О деятельности Г. Х. и его учеников Габриел рассказал св. блгв. царю Ашоту I Великому . Преподобный был приглашен во дворец и принят с большими почестями. Царь подарил Г. Х. местность Шатберди, где тот в кон. VIII в. основал обитель. Мон-рь стал церковным скрипторием, часть рукописей, созданных здесь, сохранилась до наст. времени. Щедрые пожертвования мон-рю сделали царевичи Адарнасе, Баграт и Гуарам. В нач. IX в. в Кларджети трудами Г. Х. были основаны муж. мон-ри Недзви (прп. Феодором), Квирикецминда (прп. Христофором), Убиси (св. Иларионом Иерусалимским), жен. мон-рь Мере (ученицей Февронией), восстановлены Мидзнадзори, Цкаростави, кафедральный собор Ишхани и др., тогда как центральные районы Грузии (Картли, Кахети) находились под властью арабов (Тбилисский эмират). Жизнь в мон-рях была основана на строгих правилах, созданных Г. Х. по образцу порядков лавры св. Саввы Освященного. В келье монаха находилась только убогая постель, жесткое ложе и кувшин для воды, не зажигали ни огонь, ни свечи. Г. Х. многое укоренил в кларджетских мон-рях по примеру к-польских. Георгий Мерчуле описывает процесс распределения братии между новооснованными мон-рями по принципу dominium (доли старшего): из всей братии Г. Х. отобрал 13 для Хандзты и Шатберди, а всех остальных распределил по жребию ( Георгий Мерчуле. Житие. С. 112; Памятники. Т. 1. С. 280). В мон-рях Хандзта и Шатберди обучали монахов, переписывали церковные книги, иллюминировали рукописи, украшали золотом и серебром переплеты книг. Там, напр., были созданы Шатбердский сборник (Кекел. S. 1141, ок. 973-976 гг.), содержащий груз. хронику «Обращение Картли», Шатбердское Четвероевангелие (Краеведческий музей г. Местии (Сванети). М 22, 897 г.), Джручское Четвероевангелие (Кекел. Н 1660, 936 г.). В Житии Г. Х. сообщается, что по его распоряжению из Палестины был привезен «устав» лавры св. Саввы Освященного (возможно, речь идет о палестинском монашеском Часослове), а также упоминается некий большой гимнографический сборник - возможно, древний Иадгари (см. ст. Грузинская Православная Церковь , разд. «Богослужение»). Ему приписываются нек-рые гимны из Иадгари Модрекили Микаела X в. (Кекел. S 425).

http://pravenc.ru/text/168081.html

Прп. Симеон Столпник. Икона. 20-е гг. XI в. (ГМИГ) На примере большой группы памятников 1-й четв. XI в.- этапа расцвета груз. чеканки - можно наблюдать процесс постепенного решения груз. златоваятелями сложнейшей задачи восприятия и передачи скульптурности (Цагерская, Лабечинская и Зарзмская иконы Богоматери, иконы вмч. Георгия из Хидистави и Накипари (все в ГМИГ), иконы архангелов и икона св. Квирике из Сванети (все в ИЭМС) и мн. др.). К 30-40-м гг. XI в. были созданы выдающиеся памятники груз. пластики, чеканная икона с изображением сидящего на льве мч. Маманта, т. н. гелатское тондо (ГМИГ), Местийский предалтарный крест со сценами из Жития вмч. Георгия (20-е гг. XI в., ИЭМС), икона прп. Симеона Столпника (20-е гг. XI в., ГМИГ), пожертвованная Цагерским еп. Антоном для церкви в Ишхани (с его «портретом»), икона святых Иоанна и Прохора из Лаштхвери (1-я треть XI в., ИЭМС), 4 пластины с изображениями святых, изготовленные мастером Иоанном Монисдзе (1040 г., 2 в ГМИГ, 2 в ГЭ). В этих памятниках, будь то отдельное изображение или многофигурная композиция, со всей полнотой проявились достижения рельефной пластики: естественные позы и жесты, правильно построенный механизм движений, разделка одежд, четко выявляющих формы тела, одинаково тщательно обработанная каждая деталь. Самым совершенным образцом груз. пластического искусства является процессионный крест из Мартвили (2-я четв. XI в., ГМИГ), созданный, согласно ктиторской надписи, «в прославление и в моление сильного Баграта царя и Куропалата (Баграт IV, 1027-1072)... руками Иване диакона». В этом памятнике груз. скульптура освободилась от скованности и впервые как бы «развернулась в пространстве». Аналогичные этапы развития прослеживаются и в др. видах груз. скульптуры (каменные рельефы, фасадная скульптура храмов, резьба по дереву). Т. о., этот процесс развития закономерен для всей груз. скульптуры отмеченного периода. Для чеканного искусства X-XI вв. помимо решения чисто скульптурных задач немаловажной была проблема создания единого произведения посредством его декоративного убранства (орнаментация, эмали, драгоценные камни).

http://pravenc.ru/text/168199.html

С. 285-344; Хаханов. 1910. С. 25-46; Кекелидзе. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 103-114, 118-124, XLII; Он же. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 3-26, 51-63, 79-85, 101-114; Он же. 1955. Т. 3. С. 178-250; Он же. 1959. С. 21-49; Он же. 1962. Т. 8. С. 56-131, 133-142, 170-199; Джавахишвили. 1947. С. 171-183), к-рые подобраны выборочно и помещены с нарушением календарной последовательности. Объяснение дает завещание Гавриила Патараи (Л. 590 об.- 591), где указано, что вначале планировалось включить в сборник Жития и Мученичества св. жен; затем, ввиду небольшого количества таких сочинений, П. М. пополнился Житиями и Мученичествами св. мужей, которые Гавриил переписал из книг монастыря Ишхани . Помимо переводных в П. М. включены также грузинские оригинальные агиографические произведения: Мученичества вмц. Шушаник (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 11-29; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 34-44; Имнаишвили. 1970. С. 133-153) и мч. Або Тбилисского ( Сабинин. Жития. 1871. Т. 1. С. 166-178; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 54-71). Греч. подлинники вошедших в сборник гомилии прп. Епифания Кипрского о Пресв. Богородице (Л. 5-7 об.), 2-й гомилии свт. Иоанна Златоуста о Крещении Господнем (Л. 117-118 об.), 3-й и 5-й гомилий свт. Иоанна Златоуста о мучениках (Л. 176 об.- 178 об., 181-183 об.; Шанидзе. 1959. С. 255-262), проповеди о генеалогии праведных Иоакима и Анны (Л. 212), Мученичества архидиак. Стефана (Л. 52 об.- 55 об.), Мученичества Ареса, Пробиоса и Илии (Л. 558 об.- 561 об.; Кекелидзе. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 51-58) неизвестны; помимо П. М. они встречаются также в Синайском Многоглаве. Архаичность текстов подтверждает и то, что фрагменты проповедей о Крещении Господнем свт. Иоанна Златоуста (Л. 118-120 об.) и св. Иулиана, еп. г. Толет (Л. 120 об.- 124), сохранились также в Ханметном Многоглаве VIII в. (НЦРГ. S 3902. Л. 5-8). Раннехрист. апокрифическое сказание «Юность Господа», по свидетельству прп. Евфимия Святогорца , К-польской Церковью было внесено в список запрещенных книг, к-рый попал в груз. лит. среду в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2579124.html

Внешне это находит выражение в умножении сцен, представляющих шествия, развертывающиеся, как правило, с Запада на Восток, либо начинающиеся у входа в церковь , как, например, в нартексе Дафни, где располагается сцена «Введение Богоматери во храм» 451 . Новые нюансы в интерпретации храмового декора не трудно ощутить даже в традиционных иконографических типах изображений, украшающих наиболее значимые части храма – алтарную апсиду и главу. Это касается и лучше всего сохранившихся изображений пророков в главе Софийского собора, которые могут служить исходной точкой при решении задачи реконструкции системы и программы его стенописи, почти полностью утраченной. Изображения пророков в тамбуре или в основании купола встречаются уже в IX–X вв. как показывают мозаики константинопольской Софии, фрески церкви в Ишхани в Грузии, около 966 г., росписи собора монастыря Мирокефала в Греции, начала XI в., где представлены фигуры Давида, Соломона, Моисея, Даниила, Исайи, Иеремии 452 . Для времени патриарха Фотия – эпохи окончательной победы над иконоборцами, когда закладывались основы новой системы храмовой декорации, прямые свидетельства очевидцев теофании, в первую очередь апостолов и пророков, представляли первостепенное значение. Как доказывает Ж. Лафонтен-Дозонь в VIII и IX вв. образы пророческих видений играют значительную роль в обосновании культа икон, о чем свидетельствуют послания пап Пасхалия I и Льва V, а также Фомы Иерусалимского, адресованные папе Льву V. В силу малого числа дошедших от этого времени памятников монументальной живописи Константинополя, примеры изображений такого рода пророческих и апостольских видений дают росписи Каппадокии X в. и иллюстрации константинопольских рукописей, в первую очередь кодексов Гомилий Григория Назианзина (Париж, гр.510) и Топографии Косьмы Индикоплова (Ватиканская б-ка, гр. 699) конца IX в. 453 . Во всех этих памятниках непременным элементом изображений пророческих видений являются образы шестокрылов – серафимов и херувимов, окружающие престол Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

рукава на 3 части. 8-гранный барабан относительно низкий, с 4 окнами, переход к подкупольному пространству решен при помощи ступенчатых тромпов. Вход с запада. Церковь была облицована ровными рядами штучного камня. Отличительной архитектурной особенностью храма являлись 4 полукруглые в плане ниши - на юж. и сев. фасадах и в зап. стене боковых рукавов. Такаишвили зафиксировал остатки росписи, но уже при нем церковь была руинизирована и служила в качестве сеновала и сушильни для фруктов ( Такаишвили. 1952. С. 80. Табл. 114-1; Zdan é vimch. 1966. Р. 17. Photo 58; Беридзе. 1981. С. 150. Рис. 104). Тетраконх Мухладжигилиси (Тао; 9,24×9,24 м) находится в 1,5 км к северу от ц. Отхтаэклесиа на правом берегу р. Отхтаэклесиис-цкали. Сложен из штучного камня. Апсиды, примыкающие непосредственно к центральному (очевидно, подкупольному) квадрату, заключены в прямоугольные рукава. Между вост. и сев. рукавами был расположен жертвенник с апсидой. По мнению Такаишвили, такой же конструкции диаконник был и с юго-востока. Из-за обрушения купола церковь невозможно датировать ( Такаишвили. 1952. С. 88. Табл. 114-3; Беридзе. 1981. С. 157. Рис. 109). Купольная церковь типа тетраконх Сухбечи (V-VI вв.; Тао) расположена к северу от Ишхани на горе Кариели (Карьол) на высоте 1800 м. Здание (ок. 7,5×7,6 м) имеет более поздний зап. притвор (длина ок. 4 м). Вост., юж. и сев. апсиды непосредственно, без бем, примыкают к подкупольному квадрату, снаружи имеют полукруглые очертания. Вход с запада, 2 окна - с юга и востока. По предположению Такаишвили, изучавшего уцелевшие нижние части стен, сложенных из ровных рядов «слегка обработанного» камня, барабан церкви имел 8 граней и опирался на тромпы. Среди местного отуреченного груз. населения сохранилось предание о том, что известь для постройки церкви разводили молоком от коров, пасшихся на слонах гор ( Такаишвили. 1952. С. 81. Табл. 114-2; Беридзе. 1981. С. 172-173. Рис. 121). План ц. Экеки, выполненный экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. План ц.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Прав. Евфимий связывал упомянутую дату короникона с 14-м циклом, а надпись датировал 1362 г. (Броссе, прочитавший число как 250 в 13-м цикле,- 1030 г.) и относил постройку храма к XIV в. В. Беридзе считал эту трактовку ошибочной, т. к. в надписи нет речи о строительстве храма, и на основании декора датировал церковь 1-й пол. XI в. ( Беридзе. 1981. С. 186-188). По мнению Ж. М. Тьерри, Ленамор был выстроен в X в. и мог быть реставрирован в 30-х гг. XI в., одновременно с кафедралом Ишхани. Святыни Согласно арм. источникам, в Кари долгое время хранился один из крестов просветительницы Грузии св. Нины. Сведения об этом содержатся в сочинениях арм. историков Аарона Ванандеци (X в.) и Вардана Великого (XIII в.), а также в соч. «Чтение о Святом Кресте» в составе в т. н. Тцеренцского синаксаря ( Меликсет-Бек. 1941. С. 61-63; Яков Цуртавели. 1978. С. 131-135; Вардан. 2002. С. 132-133). В них сказано, что перед кончиной мц. Шушаник передала крест св. Нины иноку Андрею, попросив перенести его в Тарон. Из-за трудного пути крест был спрятан в горах Спери, на границе с Тао. Через неск. лет Григорий, сын Хмаяка, племянник Вардана Мамиконяна , перенес его в крепость Капуйт, а оттуда - в Вананд (Кари). Впоследствии этот крест был назван Ванандским, а для его хранения был воздвигнут храм Сурб-Хач (Св. Креста). Крест по распоряжению армянского католикоса Барсега I Анеци (1105-1113) был перенесен в Ани. Во время взятия Ани монголо-татарами (1238/39) крест был утрачен. Считается, что эти сведения касаются не креста св. Нины, сплетенного из виноградной лозы и хранящегося в груз. патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони , а одного из крестов (или их частей), к-рые св. Нина воздвигала на вершинах гор во время миссионерской деятельности ( Асатиани. 2003. С. 43-44). С К. е. также связано Бертское Четвероевангелие, созданное в монастыре Берта (Анчийская епархия ГПЦ, ныне в иле Артвин, Турция). Четвероевангелие выполнено на пергамене письмом асомтаврули в 3-й четв. X в. В рукописи содержится завещание, в к-ром упоминаются эриставт-эристави Сумбат III Артануджский († 941) и его сыновья - Давид († 992) и Баграт († 988). Рукопись состоит из 257 листов, иллюминирована изображениями апостолов и «10 канонов» еп. Кесарии Палестинской Евсевия Памфила, вписанных в живописные камары. Рукопись содержит 26 приписок. Исполненная шрифтом нуцха-хуцури (XV в.) строка из «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели : «Правду говорит апостол, страх порождает любовь» (Л. 237),- это самый ранний известный случай цитирования поэмы. Бертское Четвероевангелие хранилось в Гурии, в XVII в. посредством одного из владетельных князей Гуриели оно попало в Кари. В 1830 г. амер. миссионеры вместе с др. груз. и арм. рукописями вывезли Четвероевангелие из Карса. В наст. время оно хранится в библиотеке Гарвардского ун-та (США).

http://pravenc.ru/text/1681043.html

ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 55, 196). П. с основания стал значительным центром груз. культуры. В кон. X - нач. XI в. Гавриил Патараи при участии Гавриила Ласкавели, Гавриила Хоргай и Иоанна Гацуетили переписал Пархальское II Четвероевангелие (НЦРГ. S 4927. Л. 133, 140) и Пархальский Многоглав (НЦРГ. A 95. Л. 590 об.- 591). Братия П. поддерживала тесные связи с др. культурными центрами Тао-Кларджети, расположенными, в частности, в монастырях Отхтаэклесиа , Шатберди, Ишхани . Для хозяйственных нужд П. и его окрестностей в скале был проведен водопровод длиной в неск. километров, сооружение к-рого местное предание приписывало царице Грузии св. Тамаре (1184-1207/13). Иногда П. управлял архиерей. В сильно испорченной 17-строчной фресковой надписи в алтаре, выполненной письмом мхедрули, упомянут настоятель мон-ря архиеп. Савва, к-рый по приказу католикоса Грузии Николая (Дасабадришвили или Сабадришвили) посетил мон-рь, чтобы урегулировать вопрос об усыпальнице мон-ря. Из надписи можно понять, что архиеп. Савва принадлежал к знатному роду, а его резиденция находилась далеко от П. Католикоса Николая отождествляют с католикосом-патриархом всей Грузии Николаем II , к-рый ок. 1246 г. ездил к монголам в Каракорум и привез оттуда ярлык об освобождении ГПЦ и груз. духовенства от всех гос. повинностей ( Такаишвили. 1952. С. 99). Визит еп. Саввы совпал с т. н. бесцарствием, когда «страна царская, престол и Мцхета и прилегающие к ней земли и монастыри не были ни под чьей защитой, ибо знать страны сей пеклась лишь о собственных владениях» и даже посягала на церковное имущество (Столетняя летопись. 2008. С. 359). Возможно, визит архиеп. Саввы был связан со стремлением уберечь П. от притязаний местной знати на монастырскую усыпальницу. С нач. XV в. атабаги Самцхе, стремясь к независимости от царской власти, стали подстрекать архиереев Самцхе-Саатабаго отложиться от Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ. В нач. XVI в. атабаг Мзечабук Джакели (1500-1516) отделил от мцхетского престола архиереев Месхети, а ставропигиальные мон-ри, в т. ч. П., подчинил их юрисдикции. Однако его преемники Манучар I (1516-1518) и атабаг-амирспасалар Кваркваре III (1518-1535) подтвердили владения католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) в Самцхе-Саатабаго; мон-ри П., Вардзия и Ошки вновь перешли под власть Патриаршего престола ( Какабадзе. 1967. С. 235, 339; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 55-56, 59-60, 70-71, 193-196).

http://pravenc.ru/text/2579120.html

Церковь св. Архангелов в Никози. X–XI вв. Церковь св. Архангелов в Никози. X–XI вв. Ученица прп. Григория Феврония основала в Мере жен. мон-рь. Возводили и возрождали мон-ри и храмы и др. ученики преподобного: еп. Ишханский Савва (Ишхани), Феодор (Недзви), Христофор (Квирикецминда), прп. Михаил Парехский (Парехи). Прп. Григорий по просьбе царя абхазов Деметре (818-854) основал мон-рь Убиси (близ р. Дзирула), настоятелем к-рого поставил своего ученика Илариона. Всего в Кларджети было основано и возобновлено «двенадцать кларджетских пустыней» (Опиза, Мере, Даба, Парехи, Хандзта, Шатберди, Мидзнадзори, Цкаростави, Баретелта, Берта, Джмерки, Долискана), и «великим архимандритом двенадцати монастырей» стал прп. Григорий Хандзтийский. 2-й этап монастырского строительства не только укрепил в стране Православие, но и благодаря совместным усилиям Церкви и гос-ва заложил основу единой Грузии. Именно в этот период автор Жития прп. Григола Ханцтели Георгий Мерчуле писал, что Грузией считают «обширную страну», где «литургию совершают и все молитвы творят на грузинском языке, только кириелейсон... произносят по-гречески» (Там же. С. 123). Арабы вмешивались и во внутрицерковные дела Грузии. Так, тбилисский эмир Саак отправил своего воспитанника диак. Цкири к блгв. царю Ашоту как кандидата на пустующую после кончины епископа Анчийскую кафедру. Кларджетские пустынники и прп. Григорий неоднократно изобличали Цкири в неблаговидных поступках, однако сместить его с епископской кафедры не удалось. В Анчи был созван Церковный Собор, к-рый отлучил Цкири и лишил его сана епископа. Цкири «отправился в Тбилиси, к эмиру Сааку, господину своему» и был возвращен им на кафедру. Задумав убить прп. Григория и разрушить храм в Хандзте, он внезапно умер по пути в с. Корти. В сер. IX в. в Джавахети (вероятно, в Кумурдо) состоялся Церковный Собор, в к-ром приняли участие епископы Вост. и Юж. Грузии, настоятели мон-рей и священнослужители, а также сын Ашота Великого Гуарам Мампали. В числе других на Соборе обсуждался вопрос о правомерности избрания католикосом свт. Арсения I Великого (860-887), сына самцхийского азнаура Мириана и ученика прп. Григория. Мириан «при поддержке малого числа епископов» возвел сына на престол католикоса, тем самым укрепив свое политическое положение и восстановив против себя епископов Картли, картлийского правителя Гуарама Мампали и ученика прп. Григория, еп. Ацкурского свт. Ефрема Мацкверели. Прп. Григорий убедил свт. Ефрема поддержать Арсения, и благодаря авторитету преподобного кандидатура Арсения была подтверждена ( Мерчуле. Житие. С. 289-291). Деятельность католикоса Арсения была настолько плодотворной, что в источнике он упоминается как «Арсений великий, католикос Картли и Мцхетского престола, венец неувядаемый» (Там же. С. 267).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Визант. влияние проявилось в полосатой каменно-кирпичной строительной технике двухъярусной церкви-усыпальницы и внутренней кладке собора мон-ря Дорт-килисе, в наличии круглых или многогранных подкупольных столпов и куполов над угловыми компартиментами храма типа вписанного креста (Ошкванк). Традиц. для Армении структура фасадной аркатуры на узких полуколонках наложена на типичные для визант. построек лопатки и арки (Ошкванк). На фасадах храмов Тайка заметно выделяются рельефы, составляющие ктиторские и геральдические композиции, библейские сцены, отдельные фигуры святых и ангелов. В соборе в Ошке ктиторы, включенные в композицию «Деисус», облачены в богато орнаментированные одежды, все фигуры выдержаны в одном масштабе (визант. схема имеет ближайшую аналогию в храме Мрена в Армении, 639 г.). С образцами монументальной пластики Ани и Ахтамара можно сравнить геральдические и фантастические изображения животных в Ошке, Хахуле и Пархале. В юж. галерее собора в Ошке сохранилась колонна, сплошь покрытая орнаментами и сюжетными рельефами. Отдельные элементы на фасадах, арки, обрамления окон храмов покрыты аниконической росписью, нек-рые резные орнаменты также раскрашены. Внутренние росписи тайкских храмов сохранились фрагментарно, но позволяют судить об их ориентации на визант. образцы и связь с росписями церквей в Грузии того же времени. Точно датированы лишь фрески Ошка - 1036 г. Вероятно, сразу после строительства, в посл. трети X в., расписан собор в Дорт-килисе. В его апсиде были представлены композиции «Благовещение», «Встреча Елизаветы и Марии», «Моисей, получающий скрижали Завета», фигуры святителей и др. На арке алтарного окна сохранился образ ктитора (Ж. Тьерри) или коронованной Богородицы (З. Схиртладзе) с моделью базилики и груз. надписью «Сион». Анализ памятников Тайка выявляет их тесные связи с зодчеством Армении (Ширак) и Грузии (Кларджети, Шавшети и др.). В результате присоединения части этой области к Грузинскому царству усилился процесс влияния груз. искусства. Ярким примером этого является перестроенный в 1027 и 1032 гг. собор в Ишхани.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Грузинские и турецкие специалисты вместе будут реставрировать древние храмы в Турции Тбилиси, 27 октября 2013 г. В Министерстве культуры Грузии подведут итоги очередной, пятой по счёту, встречи грузинских и турецких специалистов в области реставрации памятников архитектуры. Презентацию отчёта по ходу реставрационных работ храма Ишхани проведут министр культуры и охраны памятников Гурам Одишария и генеральный директор Национального агентства защиты культурного наследия Мераб Бочоидзе, сообщает Благовест-инфо . Министр Гурам Одигшария 27-29 октября, в ходе своей поездки на «Международный конгресс Шёлкового пути» встретится с коллегой - министром культуры и туризма Турции Омером Челиком. Министры затронут вопросы реставрации грузинских храмов на территории Турции. Под руководством генерального директора НАЗКН Мераба Бочоидзе сотрудничество с турецкими коллегами по вопросам Тао-Кларджети вступило в новую фазу. В результате достигнута договорённость о том, что реставрационный процесс в архитектурных комплексах Ишхани и – впоследствии - Ошки – будет проходить при совместном наблюдении грузинских и турецких специалистов. В этом формате профессиональное мнение грузинских реставраторов будет обязательно учитываться. «С целью сохранения первоначального облика Ишхани реставрационные работы проводятся в соответствии с нормами, принятыми в международной практике реставрации. Рабочая группа уже подготовила рекомендации, которые будут приняты во внимание на новом этапе совместного планирования и осуществления восстановительных работ Ишхани», - сообщают в Министерстве культуры Грузии. 27 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65205.html

   001    002    003    004    005    006   007     008