Глава VIII. Таинства. Жизнь в таинствах Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти. Греческое слово mysterion (таинство, тайна) – от глагола myo, означающего «покрывать, скрывать». В это слово Святые Отцы вкладывали широкий смысл: «таинством» называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д. Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах – Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако «таинствами» названы также пострижение в монашество и чин погребения. 162 Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении (Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском пострижении и чине погребения. 163 Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер двух таинств – Крещения и Евхаристии, 164 а Николай Кавасила (XV в.) в своей книге «Жизнь во Христе» дает толкование трех таинств – Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 165 В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, 166 заимствовано из латинской схоластики; оттуда же – различие между «таинствами» и «обрядами». Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. 167 В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. 168 Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава VI. Последование святого крещения и миропомазания §1. Действия седми таинств Крещения. Церковь Христова содержит семь таинств. Симеон Солунский (в гл. 33) говорит: «семь даров Св. Духа, как говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым. Таинства сии суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение». Действия и плоды всех сих таинств кратко изображаются так: святое крещение очищает тело и просвещает душу, миропомазание утверждает в вере, Божественное причащение вселяет в нас Христа, покаяние есть восход на небеса и избавление от грехов, священство дарует духовную власть, брак о Господе освящает союз супружеский, елеосвящение предуготовляет к Царству Небесному. Крещение есть второе создание наше Прежде нежели приступим к описанию таинства крещения, мы должны знать, что с человеком бывает три создания или три рождения. Первое – телесное, или произведение из небытия в бытие. Второе – перемена бытия худшего на лучшее чрез крещение. И третье – воскресение из мертвых. Св. Григорий Назианзин (в 40 слове на святое крещение) говорит: «Священное Писание указует нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели крещения и рождение из мертвых, – или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное; второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения; а третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее все создание во мгновении ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни, в подвигах служения Богу и во всем поведении – раболепствовало ли оно похотям плоти и пресмыкалось ли по земле, или возвышалось вместе с духом и почитало благодать воссоздания. Все сии рождения Христос почтил Своим действием и примером: – одно почтил первым вдуновением жизни; другое освятил Своим воплощением и крещением, которым и Сам крестился, и, наконец, третье ознаменовал воскресением, которое Он Сам предначал. Ибо как Он был перворожден из многих братий, так благоизволил быть перворожденным и из мертвых». Симеон Солунский (в гл. 32), именуя крещение вторым рождением или воссозданием, объясняет оное: «крещение возрождает духом, потому что мы погубили первое, бесстрастное рождение, и теперь – в беззакониях зачаты и во грехах, как поет Давид, родила каждого из нас мать». И еще (в гл. 62): «священнейшее крещение есть и возрождение и воссоздание, очищение, и освящение, сыноположение, дар и святыня, сообщающая человеку тьму благ, как говорят отцы. – Итак, горе тому человеку, который, родившись в свет, или получив первое создание, лишается второго сего рождения или воссоздания, то есть веры во Христа и крещения». Знаменование крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Историческою основою таинства елеосвящения послужил известная заповедь ап. Иакова: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» ( Иак. 5:14–5 ). Оправдывая церковный взгляд на сакра­ментальный характер елеосвящения, приведенное место дает в то же время основание и для его обрядовой стороны: мо­литвы и помазания больного елеем несколькими священни­ками. Апостольское установление и происхождение данных элементов не подлежит никакому сомнению. Но этим и ограничиваются все сведения о первоначальном составе елеосвящения. По смыслу апостольской заповеди, таинство должно состоять из молитвы и помазания больного елеем. Но было ли так на самом деле, за отсутствием данных сказать невозможно. Еще скуднее сведения о составе елеосвящения в восточной церкви позднейшего времени. За целые семь столетий её памятники не содержат даже и тех срав­нительно недостаточных указаний, какие имеются в сочинениях некоторых западных писателей. В таком положении находится дело до VIII–IX в. И только с этого времени начинают появляться памятники, излагающие состав последования и освещающие историю развития его обрядовой стороны. Более или менее обстоятельный обзор некоторых из них дают проф. Катанский 1 в статье: «Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения» 2 ; проф. Дмитриевского в сочинении: «Богослужение в русской церкви в XVI в.», и г. Одинцов в исследовании: «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в.». Но первый не имел под руками всех списков таинства елеосвящения, не имел потому, что тогда они еще не были изданы; два же вторых останавливаются на составе последования за XIV–XVI вв. В силу этого не одни из ученых не исчерпал вопроса во всей его полноте: не дал полного очерка истории обрядовой стороны чина елеосвящения с её заключительным моментом, – образованием совре­менного состава. Но что было невозможно в прежнее время, то становится выполнимым теперь. Недавно изданный проф. Дмитриевским второй том «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока», содержит целый ряд списков последования елеосвящения за время от XII до XVII ст. Представляя богатый мате­рная для исследования, они дают возможность проследить историю образования обрядовой стороны данного таинства если не во всех деталях, подробностях, то по крайней мере в существенных и главных моментах. Выполнению этой задачи и посвящается предлагаемый очерк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Разделы портала «Азбука веры» О возможности приёма в клир Православной Церкви донатистских клириков. Те, которые были крещены донатистами в младенчестве, когда еще не могли познать гибельности их заблуждения, но по достижении возраста, способного к рассуждению, познали истину и возгнушались их порочностью, да будут приняты в Кафолическую Божию Церковь, распространенную по всему миру, по древнему чину – через возложение руки. Не должно под предлогом их заблуждения препятствовать им вступать в чин клира, если они, придя к вере, признали истинную Церковь своей и, уверовав в ней во Христа, приняли таинства Троицы, которые, что совершенно ясно, все истинны, святы и божественны и на которых утверждается все упование души. Хотя поспешная дерзость еретиков более всего и стремится под именем истины бесстыдно преподавать какие-то противоположные таинства, но поскольку таинства просты, как учит святой апостол, говоря: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ), и нельзя повторить то, что должно быть преподано один раз, то пусть они, анафематствуя по имени это заблуждение, через возложение руки будут приняты в единую Церковь, которая, как сказано, есть голубица и единая матерь христиан (см. Песн.6:8 ). В Церкви все таинства, вечные и животворные, принимаются во спасение, но тем, кто остается в ереси, они доставляют великое осуждение и наказание, отчего то, что в истине должно было стать для них светозарным спутником в жизнь вечную, в заблуждении приведет их к большему мраку и осуждению. Именно этого некоторые избежали и, познав высочайшую истину общей матери-Церкви, из любви к истине поверили во все святые таинства и приняли их. Таким людям, когда будет доказана их добрая жизнь, несомненно, будет дозволено и вступление в клир для служения Святым Тайнам, тем более что в таких затруднительных обстоятельствах нет никого, кто не согласился бы с этим. Если же какие-нибудь клирики из последователей донатова учения захотят перейти к нам вместе со своим народом и в своих степенях, из любви к чести подавая народу советы к жизни и удерживая его за собой во спасение, то вопрос об этом, мы считаем, должен быть уяснен при более подробном рассмотрении, когда выскажут свое мнение названные выше братья, – чтобы они на своем благоразумнейшем совещании исследовали предмет нашего к ним обращения и благоволили утвердить нас в том, что должно нам постановить по этому делу. А мы довольствуемся тем, чтобы они, если им угодно, только в отношении крещенных в младенчестве согласились с нашим решением рукополагать таковых.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Можно ли молиться, ставить свечи и прикладываться к мощам в храмах Константинопольского патриархата «КП» публикует список новых правил для православных россиян после прекращения Русской церковью отношений с Фанаром 23.10.2018 1443 Время на чтение 4 минуты Посещение храмов и монастырей без участия в церковных таинствах и богослужениях, осуществляемых клириками этой церкви, допустимо Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН После того, как Константинопольский Патриарх Варфоломей вопреки канонам снял анафему с лидера украинс ких раскольников Филарета и отменил решение 1686 года о передаче Москве Киевской митрополии (все это сделано, чтобы в скором времени предоставить Украинской церкви автокефалию), Русская православная церковь (РПЦ) разорвала с Константинополем евхаристическое общение - то есть совместное богослужение. Если кратко, то это означает, что духовенству и простым верующим нельзя участвовать в богослужениях в храмах Константинопольского патриархата. Поскольку многие православные, особенно за рубежом, заволновались и стали задавать вопросы (в той же Турции наши соотечественники ходят как раз в храмы Константинополя), «Комсомолка» с помощью Правозащитного центра Всемирного русского народного собора по пунктам обьясняет, как что можно, а что нельзя делать простым верующим. 1. Можно ли заходить в храмы и монастыри Константинопольского патриархата? - Посещение храмов и монастырей без участия в церковных таинствах и богослужениях, осуществляемых клириками этой церкви, допустимо для верующих, которые находятся в паломнических поездках. 2. В каких именно таинствах нельзя участвовать? - Во всех таинствах православной церкви (крещение, венчание, миропомазание, покаяние, причащение, соборование, священство). 3. А если, например, исповедь назвать разговором со старцем, так можно? - Разговор и таинство покаяния - вещи разные. Беседовать можно с каждым. А исповедоваться - в храмах Русской православной церкви или любой иной Поместной православной церкви в случае необходимости.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/23/m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий. В. т., получив освящение через установленные Церковью молитвы, к-рые возносятся Богу предстоятелем от лица общины, затем преподаются верным и служат знаком духовного действия, происходящего в таинстве; тем самым В. т. представляют собой символы Божественной реальности в доступной для человеческого восприятия форме (см.: 1 Кор 13. 12; Areop. EH. 1. 2; Maximus Conf. Mystagogia. 24). К числу наиболее важных В. т. относятся хлеб и вино , вода , елей и миро . Эти природные элементы наилучшим образом отражают сущность того, что совершается в таинствах. Хлеб и вино используются в первую очередь в таинстве Евхаристии . Во время Тайной вечери , накануне Своих Крестных страданий, Господь Иисус Христос благословил хлеб и чашу с вином, указав на них как на Свои Тело и Кровь и заповедав всем верующим вкушать и пить их в Его воспоминание. Господь образно говорит о Себе в Евангелии, что Он - «Хлеб, сшедший с небес» (Ин 6. 41, 51). Использование для главного из церковных таинств обычной повседневной пищи (какой и были в Средиземноморье в древности хлеб и вино - Пс 103. 15) указывает на то, что Бог входит в человеческую жизнь в самых основных и на первый взгляд незаметных ее проявлениях. Хлеб, мука для к-рого получается из мн. зерен, символизирует евхаристическое единство Церкви (Didache. 9). Правосл. Церковь использует для таинства Евхаристии только пшеничный и квасной хлеб ( Iren. Adv. haer. 5. 2. 3), но по ряду причин употребление опресноков в Евхаристии было введено в арм. и католич. Церквах, что неоднократно осуждалось правосл. Церковью как отступление от древней традиции; большое внимание в спорах о качестве евхаристического хлеба всегда уделялось и символике, к-рая связана с употреблением квасного или пресного хлеба. Добавление соли в евхаристический хлеб упоминается уже в раннехрист. источниках (PG. 2. Col. 345), но последовательно применяется только в традиции правосл. Церкви. Помимо Евхаристии хлеб используется и в др. церковных священнодействиях, по происхождению связанных с общинными трапезами первых христиан (см. ст. Артос , Благословение хлебов , Панагия , Просфора ).

http://pravenc.ru/text/158330.html

А. С. Уваров Посмертное издание Содержание Предисловие Глава I Глава II I. Таинство Крещения, βαπτισμς или τ βπτισμα II. Таинство Миропомазания, χρσμα, confirmatio III. Таинство Рукоположения, Ordinatio IV. Таинство Причащения, Εχαριστα Литургия и другие церковные службы VI. Учение о Св. Троице, VII. Символ веры, VIII. Молитва Господня Глава III Глава IV I. Изображения, как знаки ремесленные II. Изображения фонетические, или иконная передача фонетического значения слов Глава V III. Изображения символические или символы I. Рыба, ΙΧΘΥΣ ΙΙ. Голубь. πελει ΙΙΙ. Корабль, νας IV. Следы χνια V. Дом VI. Виноградная лоза, μπελος VII. Хлеб ρτος VIII. Пастырь, ποιμν XI. Пахарь, ροτρ X. Лира, λρα Светильник, λυχνα, candelabrum XII. Дерево XVI. Венок, στφανος XIII. Петух XIV. Павлин, τας XV. Лев XVII. Олень, λαφος Указатель     Издаваемая ныне «Христианская Символика» было любимым детищем покойного мужа, и служило ему путеводною звездою в его роботах и исследованиях по различным музеям Европы, при выборе покупаемых рукописей, по собиранию икон для Порецкого музея и пр. Мысль о Символике зародилась у Графа в пятидесятых годах, в музеях Рима и Неаполя, и потому первый, ныне издаваемый том, посвящён всецело классическим и христианским памятникам искусства; но в последствии, когда план предпринимаемого труда стал более обрисовываться и значение символов всё глубже и глубже захватывало воображение автора, начались сравнения, зародилась необходимость применить и к русскому искусству исторический метод и дознаться что именно из древнехристианского искусства могло оставить след среди русского народа, каким образом этот след изменился и переработался под влиянием северной природы, переживании русского народа и тех поэтических воззрений и понятий, которыми так богат народ русский, живущий на границах Европы и Азии, искони имевший общение и с Византией, и греческими колониями, и с арабами, и с кочевниками Азии, и с торговыми центрами Западной Европы. Это дальнейшее развитие вопроса составило тома 2-й и 3-й труда Графа или «Русскую Символику», к изданию которых будет приступлено немедленно после выпуска первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав таинства миропомазания входит двоякое действие: 1) освящение самого мира и 2) у потребления мира в таинстве, или совершение таинства над верующими. Освящение мира, по установлению правосл. Церкви, принадлежит исключительно епископам ( 74 ). Основание сего в том, что св. миро есть орудие и печать благодатных даров Св. Духа: но дары Св. Духа сохраняются в Церкви только по непрерывному преемству от апостолов, через их таинственное рукоположение, а это преемство принадлежит исключительно епископскому сану. Самое возложение рук, чрез которое в апостольские времена сообщалась верующим благодать Св. Духа, было, как видим из деяний апостольских, исключительным преимуществом избраннейших (двенадцати) апостолов, а от них передано только рукоположенным ими самими епископам, так что в самой апостольской Церкви лица, не имеющие епископского сана, как напр. Филипп, не могли возложением рук сообщать Св. Духа верующим ( Деян. 8 ). Пресвитер, хотя по благодати священства, есть также раздаятель духовных даров, но раздаятель не начальственный и не самостоятельный, а служебный, так как и собственную благодать священства он приобретает не независимо, а по рукоположению от епископа; поэтому и другим духовные дары пресвитер может раздавать не непосредственно, а только посредством орудий, освященных на то властью епископской. Так он совершает таинство евхаристии не иначе, как на престоле, освященном от епископа; так и миро, орудие благодатных даров Св. Духа, он освящать сам не может, а употребляет его только по освящении епископском. Таков всегда был порядок в Церкви ( 75 ). Но употреблять св. миро в таинстве, или совершать самое миропомазание, правосл. Церковь никогда не возбраняла пресвитерам. В книгах Апостольских постановлений читаем: «ты, епископ, или ты, пресвитер, сперва помажь елеем, потом крести водою, и наконец запечатлей миром» ( 76 ). В первые века, правда, и самое помазание с возложением рук совершали сами епископы: но это потому, что в те времена и все вообще таинства совершались большею частно самими епископами, а пресвитеры были только их помощниками, так что и самое крещение совершали только с дозволения епископов, или в отсутствие их ( 77 ). Но этим не отрицалось собственное право пресвитеров совершать таинства. Наконец мирянину никогда, ни в каком случае, даже и смертном, не дозволяется помазывать кого-либо св. миром ( 78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Глава 7. Таинство Евхаристии § 1. Духовный смысл Таинства Евхаристии Прежде всего следует сказать о том, что предстоящий нам разговор о Евхаристии – самый ответственный и непростой из наших с вами бесед о Церковных Таинствах. Духовный смысл Литургии – крест для человеческого ума; ведь мистическое содержание происходящего с нами в Евхаристии благодатного преображения никогда не может быть изъяснено до конца даже на языке самого возвышенного богословия. Как свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин , «если … ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от святой Богородицы; и более мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божье истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим». 220 Если человек дерзает утверждать, что уже подлинно постиг совершающуюся в Евхаристии Тайну, то это означает, что он находится в состоянии духовной прелести, бесовского обольщения. Древние Святые Отцы неоднократно предупреждали нас об опасности попытаться вторгнуться в Тайну Евхаристии с помощью самостного и горделивого – но такого несовершенного и ограниченного! – человеческого ума. «Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Таин», – строго предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин . 221 И все же Святые Отцы дерзали писать о Евхаристии, рассуждая о ней в ту меру, в которую, с помощью Божественной благодати, а не по горделивой самости, это доступно для христианского сознания. Так, например, святитель Филарет, давая – пусть и несовершенное (как и всякое человеческое слово о Причащении) – богословское определение духовного содержания этого Таинства, решительно выражает веру Церкви в то, что Евхаристия есть Таинство, в котором христианин подлинно, «под видом хлеба и вина, вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни». 222 По слову же святого Николая Кавасилы , цель этого великого Таинства – «освящение верных, которые получают через Приобщение Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного». 223 Попробуем же и мы последовать в этих размышлениях за Святыми Отцами, осторожно ступая по их следам и стремясь не уклониться ни вправо ни влево с проложенного ими пути евхаристическою богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Господь Иисус Христос прошел путь с неба на землю и от земли к небу и воссоединил земное с небесным. Он ниспослал от Отца Святого Духа, живущего в Церкви. Тем совершилась причастность человека к жизни Святой Троицы. Святой Дух, пребывающий в Церкви, сообщает ей Свои дары, каждому по нужде и мере его. Эта благодатная жизнь совершается в Церкви для каждого члена своими собственными путями, таинственно и неисследимо. Однако Господу угодно было установить и определенный для всех доступный образ приятия благодати Святого Духа в святых таинствах. Таинства суть такие священнодействия, в которых под видимым знаком преподается невидимо определенный дар Святого Духа. Для таинства существенным представляется соединение видимого и невидимого, внешней формы и внутреннего содержания. В них отражается природа самой Церкви, которая есть невидимое в видимом и видимое в невидимом. Божественным установлением таинств вносится и в область благодатной жизни строй, мера и закон, и полагается предел беспорядочному, необузданному и бесформенному экстазу, характерному для сект (английские квакеры, русские хлысты), и дается объективное божественное основание для благодатной жизни, которая в протестантизме отдается на произволение человеческого субъективизма со всей его неверностью. В таинствах, установленным Церковью образом, всегда и неизменно подается дар Святого Духа, хотя он и приемлется различно. Церковь имеет власть низводить Святого Духа в таинствах. Пятидесятница, единожды совершившаяся над ликом апостольским, всегда совершается в Церкви в таинствах, посредством апостольского преемства, чрез иерархию. Поэтому сила тайнодействия непосредственно связана со священством, – где нет священства, там нет и таинств (кроме крещения). Это не означает, что там нет и Святого Духа, ибо Его даяние не ограничивается путем таинств. Дух дышит, где хочет, и благодатное даяние Святого Духа даже и в самой Церкви не ограничено таинствами. Однако это даяние Святого Духа не подчинено никакому человеческому ведению, ибо никто не знает, откуда Он приходит и куда уходит, но в таинствах Церкви подается ведение и определенный образ даяния даров Святого Духа. Церковь имеет истинные действенные таинства, это есть один из признаков истинной Церкви. Эта действенность связана с наличием иерархии апостольского преемства и хранением истинного учения. Общение в таинствах и взаимное признание таинств поэтому и есть одно из оснований церковного единства 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010