Иосиф (Цвийович) (1878–1957), митрополит Скопльский (1932–1957). Воспитанник Киевской духовной академии. Присутствовал в составе делегации Сербской Православной Церкви на выборах в Москве Святейших Патриархов Тихона (1917) и Алексия I (1945). После интернирования и последующего заключения Патриарха Гавриила (Дожича) в концлагерь Дахау исполнял его обязанности (1941–1946). Ираклий (Попов Илья Константинович) (1875–1938), епископ. Родился в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию (1897). Иеромонах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1910–1918), Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря (1919–1922). Архимандрит, наместник Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря (1922). В ноябре 1922 г. приговорен к 3 годам принудительных работ. Содержался сначала в Томском доме лишения свободы, а затем в изоляторе спецназначения. В 1924 г. досрочно освобожден. Архимандрит, благочинный церквей Канского округа (1924–1925). Епископ Киренский (1925–1926), временно управляющий Иркутской епархией (1925–1926). В июле 1927 г. выслан в Красноярск. Епископ Камышинский, викарий Саратовской епархии (1928–1931); Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии (1931–1933), Курганский (1933–1934), Сергачевский, викарий Горьковской епархии (1934–1935), Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии (1935–1937), Пензенский (1937). Арестован в декабре 1937 года, расстрелян 14 февраля 1938 года. Иувеналий (Лунин) (настоящее имя Михеев Иван Иванович), сотрудник советской разведки (см.: Михеев И.И. Священник из фронтовой разведки//Наука и религия. 2005. 8). Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) (1878–1937), архиепископ, священномученик. Родился в дворянской семье. Окончил Казанскую духовную академию (1903). Иеромонах (1902). Игумен, настоятель Спасо-Елиазарова монастыря Псковской епархии (1906). Архимандрит, настоятель Юрьева монастыря Новгородской епархии. Епископ Каширский, викарий Тульской епархии (1914–1917), Тульский и Белевский (с 1919 г. – Тульский и Веневский, с 1920 г. – Тульский и Одоевский). Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. В мае 1920 г. избран членом Священного Синода при святейшем патриархе Тихоне. Архиепископ Курский и Обоянский (1923). В 1924–1928 гг. отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал в составлении «Соловецкого послания». С 1928 г. – архиепископ Рязанский и Зарайский, с 1929 г. – Рязанский и Шацкий. В 1936 г. арестован в Рязани. Приговорен к 5 годам ИТЛ. Направлен в Сиблаг. В июне 1937 г. переведен в Томскую инвалидную трудовую колонию. В октябре 1937 г. приговорен Особым Совещанием при НКВД по Новосибирской области к расстрелу. Расстрелян в ночь с 24 на 25 октября 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иов (Кресович Владимир Адрианович; 1898–1977), архиепископ. После революции в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. До 1942 г. служил в Волынской епархии. В 1942 г. хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. С 1943 г. епископ Кременецкий и Дубенский, с 1945 г. Измаильский. Воссоединился с Московской Патриархией. С 1946 г. епископ Лысковский, викарий Горьковской епархии. В 1948 г. временно управлял Горьковской епархией. С 1950 г. епископ Великолукский и Торопецкий. С 1951 г. Чебоксарский и Чувашский. С 1953 г. Казанский и Чистопольский, в. у. Чебоксарской епархией. С 1954 г. архиепископ. С 1957 г. Казанский и Марийский. В 1960 г. арестован, осужден на три года заключения. С 1967 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский. В 1973 г. Ивановский и Кинешемский. Иосиф (Орехов Иосиф Степанович; 1871–1961), митрополит. В 1896 г. рукоположен во диакона и во иерея. В 1915–1917 гг. епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Грузинского Экзархата. Уклонялся в обновленческий раскол. Принес покаяние. В 1945 г. хиротонисан во епископа Воронежского и Острогожского. С 1950 г. архиепископ. С 1954 г. архиепископ Воронежский и Липецкий. С 1959 г. митрополит. Иосиф (Цвийович; 1878–1957), митрополит Сербской Православной Церкви. Обучался в КДА. В 1913 г. пострижен в монашество. Находился в дипломатической миссии в России. С 1917 г. ректор сербской духовной семинарии («богословии») в Англии. После первой мировой войны ректор Призренской духовной семинарии. С 1920 г. епископ Битольский. В Битоле открыл семинарию, где преподавали, в частности, иеромонахи Иоанн (Максимович) и Киприан (Керн) . Подвизаясь в качестве миссионера в Прикарпатской Руси, вернул многих униатов в Православие. С 1932 г. митрополит Скопльский. В Скопле (совр. Скопье) был основан журнал «Христианское дело», открыт «Церковный музей Южной Сербии» и первая в стране галерея фресок. В годы второй мировой войны войны фактически возглавлял Сербскую Церковь . Во второй половине 1950-х гг. арестован югославскими властями в Белграде, находился в заключении в монастырях Жича и Любостиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Цвийович; 28.08.1878, с. Дрежник, близ г. Ужице, Сербия - 3.07.1957, Белград), митр. Скопский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Пожега, реальную гимназию в Ужице и Белградскую богословию (семинарию). В 1902 г. женился на дочери священника, в 1906 г. овдовел. 15 сент. 1903 г. в г. Чачак рукоположен во диакона, 1 окт. 1903 г.- во иерея. Служил в храмах в с. Драговац и в с. Миоковци близ Чачака. В 1908 г. был направлен на учебу в КДА, в 1912 г. защитил магист. дис. «Вклад сербского священства в освобождение своего народа» ( Павлюченко О. В. Серби та Чophoropцi в Ykpaïhi (XIX - початок XX ст.): Бiorpaфiчhuй словник. К., 2009. С. 156). Вернулся в Сербию и 14 сент. 1912 г. был назначен преподавателем (НЗ, патрологии и пастырского богословия) Белградской семинарии, управляющим монашеской школой в монастыре Раковица и редактором ж. «Гласник» (СПЦ). После начала 1-й Балканской войны (25 сент. 1912) оставил службу в монашеской школе и попытался вступить в действующую армию, примкнул к отряду четников во главе с Войном Поповичем. По нек-рым свидетельствам, во время боевых действий И. попал в плен к туркам, но бежал. В дек. 1912 г. покинул отряд и служил санитаром в военном госпитале в Белграде. 15 сент. 1913 г. принял монашеский постриг в мон-ре Раковица и вновь возглавил монашескую школу. В начале первой мировой войны сформировал отряд из учеников монашеской школы, к-рый в июле 1914 г. участвовал в обороне Белграда. Затем командовал взводом четнического отряда, участвовал в Церской (16-19 авг. 1914) и др. битвах. В кон. лета из-за болезни ног И. был отправлен в тыл, его отряд понес большие потери и был расформирован. Позже как священник 18-го пехотного полка вместе с Дунайской дивизией отступал через Черногорию к Адриатическому м. В нач. 1916 г. вместе с серб. армией отступил на о-в Корфу (Керкира), откуда был направлен с миссией во франц.

http://pravenc.ru/text/578557.html

4 Профессор Титов был научным руководителем многих сербов, которые учились в Киевской духовной академии и там писали свои кандидатские работы по темам, относящимся преимущественно к истории Сербской Церкви. В частности, Титов был научным руководителем Милоша Анджелковича (Положение Сербской Церкви с времен установления сербского княжества до нынешних времен (1815–1893), 1895), Стевы Димитриевича (Путешествие сербских иерархов и других духовных лиц в Россию в XV–XV III вв. и результаты этих поездок, 1898), Иосифа (Цвийовича) (Участие сербского православного духовенства в войне за освобождение и независимость родины, 1912) (данные по: Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1894/1895 учебный год//Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1895. С. 378; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1897/1898 учебный год//Труды Киевской духовной академии. Т. III. 1898. С. 39; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1911/1912 учебный год//Труды Киевской духовной академии. Т. IV. 1913. С. 67). Единственная работа Ф.И. Титова по истории Сербской Церкви, написанная в Киеве: Титов Ф. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, Митрополит Сербский (19 августа 1826 г. – 5 февраля 1898 г.)//Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1898. С. 390–411; С. 466–482; Т. III. 1898. С. 3–23. На данную работу ссылались впоследствии известные сербские историки Стева Димитриевич и Джоко Слиепчевич С. Митрополит Михаило Архиепископ Београдски и Митрополит као православни Србин, Словен и неимар Српске Цркве. 1933. 2. С. 73; Михаило, архиепископ београдски и митрополит Минхен, 1980. С. 7). 5 Надо учитывать тот факт, что профессор Титов преподавал на белградском Богословском факультете библейскую историю с библейской археологией, а какое-то время и догматическое богословие. См.: Архив Православног богословског факултета (Београд). Записници седница I. С. 209. 6 Рецензия на книгу Д.С. Мережковского «Иисус Неизвестный», которую Титов опубликовал в журнале «Преглед Цркве Нишке» (Титов Т. Д.С. Mepeжkobckiй. Неизвстный. Т. 1. Стр. 367. Блградъ. 1932 г.//Преглед Цркве Нишке. 1932. 11–12. С. 275–277), была заимствована журналом «Гласник Српске православне (Непознати Исус//Гласник Српске православне 1934. 5–6. С. 99–100).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/na...

Изменение военного положения самым непосредственным образом сказалось на судьбе Архиерейского Синода РПЦЗ. В это время в посланиях архиереев РПЦЗ, при сохранении их антикоммунистической направленности, появились новые ноты. В этом отношении интересно Рождественское послание 1944 г. митрополита Анастасия. В нем, в частности, содержатся слова, которые достаточно ясно осуждают политику III рейха. В то же время, в том же 1944 г., ввиду приближения советских войск к Югославии, антикоммунистическая деятельность митр. Анастасия даже усилилась, и в этой связи его контакты с германскими ведомствами участились. 55 8 сентября 1944 г., за несколько недель до вступления советских войск в Белград, Архиерейский Синод со своими служащими эвакуировался в Вену. Всего же из страны тогда уехало на Запад около 4 тыс. русских эмигрантов. 56 В Вене Архиерейский Синод пробыл около трех месяцев. 10 ноября служащие и члены Синода из Вены переехали в Карлсбад (Карловы Вары), где 11 февраля 1945 г. скончался бывший архиепископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко). Однако далеко не все представители русской церковной эмиграции вместе с Архиерейским Синодом покинули Югославию. В конце 1944начале 1945 г., на период освобождения страны от немецкой оккупации, в ней имелось 11 русских общин, две монашеские обители (мужская и женская), 15 монахов, 32 монахини и около 20 священников; число прихожан оценивалось в несколько тысяч человек. В целом события войны и их последствия крайне негативно сказались на судьбе русской диаспоры в Югославии. Накануне своего отъезда из Югославии, 7 сентября 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ издал указ о возложении на настоятеля Свято-Троицкой церкви протоиерея Иоанна Сокаля, как на старшего из оставшихся в Белграде священнослужителей, возглавление Епископского Совета и управление русскими церковными общинами в Югославии на правах благочинного. Приход советских войск в западную часть Югославии многие русские эмигранты встретили с радостью. Осенью того же 1944 г. настоятель Свято-Троицкой церкви Белграда, протоиерей Иоанн Сокаль, отправил на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Алексия (Симанского) письмо с ходатайством о возвращении на Родину и вхождении в состав Московского Патриархата. В январе 1945 г. Патриарший Местоблюститель известил председателя Сербского Синода митрополита Иосифа (Цвийовича) о предстоящей отправке в Югославию делегации Русской Православной Церкви во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) по «деловым вопросам, касающимся наших церковных взаимоотношений и, в частности, по вопросу о переходе в наше ведение Мукачевско-Пряшевской епархии, а также тех русских приходов, которые находятся в ведении протоиерея Сокаля». 57

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

чел. (в основном со стариками и с детьми) направился к западным границам Югославии. Беженцы отправлялись в буквальном смысле слова в неизвестность. По всей видимости, это был шаг отчаяния в надежде оказаться в американской оккупационной зоне и не попасть в руки к коммунистам. Однако достигнув Словении , у местечка Зидани мост (по др. сведениям, уже на территории Австрии) беженцы были схвачены военнослужащими 1-й Югославской армии, которой командовал генерал Печко Дапчевич. Большинство беженцев было расстреляно, а митр. Иоанникий и свящ. Лука Вукманович (родной брат одного из югославских коммунистических лидеров) переправлены в Сербию. Временный глава иерархии СПЦ митр. Скопский Иосиф (Цвийович) пытался освободить митрополита Иоанникия, но безуспешно. Митрополит Иоанникий был заключен в тюрьму г. Аранджеловац и после пыток казнен (согласно одному из поздних свидетельств, в июне 1945 года в овраге близ Аранджеловаца). Штаб 1-й Югославской армии 21 июня 1945 г. отправил сообщение Черногорской митрополии: «Посылаем вам панагию и крест, найденные у разбойника бывшего митр. Иоанникия. Смерть фашизму - свобода народу!». Место захоронения владыки осталось неизвестным. Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский. Фреска в монастыре Подмаине. В начале 1990-х годов стали появляться сведения о мученической кончине митр. Иоанникия, которые, однако, сложно проверить. В календаре «Церковь» за 1991 год было помещено свидетельство профессора Светозара Душанича. Его отец, священник Стева Душанич, служил в конце войны в Аранджеловце. Он сообщал, что когда в середине сентября 1944 года в Аранджеловац пришли партизаны, то в одном из зданий разместилось отделение ОЗНА ( " Отделение защиты народа " ) В комнатах временно содержалось по 30–40 заключенных, которых потом планомерно ликвидировали у реки под горой Букуль. В один из праздничных дней отец Стева застал во дворе группу заключенных, выведенных на прогулку, среди которых был пожилой человек с белой бородой и в гражданской одежде, который сообщил ему, что он митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий.

http://drevo-info.ru/articles/27228.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1945 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиереи-участники Собора 1945 года. С сайта Православие.Ru В деяниях Собора участвовало 46 архиереев Русской Православной Церкви , а также 87 клириков и 38 мирян назначенных правящими архиереями от епархий Русской Церкви в СССР и Америке - всего 171 человек. Архиереями-соборянами были: На Соборе также присутствовали патриархи Александрийский Христофор , Антиохийский Александр III и Грузинский Каллистрат ; представители патриархов Константинопольского митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) и Иерусалимского митрополит Севастийский Афинагор (Василиадис) ; делегации Сербской Церкви во главе с митрополитом Скопийским Иосифом (Цвийовичем) и Румынской Церкви во главе с епископом Арджешским Иосифом (Гафтоном) . Общее число членов и гостей Собора составило 204 человека. Согласно произнесённому на Соборе 2 февраля докладу члена мандатной комиссии доцента А. И. Георгиевского : " В составе членов Собора 4 митрополита, 13 архиепископов, 29 епископов, 3 архимандрита, 2 игумена, 68 протоиереев. Всего членов Собора - 171 от 89 епархий. Среди гостей находилось 3 Патриарха, 4 митрополита, 1 архиепископ, 4 епископа, 21 клирик и 4 мирянина " . Собор 1945 г. Протопресвитер Николай Колчицкий вписывает имя новоизбранного Патриарха. Ввиду такого единодушия, сам митрополит Алексий был освобожден от личного голосования . Когда голосование завершилось, в храме раздалось многоголосое " Аксиос " и хор воспел торжественный гимн " Тебе, Бога, хвалим " . В заключение митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) огласил грамоту об избрании патриарха. Ответом новоизбранного патриарха Алексия были положенные по чину слова: " Избрание меня Поместным Священным Собором Русской Православной Церкви в благодарении приемлю и нимало вопреки глаголю " . К избраннику Собора со словом приветствия обратился старейший по епископской хиротонии член Собора архиепископ Астраханский Филипп (Ставицкий) . Поместный Собор обратился с посланием к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви , в котором наряду с радостными явлениями в церковной жизни указывал и на омрачающие ее недуги: нарушения богослужебного устава; вступление христиан в гражданский брак без церковного благословения; нехранение постов, причем не только мирянами, но и клириками; пренебрежение освященным традицией говением перед причастием; падение церковной дисциплины. В обращении к христианам всего мира Собор призвал к единству в достижении победы над фашизмом. Заключительное слово произнес председатель Собора, избранный патриархом митрополит Ленинградский Алексий .

http://drevo-info.ru/articles/25908.html

Иустин вернулся на родину, в Королевство Югославия, и стал преподавать богословие в Православной семинарии св.Саввы в Сремских Карловцах. Вскоре его отправляют в Афины, где он написал докторскую диссертацию «Проблема личности и познания по святому Макарию Египетскому ». Вернувшись в Карловцы, помимо преподавания начинает издавать ежемесячный журнал «Христианская жизнь» и становится его главным редактором. Здесь же он близко познакомился с митрополитом Антонием Храповицким , став его глубоким почитателем. Передовицы в «Христианской жизни», как писала в своем некрологе мадам Элизабет Хилл, всё чаще яростно критиковали ценности западноевропейской цивилизации, которые, по мнению Поповича, навязывались Сербии. Он жаловался, что «никогда не было так мало Бога в людях и на земле, как сегодня», оплакивал секуляризацию школ, выступая за религиозное образование и молитву, сокрушался о пренебрежении к св.Савве, покровителю Сербии: «Турки сожгли мощи святого Саввы, в то время как мы, недостойные потомки его, сжигаем его сегодня; как на Врачаре его пепел был развеян, так и мы развеиваем его пепел, выбрасывая память о нём из нашего образования и культуры». В последнем выпуске «Христианской жизни» в 1927 году он провозглашает журнал единственным, хоть как-то противодействовавшим решениям Всеправославного конгресса в Константинополе в 1923 году. В первую очередь это касалось перехода на новоюлианский календарь (совпадающий с григорианским, используемым повсюду в Европе). После краткого периода преподавания в Призрене прп.Иустин был снова назначен в Карловцы. В 1931 году он сопровождал митрополита Иосифа (Цвийовича) в Закарпатье. Здесь он трудился с таким рвением, возвращая униатов в лоно православия, что ему было предложено епископство, от чего он отказался. Должность ректора Свято-Саввской семинарии в Карловцах была ему более интересна, но предложения её занять он так и не получил. Вместо этого его направляют в Битольскую семинарию преподавать догматическое богословие. Именно в этот период св.Иустин переводит на сербский язык «Лавсаик» и начинает публикацию одной из крупнейших работ: «Догматика Православной Церкви: Православная философия истины»; первый том увидел свет в 1933 году. Это приводит к назначению его на богословский факультет Белградского университета в 1934 году, где он остаётся в течение Второй мировой войны, в том числе во время оккупации Белграда нацистами, хотя его отрицательное отношение к ним не было тайной. Влияние среди студентов Поповича было огромным, некоторые, вдохновленные его примером, избрали монашеский путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Белградский богословский факультет (серб. Белградски Богословски факултет) Сербской Православной Церкви. Идея создания высшего духовного учебного заведения Сербской Православной Церкви возникла ещё в 60-е гг. XIX века. Принятый в 1905 году закон о Белградском университете предусматривал и организацию Белградского богословского факультета, но из-за недостатка преподавателей и экономических трудностей, связанных с участием Сербии в балканских, а затем и первой мировой войнах, он открылся лишь осенью 1920 года. Основу преподавательского коллектива составили эмигрировавшие в Югославию из России русские богословы и профессора духовных академий, среди которых были такие видные ученые, как А. П. Доброклонский , Ф. И. Титов , М. А. Георгиевский , А. Рождественский , Н. Н. Глубоковский и др. 6 сентября 1920 года, считающееся днем создания Белградского богословского факультета, состоялось первое заседание ученого совета под председательством проф. церковной истории Александра Доброклонского . На заседании был избран декан факультета — проф. истории СПЦ протоиерей Стефан Димитриевич . Занятия начались 15 декабря 1920 года. Первоначально количество студентов было сравнительно небольшим. В 1930/31 учебном году приписных студентов было 226 чел., из которых 98 учились на 1-м курсе. В 1938/39 учебном году — 340 чел., в т. ч. 32 студентки. При факультете была сформирована библиотека, фонды которой пополнялись во многом благодаря помощи добровольных жертвователей и меценатов. В настоящее время библиотечный фонд содержит более 30 тыс. наименований и свыше 100 тыс. экземпляров книг, а также богатое собрание периодики. В 1926 года на Белградском богословском факультете начал издаваться журнал «Богословие» , который регулярно выходит и в настоящее время. В первые годы существования факультет неоднократно менял место своего пребывания. Наконец стараниями Патриарха Гавриила (Дожича) было получено место для строительства Дома студентов по проекту проф. П. Анагностия, строительство его осуществилось в 1940 году. Во время оккупации Югославии в помещениях, принадлежавших Белградскому богословскому факультету, были расквартированы немецкие военнослужащие, и учебный процесс был прерван на несколько лет. Сильному разорению подверглась библиотека. Благодаря стараниям митрополита Скопленского Иосифа (Цвийовича) сохранилась часть библиотеки и архив факультета. Дом студента сгорел во время бомбардировки 6 апреля 1941 года.

http://drevo-info.ru/articles/11633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений (Брадварович), митр. Будимский [серб. Apcehuje] (Брадварович Светислав; 24.09.1883, Банатска-Паланка, Сербия - 10.12. 1963, Белград), митр. Будимский в 1960-1963 гг. В 1908 г. закончил ДС в Сремски-Карловци, в 1924 г.- юридический фак-т Белградского ун-та. Во диакона и священника рукоположен в 1909 г. еп. Вршацким Гавриилом (Змеяновичем). До 1924 г. служил на небольших приходах Вршацкой епархии, затем был секретарем консистории в г. Вршац. В 1933 г. назначен секретарем Великого церковного суда Сербской Православной Церкви в Белграде. Находясь на этой должности, был избран викарным еп. Моравичским. Пострижен в монашество с именем А. 1 февр. 1940 г. в Раковицком Архангельском мон-ре митр. Скопленским Иосифом (Цвийовичем) и возведен в сан игумена. 4 февр. в кафедральном соборе Белграда был хиротонисан во епископа Патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем) , еп. Бачским Иринеем (Чиричем) и еп. Нишским Иоанном (Иличем). Сразу же после окончания второй мировой войны был направлен в Сремски-Карловци для возрождения церковной жизни в Среме, бывшем частью Белградско-Карловацкой Архиепископии . Вскоре был назначен администратором епархий Далматинской , Загребской, Горнокарловацкой и Пакрацкой с пребыванием в Загребе. Восстановил архиерейские кафедры и церковные учреждения в этих пострадавших во время войны епархиях. В 1947 г. избран митр. Черногорско-Приморским. В Черногории в результате репрессивной политики властей были убиты сщмч. митр. Черногорско-Приморский Иоанникий (Липовац) и мн. приходские священники и монашествующие. Только в Зидани-Мосте погибло ок. 70 священнослужителей. Епархия была полностью разорена, церковное имущество разграблено, осталось лишь неск. священников. Власти чинили препятствия деятельности нового митрополита. После смерти в мае 1950 г. Патриарха Сербского Гавриила А. в качестве старейшего члена Архиерейского Синода управлял делами Сербской Православной Церкви. Избранию его Патриархом Архиерейским Собором воспрепятствовали коммунистические власти. 6 июля 1954 г. А. был арестован и приговорен к 11 с половиной годам строгого заключения, но позднее этот срок был уменьшен наполовину. Выйдя после заключения на свободу, А. удалился во Введенский мон-рь в Белграде. В 1960 г. дал согласие на свое избрание митрополитом древней Будимской епархии в Венгрии. Однако А. не смог занять кафедру, т. к. не получил разрешения от венг. властей на въезд в страну, и потому продолжал пребывать на покое во Введенском мон-ре. Публиковал труды по семейному праву в югослав. церковных журналах, занимался публицистикой. Похоронен во Введенском мон-ре. Лит.: Српски jepapcu. 1996. С. 37-38. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76218.html

  001     002    003    004    005