XIV в. оно было перестроено в сакристию собора. С юга к базилике примыкал баптистерий: 6-гранное здание VI в. с куполом имело крестообразную купель, замененную в XII в. 8-гранной романской (здание было полностью разрушено в 1943 и заново построено в 1989). Нижние 2 яруса совр. соборной колокольни относятся к 1452 г., верхние - к 1890-1894 гг. Рядом с собором находится епископский дворец, совр. неоклассицистический облик к-рого сформировался в 1-й пол. XIX в., после перестройки здания 2-й пол. XV в. С дворцом неразрывно связана ц. св. Доната - самый яркий памятник архитектуры города. По типу он примыкает к позднеантичным (храм Юпитера при дворце Диоклетиана в Сплите, «Золотой октагон» в Антиохии) и дороманским (капелла в Ахене) дворцовым центрическим культовым сооружениям. Церковь сооружена в т. н. первом романском стиле, связанном с ломбардскими мастерами ( Сопапт. 1959. Р. 60-61), на месте древнерим. форума и первоначально была посвящена Св. Троице. По преданию, храм был перестроен еп. Донатом (1-я пол. IX в.) и с XV в. стал носить его имя ( Ve i P. Crkva sv. Trojstva (sv. Donata) u Zadru. Zagreb, 1985. С. 3-19). Упоминается в кн. «Об управлении империей» имп. Константина Багрянородного (949). В 1830 г. храм был значительно перестроен и превращен в склад; с 1893 по 1954 г. в нем располагался археологический музей. Это довольно большое (высота 26 м, диаметр 21 м) ротондальное сооружение с 3 апсидами и нартексом. Основная часть состоит из внутренней 3-ярусной ротонды и 2-этажного обхода. Обход открывается в ротонду небольшими оконными и дверными проемами; более широкие проемы этажей напротив апсид оформлены парами мраморных колонн. 3-й ярус ротонды служит световым барабаном с узкими окнами; вероятно, первоначально он был увенчан куполом, в наст. время перекрыт деревянной кровлей. Апсиды подковообразного плана поднимаются на высоту 2 ярусов. Нартекс неправильной формы соединяет храм с епископским дворцом. Снаружи здание оформлено типичными ломбардскими лезенами, на апсидах на них опираются декоративные арки.

http://pravenc.ru/text/182465.html

Во-первых, в Гробе Господнем было два типа её геометрического плана: в виде прямого отрезка, соединяющего противоположные стороны апсиды, и в виде замыкающегося кольца колонн и плит, которые охраняли главные святыни храма. Реконструкция алтаря VI века Софии Константинопольской представляет собой сложное пространственное решение, при котором барьер преграды выступает полукругом в наос. Её план как бы объединяет круглую форму и прямую — те, что в храме Гроба существовали отдельно. Константинопольская конструкция, соединившая два разных типа, является прямым следствием развития храмовой архитектуры, которая соединила купол и базилику. Во-вторых, здесь появились сразу две наиболее характерные формы преграды: низкий парапет (вокруг Голгофы, перед Кувуклией, в алтарной части базилики) и высокий колончатый “портик” (Кувуклия). Впоследствии в архитектуре эти элементы будут варьироваться и каждый раз по-новому сочетаться. Также следует обратить внимание на ряд плит, которые были сделаны из драгоценных и полудрагоценных металлов: золота и серебра (Кувуклия, Голгофа), бронзы (преграда в Ротонде). Хотя из различных способов их декорации геометрический орнамент из простых повторяющихся мотивов был наиболее незамысловатым, в храме Гроба Господня его употребление не было хаотичным или случайным; напротив, декор был упорядочен и осмыслен. 2. Архитектура Вифлеемской базилики. Сравнение устройства алтаря в базиликах IV и VI вв. Взаимосвязь и противоречие новозаветной и ветхозаветной символики Базилика Рождества Христова в Вифлееме (IV–XIX вв.). Современный вид Вифлеемская базилика строится практически одновременно с храмом Гроба Господня (храм Гроба в 333 г. уже существовал; Вифлеемский был освящён 31 мая 339 г.). В её архитектуре решался тот же вопрос, что и при строительстве храма Гроба Господня: соединение сферической формы (в данном случае это октагон) и базиликальной, но здесь они оказались более слитыми в единое целое. Современный облик храма — результат реставрации, предпринятой во времена Юстиниана.

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

В XVIII в. основной комплекс монастырских зданий почти не использовался; монахи жили и совершали богослужения в крепости. После закрытия аббатства постройки были заброшены и разрушались. Поселившиеся на острове цистерцианцы возвели новые здания, превосходившие по масштабу средневек. постройки, среди к-рых доминирует неороманская ц. Пресв. Девы Марии (1874-1878). Клуатр, рефекторий, зал капитула и нек-рые др. помещения были отреставрированы. Капелла Спасителя в аббатстве Лерен. IX–XI вв. (?) Капелла Спасителя в аббатстве Лерен. IX–XI вв. (?) В средние века в окрестностях аббатства находилось 7 капелл, из которых сохранились 3 (известная по упоминаниям в источниках капелла св. Михаила разрушена, капеллы св. Петра, св. Капразия и святых Киприана и Иустины реконструированы в XX в.). Расположенная поблизости от мон-ря капелла св. Поркария - простое однонефное сооружение с апсидой и округлым оконным проемом на зап. фасаде. Средневек. капелла Св. Троицы состоит из прямоугольной основной части и примерно равной ей по площади алтарной части в форме триконха. Капелла Спасителя - октагон (диаметр ок. 8 м), из его вост. грани выступает небольшая апсида. В интерьере 7 граней октагона отмечены полуциркульными нишами; в стене над зап. входом прорезано округлое окно. По одной из версий, капелла относится к эпохе Каролингов, по другой - к XI в. При археологических раскопках под капеллой были обнаружены остатки построек, восходящих к начальному этапу истории мон-ря. В V в. на этом месте был возведен небольшой ораторий (молельня) со зданием из неск. комнат, одна из к-рых служила кухней. Вероятно, это была келья отшельника. В VI-VII вв. на месте жилых помещений возвели пристройку с гробницей (скорее всего, там был похоронен чтимый подвижник, живший в келье); внутри и снаружи оратория найдены захоронения. Исследователи интерпретировали эти данные как свидетельство укрепления монашеского общежития: кельи, где ранее жили аскеты, становились местами их почитания, а монахи собирались в монастыре. По-видимому, в VIII в. в оратории и пристройке поселились люди; это могло быть связано с временной оккупацией острова сарацинами. В эпоху Каролингов, когда монашеская жизнь возобновилась, здесь была построена новая небольшая церковь ( Codou. 2013).

http://pravenc.ru/text/2463581.html

авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. Он указал расстояние от Гефсимании до вершины Е. г. в 3 полета стрелы, а до Елеоны - в 1 полет. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саж., т. е. ок. 200 м («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 44-45). «Место Вознесения Господня,- говорится в «Хожении»,- находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» (Там же. С. 46-47). Совр. часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с визант. резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, к-рую занимала ротонда (или, по др. реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды. В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно правосл. греч., католич. и арм. общинами. Однако арм. духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного мон-ря. 13 сент. 1836 г. рус. посланнику в К-поле А. П.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Оглашенные – лица, которые желают принять христианство , «оглашены» проповедью слова Божия, но ещё не приняли крещения. Озарение – выражение, которое употребляется в богословии и в церковной практике для обозначения акта непосредственного усмотрения и усвоения Божественной истины; духовное видение. Ойкумена (греч. οκουμνη) – населённая людьми часть земли. Оклад – драгоценный убор иконы или напрестольного Евангелия. Оклады выполнялись из золота, серебра, золочёной меди; украшались чеканкой, жемчугом, драгоценными камнями. Октагон (греч. κτγωνον – восьмиугольник) – центрическая архитектурная постройка, имеющая в плане форму восьмиугольника. Октоих (от греч. κτ – восемь, и χος – звук) – «восьмигласник», сборник песнопений и молитв, соответствующих кругу восьми воскресений, каждому из которых соответствовал свой распев – глас; оформился в IX в. Пение октоиха начинается с понедельника после Недели Всех Святых и заканчивается в канун Великого поста перед субботой мясопустной недели (в этот период богослужение ведётся по Триоди (Постной и Цветной)). Омилия – (греч. μιλα – беседа) – слово, толкование на события евангельской или ветхозаветной истории. Древнейший вид храмовой проповеди , построенной на оборотах речи простых людей. Омофор – (греч. μоφριоν – наплечник) – длинная полоса материи, украшенная вышитыми крестами и возлагаемая на плечи архиерея поверх всех других священнических одежд, знак архиерейского сана. Омофор символизирует овцу – заблудший род человеческий, а облачённый в него епископ – Христа, взявшего на рамена (плечи) овцу и отнёсшего её в дом Отчий. Омфалос (греч. μφαλς – пуп) – полукруглый выступ на солее , совпадающий с центром подкупольного пространства, символический центр мира. Омфалосом называли также деревянную или костяную палочку, на которую наматывали свиток. Онтологизм (от греч. ν – сущее и λγоς – слово) – учение, один из главных принципов православной мистики, выражающий веру в божественную сущность мира и абсолютную реальность христианских святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аннино. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты В 1656 г. в селе Аннино, владельцем которого был боярин Илья Милославский, уже числилась деревянная церковь. В 1690 г. её сменил каменный храм. Наследник вотчины М.Б. Милославский во всём придерживался патриархальных взглядов. Демонстративно игнорируя витиеватое и пышное барокко, насаждаемое Нарышкиными, он в своих подмосковных вотчинах Аннино и Петровское ставит шатровые церкви, типология которых к тому времени считалась давно устаревшей и вышедшей из употребления. Скупое декоративное убранство церкви так же является своеобразным протестом против «нарышкинской» лепнины и изощрённой пластики фасадов. Кирпичный четверик с полукруглой алтарной апсидой несёт низкий октагон барабана, на который покоится стройный шатёр. Приземистая и тяжеловесная колокольня появилась на западном фланге в XVIII столетии. Трапезная палата, расширенная архитектором С.М. Ильинским в 1914 г. сооружена под стать, перегруженной массами звоннице. Храм же, отличающийся хорошими пропорциями, оказался заслонённым от зрителя исказившими его древний облик пристройками. Церковь действующая. Вот что пишет о церкви церковь Знамения Пресвятой Богородицы профессор Зограф в своем " очерки природы Рузского уезда " журнала " Естествознание и География " за 1901 год: " Очень интересно в этом отношении судьба села Аннино, имеющего теперь небогатое население и небогатый приход, тогда как прежде, еще во время царствования Михаила Федоровича Романова, священник этого села хлопотал перед Московским патриархом о перестройке каменной церкви, которая приходит в ветхость; как известно, в старые времена каменные храмы строились даже не всюду в городах, и если в царствование Михаила Федоровича каменная церковь обветшала, то была построена гораздо ранее; и, действительно, в шатровом куполе этого храма, есть черты, общие с древним храмом села Коломенского, построенном при великом князе Василии, отце Ивана Грозного. Колокольня построена уже, по словам священника, отцом Марии Ильиничны Милославской… В 70-е годы в селе Аннино, принадлежавшем генералу А.Н. Хераскову, брату знаменитого литератора, был построен усадебный дом - большое двухэтажное здание в стиле раннего русского классицизма и разбит живописный парк с редкими деревьями. Вместе со Знаменской церковью образовался архитектурно-художественный ансамбль " . В приходе были деревни: Стрыгино, Фомкино, Петряниха, Барынино, Ваюхино, Вишенки, Петрово.

http://sobory.ru/article/?object=01776

стороне алтарем , с амвоном перед ним, в нем и прилегающих к нему нефах размещались во время богослужения верные, в крайних - катехумены (оглашенные). На золотом фоне апсиды выделялся серебряный fastigium (преграда или киворий по хорде апсиды, поверх к-рого помещались посеребренные статуи Христа, ангелов и апостолов, см.: Краутхаймер. 2000. С. 20). Прообразами жертвенника и диаконника позднейших храмов являлись помещения по сторонам апсиды, замыкавшие крайние нефы. Планировка рим. церквей могла быть усложнена: базилика с амбулаторием за алтарем, напр. Сан-Лоренцо на Тибуртинской дороге (ок. 330), 5-нефная базилика с трансептом перед алтарной апсидой - собор св. Петра в Ватикане (319-322 (?)). Т. о., выработался стандартный вариант церковного здания, включавшего атрий, один или 2 нартекса, чаще всего 3-нефный наос с апсидой на вост. (в отличие от храмов эпохи имп. Константина) конце ср. нефа. Сам термин «базилика» в эпоху имп. Константина и до VI в. широко применялся по отношению к центричным зданиям, напр. ротонде Воскресения (Анастасис) в храме Гроба Господня, ц. Сан-Витале в Равенне ( Ward Perkins. 1954). Рассматривая назначение отдельных частей христ. базилики в разных областях империи, а также учитывая ее использование в качестве соборной, приходской или монастырской церкви, можно прийти к выводу, что происхождение этого типа сооружения не связано с конкретной функциональной необходимостью ( Mango. 1976. P. 70-75), а истоки ее прямоугольной формы или плана можно видеть и в «Апостольских постановлениях» (ок. 380). В крупных комплексах, основанных имп. Константином, базилика, как правило, сочеталась с центричной постройкой, круглой или октагональной, образуя с ней единое здание, напр. октагон над «пещерой Рождества» в составе комплекса ц. Рождества Христова в Вифлееме (до 333), или архитектурный ансамбль, напр. храм Гроба Господня в Иерусалиме, включавший круглую в плане ротонду Воскресения над гробницей и 5-нефную базиликальную церковь с галереями над всеми боковыми нефами (Мартириум, 325-326, освящен в 336), внутренний двор между ними с местом Распятия, атриум и колонные пропилеи перед входом в Мартириум с вост.

http://pravenc.ru/text/383977.html

стороны. Октагональные структуры визант. архитектуры восходили к архитектуре позднерим. мавзолеев и геройонов, для к-рых была адаптирована форма круглых храмов с куполом, напр. Пантеона в Риме (ок. 115-125). Такие мавзолеи на протяжении IV в. пристраивались к базиликам, напр. ротонда ц. св. Апостолов в К-поле для саркофага имп. Константина Великого (до 361). Но именно в Св. земле возвели первые центричные мартирии над местами, связанными с почитанием Христа. Во времена имп. Константина тип имп. геройона предназначался только для Христа ( Krautheimer. 1986. P. 64). Композиция для мартирия, подобная композиции ротонды Воскресения, была распространена в ср. века как на Востоке, так и на Западе. Не меньшее значение для появления октагональных и др. центричных христ. храмов могли иметь дворцовые залы, подобные залу приемов рим. проконсула Азии в Эфесе (октагон с круглыми нишами на диагоналях) ( Foss. 1979. P. 51. Fig. 13). Типологический ряд крестообразных храмов восходит к несохранившейся ц. св. Апостолов в К-поле (законченной в 337), план к-рой реконструируется то как крестообразное сочетание одно- или многонефных зданий-рукавов по сторонам двора ( Strzygowski. 1903. S. 74-75) с гробницей императора в центре, то как установленная в центре двора ротондальная церковь-мавзолей, ставшая после перенесения туда мощей апостолов Тимофея, Луки и Андрея (в 336 или не позднее 356-357) мартирием. Независимо от реальной формы ц. св. Апостолов в К-поле ее расположение посреди двора позволяет искать истоки этого типа среди комплексов имп. мавзолеев (Максенция в Риме и др.) и центричных позднеантичных и раннехрист. храмов (храм Солнца в Риме; Великая ц. в Антиохии, 327-341). В лит-ре отмечено подобие форм 1-й ц. св. Апостолов, ее посвящения и функций ряду крестообразных построек с квадратом на перекрестии (ц. св. Апостолов (Сан-Надзаро Маджоре) в Милане, освящена в 386, мартирий сщмч. Вавилы в Каусье (Антиохия), освящен в 387; ц. св. Пророков, апостолов и мучеников в Герасе, 464-465) или октагоном на перекрестии (мартирий в Нисе, ок.

http://pravenc.ru/text/383977.html

– «Byzantion», XIII, fasc. 1, 1938, p. 409–410. 28 Ρατηρα (совр. Арчар), Βοννεια (совр. Видин), Ακς (совр Видровград близ Неготина в Югославии), Δορστολος (совр. Силистра) византийские крепости на Дунае; Ζαλδαπ – крепость в Нижней Мезии к западу от Одесса (совр. г. Варна в Болгарии); Μαρκιανοπολις – главный город Нижней Мезии, находившийся к западу от Одесса на месте современного болгарского села Девна; Π αννασ – κ репость к западу от Маркианополя; Τρπαιον – современное румынское селение Адамклиси, восточнее Силистры («Византиски извори за истори j у народа J угослави j е», т. I . Београд, 1955, стр. 109, н. 19–26). 29 Ταμχοσρ. Это не собственное имя, как понимает его Симокатта, но один из употреблявшихся в Иране почетных титулов, в котором сочетались имя Хосрова и персидское tahm – сила. См. об этом A. Christensen . Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1944, p. 410. 30 Иоанн Мистакон, фракиец по происхождению, сменил Маврикия на посту магистра войск Востока в 582 г., когда Маврикий был вызван в Константинополь. До этого назначения он возглавлял византийские войска в Армении. Назначение Иоанна Мистакона на пост главнокомандующего произошло после 14 августа 582 г. – времени вступления Маврикия на престол. M. Higgins. The Persian War of the Emperor Maurice (582–602). Washington, 1939. 31 Осенью 582 г. вместе с отцом Маврикия из Каппадокии в столицу прибыли его мать, брат Петр и сестры, Феоктиста и Гордия. Отец Маврикия был возведен в ранг патрикия и вошел в число первых сенаторов. 32 Свадьба Маврикия происходила во дворце Дафны. Дворец Дафны, одна из наиболее древних частей Большого дворца, был построен императором Константином и получил свое название от стоявшей здесь статуи нимфы Дафны. Основными помещениями во дворце были большой зал Августей ( Α υγουστες), κ которому примыкали Октагон ( τ κτγωνον κουβοκλειον) – β осьмиугольный зал, так называемый китон ( ο Κοιτν τς Δφνης), ρ луживший местом отдыха императоров и их свиты, и храм св. Стефана (R. Janin .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ново-Осетинская. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима и епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершили Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца станицы Новоосетинской Моздокского района Северной Осетии. Никольский храм, построенный в традициях византийской архитектуры в 1918 году, считается одной из архитектурных достопримечательностей Северной Осетии. В силу драматических обстоятельств XX века архиерейское богослужение в его стенах не совершалось. 28 мая этого года архиепископ Зосима впервые посетил станицу Новоосетинскую, не так давно отметившую двухсотлетний юбилей, и выразил намерение совершить в ныне реставрируемом храме Божественную литургию, что и удалось осуществить три недели спустя. Источник: Информационно-аналитическое издание «Осетинское радио и телевидение» Никольская церковь в станице Новоосетинской – самый поздний по времени октагон в регионе. Постановление о ее строительстве было принято на станичном сборе в 1911 году: «…взамен старой деревянной маловместительной церкви, пришедшей в ветхость, построить новую кирпичную по проекту, выработанному владикавказским епархиальным архитектором Богдановым». Имеется в виду гражданский инженер Иван Иванович Богданов (1861-?). как видно из отношения строительного отделения Терского областного правления, проект церкви вызвал определенные нарекания. 27 октября 1912 года, после исправления ошибок, было дано разрешение на строительство по смете, составленной И.В. Рябикиным. Церковь освятили 10 мая 1918 года – в канун праздника перенесения мощей Николая Чудотворца. Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. - СПб., 2007. С. 140-141 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25545

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010