...Тысячи лет века сего то же в сравнении с вечным и нетленным миром, как если бы кто взял одну песчинку из всего множества морских песков. Так беспредельны, бесконечны и неизменны век праведных и Царство Небесное (прп. Ефрем Сирин , 32, 35). Источник. Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения (прп. Ефрем Сирин , 32, 263). Если можно было бы получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига в прочих добродетелях, то для чего попускал Бог святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил всем жить в своеволии и роскоши? Если так рассуждаем и иные из неверных увидят, что таких держимся мыслей, то скажут: значит, что Бог наш прогневан был на святых. Ибо если можно царствовать на небе без скорбен и искушений, то для чего оставлял их в бедствиях, в теснотах, в опасностях и в многообразных искушениях? Какое великое бесстрашие! Какая великая небрежность! Какая великая изнеженность! Какое ожесточение! Плакать нам должно об ожесточении сердец наших и о том, что так далеки мы от упования и терпения святых. А мы, напротив того, осуждаем еще нередко право живущих за великую их скромность, смиренномудрие, нестяжательность и прочие добродетели и такое мужество в терпении называем часто уклонением от порядка и слабостью духа и обвиняем оное в лености (прп. Ефрем Сирин , 32, 275–276). Источник. ...Поскольку всякому желательно не трудясь достигнуть блага и овладеть им, то пусть знают, что на пути к благу предлежат великое поприще и борьба и что из многих достигали оного немногие. Посему только победившие выходили в сретение Царю мирному и кроткому, охотно благодеющему человекам. Ибо таковые отныне будут наследовать землю обетования и войдут в пристань упокоения, и во град святый, и в покой праведников. Как есть это видимое небо, называемое твердию, так превыше его есть другое, светозарное небо, где полки Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Пост есть успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 8). Источник. Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости (свт. Иоанн Златоуст , 47, 757). Источник. Пост – собеседник девственниц, пост – умножение домов, пост – защитник кающихся, пост – супруг молитвы, пост – основание богатства, пост – утешение бедных, пост – помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост – вода, напояющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших (свт. Иоанн Златоуст , 52, 915). Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Источник. Пост – и уничтожение смерти, и освобождение от гнева... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Отец поста, возлюбленные, есть закон Божий; мать его – воздержание, терпение, добродетель; дочери его – подвиг, чистота, целомудрие; его родные сыновья – Моисей, Илия, Даниил, Иоанн Креститель и весь лик святых, в особенности же – пустынножителей и подвижников; его ближайшие родственники – вера, надежда и любовь; его друзья – мир, кротость, согласие; его слуги – славословие, псалмопение непрестанное, молитва чистая; сожительствует с ним страх Божий; плоды же их сожительства – святость, непорочность, дерзновение к Богу, Царство Небесное, жизнь вечная (свт. Иоанн Златоуст , 54, 919–920). К какому роду добрых дел должно причислить пост, – к числу ли существенно добрых, каковы суть: правда, мудрость, мужество и воздержание, которые вовсе не могут перейти в противную сторону, или к числу средних, т. е. таких, кои сделать иногда, может быть, полезно, иногда опустить не предосудительно...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и – даже больше для последних, чем для первых (свт. Иоанн Златоуст , 46, 270). Источник. Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь (свт. Иоанн Златоуст , 46, 271). Источник. ...Оставив... неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростъю, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего Суда) великой милости и снисхождения от Бога... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 276). Источник. ...Девственник и постник полезен только себе самому, а милостивый есть общая пристань обуреваемых, избавляет ближних от бедности и удовлетворяет нуждам других (свт. Иоанн Златоуст , 46, 282). ...Милостыня без девства привела питомцев своих с великою славою в Царство, уготованное прежде сложения мира (ср.: Мф. 25, 34 ) (свт. Иоанн Златоуст , 46, 282). ...Мы, желая избавиться милостынею от болезни душевной и от тяжких ран греховных, должны оказывать ее со всем усердием (свт. Иоанн Златоуст , 46, 284). Источник. ...В милостыне не так, ... Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ); а главное из всех благ – то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой (свт. Иоанн Златоуст , 46, 293). Хотя бы мы и не сознавали за собою никакого великого греха, однако будем очищать свою совесть милостынею (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308). Источник. Для того отцы наши и поставили бедных пред дверьми молитвенных домов, чтобы один вид бедных мог даже в самом нерадивом и бесчеловечном пробудить воспоминание о милостыне (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308). Источник. Подлинно, не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бедность, если угодно, может доставить нам гораздо больше поводов к удовольствию. Почему? Потому что она свободна от забот, ненависти, вражды, зависти, браней и бесчисленных зол (свт. Иоанн Златоуст , 56, 25). Добрый христианин обнаруживается более в бедности, нежели в богатстве. Почему? Потому что в бедности он становится негорделивее, целомудреннее, честнее, смиреннее, благоразумнее, а в богатстве встречает множество к тому препятствий (свт. Иоанн Златоуст , 56, 25). ...Будем всегда искать бедности, она – великое благо. Но, скажешь, она делает человека уничиженным и жалким? Это нам и нужно, потому что приносит нам великую пользу (свт. Иоанн Златоуст , 56, 159). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что бедность доставляет нам великое дерзновение (свт. Иоанн Златоуст , 56, 160). Убойтесь все те из вас, кто обижает бедных. Вы имеете и силу, и богатство, и деньги, и благосклонность судей; но те имеют оружие, которое сильнее всего этого, – стоны и рыдания, и самые обиды, которые они терпят, потому что все это привлекает помощь с небес. Эти оружия разоряют дома, разрушают основания, уничтожают города, губят целые народы. Так велико у Бога попечение об обидимых (свт. Иоанн Златоуст , 56, 599). Источник. Когда ты окажешься в бедности, вспомни о случившемся с , и ты тотчас воспрянешь и бросишь всякую мысль об унынии (свт. Иоанн Златоуст , 56, 641). Если видишь бедного, не проходи мимо, а тотчас подумай, каким бы ты был, если бы был тем бедным, чего бы ты не хотел, чтобы все тебе делали? (свт. Иоанн Златоуст , 56, 130). Если печалит бедность, то уничижается Божие законоположение, в котором сказано: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное ( Мф. 5,3 ). Посему если не держимся Божия законоположения, то, как очевидно, не пожелаем и бедности, а если бедность приемлем с благодарностью, то покоряемся предписаниям закона (прп. Исидор Пелусиот , 61, 214). Источник. ...Знать надлежит относительно скудости во всем, что Бог праведно наложил ее на нас, как временное наказание, и потому претерпевать ее с благодарением , да привлечем на себя благоутробие, милость и попечение Божие. егоже бо любит Господь наказует ( Евр. 12, 6 ), да смирится наказательною скудостью и далек будет от гордости... (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 71–72).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ВТОРНИК. Ин. Зач. 53. (16,2–13) О ДУХЕ СВЯТОМ И ГОНЕНИЯХ НА ХРИСТИАН Божий Дух всегда и окончательно совершает все преходящее от Бога чрез Сына… (3,162). Как солнечные лучи, производя в нем златовидность, так и Дух Святой, вошедший в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню; так воздвиг, когда пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, по вселении в него Духа, приял достоинство пророка, апостола, Ангела Божия (3,190). Духом Святым – восстановление наше в рай, вступление в Небесное Царство, возвращение и сыноположение, дерзновение именовать Отцом своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой, именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом – приобрести всю полноту благословения; как в зеркале отражать благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованию и которыми чрез веру наслаждаемся как уже настоящими (3,241). Дух Святой открывает человеку, какой путь хорош, и какой нехорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем и что скрыто на пути лукавом, чтоб человек, зная воздаяние за то и за другое, избежал вредного (22,572). Дух Святой был назван Утешителем не почему иному, если не потому, что Он утешает людей не как второй после Бога, но как Бог; утешение – свойство Божие… (43,440). Когда Божественный луч коснется и сердца, тогда и его осветит, и ум очистит, и на высоту поднимет, и, возводя на небо, соединит с Божественным светом (56,23)… Без Святого Духа никто не может ни греха избежать, ни исполнить заповедей Божиих, ни отражать власть и силу, какую возымели над нами демоны (57,168). Дух Святой, дающий людям мудрость и ведение, и благочестие, и страх Божий, и веру, не хочет пребывать в нечувственных (57,330). Если желаешь получить Божественного Духа, совершенно веруй в Бога, отрекись также от себя самого, без колебаний возьми крест на плечи и умри, чадо, произволением, чтобы сделаться тебе причастником жизни бессмертной. Да не обольстит тебя обманщик своими лживыми речами о том, что не отныне еще, а только (по смерти) умирающие получают жизнь, дабы, поверив, ты не вознерадел и не лишился причастия жизни (56,31)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Горе нам, что, отрекшись от мира, мирян превосходим страстями (прп. авва Исаия , 89, 439). Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских рассказов и сотами меда беседа мужей преподобных (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. Имей уши, отверстыми к слушанию, и руки, готовыми исполнять слышанное;, уста имей молчаливыми и сердце осмотрительным (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. ... , которые причислились к числу монашествующих... приемлют на себя безбрачную жизнь. Впрочем и в рассуждении их признаю приличным – предварительно их спрашивать и принимать от них ясный обет, почему, когда обратятся к жизни плотоугодной и сластолюбивой, подвергать их одному наказанию с блудниками (свт. Василий Великий , 11, 41). Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни (прп. Ефрем Сирин , 30, 516–517). Источник. Монах, отрекся ты от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос; после этого не люби рабства суетному миру, да не будут последняя твоя горша первых (ср.: Мф. 12, 45 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 560). Источник. Бессмертная сила в монахе нестяжательность, несущая крест. Страшно монахам сребролюбие, которое заграждает для них Небесное Царство (прп. Ефрем Сирин , 31, 564). Источник. Монах несребролюбивый самый верный проповедник Небесного Царства, а недугующий сребролюбием – человек злосчастно погибший (прп. Ефрем Сирин , 31, 568). Источник. Как бросивший камень в чистый источник мутит его, так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает душу ближнего (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Весьма многотрудна жизнь монашеская. Если она ни худа, ни хороша, то расхищается. Если имеет подмесь, то как вино, разбавленное водою, скоро портится и, окиснув, бывает уже не драгоценною, но ничего не стоящею, не полезною, но вредною, не наслаждение доставляет, а неприятность (прп. Ефрем Сирин , 31, 614). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может нам воспрепятствовать в угождении Богу… (35,193). Будем ценить выше всего единодушие (в семье) и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетели родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение (35,423). Где муж, жена и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос (35,770). Разводиться – дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять (38,635). Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь ? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви (42,167). Уважай жену, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим… (42,182). Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе как из источников, и дом твой будет исполнен многоценных благ (42,182). Подобно тому, как богатство с трудом открывает вход в Царство Небесное и, между тем, часто люди богатые входили в него, – так точно и брак (42, 684)… Если в брачной жизни невозможно исполнить свойственное монахам, то все исказилось и погибло, круг добродетелей стал тесен (43,75). ВТОРНИК. РАДОНИЦА. Ин. Зач. Ю. (3,16–21) О ЛЮБВИ БОЖИЕЙ Из любви Бог Слово снисшел на землю. Любовью отверз нам рай и всем показал вход в небо (22,8). Любовь Божия, желая нашего спасения, сама преисполняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спасались (22,381). Святые мученики, вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия – нежные узы, но рассечь ее не может и меч обоюдоострый (29,93). По любви Божией душа стала невестою бессмертного Жениха, чтобы как в зеркале отражать в себе Его благолепие (23,94). Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, Господи, и самых свирепых учение Твое; и благость Твоя всегда старается взыскать погибших (25,128).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо Моисей говорит; невозможно, чтобы узрел кто лице Господа и жив был (ср.: Исх. 33, 20 ). Но видеть Бога есть вечная жизнь, а сии столпы веры: Иоанн, Павел и Моисей – признают сие невозможным. Видишь ли кружение, которым увлекается душа в глубину усматриваемого в слове? Если Бог – жизнь, кто не видит Его, тот не зрит и жизни. А что невозможно видеть Бога, свидетельствуют богоносные пророки и апостолы. На чем опереться человеческой надежде? Но Господь подкрепляет падающую надежду, как поступил Он с Петром, подвергавшимся опасности утонуть, снова поставив его на твердую и не уступающую давлению ноги воду. Посему, если и к нам прострется рука Слова и нетвердо стоящих во глубине умозрений поставит на твердой мысли, то будем вне страха, крепко держась руководствующего нас (лова (свт. Григорий Нисский , 19, 436 –437 ). Источник. ...Кто зрит Бога, тот в сем зрении имеет уже все, что состоит в списке благ: некончаемую жизнь, вечное нетление, бессмертное блаженство, некончаемое царство, непрекращающееся веселие, истинный свет, духовную и сладостную пищу, неприступную славу, непрестанное радование и всякое благо (свт. Григорий Нисский , 19, 438). Помни же, что без целомудрия нельзя узреть Господа, хотя не всегда это можно и при целомудрии, потому что другое что-нибудь может воспрепятствовать (свт. Иоанн Златоуст , 45, 38). ...Созерцание Бога многоразлично бывает. Ибо Бог по знается не в одном блаженном и непостижимом существе Своем, что предоставлено святым Его в будущем веке, но познается также из величества и красоты Его творений, из ежедневного Его устроения и провидения, из правосудия Его, из чудес, которые Он являет в каждом роде над святыми Своими. Ибо когда мы помыслим о беспредельном Его могуществе, о неусыпном Его оке, которое видит тайны сердечные и от которого ничто не может скрыться, то объятые сердечным страхом, удивляемся и поклоняемся Ему. Когда помыслим, что Он знает число дождевых капель, песка морского и звезд небесных, то поражаемся величием естества и премудрости Его. Когда помыслим о неизреченной и неизъяснимой Его премудрости и человеколюбии, о непостижимом долготерпении, переносящем бесчисленные падения грешников, то прославляем Его. Когда помыслим о великой любви Его к нам, по которой Он, будучи Бог, не возгнушался для нас, ничего доброго не сделавших, сделаться человеком, чтобы избавить нас от обольщения, то возбуждаемся к люблению Его. Когда помыслим, что Он Сам, побеждая в нас врага нашего диавола, дарует нам жизнь вечную за одно произволение и расположение к добру, то поклоняемся Ему. Есть и другие бесчисленные, подобные сим, созерцания, чрез кои Бог становится видимым и уразумеваемым, и которые раскрываются в нас по качеству жизни и по чистоте сердца. Каковых никто совершенно не будет иметь, в ком хоть несколько еще живут плотские страсти... (прп. авва Моисей, 57, 180).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как же мы избежим огня вечного, тьмы кромешной, скрежета зубов, червя неусыпающего и всех прочих объявленных мучений, иждивая дни свои в покое и роскоши, в лености, в расслаблении, в нерадении и соизволяя на неуместные, суетные, нечистые и гнусные помыслы? Как избежим вечного плача, проводя все время жизни своей во всегдашнем смехе и равнодушии? (прп. Ефрем Сирин , 32, 264). Огонь угрожает, Господи, членам моим, но во мне, Избавитель мой, сокрыта примиряющая Кровь Твоя, геенна ожидает меня на мучение; но тесно соединено со мной Животворящее Тело Твое. Я облечен в ризу Духа Святаго и не опалюсь. Когда восшумит река огненная, угрожая отмщением, тогда угаснет во мне огнь, как скоро приразится к нему воня Плоти и Крови Твоей (прп. Ефрем Сирин , 33, 236). Здешний огонь, как ни силен, вместе с пламенем издает и свет, а тамошний огонь поядает и вместе он – страшная тьма и ночь (прп. Ефрем Сирин , 34, 63). Ад – есть тьма неведения, покрывающая разумную тварь после потери ею созерцания Бога (авва Евагрий, 85, 600). ...Сошедши во ад, где никто не может исповедаться ( Пс. 6, 6 ) и откуда уже никто не освободит нас... уже будет необходимо в стеснении и глубоком мраке и при полном отсутствии утешителей терпеть бесконечное наказание и быть несожигаемою пищею для всепожирающего пламени (свт. Иоанн Златоуст , 45, 164). Источник. Самая угроза геенною, не менее обетования Царства Небесного, показывает Божие человеколюбие. Если бы Он не угрожал геенною, то не скоро можно было бы достигнуть небесных благ. Одно обетование благ не достаточно для побуждения к добродетели, если не имеющих усердия к ней не поощряет и страх наказания (свт. Иоанн Златоуст , 45, 171). Источник. ...Геенны мы должны бояться и страшиться не ради того неугасимого огня, страшных наказаний и нескончаемых мучений, но потому, что оскорбляем столь благого Господа и становимся недостойными Его благоволения, как и в Царство спешить надобно нам из любви к Нему, дабы наслаждаться Его благодатию (свт. Иоанн Златоуст , 48, 223).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Получившие духовный дар от Бога долг имеют неоскудно передавать его прежде других детям своим духовным, потом друзьям, знаемым и слугам, а далее и сторонним, богаты ли они или бедны, слово ли премудрости кто получил, или слово разума, или дарование исцелений, или предстательство о душах, или силу помогательную, или рассуждение управительное. И вся кий из тех, которые учат или делают что-либо для других, пусть ведает, что никто из них не будет похвален и не получит воздаяния за то, что делает, но строго будет истязан, осужден и наказан за все, что пропустит сделать (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 95). Пока естественные наши силы бесчинно держат себя между собою и распадаются на многие скопы, до тех пор мы не можем быть причастными и сверхъестественных даров Божиих. Оставаясь же непричастными их, мы далеко негде стоим и от таинственного священнодействия, совершаемого мысленным деланием ума на небесном жертвеннике. Когда же мы, ревностно проходя священные подвиги, очистимся от чувственных влечений и силою Духа соберем воедино образовавшиеся в нас скопы, тогда и неизреченных Божиих благ бываем причастны, и Божественные таинства таинственного священнодействия ума достойно возносим Богу Слову на пренебесный мысленный жертвенник Божий, как зрители и священнослужители бессмертных тайн Его (прп. Никита Стифат , 92, 159). Не ищи преподания тебе дарований, если они не способствуют спасению и сохранению смиренномудрия... (прп. Феогност, 90, 388). Святый Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 83). Источник. Единый Святый Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 167). Источник. После кончины своего старца авва Иоанн постился сорок дней, и ему было небесное видение, причем он слышал голос: «На какого больного ты ни возложишь своих рук, он исцелится». Утром, по Промыслу Божию, приходит к нему человек с больной женой, страдавшей раком груди. Муж неотступно просил авву о ее исцелении. Тогда святой возложил руку на женщину, осенил грудь ее крестным знамением, и она тотчас получила исцеление. С тех пор Бог явил через него много других знамений не только при жизни, но и по смерти его (102, 73). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010