Научная биография Александра Александровича сложилась блестяще, однако, работая до последних дней, проводя жизнь в многочисленных путешествиях, в личном плане он оставался одиноким, и умер в доме престарелых. В Америке большая часть его жизни была связана с Мадисоном и Висконсинским университетом. Последние десять лет А. А. Васильев провел в Вашингтоне, в известном византинистическом центре Dumbarton Oaks, где в 1944-1948 гг. он был Senior Scholar, а в 1949-1953 гг. - Scholar Emeritus. В научном наследии А. А. Васильева особое место занимают два сюжета, ставшие наиболее важными во всей его долгой научной жизни. Это - византийско-арабские отношения и переиздаваемый сейчас цикл общих работ по истории Византии, охватывающий весь период существования империи. В отличие от старшего своего современника, Ю. А. Кулаковского, для которого сочинение общего плана по истории Византии стало основным научным трудом, роль " Истории Византийской империи " в научном наследии Александра Александровича иная. Исходный русский текст работы был опубликован в четырех томах между 1917 и 1925 гг. Наиболее обработан первый том исходной русской версии издания - " Лекции по истории Византии. Том 1. Время до Крестовых походов (до 1081 года) " (Пг., 1917). Книга представляет собой краткое изложение событий рассматриваемого периода, без примечаний, с минимальной литературой вопроса в конце глав, с хронологической и генеалогическими таблицами. Выводы в книге почти отсутствуют, также как и многие разделы, дописывавшиеся А. А. Васильевым позднее. В чисто техническом (типографском) отношении книга издана неважно. Обращает на себя внимание весьма низкосортная бумага и местами нечеткая печать. Принципиально иначе во всех отношениях выглядят три небольших тома, являющиеся продолжением издания 1917 года, выпущенные в 1923-1925 гг. издательством " Academia " : • А. А. Васильев. История Византии. Византия и Крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204). Пб., 1923; • А. А. Васильев. История Византии. Латинское владычество на Востоке. Пг., 1923;

http://sedmitza.ru/lib/text/434211/

Календарь Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец дал интервью «Российской газете» о текущей ситуации в отношениях Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата МОСКВА. Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец дал интервью «Российской газете» о текущей ситуации в отношениях Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата и об истории церковного вопроса на Украине. Корреспондент «Российской газеты»: Константинополь взорвал православный мир, приняв на своем Синоде решение отменить совершенную 300 лет назад передачу Украинской православной церкви Московскому патриархату. На чем основано это решение? Сергей Кравец: Это решение основано на крайне недобросовестном и тенденциозном историческом исследовании, поразившим всех российских светских историков, которых мы привлекли к этой теме. Они были уверены, что такие безобразия в историческом анализе - вырвать кусочек информации вне контекста, проигнорировав все остальные свидетельства, и проинтерпретировать их так, как хочется - уже просто не встречаются, не существуют. Мы в церковно-научном центре " Православная энциклопедия " , ознакомившись с документами, в особенности с документом " Вселенский престол и Украинская церковь: говорят тексты " , честно говоря, были просто шокированы. Сейчас мы готовим к публикации более сотни документов, в основном недавно выявленных в архивах и не публиковавшихся ранее. Эта работа ведется под руководством очень известного историка члена-корреспондента РАН Бориса Николаевича Флори, который как раз занимается историей Украины, Речи Посполитой и Восточной Европы. Под его началом работают специалисты по русско-греческим и русско-турецким отношениям, по Речи Посполитой, и это все известные исследователи. Задача перед ними была поставлена сугубо академическая - выявить максимальный корпус документов, относящихся к этому событию и подробно рассказать в исторической статье, как разворачивались события. После столь кропотливого исследования, картина в глазах любого человека, кто ознакомится с документами, будет абсолютно однозначной. Русская православная церковь и Русское правительство никоим образом не планировали и не желали, как это мнится константинопольским исследователям, осуществить экспансию и захватить чужую территорию.

http://sedmitza.ru/text/8441651.html

Особое значение для будущих наших проектов будет иметь создание полноценной электронной версии «Православной энциклопедии». Сергей Леонидович уже доложил о завершении в этом году основной работы по программной разработке. Но это лишь самое начало процесса. Необходимо в следующем году создать в Церковно-научном Центре самостоятельный творческий коллектив, который занимался бы дополнением и уточнением материалов в уже вышедших томах по мере их публикации в электронном виде. Самый простой пример. I алфавитный том вышел в свет в 2001 году. За это время канонизировано много святых и новомучеников с именами «Алексий», «Александр», рукоположены новые епископы с этими именами в Русской и в других Православных Церквах. Произошли важнейшие события в жизни епархий и монастырей. Все это должно присутствовать в электронной версии «Православной энциклопедии» с тем, чтобы максимально актуализировать имеющийся материал. Необходимо также продолжить работу по совершенствованию электронного портала «Православной энциклопедии» «Седмица.Ru». Сегодня это один из наиболее популярных и информационно насыщенных порталов, который занимает свое особое место среди других ресурсов Русской Православной Церкви. Это, прежде всего, глубокая проработка тем, публикация материалов исторического и церковно-канонического характера, позволяющая пользователям, среди которых много сотрудников средств массовой информации, более точно понимать те или иные события в жизни Церкви. Хотел бы также сказать несколько слов о работе теле-кинокомпании «Православная энциклопедия». Мы приняли решение о собственном теле- и кинопроизводстве в 2004 году. За три с половиной года на канале ТВЦ вышло около 200 еженедельных телепрограмм «Православная энциклопедия», были созданы 20 документальных фильмов, среди -серийный фильм «Земное и Небесное», 5-серийный фильм «Паломничество в Вечный город», 2-серийный фильм «Ангел Русской Церкви против отца всех народов», документальные фильмы «Святой Георгий» и «Смутное время», а также трилогия по истории Русской Церкви в 20 веке: «Крест против свастики», «Сталин и Третий Рим», «Холодная оттепель 61-го года» и другие. Многие фильмы «Православной энциклопедии» были отмечены многочисленными призами кино- и телефестивалей, среди которых «ТЭФФИ-2006» и «Золотой Витязь-2006, 2007», «Покров 2006».

http://patriarchia.ru/db/text/315982.htm...

Дважды в истории Русской Православной Церкви предпринимались попытки издать полную «Православную энциклопедию». К сожалению, они были неудачными. Сейчас, когда вышло уже 9 томов, есть надежда, что этот труд совместными усилиями духовных и светских ученых будет завершен. Основная «изюминка», объявленная на пресс-конференции, — это, как выразился руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, «достаточно необычное для книжников новое явление — изданные нами книги приобретают со временем форму кинофильма». Знания, накопленные за долгие годы исследований в Церковно-научном центре, воплощаются в целый ряд документальных фильмов: «Земное и Небесное», «Паломничество в Вечный город», «Елоховский Собор», «Путь к спасению», «Сталин и Церковь». Все, что мы делаем, пояснил он далее, мы делаем вместе, дополняя друг друга: если «Православная энциклопедия» создает научные книги, то Сретенский монастырь славится своими книгами по просветительской и катехизической тематике. Иллюстрацией к вышесказанным словам стал просмотр телефрагмента из нового фильма «Паломничество в Вечный город», который предполагается показать по Центральному телевидению, на канале РТР. Как отметил его режиссер, Владимир Хотиненко, материал для фильма на церковно-историческую тему очень специфичен и сложен, и в этой работе большую помощь оказали консультанты из «Православной энциклопедии». Кстати, делается эта лента также при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации. По отзыву его руководителя, отношения сотрудничества министерства культуры с Русской Православной Церковью всегда были одним из приоритетных направлений для государства. Что касается конкретно «Православной энциклопедии», то он считает, что это один из самых крупных научных проектов, которые реализуются в современной России. И для любого человека — независимо от конфессиональной принадлежности и мировоззрения — этот труд может стать едва ли не настольной книгой для понимания и ощущения истории как Русской Православной Церкви, так и России, и даже, в какой-то мере, истории мира. Оказывается, федеральное агентство скупает 17500 экземпляров каждого нового тома «Православной энциклопедии» и передает их в 17 500 библиотек РФ.

http://pravoslavie.ru/360.html

Климент (Капалин), митр. Через восемь стран: возвращение из Иерусалима в Россию святителя Феофана (Говорова)//Христианское чтение. 2019. 2. С. 152–159. Климент, митрополит. Служение святителя Феофана в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847–1853)//Феофановские чтения. Вып. 10, т. 2. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2017. С. 7–22. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского : 1815–1894. М.: Изд-во Московской патриархии Русской Православной Церкви, 2016–2020. Т. 1–4. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале ХХ в. М.: Индрик, 2006. 510 с. Лопарев X. М. Павел Никитич Тиханов//Отчеты о заседаниях Императорского Общества любителей древней письменности в 1904–1905 гг. СПб.: Тип. И. Н. Ско- роходова, 1906. Т. 160. С. 63–73. Мельникова Л. В. Святые места в центре Восточного вопроса: церковно-политический фактор как одна из причин Крымской войны//Вопросы истории. 2008. 11. С. 61–75. Порфирий (Успенский) , еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского . СПб.: Имп. Акад. наук, 1894–1902. Ч. 1–8. Святославский А. В. Голубец//Православная энциклопедия. М.: Церковно-на- уч. центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 11. С. 716–716. Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского) , пожертвованных императорской академии наук по завещанию. СПб.: Имп. Акад. наук, 1891. 440 с. Троицкий С. А. Заметки о научном П. Н. Тиханова//Брянский край в XX в.: Общество, политика, экономика. Брянск: Ладомир, 2012. С. 24–44. Щербакова М. И. Хроника первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. По материалам Архива внешней политики Российской Империи и других архивов//Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. Юбилейный выпуск: Русская Палестина: люди и судьбы. Издание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 2012. 1. Ч. 1. С. 12–59. Щербакова М. И. Русская Духовная миссия 1847–1854 гг. в контексте Свято- гробского дела//Феофановские чтения. Вып. 10, т. 2. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2017. С. 40–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Политизированный подход автора текста особенно ярко проявляется в оценках событий Российской истории XX века: «Фраза докладчика " В 1941 немецкие войска входят на Украину, в результате чего церковные отношения между Украиной и Россией прерываются " , привлекает к себе не меньшее внимание: в отличие от большевиков, немцы у епископа Макария Украину не " оккупируют " , а всего лишь " входят " в нее», подчеркивается в комментариях ЦНЦ. К числу очевидных проявлений неведения автора относительно подлинной истории Русской Православной Церкви в ХХ веке отнесено и нелепое утверждение епископа Макария о том, что после смерти Патриарха Пимена митрополит Филарет, имевший более всех шансов на избрание, якобы «был отстранен от выборов по причине своего украинского происхождения». «Между тем хорошо известно, что местоблюститель Патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет от выборов отстранен отнюдь не был, а участвовал в них, однако члены Поместного Собора предпочли ему другого кандидата. Совсем странно выглядит попытка объяснить это националистическими мотивами, учитывая то, что из трех кандидатов, за которых голосовал Поместный Собор, двое (сам Филарет и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир) были этническими украинцами», замечают в ЦНЦ. Такая же тенденциозность прослеживается и в приведенной епископом Макарием «статистике» за 2017 год, согласно которой количество православных верующих на Украине, относящих себя к прихожанам т.н. «Киевского патриархата», достигает 44%, а количество верующих, относящих себя к прихожанам Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, — лишь 18%. «Всем, кто действительно интересуется церковной ситуацией на Украине, очевидно, насколько нерелевантны эти цифры», — говорится в комментариях ЦНЦ. «На этом обзор " исторических данных " , на которых основывалось и выступление Патриарха Варфоломея 1 сентября 2018 года, и его дальнейшие шаги, можно завершить. По сути это не экспертный, а пропагандистский документ. Знакомство с ним вызывает глубочайшее сожаление о том, что решения столь важного значения принимаются Константинопольским Патриархатом на основе материалов столь удручающе низкого научного качества», заключают в церковно-научном центре «Православная энциклопедия».

http://patriarchia.ru/db/text/5279518.ht...

Патриарх Алексий совершит богослужение в честь святителя Филиппа Москва, 16 июля 2004 г. В пятницу Русская Православная Церковь отмечает день перенесения мощей святителя XVI века митрополита Московского Филиппа. В это утро Патриарх Московский и всея Руси Алексий возглавит Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи святителя, передает РИА " Новости " . Как сообщили в Церковно-научном центре Московского Патриархата " Православная энциклопедия " , митрополит Филипп (в миру Федор) родился в 1507 году в знатной семье бояр Колычевых. Юность он провел при царском дворе и был любимым другом малолетнего Ивана Грозного. Жажда подвигов духовных привела Филиппа в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. В 1546 году он стал игуменом этой обители. Митрополичью кафедру он занял 20 лет спустя, в 1566 году, по настоянию царя Ивана Грозного. Однако вскоре из-за ужасов опричнины отношения между святителем и царем стали портиться. Окончательный разрыв произошел в 1568 году. Митрополит Филипп отказался благословить царя, который пришел в монашеском одеянии с опричниками в Успенский собор. Более того, митрополит начал открыто порицать беззакония, творимые опричниками. Участь святителя-исповедника была решена. Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над предстоятелем Русской Церкви. Нашлись лжесвидетели, которые обвинили святого Филиппа во множестве мнимых преступлений, вплоть до колдовства. Его долго томили в подвалах московских монастырей, а затем отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, зимой 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Летом 1591 года их перенесли в Соловецкую обитель, а 16 июля 1652 года - в Москву. Память святителя Филиппа празднуется Русской Церковью с 1591 года. 16 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖЕНКИНЗ [англ. Jenkins], Ромилли [англ. Romilly] Джеймс Хилд (10.02.1907, Хитчин, графство Хартфордшир - 30.09.1969, Вашингтон), британский историк, византинист. По окончании классического фак-та Кембриджского ун-та получил степень магистра (1932). В 1930-1934 гг. стажер в Британской школе в Афинах (в 1951-1958 был председателем ее правления). В 1936-1946 гг. преподавал средне- и новогреч. язык в Кембриджском ун-те. В годы второй мировой войны (1939-1945) сотрудник отдела дешифровки брит. МИД. С 1946 г. профессор кафедры визант. и новогреч. исследований в Кингс-колледже Лондонского ун-та. С 1960 г. профессор визант. истории и лит-ры в научном центре Дамбартон-Окс (США), в 1967-1969 гг. там же директор византийских исследований. Д. занимался древнегреч. археологией, его монография о раннеархаической дедалической пластике (Dedalica. Camb., 1936) сохраняет научное значение и в наст. время. Отдельные работы Д. посвящены новогреч. исследованиям в области лит-ры (Dionysius Solomos. Camb., 1940) и истории (The Dilessi Murders. L., 1961 - книга об «убийцах из Дилеси», греч. разбойниках, захвативших в 1870 знатных англичан с целью выкупа и убивших заложников при попытке их освобождения). В 40-х гг. ученый обратился к изучению Византии. Подготовленное под ред. Д. издание трактата имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» с переводом и обстоятельным комментарием долгое время считалось образцовым в византинистике. Критическое издание текста и перевода писем К-польского патриарха Николая I Мистика (совместно с Л. Уэстеринком) вывело на новый уровень исследования по истории Церкви в Византии IX-X вв. Д. рассматривал Византийскую империю как авторитарную, «теократическую и монолитную структуру», обосновывавшую свое божественное право на мировое господство, и типологически сближал ее с советским режимом (Byzantium and Byzantinism. P. 40). В его трактовках политической и социальной истории Византии заметно влияние Г. Острогорского . Многочисленные статьи Д. посвящены частным проблемам политической, церковной и культурной истории средневизант. периода, византийско-болгарским и византийско-арабским отношениям. Изд.: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Bdpst., 1949-1962. 2 vol. Wash., 19672; Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters. Wash., 1973 (совм. с L. G. Westerink). Соч.: Byzantium and Byzantinism. Cincinnati, 1963; Byzantium: The Imperial Cent., A. D. 610-1071. L., 1966. Toronto, 1987r; Studies on Byzantine History of the 9th and 10th Cent. L., 1970. Лит.: Mango C. Romilly James Heald Jenkins: (1907-1969)//DOP. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 7-13. Р. М. Шукуров Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/171833.html

«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук, доцентом Павлом Кузенковым Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии Павлом Кузенковым, кандидатом исторических наук, доцентом, преподавателем византологии в Сретенской духовной семинарии. Окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова, работал в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Основные статьи: Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (О трех мировых эрах: александрийской, «протовизантийской» и византийской)//Византийский временник. 2007. Т. 66 (91). С. 93–124; «Хронография» Георгия Синкелла – Феофана Исповедника: хронологический аспект//KANIΣKION: Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 156–168 и др., а также статьи в «Православной энциклопедии» и в «Большой российской энциклопедии» по истории Византии. – Павел Владимирович, как давно вы преподаете в семинарии курс византологии? – Византологию – предмет, посвященный политической истории и духовной культуре византийской цивилизации, в Сретенской семинарии я преподаю первый год. Мне очень этого хотелось. Одновременно архимандрит Тихон (Шевкунов) – наш ректор, предложил мне читать курс истории средних веков, на что я с радостью согласился. С отцом Тихоном мы познакомились весной 2007 года, когда меня пригласили принять участие в паломнической поездке братии Сретенской обители в Константинополь. Тогда я впервые посетил легендарный Царьград, немые, но еще живые святыни которого поразили меня до глубины души. С первых же минут общения с отцом архимандритом, которого я тогда узнал впервые, у меня возникло ощущение, что мы с ним давно и хорошо знакомы: настолько удивителен его дар располагать к себе собеседника открытостью и доброжелательным вниманием. Он сразу же познакомил меня со своим проектом фильма, посвященного величию и трагедии Византии. – Почему предмет «византология» выделен в отдельную семинарскую дисциплину?

http://pravoslavie.ru/35522.html

Архив Пн Отчет С.Л. Кравца о работе Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» за 2006 г. 8 ноября 2006 г. 10:24 Москва, 7 ноября. Руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» выступил на заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов, состоявшемся в храме Христа Спасителя. Ваше Святейшество! Глубокоуважаемый Юрий Михайлович! Глубокоуважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые коллеги! В 2006 году Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия» осуществила издание XI и XII алфавитных томов и в настоящее время завершает работу над XIII томом. Должен сказать, что XIII том оказался одним из самых сложных за все время работы над энциклопедией. Причиной этому помимо перехода на три тома в год, явилось как повышение научных требований к статьям по сравнению с первыми томами, так и трудности, сложившиеся с некоторыми отраслями церковной науки и политическими факторами. XIII том, над которым мы сейчас работаем, открывается статьей, посвященной Григорию Паламе, одному из самых значительных и сложных православных богословов, который во многом определил духовную жизнь всей Православной Церкви на несколько столетий. К сожалению, сегодня в мире нет ни одного авторитетного специалиста по творчеству Григория Паламы. Мы знали об этой проблеме, мы к ней готовились и задействовали все возможные пути. В том числе Главный редактор нашей энциклопедии, Святейший Патриарх лично обращался к Митрополиту Амфилохию, специалисту по Григорию Паламе, с просьбой написать статью для энциклопедии. К сожалению, события в Югославии не позволили Митрополиту Амфилохию выполнить свое обещание, и в результате эта большая фундаментальная статья создавалась силами целого коллектива ученых. Но, наверное, самой сложной и значительной по объему и по содержанию был блок статей, посвященный истории христианства в Грузии, Грузинской Православной Церкви, Грузинскому экзархату Русской Православной Церкви. Поясню, что с начала XIX века по 1918 год Грузинская Православная Церковь не существовала как автокефалия, а была частью Русской Православной Церкви. Работа над этим блоком шла более двух лет. В этой работе принимали участие десятки российских и грузинских ученых. Дело осложнялось и тем, что по ряду вопросов таких как: неканонический акт об отделении Грузинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви в 1918 году, церковно-государственная политика в Грузии в XIX-haчaлe XX веков, история Грузинской Православной Церкви в XX веке, — позиции российских и грузинских ученых существенно отличаются.

http://patriarchia.ru/db/text/158434.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010