И то или иное испытание, которое посылается от Бога, посылается и для того, чтобы преодолеть наговоры лукавого, те нашептывания дьявола, которые могут испытывать праведные, благочестивые люди, даже такие, как Авраам. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 1–2). Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно (усиливая впечатление): Возьми сына твоего ,– здесь не говорится, какого,– единственного твоего ,– у Авраама было два сына: Измаил и Исаак,– которого ты любишь ;– так Авраам любил обоих, и Измаила, и Исаака. И только потом Господь говорит: Исаака . То есть того самого Исаака, в котором были все надежды Авраама на Божественное обетование, которое через Исаака должно было исполниться! И теперь все надежды рушатся! Измаил – он покинул Авраама. Правда, на этот момент мы можем предположить, что он вернулся. Но эти слова! В них столько напряжения! Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Вот эта неопределенность: на одной из гор, о которой Я скажу тебе – есть указание на то, что речь пойдет не только о горе Мориа (храмовой горе) но и о горе Голгофа. Что такое земля Мориа? Что такое гора Мориа, на которой должно быть совершено это жертвоприношение? Во Второй книге Паралипоменон мы находим такие слова: начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид (2 Пар. 3, 1). Итак, гора Мориа – это та самая гора, на которой Соломон построит первый Иерусалимский храм. Это та самая гора, на которой будет построен второй Иерусалимский храм, в котором двенадцатилетний Господь наш Иисус Христос будет наставлять иудейских старцев. И на вопрос Девы Марии и Иосифа: Чадо! что Ты сделал с нами? ответит: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2, 48–49). Это очень знаковое место! И Аврааму предлагается именно на горе Мориа совершить жертвоприношение.

http://pravoslavie.ru/109426.html

И я передал монаху. Потом пришел отец наш из затвора поспешно, я шел впереди его, и мы пришли туда, где был волхв. Послал он ко всем жителям города, чтобы они собрались к нему. Было собрание и поставил посреди их (?). И сказал отец наш Такла-Хаврьят среди собравшихся, облекшись в багряницу веры, окрашенную в день крещения, держа в руке своей лук креста победоносный. И сказал отец наш волхву: «скажи мне имя твое, злой дух, сын сатаны, враг правды проклятый и презираемый стадом Божьим? Ты говорил: «если вы будете меня оскорблять, я убью вас, а если будете хорошо относиться – будете живы». Правду ты говорил, или нет? Каковы твои дела, кто ты, и как твое имя?» Он, посрамленный, ответил по закону отца своего: «Maqwazaj». И сказал отец наш: «кому вы молитесь и кто бог ваш?» Ответил волхв: «бог наш называется Гор (Gor)». Услыхав это, отец наш Такла-Хаврьят, осенил свое лицо знамением креста святого и сказал: «во имя Отца и Сына и Св. Духа». Потом снова сказал: «Господа Бога всея твари вы не познаете, или на этого Гора нечистого навсегда упование ваше?» Отвечали и сказали ему: «мы не знаем Бога (Egzi’abhr), один Гор – бог (Amlk) наш. Кто такой Бог?» Гор – идол Египетский и Самарийский. В Египте он назван именем нечистого дьявола; к нему взывают и говорят «Диагорор», а в Самарии – «Гор». Одно призвание имен: Диагора у Египтян и Гора – у Самарян. Посему люди, которые с ними, называются «диагороровцы и горовцы». И говорят ложь от сердец своих и соблазняют многих людей волхвованиями своими те, которые – кони сатаны нечистого. И эти люди – волхвы, называемые Maqwazaj, заклинатели, над которыми нет Духа Святого, ибо от избытка своего говорят им нечистые Дигорохерклс Египтян и Горатинон Самарян. И когда спросил отец наш Такла-Хаврьят одного из них и сказал: «кто бог твой?» тот провозгласил диагороровцев по-египетски и Гора по самарийски, и не Господа Бога всяческих христианского. И услыхав, отец наш Такла-Хаврьят, что Maqwazj провозглашает имя Гора, бога своего нечистого, сказал ему: «если Гор бог твой, пусть он спасет тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Какая вера может сдвинуть горы И что имел в виду Христос, когда говорил об этом 29 ноября, 2017 И что имел в виду Христос, когда говорил об этом Сам Иисус горы не переставлял, но фарисеи прекрасно понимали, что Он имел в виду, говоря про веру, сдвигающую гору. И когда Он был распят, то ненависть и желчь Его противников излилась в полной мере. Настоящая вера может горы переставлять Ольга Шульчева-Джарман – Ну, где же у нас вера! Маловерные мы, слабые, грешные! Настоящая вера может горы переставлять! – порой вздыхают набожные люди. И сколько бы ни объясняли им, что важнее любить, важнее творить дела помощи ближнему, таинственный и огромный образ гигантского чуда – сдвигания горы словом, остается соблазном и искушением, который не-христиане порой ставят в укор, а то и используют как ловушку, как в повести Н.С.Лескова «Гора»: «Мы их уловим на Его же словах: Он говорил, что кто будет верить, как Он учил, то такой человек если скажет горе: «сдвинься», то будто гора тронется с места и бросится в воду. С кровли правителя вашего по направлению к закату видна гора Адер. Если христиане добры, то пусть они для спасения всех умолят своего Бога, чтобы Адер сошла с своего места и, погрузившись в Нил, стала плотиной течению. Тогда воды Нила подымутся вверх и оросят изгоревшие нивы. Если же христиане не сделают так, чтобы стронулась гора Адер и загородила течение Нила, это им будет вина». Ведь действительно, Сам Иисус Христос произнес слова о передвижении горы – об этом повествуют евангелисты Матфей и Марк. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11:22-24).

http://pravmir.ru/kakaya-vera-mozhet-sdv...

По мысли святителя Прокла Константинопольского , Господь преобразился также и ради того, чтобы предпоказать грядущее преображение человеческой природы всех духовно единых с Ним верующих в Небесном Иерусалиме – в жизни Будущего века. Неожиданное понимание одной из причин Преображения предлагает в своей гомилии преподобный Григорий Синаит. Он подмечает, что у Преображения, помимо апостолов, были еще и другие свидетели – неразумное тварное мироздание: горы, небеса, земля. Тем самым Фаворская Божественная слава Христа, по замыслу Творца, открылась здесь не только ученикам, но и всему Его творению. И еще всему мирозданию здесь открылась тайна двух природ во Христе: истина о том, что Он есть одновременно совершенный Бог и совершенный Человек. Вся вселенная познает благодаря Фавору: Христос – Сын Человеческий, однако сияющий при этом Божественной славой, принадлежащей Ему от века, как Единородному Сыну Божию. Как бы обобщая многие из перечисленных здесь святоотеческих мыслей о духовном смысле события Преображения, преподобный Анастасий Синаит в произнесенной им на той Фаворской горе гомилии радостно восклицает: «Здесь Царствия символы предобразованы, здесь предречено было таинство Распятия… здесь явилось снисхождение Второго Пришествия Христова; на этой горе была предсказана слава праведных, на сей горе предызображены настоящие и будущие блага. Сия гора видела образ воскресения; сия гора провозвестила через облако, явившееся на ней, будущее восхищение праведных на облаках; сия гора непреложно прообразовала наше преображение; сия гора показала ныне самый подлинный наш образ и наше сообразие Христу». Фаворский Свет: Христос – свет миру Итак, Господь преображается перед апостолами, являет им Свою Божественную славу: и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет ( Мф.17:2 ). Из Евангелия мы знаем, что Сам Христос часто именуется Светом: Он – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ); Господь ясно говорит о Себе Сам: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин.8:12 ); Доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ); Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин.12:46 ). Именно поэтому некоторые святые отцы (например, блаженный Августин и святитель Феофан Затворник) говорят о том, что Господь просиял на Фаворской горе перед Своими апостолами тем удивительным Светом, чтобы зримо подтвердить эту истину: Господь Иисус Христос – есть подлинный и высший духовный свет миру. Фаворский Свет: сияние нетварных Божественных энергий

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

– Склонял их и пр.: в подлинном повествовании короче, но в сущности – одно и тоже; у Стефана нагляднее представляется дело. – Оттолкнул его: частность, упоминаемая только Стефаном, выражающая грубый поступок обижающего еврея в отношении к будущему освободителю народа от ига египетского. От сих слов: или из-за страха сих слов. В повествовании книги Исхода говорится полнее, что Моисей только испугался сих слов, подумав, что должно быть распространился слух об убийстве им египтянина, а потом, когда узнал, что Фараон ищет казнить его смертью как убийцу, то он убежал в землю Мадиамскую ( Исх.2:14–15 ). – Страна Мадиамская – не определенная точно границами страна в каменистой Аравии, от северной части Аравийского залива. О пребывании там Моисея см. Исх.2:15 и дал. 30. По исполнении сорока лет, явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. 31. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: 32. Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. 33. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 34. Я вижу притеснение народа моего в Египте, и слышу стенание его, и низшел избавить его: и так пойди, Я пошлю тебя в Египет. По исполнении сорока лет: см. прим. к ст. 23. Событие, которое здесь изображается, описано Моисеем в Исх.3 . Стефан изображает его кратко, с некоторыми особенностями. – В пустыне горы Синая: в пустыне, в которой находится гора Синай. В книге Исхода местом события называется гора Хорив, а не Синай, но это различие не важное. В указанной пустыне из каменистой и гористой почвы возвышаются над другими – в северной стороне гора Синай (самая высокая из всех окружающих ее), в южной – гора Хорив, обе – как высшие вершины одного горного хребта. Кажется, Хорив было общим названием всей этой группы гор, Синай же – название одной возвышенности этой группы. В истории законодательства и вообще в Ветхом Завете при упоминании о месте законодательства называются то Хорив, то Синай, в Новом же Завете и у Флавия обыкновенно называется Синай.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ст. 2. И будет в последние дни уготована гора дома Господня на вершине гор. О последних днях мы читаем и в Бытии, что Иаков, призвавши сыновей своих и сказавши: «приидите, чтобы я возвестил вам, что будет в последние дни» ( Быт. 49:1 ), после того сказал Иуде, от семени которого произошел Христос: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, пока не прийдет, Кому отложено, и Он будет чаянием народов». В эти последние дни будет последний час, о котором говорит апостол Иоанн: «дети мои, последний час есть» ( 1Ин. 1:18 ), время в которое камень, отсеченный без рук от горы, возрос в великую гору и наполнил всю землю, камень, о котором говорится у Иезекииля, что им был уязвлен князь Тира ( Иез. 28:16 по LXX). Гора эта находится в доме Господнем, о котором воздыхает пророк говоря: едино просих от Господа, то взыщу: еже житии ми в дому Господни вся дни живота моего ( Пс. 26:4 ), и о котором Павел пишет к Тимофею: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии житии, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Этот дом построен на основании апостолов и пророков, которые и сами суть горы, как подражатели Христа ( Ефес. 2 ). Об этом доме Иерусалимском восклицает Псалмопевец говоря: надеющийся на Господа яко гора Сион, не подвижится в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих ( Пс. 124:1, 2 ). Поэтому и на одной из гор Христос основывает церковь и говорит: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). Нечто подобное говорит святой жаждущей душе своей и с нетерпением желающей видеть Господа: вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя ( Пс. 41:6 )? И еще: сия поминух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго (там же ст. 5). LXX перевели: явлена гора Господня и дом Божий над главами гор. Это свидетельство в тех же словах поставил и пророк Михей, которое я изложил в своем месте ( Мих. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 3. И изыдет Господь, и ополчится на языки оны, якоже день ополчения Его в день брани. С евр.: Тогда выступит Господь, и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. Т. е., «Изыдет Господь (поясняет св. Ефрем Сирин ) из храма Своего после того, как такое множество Иудеев будет истреблено и отведено в плен. И ополчится на языки оны, т. е., на Греков и Сириян. Якоже день ополчения Его в день брани, т. е., подобно тому, как ополчился Он и истребил племя Гогово в день брани». Под Гогом сей отец разумеет народы, притеснявшие Иудеев вскоре по возвращении их из Вавилона. См. толк. его на Иез. 38:4 . Ст. 4. И станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток, и разделится гора Елеонская, пол ея к востоком, и пол ея к морю, пропасть велия зело, и уклонится пол горы на север, и пол ея на юг. С евр.: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку, и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, и половина ее – к югу. Пророк, продолжая прежнюю речь, говорит теперь о том, какие явления произойдут, когда Господь Бог явится на защиту Иудеев, и для поражения их врагов. Бог явится на горе Елеонской, станет на нее Своими стопами так сильно и твердо, что гора рассядется, по-видимому, на четыре части, из которых одна часть падет на восток, другая – к морю (к западу), и межлу сими частями образуется весьма большая долина; из других же частей – одна уклонится к северу, другая – на юг. Пророк не открыл значения распадения горы, и значения частей ее, а потому оно и остается неизвестным. Блаж. Феодорит догадывается, что гора означала «дружину врагов, разделенную на части, для осады Иерусалима, так, что одни заняли восточную, а другие западную его сторону, одни стерегли с севера, а другие – с юга». По мнению же св. Ефрема Сирина , это видение разделившейся горы предвещало бедствия врагам. «Ибо Греки, говорит сей отец, желая овладеть Иерусалимом, заняли сию (Масличную) гору многочисленным войском. Как, описанное в Маккавейской книге, явление двух поборающих мужей было знамением будущего, так и это, вероятно, в то же время показанное, видение разделившейся горы предвещало им распри и несогласия, которые разделят народ греческий на две части, а также великие бедствия, какие причинят ему Антиох и цари, за ним следующие, наконец, те брани, в которых Маккавеи приобрели соотечественникам своим право свободно жить по своим законам и обычаям».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Таким образом последние минуты пребывания на земле Богочеловека проведены были Им на горе Елеонской и последнее видимое благословение Его осенило эту гору. Гора Елеонская есть самая значительная из гор, лежащих в окрестностях Иерусалима. Она стоит пред лицом Иерусалима к востоку 113 , возвышается над этим городом почти на 30 саж. и отделяется от него Кедронскою долиною. Гора Елеонская есть, собственно говоря, горный хребет, имеющий в длину 3 1 / 2 версты. Он тянется от юга к северу, облегая Иерусалим с востока. Южная оконечность хребта отстоит не более как на полверсты от восточной стены Иерусалима; расстояние между северным его концом, уклонившимся к западу, и северною стеною города несколько значительнее, а именно 1 1 / 4 версты. В книге Деяний 114 замечается, что гора Елеон находится близь Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. Иосиф Флавий 115 определяет это расстояние на 5 стадий. Хребет горы Елеонской состоит из трех отдельных вершин. Значительнейшая из этих вершин – северная; высота ее достигаете 380 саж. над поверхностно Средиземного моря. Она носите название горы мужей Галилейских (карем-ел-Сайяд). Предание говорит, что здесь, по вознесении Господа на небо, апостолам предстали два мужа в белой одежде, и сказали: мужи Галилейские: что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо 116 . Предание это, однако же, трудно привести в согласие с преданием о вознесении Господа с средней вершины горы. Средняя (джебел-ет-Тур) только на сажень ниже северной вершины. Она, в собственном смысла, есть гора Елеонская и с нее-то именно, как гласит весьма древнее предание, вознесся на небо Господь Иисус. Здесь, в память вознесения Господня, Цари Константин и Елена построили обширный храм, ныне вполне разрушенный, его место, в настоящее время, занимает часовня, в которой, направо от входа, показывают камень с отпечатленной на нем левой человеческою ступнею это, говорят, след, оставленный возносившимся Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Тогда еще раз началось ожесточенное преследование и беспощадное избиение бегущего неприятеля. Преследование продолжалось на пространстве 45 верст к северу, и все это пространство, по которому рассыпался разбитый неприятель, искавший спасения в ущельях холмов до самого Сидона, было покрыто убитыми. Преследование остановилось только уже в долине Мицвы у подошвы Ливана, когда уже окончательно истомились сами торжествующее израильтяне. Обыкновенное войско после такой победы конечно прежде всего не преминуло бы воспользоваться захваченными у неприятеля в плен лошадьми и колесницами, которых у самих израильтян не было. Но, уповая на божественное руководительство, израильтяне не придавали никакого значения такой человеческой помощи. Они веровали, что несокрушимую силу их составляли невидимые колесницы Божии. Их боговдохновенный псалмопевец в позднейшее время, выражая чувства, одушевлявшие войско Иисуса Навина, восторженно пел: „Когда Всемогущий развеял царей на сей земле, Они забелили как снег на Селмоне 683 . Гора Божия, – гора Васанская; Гора высокая, гора Васанская! Что вы завистливо смотрите, горы высокие, На гору, на которой Бог благоволит обитать, И будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч, Среди них Господь на Синае, во святилище» 684 Это упование на высшую помощь одушевляло всех израильских воинов, как об этом говорит тот же псалмопевец в знаменательных словах: Наконец последовал раздел земли. Кроме двух с половиною заиорданских колен, получивших себе наделы еще до перехода Иордана, вся завоеванная земля была разделена между девятью с половиною коленами. Раздел производился по особому жребию, указывавшему каждому колену сообразный с его численностью участок земли. Первый жребий выпал колену Иудину, которому достался обширный округ с Хевроном в центре. Рядом с ним, еще южнее, достался удел колену Симеонову, составившему южную границу земли, и затем, начиная от севера, уделы распределялись следующим образом: самая северная часть земли досталась в надел колену Нефеалимову, именно в прекрасных долинах Антиливана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

17–20. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны. Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас. Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него. (И положу суд в надежду, милость же моя на мерилех, и уповавшии вотще на лжу, яко не минет вас буря: и не отъимет от вас завета смертнаго, и надежда ваша, яже ко аду, не пребудет. Буря идущая аще найдет, будете ей в попрание: егда мимоидет, возмет вас: яко по всяко утро преходити будет в день, и в нощи будет надежда зла. Научитеся слышати, утесняемии: не можем ратовати, сами же изнемогаем, еже собратися нам). По определению правосудия Божия, погибнут все, надеющиеся на ложь и говорящие, будто они заключили союз со смертью (ст.15): они то и будут верными жертвами смерти. Их постоянно будет истреблять та буря, которой они так боялись и от которой желали избегнуть при помощи ложного средства – союза с языческим царем. Эта буря есть стремительное нападение сильных врагов, сопровождающееся попранием, разрушением и опустошением всех и всего. При этом иудеи должны будут понять, что они не могут воевать и настолько окажутся малосильны, что даже не соберут войска. 21. Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие. (Якоже гора на нечестивых востанет Господь; и будет якоже в дебри (долине) Гаваонстей, с яростию сотворит дела своя, горести дело: ярость же его чуждо употребится, и погубление его странно). На нечестивых людей, которые, забывая Бога и не страшась Его гнева, решили обезопасить себя союзом с языческим царем, Господь восстанет как гора. Как иногда гора, неожиданно подброшенная подземной силой, при страшном землетрясении (вулканическом), обрушивается на город и погребает его под грудами раскаленных камней; подобно тому и Господь наведет свой смертоносный и никак неотразимый гнев на нечестивых, а именно – наведет ассирийское войско: вооруженное пращными луками, оно разразится целым градом камней, как это некогда было во время битвы в долине под Гаваоном при Иисусе Навине (в колене Ефремовом и, вероятно, хорошо памятной жителям Самарии). Дело своего суда Господь сотворит с необыкновенной яростью; и дело это будет величайшим горем, а сама ярость будет чуждой или прежде никогда еще небывалой и погибель, какую она причинит, будет странной или бесподобной, несравнимой ни с каким другим бедствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010