Святая Троица Своим покровительством да сохранит вас, молящихся за нас, и всем по любви своей да дастся сугубая благодать. Дано 12 день календа, июля индикта 4» 166 . И, во-вторых, следя за делами Армянской Церкви, Кирион принимал все меры для сохранения и ограждения чистоты вселенского учения в пределах своей епархии и, наконец, готовился на случай нападок монофизитов обезоружить и посрамить их перед лицом всей христианской Церкви. Вступив на престол св. Григория, Авраам немедленно разослал по всем областям своей епархии окружное послание, заключающее в себе исповедание веры Армянской Церкви, принятое на новом соборе, касавшемся также и армян греческой провинции 167 . Целью написания и распространения этого послания было одинаково привлечь всех армян на свою сторону, как тех, которые колебались еще в принятии нового учения в персидской Армении, прежде бывших православных, так и других армян, которые населяли область греческой Армении и принадлежали к Православной Церкви во главе с католикосом Иоанном III. «Данное мною, – пишет Авраам, – католикосом Армении, уверение с единодушного согласия остальных моих сопрестольных: Манасия – епископа Базенского, Христофора Сиунийского, Иоанна Аматуникского, Григория Антзевадзинского, Сиона Гохтнского, Аарона Мехенуникского, Нерсеса Брзнуникского, Иоанна Каельского, Фаддея Арийского и наших князей: господина Сумбата, сатрапа Персии, военного начальника господ, владыки рек и равнин, и Вартанеса, главного ученого, равно как и других князей и начальников православных 168 в присутствии 169 Феодора, епископа Ефаканского, Стефаноса Багратуникского, Моисея Коркоруникского, Христофора Апахуникского, Нерсеса Ванандского и следующих настоятелей монастырей: Авраама, настоятеля монастыря католикосов Эчмиадзина, Самуила – монастыря св. Рипсимии, Вавилы Сурб, – Иоаннеса (св. Иоанна Крестителя), Хозроя Охакана, Авитиана Эшварда, Давида Еривана, Измаила Гарни, Гагика Арамонка, Иоанна Абараника Артавазда, Абаса Ордиаки, Авраама Фарби, Михаила Атцника, Григория Саруджа, Тохмурда Майель, по другим Аридж, Иоанна Ардзафа, Симона Татаника, Замаса Баграника, Хузанеса Аурна, Июгома Птхнуника и других настоятелей монастырей и иеромонахов, уверение в истинном исповедании веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Святая Троица Своим покровительством да сохранит вас, молящихся за нас, и всем по любви своей да дастся сугубая благодать. Дано 12 день календа, июля индикта 4». 162   и, во-вторых, следя за делами Армянской Церкви, Кирион принимал все меры для сохранения и ограждения чистоты вселенского учения в пределах своей епархии и, наконец, готовился на случай нападок монофизитов обезоружить и посрамить их перед лицом всей христианской Церкви.   Вступив на престол св. Григория, Авраам немедленно разослал по всем областям своей епархии окружное послание, заключающее в себе исповедание веры Армянской Церкви, принятое на новом соборе, касавшемся также и армян греческой провинции 163 . Целью написания и распространения этого послания было одинаково привлечь всех армян на свою сторону, как тех, которые колебались еще в принятии нового учения в персидской Армении, прежде бывших православных, так и других армян, которые на   селяли область греческой Армении и принадлежали к Православной Церкви во главе с католикосом Иоанном III.   «Данное мною, — пишет Авраам, — католикосом Армении, уверение с единодушного согласия остальных моих сопрестольных: Манасия — епископа Базенского, Христофора Сиу- нийского, Иоанна Аматуникского, Григория Антзевадзинского, Сиона Гохтнского, Аарона Мехенуникского, Нерсеса Брзнуникского, Иоанна Каельского, Фаддея Аринского и наших князей: господина Сумбата, сатрапа Персии, военного начальника господ, владыки рек и равнин, и Вартанеса, главного ученого, равно как и других князей и начальников православных 164 в присутствии 165   Феодора, епископа Ефаканского, Стефаноса Багратуникского, Моисея Коркоруникского, Христофора Апахуникского, Нерсеса Ванандского и следующих настоятелей монастырей: Авраама, настоятеля монастыря католикосов Эчмиадзина, Са¬муила — монастыря св. Рипсимии, Вавилы Сурб, — Иоаннеса (св. Иоанна Крестителя), Хозроя Охакана, Авитиана Эшварда, Давида Ерива- на, Измаила Гарни, Гагика Арамонка, Иоанна   Абараника Артавазда, Абаса Ордиаки, Авраама Фарби, Михаила Атцника, Григория Саруджа, Тохмурда Майель, по другим Аридж, Иоанна Ардзафа, Симона Татаника, Замаса Баграника, Хузанеса Аурна, Июгома Птхнуника и других настоятелей монастырей и иеромонахов, уверение в истинном исповедании веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

8. А в 47-й кн., тит. 10, говорится, что те люди, которые с помощью яда свели кого-либо с ума, подлежат закону о насилии. В кн. 48, тит. 8, постановлением 2 предписано наказывать как убийцу того, кто делает яд для убийства, или продает его, или держит у себя. А тех мужчин или женщин, которые приготавливают настойки для того, чтобы вызвать в ком-либо любовное влечение, должно ссылать, а их имущество конфисковать (см. также: Фотий. Номоканон. Тит. 9 , гл. 25). 283 Как Вальсамон, так и другие говорят, что Календ, Нон и Ид были богатыми братьями, которые во время войны и голода кормили Рим: Календ – 12 дней, Нон – 10, а Ид – 8, трое вместе – один полный месяц. И ради того, чтобы благодеяние этих людей никогда не было забыто и чтобы всегда воздавался им долг благодарности, римляне назвали первые 12 дней месяца календами, по имени Календа, вторые 10 дней – нонами, по имени Нона, а третьи 8 дней – идами, по имени Ида, и в эти дни устраивали праздник, совершая много непристойных дел. Им подражают и те христиане, которые устраивают 1 января так называемые календы: играют в игры, пляшут перед дверями домов, гуляют, распевают множество пустых песен, рассказывают смешные истории, читают какие-то стихи, будто бы посвященные Василию Великому . Архиереи и духовники должны запрещать это делать, а нарушителей наказывать, чтобы те не предавались подобным языческим занятиям, как говорит настоящее правило. 284 Этимология, которую предлагает прп. Никодим, – всецело народная и имеет позднейший характер. Votae – в переводе с лат. жертвоприношения, обеты. Так назывались новогодние празднества с 23 декабря по 1 января. Brumalia происходят от bruma (зимнее солнцестояние) и праздновались в честь Диониса с 24 ноября до 17 декабря. – Ред. Ворожба (κληδν), от κλ, καλ (звать), в собственном смысле – это угадывание будущих событий по словам и выкрикам, как говорит некий мудрец, а прежде всего Феодорит (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 2. C. 193) (Theod. Cyr. Quaest. in IV Reg. 53//PG 80, 793A).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Московское правительство до уступки завоеванных областей ревностно и самостоятельно занялось устройством тамошних церковных дел. Оно всячески старалось извести униатов. Царь в 1657 году посылал грамоту виленским воеводам, чтобы они не позволяли униатам совершать там богослужение и отовсюду выгоняли их 1029 . Униатские епископы холмский Яков Зуша и полоцкий Гавриил Календа встревожились и просили короля Яна Казимира заступиться за них, ссылаясь на то, что московское правительство не беспокоит католиков, а только их 1030 . Беспокойство было напрасно. Церковно-государственное влияние Москвы в польских областях скоро стало слабеть. После Андрусовского перемирия (1667 г.) униаты так усилились в Полоцке, что стали теснить православных 1031 . Власть Москвы в северо-восточной части Киевской митрополии ограничилась лишь Смоленской областью; там успели восстановить (1657 г.) епархию. Православная полоцкая кафедра после 1661 года прикрыта, а заменившая ее могилевская или белорусская, куда 3-го августа 1661 года поставлен Иосиф Нелюбович Тукальский, поступила в ведение киевского митрополита, все еще остававшегося под послушанием константинопольского патриарха. Влияние московского патриарха в Малороссии, где шли движения шаткого малороссийского народа, было несравненно слабее, чем в Белоруссии. Каллист полоцкий, хотя не долго, но всецело подчинялся Никону. М. Сильвестр и его сторонники только высказывали покорность царю. Они стреляли из монастырских пушек, служили молебны и звонили в колокола, торжествуя победы русских в Белоруссии. Но от всего этого еще далеко было до подчинения московскому патриарху. Победоносное шествие московского войска заставило киевскую иерархию сделать полурешительный шаг. Но как только счастье стало изменять Москве, стали изменять и те, кто бил челом, напр., хваленый гетманом Феодосий Васильевич, архимандрит слуцкий, игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Он являлся в литовский стан и убеждал могилевцев сдаться польскому войску, писал горячие письма, именуя себя наместником митрополии Корупной, т. е. той части митрополии, которая все еще оставалась под властью Польши 1032 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

внутренне он уже верил радостной вести. Но радость в восторг от этой вести так велики, что невольно выражаются во вне в форме сомнения или желания самолично видеть Господа и тем окончательно удостовериться в действительности радостного события» (см. «Вопрос крестителя». Правосл. обозр. 1883 г. т. 3, стр. 428 в 429). Но это утверждение противоречит прямому смыслу евангельского текста. Если сомнение Фомы исходило из радости, то последняя была, очевидно, чрезвычайно велика и беспримерна сравнительно с радостью других апостолов. Если такова была радость Фомы, то, очевидно, его наполняла в этот момент живая и пламенная вера в действительность воскресения Господа. Но что же тогда значат слова Спасителя: «не будь неверующим, но верующим»? (27 ст.). Как нужно смотреть на слова Господа, в которых Он ясно ставит веру Фомы, выразившуюся после того в словах: «Господь мой! и Бог мой!» (28 ст.) в причинную связь с фактом освидетельствования последним Его ран (29 ст.) и как таковую, обесценивает: «блаженны не видевшие и уверовавшие»? Из того, что Фома скептически отнесся к сообщению апостолов, нельзя заключать, будто бы он питал подозрение о сознательном обмане его остальными апостолами (ср. Злат., беседа на ев. Uoahha II , стр. 703). На основании слов Фомы: «если не увижу ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны…», следует думать, что Фома считал апостолов непроизвольно и незаметно для себя обманувшимися, вследствие недостаточного исследования дела 186 У Софокла, например, в трагедии «Эдип» (455) говорится: κα τατ ν σω, λορζου и в другом месте (1150): δ εσω κλλιστ ν επα σ ρυν τδ ς χει. В русском переводе Евангелия слово σω так же переведено – «в дом» 187 Некоторые задаются вопросом, почему Иисус Христос не явился Фоме ранее. Блаженный Феофилакт находит причину этого в том, «чтобы он (Фома), внимая наставлению учеников и слыша одно и тоже, воспламенился большим желанием и сделался тверже верующим на будущее время». С этим согласен и Евфимий Зигабен . Герард, напротив, думает, что через продолжительное неверие Фомы Господь хотел испытать и других апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

1866 4 апреля. Стихира Александру II-мy («по поводу избавления от напрасныя смерти») (Д., 137–141). 15 апреля–28 июля. Докладная записка М. Императору Александру II-мy (Д., 143–154). 19 июля. Стихира Александру II-мy переписана в Санкт-Петербурге набело («в день рожденья великого старца Серафима») (Д., 141). 25 июля. М. оставляет в Военном Министерстве письмо на имя министра об исходатайствовании Высочайшего разрешения начать деятельность Спасо-Преображенского банка (Д., 142). 26 июля. Секретная записка М. графу В.Ф. Адлербергу (Д., 142–143). 3 августа. Секретная записка графа В.Ф. Адлерберга главному начальнику III-ro отделения Собственной Его И.В. канцелярии. Препровождает по поручению Государя стихиру от 4 апреля и записку М. от 28 июля (Д., 161–162). 1860-е Без определённой даты. Присутствие М. на обеде в честь открытия новых земских учреждений. «Бунт» М. (Д., 74). Без определённой даты. Записка генерал-адъютанту барону Врангелю о пожаре в Симбирске. Осталась без ответа (Д., 144–145). Без определённой даты. Записка сенатору Жданову о причине пожара в Симбирске на 4-х страницах. Осталась без ответа (Д., 144–145). 1870-е Без определённой даты. Паломничества М. (Д., 10, 74–75). 1878 Март–апрель. Сон М-ва. Видение Божией Матери с просьбой заказать копию иконы Божией Матери у игумена Зосимы в Задонском Богородицком монастыре. Разговор об этом с женой. Письмо к игумену Зосиме с просьбой. Получение отказа. (Д., 75–76). Апрель–май. Получение второго письма от игумена Зосимы: согласие написать копию иконы в связи с явлением Зосиме Божией Матери (Д., 76). Июль. Получение иконы Божией Матери от игумена Зосимы. 1879 Без определённой даты. М. как коннозаводчик подносит в дар Николаю шестёрку лошадей. Отдарен бриллиантовым перстнем из кабинета Государя (С., 188). 5 января. Начало болезни М. (Д., 77). 14 января. Кончина М. (Д., 77). Январь. Погребение М. возле храма Казанской Божией Матери в Дивееве (Д., 77). Зима–весна. Письма игумена Задонского монастыря Зосимы и монахини Ефросинии из Киева к жене М. с извещением о явлении им М. в день его кончины 14 января с духовной просьбой (Д., 86). Приложение 2. Документы государственного архива Ульяновской области, касающиеся наследства, оставленного Н.А. Мотовиловым своим детям

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Посмотрим теперь на опись, которой пользовался проф. Титов. Нужно заметить и подчеркнуть, что эта опись, составленная в Свенском Ново-Печерском монастыре, выдается из ряда других наибольшей исправностью (в других описях встречаются такие указания на годы выхода в свет книг, в какие даже книгопечатания-то не было, не только в России, но и вообще где бы то ни было. Прошу замечание это запомнить: пригодится при дальнейших речах). Особенность этой описи, по сравнению с другими, состоит в том, что в ней обозначаются двойные даты: от сотворения мира и от Рождества Христова, и притом, как и в самых книгах, числовыми славянскими буквами, – что, в совокупности взятое, с одной стороны, придает большую значимость указаниям сей описи, а с другой – дает возможность легко заметить вкравшиеся в опись ошибки (при несоответствии дат между собою). Теперь посмотрим, какие даты имеет Анфологион действительно Львовским братством изданный, т.е. Анфологион 1694 года, и затем укажем какие даты сообщает нам опись об Анфологионе, по мнению проф. Титова, яко бы вышедшем в 1691 году. В печати для большей ясности приведем рассматриваемые даты в нижеследующем порядке. Дата от сотворения мира, действительно вышедшего в свет Анфологиона: зсв (7202). Дата от сотворения мира (в описи) Анфологиона, относимого проф. Титовым к 1691 году: зсв (7202). Дата от Рождества Христова действительно вышедшего в свет Анфологиона: ахчд (1694). Дата от Рождества Христова (в описи) Анфологиона, относимого проф. Титовым к 1691 году: ахча (1691). Так как даты от сотворения мира и Рождества Христова в описи между собою не сходятся, то совершенно ясно, что в нее вкралась ошибка, «а в какое именно летосчисление – писал я – вкралась ошибка, об этом, при существовании Анфологиона, вышедшего в свет в 1694 году, догадаться не трудно». Но проф. Титов, очевидно, под влиянием столь естественного волнения, охватывающего ученых при тех или иных открытиях, не заметил означенной несообразности в датах, отсюда и произошло то, что он, восполняя каталог львовских братских изданий, внес в него Анфологион, якобы вышедший в свет в 1691 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

На Востоке шел обратный процесс: постепенно все в большем числе областей происходило перенесение даты Рождества Христова с 6 января на 25 декабря. Таким образом, в конце концов, и на Востоке, и на Западе пришли почти что к максимальной унификации в области вероучения и богослужения. Несмотря на разнообразие традиций и неспешность распространения литургической практики в силу приверженности местным обычаям, к середине V в. в Византии было достигнуто полное единство. Даже в Армянской церкви, впоследствии ставшей оплотом «единого» праздника, в течение некоторого времени после Халкидонского собора совершался отдельный праздник Рождества . 2. КАЛЕНДАРНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ДАТЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с «внутренними» причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти что совпадавшего, как будет показано ниже, с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. И то, и другое соответствие были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами. 1. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. При данном подходе знание дня смерти позволяло также вычислить день рождения - в таком случае обе даты практически совпадали. Согласно «спекулятивно-календарной гипотезе» древние христиане сходным с иудеями образом хронологически сопоставляли пришествие в мир и воскресение Христа Спасителя, наступившее вскоре после Его добровольной смерти. Праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который по свидетельству Священного Писания и вере Церкви спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев - обычного срока для чревоношения - к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова.

http://bogoslov.ru/article/373000

206 Получил назначение после пребывания «на покое» (пребывал в ссылке) в г. Шахрисябзе (Восточн. Бухара) и Самарканде. Вступил в управление епархией 04(17)01.1937. Архиепископ (с какой даты – неизвестно). Вторая дата – дата последнего ареста. Расстрелян 28.09(10.11).1937. 217 Председатель Православной межъепархиальной комиссии на территории Казахстана с 1995 г. (в ее состав вошли епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Елевферий (Корарез). 220 Обе даты – по: Астраханская летопись… С. 5–6. В 1605 г. был посажен в заточение приверженцами Лжедимитрия (Там же). 221 По ААО Т. 1. С. 104–105 все даты, относящиеся к первым Астраханским владыкам, выглядят совершенно иначе, будучи хронологически сдвинутыми в сторону приближения их к нам; у всех отсутствуют даты (дни и месяцы) хиротоний. 1628 – 23.07.1637 Онуфрий 1637 – 28.01.1643 Макарий 1643 – 20.12.1650 Рафаил 1650 – Пахомий 1663 – Св. Иосиф 223 17.05.1667 возведен в сан митрополита (Астраханская летопись... С. 9). 08.06.1667 датируется грамота патриархов Александрийского, Антиохийского и Московского на митрополию (Акты исторические... Т. 4. С. 367). Был убит 11.05.1671 разинцами. Память 11 мая. 226 По ПБЭ, первая дата иная: 09.01.1716. И. М. Покровский объясняет беззаконное удаление Иоакима из Астрахани следующим образом: «... Некоторые причины, по каким Иоаким переведен в викарии, заключались в том, что он ратовал против католичества и протестантства, которые, под покровительством астраханского губернатора Артемия Волынского, начали строить в Астрахани кирки и костелы. К этому присоединилась и личная вражда между Иоакимом и не миролюбивым губернатором Волынским, известным своим столкновениями и с Казанскими владыками. Во время своего пребывания в Астрахани, готовясь к Персидскому походу (1722 г.), Петр встал на сторону губернатора Волынского...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 139, прим. 1). 235 Архиепископ с даты назначения. На епархии не был, т. к. назначение отменено; оставлен на Тамбовской кафедре. 246 Архиепископ с 23.03.1858. Вторая дата – определение на покой. Скончался 07.12.1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр см. Пересвет . Александр , пр. тверской (не Свирский ли?) чудотворец. Филим. 20 авг. Анастасия княгиня. См. Михаил Феодорович. Анастасия . См. Гавриил. Андрей Константинович суздальский, † 6872 и супруга его Василисса (ниже). Зело пишут его духовна и добродетельна. 201. Андрей Рублев, инок андрониковский в Москве иконописец † 6938 по 209. Андрей Иоаннович Углицкий, заточен в темнице и погребен в Москве в лето 1436 у Бориса и Глеба ноября 3. 201, ноября 5 51. Анна благоверная княгиня инокиня кашинская чудотворица. 209 (КСоф. † 6801, Филим. 22 июля, по историческ. Словарю о св. † 1338 года окт. 2 и в сей день яко бы чтится память ее местно). Антоний , еп. вологодский чудотворец. КСоф. (Погод. преставися в лето 7096 марта 3, Филим. авг. 18). Антоний 1 хиротонисан 1586 окт. 11 из игуменов троицкого Болдина монастыря, скончался 1588 окт. 26, погребеп в вологод. СОФ. кафедр. соборе. Истор. Иерарх. Антоний на Куште вологодский чудотворец. Филим. 6 мар. Антоний игумен соловецкой обит. 17 авг. в лето 7000. 201. 209. КСоф. Погод. Антоний кожеозерский. 209 (КСоф. 7 июня с Серапионом. См. Филарета 27 июня). Антоний еп. ростовский, чудотворец 51 июля 28, 201, 516 и 1621 30 июля († 1335, правив 7 лет. Нестор. Летоп. Опис. Ярослав. Епархии). Антоний пронзенный стрелою в Москве при нашествии царевича Мазовши во время предсказания победы в крестном ходу. 201 (Это было 1451 года 2 июля. Карамз V, 200). Анурий (Ианнуарий), ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф. Аркадий , пр. затворник вязпиковский чудотворец 209. (Погод. † в лето 7100). Мощи его под спудом и на том месте, где он жил и похоронен, воздвигнута церковь , а с 1832 года женский монастырь. Арсений архиеп. Суждаля, † 7133, апр. 29. 209. (Погод. родом грек, бывший еп. галасунский. Филим. 7 мая). Арсений 1, грек, галасунский архиепископ, прибыл в Москву 1588 года с патр. констант. Иеремиею II и на время определен в Суздаль; потом был при москов. арханг. соборе для служения, а в 1622 году, по Сузд. летописи, скончался апр. 29. Погребен в сузд. соборе. Истор. Иерарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010