Дважды в истории Русской Православной Церкви предпринимались попытки издать полную «Православную энциклопедию». К сожалению, они были неудачными. Сейчас, когда вышло уже 9 томов, есть надежда, что этот труд совместными усилиями духовных и светских ученых будет завершен. Основная «изюминка», объявленная на пресс-конференции, — это, как выразился руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, «достаточно необычное для книжников новое явление — изданные нами книги приобретают со временем форму кинофильма». Знания, накопленные за долгие годы исследований в Церковно-научном центре, воплощаются в целый ряд документальных фильмов: «Земное и Небесное», «Паломничество в Вечный город», «Елоховский Собор», «Путь к спасению», «Сталин и Церковь». Все, что мы делаем, пояснил он далее, мы делаем вместе, дополняя друг друга: если «Православная энциклопедия» создает научные книги, то Сретенский монастырь славится своими книгами по просветительской и катехизической тематике. Иллюстрацией к вышесказанным словам стал просмотр телефрагмента из нового фильма «Паломничество в Вечный город», который предполагается показать по Центральному телевидению, на канале РТР. Как отметил его режиссер, Владимир Хотиненко, материал для фильма на церковно-историческую тему очень специфичен и сложен, и в этой работе большую помощь оказали консультанты из «Православной энциклопедии». Кстати, делается эта лента также при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации. По отзыву его руководителя, отношения сотрудничества министерства культуры с Русской Православной Церковью всегда были одним из приоритетных направлений для государства. Что касается конкретно «Православной энциклопедии», то он считает, что это один из самых крупных научных проектов, которые реализуются в современной России. И для любого человека — независимо от конфессиональной принадлежности и мировоззрения — этот труд может стать едва ли не настольной книгой для понимания и ощущения истории как Русской Православной Церкви, так и России, и даже, в какой-то мере, истории мира. Оказывается, федеральное агентство скупает 17500 экземпляров каждого нового тома «Православной энциклопедии» и передает их в 17 500 библиотек РФ.

http://pravoslavie.ru/360.html

Политизированный подход автора текста особенно ярко проявляется в оценках событий Российской истории XX века: «Фраза докладчика " В 1941 немецкие войска входят на Украину, в результате чего церковные отношения между Украиной и Россией прерываются " , привлекает к себе не меньшее внимание: в отличие от большевиков, немцы у епископа Макария Украину не " оккупируют " , а всего лишь " входят " в нее», подчеркивается в комментариях ЦНЦ. К числу очевидных проявлений неведения автора относительно подлинной истории Русской Православной Церкви в ХХ веке отнесено и нелепое утверждение епископа Макария о том, что после смерти Патриарха Пимена митрополит Филарет, имевший более всех шансов на избрание, якобы «был отстранен от выборов по причине своего украинского происхождения». «Между тем хорошо известно, что местоблюститель Патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет от выборов отстранен отнюдь не был, а участвовал в них, однако члены Поместного Собора предпочли ему другого кандидата. Совсем странно выглядит попытка объяснить это националистическими мотивами, учитывая то, что из трех кандидатов, за которых голосовал Поместный Собор, двое (сам Филарет и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир) были этническими украинцами», замечают в ЦНЦ. Такая же тенденциозность прослеживается и в приведенной епископом Макарием «статистике» за 2017 год, согласно которой количество православных верующих на Украине, относящих себя к прихожанам т.н. «Киевского патриархата», достигает 44%, а количество верующих, относящих себя к прихожанам Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, — лишь 18%. «Всем, кто действительно интересуется церковной ситуацией на Украине, очевидно, насколько нерелевантны эти цифры», — говорится в комментариях ЦНЦ. «На этом обзор " исторических данных " , на которых основывалось и выступление Патриарха Варфоломея 1 сентября 2018 года, и его дальнейшие шаги, можно завершить. По сути это не экспертный, а пропагандистский документ. Знакомство с ним вызывает глубочайшее сожаление о том, что решения столь важного значения принимаются Константинопольским Патриархатом на основе материалов столь удручающе низкого научного качества», заключают в церковно-научном центре «Православная энциклопедия».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5279755...

Предполагается, что на экран фильм выйдет в апреле 2006 года. – Владимир Иванович, как появилась идея снять фильм “Паломничество в вечный город”? Почему Вы обратились к историческому жанру? – Идея принадлежит не мне. Насколько я знаю, она родилась в церковно-научном центре “Православная энциклопедия”. Пригласили меня. Но я тогда делал “Гибель Империи”, у меня были съемки и совершенно не было времени. А тема-то ответственная, ей нельзя заниматься мимоходом. И я и отказался. Потом мне позвонили еще раз. Даже моя жена подключилась и... убедила. Вообще-то достаточно длительный это был процесс, я робел. Я представлял сложности, с которыми столкнусь. Тем более, сценария не было... Но в конце концов, я решился. После этого отступать уже было некуда. Необходимо было в этот материал погрузиться, изучить. Мои знания, при всем моем интересе к этой теме, все равно поверхностные... – Но интерес все же был? – Интерес у меня был всегда. Конечно, я был в теме, как любой православный человек. Но я и не предполагал, какие вещи мне откроются в процессе работы. Я бы даже сказал “горизонты”. Мой взгляд на происшедшие почти две тысячи лет назад события совершенно изменился. Я думаю, нам правильно удалось выбрать камертон. Мы решили не поражать зрителей знаниями или объемом информации, у нас другая цель – рассказать о живых людях. Я даже отказался от предложений поснимать на Афоне, в Иерусалиме, чтобы не превращать все в клуб кинопутешественников. – Это совместный проект? – Да, этот фильм – совместный проект Ватикана и Православной Церкви. В этом, кстати, тоже была некоторая сложность: нужно было построить съемки так, чтобы отразить общие взгляды на события и не угробить первый шаг к сближению. Сама идея родилась в “Православной энциклопедии”. Но разрешил Ватикан. Без его помощи мы бы не смогли свободно снимать в Риме. Они смотрели и утверждали сценарий, и так далее. Фильм будет в пяти сериях: первая – это апостол Петр, вторая – апостол Павел, третья – мученики-мужчины, четвертая – мученицы-женщины и пятая серия – Константин и Елена.

http://foma.ru/palomnichestvo-v-vechnyij...

«Это инновационное предприятие» Александр Геннадьевич Кравецкий , ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка ИРЯ РАН: – «Православная энциклопедия» – один из наиболее серьезных и значимых постсоветских гуманитарных проектов. Это инновационное, как принято сейчас говорить, предприятие, аналог ему подобрать трудно. Да, в России была Православная богословская энциклопедия в начале XX века, но это было большей частью все же популярное издание. Данное же издание – это исследовательская энциклопедия, значительная часть статей которой представляют собой самостоятельные исследования. По очень многим вопросам она находится на пике современного знания, а не обобщает какие-то уже общеизвестные сведения. Как у нового предприятия, которое делается впервые, у него могут быть какие-то недостатки. Но все, что делается в первый раз, делается с ошибками, такова вообще особенность любого нового дела «Претензии к “Православной энциклопедии” для знающих людей выглядят попросту смехотворными» Юрий Владимирович Пущаев , старший научный сотрудник Отдела философии ИНИОН РАН, кандидат философских наук: – «Православная энциклопедия» – это ведь не только само издание, но и довольно мощный научно-церковный центр, укомплектованный квалифицированными редакторскими кадрами, которые стараются подбирать в качестве авторов лучших специалистов в каждой области знаний. Зарплаты в этом церковно-научном центре отнюдь не поражают воображение, хотя, повторюсь, работают там серьезные ученые и редакторы. А возглавляющий «Православную энциклопедию» Сергей Леонидович Кравец является также ответственным редактором издательства «Большая Российская энциклопедия» и ответственным секретарем «Большой Российской энциклопедии», что тоже говорит само за себя. Уникальность данного издания в том, что оно далеко выходит и за рамки православного мира: в нем представлены основные сведения по всем христианским конфессиям и иным вероисповеданиям, весомые и интересные материалы по философии, литературе, изобразительному и архитектурному искусству, музыке, и т.д. Из своей области знаний в качестве аналогичного по значению предприятия для гуманитарной и культурной среды в России я, пожалуй, рискну назвать лишь легендарную пятитомную «Философскую энциклопедию», выходившую в 1960-е годы. В каком-то смысле она была таким же событием в культурной жизни страны, какой стала «Православная энциклопедия» в годы 2000-е. Аналогия тут в том, что как тогда «Философская энциклопедия» сыграла большую роль в деле возвращения в культуру профессиональной философии, так и сегодня «Православная энциклопедия» играет во многом схожую роль в воссоздании в России после долгого и трагического советского перерыва серьезной культурно-религиозной и при этом научно обоснованной традиции.

http://pravoslavie.ru/106092.html

XVIII век — время появления радикальной библейской критики. Изучение Библии на рубеже XIX века происходило уже внутри двух научных традиций: церковно-богословской и, противопоставившей ей себя светско-философской. Господствующей философией в первые десятилетия нового века был идеализм Гегеля (1770–1831). Религию, как и мифологию, Гегель считал эволюционным процессом, и, хотя он сам не разрабатывал историю религии в соотвествие со своей диалектикой, за него это сделали его последователи младогегльянцы, которые в университете немецкого города Тюбингена (долгое время его лицом был Георг Гегель) создали так называемую Новотюбингенскую школу. Ошибкой тюбингенцев было то, что они игнорировали Библию как литературный памятник, относились к ней преимущественно как к историческому документу. Тюбингенская школа создала направление библейской критики, получившей название «Поиски исторического Иисуса». Одна из первых «научных» реконструкций биографии Иисуса принадлежит Генриху Павлюсу (1829). Однако наиболле шумный успех пришелся на долю «Жизни Иисуса» Давида Фридриха Штрауса (1835). Многочисленные «Жизнеописания Иисуса» продолжали появляться на протяжении всего XIX века. В основу большинства из них была заложена философская концепция Гегеля. Фердинанд Христиан Баур (1792–1860), например, объяснял распространение христианства тем, что оно явилось в соответствии с диалектикой Гегеля как бы синтезом-снятием между тезисом: еврейской Ветхозаветной религией и антитезисом: языческим эллинизмом. Самым популярным жизнеописанием, но наименее серьезным в научном отношении среди всех, была «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана, опубликованная в 1863 году. Но даже среди радикалов немногие зашли так далеко, как Бруно Бауэр в своей «Критике Евангелий» (1850–1851). Бауэр пришел к отрицанию исторического Иисуса 2 Надо сказать, что радикализм в серьезных исследованиях Библии не занимал ведущего положения. В центре общего внимания он оказался благодаря скандальной сенсационности. 3 Наиболее крупными учеными библеистами нерадикалами были: в Германии Хэнгстенберг (1702–1869), в Англии: Уэсткотт (1825–1901), Лайтфут (1828–1889), Дж. Хорт (1828–1892), в России — библеистическая школа митрополита Филарета Дроздова (1783–1867): протоиерей Александр Горский (1812–1875), епископ Михаил Лузин (1830–1887), М.Д. Муретов (1852–1917), В.В. Болотов (1854–1900), Н.Н. Глубоковский (1863–1937) и другие.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Научная биография Александра Александровича сложилась блестяще, однако, работая до последних дней, проводя жизнь в многочисленных путешествиях, в личном плане он оставался одиноким, и умер в доме престарелых. В Америке большая часть его жизни была связана с Мадисоном и Висконсинским университетом. Последние десять лет А. А. Васильев провел в Вашингтоне, в известном византинистическом центре Dumbarton Oaks, где в 1944-1948 гг. он был Senior Scholar, а в 1949-1953 гг. - Scholar Emeritus. В научном наследии А. А. Васильева особое место занимают два сюжета, ставшие наиболее важными во всей его долгой научной жизни. Это - византийско-арабские отношения и переиздаваемый сейчас цикл общих работ по истории Византии, охватывающий весь период существования империи. В отличие от старшего своего современника, Ю. А. Кулаковского, для которого сочинение общего плана по истории Византии стало основным научным трудом, роль " Истории Византийской империи " в научном наследии Александра Александровича иная. Исходный русский текст работы был опубликован в четырех томах между 1917 и 1925 гг. Наиболее обработан первый том исходной русской версии издания - " Лекции по истории Византии. Том 1. Время до Крестовых походов (до 1081 года) " (Пг., 1917). Книга представляет собой краткое изложение событий рассматриваемого периода, без примечаний, с минимальной литературой вопроса в конце глав, с хронологической и генеалогическими таблицами. Выводы в книге почти отсутствуют, также как и многие разделы, дописывавшиеся А. А. Васильевым позднее. В чисто техническом (типографском) отношении книга издана неважно. Обращает на себя внимание весьма низкосортная бумага и местами нечеткая печать. Принципиально иначе во всех отношениях выглядят три небольших тома, являющиеся продолжением издания 1917 года, выпущенные в 1923-1925 гг. издательством " Academia " : • А. А. Васильев. История Византии. Византия и Крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204). Пб., 1923; • А. А. Васильев. История Византии. Латинское владычество на Востоке. Пг., 1923;

http://sedmitza.ru/lib/text/434211/

Особое значение для будущих наших проектов будет иметь создание полноценной электронной версии «Православной энциклопедии». Сергей Леонидович уже доложил о завершении в этом году основной работы по программной разработке. Но это лишь самое начало процесса. Необходимо в следующем году создать в Церковно-научном Центре самостоятельный творческий коллектив, который занимался бы дополнением и уточнением материалов в уже вышедших томах по мере их публикации в электронном виде. Самый простой пример. I алфавитный том вышел в свет в 2001 году. За это время канонизировано много святых и новомучеников с именами «Алексий», «Александр», рукоположены новые епископы с этими именами в Русской и в других Православных Церквах. Произошли важнейшие события в жизни епархий и монастырей. Все это должно присутствовать в электронной версии «Православной энциклопедии» с тем, чтобы максимально актуализировать имеющийся материал. Необходимо также продолжить работу по совершенствованию электронного портала «Православной энциклопедии» «Седмица.Ru». Сегодня это один из наиболее популярных и информационно насыщенных порталов, который занимает свое особое место среди других ресурсов Русской Православной Церкви. Это, прежде всего, глубокая проработка тем, публикация материалов исторического и церковно-канонического характера, позволяющая пользователям, среди которых много сотрудников средств массовой информации, более точно понимать те или иные события в жизни Церкви. Хотел бы также сказать несколько слов о работе теле-кинокомпании «Православная энциклопедия». Мы приняли решение о собственном теле- и кинопроизводстве в 2004 году. За три с половиной года на канале ТВЦ вышло около 200 еженедельных телепрограмм «Православная энциклопедия», были созданы 20 документальных фильмов, среди -серийный фильм «Земное и Небесное», 5-серийный фильм «Паломничество в Вечный город», 2-серийный фильм «Ангел Русской Церкви против отца всех народов», документальные фильмы «Святой Георгий» и «Смутное время», а также трилогия по истории Русской Церкви в 20 веке: «Крест против свастики», «Сталин и Третий Рим», «Холодная оттепель 61-го года» и другие. Многие фильмы «Православной энциклопедии» были отмечены многочисленными призами кино- и телефестивалей, среди которых «ТЭФФИ-2006» и «Золотой Витязь-2006, 2007», «Покров 2006».

http://patriarchia.ru/db/text/315982.htm...

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А миряне будут участвовать в этом " Предсоборном присутствии " ? Епископ Илларион: – Безусловно. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Многие годы власть в России была атеистической. Сегодня положение изменилось. У Церкви и государства много точек соприкосновения и много общих задач. Но при этом многие инициативы, без сомнения направленные на благо общества (это, к примеру, институт военного духовенства, преподавание основ православной культуры), остаются неуслышанными государством. Как Церковь должна добиваться решения этих задач? Епископ Илларион (Алфеев)Епископ Илларион: – Я думаю, что митрополит Кирилл, который известен как сторонник сильной и независимой церковной власти, конечно, будет добиваться и того, чтобы Основы Православной культуры преподавались в школах, и чтобы появился институт военного духовенства и, вообще, чтобы Церковь играла свою собственную, реальную и весомую роль в жизни нашего общества. Она ее, безусловно, уже играет, но те проблемы, которые Вы озвучили, существуют. В диалоге с властью митрополит Кирилл будет поднимать эти вопросы. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Владыка, Вы – многолетний автор " Православной энциклопедии " . На Поместном Соборе о нашей энциклопедии было сказано немало приятных слов. Как Вы оцениваете роль " Православной энциклопедии " в жизни Церкви и в жизни современного общества? Епископ Илларион: – " Православная энциклопедия " – очень значимый проект, прежде всего потому, что он позволяет консолидировать научные силы нашей Церкви и выявить тех людей, которые пока еще не заявили о себе на богословском, научном поле. Конечно, значимость этого проекта обусловлена тем, что создается группа людей, которые работают вместе, вкладывают свои знания и силы и, мне кажется, это очень многообещающий проект. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Это одна из задач новоизбранного Патриарха, потому что он, вступая в управление Церковью, одновременно становится и главой " Православной энциклопедии " и ее главным редактором. Владыка, Вы являетесь представителем Русской Православной Церкви при европейских международных организациях и находитесь в центре церковно-дипломатической работы. Есть ли сегодня основания для развития диалога с инославными христианами? Не зашел ли он в тупик?

http://religare.ru/2_62061.html

«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук, доцентом Павлом Кузенковым Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии Павлом Кузенковым, кандидатом исторических наук, доцентом, преподавателем византологии в Сретенской духовной семинарии. Окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова, работал в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Основные статьи: Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (О трех мировых эрах: александрийской, «протовизантийской» и византийской)//Византийский временник. 2007. Т. 66 (91). С. 93–124; «Хронография» Георгия Синкелла – Феофана Исповедника: хронологический аспект//KANIΣKION: Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 156–168 и др., а также статьи в «Православной энциклопедии» и в «Большой российской энциклопедии» по истории Византии. – Павел Владимирович, как давно вы преподаете в семинарии курс византологии? – Византологию – предмет, посвященный политической истории и духовной культуре византийской цивилизации, в Сретенской семинарии я преподаю первый год. Мне очень этого хотелось. Одновременно архимандрит Тихон (Шевкунов) – наш ректор, предложил мне читать курс истории средних веков, на что я с радостью согласился. С отцом Тихоном мы познакомились весной 2007 года, когда меня пригласили принять участие в паломнической поездке братии Сретенской обители в Константинополь. Тогда я впервые посетил легендарный Царьград, немые, но еще живые святыни которого поразили меня до глубины души. С первых же минут общения с отцом архимандритом, которого я тогда узнал впервые, у меня возникло ощущение, что мы с ним давно и хорошо знакомы: настолько удивителен его дар располагать к себе собеседника открытостью и доброжелательным вниманием. Он сразу же познакомил меня со своим проектом фильма, посвященного величию и трагедии Византии. – Почему предмет «византология» выделен в отдельную семинарскую дисциплину?

http://pravoslavie.ru/35522.html

Скачать epub pdf Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Список составлен в Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия» по кн.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1979–1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962–1994. Куйбышев; СПб., 1973–1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920–1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.– Константинопольский Патриархат; МП – Московская Патриархия; РПЦ – Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ – Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010