Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Восстание в Юрьеву ночь (1343) и крестьянская война в Эстонии Восстания охватывали Эстонию неоднократно , особенно часто они вспыхивали на островах, но наиболее значительное произошло в Юрьеву ночь в 1343 г. Оно началось в Гарриене, условным сигналом служил подожженный дом на одном из холмов. Попавшие в руки повстанцев рыцари были перебиты, мызы преданы огню, церкви разрушены и захвачен даже цистерцианский монастырь в Падце (Падизе). Восставшие избрали из своей среды вождей и осадили Ревель. Народное ополчение насчитывало более 10000 человек. Феодалы с семьями и духовенство поспешили укрыться за каменными стенами города, и повстанцы не сумели его взять. Восстание распространилось на Эзель-Викское епископство, центр которого находился в Гапсале. Повстанцы осадили все укрепленные пункты феодалов, многих из них захватили в плен. Напуганные вассалы датского короля и Эзель-Викского епископа обратились за помощью к Ордену. Его магистр Бургард фон Дрейлебен вместе с Дерптским епископом прервали свой поход против Пскова и Изборска и поспешили на борьбу с повстанцами. Эсты понимали, что им не устоять против Ордена и отправили послов к финнам и шведам. Дерптский фогт обещал помощь и заверил, что в скором времени прибудет с войском в Ревель. Стараясь выиграть время и лишить повстанцев руководства, магистр Ордена пошел на обман, пригласив их руководителей в замок Пёйде, якобы для того, чтобы узнать причины восстания. Явившиеся четыре старейшины эстов и три воина были брошены в темницу, а затем злодейски убиты. Ливонский орден двинул свои войска к Ревелю. Вначале успех сопутствовал эстонцам: они разбили войско оберпаленского фогта, но когда подошли основные силы Ордена, вынуждены были отступить на болото Канавере. Кони рыцарей вязли в болоте, и эстонцы успешно отражали атаки врага.

http://sedmitza.ru/lib/text/430118/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Зарождение феодальных отношений и образование эстонской народности В начале II тысячелетия после Рождества Христова происходит разложение общинно-племенных и зарождение феодальных отношений среди эстов. Этому способствовало как развитие экономического общения между племенами, так и торговые отношения эстов со славянами. Тогда же начался процесс формирования эстонской народности, а племенные связи ослабевали. Оживление торговли и необходимость постоянно защищаться от врагов способствовали объединению сельских общин в более крупные территориальные единицы, которые у эстов получили название кихелькондов. 3–5 кихелькондов в свою очередь образовывали мааконд — более крупную территориальную единицу. В начале XIII в. земля современной Эстонии была разделена на 8 крупных маакондов: Уганди (его центр, крепость Отепя, упоминается в древних русских летописях под 1116 г.), Саккала, Вирумаа, Ярвамаа, Рявала, Харьюмаа, Ляэнемаа и Сааремаа — и 4 мелких в центральной части: Вайга, Мыху, Нурмекунд и Алемпойс. Арабский географ Идриси (XII в.) писал об Эстонии своего времени как о целостном образовании, называя его Astlanda, составитель хроники Генрих Латвийский, рассказывая о событиях в отдельных маакондах, обозначает их население общим названием эсты, а материковую территорию как единое целое — «вся Эстония». Древние русские летописи именуют эстонцев и их страну общим названием чудь и Чудская земля, добавляя, если требуется указать более точно, еще наименование мааконда. В Эстонии начинает утверждаться относительное единство в области материальной и духовной культуры. Это особенно заметно в типе жилищ, строящихся укреплений и городищ, в схожем характере одежды, в украшениях, в фольклоре, в культе, в становлении общего языка. Начинается процесс консолидации отдельных эстонских племен в единую народность. Уже к концу I тысячелетия после Рождества Христова, как повествует Н. М. Карамзин, Эстония и Латвия, или древняя Ливония, имели «и собственных гражданских начальников, о коих, согласно преданиям, пишут, что они были вместе и судьи и палачи, то есть обвинив преступника, сами отсекали ему голову» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430058/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР («Соловецкое послание»). 1926 г. Приводится по изданию: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви Несмотря на основной закон Советской власти, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная Российская Церковь до сих пор испытывает весьма существенные стеснения в Своей деятельности и религиозной жизни. Она не получает разрешения открыть правильно действующие органы Центрального и Епархиального управления; не может перевести свою деятельность в ее исторический центр - Москву; ее епископы или вовсе не допускаются в свои епархии, или допущенные туда бывают вынуждены отказываться от исполнения самых существенных обязанностей своего служения - проповеди в церкви, посещения общин, признающих их духовный авторитет, иногда даже посвящения. Местоблюститель Патриаршего Престола и около половины православных епископов томятся в тюрьмах, в ссылке или на принудительных работах. Не отрицая действительности фактов, правительственные органы объясняют их политическими причинами, обвиняя православный епископат и клир в контрреволюционной деятельности и тайных замыслах, направленных к свержению Советской власти и восстановлению старого порядка. Уже много раз Православная Церковь, сначала в лице покойного Патриарха Тихона, а потом в лице его заместителей пыталась в официальных обращениях к правительству рассеять окутывавшую Ее атмосферу недоверия. Их безуспешность и искреннее желание положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и Советской властью, тяжелым для Церкви и напрасно осложняющим для государства выполнение его задач, побуждает руководящий орган Православной Церкви еще раз с совершенной справедливостью изложить перед правительством принципы, определяющие ее отношение к государству.

http://sedmitza.ru/lib/text/440040/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В. И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. В 1-й трети XV в. в государственно-церковных отношениях на Руси произошли значительные изменения, характерной чертой которых стало резкое усиление активности великих князей Литовских в сфере церковной политики. В отличие от эпохи Гедимина и Ольгерда, Русской Православной Церкви в данный период приходилось выстраивать свои отношения с властью, которая приобрела ярко выраженный католический оттенок. Таким образом, традиционное политическое соперничество между Московскими и Литовскими великими князьями в это время также в значительной мере начало приобретать характер религиозного противостояния. После кончины митрополита Киевского и всея Руси свт. Киприана Русская Церковь почти 2 года не имела Предстоятеля. Пользуясь этим обстоятельством, великий князь Литовский Витовт стал стремиться к вмешательству в жизнь Русской митрополии. Прежде всего он решил перехватить у московских великих князей инициативу в деле избрания кандидата в митрополиты и добиться поставления на Киевскую кафедру кого-либо из близких к нему западнорусских священнослужителей. Достижение компромисса в этом вопросе между Литовским и Московским государями заведомо было исключено: в 1406–1408 гг. между обоими великими князьями — Витовтом и Василием I Дмитриевичем, — несмотря на то, что первый приходился тестем второму, шла война. Данное обстоятельство побуждало Витовта еще решительнее добиваться поставления митрополитом своего ставленника, чтобы в таком случае переместить церковный центр во владения великого князя Литовского — в Киев или иной подвластный Витовту город. Уже осенью 1406 г. Витовт направил в Константинополь епископа Полоцкого Феодосия Грека с просьбой о поставлении его на Киевскую митрополию. Скорее всего, литовский государь рассчитывал на то, что в Константинополе согласятся на кандидатуру Феодосия ввиду его византийского происхождения. В то же время Витовт надеялся, что этот давно натурализовавшийся в его владениях грек будет ему вполне послушен. Вероятно, после приезда в Константинополь Феодосий был возведен в сан архиепископа, так как после 1406 г. он упоминается в документах с этим титулом. В частности, сохранилась грамота, выданная архиепископом Феодосием после 1407 г. священнику православной церкви св. Николая Чудотворца в Однако решать вопрос с поставлением нового русского митрополита в Константинополе не торопились.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Программа общественного противодействия прерыванию беременности». Председатель синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов Ваше Высокопреосвященство и все высокое собрание! Сегодня великий день! Исполнились слова Господни: «Толцыте и отверзется…». Десять лет назад, чуть больше, два человека организовали Центр «Жизнь», а вот теперь то, за что они бились эти десять лет, обсуждается на высочайшем форуме в Москве, в Государстве и в Церкви. Это, конечно, ситуация, с одной стороны уникальная, а с другой, вселяющая большие надежды на реальные изменения в нашей жизни, и надежда на спасение нашего народа, государственности, нашей культуры, да и вообще церковной жизни. Предыдущие ораторы, которых я внимательно слушал, сказали практически все из того, что я хотел сказать. Поэтому я буду краток. Я просто хочу акцентировать ваше внимание на некоторых моментах, которые, мне кажется, совершенно необходимо внести в заключительный документ, который будет на наше общество и на власть предержащих. Хотя, конечно, мы еще, по инерции советского времени, находимся в такой просительной позе, забывая, что по конституции источником права в нашей стране теперь является сам народ, которым мы с вами все и являемся. Поэтому мы можем просто не просить, а требовать, потому что это наш Парламент, наше Правительство и оно должно выражать наши интересы. Мы должны через демократические институты, которые возникли в нашем государстве, понудить наше Правительство и наш Парламент издать такие документы, которые угодны нам, а не тем, кто по другую сторону границы, тем более за океаном. У нас и у них на счет России разные планы и нами владеют разные чувства. Я думаю это понятно и им, и нам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429790/

Черкасова М. С. Копийная книга актов устюженских монастырей XVII – начала XVIII в.       Предлагаемая работа продолжает публикацию актовых источников, представленную мною в «Вестнике церковной истории» в 2011 г. Тогда были введены в научный оборот грамоты Новгородских митрополитов городским и сельским (соборным и приходским) церквям Устюжны Железопольской и уезда за 1657–1724 гг. Документы были выявлены в ф. 1141 (Столбцы по Устюжне) Государственного архива Вологодской области (ГА ВО). На этот раз обратим внимание специалистов на другой документальный памятник из ГА ВО (ф. 1009, оп. 1, 48) – копийную книгу актов устюженских монастырей: Николо-Моденского, Воскресенского, Благовещенской Синозерской пустыни и городского Рождественского собора. По церковной юрисдикции они относились к Новгородской митрополии. Рукопись была введена в научный оборот И. В. Пугачем , ряд актов из нее использовался в его масштабных статьях об Устюжне и уезде в XVI–XVII вв. Пугач определил хронологию копийной книги 1631–1675 гг., но более пристальный анализ включенных в сборник документов позволяет расширить ее с 1607 по 1720 г. Отдельного рассмотрения заслуживает палеографическая и кодикологическая характеристика памятника. Формат сборника 2 , составлен из одинаковой по плотности бумаги практически с одним водяным знаком – крупный Герб города Амстердама под короной, сопоставимый с образцами в альбоме Диановой–Костюхиной 200, 201, 206 и датами 1680–1690-е гг. – 1700 г. Структурно сборник может быть разделен на несколько неравных по объему тетрадных блоков. Первый на л. 1–19 об., где представлено до десятка документов Николо-Моденского монастыря. Здесь читаются две скрепы: 1) Николаевского-Моденского/монастыря/строитель монах Сергий/руку/приложил; 2) Николаевскаго Моденскаго монастыря иеромонах Иона/вместо/казначея/монаха/Киприяна/и всей/того/монастыря/братии/по их/прошению/и в свое место/руку/приложил. В одной челобитной Николо-Моденского монастыря 1724 г. отмечен монах Сергий , которого предположительно можно отождествить с упомянутым выше из скрепы. Вряд ли это игумен Сергий начала ХХ в., указанный М. Ю. Хрусталевым . Строгая хронологическая последовательность игуменов–архимандритов–строителей в Николо-Моденском монастыре пока в литературе не установлена, поскольку его актовый архив еще недостаточно разработан. В нескольких актах за 1699–1709 гг. известен николо-моденский игумен Иона (см. публикацию, 31). Он ли отмечен в данной скрепе, трудно сказать с уверенностью, поскольку в ней он указан как иеромонах, а в актах – как игумен.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Юбилей Елены Владимировны Беляковой В 2015 г. отметила юбилейный День рождения кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Владимировна Белякова. Е. В. Белякова родилась 29 декабря 1955 г. в поселке Пеледуй Якутской АССР. Ее родители – Нина Петровна Коробцева и Владимир Микулович Долгий – закончили в 1953 г. Философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Долгое время они работали на Севере. В конце 1960-х гг. семья вернулась в Москву, где Е. В. Белякова поступила в 1972 г. на Исторический факультет МГУ. Она специализировалась на кафедре источниковедения и историографии, в 1977 г. под руководством А. И. Рогова защитила дипломную работу на тему «Источники по истории автокефалии Русской Церкви». С 1977 г. она работала старшим консультантом Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, с 1986 г. – в Государственной публичной исторической библиотеке. В 1997 г. Елена Владимировна начала работать в Центре истории религии и церкви Института российской истории РАН и в 1998 г. под руководством члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова защитила кандидатскую диссертацию «Мазуринская редакция Кормчей и ее историко-культурное значение на Руси». Исторические сюжеты, которые разрабатывала Е. В. Белякова, касались ключевых моментов истории Русской Церкви: учреждение московской автокефалии, а затем патриаршества в Москве, церковный раскол XVII в., Поместный собор 1917–1918 гг. В ходе изучения этих сюжетов ею были введены в научный оборот множество новых источников, а сами события рассматривались сквозь призму канонического права. Преподавание истории Церкви с 1990 г. стало причиной обращения к необходимости концептуального осмысления истории Церкви как института и вытекающей отсюда темы ересей и расколов. Елена Владимировна Белякова относится к числу редких ученых, которые не боятся браться за изучение таких тем, на которые мало кто отваживается посягнуть, полагая их либо слишком сложными, либо не сулящими скорой отдачи, не приносящими ярких побед исследователю. Именно эти «малоинтересные» сюжеты – древнерусское церковное право, Кормчие книги, Скитский устав – приобретают неожиданное звучание под пером Елены Владимировны. Необычная и нехарактерная для отечественного ученого тематика исследований на деле вполне закономерна. Е. В. Белякова – последовательная ученица Я. Н. Щапова – в большей степени тяготеет к дореволюционной отечественной школе, нежели к советской.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074379/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Инок Филофей и его мессианские идеи Эта государственно-политическая легенда (которая, разумеется, имела и религиозную окраску) и уже охарактеризованные выше воззрения московского общества той поры нашли свое окончательное выражение в византийско-русской идее о Московском царстве как третьем Риме . Творцом этой мессианской идеи был монах Филофей из Елеазарова монастыря из-под Пскова. Характерно, что сочинения на эту тему появились не в Москве, не в церковно-культурном центре Древней Руси, а в провинции, что, конечно, говорит о живом интересе псковского иночества не только к богослужебным проблемам, но и к мировоззренческим темам . Благодаря своим посланиям инок Филофей стал одной из самых выдающихся личностей в русской истории. И все-таки мы мало знаем о его жизни. Родился он во 2-й половине XV в. где-то в Псковской земле, потом стал иноком Елеазарова монастыря, основанного около 1450 г. св. Евфросином Псковским в окрестностях Пскова. Вероятно, позже он стал настоятелем Елеазарова монастыря. Его писательская деятельность приходится на годы правления великого князя Василия III (1505–1533) и царя Ивана IV (1547–1584). До сочинения своих знаменитых посланий Филофей занимался составлением летописей, участвовал в создании Хронографа 1512 г., что говорит, конечно, о его образованности и литературном даровании . Уже в этом Хронографе Филофеем написаны замечательные строки: «Наша же Российская (Русская) земля, Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородица и всех святых чюдотворец, растет, и младеет, и возвышается (и распространяется)» . В этих словах заключено ядро его церковно-политической идеологии, его веры в мессианское назначение Московского Русского «правоверного и православного царства». Церковно-политическая концепция Филофея близка уже охарактеризованным нами воззрениям и мнениям; она органично входит в духовную атмосферу тревог о будущем православия как единственного и вечного религиозного сообщества, как Града Божия (Civitas Dei), который был основан Христом и воплощен затем в Византийском царстве, но в последние времена, из-за религиозной измены и безбожных деяний византийцев — «льстивых греков»,— оказался на краю гибели.

http://sedmitza.ru/lib/text/436474/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Митрополит Макарий и русская агиография XVI века Первоочередной задачей было составление житий русских подвижников. Монашество взяло на себя б?ольшую часть этого дела. В начале XVI в. существовало уже несколько житий русских подвижников и святых, но их было еще немного . В 1-й половине этого века русская агиография значительно пополнилась, главным образом благодаря личному почину и руководству митрополита Макария (1542–1563) . Уже во время своего управления Новгородской епархией (1526–1542) архиепископ Макарий предпринял огромную работу —составление «Великих Миней Четий» в 12 томах, по тому на каждый месяц; работа была начата в 1529–1530 гг., а в 1541 г. Макарий передал Минеи новгородскому кафедральному собору Святой Софии как вклад на помин души своих родителей. Когда в 1542 г. он стал Московским митрополитом, труд этот был восполнен и завершен, и в 1552 г. новая рукопись была подарена московскому Успенскому кафедральному собору . «По задаче,— пишет Ключевский,— положенной в основание этого сборника, собрать и переписать «все святые книги, которые в Русской земле обретаются», Минеи Макария — самое отважное предприятие в древнерусской письменности» . Эти Минеи содержали жития всех святых православной Церкви, известные в ту пору на Руси, а также различные аскетические, катехизические, гомилетические и некоторые канонические сочинения . Макарий счел необходимым уделить достойное место в Минеях житиям русских святых. Он собрал вокруг себя помощников, и они по его поручению составляли эти жития. Ясно, что помощников Макарий искал в кругу иосифлянски настроенного монашества, с которым он связан был уже давно, со времени своего послушничества в Пафнутьевом Боровском монастыре. Поэтому можно утверждать, что в эти годы сложилась «иосифлянская школа» русской агиографии, стремившаяся представить жития святых в духе иосифлянских воззрений и описывать такую подвижническую жизнь, которая содержанием своим соответствовала этим воззрениям или была окрашена в «иосифлянские» тона. Эта иосифлянская агиографическая школа, труды которой в истории литературы обычно называются «житиями макарьевской редакции» , создала целый ряд житий, неравноценных как в литературном, так и в церковно-историческом отношении , во-первых, потому что составители житий имели разные литературные дарования, а во-вторых, потому что они обрабатывали материал, исходя из определенной церковно-политической концепции.

http://sedmitza.ru/lib/text/436477/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Архиерейского Собора «О взаимоотношениях с государством и светским обществом» 1. Считать правильным и единственно возможным для Церкви в настоящее время подход Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода к церковно-государственным и церковно-общественным отношениям. Отметить, что данный подход, одобренный еще предыдущим Архиерейским Собором, благоразумно сочетает, с одной стороны, отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства и, с другой стороны, активное взаимодействие с властью разных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности. Собор подтверждает верность Церкви вышеуказанному принципу церковно-государственных и церковно-общественных отношений. 2. Вновь подтвердить приверженность Русской Православной Церкви духу мира и согласия, ее стремление способствовать прекращению вражды в регионах межгосударственных, межэтнических, политических, гражданских конфликтов и противостояний. Одобрить позицию Святейшего Патриарха и Священного Синода в связи с трагическими событиями в Чечне, регионе армяно-азербайджанского конфликта, бывшей СФРЮ и других местах, где происходили кровопролитные столкновения и до сих пор сохраняется напряженность. Отметить важность продолжения миротворческой работы Церкви как на уровне Священноначалия, так и силами епархий, монастырей и приходов. Особое внимание при этом необходимо обратить на конкретные миротворческие инициативы и на оказание помощи пострадавшим вследствие вооруженных конфликтов, межнациональной и политической вражды.

http://sedmitza.ru/lib/text/429322/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010