В образах и языке Иоанновского Апокалипсиса много общего с иудейской апокалиптикой, но при этом существует и значительная разница в их содержании. Личность Мессии в иудейских апокалиптических текстах занимает очень незначительное место, почти незаметна. Напротив, в Апокалипсисе Иоанна Мессия главенствует от первой до последней главы как распятый и воскресший Господь Церкви и как грядущий победитель сатанинских сил. Вместо фантазий и гаданий иудейских авторов относительно сроков кончины мира в Апокалипсисе Иоанна выражается вера Церкви в Бога, Который один есть Господь истории и Сам ведёт её к грядущему концу. Апокалипсис являет нам новое видение как самой истории, так и её завершения, которые взаимосвязаны и неотделимы от христианства и в центре которых стоит «закланный Агнец», провозглашающий о Себе: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (1,17b–18). Центральное и определяющее значение для строения всей книги имеет видение небесного трона в 4-й и 5-й главах: «Сидящий на престоле [троне]» держит в Своей деснице «книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (5, 1). И во всей вселенной не было никого достойного открыть эту книгу, что заставляет апостола Иоанна плакать: «И я много плакал» (5, 4). И тогда писатель видит, что в центре всего этого видения «стоял Агнец как бы закланный», Который взял книгу и начал ее открывать под песнопения и славословия четырёх сущностей 168 , двадцати четырех пресвитеров, мириадов ангелов и всего творения «на небе и на земле, и под землею, и на море» (5, 13). Этим видением апостол Иоанн вводит центральное действующее лицо Апокалипсиса, которое изображается как «закланный Агнец», а также «лев от колена Иудина, корень Давидов» и Который есть не кто иной, как тот же распятый и воскресший Господь Иисус Христос, что и во всех других книгах Нового Завета. Это центральное лицо коренным образом отличает Апокалипсис Иоанна от иудейских апокалипсисов. Появляясь впервые в видении небесного трона, это лицо становится ключом к пониманию истории, пониманию того, как мир постепенно движется к своему концу, а также ключом к толкованию самого Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Ну и, по сути дела, мы с вами уже сказали, что если имеет место не только параллелизм, но определённое противопоставление, это называется хиазмом. Самый известный пример – это Евангелие от Матфея: «будут последние первыми и первые последними» ( Мф.20:16 ). Хиазм, потому что можно если мы пишем «будут последние первыми и первые последними», соединяем соответствующие по значению слова, получается греческая буква χ – вот он, этот хиазм, и получается. Исследователи выделяют разные виды хиазма, я не буду, наверное, перечислять всё, что я себе выписал, но давайте отметим, что кольцевой параллелизм иначе называется инклюзией, то есть это АВА’. В таком случае центр обрамляется с двух сторон параллельными строчками, бинарными единицами. И вот по определению одного исследователя Брауде, инклюзия относится к такой писательской технике, когда целые произведения или их части как бы упакованы тем, что имеют в конце и в начале одинаковую структуру и тему. Ну, вот обычно в качестве стандартной инклюзии приводят пример Евангелия от Марка: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божияи говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14-15 ). Ну и здесь выделяют: А – после этого, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия; В – исполнилось время; А’ – приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. А и А’ говорят о Евангелии; В – о том, что приблизилось время, и вот это считается основной мыслью. То есть не линейное повествование, а то, что находится в центре. Ну и вот концентрический хиазм, это ещё одно определение, которое дают исследователи, в частности, Джон Брек, который этим много занимался. Он определяет его как литературный приём, структуру, состоящую из двух или более параллельных строчек, расположенных относительно центральной темы. «Правильный анализ этой центральной темы, её смысла, открывает новые важные пути к пониманию авторского замысла», – пишет Джон Брек. То есть получается, что произведение может быть построено концентрически по отношению к какой-либо идее. И в таком случае мы можем выделять не просто АВА’, а АВСВ’А’, ABCDC’B’A’ и так далее. То есть, как матрёшки, вложенные одна в другую, вот мы их раскрываем и получаем, в конце концов, смысл. Но только в данном случае смысл будет не в конце произведения, а где-то в его центральной части. В качестве такого концентрического хиазма обычно приводят пример из Первого Послания Иоанна Богослова ( 1Ин.3:9 ):

http://azbyka.ru/video/hozhdenie-hrista-...

В Библии есть много упоминаний о смоковнице. Как иначе можно назвать это растение? Цифомандра свекольная Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир. Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

«Вечери Твоея Тайныя днесь Сыне Божий причастника мя прими» . В Святой Преблагословенный Четверг Страстной седмицы Христова Церковь вспоминает события последнего дня перед арестом Учителя. Все уже случилось! Жители Иерусалима уже начали забывать, как совсем недавно кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Смоковница засохла и никогда не принесет плода. Жених уже грядет в полунощи, а Иуда Искариот получил от священников «цену Оцененного» (Мф. 27, 9). Однако Иисус и его ученики, несмотря ни на что, уготовляют трапезу в Сионской горнице, желая встретить великий иудейский праздник Пасхи. Именно на этой Вечере произошло одно из самых важных событий в христианской истории – установление Таинства Евхаристии, Святого Причастия: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). Данными словами Христос изменил ход человеческой истории. В эту минуту каждый человек получил возможность телесно соединяться со Спасителем всего мира и иметь через это оставление грехов и вечную жизнь. Центральной темой стало предательство Иуды Искариота Однако именно в этот самый момент происходит и страшное по своей сути предательство. За одним столом с Учителем сидит человек, который буквально через несколько часов предаст Богочеловека Христа на смерть. Эти события получили свое отражение в гимнографическом тексте, кратко отражающем суть празднуемого события. Мы видим, что тропарь праздника повествует вовсе не об установлении Таинства Жизни. Центральной темой, вопреки всякой логике, стало предательство Иуды Искариота: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе» .

http://pravoslavie.ru/138932.html

«Воздержанием, долготерпением и любовью Христос отразил и преодолел все искушения, и явил в Своей жизни всяческую добродетель и премудрость... Это нетление воли закрепляется позже нетлением естества , то есть воскресением» 361 , – пишет прот. Г. Флоровский . Глава V. О четвертом члене Символа веры 1. Крестная жертва – центральное событие искупления Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом, но крестная смерть занимает совершенно особое место. Прообразом Крестной смерти в Ветхом Завете было пасхальное жертвоприношение, заклание агнца. Иоанн Предтеча свое свидетельство о Христе связывает именно с этим образом: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Будучи искупительной, жертва Христова носит заместительный характер. Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» ( Ин. 10:17–18 ). Слова Символа «за нас» акцентируют наше внимание на добровольном характере смерти Христовой, ибо как безгрешный Он не имел никакой необходимости умирать. Христос умер не Своей, а нашей смертью , «не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать» 362 , свободно подчинив Себя условиям нашего падшего естества, чтобы нас избавить от проклятия и смерти. Крестная Жертва – центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова, о котором Он Сам сказал: «На сей час Я и пришел» ( Ин. 12:27 ). Почему именно смерть Сына Божия на Кресте является центральным событием Искупления, невозможно постичь рационально; это – величайшая тайна. Однако, некоторые замечания, помогающие нам понять значение этого события в деле Искупления, необходимо сделать. а) На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» ( Рим. 5:8 ) б) Крестная смерть – предел самоуничижения Сына Божия. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Мы работаем для того, чтобы помочь вам жить по вере в многосложном современном мире, ощущая достоинство и глубину собственной жизни. Надеемся, что наши книги принесут вам пользу и радость, помогут найти главное в своей жизни! 2 Остроконечная чёрная или фиолетовая бархатная шапка у православного духовенства, монахов. Вернуться 3 Евангелие от Матфея 10:21–22: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Вернуться 4 По монастырской традиции, стуча в дверь, произносят молитву и входят только после того, как услышат в ответ «аминь». Вернуться 6 Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917–1937 гг. Вернуться 11 Всероссийская чрезвычайная комиссия – орган по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем в 1917–1922 гг., проводивший жестокие массовые репрессии. В 1922 г. реорганизована в Государственное Политическое Управление – ГПУ. Вернуться 12 Центральный Исполнительный Комитет, верховный исполнительный орган в СССР (1922–1937 гг.). Вернуться 13 Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем в 1918–1922 гг. – местные органы Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Вернуться 16 Образ брака, в котором Жених – Христос, а Невеста – человеческая душа, взят из евангельской притчи о десяти девах (Евангелие от Матфея 25:1-13). Вернуться 19 «Восплачьте о мне братья и друзья, родные и знакомые: вчера еще беседовал я с вами, и внезапно нашел на меня страшный час смертный, но придите все, любящие меня, и целуйте последним целованием.» – слова из стихиры на последнее целование при погребении умершего. Вернуться 24 «Голос Господа на водах раздается.» – слова песнопения на праздник Богоявления (Крещения Господня). Вернуться 36 «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Евангелие от Матфея 10:32–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

о единстве в тайниках наших сердец, в тесном кругу наших семей, в содружестве наших общин - но и соединимся вместе в молитве, приобщаясь к нашей общей тоске по единству. Вкусим горечь нашей разделенности - с болью, не стараясь избежать этой горечи, неся крест своего позора. Осознаем свою нужду и свою ответственность - и откроем свои сердца любви и смирению, приходя к нашим разделенным братьям не как господа, а как служители, поистине - как рабы. Мы должны широко распахнуть наш ум, расширить наши познания, углубить наше понимание - научиться различать грешника от его греха, заблуждающегося от заблуждения и все более осознавать наличие подлинной духовной жизни в различных христианских обществах (см. Ин 14:2). Мы должны встречаться, учиться и молиться вместе... Но сделаем и нечто большее: «единство» тождественно единению с Богом, и раньше, чем где бы то ни было, единство начинается в глубине наших сердец: Блаженны чистые сердцем, потому что они узрят Бога. Путь, ведущий ко всеобщему единству, есть наша личная святость; путь этот очень прост: Сыне, - говорит Господь, - дай Мне твое сердце, и Я сотворю все, - всесердечная, деятельная самоотдача, позволяющая нам взывать к Богу, называя Отцом Небесным Бога. И Он услышит наш зов, как услышал молитву Своего Единородного Сына, и дарует нам это единство, приятное Его воле, ибо сказано: Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими.   1. Выступление на собрании, посвященном христианскому единству, 19 января 1950 г. в Какстон Холл, Вестминстер. Пер. с англ. Татьяна Майданович. Первая публикация: журнал «Альфа и Омега». 1994. 3. Проповедь по случаю открытия заседаний Центрального комитета Всемирного Совета Церквей. Митрополит Сурожский Антоний ПРОПОВЕДЬ ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫТИЯ ЗАСЕДАНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ Берлин, август 1974 г. В одной из древних литургий ранней, неразделенной еще Церкви Вечеря Господня предваряется следующими словами: «Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя; Ты, Который мир Твой так возлюбил, что Сына Твоего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную; Который пришел, и исполнил все, что было написано, и в ночь, когда был предан, или, скорее, Сам Себя отдал за жизнь мира, взял хлеб в святые Свои и пречистые и непорочные руки, благодарил и благословил, освятил, преломил и дал святым Своим ученикам, сказав: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов. Также и чашу, по вечере, сказав: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание, ибо каждый раз, как едите Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«становится послушным Духу, врачует наше непослушание принятием того, что подобно нам и от нас, и делается для нас примером послушания» [ 360 ]. «Воздержанием, долготерпением и любовью Христос отразил и преодолел все искушения, и явил в Своей жизни всяческую добродетель и премудрость… Это нетление воли закрепляется позже нетлением естества , то есть воскресением» [ 361 ], — пишет прот. Г. Флоровский. ГЛАВА V О ЧЕТВЕРТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ 1. КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА — ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ИСКУПЛЕНИЯ Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом, но крестная смерть занимает совершенно особое место. Прообразом Крестной смерти в Ветхом Завете было пасхальное жертвоприношение, заклание агнца. Иоанн Предтеча свое свидетельство о Христе связывает именно с этим образом: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). Будучи искупительной, жертва Христова носит заместительный характер. Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 17-18). Слова Символа «за нас» акцентируют наше внимание на добровольном характере смерти Христовой, ибо как безгрешный Он не имел никакой необходимости умирать. Христос умер не Своей, а нашей смертью, «не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать» [ 362 ], свободно подчинив Себя условиям нашего падшего естества, чтобы нас избавить от проклятия и смерти. Крестная Жертва — центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова, о котором Он Сам сказал: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12, 27). Почему именно смерть Сына Божия на Кресте является центральным событием Искупления, невозможно постичь рационально; это — величайшая тайна. Однако, некоторые замечания, помогающие нам понять значение этого события в деле Искупления, необходимо сделать. а) На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас…» (Рим. 5, 8)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Томас Метьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ пантократора в куполе 1 Структура, которая появляется в византийской архитектуре IX в. и повторяется с небольшими вариациями в последующие столетия, представляет собой, если выразиться совсем просто, пространственный крест, несущий центральный купол 2 . Крест, самый универсальный из христианских символов, изображает победу Христа над смертью и новую жизнь, которая утверждается благодаря этой победе. Это не есть какой-то абстрактный знак или иероглиф – это инструмент, посредством которого совершается личное преображение верующего в Христа. Апостол Павел выражает позицию христианина так: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:19–20 )... А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» ( Гал. 6:14–15 ). Входя в здание церкви, верующий телесно входил в пространство креста. Оказавшись внутри, он литургически приобщался к крестной жертве Христа. Он склонялся для получения благословения от епископа в крестчатых одеждах, который держал над ним драгоценный крест, и сам многократно осенял себя крестным знамением. Эти повторы на разных уровнях символизируют и осуществляют отождествление верующего с распятым Христом, сформулированное св. апостолом Павлом. Иоанн Дамаскин в VIII в. заметил: «Сила Бога в его победе над смертью , а явлена она нам в кресте» 3 . Однако в византийском церковном здании доминирует не крест, а скорее купол. Лежащий на четырех или восьми арках, на парусах или тромпах, разделенный на восемь, девять, двенадцать или шестнадцать секций, купол увенчивает центральный световой колодец, являющийся ядром внутреннего пространства 4 . Символическая интерпретация этой формы несколько сложнее. Назвать купол просто (и в то же время вычурно) «сводом небесным» – значит дать ему наименование, которым Карл Леман определял космологическую символику свода в язычестве. А она, как уже было доказано, не может быть перенесена на христианский церковный декор 5 . Чтобы постичь христианское сооружение в христианских же терминах, требуется известное усилие.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир. Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010