это установление. То есть для Таинства тии предлагается хлеб и виноградное вино, к которому, на основании древнего предания церковного, примешивается немного воды 15 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

   Таинство священства есть установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11-12).    Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы.    Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: «их поставили пред апостолами, и сии (апостолы) помолившись возложили на них руки» (Деян.6:6).    О рукоположении пресвитеров говорится: «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).    В посланиях к Тимофею и Титу, которых апостол Павел поставил епископами, говорится: «напоминаю тебе (епископу Тимофею) возгревать Дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2 Тим.1:6). «Для того я оставил тебя (епископа Тита) в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5). Обращаясь к Тимофею, апостол Павел, говорит: «рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим.5:22). «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим.5:19).    Из этих посланий мы видим, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями.    О священнослужителях апостол Павел, в послании к епископу Тимофею, пишет: «но епископ должен быть непорочен... Диаконы также должны быть честны... (1 Тим.3:2, 8). ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ    Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.    Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Апостол Павел пишет: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;  и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:12–16 ). Так что Вам стоит озаботиться сознательным вхождением в Церковь, искренним покаянием и соблюдением заповедей Божьих. Да, в браке с атеистом это может быть осложнено и можно себе только представить каково это, когда самый близкий человек не разделяет с тобой главное — мировоззрение. Но раз уж так случилось, нужно самой стремиться к Богу, помня библейскую заповедь, которая как раз подходит под вашу ситуацию: Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие ( 1Пет.3:1–2 ). Все необходимые цитаты Вам привели. Разводиться не надо, конечно: не умножайте свои грехи. Церковь со снисхождением сейчас относится к такому браку как к неполноценному, но не препятствующему участию в таинствах для верной стороны. Итак, заботьтесь о собственном спасении, молитве, чтении Слова Божия, регулярном участии в таинствах, делах милосердия и вообще о деятельном исполнении заповедей. Может быть, через это Господь приведет к вере и Вашего супруга. Ваш брак законный, старайтесь жить вместе с мужем. Воцерквляйтесь, и молитесь о том, чтоб сердце и ум мужа открылись для веры. Задача трудная, но для Вас спасительная. Не сомневайтесь: брак действителен. Хотя и чреват большими искушениями. Больше молитесь, простите у Бога помощи, чтобы не попасть под негативное влияние мужа-атеиста. С уважением, Сами ли вы храм посещаете? Принимаете ли участие в Церковных Таинствах?

http://azbyka.ru/vopros/zakonen-li-brak-...

В Палестине масличные деревья произрастали в большом количестве и иногда отдельные участки земли получали названия, связанные с разведением маслин. Например, предместья, окружавшие Иерусалим и связанные с жизнью Спасителя, назывались Гефсимания ( Мф.26:36 ; Мк.14:32 ), – что значит пресс или точило для добывания оливкового масла; гора Елеонская ( Лк.21:22,37:39 ) – иначе гора маслин или Масличная ( 4Цар.13:23 ) – сохранила до наших дней около десятка больших и очень древних масличных деревьев, произраставших еще во времена Иисуса Христа. Елей, употребляемый при совершении Таинства елеопомазания есть образ милости Божией к страждущему человеку. Вино, добавляемое к елею при этом Таинстве, напоминает Кровь Христову, пролитую на Кресте. В притче о милосердном самарянине иудейский священник прошел мимо израненного человека, а иноплеменник сжалился над ним и, возлив масло и вино, перевязал его раны. Святая Церковь останавливает всех новозаветных священников над страждущим человеком и заповедует им с молитвой помазать «раны» души и тела исцеляющим освященным елеем с вином. Елей и вино – милосердие и жизнь. Освящается и благословляется милосердие, а жизнь от милосердия свята. Установление таинства Установление Таинства св. елеопомазания восходит ко времени земной жизни Иисуса Христа. Спаситель, проповедуя свое учение, исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23 ). Посылая учеников на проповедь, Христос «дал им власть врачевать всякую болезнь и всякую немочь» ( Мф.10:1 ). По заповеди своего Учителя апостолы проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мф.6:12–13 ). Вот начало и первообразный чин церковного благодатного елеопомазания. Апостол Иаков излагает более подробно содержание и значение елеопомазания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолится над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Таинство Елеосвящения (Соборование) Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) .

http://pravoslavie.ru/108661.html

В этом же смысле Церковь называется также православной, или правоверующей. В истинной Церкви должно быть все существенное, чем владела Церковь при апостолах: так, непрерывное преемство богоучрежденной иерархии должно восходить в ней к апостолам; в учении, священнодействиях и основах церковного устройства она должна быть верна апостольскому Преданию. Такое преемство и такую верность апостольскому Преданию имеет православная Восточная Церковь. Она осталась верной апостольскому Преданию в учении, молитве и управлении. Поэтому даже враги не могут упрекнуть ее в каких-либо новшествах или отступлениях догматических, литургических и канонических, и она с полным правом носит наименование православной, т. е. право или правильно, неизменно сохраняющей учение и те начала, какие были даны ей ее Основателем и апостолами. В апостольских посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня...» ( 2Тим.1:13 ). Неоднократно отмечается в посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ); «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.3:10 ). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: «...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста...» ( Тит.1:10–11 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 218–219, 225–235; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 190–191, 197–201; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православнодогматического богословия. С. 233–239; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 55–70. Вопрос 51. Понятие о таинствах Церкви, число таинств. Происхождение учения о седмеричном числе таинств. Таинство Крещения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, его необходимость (Мф.28:18–20; Мк.16:16; Ин.3:5; Деян.2:38, 8:36,38; Гал.3:26–28; 1Кор.12:13). Крещение младенцев (Мф.19:14; Деян.16:14–15, 30–39; 1Кор.1:16). Неповторяемость Крещения (Рим.6:3–4; Еф.4:5) Ответ. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010