Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАФНИ [греч. δφνη - лавр], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, расположенный в пригороде Афин. В античные времена на этом месте существовало святилище Аполлона с окружающей его лавровой рощей, давшей название местности. Вероятно, об этом храме, стоящем на самой высокой точке священной дороги из Афин в Элевсин, упоминает Павсаний в «Описании Эллады» (Paus. 1. 37. 6-7). Языческий храм был разрушен готами в 396 г.; археологические исследования проводились в 1936-1939 гг. В V в. на его месте и из его материалов возвели христ. храм, окруженный крепостной стеной. После его реконструкции в VI в. здесь был устроен мон-рь, со временем обветшавший и пришедший в запустение. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Ок. 1080 г. (по Р. Краутхаймеру) был возведен кафоликон (соборный храм) - крестово-купольный октагон. Этот тип визант. храма, очевидно столичного происхождения, известен только в архитектуре материковой Греции XI-XIII вв. Самым ранним является кафоликон мон-ря Осиос Лукас (ок. 1020, по Краутхаймеру), неск. упрощенным вариантом к-рого стал кафоликон Д. Переход от барабана к опорам осуществляется через тромпы, распор купола гасится рукавами креста, что позволило возвести широкий купол (диаметр 8 м), царящий над центральным пространством храма, освещенным через 16 подкупольных окон. Подкупольное пространство, высотой 16,4 м, имеет вертикальные пропорции и в отличие от кафоликона Осиос Лукас лишено яруса галерей. Замкнутое пространство угловых компартиментов, перекрытых крестовыми сводами, слабо освещено. 3-апсидная алтарная часть имеет виму ротондальных очертаний. С зап. стороны расположен нартекс. Под кафоликоном находится крипта. В целом в интерьере, как и в наружном облике храма, «царят впечатляющие простота и равновесие» ( Krautheimer. P. 278). Цельность кубического объема кафоликона обусловлена пропорциями широкого купола на низком барабане, небольшой высотой рукавов креста и слабым выносом 3-гранных апсид. Стены собора выложены в технике cloisonné (перегородчатой кладки): крупные блоки светлого камня, разделенные вертикальными рядами плинфы, чередуются с ее горизонтальными рядами. Характерные для более ранних памятников Греции куфические и геометрические орнаменты почти не использованы; кирпичными арочными обрамлениями обозначены двойные и тройные окна, разделенные изящными колонками. Гладкие поверхности цокольных частей стен декорированы мраморными плитами, большая часть к-рых утрачена. Ярус окон отделен от этого «стилобата» карнизом, над к-рым проходит опоясывающий храм поребрик, очерчивающий и полуциркульные оконные обрамления. Аналогичный поребрик подчеркивает карнизы черепичных кровель.

http://pravenc.ru/text/171440.html

О том, что таинство крещения над князем Владимиром совершил именно епископ, прямо свидетельствует летописный текст, процитированный выше. Поэтому крещение совершалось только в тех храмах, где был свой епископ, то есть в кафедральных соборах, причем не в самом храме, а в особом, специально построенном здании, непременной особенностью которого является наличие купели. Такое здание на греческом и латинском языках называлось баптистерием, а по-славянски и по-русски — крещальней. Есть уникальные свидетельства о том, как должен выглядеть кафедральный храм Херсонеса. Это тексты, в которых описывается открытие равноапостольным Кириллом святых мощей третьего епископа города Рима, ученика апостола Петра, отправленного в ссылку в Херсонес и мученически окончившего здесь свою земную жизнь в 101 году от Р.Х. После обретения святые мощи были положены в кафедральный храм Херсонеса. В другом тексте этот кафедральный храм назван basilica maior, то есть большой или главной базиликой. Таким образом, чтобы найти в Херсонесе тот конкретный храм, в котором князь Владимир принял святое крещение, нужно установить, который из раскопанных храмов является кафедральным. Причем известны признаки, по которым можно будет выделить этот храм из всех остальных храмов Херсонеса. Этот храм должен являться по своим архитектурным формам базиликой, и эта базилика должна быть большой и при ней должна находиться крещальня. Еще в 1853 году граф А.С. Уваров открыл самую большую в Херсонесе базилику. Как оказалось впоследствии, в 1853 году была раскопана только центральная часть этой базилики. Раскопки, проведенные в последующие годы, позволили воссоздать облик этого уникального храма полностью. В 1876-1877 годах Одесское общество истории и древностей, продолжая исследование участка уваровской базилики, открыло к югу от нее здание необычной для христианской архитектуры Херсонеса формы. Это здание центрической композиции, по архитектурной форме — октагон (восьмиугольник) с тремя экседрами (полукруглыми нишами). Здание имело купольное покрытие. Внутри, в центре него, — вырубленная в скале купель.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4011726...

Византийская архитектура В эпоху раннего христианства продолжилось развитие достижений древнерим. наследия. Если основным типом христ. храма в IV-V вв. была базилика, то купольные центрические постройки использовались для мавзолеев, мартириев и баптистериев. Получили распространение развитые композиции в виде ротонд с внутренней колоннадой и круговым обходом (мавзолей Санта-Констанца в Риме, 324-326; и баптистерий в Ночера-Супериоре, IV в.). Аналогично строение 8-гранного Латеранского баптистерия в Риме (315, 432-440). Крестообразный мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (425) перекрыт глухим парусным К. на 4-гранном барабане. Простые октагональные в плане баптистерии в Равенне (Баптистерий православных, 400-450; Баптистерий ариан, VI в.) перекрыты 8-лотковыми сомкнутыми сводами. В Баптистерии православных лотки свода опираются на арки на колонках в углах октагона. Сложную структуру с 4 лепестками колонных экседр имеет тетраконх ц. Сан-Лоренцо в Милане (355-372). Конструкция завершалась 8-гранным К. на ступенчатых тромпах (К. обрушился в 1574 и заменен новым). Аналогичную композицию тетраконха, вписанного в ротонду (диаметр 36 м), которая в свою очередь была вписана в квадратный объем, имел храм в Босре (512) в Сирии; др. сир. храм, в Изре (515), построен по более простой схеме: октагон под яйцевидным К. большой стреловидности и с круговым обходом помещен внутри квадратного объема. Купол в ц. святых Сергия и Вакха в Константинополе. 527–536 или после 537 г. Купол в ц. святых Сергия и Вакха в Константинополе. 527–536 или после 537 г. К. часто мог подменяться шатром: не всегда, впрочем, ясно, какую форму имело завершение храма, если оно было деревянным. Так, центральный октагон на средокрестье 4 базилик в грандиозном комплексе Калъат-Симъан в Сирии (V в.) был перекрыт К. или шатром; первоначальное завершение ротонды Гроба Господня в Иерусалиме реконструируют по-разному: в виде сферического К. или шатра. Уже на рубеже IV и V вв. начались поиски соединения купольного центрического и продольного объемов. Первой попыткой такого соединения стал «купольный зал», где К. помещается посередине прямоугольного зала с апсидой (храм в Мариальба-де-ла-Рибера, Испания, кон. IV в.). Появляются и более крупные структуры - т. н. купольные базилики (ц. св. Феклы в Мериамлыке, V в., не сохр.; здесь К. или шатер был устроен над восточной частью среднего нефа, а вместо пары колонн - столбы).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

2. Милан в IV в. был 2-м важнейшим гос. (резиденция императора) и церковным центром И. после Рима. Крупнейший 5-нефный кафедральный собор Санта-Текла был построен до 355 г. (не сохр.). При нем одновременно (либо между 379 и 397) был возведен по образцу мавзолея Максимиана близ Милана (ок. 312, не сохр.) октагональный баптистерий (не сохр.), внутри к-рого чередовались прямоугольные и полуциркульные ниши. Епископ св. Амвросий Медиоланский велел поместить там надпись, в к-рой давалось толкование 8-гранной форме. Миланский баптистерий стал образцом для всех последующих построек этого типа. При св. Амвросии была построена базилика Мучеников (379-386), 3-нефная, без трансепта. Ныне известная как Сант-Амброджо, она была полностью перестроена; от первоначального здания сохранились фрагменты стен и часть купола мавзолея Сан-Витторе-ин-Чель-д " Оро. Лучше сохранилась освященная в 386 г. ц. Апостолов (ныне Сан-Надзаро-Маджоре), имеющая редкий крестообразный план с апсидами у начала рукавов креста. Близок к крестообразному план однонефной базилики Дев (ныне Сан-Симпличано, кон. IV - нач. V в.), имеющей большой трансепт и апсиду. К ней пристроен прямоугольный одноапсидный мартирий (?) Санти-Мартири-дель-Анауния. Наиболее выдающимся сооружением Милана и вообще И. IV в. стала ц. Сан-Лоренцо (ок. 375 - кон. IV в.). Перестроенный, но в целом сохранивший структуру, этот храм представляет собой квадрифолий с 2-ярусным колонным обходом. Обширное центральное пространство было перекрыто, видимо, крестовым сводом, опиравшимся на 4 угловых крестообразных столба. (Сейчас оно перекрыто куполом, опирающимся на 8 укрепленных столбов на стыках экседр со сторонами центрального квадрата.) Углы храма за крестообразными столбами, между экседрами, снабжены высокими башнеобразными объемами. По нек-рым гипотезам, этот храм был так или иначе связан с имп. дворцом и возведен по образцу известного лишь по упоминаниям в источниках знаменитого храма Гармонии («Золотого октагона») в имп. дворце в Антиохии (327-341). С востока комплекс храма дополняет мартирий Сант-Ипполито, октагон с крестообразным внутренним пространством. С юга одновременно или чуть позже был пристроен баптистерий (ныне мавзолей Сант-Акуилино) - октагон с чередованием прямоугольных и диагональных ниш в интерьере. Наконец, в нач. VI в. c севера была возведена идентичная ему (но меньшая) усыпальница Миланских епископов, мавзолей Сан-Систо. С запада к собору примыкали нартекс с торцовыми апсидами и обширный атриум.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Храм - доминанта исторического ядра современного города, определяющая архитектурный силуэт Евпатории со стороны моря. Православный собор на 2000 верующих спроектировал известный архитектор Председатель Императорского Одесского технического общества Александр Иосифович Бернардацци. Свято-Николаевский собор в техническом отношении является весьма оригинальным и смелым сооружением. При его разработке мастер полностью отказался от традиционных, несущих на себе основную тяжесть купола, пилонов. Храм в плане представляет собой восьмиугольник (октагон), перекрытый огромным монолитным бетонным куполом, диаметром 18 метров и весом 156,6 т. Выполнен по собственным точным расчетам В.А. Геренека, осуществлявшего непосредственно инженерное наблюдение за ходом строительных работ, и является наиболее интересной особенностью постройки, инженерным новшеством того времени. В верхней части барабана число граней удваивается, в каждой из которых имеется световое окно. Посредством бетонных опалубок грани барабана слиты с монолитным перекрытием. Боковые куполки, примыкающие к основному зданию, служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола. Подчеркивает общий композиционный строй квадратная колокольня. Превосходно включив свою постройку в пейзаж морского берега, Бернардацци сделал Свято-Николаевский собор организующим центром всего архитектурного облика Евпатории. http://sobor-evpatoria.ru/o-sobore Старая Свято-Николаевская церковь была построена в Евпатории греками в конце XVIII века. В 1806 году на месте её обветшавшего здания вырос другой храм, но он сильно пострадал во время оккупации в годы Крымской войны. Третий по счёту Свято-Николаевский храм заложили 11 июля 1893 года (по старому стилю) в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск и освятили 16 февраля 1899 года. Массивный, рассчитанный на 2000 человек собор был спроектирован городским архитектором Одессы, известным зодчим Александром Осиповичем (Иосифовичем) Бернардацци. Это восьмиугольный, перекрытый монолитным псевдовизантийским куполом диаметром 18 метров храм с тремя престолами: центральным - во имя святителя Николая Чудотворца, справа от него - престолом во имя благоверного князя Александра Невского и левым малым престолом, посвящёным апостолу Иакову Зеведееву, представлял собой подобие собора Святой Софии в Константинополе. Его купол, своды и стены покрывали росписи, не сохранившиеся до настоящего времени. Интерьер собора украшал роскошный резной иконостас итальянской работы, ныне также утраченный. Перед началом строительства деньги на возведение столь значимого храма собирали 2 года. К сбору денег подключились караимская, еврейская, мусульманская, армянская и греческая общины, а также городская казна. В 1892 году даже император Александр III выделил 36 тыс. рублей (немалая сумма на то время). Но несмотря на солидные пожертвования всего города, денег катастрофически не хватало.

http://sobory.ru/article/?object=07479

Итак, оставим в стороне эмоции и страсти, обсудим спокойно, что нам вменяют в вину г-н Решетников и игумен Пётр. Леонид Петрович упрекает нас, что мы «несчастные люди», умничаем и рассуждаем, не имея информации. А где нам её взять, ежели на сайте «Двуглавого орла» - молчок. Мы пользуемся только информацией сайта «Октагон», который получил её, судя по всему, лично от Решетникова. И разумеется, мы пытаемся рассуждать, что же означает эта отставка для «Двуглавого орла», для православно-патриотического движения. Это обычное дело для журналистики и аналитики. Мы не правы в своих выводах? Так укажите, в каких? Видимо, содержательно возразить нечего. Почему-то Л.П. Решетникова возмущает факт, что мы назвали его генералом ФСБ, а не генералом СВР. А отец Пётр даже делает безосновательный вывод, что Л.П. никогда не служил ни в ФСБ, ни в КГБ?! Мы назвали Л.П. генералом ФСБ по простой причине, что большинство читателей понимают, что такое ФСБ, а вот что такое СВР - уже с трудом, тем паче, что оба подразделения - и разведка и контрразведка - всю историю советской власти были подразделениями одного органа, который в разное время назывался по-разному: ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ. А отцу Петру мы советуем просто заглянуть в Википедию, где есть биография Л.П. Решетникова (вряд ли она сфальсифицирована). Согласно Википедии, Л.П. в 1970 году закончил исторический факультет Харьковского госуниверситета; затем в 1971-1974 годах учился в аспирантуре Софийского университета, где защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Участие болгарских политических эмигрантов в строительстве социализма в Советском Союзе (1921-1941 г.г.)». В 1974-1976 годах работал в Институте экономики мировой социалистической системы Академии наук СССР. Кстати, в сети есть его любопытная статья в журнале «Советское славяноведение» на тему «Участие болгарских политэмигрантов в культурном строительстве в СССР в 20-х - 30-х годах», опубликованная в 1979 году, т.е. за десять с небольшим лет до распада Союза. А с апреля 1976 года по апрель 2009 года Леонид Решетников служил во внешней разведке, которая тогда называлась ПГУ (Первое главное управление) КГБ СССР. После ГКЧП власти тогда ещё СССР решили разделить КГБ, выделив из него ПГУ, начальником которого был назначен человек со стороны академик Е.М. Примаков. Вскоре придумали и название для новой структуры - Центральная служба разведки (ЦСР) СССР. И только после развала СССР появилась Служба внешней разведки, которая в декабре 1991 года провозгласила себя официальной преемницей ПГУ КГБ СССР и ЦСР СССР.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/07/re...

К.-С. выстроен из хорошо отполированных крупных квадров местного базальта. Его длина 94 м, ширина 81 м, общая площадь комплекса 5 тыс. кв. м, он мог вместить до 10 тыс. чел. Постройка представляет собой 4 крестообразно поставленные базилики, средокрестие к-рых занимает просторный октагон с диагонально расположенными экседрами. Октагон служит своего рода атриумом для всех 4 базилик. В его центре находился столп св. Симеона высотой 40 локтей (16-18 м). Очертания октагона формируются угловыми опорами из легких устоев, фланкируемых колоннами на пьедесталах. От одной опоры к другой перекинуто 8 арок; стены же граней октагона практически отсутствуют. На пересечении стен базилик располагаются экседры, к-рые раскрываются арками в пространство октагона, создавая пластические композиции, из октагона одновременно видны экседры и боковые нефы базилик. Пространство октагона не закрывалось от базилик дверными перегородками. Центральный октагон Центральный октагон В науке выдвигались гипотезы о возможном деревянном перекрытии центрального октагона ( Krautheimer. 1986. P. 157, 500) или о полностью открытом пространстве. Евагрий Схоластик, видимо неоднократно посещавший К.-С. во 2-й пол. VI в., указал, что столп стоял посреди открытого двора, и это может служить подтверждением 2-й гипотезы. Облицовка октагона из базальтовых квадров, контрастировавших с аккуратно выложенной облицовкой в технике opus sectile в вост. базилике, указывает, что поверхность была открытой и подвергалась влиянию климатических условий ( Tchalenko. 1953. P. 268). А. Л. Якобсон (1983) считает, что октагон диаметром 28 м слишком велик даже для деревянного перекрытия. По его мнению, прообразом такого открытого пространства мог быть атриум в форме гексагона при храме Юпитера в Баальбеке (Ливан; II-III вв. по Р. Х.). Подобный открытый октагон в VI в. существовал в ц. Миджлея в Апамее. Базилики К.-С. имеют одинаковую 3-нефную структуру, примерно равны по ширине, но их длина, число колонн и промежутки между ними, внешний и внутренний декор различаются. В каждой базилике было по 6 пар (7 - по Х. Батлеру) колонн, продольный ритм к-рых усиливался дополнительными пилястрами, примыкающими к внутренним поверхностям фасадных стен и угловым опорам октагона. Расстояние между колоннами, как и во мн. сир. храмах, разное (по М. де Вогюэ, среднее - 3,69 м; по Батлеру - 3,5 м). Перемычки между колоннами были скорее всего арочными. Вост. базилика была крупнее и включала 9 пар колонн. Она отклонена от главной оси комплекса, следует более точной ориентации на восток, к-рая несколько нарушена в общей планировке К.-С., что может указывать на более поздний период ее возведения. Вост. базилика имеет 3 выступающие апсиды (центральная крупнее боковых) и 2 внешние квадратные пристройки по бокам алтаря (пастофория), возможно, это была церковь, в то время как остальные базилики предназначались для размещения паломников.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

В крепости Киринии в кон. XI - 1-й пол. XII в. была построена крестово-купольная ц. вмч. Георгия Победоносца - единственный кипрский храм на 4 колоннах. Эти мраморные колонны принадлежали раннехрист. базилике. Пещерная ц. Пресв. Богородицы Галатерусы близ Караваса сохранила фрагменты 2 слоев росписи: растительный орнамент под нишами вост. стены датируется XI или нач. XII в., остальные фрески - кон. XII или нач. XIII в. В центральной нише вост. стены помещается погрудный образ Богоматери типа «Воплощение», в сев. нише - св. Иоанна Предтечи в позе моления, как в Деисусе, в юж. нише - фронтальное изображение свт. Николая Чудотворца, в вост. части юж. стены - Спаситель на престоле, между нишами - серьезно поврежденные фигуры святых. Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в. Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в. Октагональные храмы известны на Кипре только на территории Киринийской епархии. К типу «октагон на тромпах» принадлежат 4 храма: ц. прп. Илариона в замке св. Илариона (ее датировки колеблются от кон. Х до кон. XI в.- ur i S. Middle Byzantine Architecture on Cyprus: Provincial or Regional? Nicosia, 2000. Р. 16; Παπαγεωργου. 2010. Σ. 163), кафоликон монастыря свт. Иоанна Златоуста (1090), ктитором которого был к-польский вельможа Евмафий Филокал (сохр. только части вост. и сев. стен, встроенные в новый собор 1891 г.), разрушенная турками маронитская ц. Пресв. Богородицы в Марки (XII в.) и ц. Христа Антифонита (кон. XII в.) в мон-ре арх. Михаила Антифонита. Лучшими образцами комниновского искусства на Кипре являются фрески парекклисионов Св. Троицы и Спасителя в мон-ре свт. Иоанна Златоуста (см. в ст. Иоанна Златоуста мон-рь близ Куцовендиса ) и 1-й слой росписей ц. Христа Антифонита, выполненный в кон. XII - нач. XIII в. или ок. 1200 г. Фрески позднекомниновского стиля сохранились гл. обр. в виме (в конхе апсиды - Богоматерь «Оранта» с поклоняющимися архангелами, ниже - композиция «Служба св.

http://pravenc.ru/text/1840493.html

Пол был поднят выше уровня нефов базилики на 3 ступени. В центре стоял октагональный подиум, также в 3 ступени, середину к-рого прорезал круглый световой колодец (oculus; шириной 3,85 м), напрямую открывавшийся в пещеру под ним (общее мнение ученых, за исключением Багатти). Остатки опор по периметру колодца позволяют думать, что световой колодец был увенчан киворием или окружен невысоким барьером. Не было найдено никаких остатков престола, причем Кроуфут предполагал, что в храме он изначально не был предусмотрен (как в храме Гроба Господня), так же как возможность спуска в пещеру (большинство ученых считают, что в пещеру спускались, попадая в ее зап. часть по узкой лестнице в вост. конце главного нефа базилики). В целом план базилики очень близок плану храма Гроба Господня в Иерусалиме, с поправками на различный облик самих святынь, хотя собственно мемория в В. не была отделена от зала базилики, как в Иерусалиме, но архитектурно эти элементы в обоих случаях связаны мало. Эпоха имп . Юстиниана I (527-565) Первая базилика Рождества была полностью разрушена в 529 г., во время восстания против византийцев в Самарии. Вскоре по просьбе прп. Саввы Освященного ее полностью отстроили мастера, присланные имп. Юстинианом I (о чем сообщает в нач. Х в. патриарх Александрийский Евтихий). При этом храм был существенно изменен в своей наиболее важной вост. части и приспособлен для литургии; кроме того, он стал крупнее и роскошнее, что вполне отвечало запросам ктитора. Новый храм был возведен из блоков тесаного камня, но, как и первая базилика, перекрыт деревом. Он по-прежнему имел 5 нефов, хотя количество колонн увеличилось на одну («лишний» 10-й ряд был добавлен с запада); были добавлены также экзонартекс и новый атриум. Общие размеры составили 53,2 ´ 26,8 при длине трансепта 36 м. Колонны из хорошо отполированного розоватого вифлеемита встали на новые основания, а их резные коринфские капители с аканфом и знаками креста поддерживали деревянный архитрав с резьбой (к-рая может отражать богатство кессонированных потолков храма IV в.). 3 большие двери с архитравами на выносных консолях вели из внешнего двора в нартекс, откуда 3 др. двери открывались в главный и боковые нефы. Внешние нефы и клеристорий (верхняя часть центрального нефа, приподнятая по отношению к боковым нефам) освещали окна с циркульными архивольтами. Перемены в вост. части были серьезнее: октагон сменил трифолий - главная апсида (в ней имеются остатки синтрона, перед ней - следы «сирийской бемы», возможно окружавшей престол) выдавалась с востока, 2 др. завершали рукава трансепта; световой колодец был заложен. Пещера Рождества оказалась теперь под сводом трансепта, и приподнятый пол алтарной части примерно соответствовал ей по площади. В нее спускались по полукруглым маршам с севера и юга. Полы и стены всего храма были облицованы мрамором, в верхней части стен помещались мозаики. Харви упоминает о 22 окнах, освещавших интерьер (сейчас заложены).

http://pravenc.ru/text/158886.html

Фотография. Кон. XX в. Интерьер базилики Рождества Христова в Вифлееме. Фотография. Кон. XX в. Сведения о храме IV в. (разрушен в 529) дают в основном археологические раскопки, проведенные в годы Британского мандата департаментом древностей (1934-1936, рук. У. Харви). На 50-60 см ниже уровня нынешнего пола были найдены основания стен, базы колонн, мозаичное мощение полов. Раскопки показали, что храм погиб при пожаре (открыт толстый слой пепла, обгорелого дерева и битой черепицы), а затем был разобран, так что его внешний облик восстанавливается только гипотетически. Как выяснилось, храм эпохи имп. Константина Великого делился в плане на 3 части: прямоугольный атриум на западе, 5-нефная базилика и октагональная церковь над пещерой на востоке. Базилика, перекрытая по балкам, была в плане почти квадратной (27,70 ´ 26,80 м изнутри) и делилась 9 колоннами (диаметр 1 м) на 10 компартиментов (что именно несли колонны, архитрав или аркаду, неясно). Главный неф (шириной 10 м) фланкировали сдвоенные боковые проходы (шириной 3 и 3,5 м). Храм имел строгую осевую композицию: центральная ось 3 главных частей совпадала; насквозь проходили также оси 2 внутренних нефов. На эти оси были «нанизаны» двери атриума, базилики и угловых (треугольные в плане) помещений октагона. Но крайние боковые нефы не сообщались напрямую ни с атриумом, ни с вост. пастофориями (прямоугольными боковыми помещениями). Стены базилики были украшены фресковой и мозаичной росписями на религ. сюжеты, полы вымощены мозаикой (геометрические и растительные орнаменты, изображения животных). Среди них привлекает внимание панель с мозаикой, в к-рую вписана монограмма «ΙΧΘΥΣ» (т. е. рыба, аббревиатура греч. слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), найденная в апсиде и относимая к V (Дж. Кроуфут) или к IV в. (Багатти). Ангел. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. Ок. 1169 г. Ангел. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. Ок. 1169 г. Октагон (диаметр 18,6 м) имел сторону в 7,9 м, а в ширину был равен 3 центральным нефам базилики.

http://pravenc.ru/text/158886.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010